История одной фотографии. Мир Нашему Дому

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени.


Родился в семье служащего. Окончил семилетку, учился на рабфаке Ленинградского электротехнического института.

В РККА с 1928 г. Член ВКП(б) с 1930 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 г. - военную школу летчиков. Служил а Ленинградском военном округе.

Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира эскадрильи 25-го истребительного авиаполка 59-й истребительной авиабригады ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. За отличие в декабрьских боях старший лейтенант Антонов был награжден орденом Красного Знамени.

За период с 6.12.39 по 19.02.40 гг. совершил 58 боевых вылетов на И-16, провел 5 воздушных боев и лично сбил 1 самолет противника. 11 раз летал на разведку. Атаковал аэродромы противника в глубоком тылу, производил атаки железнодорожных эшелонов и артиллерии противника. Будучи парторгом эскадрильи, умело направлял партийно-политическую работу, личным примером воодушевляя воинов на подвиги.

2.02.40 г. сбил истребитель Fokker D.XXI. В своем боевом донесении он докладывал: «Взлетели мы в 15 часов 45 минут 2 февраля. Над станцией Иматра на высоте 2250 метров наша группа была обстреляна интенсивным зенитным огнем. В результате обстрела Группа расстроилась. Я потерял ведущего и остался с другим ведомым старшим политруком тов. Ивашкиным. С высоты 2 тысяч метров я увидел два вражеских самолета, которые шли на низкой высоте над озером Имала-ярви. Предполагаю, что они взлетели с этого озера. Немного спустя, западнее станции Иматра на высоте 2800 метров я увидел, что два «Фоккера Д-21» уходят вниз, не замеченные двумя нашими самолетами.

Я развернулся и атаковал одного из «Фоккеров» снизу в лоб. Когда с расстояния 400 метров я дал по нему очередь, он сделал переворот, во время которого я с расстояния 100-50 метров дал еще очередь. «Фоккер» загорелся и упал.

Впереди появился еще один «Фоккер». Я догнал его и завязал с ним бой. Он, с переворота, во время которого я дал по нему очередь, вошел в крутое пикирование и сильно задымил. Некоторое время я сопровождал его, затем потерял из виду и вышел из пикирования. Потом я увидел, что этот «Фоккер» преследуется на пикировании другим нашим истребителем.

Ко мне пристроился младший лейтенант Смирягин и показал мне «Фоккера Д-21», собиравшегося атаковывать меня сверху сзади. Я резко развернулся ему в лоб и проскочил ниже его, а затем пошел за ним. «Фоккер» сделал боевой разворот, затем вошел в вираж, во время которого я зашел к нему в хвост и дал очередь.

«Фоккер» сделал переворот и вошел в пикирование. Я пикировал за ним и стрелял с высоты 2 тысяч метров до высоты 500 метров. «Фоккер» вышел из пикирования еще ниже и стал ходить над заливом. По этому заливу рулил еще один «Фоккер Д-21», очевидно, только что севший.

Я произвел еще одну атаку по «Фоккеру», летавшему над этим местом. Я поднялся на высоту 2 тысяч метров, нашел младшего лейтенанта Смирягина, перезарядил пулеметы, опробовал их - стреляют, и взял курс на свою территорию с набором высоты. Вскоре меня снова атаковал сзади сверху «Фоккер Д-21». Я развернулся ему навстречу; он вошел в пикирование. Гнались за ним до высоты 500 метров, а затем взяли курс опять на свою территорию, так как время истекло, и наших самолетов в этом районе больше не было.

Время воздушного боя - с 16.10 до 16.35. Всего в разное время я видел самолетов типа «Фоккер Д-21» до десяти. Вместе они ходят не более двух. Атакуют только сверху, одиночно и со стороны солнца. Лобовую атаку принимают, если имеют превышение, после первой же очереди переворотом уходят в пикирование, а когда мы их преследуем, выходят из пикирования очень низко над землей».

21.03.40 г. за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, старший лейтенант Антонов Яков Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал эскадрильей, а затем авиаполком.

25.08.42 г. командир 84-го истребительного авиаполка майор Антонов был сбит в воздушном бою под Моздоком и пропал без вести.

Вспоминает генерал-майор авиации Г. Пшеняник: «25 августа предстояло нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому в районе Моздока. В нем участвовало 9 самолетов нашего полка и 8 соседних И-153, боевой порядок которых возглавил командир 84-го авиационного полка Герой Советского Союза майор Я.И. Антонов. Стояла ясная погода, и на фоне белоснежных вершин Кавказа наши самолеты превратились в весьма заметные для врага черные мишени. Так что «мессеры» уже поджидали их в воздухе. Судя по всему, это были новые модернизированные Ме-109ф, которые легко маневрировали и даже не боялись идти в лобовые атаки. Двадцать вражеских самолетов вели бой против семнадцати наших. И все-таки через 8-10 минут схватки первыми не выдержали напряжения фашистские летчики. Один за другим стали падать на земля горящие «мессеры»… А бой над гитлеровским аэродромом тем временем подошел к концу. Помимо радости победы он принес нам боль невосполнимой утраты: немцам удалось сбить два И-153, и на одном из них Якова Ивановича Антонова, прекрасного летчика, опытного командира».

Долгое время считалось, что майор Антонов погиб в этом бою. Однако это было не так - он попал в плен. Позднее его видели в Моздокских лагерях. Из плена Антонову удалось бежать, но после этого его следы окончательно затерялись. Дальнейшая судьба отважного летчика неизвестна до сих пор.

Яков Антонов родился 24 января 1908 года в деревне Малахово, ныне Шимского района Новгородской области, в семье служащего. Окончив начальную среднюю школу, учился на рабфаке электротехнического техникума в Ленинграде. С 1928 года в рядах Красной Армии. В 1931 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу, а в 1933 году - военную авиационную школу лётчиков. Затем получил назначение в одну из авиационных частей Ленинградского военного округа.

Участник Советско - Финлядской войны 1939 - 1940 годов. Свой первый боевой вылет Яков Иванович совершил 6 декабря 1939 года, через неделю после начала боевых действий. Летал на И-16. За отличие в первые дни боёв был награждён орденом Красного Знамени.

2 февраля 1940 года в воздушном бою сбил истребитель Fokker D.XXI (подробный рассказ о этом поединке читайте в статье - "Воздушный бой в районе станции Иматра"). По финским данным 2.02.1940 года в бою с И-16 из 25-го ИАП над посёлком Рауха был сбит один "Fokker" D.XXI из 4/LLv24, его пилотировал датский доброволец лейтенант Фритц Расмуссен (Fritz Rasmussen), который погиб.

21 марта 1940 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, Антонов Яков Иванович удостоен звания Героя Советского Союза. Из наградного листа явствует, что:

"Помощник командира эскадрильи 25-го истребительного авиационного полка (59-я Ленинградская авиационная бригада, 7-я Армия, Северо - Западный фронт) старший лейтенант Я. И. Антонов за период с 6 декабря 1939 года по 19 февраля 1940 года произвёл 58 боевых вылетов, выполняя самые сложные и ответственные задания. Участвовал в 5 воздушных боях, самые трудные задания на разведку в сложных метеоусловиях поручались ему; 11 раз производил разведку и атаковал аэродромы противника в глубоком тылу; производил атаки железнодорожных эшелонов и артиллерии противника. Будучи парторгом эскадрильи, умело направлял партийно - политическую работу, личным примером воодушевляя воинов на подвиги".



С началом Великой Отечественной войны Я. И. Антонов снова на фронте. Сначала командовал истребительной эскадрильей, затем - авиационным полком.

25 августа 1942 года командир 84-го ИАП майор Я. И. Антонов был сбит в воздушной схватке под Моздоком и попал в плен. Подробности того боя вспоминает генерал - майор авиации Г. Пшеняник:

"В тот день предстояло нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому. В нём участвовали 9 самолётов нашего полка и 8 соседних И-153, боевой порядок которых возглавил командир 84-го авиаполка майор Я. И. Антонов. Стояла ясная погода, и на фоне белоснежных вершин Кавказа наши самолёты превратились в весьма заметные для врага чёрные мишени. Так что "Мессеры" уже поджидали их в воздухе.

Судя по всему, это были новые модернизированные Ме-109Ф, которые легко маневрировали и даже шли в лобовые атаки. 20 вражеских самолётов вели бой против 17 наших. И всё - таки, через 10 минут напряжённой схватки, первыми не выдержали немецкие пилоты - один за другим стали падать на земля горящие "Мессера". Вот уже 6-й загорелся...

Отличились и наши друзья из 84-го полка: они сбили 4 машины и подожгли на земле ещё 12. Враг потерял тогда 22 самолёта, из них 10 были сбиты в воздухе.

Но помимо радости победы, этот бой принёс нам и боль невосполнимой утраты: немцам удалось сбить 2 истребителя И-153, и на одном из них - Якова Ивановича Антонова, замечательного лётчика и очень толкового командира. Это был тяжёлый день для личного состава обоих полков..."

Долгое время счеталось, что майор Я. И. Антонов погиб в том бою. Однако это было не так. В 1982 году в США вышла большая книга "Red Phoenix" - "Красный феникс", смысл её в том, как наши ВВС, которые были разгромлены немцами в 1941 - 1942 годах, затем возродились и придавили фашистов.

В 1987 году Хардести приехал в СССР, он решил выпустить второе издание с предисловиями немецкого и советского лётчиков. С нашей стороны выбрал бывшего заместителя Главкома ВВС, Героя Советского Союза, генерал - полковника авиации Василия Решетникова, человека, можно сказать, легендарного: когда немцы стояли ещё недалеко от Москвы, он уже бомбил Берлин, трижды жизнь висела на волоске, он спасался на парашюте из горящего самолёта.

Хардести подарил книгу Решетникову. Тот и увидел в ней снимок, который его ошеломил: советский белобрысый лётчик с заплатами на лбу, две майорские шпалы, видны на груди и "Золотая Звезда" Героя, и орден Ленина, и Красного Знамени, то есть стоит при всех регалиях пленный среди немцев. Наш лётчик несколько удручён, немцы заинтересованно слушают его. Этим лётчиком был... Яков Антонов.


Герой Советского Союза майор Яков Иванович Антонов из 84-го ИАП
в немецком плену, в окружении германских лётчиков, которые с интересом
слушают своего коллегу. Видно, что разговор идёт профессиональный.

Сбитый командиром 77-й немецкой истребительной эскадры (JG 77), майором Гордоном Голлобом, Антонов выпрыгнул с парашютом, удачно приземлился и был захвачен в плен. Знаменитый немецкий ас Гюнтер Ралль в своей книге "Моя лётная книжка" описывает пленение Антонова так:

"21 сентября 1942 года во время второго вылета мне повезло - около половины пятого я сбил советский самолёт совсем недалеко от нашего аэродрома. Его пилот сумел выброситься с парашютом и спастись. Унтер - офицеры моего штаффеля сразу же поехали на машине к месту его приземления, чтобы захватить его. Русский приземлился на одном из огромных подсолнуховых полей, которых в этих местах было множество. Он был быстро окружён, но его сумели взять только когда он расстрелял по нашим все патроны из своего пистолета, к счастью, не причинив никому вреда.

После того, как ему обработали резанную рану на лбу, которую он получил, выпрыгивая из самолёта, его доставили ко мне. Я как раз находился у радиомашины, слушая переговоры пилотов.

Русский чертовски юн, так же, как и большинство из нас - ему едва за двадцать. Свои прямые светлые волосы с высокого лба он откинул назад, чтобы освободить место для двух огромных компрессов, покрывающих его порезы. В умных карих глазах в равной степени отражается и гордость и разочарование. На его губах играет лёгкая улыбка. Его грудь украшают 3 ордена, из которых мне известен только один - он называется "Герой Советского Союза".

Перед нами Воин, который сразу же вызывает уважение у любого, кто сам является Воином. Я тогда саркастически подумал, что порой с врагом тебя может роднить большее, чем с некоторыми людьми из твоего окружения.

Капитан Антонов боится. [ На самом деле, Яков Антонов был уже майором. Есть в воспоминаниях немецкого аса и другие неточности. Но это не меняет сути дела. ] Предложенную сигарету он сразу же отложил нетронутой в сторону, но когда я сам закурил одну, он немного расслабился. Наш чай, холодный и свежий, но налитый из чистой бензиновой канистры, вызывал у него недоверие, пока я на его глазах не выпил чашку.

Мы нашли одного фельдфебеля - переводчика и сидели вместе, разговаривая о нашем воздушном бое, об идущей войне.

Мой противник прекрасно держится и полон достоинства. Он не делает ни малейшей попытки заискивать или втираться в доверие. По его словам можно понять, что политофицеры в ВВС рассказывают о нас то же, что и в Красной Армии. Пропаганда порождает ненависть, ненависть рождает жестокость, жестокость порождает новую пропаганду. Чёртов замкнутый круг.

Советский лётчик остаётся у нас ещё несколько дней, так как нет возможности его отправить в тыл. У нас нет ни желания, ни возможности держать его под замком. Под ответственность нашего штаффеля, он получает довольствие, как любой другой лётчик и может свободно перемещаться по аэродрому у деревни Солдатская без постоянного надзора. При таких условиях он и не пробует бежать, оценивая такое отношение с нашей стороны, вопреки всем предписаниям. Своим побегом он причинит нам неприятности и понимает это. Позже, мы посылаем его с Ju-52, везущим раненных в лазарет. И тогда он использует удобный случай. Как - мы не знаем точно. Но капитан Антонов точно не прибыл в место назначения. Скорее всего, он воспользовался немецкой шинелью из тех, что перевозили на том Ju-52, чтоб затеряться и бежать. Но то, что Антонов пережил войну - я знаю точно из официальных русских источников".

К сожалению, Яков Иванович Антонов не выжил...

Встреча Хардести с Решетниковым состоялась в 1987 году в Доме литераторов. Подошёл незнакомец и предложил: надо бы сообщить матери в Новгородскую область, что сын жив. Но Решетников обрезал его:

Вы что! Там у него на родине памятник ему стоит, мемориальная доска, погибший Герой. И вдруг - в плену, в окружении немцев. Ничего себе радость для матери. Сколько лет прошло, всё равно погиб.

Да, в 1987 году мы жили ещё в горбачёвском социалистическом строе. И недавний заместитель Главкома ВВС хранил эту фотографию в тайне, показывал только близким друзьям...

На первый взгляд, зтот снимок производит тягостное впечатление. Ведь Антонов был - избранник, Герой Советского Союза. Наверное, помыли его в бане, подлечили, в форме с орденами вывели для пропагандистского снимка, который должен поднять дух немецких асов. Чистенький, аккуратный...

Генерал Решетников, который столько раз смотрел смерти в лицо, объясняет это всё несколько по - другому:

Прокурором быть легче. Я адвокат. Это же август 1942 года. Лето, трава... Лётчик грамотно приземлился, встал, отстегнул лямки, пошёл... Вся помощь от немцев - две нашлёпки, на голову и на глаз. Не забывайте, это 1942-й год, немцы ещё наступают, настроение хорошее, Сталинград ещё впереди. Разговор, судя по всему, идет заинтересованный, профессиональный. Будь это несколькими неделями позже, после Курской битвы или Сталинграда, когда немцы озверели, Антонова бы просто расстреляли... А так ему, Герою, командиру полка, могли и должность предложить. Самолёт бы не дали и в воздух не пустили. Но повысили бы в звании, поручили вести переговоры с другими русскими пленными или служить на наземной авиационной службе.

Мне рассказывали, что видели потом Антонова в Моздокских лагерях, оттуда он бежал, и следы его окончательно потерялись.

Дальнейшая судьба отважного лётчика, Якова Ивановича Антонова, неизвестна до сих пор...

Герой Советского Союза майор Яков Иванович Антонов из 25-го ИАП в немецком плену, в окружении германских летчиков, которые с интересом слушают своего коллегу. Видно, что разговор идет профессиональный.

25 августа 1942 года Антонов, выполняя задание по прикрытию штурмовки немецкого аэродрома под Моздоком, был сбит. По советским документам - погиб. На самом деле, сбитый командиром 77-й немецкой истребительной эскадры (JG 77), майором Гордоном Голлобом, Антонов выпрыгнул с парашютом, удачно приземлился и был захвачен в плен. Знаменитый немецкий ас Гюнтер Ралль в своей книге «Моя летная книжка» описывает пленение Антонова (при этом почему-то приписывая эту победу Голлоба себе):

«21 сентября 1942 года во время второго вылета мне повезло - около половины пятого я сбил Миг — 3 совсем недалеко от нашего аэродрома. Его пилот сумел выброситься с парашютом и спастись. Унтер-офицеры моего штаффеля сразу же поехали на машине к месту его приземления, чтобы захватить его.

Русский приземлился на одном из огромных подсолнуховых полей, которых в этих местах было множество. Он был быстро окружён, но его сумели взять только когда он расстрелял по нашим все патроны из своего пистолета, к счастью, не причинив никому вреда.

После того, как ему обработали резанную рану на лбу, которую он получил, выпрыгивая из самолёта, его доставили ко мне. Я как раз находился у радиомашины, слушая переговоры пилотов.

Русский чертовски юн, так же, как и большинство из нас - ему едва за двадцать. Свои прямые светлые волосы с высокого лба он откинул назад, чтобы освободить место для двух огромных компрессов, покрывающих его порезы. В умных карих глазах в равной степени отражается и гордость и разочарование. На его губах играет лёгкая улыбка. Его грудь украшают три ордена, из которых мне известен только один - он называется «Герой Советского Союза».

Так вот как они выглядят на самом деле - представители монгольских степных орд, как представляет их пропаганда, те самые недочеловеки, к которым недопустимо гуманное отношение! Перед нами Воин, который сразу же вызывает уважение у любого, кто сам является Воином. Я тогда саркастически подумал, что порой с врагом тебя может роднить большее, чем с некоторыми людьми из твоего окружения.

Капитан Антонов боится. Предложенную сигарету он сразу же отложил нетронутой в сторону, но когда я сам закурил одну, он немного расслабился. Наш чай, холодный и свежий, но налитый из чистой бензиновой канистры, вызывал у него недоверие, пока я на его глазах не выпил чашку.

Мы нашли одного фельдфебеля-переводчика и сидели вместе, разговаривая о нашем воздушном бое, об идущей войне.

Мой противник прекрасно держится и полон достоинства. Он не делает ни малейшей попытки заискивать или втираться в доверие. По его словам можно понять, что политофицеры в ВВС рассказывают о нас то же, что и в Красной Армии. Пропаганда порождает ненависть, ненависть рождает жестокость, жестокость порождает новую пропаганду. Чёртов замкнутый круг.

Советский лётчик остаётся у нас ещё несколько дней, так как нет возможности его отправить. У нас нет ни желания, ни возможности держать его под замком. Под ответственность нашего штаффеля, он получает довольствие, как любой другой лётчик и может свободно перемещаться по аэродрому [у деревни] Солдатская без постоянного надзора. При таких условиях он и не пробует бежать, оценивая такое отношение с нашей стороны, вопреки всем предписаниям. Своим побегом он причинит нам неприятности и понимает это. Позже, мы посылаем его с Ju — 52, везущим раненных в лазарет. И тогда он использует удобный случай. Как - мы не знаем точно. Но капитан Антонов точно не прибыл в место назначения. Скорее всего, он воспользовался немецкой шинелью из тех, что перевозили на том Ju — 52, чтоб затеряться и бежать. Но то, что Антонов пережил войну - я знаю точно из официальных русских источников.»

Хотя Гюнтер Рааль ссылается на некие «официальные русские источники», но о послевоенной судьбе Антонова до сих пор ничего не известно.


При подготовке статьи были использованы материалы: (1908-01-24 ) Место рождения

д. Малахово, Солецкого района Новгородской области

Дата смерти

неизвестна

Место смерти

неизвестно

Принадлежность Род войск Годы службы Звание Часть

84-й истребительный авиаполк

Командовал

84-й истребительный авиаполк

Сражения/войны Награды и премии
- В отставке

пропал без вести

Антонов, Яков Иванович . - лётчик-истребитель, Герой Советского Союза.

Биография

Родился 24 января 1908 года в деревне Малахове (ныне Солецкого района), в Новгородской области.

Участник советско-финской войны 1939-40 годов, за что 21 марта 1940 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во время Великой Отечественной войны занимал должность командира 84-го истребительного авиаполка. 25 августа 1942 года Антонов, выполняя задание по прикрытию штурмовки немецкого аэродрома под Моздоком, был сбит на самолёте И-153 и, как следует из советских документов, погиб.

Однако в послевоенное время были опубликованы фотографии советского лётчика в немецком плену, которым и оказался Яков Антонов. По одной из версий, он был сбит командиром 77-й немецкой истребительной эскадры (JG 77), майором Гордоном Голлобом . Спасшийся на парашюте Антонов попал в плен. По одним данным, был переправлен в лагерь военнопленных под Моздоком, откуда и бежал, по другим - бежал до отправки в лагерь. О его дальнейшей судьбе нет достоверных сведений. Официально числится погибшим 25 августа 1942 г.

Другой немецкий ас Гюнтер Ралль в книге «Моя летная книжка» описывает следующие события (при этом он приписывет эту победу себе):

«21 сентября 1942 года во время второго вылета мне повезло - около половины пятого я сбил МиГ-3 совсем недалеко от нашего аэродрома. Его пилот сумел выброситься с парашютом и спастись. Унтер-офицеры моего штаффеля сразу же поехали на машине к месту его приземления, чтобы захватить его. Русский приземлился на одном из огромных подсолнуховых полей, которых в этих местах было множество. Он был быстро окружён, но его сумели взять только когда он расстрелял по нашим все патроны из своего пистолета, к счастью, не причинив никому вреда. После того, как ему обработали резанную рану на лбу, которую он получил, выпрыгивая из самолёта, его доставили ко мне. Я как раз находился у радиомашины, слушая переговоры пилотов. Русский чертовски юн, так же, как и большинство из нас - ему едва за двадцать. Свои прямые светлые волосы с высокого лба он откинул назад, чтобы освободить место для двух огромных компрессов, покрывающих его порезы. В умных карих глазах в равной степени отражается и гордость и разочарование. На его губах играет лёгкая улыбка. Его грудь украшают три ордена, из которых мне известен только один - он называется «Герой Советского Союза». Так вот как они выглядят на самом деле - представители монгольских степных орд, как представляет их пропаганда, те самые недочеловеки, к которым недопустимо гуманное отношение! Перед нами Воин, который сразу же вызывает уважение у любого, кто сам является Воином. Я тогда саркастически подумал, что порой с врагом тебя может роднить большее, чем с некоторыми людьми из твоего окружения. Капитан Антонов боится. Предложенную сигарету он сразу же отложил нетронутой в сторону, но когда я сам закурил одну, он немного расслабился. Наш чай, холодный и свежий, но налитый из чистой бензиновой канистры, вызывал у него недоверие, пока я на его глазах не выпил чашку. Мы нашли одного фельдфебеля-переводчика и сидели вместе, разговаривая о нашем воздушном бое, об идущей войне. Мой противник прекрасно держится и полон достоинства. Он не делает ни малейшей попытки заискивать или втираться в доверие. По его словам можно понять, что политофицеры в ВВС рассказывают о нас то же, что и в Красной Армии. Пропаганда порождает ненависть, ненависть рождает жестокость, жестокость порождает новую пропаганду. Чёртов замкнутый круг. Советский лётчик остаётся у нас ещё несколько дней, так как нет возможности его отправить. У нас нет ни желания, ни возможности держать его под замком. Под ответственность нашего штаффеля, он получает довольствие, как любой другой лётчик и может свободно перемещаться по аэродрому [у деревни] Солдатская без постоянного надзора. При таких условиях он и не пробует бежать, оценивая такое отношение с нашей стороны, вопреки всем предписаниям. Своим побегом он причинит нам неприятности и понимает это. Позже, мы посылаем его с Ju-52 , везущим раненных в лазарет. И тогда он использует удобный случай. Как - мы не знаем точно. Но капитан Антонов точно не прибыл в место назначения. Скорее всего, он воспользовался немецкой шинелью из тех, что перевозили на том Ju-52, чтоб затеряться и бежать. Но то, что Антонов пережил войну - я знаю точно из официальных русских источников.»

Мемориал героям-сольчанам в городе Сольцы, Новгородская область

Хотя автор книги Гюнтер Ралль ссылается на какие-то «официальные русские источники», но о послевоенной судьбе Антонова до сих пор ничего не известно. Недоверие к рассказу Ралля вызывает и тот факт, что он называет пленённого лётчика "чертовски юным". На момент пленения Якову Антонову уже 34 года и он на 10 лет старше самого Ралля. Кроме того, не совпадает тип сбитого самолёта: Антонов летал на И-153, а Ралль рассказывает о сбитом МиГ-3. Не совпадают дата и даже месяц боя. Не совпадает также звание сбитого летчика, Ралль называет его "капитан Антонов", в то время как Яков Иванович имел звание майора и на фотографии отчетливо видны 2 майорские "шпалы".

Есть также версия, что после Моздокского лагеря Антонов попал в Мариупольский, где Якова Ивановича освободили Мариупольские подпольщики, имевшие связь с разведотделом Черноморского флота, в оперативном подчинении которого находился разведотдел 56-й армии Южного фронта, стоявшей на Миусе.

По тем данным, Антонов Я.И. после побега из лагеря скрывался в доме санитарки больницы Кузенковой Матрены Дмитриевны, где действовала подпольная группа врача Гнилицкого Б.Т. Далее Антонов Я.И. был переправлен в город Ейск, после чего данные по нему тоже отсутствуют.

Описание командира 77-й немецкой истребительной эскадры (JG 77), майора Гордона Голлобы о встрече его со сбитым летчиком героем Советского Союза майором Яковом Ивановичем Антоновым 25 августа 1942

Несломленный

Герой Советского Союза майор Я. И. Антонов был пленён только когда закончились патроны.
Герой Советского Союза майор Яков Иванович Антонов из 25-го ИАП в немецком плену, в окружении германских летчиков, которые с интересом слушают своего коллегу. Видно, что разговор идет профессиональный.
25 августа 1942 года Антонов, выполняя задание по прикрытию штурмовки немецкого аэродрома под Моздоком, был сбит. По советским документам - погиб. На самом деле, сбитый командиром 77-й немецкой истребительной эскадры (JG 77), майором Гордоном Голлобом, Антонов выпрыгнул с парашютом, удачно приземлился и был захвачен в плен. Знаменитый немецкий ас Гюнтер Ралль в своей книге «Моя летная книжка» описывает пленение Антонова (при этом почему-то приписывая эту победу Голлоба себе):
«21 сентября 1942 года во время второго вылета мне повезло - около половины пятого я сбил Миг-3 совсем недалеко от нашего аэродрома. Его пилот сумел выброситься с парашютом и спастись. Унтер-офицеры моего штаффеля сразу же поехали на машине к месту его приземления, чтобы захватить его.
Русский приземлился на одном из огромных подсолнуховых полей, которых в этих местах было множество. Он был быстро окружён, но его сумели взять только когда он расстрелял по нашим все патроны из своего пистолета, к счастью, не причинив никому вреда.
После того, как ему обработали резанную рану на лбу, которую он получил, выпрыгивая из самолёта, его доставили ко мне. Я как раз находился у радиомашины, слушая переговоры пилотов.
Русский чертовски юн, так же, как и большинство из нас - ему едва за двадцать. Свои прямые светлые волосы с высокого лба он откинул назад, чтобы освободить место для двух огромных компрессов, покрывающих его порезы. В умных карих глазах в равной степени отражается и гордость и разочарование. На его губах играет лёгкая улыбка. Его грудь украшают три ордена, из которых мне известен только один - он называется «Герой Советского Союза».
Так вот как они выглядят на самом деле - представители монгольских степных орд, как представляет их пропаганда, те самые недочеловеки, к которым недопустимо гуманное отношение! Перед нами Воин, который сразу же вызывает уважение у любого, кто сам является Воином. Я тогда саркастически подумал, что порой с врагом тебя может роднить большее, чем с некоторыми людьми из твоего окружения.
Капитан Антонов боится. Предложенную сигарету он сразу же отложил нетронутой в сторону, но когда я сам закурил одну, он немного расслабился. Наш чай, холодный и свежий, но налитый из чистой бензиновой канистры, вызывал у него недоверие, пока я на его глазах не выпил чашку. Мы нашли одного фельдфебеля-переводчика и сидели вместе, разговаривая о нашем воздушном бое, об идущей войне.
Мой противник прекрасно держится и полон достоинства. Он не делает ни малейшей попытки заискивать или втираться в доверие. По его словам можно понять, что политофицеры в ВВС рассказывают о нас то же, что и в Красной Армии. Пропаганда порождает ненависть, ненависть рождает жестокость, жестокость порождает новую пропаганду. Чёртов замкнутый круг.
Советский лётчик остаётся у нас ещё несколько дней, так как нет возможности его отправить. У нас нет ни желания, ни возможности держать его под замком. Под ответственность нашего штаффеля, он получает довольствие, как любой другой лётчик и может свободно перемещаться по аэродрому [у деревни] Солдатская без постоянного надзора. При таких условиях он и не пробует бежать, оценивая такое отношение с нашей стороны, вопреки всем предписаниям. Своим побегом он причинит нам неприятности и понимает это. Позже, мы посылаем его с Ju-52, везущим раненных в лазарет. И тогда он использует удобный случай. Как - мы не знаем точно. Но капитан Антонов точно не прибыл в место назначения. Скорее всего, он воспользовался немецкой шинелью из тех, что перевозили на том Ju-52, чтоб затеряться и бежать. Но то, что Антонов пережил войну - я знаю точно из официальных русских источников.»
Хотя Гюнтер Рааль ссылается на некие «официальные русские источники», но о послевоенной судьбе Антонова до сих пор ничего не известно.
Хотя автор книги Гюнтер Ралль ссылается на какие-то «официальные русские источники», но о послевоенной судьбе Антонова до сих пор ничего не известно. Недоверие к рассказу Ралля вызывает и тот факт, что он называет пленённого лётчика «чертовски юным». На момент пленения Якову Антонову уже 34 года и он на 10 лет старше самого Ралля. Кроме того, не совпадает тип сбитого самолёта: Антонов летал на И-153, а Ралль рассказывает о сбитом МиГ-3. Не совпадают дата и даже месяц боя. Не совпадает также звание сбитого летчика, Ралль называет его «капитан Антонов», в то время как Яков Иванович имел звание майора и на фотографии отчетливо видны 2 майорские «шпалы».
Есть также версия, что после Моздокского лагеря Антонов попал в Мариупольский, где Якова Ивановича освободили мариупольские подпольщики, имевшие связь с разведотделом Черноморского флота, в оперативном подчинении которого находился разведотдел 56-й армии Южного фронта, стоявшей на Миусе.
По тем данным, Антонов Я. И. после побега из лагеря скрывался в доме санитарки больницы Кузенковой Матрены Дмитриевны, где действовала подпольная группа врача Б. Т. Гнилицкого. Далее Я. И. Антонов был переправлен в город Ейск, после чего данные по нему тоже отсутствуют.

Фото из семейного альбома


Фото семьи Антоновых. Фото сделано в Ленинграде на Васильевском острове в 1937-38г. В центре - Антононов Яков Иванович. Правее - жена Надежда. Рядом с Надеждой -сестра Якова Мария Фёдорова (Антонова). Между Яковом и Надеждой - племянник Эдуард.Левее Якова - жена брата Никандра -Надежда. В нижнем ряду слева направо - брат Никандр, отец -Антонов Иван Антонович, на руках держит мою мать Фёдорову Тамару Николаевну, мать - Антонова Мария Егоровна, на руках держит внучку, дочь Якова Ивановича, Маргариту, далее муж сестры Якова, Марии,-Фёдоров Николай Фёдорович.

Антонов Я.И. с женой