Как не дать себе. Решитесь на конфронтацию

Инструкция

Не будьте слишком откровенны с коллегами и случайными знакомыми, не делитесь без крайней необходимости подробностями личной жизни. Не слишком порядочные, а то и просто бестактные люди могут во зло использовать эти сведения.

Не участвуйте в обсуждении личной жизни других людей, никак не комментируйте откровения, которыми с вами делятся сплетники. Заповедь «Не ближнему того, чего не желаешь себе» никогда не потеряет актуальности.

Если вам задали бестактный вопрос на личную тему, не спешите отвечать – сначала обдумайте намерения собеседника. Возможно, он искренне беспокоится о вас, просто не подумал, что обсуждение может быть вам неприятно. В этом случае ответьте просто: «Решаю это проблему» и вернитесь к занятию, от которого вас оторвали.

Если у вас есть основания подозревать, что ваш собеседник хочет уязвить вас или относится к людям, о которых говорят: «Простота – хуже воровства», посмотрите на него долгим изучающим взглядом энтомолога, встретившего незнакомый вид бабочек.

За это время постарайтесь придумать ответ, который отобьет у любопытного желание задавать такие вопросы. Например, коллега сочувственно спрашивает: «Что ж ты все одна да одна? Когда замуж-то?». Вы можете со вздохом ответить: «Да вот как посмотрю на семьи знакомых, так и подумаю, зачем мне это надо… Взять хоть тебя…»

Если собеседница спросит, что не так с ее семьей, искренне удивитесь: «А что, ты разве не знаешь?..» Можете не уточнять, в чем проблема, если сами не знаете, просто отнекивайтесь: «Ладно, забудь. Меньше знаешь – крепче спишь…»

Если «добрая женщина» радостно намекает, что вы сильно поправились, пожалуйтесь ей на милого, который закормил вас мороженым. Вы уж и не рады, что сказали ему о своей слабости – так теперь и таскает вам всякие пломбиры и торты…

Возможно, коллеги пытаются свалить на вас свои должностные обязанности. Пару раз вы оказали им любезность, и как-то неожиданно их работа стала вашей. В следующий раз предложите: «Хорошо, я поработаю за вас, но тогда вы поработайте за меня. Нужно сделать пункты «а», «б» и «в», пока я буду делать за вас «г» и «д»». Или отшутитесь: «Если уж вы просите выполнить ваши должностные обязанности, может, поделитесь со мной вашим должностным окладом?».

Иногда приходится сталкиваться с агрессией в транспорте или в общественных местах. Отвечать грубостью на грубость не стоит – в глазах окружающих вы будете выглядеть так же скверно, как и ваш оппонент. Попробуйте сделать что-нибудь неожиданное, чтобы сбить скандалиста с толку. Например, с улыбкой скажите: «Женщина (мужчина), вы такая красивая (красивый)! И вам так не идет, когда вы сердитесь».

Evgeniya_Porechenskaya_Shutterstock.com

Очень часто в нашей жизни происходят ситуации, когда мы сталкиваемся или с откровенной злобой, или с хамством, или с колкостями и издевательствами. Жизнь могут отравлять постоянные нападки со стороны коллеги или какого-то знакомого, а иногда из себя может вывести агрессивное поведение на дороге, в очереди или в метро. И для некоторых из нас, тех, кто не умеет оперативно парировать, встает вопрос: «Как лучше себя повести: благородно удалиться или же дать сдачи едким словцом?» Главное - это научиться вести себя с обидчиком достойно — так, чтобы стыдно и обидно было ему, а не вам.

Итак, первое, с чего нужно начать, — это научиться контролировать свои эмоции . А они у нас могут быть следующие: растерянность, подавленность или агрессия. Берите себя в руки и четко говорите про себя: «Нельзя показывать свою растерянность и убегать в кусты», «Я могу пересилить себя и не показать подавленность, «Я не должен молчать с мокрыми глазами или красными ушами», «Я не буду показывать свою злость и раздраженность, будто меня действительно задели за живое, и не позволю, чтобы обидчик торжествовал». Вам будет проще это сделать, если вы будете представлять при этом своего оппонента в каком-то жалком или смешном виде : злой гном, тявкающая собачонка. Или же посадите его в аквариум и представьте, что он шлепает губами, как раздувшаяся рыба-шар, а вы ничего не слышите, зря старается.

Второй момент - это уметь дать достойный отпор.

Если вы периодически сталкиваетесь с проблемой «ненаходчивости» в нужной ситуации, то заготовьте несколько фраз и аргументов заранее: универсальных и по ситуации. Что это значит: первые подходят в любой ситуации и любому человеку, а вторые следует заранее обдумать, если вы наперед знаете, что велика вероятность того, что по такой-то или такой-то теме наверняка пройдется ваш постоянный обидчик.

Например, нагрубил вам какой-нибудь очередной чиновник в нашем процветающем бюрократическом аппарате, скажите: «Я вижу по вам, что у вас проблемы с женщинами, но я-то тут при чем, мне всего лишь справка была нужна». Или рявкнул кто-то в общественном месте, ответьте: «По вам видно, что вам трудно живется, но зачем на мне злость срывать». Конечно, так следует делать, если вам терять нечего, кроме собственного лица, так уж лучше уйти победоносно и не портить себе настроение неудачей.

А вот если вы, приходя на работу с новой сумкой, новой прической или же готовя новый доклад, ждете очередной неминуемой критики, подготовьтесь заранее. Продумайте, на что именно, на какой нюанс и в каком ключе может быть направлена эта критика, заготовьте опровержение, доказательства и ту «точку», которая будет поставлена после вашей реплики. Можно даже посоветоваться с кем-то из знакомых и близких: как они видят эту ситуацию, что бы они сказали на вашем месте, как бы парировали.

И третий пункт - когда и кому можно хамить и вообще нужно ли это делать? Конечно, учиться плохим манерам - не самое добропорядочное дело. Но, к сожалению, в нашей сегодняшней действительности появляется все больше и больше таких субъектов, от поведения которых нужно уметь себя защищать. И, увы, зачастую действуют на них только те же способы «общения», что применяют они сами.

Итак, для начала хорошенько прикиньте, а стоит ли вообще что-то говорить обидчику. Порой люди бывают агрессивными и могут дойти до применения физической силы вне зависимости от пола и возраста. Так что иногда лучше тихо удалиться и не искать приключений на всем нам знакомое место.

Если же «злодей» просто обыкновенный хам и не представляет опасности, а уходить униженным и оскорбленным совсем не хочется, то ответьте ему в том же духе, не стесняйтесь. Просто сконцентрируйте всю свою злость, обиду, негодование и вылейте на него эмоции одним махом. Можно даже парой-тройкой емких слов. Неприлично? Подумайте, а он прилично себя вел, когда говорил вам примерно то же самое? Так что не стесняйтесь лишний раз, и если ситуация позволяет: тверже голос, суровее лицо и ответный «выстрел». Поверьте, после такого «выхода» негативных слов уйдет и весь ваш негатив. Порой лучше выпустить пар, а не копить внутри себя обиду и злость, не чувствовать себя целый день растоптанным и униженным.

Учитесь контролировать себя, свои эмоции и находите силы для достойного и эффектного отпора в зависимости от ситуации и тех людей, которые пытаются вас обидеть. И вы увидите - во многом жизнь станет проще и спокойнее. Ведь самое главное - не переносить свою обиду на близких и ни в чем не повинных людей, а уметь дать отпор тому, кто в этом реально виноват.

и типы манипуляторов, разобрали специфику каждого типа и причины, по которым нельзя вести себя подобным образом. Теперь же самое время поговорить о том, что делать, если вас втягивают в этот треугольник, а вы этого совершенно не хотите.

Давайте разберем 7 способов борьбы с манипуляторами, которые помогут вам защитить себя. Как противостоять манипулятору и как правильно реагировать на его действия? Как обычно, прежде чем говорить о конкретных техниках, давайте поговорим о изначальном отношении к миру и к себе. Только человек, который адекватно оценивает себя, свои действия и окружающих, может с легкостью обходить хитрости манипуляторов.

Кто сможет противостоять манипулятору?

Так какими же качествами отличается человек, который может противостоять манипулятору? Человек со стабильной адекватной самооценкой и адекватным же отношением к миру отличается следующими чертами:

1. Собственная система ценностей

То есть, для того, чтобы решить, что он хочет делать, что не хочет, правильно или неправильно он поступает, ему не нужны окружающие. У него есть свои приоритеты, которые определяют его деятельность. При этом мнение окружающих может иногда дополнять его личное мировоззрение, но никогда не будет диктовать условия.

2. Независимость

Человек со здоровым отношением к себе понимает, что только он отвечает за свои поступки. Соответственно, он и не перекладывает на других свои обязательства, и в то же время не обязан не перед кем отчитываться в своих поступках. Каждый человек независим в своих мыслях и действиях, и мнение окружающих он может учитывать только по своему желанию. Манипуляторы часто нарушают границы и пытаются управлять поведением окружающих. Однако, это лишь провокация, которую необходимо пресекать.

3. Не старается угодить

Здоровая личность понимает, что она имеет право иметь любое мнение, даже то, которое не понравится окружающим. Также человек имеет право поменять мнение, иметь ошибочное мнение, или быть не согласным с чьим-либо мнением. При этом не испытывает чувства вины от того, что он не соответствует чьим-либо ожиданиям.

4. Не берет на себя чрезмерную ответственность

Часто манипуляторы играют на чувстве долга и желании помочь ближнему. Важно понимать, что человек несет ответственность лишь за самого себя и малый круг людей, которые действительно от него зависимы (например, маленькие дети). Остальные должны самостоятельно решать свои проблемы, а оказание им помощи является актом доброй воли, но никак не долгом.

5. Умеет отказывать

Многие люди, соответствуя всем вышеперечисленным пунктам, все же не могут отказать манипулятору. Им кажется, что отказав, она проявят грубость или невоспитанность. Однако главная невоспитанность идет все же от манипуляторов, которые игнорируют границы окружающих. Поэтому умение отказывать является важным навыком, который в данном случае крайне необходим.

Как вы видите, во всех сферах жизни определяющим фактором является степень развитости личности, ее адекватность и внутренняя сила. Личность, обладающая чертами, перечисленными выше, может достаточно легко справиться с манипулятором. Даже без специального обучения, они интуитивно чувствуют, как правильно реагировать. Если же человек не имеет своего собственного взгляда на мир и слабо чувствует свои потребности и возможности, его легко затянуть в игру.

Теперь давайте перейдем конкретным способам реагирования на попытки манипуляторов втянуть вас в свою игру.

7 способов борьбы с манипуляторами

1. Избегать общения

Это очень простой совет))). Если в вашем окружении есть человек, в котором вы узнаете манипулятора, будьте аккуратны в общении с ним. Как правило, эти люди сами не отдают себе отчет что и почему они говорят, и все их диалоги очень стереотипны. Все разговоры Жертв сводятся к нытью, разговоры Преследователя – к критике всех и вся, а Спасатель любит давать советы и поучения. Примите эти особенности ваших знакомых и всегда имейте их в виду. Они вряд ли изменятся (если только сами не захотят), и общение с ними всегда будет одинаковым.

2. Сохраняйте спокойствие

Если избежать общения не удалось, сохраняйте спокойствие, причем не только внешнее, но в первую очередь внутреннее. Манипуляторы играют на сильных чувствах: жалость, гнев, вина, сочувствие, справедливость. Если вы включитесь эмоционально и испытаете те чувства, которые от вас ждут, то можно считать, что вы включились в игру. Сохраняя эмоциональную отстраненность, вы можете контролировать ход общения и не реагировать на провокации манипулятора.

3. Минимальная реакция

Ваша реакция на манипуляции должна быть самой минимальной из всех возможных. Если это уместно – промолчите в ответ на высказывание. Если промолчать не получается - дайте максимально краткий и безэмоциональный ответ. Главная добыча манипулятора – это эмоции, которые он получает от своей жертвы, именно они дают эму удовлетворение. Если не включаетесь в игру, он теряет смысл общения с вами.

4. Конфронтация

Иногда конфликт с манипулятором неизбежен. Если это ваш близкий человек, друг, родственник, и вы с ним постоянно взаимодействуете, то в определенный момент важно определить границы в ваших отношениях. Это неприятный момент, однако, иногда только таким способом вы можете донести свою мысль до своего близкого человека.

Главный момент здесь заключается в том, чтобы не давать ей постоянную поддержку и не брать за нее ответственность. Не давайте готовых советов, не предлагайте помощь. Все общение должно сводиться к фразам из серии «а ты сама как думаешь?», «что ты будешь делать в этой ситуации?» и «я не могу тебе помочь, я, к сожалению, не специалист»

Если кто-то порывается вас «спасти» и заваливает советами и рекомендациями, сдержанно поблагодарите человека и завершите разговор или переведите тему. Не пытайтесь доказать, что его советы плохи, просто пропустите их мимо ушей. В запущенных случаях, если Спасатель слишком навязчив, вы можете сказать, что вы цените его мнение, однако действовать будете иначе.

Если Преследователь при вас ругает кого-то или критикует, не поддерживайте разговор, постарайтесь перевести тему, или прервать общение. Если «преследуют» вас, то тут часто неизбежен конфликт и вам будет необходимо четко и уверенно проговорить свою позицию. Старайтесь не переходить на личности, формулировки должны быть корректными и спокойными.

По сути, все техники общения с манипуляторами сводятся к тому, что вы не должны давать эмоциональный ответ на их игру или поддерживать их поведение. Используйте 7 способов борьбы с манипуляторами, и при этом нужно стремитесь сохранить ровное эмоциональное состояние.

Если общение с манипуляторами приносит вам значительный дискомфорт и делает вашу жизнь безрадостной, вы можете записаться на . В ходе консультации мы разберем следующие вопросы:

  1. Анализ причин. Мы проанализируем и найдем причины сложных коммуникаций: действительно ли вокруг Вас манипуляторы или это внутренние ограничения заставляют Вас действовать иррационально.
  2. Работа с внутренним состоянием. Избавление от чувства вины, страха быть непринятым, страха оценки. Мы создадим спокойное, уверенное состояние, которые позволит Вам не реагировать на провокации и чувствовать себя уверенно во всех ситуациях.
  3. Работа над самооценкой. Нестабильная, завышенная или низкая самооценка – это частая причина проблем в общении. Мы проработаем ваш образ и создадим базу для адекватной позитивной самооценки, которая будет служить опорой в сложных ситуациях.
  4. Разработка и тренировка новых моделей поведения . Мы разработаем новую модель взаимодействия со сложными людьми, которая даст Вам психологическую защиту и понимание наиболее выигрышной стратегии поведения.
  5. Разбираем возможные ошибки и сложности, которые могут произойти, предусматриваем профилактические действия.В итоге Вы будете иметь уверенную линию поведения и четко понимать стратегию коммуникаций.

Если вам нужна консультация на иную тему, вы можете ознакомиться со или , и мы разработаем индивидуальный формат работы именно для вас.

Ваше главное оружие против манипуляторов - уверенность в себе. Если у вас заниженная самооценка, вы легко становитесь ведомым человеком. Разберитесь в себе. Научитесь ценить, уважать и любить себя. Принимайте свою индивидуальность и не оглядывайтесь на других. Будьте цельной личностью. Составьте собственный свод жизненных правил и принципов и не отклоняйтесь от него. Не идите наперекор собственным убеждениям.

Когда вы верите в себя и доверяете себе, вас сложно сбить с толку. Не стоит слепо доверять чужому мнению. Ориентируйтесь больше на собственные ощущения, на свою интуицию. Тогда никто не заставит вас делать то, что вы не хотите, и не сможет повлиять на ваши решения. Если вам нужно сделать непростой выбор, не советуйтесь с друзьями или коллегами. Делайте так, как считаете нужным.

Не стоит зависеть от оценки окружающих. Некоторые люди настолько нуждаются в чьем-то одобрении, что становятся легкой добычей для манипуляторов. Ваше желание нравиться понятно. Но поймите, что невозможно вызывать симпатию абсолютно у всех. Смиритесь с тем, что кому-то ваш образ жизни, внешний вид, слова, поступки или убеждения могут не понравиться.

Распознать манипуляцию

Первый и главный способ защититься от манипуляции - вовремя понять, что другой человек собирается использовать вас в своих целях. Как только вы это осознаете, вы сможете разрушить планы злоумышленника. Ведь если вы в курсе угрозы, очевидно, что вы будете во всеоружии и не поддадитесь ни на какие уловки.

Чтобы распознать манипуляцию, нужно наблюдать за невербальными сигналами, которые подает вам человек. Определите, насколько тембр голоса, выражение лица, поза и жесты вашего собеседника соответствуют смыслу слов, которые он вам говорит. Если в поведении личности наблюдается какое-то несоответствие, у вас есть основания подозревать ее в неискренности.

Подумайте, может ли у человека быть повод, чтобы использовать вас. Определите истинные мотивы обхаживающей вас личности. Для этого вам необходимо умение собирать и анализировать информацию. Тогда вы сможете сделать правильные выводы о текущей ситуации и спрогнозировать, по какому сценарию она будет развиваться.

Проверить, не ошиблись ли вы в своих подозрениях, довольно легко. Просто не давайте человеку то, что он от вас требует. Не ведите себя так, как он просит. Поступите наперекор желанию потенциального манипулятора и посмотрите на его реакцию. Разочарование и гнев выдадут человека, который рассчитывал, что вы будете пешкой в его руках. Если же особа огорчилась, что ее просьбу не исполнили, но продолжает общение с вами в прежнем режиме, возможно, ваши подозрения оказались ложными.