История группы смех. Что такое смех

Смех продлевает жизнь. С этим утверждением поспорить сложно. Ведь учеными давно доказано, что во время него у человека вырабатываются гормоны радости. Они помогают бороться со стрессом и прочими психологическими и физиологическими проблемами. Но специалисты также утверждают, что смех - это явление многоликое. Существует около десятка его видов, которые сопровождаются полярно разными эмоциями. Что же такое смех людей? И каковы его причины?

Определение

В научном мире существует четкое определение такому явлению, как смех. Это реакция человека на юмор, неожиданные, приятные звуки, тактильное воздействие и т. п. Проявление этой реакции заключается в непроизвольном изменении мимики и движении дыхательного аппарата.

Изучением смеха и его влияния на человеческий организм занимается раздел психиатрии - наука гелотология. С давних времен философы уделяли внимание явлению смеха. Аристотель, Э. Кант, А. Бергсон внесли немалый вклад в исследование его природы. Так, была выявлена соотнесенность человеческого смеха с дружелюбием, агрессией, болезнью, игрой и т. п. Доказано, что существует несколько видов смеха. И каждый из них имеет различные причины и по-разному влияет на организм человека.

Юмористический

Взрослому человеку свойственно смеяться, когда он видит или слышит что-то забавное, нелепое, неожиданное. Это может быть шутка, забавные звуки или действие, гримаса другого человека. Подобная ситуация вызывает юмористический, или веселый смех. Также в русском языке есть устойчивое выражение «заразительный смех». Действительно, стоит одному человеку засмеяться, как улыбка, смех появляются и у окружающих.

Юмористический смех может быть открытым (с размыканием губ) и закрытым / сдержанным (с сомкнутыми губами). Психологи говорят, что его характер напрямую связан с личностными качествами и обстоятельствами, в которых находится человек. Как правило, открытый смех характерен для семейного круга, компании друзей, рабочего коллектива. Он говорит о некоей близости (родственной или духовной), теплых взаимоотношениях, доверии. Закрытый смех - это реакция людей, стесненных определенными условиями или нормами.

Детский

В особую категорию попадает детский смех. Это душевный порыв ребенка, чистый, льющийся и приводящий в восторг и веселье всех окружающих. С научной точки зрения, причинами его могут быть любые приятные и неожиданные звуки, забавная мимика, (щекотка). Маленькие дети не умеют читать и воспринимать юмор в том виде, в каком он вызывает у взрослых людей.

Более того, специалисты отмечают, что независимо от обстоятельств и окружения детский смех одинаков. Это открытое проявление радости. Оно происходит неосознанно и длится до тех пор, пока продолжается внешнее воздействие. Таким образом, смех детей является одномоментным и не повторяется как воспоминание о ситуации.

Истерический

Иную природу имеет истерический смех. Он связан с нервно-психическим перевозбуждением человека. Спусковым крючком является яркое переживание событий, которые некогда вызвали потрясение. При этом не нужно наглядных примеров. Истерический смех начинается непроизвольно, как вариант - когда человеку становится больно, страшно или обидно.

Данное явление не вызывает положительных эмоций у самого смеющегося и у окружающих. Скорее это смесь отчаяния и удивления. На слух он воспринимается как прерывистый смех, переходящий в громкий хохот. При повторении приступов человеку необходима медицинская помощь.

Правда, существует и иная трактовка истерического смеха. Он понимается как безудержный и продолжительный хохот.

Физиологический

Физиологический смех - это радостная реакция человека на тактильные ощущения (щекотание), хотя может быть и следствием приема наркотических препаратов. Он характеризуется открытостью, непроизвольностью и прерывистостью. При щекотании он совпадает по продолжительности с длительностью тактильного воздействия. При приеме некоторых наркотических средств причины физиологического смеха обусловлены психическими процессами. Общее настроение можно назвать приподнятым, смех прерывистый, поверхностный, необоснованный. На первый взгляд напоминает истерический смех, однако более продолжительный и не имеет эпизодов нервного потрясения.

Социальный

Социальным называют смех людей, объединенных общей идеей, поводом собрания. Ярким примером может быть реакция слушателей политических выступлений. Это всеобщее возбуждение, ликование. Разумеется, он имеет схожие черты с юмористическим смехом, вызванным у зрителей на концертах комиками. Однако в первом случае происходит духовное, идейное объединение людей. Приподнятое настроение обусловлено обретением надежды и перспектив в будущем. Это не праздное веселье, а воодушевление. Как правило, это открытый или сдержанный смех, сопровождающийся поддерживающими криками и аплодисментами.

Ритуальный

Ритуальный смех - это искусственное, актерское проявление радости, истерики, агрессии, страха или других эмоций. Как правило, его используют лицедеи в постановках комедий или юмористических сценок. Главная задача - чтобы смех был максимально точно окрашен определенной эмоцией, сопровождался необходимыми для этого жестами, мимикой и был донесен до слушателя/зрителя. Вариантов проявления его, разумеется, множество. Это может быть грубый и надменный смех, открытый и издевательский, трусливый и вкрадчивый, сдержанный, сквозь зубы или же заливистый, душевный.

Патологический

Патологический смех, как правило, можно наблюдать у душевно больных людей. Однако в последнее время все большую популярность стала приобретать смехотерапия, или лечение стрессов и других нервных расстройств смехом. Для этого человеку по причине и без нее необходимо намеренно смеяться определенный промежуток времени. Этот процесс можно спутать с ритуальным смехом. Однако цели у этих явлений разные. В первом случае смех служит в качестве стимуляции мозга на положительные импульсы. Во втором (ритуальном) необходимо смеяться, дабы выполнить актерскую задачу - передать эмоции, соответствующие действию.

Патологический смех должен быть открытым, радостным. Как правило, он имеет волнообразную или лавинообразную структуру. То есть может стихать и вновь разгораться. А может из тихой, искусственной фазы перейти в звонкую, заливистую, искреннюю.

Смех и характер

При глубоком исследовании способов проявления смеха учеными была установлена его взаимосвязь с характером человека. Поделимся наиболее интересными наблюдениями:

  • Если человек смеется открыто, слегка запрокидывая голову, то, скорее всего, он обладает широкой натурой. Среди основных его качеств можно назвать доверчивость, легковерность и проявление сиюминутных эмоций.
  • Если при смехе собеседник слегка касается губ мизинцем, то он наверняка любит купаться во всеобщем внимании, придерживается хороших манер и условностей.
  • Если же человек при смехе прикрывает рукой рот, то, возможно, ему присуща робость. Такого собеседника легко смутить. Он предпочитает оставаться в тени.
  • Нередко можно отметить, как люди морщат носы при смехе. Психологи полагают, что подобная манера принадлежит эгоцентричным и капризным личностям, которые меняют свои взгляды и чувства по настроению.
  • Когда собеседник при смехе широко открывает рот, то можно с уверенностью сказать, что это подвижная, темпераментная натура. Он великолепный оратор, который без внимания окружающих впадает в уныние.
  • И наконец, если перед тем, как тихонько рассмеяться, человек слегка наклоняет голову, то это говорит о его мягкосердечности, совестливости. В жизни это нерешительные конформисты. Довольно сложно угадать, что они чувствуют на самом деле.

Смеющиеся швеи

Смех - одна из реакций человека на юмор или щекотку, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата. В некоторых случаях смех может быть реакцией на нервное напряжение (нервный смех) или быть признаком психического расстройства. Совместный смех является действенным фактором социализации, коммуникативности.

В ответ на щекотку смеётся не только человек, но и человекообразные обезьяны. Смех у них отличается от человеческого, но, тем не менее, он узнаваем. Также в конце XX века появились данные, что и крысы при щекотке издают определенный ультразвуковой сигнал с частотой 50 кГц.

Юмор и смех на первый взгляд образуют неразрывное единство: стимул и реакция. Однако связь между ними далеко не проста. Находясь в одиночестве, люди могут оценивать какие-то стимулы как весьма смешные, но при этом не смеяться.

История изучения

Детский смех

Вопрос о природе смеха и юмора на протяжении веков является предметом исследований философов и учёных. Сегодня он рассматривается различными науками, в рамках которых сформировалось множество концепций генезиса и восприятия комического.

Платон в диалоге «Филеб» подчёркивал, что смех над «смешными свойствами друзей» обусловлен сочетанием удовольствия и зависти со стороны смеющегося.

Впервые идея о двух принципиально различных видах смеха была высказана Дж. Битти, который назвал смех от щекотки «животным», а смех, вызванный психологическими причинами, - «сентиментальным». Так возникла дуалистическая концепция смеха.

Г. Вайсфелд считал, что щекотка и юмор - два вида приятной и полезной стимуляции. Если польза от щекотки состоит в тактильной стимуляции (как известно, ее дефицит приводит у младенцев к психическим расстройствам), то ценность юмора заключается в когнитивной стимуляции. Смех объекта щекотки первоначально был знаком благодарности и служил для щекочущего, а затем и для «юмориста» наградой, приятным социальным сигналом.

Жан Поль писал: «Люди сначала смеялись, - а потом появились комики». Поддерживая эту точку зрения, А. Г. Козинцев считает, что в филогенезе, как и в онтогенезе, смех появляется гораздо раньше юмора. Он представляет собой древний (докультурный) врожденный сигнал, тогда как юмор - явление культуры, возникшее на базе того поведения, частью которого был (и, судя повсему, остается) этот сигнал. Р. Провайн считает, что люди более 2000 лет безуспешно бьются над тем, почему же юмор смешит, по причине того, что они переоценивают роль юмора, как якобы главного способа вызывания смеха, и недооценивают роль смеха, как самостоятельного феномена.

Классификация

  • Юмористический смех
  • Социальный смех (от возбуждения)
  • Ликующий (знак победы или избытка сил)
  • Смех от облегчения (нервная разрядка)
  • Смех смущения или беспокойства (защитный механизм)
  • Истерический
  • Физиологический (вызванный наркотическими веществами, щекоткой)
  • Патологический (при душевной болезни или прямой стимуляции мозга)
  • Ритуальный (искусственный)

И многие другие.

Социальное значение

У человека смех коррелирует с дружелюбием, и, как ни странно, с агрессией - его рассматривают как игровую форму поведения, в которой может быть заложена скрытая угроза: «Смотри, что я могу сделать с тобой, но не сделаю».

Отсюда становится понятным происхождение словосочетаний «издевательский смех», «угрожающий смех».

Изучение смеха

Изучением смеха, юмора и его влияния на организм человека занимается раздел психиатрии - гелотология (от др.-греч. γέλως - смех). К феномену смеха обращаются также философы (Аристотель, Анри Бергсон, Л. В. Карасёв и др.). Например, дает следующее определение:

История смеха

По данным современных этологических исследований, смех, видимо, возник у общих предков человека и человекообразных обезьян более 10 млн лет назад. В этой же работе показано, что вокализация при смехе, вызванном щекоткой у детенышей обезьян, гораздо более похожа на человеческую, чем полагали ранее.

См. также

  • Смехотерапия
  • Комическое
  • Мышца смеха
  • Сардонический смех
  • Гомерический смех
  • Ирония
  • Эпидемия смеха в Танганьике

Примечания

  1. Наймарк Е. За «боязнь» щекотки у крыс отвечает соматосенсорная кора. Элементы. Проверено 30 декабря 2016.
  2. Козинцев А. Г. Об истоках антиповедения, смеха и юмора // Смех: истоки и функции. - СПб. : Наука, 2002. - С. 5-43 .
  3. Мельников С. С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1 .
  4. Платон. Филеб // Полное собрание творений Платона в 15 т.. - Л. : Academia, 1929. - Т. 4. - P. 95-185.
  5. Beattie J. On Laughter and Ludicrous Composition // Essays: On Poetry and Music. - London: Routledge/ Thoemmes Press, 1996. - С. 321-487 .
  6. Weisfeld G. E. The adaptive value of humor and laughter // Ethology and Sociobiology. - 1993. - № 14 . - С. 141-169 .
  7. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. - М. , 1981.
  8. По материалам круглого стола журнала «В мире науки», № 12 2006
  9. Кант Э. Критика способности суждения § 54
  10. Смеху оказалось 10 миллионов лет. Lenta.ru (5 июня 2009). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 28 августа 2011 года.
  11. M. Davila Ross, M. J Owren, E. Zimmermann. Reconstructing the Evolution of Laughter in Great Apes and Humans. Current Biology. Vol. 19. Issue 13. P. 1106-1111

Литература

  • Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993. - С. 341-345.
  • Агранович С.З., Березин С. В. Homo amphibolos: археология сознания. - Самара: Бахрах-М, 2005. - 344 с.
  • Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 127 с.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965, 1990).
  • Головко Т. И. К проблеме смеха в народной художественной культуре // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 106-109.
  • Дмитриев А. В., Сычёв А. А. Смех: социофилософский анализ. М.: Альфа-М, 2005.
  • Лихачёв Д. С. «Смеховой мир» древней Руси
  • Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л: Наука, 1984. - 295 с.
  • Карасёв Л. В. Парадокс о смехе // Квинтэссенция: философский альманах. - М. : Политиздат, 1990.
  • Карасёв Л. В. Мифология смеха // Вопросы философии, 1991, № 7. С. 68-86.
  • Козинцев А. Г. Об истоках антиповедения, смеха и юмора (этюд о щекотке) // Смех: истоки и функции / Под ред. А. Г. Козинцева. СПб.: Наука, 2002. С. 5-43
  • Куприянов В.А. Место смеха в системе Гегеля и его отношение к идеалу в контексте искусства. // Vita Cogitans: Альманах молодых философов, 2013. - № 8. - С. 8-14.
  • Н. Б. Мечковская «Засмеяться» и «рассмешить»: относительная хронология детских шагов к вербальному смеху // Проблемы онтолингвистики - 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург / РГПУ им. А. И. Герцена, Кафедра языкового и литературного образования ребенка, Лаборатория детской речи; редкол.: Т. А. Круглякова, М. А. Еливанова. - Иваново: ЛИСТОС, 2016. - С. 282-289.
  • Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Лабиринт, 1999. - 288 с.
  • Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре // Фольклор и действительность. М., 1976.
  • Разуваев В. В. Политический смех в современной России. М.: Высшая школа экономики, 2002.
  • Сафронова Е. С. Дзэнский смех как отражение архаического земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.: Наука, 1980. С. 68-78.
  • Селли Дж. Смех его физиология и психология. СПб. Изд. В.И. Губинского 1905г. 96 с.
  • Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб.; Тарту: 1999. 384 с.
  • Соколов Б. М. Русская смеховая культура в отражениях народного лубка // Традиционные формы досуга: История и современность. Вып. 7. М., 1996. С. 159-167
  • Сяо Цзинъюй (КНР) Эстетика смеха М. М. Бахтина и китайская народная смеховая культура // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 2006. С. 73-82.
  • Сычёв А. А. Природа смеха или Философия комического - Изд-во МГУ, 2003. - 176 c.
  • О природе смеха: материалы круглого стола. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2000
  • О природе смеха. - Вып. 2. Материалы II Международной научно-теоретической конференции. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2001
  • О природе смеха. - Вып. 3. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2002.
  • Тарханов И. Р. Смех // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Карагодина С. В. Козимо Медичи и Иван Грозный: природа смеха и природа власти // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1 (19). С. 39-62.
  • Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: Сб. ст. / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. и сост. В. П. Шестаков; Ред. А. В. Вислова. - М., 2002. - 272 с.
  • Victoroff D. , Le rire et le risible. Introduction a la psychologie du rire, Paris, 1952
  • Marteinson, Peter, On the Problem of the Comic: A Philosophical Study on the Origins of Laughter, Legas Press, Ottawa, 2006.

Ссылки

  • О пользе смеха для тела и души
  • Константин Глинка. Теория юмора
  • Алексей Редозубов. О природе юмора в книге «Логика эмоций»
  • Как сделать смешно
  • Финиковый компот. Пролегомены к понятию «смех»

Смех

Смех - одна из реакций человека на юмор или щекотку, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата. В некоторых случаях смех может быть реакцией на нервное напряжение (нервный смех) или быть признаком психического расстройства .

Смеющаяся женщина

А. Д. Редозубов в книге «Логика эмоций» утверждает, что эмоция смешно не является врожденной и не наследуется на генетическом уровне. Врожденный, рефлекторный характер имеет мимическая экспрессия - смех и улыбка. Изначально смех и улыбка возникают в состоянии «хорошо» и по мере формирования человека распространяются на более сложные формы поведения. Эмоция же смешно формируется как результат социального взаимодействия. Она представляет собой удовольствие от признаков, которые в процессе воспитания сопутствовали ситуациям в которых наш относительный социальный статус повышался за счет понижения статуса другого, например в результате осмеяния его неудачи. В результате, эмоция смешно всегда связана с тем, что есть кто-то попавший в нелепую ситуацию. Смех, сопровождающий эмоцию смешно, можно рассматривать как приобретенный в процессе воспитания условный рефлекс.

Наука о смехе

Отсюда становится понятным происхождение словосочетаний «издевательский смех», «угрожающий смех».

Естественный смех успокаивает нервы, расслабляет мышцы, улучшает самочувствие.

Исследования показали, что при смехе от мышц лица идут особые импульсы, которые благотворно влияют на нервную систему и работу мозга, снимая напряжение. Даже когда вам невесело и вы выдавливаете из себя фальшивую улыбку, механизм срабатывает и на душе становится намного легче. По мнению учёных, смех - это выработанный людьми «социальный рефлекс», поскольку, видя смеющегося или улыбающегося человека, другие люди тоже приходят в хорошее настроение .

Оказалось, что сердитые люди страдают заболеваниями сердца чаще, чем весёлые. Весельчаки менее подвержены риску возникновения инфаркта. Это связано с тем, что смех укрепляет эндотелий - клетки, выстилающие кровеносные сосуды и полости сердца изнутри. [неавторитетный источник? ]

Эмоциональные оттенки смеха

В зависимости от ситуации, смех может быть по-разному эмоционально окрашен. Эти различия передаются писателями при описании определённой ситуации, в той или иной письменной форме. Так, «бру-га-га » (бу-га-га ) носит откровенно издевательский характер, а «хи-хи-хи» - заискивающий, и т. д. Особым проявлением эмоции является также т. н. «смех сквозь слёзы».

История смеха

См. также

Примечания

Литература

  • Агранович С. З. , Березин С. В. Homo amphibolos: археология сознания. - Самара: Бахрах-М, 2005. - 344 с.
  • Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 127 с.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965, 1990).
  • Головко Т. И. К проблеме смеха в народной художественной культуре // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 106-109.
  • Дмитриев А. В., Сычев А. А. Смех: социофилософский анализ. М.: Альфа-М, 2005.
  • Лихачёв Д. С. «Смеховой мир» древней Руси
  • Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л: Наука, 1984. - 295 с.
  • Карасев Л. В. Мифология смеха // Вопросы философии, 1991, № 7. С. 68-86.
  • Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Лабиринт, 1999. - 288 с.
  • Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре // Фольклор и действительность. М., 1976.
  • Сафронова Е. С. Дзэнский смех как отражение архаического земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.: Наука, 1980. С. 68-78.
  • Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб.; Тарту: 1999. 384 с.
  • Глава из книги: Смех: истоки и функции / Под ред. А. Г. Козинцева. СПб.: Наука, 2002. С. 5-43
  • Соколов Б. М. Русская смеховая культура в отражениях народного лубка // Традиционные формы досуга: История и современность. Вып. 7. М., 1996. С. 159-167
  • Сяо Цзинъюй (КНР) Эстетика смеха М. М. Бахтина и китайская народная смеховая культура // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 2006. С. 73-82.
  • Сычев А. А. Природа смеха или Философия комического. Изд-во МГУ, 2003. - 176 с.
  • О природе смеха: материалы круглого стола. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2000.
  • О природе смеха. - Вып. 2. Материалы II Международной научно-теоретической конференции. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2001.
  • О природе смеха. - Вып. 3. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2002.
  • Карагодина С. В. Козимо Медичи и Иван Грозный: природа смеха и природа власти // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 1 (19). С. 39-62.
  • Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: Сб. ст. / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. и сост. В. П. Шестаков; Ред. А. В. Вислова. - М., 2002. - 272 с.
  • Victoroff D. , Le rire et le risible. Introduction a la psychologie du rire, Paris, 1952
  • Marteinson, Peter, On the Problem of the Comic: A Philosophical Study on the Origins of Laughter, Legas Press, Ottawa, 2006.

Ссылки

  • С. С. Аверинцев. Бахтин и русское отношение к смеху
  • Константин Глинка. Теория юмора
  • Алексей Редозубов. О природе юмора в книге «Логика эмоций»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Смех" в других словарях:

    Муж. хохот, невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа; но есть и смех осмеяния, смех презрения, злобы и пр. У него смех весьма простодушный. Смех есть среднее выражение между улыбки и… … Толковый словарь Даля

    СМЕХ, смеха (смеху), мн. нет, муж. 1. Короткие и сильные выдыхательные движения и открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие нибудь чувства (преим. при переживании радости,… … Толковый словарь Ушакова

    СМЕХ культурно психологический феномен, в котором выражается способность человека к обнаружению комических ситуаций, содержащихся в жизни и искусстве. Он представляет собой сплав эмоциональных и рациональных моментов, в котором аналитическая… … Философская энциклопедия

В ответ на щекотку смеётся не только человек, но и человекообразные обезьяны . Смех у них отличается от человеческого, но, тем не менее, он узнаваем. Также в конце XX века появились данные, что и крысы при щекотке издают определенный ультразвуковой сигнал с частотой 50 кГц .

Юмор и смех на первый взгляд образуют неразрывное единство: стимул и реакция. Однако связь между ними далеко не проста. Находясь в одиночестве, люди могут оценивать какие-то стимулы как весьма смешные, но при этом не смеяться .

История изучения

Детский смех

Вопрос о природе смеха и юмора на протяжении веков является предметом исследований философов и учёных. Сегодня он рассматривается различными науками, в рамках которых сформировалось множество концепций генезиса и восприятия комического .

Впервые идея о двух принципиально различных видах смеха была высказана Дж. Битти , который назвал смех от щекотки «животным», а смех, вызванный психологическими причинами, - «сентиментальным». Так возникла дуалистическая концепция смеха .

Г. Вайсфелд считал, что щекотка и юмор - два вида приятной и полезной стимуляции. Если польза от щекотки состоит в тактильной стимуляции (как известно, ее дефицит приводит у младенцев к психическим расстройствам [ ]), то ценность юмора заключается в когнитивной стимуляции. Смех объекта щекотки первоначально был знаком благодарности и служил для щекочущего, а затем и для «юмориста» наградой, приятным социальным сигналом .

Классификация

  • Юмористический смех
  • Социальный смех (от возбуждения)
  • Ликующий (знак победы или избытка сил)
  • Смех от облегчения (нервная разрядка)
  • Смех смущения или беспокойства (защитный механизм)
  • Истерический
  • Физиологический (вызванный наркотическими веществами, щекоткой)
  • Патологический (при душевной болезни или прямой стимуляции мозга)
  • Ритуальный (искусственный)

Социальное значение

Отсюда становится понятным происхождение словосочетаний «издевательский смех», «угрожающий смех».

Изучение смеха

История смеха

По данным современных этологических исследований, смех, видимо, возник у общих предков человека и человекообразных обезьян более 10 млн лет назад . В этой же работе показано, что вокализация при смехе, вызванном щекоткой у детенышей обезьян, гораздо более похожа на человеческую, чем полагали ранее.

См. также

Примечания

  1. Наймарк Е. За «боязнь» щекотки у крыс отвечает соматосенсорная кора (неопр.) . Элементы. Проверено 30 декабря 2016.
  2. Козинцев А. Г. Об истоках антиповедения, смеха и юмора // Смех: истоки и функции. - СПб. : Наука, 2002. - С. 5-43 .
  3. Мельников С. С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1 .
  4. Платон. Филеб // Полное собрание творений Платона в 15 т.. - Л. : Academia, 1929. - Т. 4. - P. 95-185.
  5. Beattie J. On Laughter and Ludicrous Composition // Essays: On Poetry and Music. - London: Routledge/ Thoemmes Press, 1996. - С. 321-487 .
  6. Weisfeld G. E. The adaptive value of humor and laughter // Ethology and Sociobiology. - 1993. - № 14 . - С. 141-169 .
  7. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. - М. , 1981.
  8. По материалам круглого стола журнала «В мире науки», № 12 2006
  9. Кант Э. Критика способности суждения § 54
  10. Смеху оказалось 10 миллионов лет (неопр.) . Lenta.ru (5 июня 2009). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 28 августа 2011 года.
  11. M. Davila Ross, M. J Owren, E. Zimmermann. Reconstructing the Evolution of Laughter in Great Apes and Humans. Current Biology. Vol. 19. Issue 13. P. 1106-1111

Литература

  • Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993. - С. 341-345.
  • Агранович С.З. , Березин С. В. Homo amphibolos: археология сознания. - Самара: Бахрах-М, 2005. - 344 с.
  • Бергсон А. Смех. - М.: Искусство , 1992. - 127 с.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965, 1990).
  • Головко Т. И. К проблеме смеха в народной художественной культуре // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 106-109.
  • Дмитриев А. В. , Сычёв А. А. Смех: социофилософский анализ. М.: Альфа-М, 2005.
  • Лихачёв Д. С. «Смеховой мир» древней Руси
  • Лихачёв Д. С. , Панченко А. М. , Понырко Н. В. Смех в Древней Руси . Л: Наука , 1984. - 295 с.
  • Карасёв Л. В. Парадокс о смехе // Квинтэссенция: философский альманах. - М. : Политиздат , 1990.
  • Карасёв Л. В. Мифология смеха // Вопросы философии , 1991, № 7. С. 68-86.
  • Козинцев А. Г. Об истоках антиповедения, смеха и юмора (этюд о щекотке) // Смех: истоки и функции / Под ред. А. Г. Козинцева. СПб.: Наука , 2002. С. 5-43
  • Куприянов В.А. Место смеха в системе Гегеля и его отношение к идеалу в контексте искусства. // Vita Cogitans: Альманах молодых философов, 2013. - № 8. - С. 8-14.
  • Н. Б. Мечковская «Засмеяться» и «рассмешить»: относительная хронология детских шагов к вербальному смеху // Проблемы онтолингвистики - 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург / РГПУ им. А. И. Герцена, Кафедра языкового и литературного образования ребенка, Лаборатория детской речи; редкол.: Т. А. Круглякова, М. А. Еливанова. - Иваново: ЛИСТОС, 2016. - С. 282-289.
  • Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Лабиринт, 1999. - 288 с.
  • Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре // Фольклор и действительность. М., 1976.
  • Разуваев В. В. Политический смех в современной России. М.: Высшая школа экономики, 2002.

По одной из версий, смех — это защитная реакция организма. Он помогает избавиться от переизбытка положительных эмоций. Поэтому счастливые люди могут смеяться без повода — им постоянно необходим выплеск позитива. Те же, у кого депрессия, с трудом выдавливают улыбку даже при очень забавных обстоятельствах. По другой версии, это способ разрядки, освобождения организма от лишнего — не только позитива, но и негатива. Не зря же первобытные люди во время праздничных обрядов комично изображали нарушения табу или победу над врагом. Все сценки сопровождались дружным хохотом. Таким образом наши далекие предки снимали стресс, поводов для которого было более чем достаточно.

Еще вариант: смех — это способ общения. Мы нечасто хохочем наедине с собой, ну разве что когда читаем, смотрим ТВ или вспоминаем забавные истории. Куда чаще мы веселимся за компанию. Выходит, смех нужен нам для сплочения, создания и укрепления отношений.

Со здоровьем шутят

А еще смех просто необходим для здоровья. В 70-х годах прошлого века даже появилась наука гелотология(от греческого« геласма» — смех). Ее основал американец Норман Казинс, страдавший от тяжелой болезни суставов. Его шанс на выздоровление был 1 к 500. И тогда Казинс решил попробовать свою программу лечения, основа которой — положительные эмоции, активизирующие биохимические процессы в организме. Просматривая кинокомедии, он обнаружил: 10 минут безудержного смеха дают два часа« анестезии». Ровно столько времени он не чувствовал боли без лекарств. А через несколько месяцев Казинс полностью выздоровел.

С тех пор стали активно изучать влияние веселья на человека. Оказывается, когда мы смеемся, в клетках происходят химические реакции, улучшающие кровообращение, нормализующие артериальное давление, укрепляющие иммунитет, повышающие сопротивляемость к недугам. В больницах даже появились клоуны, устраивающие шуточные осмотры и представления. И процесс выздоровления больных(особенно детей) идет быстрее. А еще смех компенсирует вред от так называемого поверхностного дыхания. Многие дышат недостаточно глубоко. Хохоча же человек набирает в легкие больше кислорода. А потом энергично выдыхает. Отличная тренировка для легких!

Природный дар

Способность смеяться — врожденная(равно как и умение плакать, кашлять, чихать). Но с годами она трансформируется. Почему? Во‑первых, общаясь, люди невольно копируют интонации и мимику друг друга. Во‑вторых, искреннему смеху начинают мешать комплексы и неуверенность в себе. В итоге кто-то смеется слишком тонко, другие слишком зажато, а некоторые и вовсе похрюкивают. От души похохотать удается не каждому.

А между тем мужчина реагирует на смех женщины так же, как на ее фигуру, лицо, одежду: в его мозгу активизируются зеркальные нейроны, которые ответственны за восприятие красоты. А значит, наравне с курсами по макияжу неплохо было бы посещать занятия по правильному смеху. Шанс найти спутника жизни точно возрос бы!

Экспертное мнение

Вера Смоляницкая,
доцент кафедры сценической речи РАТИ(ГИТИС):
« Чем меньше человек закомплексован, тем ярче он себя проявляет. Главное — не стесняться и не пытаться закрыть рот, когда смеешься. Иначе получается сдавленное хихиканье. Хохотать нужно с широко открытым ртом, и тогда это будет именно тот смех, который притягивает к себе других людей, заражает их весельем. И не нужно бояться звука: смех должен быть громким!"

Римма Умярова,
смехотерапевт, руководитель школы« Клуб смеха»
(http://smile-it.ru/club):

« Смех — это дар, данный для выживания . Иначе человек не смог бы избавляться от стресса, пополнять ресурсы жизненных сил. Изначальный смех всегда красив. Посмотрите на детей: они хохочут искренне и заразительно. Их приятно видеть и слышать. А взрослые нередко смеются отталкивающе, раздражающе. В чем разница? Дети полностью раскованны, у них нет комплексов. Но главное — они дышат глубоко, а не поверхностно».


Смеяться красиво и раскатисто можно научиться. Для этого освой упражнения на дыхание.

1 Стоя/сидя. Положи руки на живот и дыши только им. Почувствуй руками, как он надувается и сдувается.

2 Стоя, руки опущены. Наклонись и сделай глубокий вдох. Выпрямись, поднимая руки вверх, и сильно выдохни(6−8 раз).

3 Стоя, соедини ладони, подложи их под подбородок. Локти в стороны. Вдохни, а с выдохом раскинь руки вверх и рассмейся как можно громче(5−10 раз).

4 На вдохе вытолкни мышцы живота вперед и, удерживая их, делай короткие резкие выдохи, одновременно быстро произнеси« А-а-а».

Народный юмор

Первая школа смеха открылась в 1909-м в Милане. Ее основатель уверял, что немцы смеются звонко, англичане — высокомерно, австрийцы — изящно, а французы — заразительнее всех. И предлагал освоить разные виды смеха. От учеников не было отбоя.

Екатерина Бабкова