Большие надежды по диккенсу. Тема романа: «Неправильное воспитание»

Ощепкова К.Е.
Ощепкова Ксения Евгеньевна / Oshchepkova Ksenia Evgenyevna – гуманитарный факультет, кафедра зарубежной филологии, студент
Московский финансово-юридический университет, г.Москва

Аннотация : воспитание – это ответственность перед Богом, обществом, государством и своей совестью. Знаменитый английский писатель Чарльз Диккенс считал, что это сокровенный контакт взрослой жизни и детства, который чреват различными опасностями. Он поднимал вопросы воспитания в своих романах, один из которых «Большие надежды».

Ключевые слова : Чарльз Диккенс, роман, воспитание, детство.

Keywords: Charles Dickens, novel, education, childhood.

Поведение - это великое зеркало,
в котором каждый показывает свой лик.
И.В.Гете

С чего начинается воспитание человека? Оно начинается с рождения, или даже раньше. Воспитывает человека все его окружение: люди, вещи, явления, но больше всего − люди. И самым наилучшим педагогом по воспитанию являются родители.

Важную роль в воспитании играет семья. В этой ячейке общества закладываются все основные качества личности, которыми будет наделен их «воспитанник». Способность жить в обществе зависит именно от семьи, ведь человек – это частичка общества.

Если современное общество переживает упадок, то нельзя в этом винить только лишь нравы современного социума. Прежде всего, виноват человек, как результат воспитания своими родителями. Получается замкнутый круг: человек-общество-человек.

Вопросов воспитания касались Ч.Диккенс и Э.Золя. Французский писатель развил в своих романах теорию натурализма, из которой следует, что окружение и наследственность – те факторы, которые оказывают огромное влияние на формирование личности. Его предшественника, Чарльза Диккенса тоже волновала проблема человека в социуме. Всем известно, что американского писателя очень волновала тема детства, ведь в каждом его романе главное действующее лицо-ребенок.

Как писатель викторианской эпохи, Чарльз Диккенс использовал следующие признаки, характерные для романа-воспитания:

Автобиографичность;

История происхождения − персонаж-ребенок, чаще всего, это сирота, которому свойственна потеря веры в ценности понятия семьи;

Обучение (научное и морально-этическое) − получение знаний, необходимых для процесса развития, и есть основной стержень романа;

Испытания и скитания − путешествие от дома − это, скорее, побег от провинциальной или обыденной жизни, благодаря которым формируется характер персонажа;

Душевный конфликт − основной конфликт заключается внутри душевного мира самого персонажа, а главная цель − достижение гармонии;

Финансовая независимость − финансовое становление героя достигается через получение образования, постепенное оттачивание навыков и опыта работы;

Любовный конфликт − большинство персонажей испытывается не только окружением, деньгами, но и любовью, как правило, чистая любовь противопоставляется порочной.

Таким образом, центральный пункт воспитания по Диккенсу – это зависимость нравственного облика по­драстающего поколения от особенностей среды и воспитания, где особую роль играет семья. Именно этот социальный институт имеет изначальное влияние на характер ребенка.

В интервью лондонской «Times» Диккенс ответил, что на опыте собственной жизни он знает, что развитие таких личностных качеств как наблюдательность, настойчивость, самостоятельность мышления и поступков, расширенный кругозор, привычка к точности, порядку, аккуратности, усердие, трудолюбие, умение концентрировать себя на одной цели и есть то, что необходимо для успеха. Иными словами, пояснил писатель, необходимо воспитывать истинный, сильный, волевой характер личности .

В вопросах воспитания для Диккенса первостепенными задачами воспитательного процесса в семье называется задача привития истинных моральных и нравственных ценностей, а также «воспитание настоящего человека. Духовность и гуманизм – вот основные критерии воспитанного человека, в отличие от джентльмена традиционного английского воспитания XIX в. .

Отсюда проистекают и основные задачи − поиск индивидуальных методов и средств обучения и воспитания. Воспитание, по Диккенсу − это сокровенный контакт взрослой жизни и детства, который чреват различными опасностями.

Роман Чарльза Диккенса «Большие надежды» (1860-1861гг.) считается классическим романом воспитания. Он сохраняет в своем содержании определяющие компоненты − цикличность, свойственную жанру (детство, отрочество, юность), а также практически весь спектр жанровых признаков, (историю рода, познание и воспитание через жизненные испытания и т.д.).

Мною будет рассмотрен роман Чарльза Диккенса «Большие надежды» как попытка показать насколько воспитание и среда окружения оказывает влияние на формирование личности, а так же проведена сравнительная характеристика главных героев романа – Эстеллы и Пипа.

Тема романа: «Неправильное воспитание»

Один из главных героев романа в детстве остался без родителей. Его взяла на попечение старшая сестра со своим мужем Джо и «воспитывала своими руками». Ее обращение с мальчиком было не в меру строгое, жестокое.

«Моя сестра миссис Джо Гарджери была меня старше более чем на двадцать лет и заслужила уважение в собственных глазах и в глазах соседей тем, что воспитала меня «своими руками». Поскольку мне пришлось самому додумываться до смысла этого выражения и поскольку я знал, что рука у нее тяжелая и жесткая и что ей ничего не стоит поднять ее не только на меня, но и на своего мужа, я считал, что нас с Джо Гарджери обоих воспитали «своими руками».

Еще одним из центральных объектов романа является Эстелла , которая росла в доме полубезумной аристократки. Миссис Хевишем воспитывала девочку, по своим представлениям о жизни, вырастив из нее роковую красавицу. Избаловала эту девочку с детства и привила некую ненависть к мужчинам.

« Презрение Эстеллы было так сильно, что передалось мне как зараза…

Она опять обыграла меня и бросила свои карты на стол, словно гнушаясь победой, которую одержала над таким противником».

Ближайшее окружение Пипа

Миссис Джо.

Миссис Джо была очень чистоплотной хозяйкой, но обладала редкостным уменением обращать чистоту в нечто более неуютное и неприятное, чем любая грязь.

Будучи всегда занята по горло, старшая сестра моя посещала церковь через доверенных лиц. Таким образом, в церковь она не ходила.

«Моя сестра миссис Джо Гарджери была меня старше более чем на двадцать лет и заслужила уважение в собственных глазах и в глазах соседей тем, что воспитала меня «своими руками». Поскольку мне пришлось самому додумываться до смысла этого выражения и поскольку я знал, что рука у нее тяжелая и жесткая и что ей ничего не стоит поднять ее не только на меня, но и на своего мужа, я считал, что нас с Джо Гарджери обоих воспитали «своими руками».

На протяжении всего романа Джо создает впечатление покладистого мужчины, который страшился свою жену до самой ее смерти. Результатом такой покладистости стало практически полное отсутствие своего мнения или неумение его высказать.

«Моя сестра была далеко не красавица, поэтому у меня создалось впечатление, что она и женила на себе Джо Гарджери своими руками. У Джо Гарджери, светловолосого великана, льняные кудри обрамляли чистое лицо, а голубые глаза были до того светлые, как будто их синева нечаянно перемешалась с их же белками. Это был золотой человек, тихий, мягкий, смирный, покладистый, простоватый, Геркулес и по силе своей и по слабости».

Ближайшее окружение Эстеллы

Миссис Хэвишем.

Мисс Хэвишем названа в этом романе полубезумной аристократкой. В канун ее собственной свадьбы ее бросил жених, что и стало причиной ее замкнутого и довольно странного образ жизни. С каждым годом она возводила чувство одиночества и презрения к людям до культа, передав его Эстелле.

«Я слыхал кое-что о мисс Хэвишем из нашего города, – о ней слыхали все, на много миль в округе. Говорили, что это необычайно богатая и суровая леди, живущая в полном уединении, в большом мрачном доме, обнесенном железной решеткой от воров.»

Проблематика неправильного воспитания

Результаты воспитания Пипа и Эстеллы являются плачевными. Пип выбрал пассивный способ достижения цели. Он ждал, что счастье свалится на него с неба, как то богатство, которым он завладел благодаря своему благодетелю.

«Воспитание сестры сделало меня не в меру чувствительным. Дети, кто бы их ни воспитывал, ничего не ощущают так болезненно, как несправедливость. Пусть несправедливость, которую испытал на себе ребенок, даже очень мала, но ведь и сам ребенок мал, и мир его мал, и для него игрушечная лошадка‑качалка все равно что для нас рослый ирландский скакун. С тех пор как я себя помню, я вел в душе нескончаемый спор с несправедливостью.»

Переехав в Лондон, Пип начал вести светскую жизнь, − а именно бесцельно тратить деньги, бездельно проводить дни. Когда он записался в подмастерье к Джо он точно знал, что ему найдется дело, что «кузнецы – сверкающий путь к самостоятельной жизни, к жизни взрослого мужчины»

Он начинает «делать долги», вести их расчеты, устраивать обеды.

«мы записались кандидатами в члены клуба, который именовался «Зяблики в роще».

Я до сих пор не знаю, с какой целью он был учрежден …»

Что касается Эстеллы, то она стала именно такой, какую сделала из нее Мисс Хэвишем. Можно с уверенностью сказать, что полубезумная аристократка преследовала свои корыстные цели, которых она и добилась. Мисс Хэвишем выбрала Эстеллу орудием для мести всем мужчинам, вырастив из нее роковую красавицу.

«Разбивай им сердца, гордость моя и надежда моя! Разбивай их сердца без жалости!»

Эстелла не умела любить. От нее исходило лишь презрение… Однако за такое воспитание поплатилась сама Мисс Хэвишем. Она требовала от Эстеллы невозможного – любви.

«Вам ли об этом спрашивать?...Я такая, какой вы меня сделали. Вам некого хвалить и некого корить, кроме себя; ваша заслуга или ваш грех – вот что это такое…»

Таким образом, в романе «Большие надежды» писатель показывает «голую правду», беспощадно обличая недостатки современного ему общественного устройства. По мнению Чарльза Дикенса, нравственность человека формируется во взаимодействии с социальным окружением. И одним из главных недостатков социума является неправильное воспитание, как в случае с Эстеллой и Пипом.

Литература

  1. Анненская А.Н . Чарльз Диккенс. Его жизнь и литературная деятельность. Спб.1987. с.60.
  2. Гениева Е.Ю . Диккенс. М.1989. с.124.
  3. Гениева Е.Ю ., Парчевская Б.М. Тайна Чарльза Диккенса // Сборник Библиогр. Разыскания М., Кн. палата, 1990. с.534.
  4. Катарский И.М. Диккенс // История английской литературы. Издательство Академии Наук СССР, 1943, 1945 и 1953г. URL: (Дата обращения 18.05.2013).
  5. Статьи и речи Чарльза Диккенса. [Электронный ресурс]. URL: (Дата обращения 04.02.2013).
  6. Чарльз Диккенс . Большие надежды. АСТ, Астрель 2011 г.544с.
  7. Честертон Чарльз Диккенс . М., Радуга.1982 280 с.
  8. Энгус Уилсон. Мир Чарльза Диккенса. М.,1970.317 с.
  9. Clark, C. Charles Dickens and the Yorkshire Schools: With His Letter to Mrs. Hall / Cumberland, Clark. London: Chiswick, 1918.
  10. Watts, Alan S. The Confessions of Charles Dickens: A Very Factual Fiction / Alan S. Watts – New York: Peter Lang, 1991.

В Великобритании, в частности вблизи города Рочестер проживали мальчик Пип, которому было 7 лет и его старшая сестра. Он остался без родителей, и его в строгости воспитывала сестра. У нее был муж Джо Гарджери, добродушный и простой кузнец, который всегда защищал Пипа.

История, которую рассказывает Пит начинается с того, что на кладбище он встречает каторжника, который сбежал из тюрьмы. Он заставляет мальчика принести ему еды и дощечеки, чтобы снять кандалы. Питу с трудом, мучаясь внутренними переживаниями и страхами удается это. Спустя некоторое время незнакомец в таверне дает ему 2 фунта.

Тем временем, Пип начинает работать в доме мисс Хэвишем, которую в день свадьбы бросил жених. В его обязанности входило не давать леди Хэшивем скучать, развлекать ее и воспитанницу Эстеллу. Она внушала ей разбивать сердца мужчин. Пип начал испытывать симпатию к Эстелле. На заработанные деньги он пошел подмастерьем к Джо, но всячески боялся что Эстелла увидит его за черной работой и будет презирать.

Спустя некоторое время он встретил мистера Джеггера, который рассказад ему, что тот унаследует большое состояние, если уедет из города. И Пит согласился.

В Лондоне Пип снимал квартиру Гербертом Покетом. Ему легко удается влиться в общество. Он подражает своим друзьям, берет уроки у наставников. Одновременно с этим у Пипа умирает сестра.

Когда Пии находился один в квартире к нему на порог пришел человек, тот самый беглец из тюрьмы. Поблагодарив Пипа он рассказал, что состояние Пипа его рук дело. И от этого Пип испытал огромное разочарование. Того человека звали Абель Мэгвич.

От него Пип узнал, что его преследует второй каторжник, который и являлся женихом мисс Хэвишем. Постепенно Пип догадывается, что Абель отец Эстеллы, но никому об этом не рассказывает во благо Эстеллы, которая на тот момент замужем за Драмлом.

Пип получает письмо, в котором его просят прийти на болото. Его написал Орлик, помощник Джо. Орлик затеял злобу на Пипа и хотел его убить. Когда уже кажется, что нет выхода к нему на помощь приходит Герберт. Мэгвича, который хотел сбежать схватили. Его приговорили к смертной казни, но от полученных ран он скончался. До последнего вздоха Пип был рядом с ним, выражая ему глубокую благодарность и рассказывая о судьбе дочери.

Спустя одиннадцать лет Пип возвращается в родные места. Он рабоате вместе со своим другом Гербертом, у которого появилась своя семья. Джо тоже женился и у него есть дети: сын и дочь. Пип очень хочет увидеть свою первую любовь. До него доходят слухи, что она разведена. В надежде он приходит к старому дому и встречает там Эстеллу. Взявшись за руки они уходят.

Роман «Большие надежды» учит нас как обрести свое счастье несмотря ни на что, не потерять себя, получив больше деньги, тому что обида и зависть могут сделать из человека зверя.

Картинка или рисунок Большие надежды

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Борис Годунов Пушкина

    Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его.

  • Краткое содержание Зощенко Бедный Федя

    В рассказе Зощенко «Бедный Федя» речь идет о девятилетнем воспитаннике детского дома, который никогда не играл с ребятами, а тихо и грустно сидел на скамеечке.

  • Краткое содержание Красный смех Андреева

    В произведении Андреева “Красный смех” повествование ведётся от солдата находящегося на войне. Он описывает бой, который длится уже около трёх дней. Он явно видит галлюцинации и бредит, вспоминая о своей семье, обоях в квартире, и о хохоте.

  • Краткое содержание Серебряные коньки Доджа

    Возле канала, покрытого льдом, находились дети, в старой одежде. По нему люди на коньках спешили в город. Оглядываясь на дрожащих от холода детей. Они стали одевать самодельные коньки

  • Краткое содержание Шукшин Микроскоп

    Андрей Ерин, столяр в сельской мастерской, неожиданно для себя и для окружающих обнаруживает в себе тягу к науке. За большую сумму денег, в сто двадцать рублей, не спросив у жены, Ерин покупает микроскоп.

В окрестностях Рочестера, старинного городка к юго-востоку от Лондона, жил семилетний мальчик, прозванный Пипом. Он остался без родителей, и его «своими руками» воспитывала старшая сестра, которая «обладала редкостным умением обращать чистоту в нечто более неуютное и неприятное, чем любая грязь». С Пипом она обращалась так, словно он был «взят под надзор полицейским акушером и передан ей с внушением - действовать по всей строгости закона». Ее мужем был кузнец Джо Гарджери - светловолосый великан, покладистый и простоватый, только он, как мог, защищал Пипа.

Эта удивительная история, рассказанная самим Пипом, началась в тот день, когда он столкнулся на кладбище с беглым каторжником. Тот под страхом смерти потребовал принести «жратвы и подпилок», чтобы освободиться от кандалов. Скольких усилий стоило мальчику тайком собрать и передать узелок! Казалось, каждая половица кричала вслед: «Держи вора!» Но ещё труднее было не выдать себя.

Едва перестали судачить об арестантах, как в таверне какой-то незнакомец незаметно показал ему подпилок и дал два фунтовых билета (понятно, от кого и за что).

Шло время. Пип стал посещать странный дом, в котором жизнь замерла в день несостоявшейся свадьбы хозяйки, мисс Хэвишем. Она так и состарилась, не видя света, сидя в истлевшем подвенечном платье. Мальчик должен был развлекать леди, играть в карты с ней и её юной воспитанницей, красавицей Эстеллой. Мисс Хэвишем выбрала Эстеллу орудием мести всем мужчинам за того, который обманул её и не явился на свадьбу. «Разбивай их сердца, гордость моя и надежда, - повторяла она, - разбивай их без жалости!» Первой жертвой Эстеллы стал Пип. До встречи с ней он любил ремесло кузнеца и верил, что «кузница - сверкающий путь к самостоятельной жизни». Получив от мисс Хэвишем двадцать пять гиней, он отдал их за право пойти в подмастерья к Джо и был счастлив, а спустя год содрогался при мысли, что Эстелла застанет его черным от грубой работы и будет презирать. Сколько раз ему чудились за окном кузницы её развевающиеся кудри и надменный взгляд! Но Пип был подмастерьем кузнеца, а Эстелла - молодая леди, которой должно получить воспитание за границей. Узнав об отъезде Эстеллы, он отправился к лавочнику Памблчуку послушать душераздирающую трагедию «Джордж Барнуэл». Мог ли он предположить, что подлинная трагедия ожидает его на пороге родного дома!

Около дома и во дворе толпился народ; Пип увидел сестру, сражённую страшным ударом в затылок, а рядом валялись кандалы с распиленным кольцом. Констебли безуспешно пытались дознаться, чья рука нанесла удар. Пип подозревал Орлика, работника, помогавшего в кузнице, и незнакомца, который показывал подпилок.

Миссис Джо с трудом приходила в себя, и ей требовался уход. Поэтому в доме появилась Бидди, миловидная девушка с добрыми глазами. Она вела хозяйство и не отставала от Пипа, используя любую возможность чему-нибудь научиться. Они часто говорили по душам, и Пип признался ей, что мечтает изменить свою жизнь. «Ты хочешь стать джентльменом, чтобы досадить той красавице, что жила у мисс Хэвишем, или чтобы добиться ее», - догадалась Бидди. Действительно, воспоминания о тех днях «подобно бронебойному снаряду» разбивали благие помыслы войти в долю с Джо, жениться на Бидди и вести честную трудовую жизнь.

Однажды в таверне «У трёх весёлых матросов» появился высокий джентльмен с презрительным выражением лица. Пип узнал в нем одного из гостей мисс Хэвишем. Это был Джеггер, стряпчий из Лондона. Он объявил, что имеет важное поручение к кузену Джо Гарджери: Пипу предстоит унаследовать изрядное состояние с условием, что он немедленно уедет из этих мест, оставит прежние занятия и станет молодым человеком, подающим большие надежды. Кроме того, он должен сохранять фамилию Пип и не пытаться узнать, кто его благодетель. Сердце Пипа забилось чаще, он едва смог пролепетать слова согласия. Он подумал, что мисс Хэвишем решила сделать его богачом и соединить с Эстеллой. Джеггер сказал, что в распоряжение Пипа поступает сумма, которой хватит на образование и столичную жизнь. Как будущий опекун, он посоветовал обратиться за наставлениями к мистеру Мэтью Покету. Это имя Пип тоже слышал от мисс Хэвишем.

Разбогатев, Пип заказал модный костюм, шляпу, перчатки и совершенно преобразился. В новом обличье он нанёс визит своей доброй фее, совершившей (он думал) это чудесное превращение. Она с удовольствием приняла благодарные слова мальчика.

Наступил день расставания. Покидая деревню, Пип расплакался у дорожного столба: «Прощай, мой добрый друг!», а в дилижансе думал, как хорошо было бы вернуться под родной кров... Но - поздно. Завершилась пора первых надежд...

В Лондоне Пип освоился на удивление легко. Он снимал квартиру вместе с Гербертом Покетом, сыном своего наставника, и брал у него уроки. Вступив в клуб «Зяблики в роще», он напропалую сорил деньгами, подражая новым приятелям в старании потратить как можно больше. Его любимым занятием стало составление списка долгов «от Кобса, Лобса или Нобса». Вот когда Пип чувствует себя первоклассным финансистом! Герберт доверяет его деловым качествам; сам он только «осматривается», надеясь поймать удачу в Сити. Закружившегося в водовороте лондонской жизни Пипа настигает известие о смерти сестры.

Наконец Пип достиг совершеннолетия. Теперь ему предстоит самому распоряжаться своим имуществом, расстаться с опекуном, в остром уме и огромном авторитете которого он не раз убеждался; даже на улицах распевали: «О Джеггерс, Джеггерс, Джеггерс, нужнейший человеггерс!» В день своего рождения Пип получил пятьсот фунтов и обещание такой же суммы ежегодно на расходы «в залог надежд». Первое, что хочет сделать Пип, - внести половину своего годового содержания для того, чтобы Герберт получил возможность работать в небольшой компании, а потом стал её совладельцем. Для самого Пипа надежды на будущие свершения вполне оправдывают бездействие.

Однажды, когда Пип был один в своём жилище - Герберт уехал в Марсель, - вдруг раздались шаги на лестнице. Вошёл могучий седовласый человек, ему не было нужды доставать из кармана подпилок или другие доказательства - Пип мгновенно узнал того самого беглого каторжника! Старик стал горячо благодарить Пипа за поступок, совершенный шестнадцать лет назад. В ходе разговора выяснилось, что источником преуспеяния Пипа стали деньги беглеца: «Да, Пип, милый мой мальчик, это я сделал из тебя джентльмена!» Словно яркая вспышка осветила все вокруг - столько разочарований, унижений, опасностей обступило вдруг Пипа. Значит, намерения мисс Хэвишем поднять его до Эстеллы - просто плод его воображения! Значит, кузнец Джо был покинут ради причуды этого человека, который рискует быть повешенным за незаконное возвращение в Англию с вечного поселения... Все надежды рухнули в один миг!

После появления Абеля Мэгвича (так звали его благодетеля) Пип, объятый тревогой, стал готовиться к отъезду за границу. Отвращение и ужас, испытанные в первый момент, сменились в душе Пипа растущей признательностью к этому человеку. Мэгвича укрыли в доме Клары, невесты Герберта. Оттуда по Темзе можно было незаметно проплыть к устью и сесть на иностранный пароход. Из рассказов Мэгвича открылось, что Компесон, второй каторжник, пойманный на болотах, и был тем самым грязным обманщиком, женихом мисс Хэвишем, и он до сих пор преследует Мэгвича. Кроме того, по разным намёкам Пип догадался, что Мэгвич - отец Эстеллы, а матерью её была экономка Джеггера, которую подозревали в убийстве, но оправдали усилиями адвоката, и тогда Джеггер отвёз малютку к богатой одинокой мисс Хэвишем. Надо ли говорить, что эту тайну Пип поклялся хранить для блага обожаемой Эстеллы, несмотря на то что к этому моменту она уже была замужем за пройдохой Драмлом. Размышляя обо всем этом, Пип отправился к мисс Хэвишем получить крупную сумму денег для Герберта. Уходя, он оглянулся - свадебное платье на ней вспыхнуло, как факел! Пип в отчаянии, обжигая руки, гасил огонь. Мисс Хэвишем осталась жива, но, увы, ненадолго...

Накануне предстоящего бегства Пип получил странное письмо, приглашающее в дом на болоте. Он не мог предположить, что Орлик, затаивший злобу, стал подручным Компесона и заманивал Пипа, чтобы отомстить ему - убить и сжечь в огромной печи. Казалось, гибель неизбежна, но на крик вовремя подоспел верный друг Герберт. Теперь в дорогу! Поначалу все шло благополучно, лишь у самого парохода появилась погоня, и Мэгвич был схвачен и осуждён. Он умер от ран в тюремной больнице, не дожив до казни, и его последние минуты были согреты благодарностью Пипа и рассказом о судьбе дочери, которая стала знатной леди.

Прошло одиннадцать лет. Пип трудится в восточном отделении компании вместе с Гербертом, обретя в семье друга покой и заботу. И вот он снова в родной деревне, где его встречают Джо и Бидди, их сын, названный Пипом, и малышка-дочь. Но Пип надеялся увидеть ту, о которой не переставал мечтать. Ходили слухи, что она похоронила мужа... Неведомая сила влечёт Пипа к заброшенному дому. В тумане показалась женская фигура. Это Эстелла! «Не странно ли, что этот дом вновь соединил нас», - произнёс Пип, взял её за руку, и они пошли прочь от мрачных развалин. Туман рассеялся. «Широкие просторы расстилались перед ними, не омрачённые тенью новой разлуки».

Чарльз Диккенс

«Большие надежды»

В окрестностях Рочестера, старинного городка к юго-востоку от Лондона, жил семилетний мальчик, прозванный Пипом. Он остался без родителей, и его «своими руками» воспитывала старшая сестра, которая «обладала редкостным умением обращать чистоту в нечто более неуютное и неприятное, чем любая грязь». С Пипом она обращалась так, словно он был «взят под надзор полицейским акушером и передан ей с внушением — действовать по всей строгости закона». Ее мужем был кузнец Джо Гарджери — светловолосый великан, покладистый и простоватый, только он, как мог, защищал Пипа.

Эта удивительная история, рассказанная самим Пипом, началась в тот день, когда он столкнулся на кладбище с беглым каторжником. Тот под страхом смерти потребовал принести «жратвы и подпилок», чтобы освободиться от кандалов. Скольких усилий стоило мальчику тайком собрать и передать узелок! Казалось, каждая половица кричала вслед: «Держи вора!» Но ещё труднее было не выдать себя.

Едва перестали судачить об арестантах, как в таверне какой-то незнакомец незаметно показал ему подпилок и дал два фунтовых билета (понятно, от кого и за что).

Шло время. Пип стал посещать странный дом, в котором жизнь замерла в день несостоявшейся свадьбы хозяйки, мисс Хэвишем. Она так и состарилась, не видя света, сидя в истлевшем подвенечном платье. Мальчик должен был развлекать леди, играть в карты с ней и её юной воспитанницей, красавицей Эстеллой. Мисс Хэвишем выбрала Эстеллу орудием мести всем мужчинам за того, который обманул её и не явился на свадьбу. «Разбивай их сердца, гордость моя и надежда, — повторяла она, — разбивай их без жалости!» Первой жертвой Эстеллы стал Пип. До встречи с ней он любил ремесло кузнеца и верил, что «кузница — сверкающий путь к самостоятельной жизни». Получив от мисс Хэвишем двадцать пять гиней, он отдал их за право пойти в подмастерья к Джо и был счастлив, а спустя год содрогался при мысли, что Эстелла застанет его черным от грубой работы и будет презирать. Сколько раз ему чудились за окном кузницы её развевающиеся кудри и надменный взгляд! Но Пип был подмастерьем кузнеца, а Эстелла — молодая леди, которой должно получить воспитание за границей. Узнав об отъезде Эстеллы, он отправился к лавочнику Памблчуку послушать душераздирающую трагедию «Джордж Барнуэл». Мог ли он предположить, что подлинная трагедия ожидает его на пороге родного дома!

Около дома и во дворе толпился народ; Пип увидел сестру, сражённую страшным ударом в затылок, а рядом валялись кандалы с распиленным кольцом. Констебли безуспешно пытались дознаться, чья рука нанесла удар. Пип подозревал Орлика, работника, помогавшего в кузнице, и незнакомца, который показывал подпилок.

Миссис Джо с трудом приходила в себя, и ей требовался уход. Поэтому в доме появилась Бидди, миловидная девушка с добрыми глазами. Она вела хозяйство и не отставала от Пипа, используя любую возможность чему-нибудь научиться. Они часто говорили по душам, и Пип признался ей, что мечтает изменить свою жизнь. «Ты хочешь стать джентльменом, чтобы досадить той красавице, что жила у мисс Хэвишем, или чтобы добиться ее», — догадалась Бидди. Действительно, воспоминания о тех днях «подобно бронебойному снаряду» разбивали благие помыслы войти в долю с Джо, жениться на Бидди и вести честную трудовую жизнь.

Однажды в таверне «У трёх весёлых матросов» появился высокий джентльмен с презрительным выражением лица. Пип узнал в нем одного из гостей мисс Хэвишем. Это был Джеггер, стряпчий из Лондона. Он объявил, что имеет важное поручение к кузену Джо Гарджери: Пипу предстоит унаследовать изрядное состояние с условием, что он немедленно уедет из этих мест, оставит прежние занятия и станет молодым человеком, подающим большие надежды. Кроме того, он должен сохранять фамилию Пип и не пытаться узнать, кто его благодетель. Сердце Пипа забилось чаще, он едва смог пролепетать слова согласия. Он подумал, что мисс Хэвишем решила сделать его богачом и соединить с Эстеллой. Джеггер сказал, что в распоряжение Пипа поступает сумма, которой хватит на образование и столичную жизнь. Как будущий опекун, он посоветовал обратиться за наставлениями к мистеру Мэтью Покету. Это имя Пип тоже слышал от мисс Хэвишем.

Разбогатев, Пип заказал модный костюм, шляпу, перчатки и совершенно преобразился. В новом обличье он нанёс визит своей доброй фее, совершившей (он думал) это чудесное превращение. Она с удовольствием приняла благодарные слова мальчика.

Наступил день расставания. Покидая деревню, Пип расплакался у дорожного столба: «Прощай, мой добрый друг!», а в дилижансе думал, как хорошо было бы вернуться под родной кров… Но — поздно. Завершилась пора первых надежд…

В Лондоне Пип освоился на удивление легко. Он снимал квартиру вместе с Гербертом Покетом, сыном своего наставника, и брал у него уроки. Вступив в клуб «Зяблики в роще», он напропалую сорил деньгами, подражая новым приятелям в старании потратить как можно больше. Его любимым занятием стало составление списка долгов «от Кобса, Лобса или Нобса». Вот когда Пип чувствует себя первоклассным финансистом! Герберт доверяет его деловым качествам; сам он только «осматривается», надеясь поймать удачу в Сити. Закружившегося в водовороте лондонской жизни Пипа настигает известие о смерти сестры.

Наконец Пип достиг совершеннолетия. Теперь ему предстоит самому распоряжаться своим имуществом, расстаться с опекуном, в остром уме и огромном авторитете которого он не раз убеждался; даже на улицах распевали: «О Джеггерс, Джеггерс, Джеггерс, нужнейший человеггерс!» В день своего рождения Пип получил пятьсот фунтов и обещание такой же суммы ежегодно на расходы «в залог надежд». Первое, что хочет сделать Пип, — внести половину своего годового содержания для того, чтобы Герберт получил возможность работать в небольшой компании, а потом стал её совладельцем. Для самого Пипа надежды на будущие свершения вполне оправдывают бездействие.

Однажды, когда Пип был один в своём жилище — Герберт уехал в Марсель, — вдруг раздались шаги на лестнице. Вошёл могучий седовласый человек, ему не было нужды доставать из кармана подпилок или другие доказательства — Пип мгновенно узнал того самого беглого каторжника! Старик стал горячо благодарить Пипа за поступок, совершенный шестнадцать лет назад. В ходе разговора выяснилось, что источником преуспеяния Пипа стали деньги беглеца: «Да, Пип, милый мой мальчик, это я сделал из тебя джентльмена!» Словно яркая вспышка осветила все вокруг — столько разочарований, унижений, опасностей обступило вдруг Пипа. Значит, намерения мисс Хэвишем поднять его до Эстеллы — просто плод его воображения! Значит, кузнец Джо был покинут ради причуды этого человека, который рискует быть повешенным за незаконное возвращение в Англию с вечного поселения… Все надежды рухнули в один миг!

После появления Абеля Мэгвича (так звали его благодетеля) Пип, объятый тревогой, стал готовиться к отъезду за границу. Отвращение и ужас, испытанные в первый момент, сменились в душе Пипа растущей признательностью к этому человеку. Мэгвича укрыли в доме Клары, невесты Герберта. Оттуда по Темзе можно было незаметно проплыть к устью и сесть на иностранный пароход. Из рассказов Мэгвича открылось, что Компесон, второй каторжник, пойманный на болотах, и был тем самым грязным обманщиком, женихом мисс Хэвишем, и он до сих пор преследует Мэгвича. Кроме того, по разным намёкам Пип догадался, что Мэгвич — отец Эстеллы, а матерью её была экономка Джеггера, которую подозревали в убийстве, но оправдали усилиями адвоката, и тогда Джеггер отвёз малютку к богатой одинокой мисс Хэвишем. Надо ли говорить, что эту тайну Пип поклялся хранить для блага обожаемой Эстеллы, несмотря на то что к этому моменту она уже была замужем за пройдохой Драмлом. Размышляя обо всем этом, Пип отправился к мисс Хэвишем получить крупную сумму денег для Герберта. Уходя, он оглянулся — свадебное платье на ней вспыхнуло, как факел! Пип в отчаянии, обжигая руки, гасил огонь. Мисс Хэвишем осталась жива, но, увы, ненадолго…

Накануне предстоящего бегства Пип получил странное письмо, приглашающее в дом на болоте. Он не мог предположить, что Орлик, затаивший злобу, стал подручным Компесона и заманивал Пипа, чтобы отомстить ему — убить и сжечь в огромной печи. Казалось, гибель неизбежна, но на крик вовремя подоспел верный друг Герберт. Теперь в дорогу! Поначалу все шло благополучно, лишь у самого парохода появилась погоня, и Мэгвич был схвачен и осуждён. Он умер от ран в тюремной больнице, не дожив до казни, и его последние минуты были согреты благодарностью Пипа и рассказом о судьбе дочери, которая стала знатной леди.

Прошло одиннадцать лет. Пип трудится в восточном отделении компании вместе с Гербертом, обретя в семье друга покой и заботу. И вот он снова в родной деревне, где его встречают Джо и Бидди, их сын, названный Пипом, и малышка-дочь. Но Пип надеялся увидеть ту, о которой не переставал мечтать. Ходили слухи, что она похоронила мужа… Неведомая сила влечёт Пипа к заброшенному дому. В тумане показалась женская фигура. Это Эстелла! «Не странно ли, что этот дом вновь соединил нас», — произнёс Пип, взял её за руку, и они пошли прочь от мрачных развалин. Туман рассеялся. «Широкие просторы расстилались перед ними, не омрачённые тенью новой разлуки».

Семилетний Пип был сиротой и воспитывался родной сестрой и ее мужем огромным, но очень добрым и ласковым кузнецом Джо. Как-то раз на кладбище он встретил беглого каторжника и, опасаясь за свою жизнь, приносит ему еды и подпилок. Немного позже незнакомец тайком показал ему подпилок и вручил 2 фунта.

Пип стал посещать мисс Хэвишем – старушку, которую в день ее свадьбы оставил жених и много лет она ходит в свадебном платье. Вместе с Пипом ее посещает красавица Эстела. Девушка под напутствием мисс Хэвишем мстит за нее всем мужчинам, разбивая их сердца. На подаренные 25 гиней мисс Хэвишем, Пип устраивается в подмастерья к кузнецу Джо, но теперь не любит свое ремесло, боясь, что Эстела увидит его черным от копоти у наковальни. Возвращаясь домой, Пип видит сестру с разбитым затылком, а рядом лежали распиленные кандалы. Он подозревает незнакомца, отдавшего ему 2 фунта и помощника Джо Орлика. За его сестрой стала ухаживать Бидди и они с Пипом быстро поладили и стали дружны.

Однажды стряпчий из Лондона, Джеггер, которого Пип встречал в доме у мисс Хэвишем, объявил, что Пипу завещяно огромное состояние, но чтобы его получить он обязан ехать в Лондон и выучиться. Наставником ему назначили Мэтью Покета. Пип, переодевшись в красивый костюм, направился к мисс Хэвишем, думая, что это она так изменила его судьбу. Мисс Хэвишем приняла благодарность Пипа. Пип отправился в Лондон, в надежде, что скоро сможет завоевать сердце красавицы Эстеллы. В Лондоне Пип снимает квартиру с сыном своего наставника Гербертом, учится и сорит деньгами. В родной деревне умирает его сестра. В день совершеннолетия Пипу вручили 500 фунтов и гарантии того, что такая сумма будет передаваться ему ежегодно. Половину суммы Пип отдал Герберту, что бы тот смог устроиться работать в компании и стать ее совладельцем.

Когда Пип остался один, к нему пришел пожилой человек, в котором Пип узнал беглого каторжника. Это он снабжает Пипа деньгами за то, что тот помог ему 16 лет назад. Пип расстроен тем, что это не мисс Хэвишем помогала ему. Но Пип был признателен Абелю Мэгвичу – бывшему каторжнику. Мэгвич рассказал свою историю и выяснилось, что второй каторжник, с которым он бежал до сих пор охотится за ним и он - это бывший жених мисс Хэвишем, а сам Мэгвич - отец Эстеллы. Пип обещал хранить все в тайне ради спокойствия Эстеллы, хотя та уже была замужем. Пип помогал готовить бегство Магвича за границу. И все шло хорошо, только у самого парохода Магвича схватили и он умер от полученных ран в госпитале при тюрьме, не дожив до суда.

Спустя 11 лет Пип, стал преуспевающим мужчиной. Он едет домой, где ему рады кузнец Джо и Бидди. У них уже двое малышей. Пип идет к дому мисс Хэвишем, где встречает Эстеллу. Она вдова. Этот дом их познакомил, а теперь и соединил навсегда.

Роман «Большие надежды» считается одним из известнейших произведений Чарльза Диккенса, по крайней мере, по нему было создано большое количество театральных пьес и экранизаций. В этой книге присутствует своеобразный чёрный юмор, в некоторых местах приходится смеяться сквозь слёзы, но в большей степени этот роман можно назвать тяжёлым. Иметь надежду – это хорошо, но не всегда она оправдывается, и тогда человек испытывает самое большое отчаяние в своей жизни.

События романа происходят в Англии Викторианской эпохи. Маленький мальчик Пип остался без родителей, его воспитывает родная сестра. Однако сестру нельзя назвать заботливой и нежной, она часто использует силу в воспитательных целях. Даже мужу её достаётся, который работает кузнецом и по натуре очень добр.

Мальчика знакомят с соседской девочкой, чтобы они вместе проводили время. Эстеллу воспитывает не родная мать. Когда-то эту женщину обманул мужчина, которого она любила. А теперь она хочет вырастить такую дочь, которая отомстит всем мужчинам. Эстелла должна быть красивой, привлекать мужчин, а затем разбивать им сердца. Она растёт высокомерной девушкой.

Пип влюбляется в Эстеллу, со временем понимая, что стесняется предстать перед ней в неопрятном или глупом виде. Когда же появляется таинственный благодетель, желающий обеспечить парня всем необходимым, Пип начинает думать, что это мать Эстеллы. Он полагает, что так она хочет сделать его успешным человеком, чтобы он стал достойной партией для её дочери. С большими надеждами парень смотрит в будущее, но только оправдаются ли они, или его ждёт жестокое разочарование?

Произведение относится к жанру Проза. Оно было опубликовано в 1861 году издательством Эксмо. Книга входит в серию "Зарубежная классика". На нашем сайте можно скачать книгу "Большие надежды" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.35 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.