Как научить ребенка выговор букву в. Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки

Как научить ребенка говорить буквы

Как научить ребенка говорить буквы не "проглатывая" и правильно выговаривать буквы Р и Л? Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка ,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также - полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника - как научить ребенка выговаривать буквы правильно . Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать "заковыристые" буквы Р и Л . И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

"Сложная" буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться , на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л , важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме ;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем, как научить ребенка говорить буквы правильно ,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем
массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя... » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик...» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем - в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям .

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза - на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки , то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов , одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения .

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры . Попросите ребенка показать свой язычок - пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование - кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение - малыш двигает в разные стороны большим пальчиком ,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка "почистить" зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны . Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

- Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки . На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик - на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок "крепким" секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем - малыш как бы "присасывается" поверхностью зыка к нёбу,а затем "отрывает" его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

Заключительное упражнение для укрепления мышц языка - малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от "физкультурных" упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге - ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами - др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите
к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её "зажевывает" или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками .

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи ,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки ,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками . Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно - сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки ,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и "сложную" букву Р:


Детские скороговорки для улучшения дикции, правильного произношения буквы Р и развития речи

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс - 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

"Оттачиваем" у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем - положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными - У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать "сложные" буквы , в том числе - буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?

Что является причиной неправильного произношения?

Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.

Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

  • Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
  • Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
  • Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
  • Отклонения в строении зубов или челюсти.
  • Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.

Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок . Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх . Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка . Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа . Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш . Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш . Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч . Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук , он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
  • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й . Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
  • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке . Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

  • Парус . Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
  • Лошадка . Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
  • Индюк . Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • Прикусим язычок . Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
  • Чистим зубки . Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
  • У кого длиннее. Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
  • Дятел . Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота . Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка . Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик . Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки . Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки . Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка . Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч» , попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Родившийся малыш, подрастая, взрослея и развиваясь, ежедневно радует и умиляет родителей своими успехами, достижениями, новыми звуками, а потом и словами.

Поначалу кроха гулит и лепечет, смешно путает буквы или выговаривает звуки неправильно. Все это может быть достаточно забавно, однако если время идет, а у ребенка так и не получается освоить речевые навыки в полной мере, тогда это уже становится проблемой, а не поводом для веселья.

Одним из наиболее частых нарушений является дефект речи под названием картавость, то есть, когда малыш не выговаривает вовсе или плохо выговаривает звук Р. Почему так случается и что предпринимать для предотвращения или устранения этой проблемы - вот какими вопросами задаются многие родители.

Непреодолимая буква Р: основные случаи появления дефекта речи, его причины и последствия

Будучи совсем маленьким, ребенок сначала осваивает гласные звуки - они слышны в его крике, плаче, гулении. Потом постепенно приходит время знакомства с другими звуками, в результате чего речь малыша пополняется не только гласными, но и согласными звуками, а это делает ее разнообразнее и богаче.

Родители должны понимать, что формирование речи не происходит стихийно - этот процесс подчиняется определенному графику, поэтому вы не сможете научить малыша выговаривать сложные звуки, если он еще не освоил простые.

Как утверждает статистика, Р является наиболее сложным звуком для произношения, поэтому он и идет замыкающим в цепочке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ребенок начинает уверенно «рычать» только в более-менее осознанном возрасте.

Когда следует беспокоиться?

Обычно самостоятельно прорезаться звук может в пять-шесть лет. Такая возрастная граница установлена для звуков Р и Л. Остальные здоровый и нормально развивающийся малыш осваивает к четырем-четырем с половиной годам.

До наступления этого возраста рано паниковать - не нужно требовать чего-либо от ребенка или водить его к специалистам.

Однако не забывайте заниматься развитием крохи, ведь упражнения на артикуляцию и фонетические комплексы, помогающие быстрее освоить произношение, способствуют правильному формированию и совершенствованию речевого аппарата, придают языку гибкость и подвижность, тренируют дыхание и мышцы артикуляционного блока.

Если дефект речи не проходит и в дошкольном возрасте, тогда стоит уделить проблеме больше внимания, а прежде всего, разобраться, почему и как именно ребенок не выговаривает звук Р.

Как проявляется дефект у ребенка и почему так происходит?

Логопедическая практика знает немало примеров искажения детьми звука Р:

  • малыш произносит звук, но только в некоторых словах - чаще всего это возможно в серединке слов или в начале, зато на окончаниях Р проглатывается или же просто звучит невнятно;
  • Р может пропадать и в середине слова, если стоит между двух гласных, к примеру, в словах «мороз» - произносится «ма_оз» или гараж - звучит, как «га_аж»;
  • при произношении происходит замена на другой звук - как правило, на Л - знаменитая «лыба» вместо «рыба» или «лозы» вместо «розы», также на Ы или Й, а иногда и на картавый Г - такое явление носит название «параротацизм»;
  • вместо Р у ребенка получается гортанный или горловой звук - произношение с помощью гортани, по мнению логопедов, может быть поводом для беспокойства и дальнейшего обследования ребенка, так как чаще всего это свидетельствует о некоторых нарушениях здоровья;
  • у билингвальных деток звук Р может получаться нетипично для нашего слуха и речи, к примеру, ребенок будет грассировать на французский манер или произносить его с сильной вибрацией, как в английском языке.

Раньше считалось, что причиной затруднений со звуком Р в речи детей является врожденное укорочение уздечки языка или слишком короткая подъязычная связка, которая не дает языку двигаться нормально и полноценно, а также мешает ему высоко подняться для правильного произношения звука.

Действительно, эту логопедическую проблему можно назвать наиболее распространенной, однако есть и другие нарушения, в результате которых тоже возможны неприятности с речью.

Возможные проблемы и последствия

Давайте вспомним, как по всем правилам должен произноситься звук Р. Во-первых, язык необходимо приподнять к альвеолам, а во-вторых, нужно добиться, чтобы проходящая воздушная струя заставила задрожать его кончик.

Если разбирать проблему картавости или, как ее называют врачи, ротацизма, то можно обнаружить, что основная загвоздка именно в отсутствии этой самой вибрации.

Вернее сказать, вибрация есть, но вибрирует совсем не кончик языка. К примеру:

  • при щечном ротацизме будут задействованы щеки;
  • при боковом произношении - края языка, то есть, воздух, выдыхаемый ребенком при произношении звука, идет вбок, а не вперед, как нужно;
  • если диагностируют кучерский звук, то это значит, что в вибрации задействованы губы;
  • при носовом звуке, когда Р произносится так, словно у малыша постоянный насморк, воздух уходит в неправильном направлении из-за того, что проход в носовую полость не закрывается мягким небом;
  • при горловом произношении идет вибрация мягкого неба или маленького язычка на нем;
  • если ребенок говорит Р на английский манер, это значит, что тоже нет вибрации кончика языка, а он лишь ударяется один раз о твердое небо, поэтому такой звук логопеды еще называют одноударным.

Также возможны такие патологии, как слишком большой язык (макроглоссия) или слишком маленький (микроглоссия).

Если появления ротацизма связано с физиологическими особенностями строения речевого аппарата ребенка, то их придется исправлять с помощью врачей, к примеру, уздечку рекомендуют подрезать у стоматолога.

Помимо этого, нарушения речи случаются по следующим причинам:

  • слабость мышц языка - обычно так бывает, если ребенок слишком долго сосал соску;
  • проблемы с фонематическим слухом;
  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • проблемы с речевым дыханием.

Что касается последнего пункта, то на него следует обратить особое внимание и отметить его важность, так как именно речевое дыхание является своеобразной основой для правильного звукообразования. А нарушать его и создавать различные «неполадки» могут многие проблемы со здоровьем, к примеру, хронический насморк или болезни сердечно-сосудистой системы, или увеличенные аденоиды, а также иммунные заболевания.

Нужно ли обращаться к логопеду?

Иногда родители предпочитают справляться с трудностями самостоятельно, без привлечения помощи специалистов и врачей. Однако посетить логопеда все же стоит, особенно при затяжной и вызывающей опасения проблеме.

Во-первых, он сможет определить, почему у малыша возникли трудности с произношением. Во-вторых, логопед подберет подходящий комплекс упражнений для решения речевой проблемы у вашего ребенка, покажет, как именно их выполнять, так что потом вы сможете заниматься с крохой и самостоятельно.

Но самое главное - визит к специалисту и обследование позволит обнаружить серьезные отклонения на начальной стадии и избежать риска их дальнейшего прогрессирования и развития. Среди таких опасных нарушений врачи выделяют дизартрию - патологию, затрагивающую головной мозг, дислалию или косноязычие.

Подобные серьезные причины потребуют дополнительного обследования, консультации и лечения у других докторов. Если же развитию речи мешают не заболевания или патологии, а просто у ребенка слабый артикуляционный аппарат либо мышцы языка, то логопед посоветует вам выполнять с малышом общую гимнастику, подберет упражнения для постановки звука Р и поможет довести его до автоматизации.

Комплекс правильных упражнений для самостоятельных занятий

Если артикуляционный аппарат ребенка отличается малоподвижностью, то на занятиях вам пригодится речевая гимнастика в форме игры. Также это актуально для маленьких деток для общего развития и профилактики нарушений речи.

К примеру, с малышами до четырех лет вы можете заниматься, используя смешные стишки и скороговорки со звуком Р:

  • знаменитый Грека, который ехал через реку;
  • про траву во дворе и дрова на ней;
  • про Клару и Карла;
  • про поросят и карасят;
  • веселую песенку друзей - «тра-та-та, мы везем с собой кота…» и многие другие.

Проговаривайте с ребенком простые слова, которые он знает и ежедневно употребляет: рука, река, мотор, двор, игра, карман, рак, роза, рыба, сарай, гараж и т. д.

Помогают также чистоговорки, то есть, рифмованные строчки, к примеру, «РО-РО-РО - у вороны черное перо» или «РА-РА-РА - интересная игра». Звук можно петь в разных сочетаниях: сначала в обычной позиции - «РИ-РЕ-РА-РО-РУ», а потом в интервокальной - «ИРИ-ЭРЭ-АРА-ОРО-УРУ».

Деткам очень нравятся игры с использованием звука Р: можно рычать, как большие тигры или львы, стрелять из пистолета по мишеням («тра-та-та»), ездить на стуле-тракторе («дыр-дрр»). Основная ваша задача - идти от простого к сложному.

  • Вы учите ребенка произносить звук уверенно сам по себе, то есть изолированно.
  • Вы помогаете малышу освоить его в слогах, а потом и в коротких словах.
  • Вы пробуете тренировать его в речи, используя предложения, стихи, скороговорки и песенки.

В противном случае ребенок не сможет повторить за вами сложную скороговорку или стишок, испугается или замкнется еще больше от того, что у него ничего не получается. В результате вы получите отказ от дальнейших занятий. Поэтому стоит запастись терпением и стараться вместе с малышом.

В видео представлен пример, как можно проводить занятия с ребенком по постановке произношения буквы Р.

Упражнения для развития и тренировки артикуляционного аппарата, помогающие научить говорить букву Р

Все упражнения лучше выполнять сидя перед зеркалом, также малыш может держать в руках маленькое зеркальце. Выделите для занятий какое-то определенное время - лучше всего заниматься утром или в первой половине дня, когда ребенок еще не устал.

Сначала каждое упражнение можно повторять по пять раз, а потом количество повторений стоит постепенно увеличивать до восьми или десяти. В общей сложности занятие не должно длиться более двадцати минут.

Проделывайте упражнения вместе с ребенком - это и поможет ему побыстрее усвоить, что именно от него хотят, и придаст уверенности в правильности выполнения.

Сначала необходимо разминать и разогревать артикуляционный аппарат. Перед упражнениями стоит хорошенько вымыть руки.

  • «Трубочка или хоботок».

Вытягиваем губы в трубочку и держим их так около десяти секунд. Потом представляем, что мы слонята и пытаемся всосать воздух через эту трубочку.

  • «От улыбки».

Разводим губы в широкой улыбке и держим их в напряжении десять-пятнадцать секунд.

  • «Открываем окошко».

Широко раскрываем рот и удерживаем его так, считая сначала от одного до десяти, а потом увеличивая счет.

  • «Маляр с кисточкой».

Вы улыбаетесь и открываете рот, но нешироко. Языком нужно пройтись по верхнему небу, словно кисточкой, в сторону горла от верхних зубов.

  • «Часики с маятником».

Снова улыбаемся и приоткрываем рот. Высовываем язык вперед, а потом качаем им от правого угла рта к левому, то есть, со стороны в сторону.

  • «Поднимаем парус».

Кончик языка нужно поднять за верхние передние зубы на бугорок нёба. Его спинка должна быть немного прогнутой вперед, а края - прижаты к верхним коренным зубам.

  • «Чистка зубов».

Исходное положение будет таким же, как и в предыдущих упражнениях. Кончиком языка нужно пройтись по всей внутренней поверхности верхнего зубного ряда, будто чистя или подметая их, а потом упереться языком в каждый верхний зуб по очереди. Челюсть в этом упражнении шевелиться не должна.

  • «Прилетел комарик».

Открываем рот, а кончик языка выдвигаем за передние зубы. Пробуем так произнести звук «З-з», потом вернуть язык обратно, упереться в верхнее небо прямо у основания зубов и снова сказать «З-з».

  • «Иголочка».

Высовываем узкий язык вперед. Держим его так не менее десяти секунд.

  • «Маленькая чашечка».

Открыв рот, необходимо дотянуться языком до верхних зубов, но не касаться их. Язык при этом выгибается и по форме напоминает чашечку.

  • «Заводим моторчик».

Большой палец руки нужно уложить под язык и передвигать им вправо и влево, будто заводя мотор машины, произнося звук «д-д-д», который со временем должен перейти в «др-р-р».

  • «Кошка пьет молоко».

Пробуем полакать воображаемое молоко, словно котенок, загибая язык.

  • «Кто дальше».
  • «Минутка хулиганства».

Высовываем язык и болтаем им, будто дразнимся.

  • «Кусачая змейка».

Вытягиваем вперед язык и слегка покусываем его кончик.

  • «Бежит-бежит лошадка».

Широко открываем рот. Сначала язык необходимо прилепить к небу, а потом сильно им щелкнуть. Проследите, чтобы челюсть при этом не двигалась, а двигался весь язык. Цокая, словно скачущая лошадка, ребенок будет растягивать подъязычную связку и тренировать ее. Останавливаем лошадку звуком «тпрр», но следите, чтобы этот звук получался у ребенка глухим, а губы не вибрировали, а просто дрожали.

  • «Удары в барабан или стук дятла».

Ударяем с силой кончиком языка по верхнему небу, прямо по бугоркам передних зубов, быстро произнося при этом звук «Д-д».

  • «Играй, гармоника».

Поднимаем язык и «присасываем» его к небу. Пробуем открывать и закрывать рот, не отрывая языка.

  • «Холодно - замерзаю!».

Произносим «бррр», но не напрягаем губы.

  • «Давай с тобой попрыгаем».

Попеременно дотрагиваемся языком до бугорков, которые расположены над верхними зубами, словно совершая прыжки. Придумайте с малышом сказку о том, как веселый язычок умеет высоко прыгать, чтобы ему было интереснее выполнять упражнение.

  • «Важный индюк».

Приоткрываем рот и ставим язык широким передним краем на верхнюю губу. Медленно водим им вниз и вверх, не отрывая при этом его от губы. Следите, чтобы не было движения влево и вправо. Понемногу пробуйте увеличить скорость движения и добавить индюшиный звук «бл-бл». Потом можно будет усложнить упражнение, резко выбрасывая язык между губами и пряча его обратно.

  • «Дует ветер».

Сильно дуем на перышко, листочек, ватку, широко улыбаясь и прижимая кончик языка к бугоркам за передними верхними зубами. Язык должен задрожать так, чтобы появился глухой звук «тррр». Придумайте для ребенка игру в воздушные гонки, кто сильнее дунет, у кого дальше улетит листик и т. д.

  • «Печем блинчики».

Положите расслабленный широкий язык на нижнюю губу. Похлопайте губами, чтобы сплющить язык и сделать его ровным со звуком «пя-пя».

  • «Играем в прятки или любопытный язычок».

Улыбаемся и делаем язык сначала широким. Потом медленно прячем его в домик (рот), прижимая к бугоркам за передними верхними зубами. Можно вызывать язычок словами «ку-ку, покажись нам» или чем-то любопытным, чтобы он снова плавно выглянул и прикоснулся к верхней губе. Повторяем движения туда и обратно в игровой форме.

  • «Трещим, как сороки».

Ставим широкий язык на бугорки и выдуваем воздух, произнося «тр-р-р». Начинаем с шепота и постепенно переходим на громкий звук.

  • «Мой любимый барабан».

Губы раздвинуты в улыбке, нижняя челюсть не двигается. Барабаним кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося звук «д-д-д».

Когда ребенок уверенно освоит твердый звук Р, можно будет переходить и к тренировке мягкого Рь. Научив малыша произносить эти звуки по отдельности на автоматизме, переходите к этапу проговаривания их в словах в разном положении, а также тренируйте сочетания с другими звуками, закрепляйте произношение в слогах.

Авторо видео делится советами, как научить ребенка выговаривать букву Р и исправить ошибки в произношении.

Заключение

Неправильное произношение - это, конечно, не трагедия, однако зачем пускать дело на самотек, если вы можете помочь ребенку справиться с этой проблемой. Возможно, в будущем он захочет стать телеведущим или актером, хотя грамотная и красивая речь украсит человека любой профессии.

Интересные занятия и упражнения в форме игры, ваше старание, позитивное настроение и хорошие эмоции обязательно приведут к отличному результату, так что в один прекрасный день вы вместе с малышом порадуетесь его отчетливому рычанию и победе над этим капризным звуком Р.

Большинство детей к 5-7 годам говорит правильно. Однако бывают случаи, когда ребята приходят в школу с еще не чистой речью. Обычно дети искажают шипящие звуки и звук «р». Недостатки произношения порой приобретают устойчивый характер и трудно поддаются исправлению. Поэтому за речью детей следите с самого раннего детства, не допускайте, чтобы ребенок шел в школу с неправильным произношением. Это особенно важно, так как недостатки произношения являются иногда причиной неуспеваемости детей.

Нередко недостатки произношения появляются в результате неправильного воспитания. В некоторых семьях взрослые при разговоре с малышом лепечут и сюсюкают. Этим самым они закрепляют неправильное произношение ребенка.

Говорите с ребенком всегда спокойно, четким, грамотным языком. Следите за речью детей и вовремя пресекайте замеченные недостатки произношения, так как исправлять их позже, когда они укоренятся, будет значительно труднее. Особое внимание развитию речи надо уделять в дошкольном возрасте, когда процесс идет наиболее интенсивно, а речь очень гибкая и податливая.

Некоторые родители считают, что разговорная речь развивается самостоятельно, без помощи взрослых. Это совсем не так. Невмешательство в процесс формирования детской речи приводит иногда к отставанию общего развития. Используйте всякого рода потешки, песенки, прибаутки, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки. Большое влияние на развитие речи малышей оказывает пример старших детей. Но не для всех детей достаточно простого подражания правильной речи, и малыши все-таки часто неправильно произносят отдельные звуки. К таким ребятам проявите особое внимание.

Дети с недостатками в произношении стесняются говорить, избегают слов с трудными для них звуками, становятся раздражительными и неохотно идут в школу. У ребят возникает чувство неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек. Поэтому создайте в семье правильное отношение к ребенку, имеющему недостатки речи, не допускайте, чтобы над ним смеялись, передразнивали его. Помогите спокойно, без стеснения преодолевать недостатки, дайте ребенку почувствовать, осознать всю важность правильного произношения и необходимость устранения картавости или шепелявости, заинтересуйте его этой работой.

Если ребенок к 5-6 годам неправильно произносит некоторые звуки, обратитесь к специалисту-логопеду, который поможет исправить произношение. Если нет этой возможности, занимайтесь с ребенком сами.

Приемов по постановке правильного произношения очень много. Приведем некоторые из них.

Во всех случаях исправления произношения попытайтесь сначала получить звук непосредственно путем подражания. Предложите ребенку произнести звук, показав сначала на себе. Потом добейтесь того, чтобы ребенок все повторил за вами. Занятия по постановке звуков проводите перед зеркалом: ребенок не только будет видеть свою артикуляцию, но и сравнивать ее с вашей.

Имейте в виду, что не всегда удается получить правильный звук на первых же занятиях. Эта работа требует терпения и большой настойчивости. При произнесении звука «ш» губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы чуть-чуть приоткрыты, кончик языка поднят вверх и образует щель с небом в передней его части. Звук произносится без голоса. Выдыхаемая струя воздуха теплая.

Если ребенок не картавит, то легко можно научить его произносить звук «ш». Предложите ребенку произнести «р» сначала громко, затем шепотом, немного отодвинув при этом язык шпателем (или ручкой ложечки) от альвеол к передней части неба,- получится звук «ш».

Точно так же ставится и звук «ж». Только он произносится с участием голоса, что легко ощутить, приложив руку к гортани.

Звук «р» ставится следующим образом: предложите ребенку произносить звук «д» сначала медленно, а потом все быстрее. В момент произнесения «дддддддд…» положите под язык указательный палец ребенка и быстро передвигайте его вправо и влево. Таким образом вырабатывается вибрация кончика языка и правильное звучание «р».

При произнесении звука «с» губы слегка растянуты, как при легкой улыбке, зубы чуть-чуть раскрыты (1-1-1,5 мм) и немного обнажены, кончик языка касается нижних зубов; посредине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. При произнесении звука «с» выдыхаемая струя воздуха холодная. Это легко проверить, подставив тыльную сторону руки ко рту.

Звук «з» произносится так же, как и «с», только с участием голоса. (Сравните «ш» и «ж».) Вибрацию гортани легко почувствовать, приложив к ней руку.

Прежде чем приступить к постановке звука «л», научите ребенка четко и отрывисто произносить звук «ы». Сначала добейтесь, чтобы он быстро высовывал между губами широкий язык и убирал его назад. Такое упражнение проводите много раз. При этом получаются звуки «бл-бл-бл-бл-бл…». Затем переходите к следующему приему - просовывать широкий язык между зубами, слегка прикусывая кончик языка и «лллллл…у», «лллллл…ы». Так постепенно вырабатывается правильное произношение «л».

После того как вы добились верного произношения звука, закрепите этот звук в речи. Например, при закреплении звука «ш» предложите ребенку долго и четко произносить «ш-ш-ш-ш», подражая выпускающему пар паровозу; звук «ж» закрепляется при подражании жужжанию пчелы «ж-ж-ж-ж», звук «р» при подражании рокоту мотора «р-р-р». Затем переходите к произнесению прямых («ша», «шо», «шу», «шы», «ра», «ро», «ру», «ры») и обратных; («аш», «ош», «уш», «ыш», «ар», «ор», «ур», «ыр») слогов. Подберите ряд слов, предложений, стихотворений для упражнений, в которых часто встречается закрепляемый звук и, с наоборот, отсутствует тот, которого еще нет у ребенка.

Например, для закрепления звука «ш» разучите стихотворение:

«Мишка милый,
Мишка славный,
Неуклюжий и забавный,-
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит».

Для закрепления звука «р»:

Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
«Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей».

Для закрепления звука «с»:

«В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит».

Очень часто дети испытывают затруднения не только в произношении звуков, но и в различении и узнавании их. Это впоследствии осложнит обучение детей чтению и письму. Поэтому с ребятами старшего дошкольного возраста (6-7 лет) проводите различные упражнения. Когда ребенок научится правильно произносить, например, звук «с», предложите ему отобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть этот звук (сани, собака, бусы, усы, нос и т. д.), и произносить названия картинок. Затем поручите ему самому придумать слова с этим звуком. Такие упражнения помогут закреплению звука в речи.

От родителей во многом зависит, чтобы ребенок 7 лет пришел в школу с совершенно чистым произношением. Выдержка и терпение, длительный, кропотливый труд принесут свои плоды - дети с чистой правильной речью будут правильно развиваться и успешно овладевать знаниями.

- Н. Чевелева, логопед