Как искать площадь многогранника. Как найти объем многогранника - призмы

Последние решения

u84236168 ✎ Биотический фактор - воздействие живых организмов друг на друга. Абиотический фактор - воздействие неорганической среды на живые организмы (химические и физические). А) Повышение давления является физическим фактором, следовательно, относим его к абиотическим. Б) Землетрясение - физический абиотический фактор. В) Эпидемия вызывается микроорганизмами, следовательно, здесь биотический фактор. Г) Взаимодействие волков в стае - биотический фактор. Д) Конкуренция между соснами - биотический фактор, т.к. сосны - живые организмы. Ответ: 11222 к задаче

u84236168 ✎ 1) По таблице видно, что если птенцов в гнезде больше 5, то доля выживших птенцов резко сокращается, следовательно, мы соглашаемся с данным утверждением. 2) Гибель птенцов в таблице никак не объясняется, следовательно, мы ничего не можем сказать по поводу данного утверждения. 3) Да, по таблице видно, что чем меньше в кладке яиц, тем выше забота о потомстве, так, самый высокий процент выживших птенцов (100%) коррелирует с их самым маленьким количеством (1), поэтому мы соглашаемся с данным утверждением. 4) По четвертому утверждению у нас нет никакой точной информации + доля выживших птенцов снижается, значит, мы не согласны с данным утверждением. 5) В таблице нет информации, с чем связано количество яиц в кладке, следовательно, мы игнорируем данное утверждение. Ответ: 1, 3. к задаче

u84236168 ✎ А) Колючки кактуса и колючки барбариса - органы растений, пример используется в сравнительно-анатомическом методе изучения эволюции. Б) Останки представляют собой окаменелые части древних живых существ, чьим изучением занимается наука палеонтология, следовательно, это палеонтологический метод. В) Филогенез - процесс исторического развития природы и отдельных организмов. В филогенетическом ряде лошади могут быть её древние предки, следовательно, это палеонтологический метод. Г) Многососковость человека относится к сравнительно-анатомическому методу, т.к. сравнивается норма (два соска) и атавизм. Д) Аппендикс у человека является рудиментом, следовательно, здесь тоже сравнивается норма и рудимент. Ответ: 21122 к задаче

u84236168 ✎ 1) Скорость не может быть прямо пропорциональна, иначе бы при уменьшении температуры скорость строго увеличивалась бы, что на графике мы не наблюдаем. 2) Про ресурсы среды на графике ничего не сказано, поэтому и мы про это утверждение сказать ничего не можем. 3) Про генетическую программу на графике тоже никакой информации нет, следовательно, и мы сказать ничего не можем. 4) По графику видно, что скорость размножения увеличивается на промежутке от 20 до 36 градусов, след., с этим утверждением мы соглашаемся. 5) По графику видно, что после 36 градусов скорость падает, значит, с этим утверждением мы соглашаемся. Ответ: 4, 5. к задаче

u84236168 ✎ На данном рисунке наружный слуховой проход, барабанная перепонка и улитка (что видно по форме) обозначены правильно. Остальные элементы: 3 - камера внутреннего уха, 4 - молоточек, 5 - наковальня. Ответ: 1, 2, 6. к задаче

ПЛОЩАДЬ ПОВЕРХНОСТИ МНОГОГРАННИКА Площадью поверхности многогранника по определению считается сумма площадей, входящих в эту поверхность многоугольников. Площадь поверхности призмы состоит из площади боковой поверхности и площадей оснований. Площадь поверхности пирамиды состоит из площади боковой поверхности и площади основания.










Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке, все двугранные углы которого прямые. Ответ. 22. Решение. Поверхность многогранника состоит из двух квадратов площади 4, четырех прямоугольников площади 2 и двух невыпуклых шестиугольников площади 3. Следовательно, площадь поверхности многогранника равна 22. Упражнение 6


Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке, все двугранные углы которого прямые. Ответ. 22. Решение. Поверхность многогранника состоит из двух квадратов площади 4, четырех прямоугольников площади 2, и двух невыпуклых шестиугольников площади 3. Следовательно, площадь поверхности многогранника равна 22. Упражнение 7


Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке, все двугранные углы которого прямые. Ответ. 22. Решение. Поверхность многогранника состоит из двух квадратов площади 4, четырех прямоугольников площади 2 и двух невыпуклых шестиугольников площади 3. Следовательно, площадь поверхности многогранника равна 22. Упражнение 8


Ответ. 38. Решение. Поверхность многогранника состоит из квадрата площади 9, семи прямоугольников площади которых равны 3, и двух невыпуклых восьмиугольников площади которых равны 4. Следовательно, площадь поверхности многогранника равна 38. Упражнение 9


Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке, все двугранные углы которого прямые. Ответ. 24. Решение. Поверхность многогранника состоит из трех квадратов площади 4, трех квадратов площади 1 и трех невыпуклых шестиугольников площади 3. Следовательно, площадь поверхности многогранника равна 24. Упражнение 10


Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке, все двугранные углы которого прямые. Ответ. 92. Решение. Поверхность многогранника состоит из двух квадратов площади 16, прямоугольника площади 12, трех прямоугольников площади 4, двух прямоугольников площади 8, и двух невыпуклых восьмиугольников площади 10. Следовательно, площадь поверхности многогранника равна 92. Упражнение 11










29


Упражнение 26 Осевое сечение цилиндра - квадрат. Площадь основания равна 1. Найдите площадь поверхности цилиндра. Ответ: 6.


Радиусы двух шаров равны 6 и 8. Найдите радиус шара, площадь поверхности которого равна сумме площадей их поверхностей. Ответ. 10. Решение. Площади поверхностей данных шаров равны и. Их сумма равна. Следовательно, радиус шара, площадь поверхности которого равна этой сумме, равен 10. Упражнение 30

" мы уже рассмотрели теоретические моменты, которые необходимы для решения. В составе ЕГЭ по математике имеется целый ряд задач на определение площади поверхности и объема составных многогранников. Это, наверное, одни из самых простых задач по стереометрии. НО! Имеется нюанс. Не смотря на то, что сами вычисления проты, ошибку при решении такой задачи допустить очень легко.

В чём же дело? Далеко не все обладают хорошим пространственным мышлением, чтобы сразу увидеть все грани и параллелепипеды из которых «состоят» многогранники. Даже если вы умеете делать это очень хорошо, можете мысленно сделать такую разбивку, всё-таки следует не торопиться и воспользоваться рекомендациями из этой статьи.

Кстати, пока работал над данным материалом, нашёл ошибку в одной из задач на сайте. Нужна внимательность и ещё раз внимательность, вот так.

Итак, если стоит вопрос о площади поверхности, то на листе в клетку постройте все грани многогранника, обозначте размеры. Далее внимательно вычисляйте сумму площадей всех полученных граней. Если будете предельно внимательны при построении и вычислении, то ошибка будет исключена.

Используем оговоренный способ. Он нагляден. На листе в клетку строим все элементы (грани) в масштабе. Если длины рёбер будут большими, то просто подпишите их.

Решите самостоятельно:

Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).

Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).

Ещё задачи, . В них приведены решения другим способом (без построения), постарайтесь разобраться - что откуда взялось. Также решите уже представленным способом.

Если требуется найти объём составного многогранника. Разбиваем многогранник на составляющие его параллелепипеды, записываем внимательно длины их рёбер и вычисляем.

Объем многогранника, изображенного на рисунке равен сумме объёмов двух многогранников с рёбрами 6,2,4 и 4,2,2

Решите самостоятельно:

Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы многогранника прямые).

Прежде всего определимся, что же такое многогранник. Это трехмерная геометрическая фигура, грани которой представлены в виде плоских многоугольников. Единой формулы поиска объема многогранника не существует, так как многогранники бывают разной формы. Для того чтобы найти объем сложного многогранника, его условно делят на несколько простых, таких как параллелепипед, призма, пирамида, а затем складывают объемы простых многогранников и получают в результате искомый объем фигуры.

Как найти объем многогранника - параллелепипеда

Для начала найдем площадь прямоугольного параллелепипеда . У такой геометрической фигуры все грани представлены в виде плоских прямоугольных фигур.

  • Самый простой прямоугольный параллелепипед – это куб. Все ребра куба равны между собой. Всего у такого параллелепипеда 6 граней, то есть 6 одинаковых квадратов. Объем такой фигуры рассчитывается таким образом:

где a – длина любого ребра куба.


где a, b и с – длины ребер.


Как найти объем многогранника - наклонного параллелепипеда

У наклонного параллелепипеда так же 6 граней, 2 их них – основания фигуры, еще 4 – боковые грани. Наклонный параллелепипед отличается от прямого тем, что его боковые грани по отношению к основанию расположены не под прямым углом. Объем такой фигуры рассчитывается как произведение между площадью основания и высотой:

где S – это площадь четырехугольника, лежащего в основании, h – высота искомой фигуры.


Как найти объем многогранника - призмы

Объемная геометрическая фигура, основание которой представлено многоугольником любой формы, а боковые грани - параллелограммами, имеющими общие стороны с основанием – называется призмой. У призмы два основания, а боковых граней столько, сколько сторон у фигуры, являющейся основанием.

Для нахождения объема любой призмы, как прямой, так и наклонной, умножают площадь основания на высоту:

где S – площадь многоугольника в основании фигуры, а h – высота призмы.


Как найти объем многогранника - пирамиды

Если в основании фигуры расположен многоугольник, а боковые грани представлены в виде треугольников, смыкающихся в общей вершине, то такую фигуру называют пирамидой. Она отличается от вышеперечисленных фигур тем, что у нее имеется только одно основание, кроме этого, у нее есть вершина. Чтобы найти объем пирамиды, ее основание умножают на высоту, и делят результат на 3:


здесь S – площадь основания искомой геометрической фигуры, а h – высота.


Площадь простого многогранника найти достаточно просто, гораздо сложнее найти площадь фигуры, состоящей из множества многогранников. Особое внимание придется уделить правильному разделению сложного многогранника на простые.

Продолжаем решать задачи из открытого банка заданий ЕГЭ по математике категории «№8» . Сегодня разбираем задачи, в которых фигурируют составные многогранники. (Мы уже встречались с задачами на составными многогранниками).

Задача 1.

Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).

Решение:

Площадь поверхности многогранника равна разности площади поверхности прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3, 3 и 2 и двух площадей квадратов 1х1.

Задача 2.

Из единичного куба вырезана правильная четырехугольная призма со стороной основания 0,4 и боковым ребром 1. Найдите площадь поверхности оставшейся части куба.

Решение:

Площадь поверхности оставшейся части куба есть сумма площади поверхности куба (ребро 1) и площади боковой поверхности призмы, уменьшенная на двойную площадь квадрата (со стороной 0,4).

Ответ: 7,28.

Задача 3.

Во сколько раз увеличится площадь поверхности октаэдра, если все его ребра увеличить в 6 раз?

Решение:

При увеличении всех ребер в 6 раз площадь каждой грани изменится в 36 раз, поэтому и сумма площадей всех граней (площадь поверхности) увеличенного октаэдра будет в 36 раз больше площади поверхности исходного октаэдра.

Задача 4.

Площадь поверхности тетраэдра равна 1. Найдите площадь поверхности многогранника, вершинами которого являются середины сторон данного тетраэдра.

Решение:

Поверхность искомого многогранника состоит из 8 граней – треугольников.

Площадь каждого такого треугольников из пары (на рисунке выделены одним цветом)

в 4 раза меньше площади соответсвующей грани тетраэдра.

Тогда сумма площадей граней многогранника есть половина поверхности тетраэдра. То есть

Ответ: 0,5.

Вы можете посмотреть и видеоролик к задаче 4:

Задача 5.

Найдите объем пространственного креста, изображенного на рисунке и составленного из единичных кубов.

Решение:

Объем данного пространственного креста – есть 7 объемов единичных кубов. Поэтому

Задача 6.

Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).

Решение:

Объем данного многогранника – есть объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3, 6 и 2 без объема прямоугольного параллелепипеда с измерениями 1, 2, 2.

Задача 7.

Объем тетраэдра равен 1,5. Найдите объем многогранника, вершинами которого являются середины сторон данного тетраэдра.

" мы уже рассмотрели теоретические моменты, которые необходимы для решения.

В составе ЕГЭ по математике имеется целый ряд задач на определение площади поверхности и объема составных многогранников. Это, наверное, одни из самых простых задач по стереометрии. НО! Имеется нюанс. Не смотря на то, что сами вычисления просты, ошибку при решении такой задачи допустить очень легко.

В чём же дело? Далеко не все обладают хорошим пространственным мышлением, чтобы сразу увидеть все грани и параллелепипеды из которых «состоят» многогранники. Даже если вы умеете делать это очень хорошо, можете мысленно сделать такую разбивку, всё-таки следует не торопиться и воспользоваться рекомендациями из этой статьи.

Кстати, пока работал над данным материалом, нашёл ошибку в одной из задач на сайте. Нужна внимательность и ещё раз внимательность, вот так.

Итак, если стоит вопрос о площади поверхности, то на листе в клетку постройте все грани многогранника, обозначьте размеры. Далее внимательно вычисляйте сумму площадей всех полученных граней. Если будете предельно внимательны при построении и вычислении, то ошибка будет исключена.

Используем оговоренный способ. Он нагляден. На листе в клетку строим все элементы (грани) в масштабе. Если длины рёбер будут большими, то просто подпишите их.


Ответ: 72

Решите самостоятельно:

Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).

Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).

Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).

Ещё задачи , . В них приведены решения другим способом (без построения), постарайтесь разобраться — что откуда взялось. Также решите уже представленным способом.

* * *

Если требуется найти объём составного многогранника. Разбиваем многогранник на составляющие его параллелепипеды, записываем внимательно длины их рёбер и вычисляем.

Объем многогранника, изображенного на рисунке равен сумме объёмов двух многогранников с рёбрами 6,2,4 и 4,2,2

Ответ: 64

Решите самостоятельно:

Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы многогранника прямые).

Найдите объем пространственного креста, изображенного на рисунке и составленного из единичных кубов.

Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Цели урока:

обучающие цели:

Обобщить знания о многогранниках и их элементах;

Повторить формулы для вычисления площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды;

Закрепить практические навыки вычисления площадей поверхностей многогранников;

Расширить знания в области математики, показать её прикладной характер;

развивающие цели:

Развитие познавательного интереса, логического мышления, пространственного воображения и исследовательских способностей;

Развитие вычислительных навыков, ключевых компетенций, умений сравнивать, анализировать, аргументировать сделанный выбор;

воспитательные цели:

Воспитание ответственности, умения работать в коллективе, принимать самостоятельные решения;

Показать значимость знаний, возможность их применения на практике.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование: макеты многогранников, карточки-задания, презентация, оргтехника, бланки рефлексии, муляжи-коробки с подарками.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин.).
  2. Актуализация знаний (4 мин.).
  3. Постановка проблемы, определение целей урока (8 мин.).
  4. Проведение исследовательской работы (27 мин.).
  5. Рефлексия (4 мин.).

Эпиграф урока: Имеет смысл то знание, которое используется на практике. (Том Брейдсфорд)

Конспект урока.

Добрый день!

Добрый день улыбчивым лицам!
Пусть добрый день продлится до вечера!
Я приглашаю Вас на урок математики.

Мы начинаем отсчет отрезка времени нашей 45-минутной совместной жизни. И от меня и от вас зависит, насколько этот отрезок жизни будет интересным и полезным.

Перед вами кейс-папки, в которых находятся материалы к нашему уроку.

Найдите “Оценочный лист МГ”. Выберите ответственного из группы, кто будет заполнять его. Заполните 1 столбец, напишите фамилии учащихся вашей МГ(микрогруппы). В следующем столбце поставьте “плюсик” тому, кто из вашей группы правильно ответит на следующие вопросы и так в течение нашего урока.

Посмотрите, пожалуйста, на стол, что вы видите? (Ответы учащихся: призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида).

Как мы их называем? (Ответы учащихся: многогранники).

И, действительно, тема “Многогранники” - основная в курсе стереометрии. Многогранные формы мы видим ежедневно. Это - спичечный коробок, коробка из - под сока, из - под молока, книга, комната, многоэтажные дома, башни Кремля, Египетские пирамиды.

Давайте посмотрим, из каких поверхностей состоит эта призма? (Ответы учащихся: из оснований и боковой поверхности).

Из каких поверхностей состоит эта пирамида? (Ответы учащихся: из основания и боковой поверхности).

Как можно найти площадь полной поверхности этого параллелепипеда? (Ответы учащихся).

А этой пирамиды? (Ответы учащихся).

Значит, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Ответы учащихся). “Площади поверхностей многогранников”. (Слайд 1).

Почему именно эта тема? Вы, будущие работники торговых предприятий не раз столкнётесь многогранниками в своей профессиональной сфере. Например, при размещении коробок с товаром на складе, в торговом зале; при упаковке подарков.

Итак, представьте себе такую ситуацию : Вы работаете продавцом – консультантом в магазине “Подарки”. Вам необходимо собирать и упаковать подарок для Вашего покупателя, который состоит из 4 наименований. Сумма подарка не должна превышать 15000 рублей. За упаковочный материал деньги не берёте. Поэтому чем меньше его расходуете, тем больше ваша прибыль.

Отсюда возникает противоречие : с одной стороны упаковка подарка, а с другой стороны экономия упаковочного материала. Скажите, какая проблема из этого вытекает? Работа в МГ. (Ответы учащихся).

Резюмируя ваш высказывания, сформулируем проблему : для экономии упаковочного материала, в виде какого многогранника упаковать подарок – прямоугольного параллелепипеда или пирамиды?

Предлагайте варианты решения этой проблемы. (Работа в МГ)

Чтобы разрешить эту проблему мы с вами будем работать в режиме исследования , который имеет определённую структуру.

Это есть гипотеза : Предположим, что если упакуем подарок в виде пирамиды, то расход упаковочного материала будет меньше.

Что вы будете исследовать? (Работа в МГ)

Объект исследования: Подарочный набор – некий многогранник (параллелепипед, пирамида - с точки зрения математики).

Какому предмету относится исследование? (Работа в МГ)

Предмет исследования: математика.

Зачем проводим исследование? (Работа в МГ)

Цель исследования: вычислить площади полной поверхности прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.

Что для этого следует делать? (Работа в МГ)

Для работы предлагаю следующий алгоритм.

Задачи исследования:

Выбрать до 4-х подарков на сумму не более 15000 р.;

- “сложить” подарки вместе (в виде определенного многоугольника);

Определить основные формулы для работы;

Провести необходимые измерения;

Вычислить площади многогранников;

Сделать сравнительный анализ;

Сформулировать выводы.

Каждая МГ работать будет над своим подарком. Найдите в кейс-папках табличку с названием подарка (для новосёлов, для юбиляров, для новобрачных).

Выберите подарки. Список подарков находится в кейс – папках, выбранные товары отметьте в таблице, и сразу же выбирайте из витрины. (Работа в МГ)

Найдите в кейс – папках таблицу “Алгоритм работы” и работайте по нему. Для работы определяем время 18 мин. По завершению работы готовьте выступающих.

Вывод. Возвращаясь к нашим целям и проблеме, скажите, в какой форме упаковать подарок экономичнее, в виде прямоугольного параллелепипеда или пирамиды? (Ответы учащихся) . - Кто ответит, с чем это связано? (Ответы учащихся).

Значит, отсюда следует, выдвинутую гипотезу опровергли .

Вновь обратитесь к оценочным листам. Отметьте, какой вклад каждый из вас внёс в общее дело? Насколько вы были успешны на 1 и 2 этапах исследования? Оцените каждого, поставьте оценку в столбце “Оценка группы”. Передайте оценочные листы преподавателю. (Преподаватель комментирует оценки отдельных учащихся)

А теперь попрошу, заполнить лист рефлексии.

Внимание на экран. Заканчивается отрезок нашей совместной жизни. Урок хотелось бы закончить словами Тома Брейдсфорда: “Имеет смысл то знание, которое используется на практике”. Спасибо за урок. Благодарю за внимание. Доброго дня до самого вечера.

Раздаточный материал.

Оценочный лист МГ

Ф.И. учащихся Ответы на вопросы Исследовательская работа Выступление Оценка
1 этап 2 этап группы итоговая
1
2
3
4
5

Ситуация: Вы работаете продавцом – консультантом в магазине “Подарки”. Вам необходимо собирать и упаковать подарок для Вашего покупателя, который состоит из 4 наименований. Сумма подарка не должна превышать 15000 рублей.

Название подарков для МГ

  1. Подарок для новосёлов.
  2. Подарок для новобрачных.
  3. Подарок для юбиляров.

Цена товара

Наименование подарка Цена (в рублях)
1 Утюг 800-00
2 Комплект постельного белья 1000-00
3 Микроволновая печь 3500-00
4 Телефон стационарный 500-00
5 Шоколад 200-00
6 Кухонный комбайн 2500-00
7 Сотовый телефон 7000-00
8 Спутниковая антенна “Триколор ТВ” 9000-00
9 DVD плеер 2000-00
10 Камера 1500-00
11 Машинка для стрижки волос 1700-00
12 Пылесос 4500-00
13 Чайный сервиз 1000-00

Алгоритм работы

Выбрать подарки
Наименование 1 2 3 4
“Сложить” подарки
Определить основные формулы для нахождения площади поверхностей
Наименование многогранника Формула Обозначение
Прямоугольный параллелепипед S= S - площадь полной поверхности,
Пирамида четырехугольная S= S - площадь полной поверхности,

S осн - площадь основания,

S б - площадь боковой поверхности,

Правильная четырехугольная пирамида S б=
Измерить линейные размеры подарка

а) Подарок в виде прямоугольного параллелепипеда

ширина длина высота Вычислить площадь

б) Подарок в виде пирамиды

Форму подарка выбрали в виде … , потому, что площадь полной поверхности … оказалась …, чем у …