История введения часовых поясов. Витиеватая «временная ткань»

Занимательные факты о времени или "Путешествия во времени"

Прежде, чем отправляться в экзотические страны, мало узнать стоимость жд билетов или дату авиаперелета, нужно еще уточнить местное время, чтобы по прибытии можно было легче адаптироваться к новому часовому поясу.

Когда живешь постоянно в одном часовом поясе, мало путешествуешь и являешься домоседом, даже не подозреваешь, насколько "витиевато" временное пространство на нашей планете. Однако, достаточно хоть немного "выглянуть" с насиженного места, как понимаешь, насколько реально перемещение во времени, факты которого существуют повсеместно.

Нет-нет, речь сейчас не о "Машине времени" и с Гербертом Уэллсом это мало связано, но все-таки...

"Путешествия" во времени: факты

1. Полуночные закаты

Давно известно выражение одного из главных героев бестселлера советского экрана "Белое солнце пустыни": "Восток - дело тонкое". Это действительно так. Например, Китай, который имеет протяженность около 5700 км (запад-восток) до 1949 г. был, как и полагается, разделен на 5 часовых поясов. Однако, по приказу Мао Цзэдуна в стране было введено одно время. Так, Пекин стал своеобразным эталоном времени для всей страны, что привело к парадоксу: в части регионов солнце "запаздывает" на несколько часов, поэтому можно запросто пронаблюдать полуночные закаты.

2. "Шаг" в другое измерение

В связи с существующей "ямой времени", в Китайской Народной Республике возникают некоторые трудности с осознанием временного пространства при пересечении китайско-афганской границы. Так, если вы пересекаете границу двух названных государств, то время нужно перевести на 3 часа 30 минут вперед. Получается, что один шаг занимает 3,5 часа.

3. Безвременье

Есть и такое место на нашей планете. И это вовсе не Бермудский Треугольник. Все гораздо проще. В Тихом океане проходит условная линия, которую принято называть "линией перемены дат". Она проходит по 180 меридиану. Если двигаться с запада на восток, то можно вернуться на сутки назад, во вчера. Если же двигаться в обратном направлении, то можно попасть в "завтра", на сутки вперед. Именно в этой точке планеты понимаешь, насколько эфемерно прошлое, настоящее и будущее.

То же касается и островов Крузенштерна (Соединенные Штаты Америки) и островов Ратманова. Между островами всего 4 км моря, которые можно преодолеть за треть часа (20 минут). Однако по Гринвичу их разделяет не только расстояние, но и время - 21 час! И если на острове Крузенштерна три часа дня вторника, то на острове Ратманова - полдень среды.

4. "Вверх тормашками" от Англии

Буквально 65 лет назад Индия была колонией Англии. После получения независимости, Индия установила себе 5 часов разницы по сравнению с Гринвичским меридианом. Именно поэтому британцы часто говорят, что "Если ты находишься в Англии, то достаточно повернуть часы наоборот, вверх ногами - и можно увидеть, сколько времени в Индии".

5. Самое независимое государство или 15 минут независимости

Государство Непал с трех сторон соседствует с Индией. Долгие века борьбы с Большим соседом привели к тому, что Непал, получивший, в конце концов, независимость, "отделился" от Индии временем. Так, стрелки часов в Непале показывают на 15 минут больше, чем в Индии. Это произошло в 1986 г. и продолжается до сих пор.

6. Витиеватая "временная ткань"

Когда речь заходит о Гималаях, то, в первую очередь, вспоминается Тибет с его древними монастырями. Однако сама Гималайская гряда считается местом почти мистическим, где до сих пор пытаются найти легендарную Шамбалу. Протяженность Гималаев такова, что они пересекают несколько государств, в которых, соответственно, принято разное время. Получается, что путешественнику, который решит проложить свой маршрут вдоль всей гряды, нужно будет перевести часы шесть раз.

На границе Индии и Непала на четверть часа, на границе Непала и Индии вернуть на 15 минут назад, на границе Индии и Китая перевести время на 2 часа 30 минут вперед. Далее, на китайско-бутанской границе вернуть время на 2 часа назад, на бутано-индийской - еще на 30 минут назад, и, в завершение, на индо-мьянской - на 60 минут вперед.

7. Страна, встречающая Солнце

"Страной восходящего солнца" принято называть Японию. Считается, что японцы первыми встречают новый день и дневное светило. На самом же деле, жители города Владивосток начинают новые сутки на час раньше японцев.

8. Меж тремя часовыми поясами

На границе трех государств - России, Финляндии и Норвегии, в поселке Раякоски, встречаются одновременно 3 часовых пояса. Время играет здесь "злую шутку". В России наступает полдень, в Финляндии - 11 часов, в Норвегии - 10 часов утра.

Ученым удалось доказать, что перемещаться во времени возможно… Так, согласно исследованиям израильского ученого Амоса Ори, путешествия во времени научно обоснованы. И в настоящее время мировая наука уже располагает необходимыми теоретическими знаниями, чтобы иметь возможность утверждать, что в теории возможно создание машины времени.

Математические выкладки израильского ученого были опубликованы в одном из специализированных печатных изданий. Ори делает вывод о том, что для создания машины времени необходимо наличие гигантских гравитационных сил. В основу своих исследований ученый положил выводы, сделанные еще в 1947 году его коллегой, Куртом Геделем, суть которых заключается в том, что…

Теория относительности не отрицает существования определенных моделей пространства и времени.

Согласно расчетам Ори, возможность путешествовать в прошлое возникает в том случае, если придать искривленной пространственно-временной структуре формы воронки или кольца. При этом каждый новый виток данной структуры будет все дальше относить человека в прошлое. Кроме того, по мнению ученого, гравитационные силы, необходимые для осуществления таких временных путешествий, находятся, вероятно, вблизи так называемых черных дыр, первые упоминания о которых относятся к XVIII веку.

Одним из ученых (Пьером Симоном Лапласом) была выдвинута теория о существовании космических тел, которые невидимы человеческому глазу, но имеют настолько высокую гравитацию, что ни один световой луч от них не отражается. Лучу необходимо преодолеть скорость света, чтобы быть отраженным от такого космического тела, однако известно, что преодолеть ее невозможно.

Границы черных дыр называют горизонтами событий. Каждый объект, который его достигает, попадает внутрь, причем, снаружи не видно, что происходит внутри дыры. Вероятно, законы физики в ней перестают действовать, временные и пространственные координаты меняются местами.

Таким образом, пространственное путешествие превращается в путешествие во времени.

Несмотря на весьма это детальное и значимое исследование, нет никаких доказательств того, что временные путешествия реальны. Впрочем, никто не сумел доказать и того, что это всего лишь выдумка. Вместе с тем, за всю историю человечества было накоплено огромное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что перемещения во времени все-таки реальны. Так, в старинных летописях эпохи фараонов, Средневековья, а затем и Французской революции и мировых войн было зафиксировано появление странных машин, людей и механизмов.

Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров:

***

В мае 1828 года в Нюрнберге был пойман подросток. Несмотря на тщательно проведенное расследование и 49 томов дела, а также разосланные по всей Европе портреты, узнать личность его, точно так же, как и места, откуда мальчик появился, оказалось невозможным. Ему дали имя Каспар Хаузер, и у него были невероятные способности и привычки: мальчик отлично видел в темноте, но не знал, что такое огонь, молоко.Он погиб от пули убийцы, и его личность так и осталась загадкой. Однако существовали предположения, что до появления в Германии мальчик жил в совершен ином мире.

***

В 1897 году на улицах сибирского городка Тобольск произошло весьма необычное происшествие. В конце августа там был задержан мужчина странной внешности и не менее странного поведения. Фамилия мужчины – Крапивин. Когда его доставили в полицейский участок и начали допрашивать, всех немало удивила информация, которой мужчина поделился: по его словам, родился он в 1965 году в Ангарске, а работал оператором ПЭВМ.

Свое появление в городе мужчина не мог объяснить никак, однако по его словам, незадолго до этого он почувствовал сильную головную боль, после чего потерял сознание. Очнувшись, Крапивин увидел незнакомый городок. Для осмотра странного человека в полицейский участок был вызван врач, который поставил диагноз «тихое помешательство». После этого Крапивина поместили в местный сумасшедший дом.

***

Туристки спросили дорогу, однако вместо того, чтобы помочь, мужчины как-то странно на них посмотрели и указали в неопределенном направлении. Через некоторое время женщины вновь повстречали странных людей. На этот раз это была молодая женщина с девочкой, также одетые в старомодные одежды. Женщины и на этот раз не заподозрили ничего необычного, пока не наткнулись на еще одну группу людей, одетых в старинные одежды.

Эти люди разговаривали на незнакомом диалекте французского. Вскоре женщины поняли, что их собственный вид вызывает изумление и недоумение присутствующих. Вместе с тем, один из мужчин указал им правильное направление. Когда туристки достигли цели, то были поражены не сама домиком, а видом дамы, которая возле него сидела и делала зарисовки в альбоме. Она была очень красива, в напудренном парике, длинном платье, какое носили аристократки XVIII века.

И только тогда англичанки, наконец, осознали, что попали в прошлое. Вскоре пейзаж изменился, видение исчезло, а женщины поклялись друг другу никому не рассказывать о своем путешествии. Однако впоследствии, в 1911 году, они совместными усилиями написали книгу о пережитом.

***

В 1924 году в Ираке пилоты британских королевских воздушных сил были вынуждены совершить аварийную посадку. Их следы были отчетливо видны на песке, но вскоре они обрывались. Пилотов так и не удалось найти, хотя в той местности, где произошло происшествие, не было никаких зыбучих песков, ни песчаных бурь, ни заброшенных колодцев…

***

В 1930 году сельский доктор по имени Эдвард Мун возвращался домой после посещения своего пациента, лорда Эдварда Карсона, проживавшего в Кенте. Лорд был очень болен, поэтому врач навещал его ежедневно и отлично знал местность. Однажды Мун, выйдя за пределы поместья своего пациента, заметил, что местность выглядит несколько иначе, чем раньше. Вместо дороги была грязная тропа, которая вела через пустынные луга.

Пока доктор пытался понять, что случилось, ему повстречался странный мужчина, который шел немного впереди. Он был одет несколько старомодно и нес старинный мушкет. Мужчина также заметил доктора и остановился, явно в изумлении. Когда Мун обернулся, чтобы посмотреть на поместье, загадочный странник исчез, а весь ландшафт вновь стал нормальным.

***

В ходе боев за освобождение Эстонии, которые велись на протяжении 1944 года, недалеко от Финского залива танковый разведбатальон, которым командовал Трошин, в лесу наткнулся на странную группу кавалеристов, одетых в историческую форму. Когда кавалеристы увидели танки, то обратились в бегство. В результате преследования удалось задержать одного из странных людей.

Разговаривал он исключительно на французском, поэтому его приняли за солдата союзной армии. Кавалериста доставили в штаб, но все рассказанное им повергло в шок и переводчика, и офицеров. Кавалерист утверждал, что является кирасиром наполеоновской армии, и что остатки ее пытаются выйти из окружения после отступления из Москвы. Также солдат сообщил, что родился он в 1772 году. На следующий день таинственного кавалериста увезли сотрудники особого отдела…

***

Еще одна подобная история связана с Кольским полуостровом. На протяжении многих столетий бытовала легенда, что там располагалась высокоразвитая цивилизация Гиперборея. В 1920-х годах туда была отправлена экспедиция, которую поддержал сам Дзержинский. Группа, во главе которой стояли Кондиайна и Барченко, в 1922 году отправились в район Ловозера и Сейдозера. Все материалы по возвращении экспедиции были засекречены, а Барченко позже был репрессирован и расстрелян.

***

Подробностей экспедиции не знает никто, однако местные жители говорят о том, что в ходе поисков был обнаружен странный лаз под землю, но проникнуть туда ученым мешал непонятный страх и ужас. Местные жители также не рискуют пользоваться этими пещерами, потому как из них можно и не вернуться. А кроме того существует легенде, что возле них неоднократно видели то ли пещерного, то ли снежного человека.

Эта история, возможно, так и осталась бы засекреченной, если бы в результате интриг не попала в западные издания. Один летчик натовских войск рассказал журналистам о странной истории, которая произошла с ним. Произошло все в мае 1999 года. Самолет вылетел с натовской базы в Голландии, выполняя задание вести наблюдение за действиями конфликтующих с югославской войне сторон. Когда самолет летел над Германией, летчик внезапно увидел группу истребителей, которые двигались прямо на него. Но все они были какие-то странные.

Подлетев поближе, летчик увидел, что это была немецкие мессершмиты. Летчик не знал, что ему предпринять, ведь его самолет не был оснащен оружием. Однако вскоре он увидел, что немецкий истребитель попал под прицел советского истребителя. Видение длилось считанные секунды, затем все исчезло. Существуют и другие свидетельства проникновений в прошлое, которые произошли в воздухе.

***

Так, в 1976 году советский летчик В.Орлов рассказал о том, что лично видел, как под крылом пилотируемого им самолета МиГ-25 ведутся сухопутные военные действия. Если верить описаниям пилота, то он оказался очевидцем битвы, которая произошла в 1863 году недалеко от Геттисберга. В 1985 году один из натовских пилотов, вылетев с натовской базы, расположенной в Африке, увидел очень странную картину: внизу, вместо пустыни, он увидел саванны с большим количеством деревьев и динозавров, которые паслись на лужайках. Вскоре видение исчезло.

***

В 1986 году советский пилот А.Устимов в ходе выполнения задания обнаружил, что находится над Древним Египтом. По его словам, он увидел одну пирамиду, которая была построена полностью, а также фундаменты других, вокруг которых копошилось множество людей. В конце 80-х годов прошлого столетия капитан второго ранга, военный моряк Иван Залыгин попал в весьма интересную и загадочную историю. Все началось с того, что его дизельная подводная лодка попала в сильный грозовой шторм.

Капитан принял решение всплывать, но как только корабль принял надводное положение, вахтенный доложил, что прямо по курсу находится неопознанное плавсредство. Им оказалась спасательная лодка, в которой советские моряки нашли военного в форме японского моряка периода Второй мировой войны. При обыске у этого человека были обнаружены документы, которые были выданы еще в 1940 году. Как только о происшествии было доложено, капитан получил приказ следовать в Южно-Сахалинск, где японского моряка уже ждали представители контрразведки. С членов команды взяли подписку о неразглашении факта находки сроком на десять лет.

***

Таинственная история произошла и в 1952 году в Нью-Йорке. В ноябре на Бродвее был сбит неизвестный мужчина. Тело его доставили в морг. Полицейских удивило то, что молодой человек был одет в старинную одежду, а в кармане его брюк были обнаружены такие же старинные часы и нож, изготовленный в начале века.

Однако удивлению полицейских не было предела, когда они увидели удостоверение, выданное около 8 десятков лет назад, а также визитки с указанием профессии (коммивояжер). Проверив адрес, удалось установить, что указанной в документах улицы не существует уже около полувека. В результате расследования удалось выяснить, что погибший являлся отцом одной из долгожительниц Нью-Йорка, пропавшим около 70 лет во время обычной прогулки. Чтобы доказать свои слова, женщина предъявила фото: на нем была дата – 1884 год, а на самом фото был изображен погибший под колесами автомобиля мужчина в том же странном костюме.

***

В 1954 году после народных волнений в Японии в ходе паспортного контроля был задержан человек. Все документы у него оказались в порядке, за исключением того, что выданы они были несуществующим государством Туаред. Сам мужчина утверждал, что его страна находится на африканском континенте между французским Суданом и Мавританией. Более того, он был изумлен, когда увидел, что на месте его Туареда находится Алжир. Правда, там действительно проживало племя туарегов, но оно никогда не имело суверенитета.

В 1980 году в Париже исчез молодой человек, после того, как его автомобиль накрыло ярким светящимся туманным шаром. Через неделю он появился на том же месте, где и пропал, но при этом думал, что отсутствовал всего несколько минут. В 1985 году в первый день нового учебного года второклассник Влад Гейнеман заигрался на перемене с друзьями в «войнушку». Чтобы сбить «противника» со следа, он нырнул в ближайшую подворотню. Однако когда через несколько секунд мальчик выскочил оттуда, то не узнал школьного двора – он был совершенно пустым.

Мальчик бросился к школе, но его остановил отчим, который давно его искал, чтобы отвести домой. Как оказалось, прошло более полутора часов с того момента, когда он решил спрятаться. Но сам Влад не помнил, что с ним произошло за это время. Не менее странная история произошла и с англичанином Питером Уильямсом. По его словам, он попал в какое-то странное место во время грозы. После удара молнии он потерял сознание, а когда пришел в себя, то обнаружил, что заблудился.

Пройдя по узкой дороге, ему удалось остановить автомобиль и попросить о помощи. Мужчину доставили в госпиталь. Спустя некоторое время здоровье молодого человека поправилось, и он уже мог выйти на прогулку. Но поскольку его одежда была полностью испорчена, то сосед по палате одолжил ему свою. Когда Питер вышел в сад, то понял, что находится в том месте, где его настигла гроза. Уильямс захотел отблагодарить медперсонал и доброго соседа.

Ему удалось найти больницу, но там его никто не узнавал, а весь персонал клиники выглядел намного старше. Никаких записей о приеме Питера в регистрационной книге не оказалось, как и соседа по палате. Когда мужчина вспомнил о брюках, ему сказали, что это – устаревшая модель, которая не выпускается уже более 20 лет!

***

В 1991 году один железнодорожный рабочий увидел, что со стороны старой ветви, где не осталось даже рельсов, идет поезд: паровоз и три вагона. Он был очень странного вида, и явно не российского производства. Поезд прошел мимо рабочего и ушел в ту сторону, в которой находился Севастополь. Информация об этом происшествии даже была напечатана в одном из изданий в 1992 году. В ней содержались данные о том, что еще в 1911 году из Рима вышел прогулочный поезд, в котором было большое количество пассажиров.

Он попал в густой туман, а затем въехал в туннель. Больше его не видели. Сам туннель был заложен камнями. Возможно, об этом и забыли бы, если бы поезд не появился в Полтавской области. Многие ученые тогда выдвинули версию о том, что этот поезд каким-то образом сумел пройти сквозь время. Некоторые из них связывают такую способность с тем, что практически в одно время, когда поезд вышел в путь, в Италии произошло мощное землетрясение, в результате которого возникли большие трещины не только на поверхности земли, но и в хрональном поле.

***

В 1994 году командой норвежского рыболовного судна в атлантических северных водах была обнаружена десятимесячная девочка. Она очень замерзла, но была жива. Девочка была привязана к спасательному кругу, на котором имелась надпись – «Титаник». Стоит отметить, что нашли малышку именно там, где в 1912 году затонуло известное судно. Конечно, поверить в реальность происходящего было просто невозможно, однако когда подняли документы, то действительно обнаружили в списке пассажиров «Титаника» 10-месячного ребенка.

***

Существуют и другие свидетельства, связанные с этим кораблем. Так, некоторые моряки уверяли, что видели призрак тонущего «Титаника». По мнению некоторых ученых, корабль попал в так называемую ловушку времени, в которой люди могут исчезнуть без следа, а потом появиться в совершенно неожиданном месте. Список исчезновений можно продолжать очень и очень долго.

***

Нет смысла упоминать обо всех, потому как большинство их них сходны друг с другом. Практически всегда перемещения во времени имеют необратимый характер, но иногда получается так, что люди, исчезнувшие на некоторое время, потом благополучно возвращаются. К сожалению, многие из них попадают в сумасшедшие дома, поскольку в их рассказы никто не хочет верить, да и сами они не очень понимают, правда ли то, что с ними происходило.

Ученые уже на протяжении нескольких столетий пытаются решить проблему временных перемещений. Вполне может случиться так, что в скором времени эта проблема станет объективной реальностью, а не сюжетом фантастических книг и фильмов.

Как в фильмах, так и в реальности за суперспособности человек всегда чем-то расплачивается. За несколько часов пролетая полмира на самолете, мы должны быть готовы к неприятным последствиям. Совсем избежать их невозможно, а вот минимизировать легко. Эта статья о том, как перенести смену часовых поясов и быстрее адаптироваться к местному времени.

За всю историю своего двадцатилетнего существования бейсбольная команда Аляски выигрывала всего 28 матчей. Дело вовсе не в том, что игроки и тренер плохо знают свое дело. Наоборот, их талантом и навыками спортивные комментаторы неоднократно восхищались, но только когда игра проходила на домашнем поле. Стоит команде полететь на гостевой матч, а летать спортсменам из далекой Аляски приходится постоянно, как результаты становятся хуже некуда. В течение трех лет за игроками наблюдали несколько десятков американских ученых и пришли к неожиданному выводу: всему виной постоянный джет-лэг.

Реактивное запаздывание (это дословный перевод jetlag с английского) – еще одно определение синдрома смены часовых поясов , к которому замечательно подходит приевшийся эпитет «болезнь столетия». До 1950-х, когда впервые стали выполняться гражданские авиарейсы на значительные расстояния, такой проблемы у людей попросту не было. Отправляясь в путешествие на повозке, пароходе или даже паровозе, человек не пересекал за один день по пять, а то и десять временных зон как это возможно сегодня. И его внутренние часы не сходили с ума.

ЖИЗНЬ ПО БУДИЛЬНИКУ

Внутренние часы - это вполне конкретный орган с труднопроизносимым названием «супрахиазмальное ядро». Эта группа нервных клеток находится в гипоталамусе и отвечает за ритм жизнедеятельности человека. Механизм таков: зрительные рецепторы посылают в мозг сигнал о том, день на дворе или ночь, а тот раздает всем органам соответствующие команды. Например, толстый кишечник должен активнее всего работать на рассвете, желчный пузырь и печень - ночью, а репродуктивная система - после ужина. Более 500 процессов в организме напрямую связаны со временем суток. От него зависят температура тела, настроение и многое другое.

Даже переход с летнего времени на зимнее провоцирует приличный дискомфорт - по данным немецкого исследовательского института Forsa. больше половины европейцев отмечают проблемы со сном и обострение хронических заболеваний после перевода стрелок всего на час. Что говорить о перелете из Москвы в Лос-Анджелес, между которыми 12 часов разницы.

ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ

Термин «синдром смены часовых поясов» говорит сам за себя: чтобы заработать джет-лег , нужно пересечь несколько временных зон. Именно поэтому прийти в себя после десятичасового перелета из Москвы на Сейшелы или Мальдивы в рамках одного часового пояса значительно легче, нежели после четырехчасового в Лондон. Как правило десинхрония ощущается после смены трех и более часовых поясов, хотя некоторым людям хватает и одного.

Многочисленные исследования доказали, что путешествия на восток организм переносит куда хуже, чем на запад. Например, ученые из Массачусетского университета в течение трех лет наблюдали за футбольными командами, много путешествующими по стране. Выяснилось, что, если для матча гостевая команда летела с запада на восток, в 70% случаев она проигрывала. А перелеты с востока на запад на результат игр никак не влияли. Профессор Уильям Шварц, проводивший исследование, объяснил это тем, что перелеты на запад удлиняют день, а на восток - сокращают его. Турист, прилетевший из Москвы в Пекин, должен будет заставлять себя ложиться спать и вставать на четыре часа раньше привычного, и, скорее всего, первое у него не получится, а второе сделать все равно придется. По данным швейцарских ученых, после путешествия на запад организм восстанавливается на 20% быстрее, чем на восток.

БОЛЕЗНЬ ВРЕМЕНИ

По подсчетам Австралийского исследовательского института Хоука, экономические убытки от джет-лэга в мире достигают 70 миллиардов долларов ежегодно. Бизнесмены опаздывают на совещания, банкиры срывают сделки, студенты заваливают экзамены - все потому, что осложнения от десинхронии куда более серьезны, чем простая усталость.

Джет-лег часто путают с обычным «синдромом путешественника», но они пересекаются лишь частично. В 2007 году Ливерпульский институт спорта и физической культуры провел масштабное исследование, опросив несколько тысяч людей, и выявил основные различия. Главные признаки «синдрома путешественника»: истощенность и обезвоженность организма, когда ломит мышцы и болит голова. Это связано с предполетной суматохой и недосыпанием, сухим воздухом на борту и длительным неподвижным состоянием. Как правило, после того как человек выспится и полноценно покушает этот синдром исчезает.

А вот у настоящего джетлега симптомы иные. Во-первых, это проблемы со сном: бессонница, частые пробуждения ночью, слишком ранний или поздний подъем (при перелете на запад или восток соответственно). Во-вторых, проблемы с концентрацией внимания , затуманенность сознания и заторможенность мыслительных процессов. И в-третьих, желудочные «спецэффекты»: понос или запор, тошнота (иногда сопровождающаяся рвотой), отсутствующий или, наоборот, повышенный аппетит.

Интересно, что люди старше 60 лет переносят смену часовых поясов легче, чем молодежь: с возрастом внутренние часы начинают барахлить, суточные ритмы сбиваются, так что организму проще приспосабливаться к новому расписанию. По женщинам джет-лег бьет сильнее, чем по мужчинам: производство женских гормонов тесно связано с режимом сна-бодрствования. Именно поэтому после перелета со сменой трех и более часовых поясов сбивается цикл.

Самая популярная формула для вычисления длительности джет-лега - по дню на каждый час разницы во времени. Но Ливерпульский институт спорта настаивает на том, что все зависит от направления полета. При путешествии на запад акклиматизация будет длиться половину времени (в днях) от количества пересеченных часовых поясов, а на восток - две трети. Звучит мудрено, но посчитать просто. Если из Москвы вы улетели в Дублин (-3 часа), на восстановление уйдет примерно полтора дня. А если ваша цель - Филиппины (+5 часов), будьте готовы почти к четырем дням страданий. Интересно, что особенно трудно адаптироваться при возвращении домой. Если ориентироваться на данные масштабного опроса, проведенного интернет-ресурсом Budget Travel, возвращение к привычной рутине, умноженное на смену часовых поясов (постотпускной синдром ), переносится куда тяжелее, чем джет-лэг на курорте.

ТРИ СПОСОБА УСУГУБИТЬ ДЖЕТ-ЛЭГ

ТРИ СПОСОБА МИНИМИЗИРОВАТЬ ДЖЕТ-ЛЭГ

  1. Летайте с пересадками. Если вас ожидает длительный перелет, постарайтесь разделить его хотя бы на две части: например, запланируйте одно- или двухдневную стыковку в Испании на пути в Бразилию. Приспособиться к разнице во времени «по кусочкам» организму легче.
  2. Пейте больше воды . Обезвоживание притупляет сознание и увеличивает время джет-лэга.
  3. Возьмите с собой привычные вещи. Пижама, свой гель для душа, ароматическая свеча, даже подушка - вещи из дома помогают быстрее адаптироваться к новым реалиям и улучшают настроение.

СВЕТЛАЯ СТОРОНА

Главное средство борьбы с синдромом смены часовых поясов вовсе не кофе, а солнечный свет. Он и только он поможет организму разобраться, когда спать, а когда бодрствовать (когда ночь, а когда день). Прибыв в пункт назначения, первые несколько дней проводите как можно больше времени на свежем воздухе и старайтесь вести образ жизни пещерного человека: вставайте на рассвете, ложитесь после заката.

Профессор Стивен Локли, консультант НАСА по борьбе с десинхронией, предлагает воспользоваться одной хитростью. Если вы прилетели на запад, большую часть вечера проводите на свету, чтобы «отсрочить» ночь. А если вы на востоке, наоборот, создавайте искусственную тьму - например, надевайте солнцезащитные очки. И в том и в другом случае непосредственно перед сном нужно убедить мозг в том, что ночь уже наступила: плотно задернуть шторы и выключить или накрыть абсолютно все источники света. Даже мигания смартфона бывает достаточно, чтобы будоражить измученный джет-легом организм.

ВРЕМЯ ЖДЕТ

Популярный совет «сразу начинайте жить по местному времени» осуществить не так-то просто. Если поездка предстоит долгая (от недели и больше), последуйте совету Мэрилендского медицинского университета: потихоньку переводите внутренние часы заранее. За неделю до путешествия начните ужинать и ложиться на час-полтора позже, если летите на запад, или раньше, если летите на восток. Переведите часы на местное время, как только окажетесь в самолете, и постарайтесь поспать, если в пункте назначения уже ночь. Многие врачи считают, что сон во время перелета не повредит в любом случае и поможет снять напряжение.

Вообще «жизнь по местному времени» следует понимать буквально. Если в пункте назначения уже рассвело, а дома еще вечер, нужно позавтракать, сделать гимнастику, прогуляться - одним словом, совершить все необходимые утренние ритуалы, чтобы правильно настроить организм.

Иногда, как ни странно, для адаптации при смене часовых поясов имеет смысл вовсе не переходить на местное время. Профессор Джим Ватерхаус, исследователь биоритмов из университета Джона Мурса, советует не травмировать организм, если вы пересекаете не больше трех часовых зон и пробудете в месте назначения меньше недели. Не переводите часы и продолжайте жить по домашнему расписанию: так вы убережете организм от лишних потрясений.

СПОРТ ПО РАСПИСАНИЮ

После солнечного света фитнес - главный помощник в борьбе с джет-лэгом. Во-первых, адепты здорового образа жизни привыкают к смене часовых поясов в полтора раза быстрее тех, кто пренебрегает физической активностью, - это доказало исследование, проведенное в 1987 году университетом Торонто. Во-вторых, с помощью физических упражнений можно эффективно перевести внутренние часы. Фитнес ускоряет кровообращение и метаболизм, заставляет сердце биться быстрее и повышает температуру тела. При перелетах на восток лучше всего тренироваться утром, а на запад - во второй половине дня. Но только не вечером, чтобы не сбивать сон.

Первые несколько дней будьте осторожнее с едой: откажитесь от местной экзотики, чтобы не усугублять возможные проблемы с желудком. Лучше придерживайтесь диеты, которая поможет прийти в себя. Если ваша цель не заснуть, ешьте белковую пищу: мясо, птицу, молочные продукты, орехи, она долго переваривается, а значит, заставляет организм работать. Кроме того, побороть сон помогут натуральные энергетики: свекольный и абрикосовый сок, экстракт пшеницы, комбуча (напиток из чайного гриба). Они тонизируют организм, но не обезвоживают его и не нарушают кровообращение. А для избавления от бессонницы ешьте сложные углеводы - коричневый рис, пасту, фрукты.

ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

Многие путешественники предпочитают не мудрить с солнечным светом и диетами, а сразу подключают ударные средства. Лекарств для смены часовых поясов на рынке великое множество, но далеко не все они безопасны и эффективны. Большинство в тех или иных дозах содержат мелатонин - гормон, отвечающий за смену режима день/ночь. Эти таблетки рекомендуют принимать вечером, чтобы обеспечить себе здоровый сон по местному времени. Многочисленные исследования доказывают эффективность приема мелатонина, но последствия его долговременного принятия до сих пор неизвестны.

Можно попробовать гомеопатические препараты - арнику, гельземиум и анамирту. Их комбинация под названием No JetLag Remedy пользуется большой популярностью в Европе и Америке. А еще лучше вместо таблеток при смене часовых поясов заварить пакетик родных трав - донник, мяту, одуванчик и душицу - и ежедневно заваривать их перед сном. Эффект будет ничуть не хуже.

Эндорфины, гормоны счастья, способствуют улучшению циркуляции крови, позитивно влияют на работу головного мозга и убыстряют процесс перевода «внутренних стрелок». Например, можно сделать расслабляющий массаж или отправиться на спа процедуры, купить пустяковую, но приятную вещицу или просто съесть шоколадный батончик - в нем содержится какао и витамины группы В, которые тоже помогут быстрее отойти от постперелетного стресса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Разница во времени , часовые пояса и другие парадоксы времени бывают весьма забавными. Можно отправиться в или сделав всего один шаг! Каким образом? Ответ на этот вопрос Вы найдете в этой статье.

1 факт: .

В Тихом океане по 180 меридиану проходит так называемая . Если пересечь эту линию с востока на запад, то Вы сразу окажетесь в завтрашнем дне, если же в другом направлении, то Вы попадете в прошлое. Вот так вот можно путешествовать во времени на 24 часа вперед или назад. В этом месте настоящее – не очень то точное понятие времени.

2 факт: Самый долгий шаг по времени .


Афгано-китайская граница славится своей разницей во времени относительно Стран разделяемых ею. Если Вы находитесь в Афганистане и пересекли границу, то есть попали в Китай, то можно и даже нужно перевести стрелки часов на 3,5 часа вперед! Вот такой может быть шаг протяженностью в три с половиной часа!

3 факт: .


Про Гималаи ходит много легенд и это место многие считают мистическим. Рассмотрим эту горную гряду во времени, то есть как оно меняется на протяжении 1000 километров. Если путешественник решил их преодолеть, то он должен аж 6 раз перевести время: на 15 минут вперед пересекая Индо-Непальскую границу, затем на 15 минут назад – пересекая Непало-Индийскую границу, На Индо-Китайской на 150 минут вперед, а на Китайско-Бутанской границе на 2 часа назад, затем снова назад на пол часа (Бутано-Индийская граница), ну и наконец на индо-мьянмской – на час вперёд.

4 факт: Страна восходящего солнца вовсе не Япония .


Многие считают, что японцы встречают рассвет первыми, а вот и нет! первые встречают рассвет наши соотечественники. Там рассвет можно наблюдать на час раньше чем в так называемой стране восходящего солнца , в этом нам поможет убедится даже так называемое времяисчисление по Гринвичу.

5 факт: Назад во времени – из понедельника в воскресенье .


Хотите попасть снова в выходной (воскресенье) если сейчас понедельник? Ну что ж, все что нам нужно это находится в правильном месте и времени, ну и 15-20 минут пути на лодке. Острова Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США) разделяют всего 4 километра, но по Гринвичу они очень сильно разделены по времени – на целый 21 час . Вот например наглядная ситуация: На острове Ратманова сейчас все работают – там полдень понедельника, а вот в США на острове Крузенштерна все еще отдыхают – там всего три часа воскресенья.

6 факт: Зеркальное время в Англии и Индии .


Довольно забавно можно узнать время в Индии. В Индии разница с Гринвичем в 5,5 часов. Этим знанием можно воспользоваться если Вы сейчас в Англии: достаточно перевернуть часы вверх ногами и можно узнать сколько же сейчас в Индии.

Вот такие вот существуют парадоксы времени обусловленные часовыми поясами и политикой государств.

Разница во времени со странами мира, регионами России и Москвой.

Сейчас время устанавливается при помощи Универсального координированного времени (UTC), которое было введено взамен времени по Гринвичу (GMT). Шкала UTC базируется на равномерной шкале атомного времени (TAI) и является более удобной для гражданского использования. вокруг земного шара выражаются как положительное и отрицательное смещение от UTC. Следует помнить, что время по UTC не переводится ни зимой, ни летом. Поэтому для тех мест, где есть перевод на летнее время, смещение относительно UTC меняется.

Принципы разграничения
В основу современной системы положено универсальное координированное время (всемирное время), от которого зависит время всех . Для того чтобы не вводить местное время для каждого градуса (или каждой минуты) долготы, поверхность Земли условно поделена на 24 . При переходе из одного в другой, значения минут и секунд (времени) сохраняются, изменяется лишь значение часов. Существуют некоторые страны, в которых местное время отличается от всемирного не только на целое количество часов, но ещё дополнительно на 30 или 45 мин. Правда, такие временные зоны не являются стандартными .

Россия - 11 часовых поясов;
Канада - 6 часовых поясов;
США - 6 часовых поясов (включая Гавайи, исключая островные территории: Американское Самоа, Мидуэй, Виргинские Острова и т. д.);
на автономной территории Дании - Гренландии - 4 часовых пояса;
Австралия и Мексика - по 3 часовых пояса;
Бразилия, Казахстан, Монголия и Демократическая Республика Конго - по 2 часовых пояса.
Территории каждой из оставшихся стран мира расположены лишь в одном каком-либо часовом поясе.

Несмотря на то, что территория Китая расположена в пяти теоретических , на всей его территории действует единое Китайское стандартное время.

Единственная административно-территориальная единица в мире, территория которой разделена более чем на два - Республика Саха (Якутия), являющаяся субъектом Российской Федерации (3 часовых пояса).

В США и Канаде очень извилисты границы : нередки случаи, когда идут через штат, провинцию или территорию, поскольку территориальная принадлежность к тому или иному поясу определяется на уровнях административно-территориальных единиц второго порядка.

UTC-12 - Линия перемены дат
UTC-11 - Самоа
UTC-10 - Гавайи
UTC-9 - Аляска
UTC-8 - Североамериканское тихоокеанское время (США и Канада)
UTC-7 - Горное время (США и Канада), Мексика (Чиуауа, Ла-Пас, Мацатлан)
UTC-6 - Центральное время (США и Канада), Центральноамериканское время, Мексика (Гвадалахара, Мехико, Монтеррей)
UTC-5 - Североамериканское восточное время (США и Канада), Южноамериканское тихоокеанское время (Богота, Лима, Кито)
UTC-4:30 - Каракас
UTC-4 - Атлантическое время (Канада), Южноамериканское тихоокеанское время, Ла-Пас, Сантьяго)
UTC-3:30 - Ньюфаундленд
UTC-3 - Южноамериканское восточное время (Бразилиа, Буэнос-Айрес, Джорджтаун), Гренландия
UTC-2 - Среднеатлантическое время
UTC-1 - Азорские острова, Кабо-Верде
UTC+0 - Западноевропейское время (Дублин, Эдинбург, Лиссабон, Лондон, Касабланка, Монровия)
UTC+1 - Центральноевропейское время (Амстердам, Берлин, Берн, Брюссель, Вена, Копенгаген, Мадрид, Париж, Рим, Стокгольм, Белград, Братислава, Будапешт, Варшава, Любляна, Прага, Сараево, Скопье, Загреб) Западное центральноафриканское время
UTC+2 - Восточноевропейское время (Афины, Бухарест, Вильнюс, Киев, Кишинёв, Минск, Рига, София, Таллин, Хельсинки, Калининград), Египет, Израиль, Ливан, Турция, ЮАР
UTC+3 - Московское время, Восточноафриканское время (Найроби, Аддис-Абеба), Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия
UTC+3:30 - Тегеранское время
UTC+4 - Самарское время, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Азербайджан, Армения, Грузия
UTC+4:30 - Афганистан
UTC+5 - Екатеринбургское время, Западноазиатское время (Исламабад, Карачи, Ташкент)
UTC+5:30 - Индия, Шри-Ланка
UTC+5:45 - Непал
UTC+6 - Новосибирск, Омское время, Центральноазиатское время (Бангладеш, Казахстан)
UTC+6:30 - Мьянма
UTC+7 - Красноярское время, Юго-Восточная Азия (Бангкок, Джакарта, Ханой)
UTC+8 - Иркутское время, Улан-Батор, Куала-Лумпур, Гонконг, Китай, Сингапур, Тайвань, западноавстралийское время (Перт)
UTC+9 - Якутское время, Корея, Япония
UTC+9:30 - Центральноавстралийское время (Аделаида, Дарвин)
UTC+10 - Владивостокское время, Восточноавстралийское время (Брисбен, Канберра, Мельбурн, Сидней), Тасмания, Западно-тихоокеанское время (Гуам, Порт-Морсби)
UTC+11 - Магаданское время, Центрально-тихоокеанское время (Соломоновы острова, Новая Каледония)
UTC+12 - Камчатское время, Маршалловы острова, Фиджи, Новая Зеландия
UTC+13 - Тонга
UTC+14 - Острова Лайн (Кирибати)

До введения поясного времени в каждом городе использовалось своё местное солнечное время, зависящее от географической долготы. Система стандартного времени была принята в конце 19 века как попытка покончить с неразберихой, вызванной использованием своего собственного солнечного времени в каждой отдельно взятой местности. Необходимость введения подобного стандарта стала чрезвычайно актуальной с развитием железной дороги, если графики движения поездов составлялись по местному времени каждого города, что вызвало не только неудобства и путаницу, но и частые аварии. Особенно это было актуально для больших территорий, соединенных системой железных дорог.

До изобретения железной дороги путешествие из одного места в другое занимала так много времени. Путешествуя, время нужно было бы переводить лишь на 1 минуту каждые 12 миль. Но после появления железной дороги, с помощью которой стало возможным преодолевать сотни миль в день, расчет времени стал серьезной проблемой.

Великобритания

Британия была первой страной, принявшей решение об установлении ни всей территории страны одного стандартного времени. Больше занимались проблемой несогласованности местного времени Британские железные дороги, которые и заставили правительство унифицировать время на территории всей страны. Оригинально идея принадлежала доктору Вильяму Хайду Волластоном (William Hyde Wollaston) (1766-1828) и была подхвачена Абрахамом Фолетом Ослера (Abraham Follett Osler) (1808-1903). Время было установлено по Гринвичу (Greenwich Mean Time (GMT)) и долгое время его называли «лондонским временем».

Первой перешла на использование «лондонского времени» (1840) Большая Западная Железная дорога. Другие начали подражать ей, и до 1847 года большинство британских железных дорог уже использовали единственное время. 22 сентября 1847 Железнодорожная Расчетная палата, которая определяла стандарты для всей индустрии, рекомендовала установить время по Гринвичу на всех станциях с разрешения Главной почтовой службы. Переход состоялся 1 декабря 1847 года.

23 августа 1852 сигналы времени впервые были переданы с помощью телеграфа из Королевской Гринвичского обсерватории.

До 1855 года подавляющее большинство общественных часов Британии были установлены по Гринвичу. Но процесс официального перехода на новую систему отсчета времени сдерживало британское законодательство, благодаря которому местное время оставался официально принятым еще много лет. Это приводило, например, к таким странностям как, например, открытие избирательных участков в 08:13 и закрытия в 16:13. Официально переход на новое время в Британии все же состоялся после введения в действие законодательного акта об определении времени 2 августа 1880 года.

Новая Зеландия

Новая Зеландия была первой страной, которая официально приняла стандартное время на территории всей страны (2 ноября 1868). Страна расположена в 172° 30" долготы к востоку от Гринвича и её время отличалось на 11 часов 30 минут (вперед) от среднего времени по Гринвичу. Этот стандарт был известен как среднее время за Новой Зеландией.

Северная Америка

В Америке и Канаде стандартное время и были введены 18 ноября 1883 также железными дорогами. К тому определения времени было местной делом. Большинство городов использовали «солнечное время» и эталоном, по которому выставляли время, часто был некий хорошо известным в каждой местности часы (например, часы на церковных колокольнях или в витринах ювелирных магазинов.

Первым человеком в Соединенных Штатах, которая почувствовала растущую потребность в стандартизации времени, был любитель-астроном Уильям Ламберт, который в начале 1809 представил на рассмотрение конгресса рекомендацию относительно установления в стране временных меридианов. Но эта рекомендация была отклонена, так же как первоначальное предложение Чарлза Доуда, поданная на рассмотрение в 1870 году, согласно которой предлагалось установить четыре , первый из которых проходил через Вашингтон. В 1872 году Доуд пересмотрел свое предложение, изменив центр отсчета на Гринвич. Именно эта его последнее предложение, почти без изменений, была использована железным дорогам Соединенных Штатов Америки и Канады одиннадцать лет спустя.

18 ноября 1883 Американские и Канадские железные дороги перевели часы на всех железнодорожных станциях в соответствии с (вперед или назад). Пояса были названы Восточный, Центральный, Горный и Тихоокеанский.

Несмотря на переход крупных железных дорог в Соединенных Штатах и Канаде на стандартное время, прошло еще много лет, пока последний стал нормой в повседневной жизни. Но использование стандартного времени начала стремительно распространяться, учитывая свои очевидные практические выгоды для коммуникаций и путешествий.

В течение года 85 % всех городов Северной Америки (около 200), население которых превышало 10000, уже использовали стандартное время. Заметно выделялись лишь Детройт и Мичиган.

Детройт жил по местному времени до 1900 года, пока Муниципальная Рада не издала декрет, согласно которому часы должен быть переведен обратно на двадцать восемь минут до Центрального Стандартного Времени. Половина города подчинилась, а половина отказалась. После значительных дебатов декрет был отменен и город вернулось к солнечному времени. В 1905 году городским голосованием был принят Центральный Время. Городской постановлением 1915 года, а затем и голосованием 1916 Детройт перешел на Восточный стандартное время (EST).

Во всех Соединенных Штатах нормальное время и были введены с принятием в 1918 году Акта о Стандартный Время. Конгресс США утвердил стандартные , установленные ранее железными дорогами, и передал ответственность за любые последующие изменения к ним в Мижштатну Торговую Комиссию, единственный и то время федеральный орган по регулированию перевозок. В 1966 году полномочия по принятию законодательных актов, касающихся определения времени, были переданы в созданный при Конгрессе Департамент Транспорта.

Существующие на сегодня границы на территории США существенно изменены по сравнению с их первоначальным вариантом, и такие изменения происходят и поныне. Департамент Транспорта обрабатывает все запросы на изменения и проводит нормотворчества. В целом, границы имеют тенденцию смещаться на запад. Например, на восточной оконечности закат может быть заменен на час позже (по часам) переходом в соседний с востока часового пояса. Таким образом, границы временной зоны локально смещаются на запад. Причины этого явления аналогичные причин введения «декретного» времени в России (см. Летнее время). Накопление таких изменений приводит к долгосрочной тенденции движения границ поясов на запад. Это не неудержимым, но есть очень нежелательным, поскольку влечет за собой и поздний восход солнца в таких местностях, особенно зимой. Согласно американскому законодательству, главным фактором при принятии решения относительно изменения временной зоны является «содействие бизнесу». Согласно данному критерию предлагаемые изменения как утверждались, так и отвергались, но все же большинство из них было принято.