Взаимосвязи в неживой и живой природе с приходом весны

Успешное овладение природоведческих знаний детьми с ограниченными возможностями здоровья зависит от правильного подбора содержания учебного материала, точного его структурирования, адекватного выбора методов и приёмов обучения, опоры на личный чувственный опыт, связь обучения с окружающей действительностью, а также учёта интеллектуальных и психических особенностей детей, осуществления коррекционно-развивающей направленности обучения.

Учитывая уровень наглядно-образного мышления детей, который точнее можно было назвать наглядно-схематическим, одним из путей формирования природоведческих понятий на уроках ЗОМ я выбрала работу с зрительными опорами-схемами. Схемы разнообразны: это схемы-опоры, схемы – инструкции, динамические схемы, схемы-рисунок. Именно схемы помогают выделить из всех признаков предмета существенные, демонстрируют структуру формируемого понятия, открывают основные взаимосвязи и отношения в изучаемых объектах, направление и результат природных объектов. Схемы помогают детям сосредоточить внимание на главном, глубже усвоить логическую сущность понятия, облегчают усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала. Схемы помогают из единичных закономерностей выводить общие, позволяющие легко объяснить причины сложных природных явлений. Моделирование, т.е. создание схем, учит учащихся мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения на поставленный вопрос. Работа со схемами развивает познавательную активность учащихся, т.к. опираясь на них, дети становятся более уверенными в своих знаниях, учатся самостоятельно составлять связный рассказ или высказывание, рассуждение на заданную тему.

Мне как учителю схемы позволяют руководить мыслительной деятельностью учащихся на уроке в зависимости от поставленных целей и задач, а также использовать на разных этапах урока.

Работа по схемам идёт в двух вариантах:

  • предъявляется уже в готовом виде и по ней идёт объяснение нового материала;
  • составляется по ходу всего урока, а на этапе итогового контроля используется для фронтального и индивидуального закрепления и оценивания качества полученных знаний.

Результатом применения опорных схем послужило создание основ для формирования природоведческих понятий, обеспечение достаточного уровня усвоения обязательного минимума содержания начального естественнонаучного образования в соответствии с основными требованиями государственных стандартов обучения, развитие и коррекция личностных качеств ребёнка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Схема 1. Формирование о взаимосвязи живой и неживой природы .

Основными обобщающими понятиями являются: природа живая и неживая, растения, животные, человек, общество, продукты труда человека. Впервые вводится во 2 классе в виде рисунков-символов, близких к образу самого предмета. В 4 классе ввести словесные обозначения. Схема носит универсальный характер, т.к. применима при изучении всех тем и позволяет систематизировать природоведческие понятия всего курса природоведения.

Схема 2. Жизнь диких животных зимой.

В схеме отражены экологические механизмы адаптации живых организмов к изменению среды, физиолого-морфологические и поведенческие приспособления животных к новым условиям.


Схема 3. Осенние изменения в неживой природе .

Прослеживаются и устанавливаются связующие звенья среди компонентов неживой и живой природы, позволяет систематизировать знания о последовательности изменений в неживой природе в связи с приходом осени.

Схема 4. Весенние изменения в неживой природе .

Установление взаимосвязей между компонентами в неживой природе в связи с приходом весны.

Схема 5. Солнце над линией горизонта.

Схема применяется при изучении темы «Осенние изменения в природе» и «Весенние изменения в природе». Схема помогает из единичных закономерностей выводить общие, т.е. помогает легко объяснить причины сложных природных явлений (причины похолодания осенью или потепления весной). Анализируя содержание схемы, делаем вывод: если тень от гномона короткая – значит солнце находится высоко над горизонтом и хорошо прогревается земля, температура воздуха повышается; если солнце низко над горизонтом (тень от гномона длинная), то температура воздуха понижается.


Схема 6. Явления природы.

Применяется эта схема в начале практической работы «Свойства воды».

Схема 7. Правила ухода за комнатными растениями.

При составлении такой схемы каждое правило ухода за комнатными растениями приобретает убедительное, научное доказательство. Работа по схеме состоит из двух этапов. Первоначально предлагается вспомнить части растений и определить основные функции каждого из органов. Затем определяются условия, необходимые всякому организму для нормальной жизнедеятельности. В разрешении проблемной задачи «Как создать растительному организму все условия для роста и развития?» схема пополняется правилами ухода за комнатными растениями и приобретает окончательный законченный вид.

Схема 8. Определение объекта природы .

Схема показывает удобство пользования обобщёнными понятиями и одновременно активизирует употребление этих понятий в речи учащихся, отрабатываются приёмы группировки и классификации.


Схема 9. Состав почвы.

Применяется при изучении темы «Почва и её свойства», также при подведении итогов практической работы по изучению состава почвы.

Схема 10. С кем дружит ель.

Схема используется при изучении темы «Растения и животные зимой», с её помощью устанавливаются взаимосвязи между живой и неживой природой, отрабатываются экологические установки (разумная вырубка новогодней ели).


Схема 11. Компоненты здоровья .

Рассматривается образ жизни и поведение здорового человека в зависимости от сезонных изменений.

Схема 12. Взаимосвязь компонентов здоровья.

С помощью схемы делается вывод, что здоровье человека – жизненно важная ценность, она складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов.


Схема 13. Природные факторы оздоровления .

Организм человека находится в постоянной и тесной связи с внешней средой. На него обрушиваются резкие колебания температуры воздуха, влажности. Организм необходимо делать устойчивым ко всем вредным воздействиям. В этом ему помогают природные факторы оздоровления: солнце, воздух, вода, растения. Избавление от заболеваний с помощью природных факторов называют оздоровлением организма.

Схема 14. Закаливание организма человека .

Закаливанием называют получение организмом стойкости для сопротивления болезням. Какие формы закаливания существуют? Они взаимосвязаны с природными факторами. От солнца – загорание, воздух – прогулки и босохождение, от воды – обтирание (помощь коже выделять вредные продукты обмена веществ в организме), купание или принятие ванны. С помощью схемы систематизируются знания о формах закаливания организма и пропаганда здорового образа жизни. Также можно организовать совместное обсуждение правил закаливания: психологический настрой, постепенность, систематичность, комплексность, состояние практического здоровья, получение удовольствия.



Сезоны - это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один - влажный и дождливый, другой - сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.

В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Началом весны астрономы считают 21―22 марта ― момент весеннего равноденствия, когда день равен ночи, а концом ― 21―22 июня ― самые длинные дни года.

Для натуралистов весна начинается с прилетом грачей (в среднем 19 марта) и движением сока у остролистного клена (25 марта). Этот сезон условно делят на три периода: ранняя весна― до схода снега на полях (до половины апреля), средняя весна―до зацветания черемухи (до половины мая) и поздняя весна ― до отцветания яблонь и сирени (до начала июня).

Явления в неживой природе. Во второй половине марта заметно удлиняются дни, уменьшаются ночи; солнце все выше поднимается в полдень над горизонтом, лучи его прямее падают на землю и сильнее прогревают ее. Снег становится рыхлым, начинает таять, и на открытых местах образуются проталины.

Во второй половине марта появляются первые кучевые облака. Они очень красивы, имеют вид белоснежных, куполообразных масс с ровными основаниями. Облака возникают обычно утром или в полдень вследствие нагревания воздуха, прилежащего к земле; к вечеру, когда восходящие токи ослабевают, они начинают исчезать, таять.

В первой половине апреля сходите земли снег; образующиеся при его таянии ручьи сбегают к водоемам. Ледоход обычно начинается в середине апреля. Незадолго перед этим у берега появляются закраины ― узкие полоски воды. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке, ударяясь о берега и сваи мостов. Посередине реки льдины движутся быстрее, чем у берегов. По пути они тают. Река освобождается от ледяного покрова, выходит из берегов и разливается. Начинается половодье.

Обычно в начале мая бывает первая гроза. В это время и позже часто наступает внезапное похолодание с заморозками, от которых очень страдают растения, особенно плодово-ягодные.

Весеннее пробуждение деревьев. Вскоре после появления проталин пробуждаются деревья: у них начинается сокодвижение. Явление это обнаруживается, если проколоть кору толстой иглой: из ракки вытекает сладкая прозрачная жидкость; на воздухе она окисляется и приобретает красноватую окраску. Добывание сока наносит большой вред деревьям.

Сокодвижение ― сложный физиологический процесс. Корни начинают активно всасывать из оттаивающей почвы воду, она растворяет зимние запасы питательных веществ растения и в виде раствора передвигается по стволу и ветвям к почкам.

Набухание и распускание почек. Дней через десять после начала сокодвижения становится заметно набухание почек, в которых под защитными почечными чешуями находятся зачаточные побеги.

Деревья и кустарники, опыляемые ветром, цветут раньше, чем покроются листьями, или в самом начале их развертывания. Первыми во второй половине апреля зацветают ольха и орешник, а из опыляемых насекомыми ― верба. Почки у вербы плотно стянуты коричневыми чешуями, имеющими вид колпачков. Сбросив их, почки выглядят пушистыми шариками, состоящими из волосков, которые защищают цветки от резких колебаний температуры, дождя.

В апреле большинство деревьев еще голые, но покровные чешуйки набухших почек уже раздвигаются, и из них показываются копчики листьев.
Появление листьев. Молодые листья одних деревьев покрыты клейким душистым веществом, у других ― пушком, который предохраняет их от холода. Нежен и прозрачен в это время светло-зеленый наряд деревьев.

В конце апреля распускаются почки черемухи и березы; в первой половине мая ― почки клена, желтой акации, яблони и груши, а потом ― дуба и липы.

Поздней весной, во второй половине мая, начинается настоящий расцвет весны. Зацветает черемуха, одновременно с ней ― черная смородина, немного позже ― лесная земляника и плодовые деревья, сирень, рябина и большинство травянистых растений.

В последних числах мая созревают плоды осины, ивы. Осыпаются лепестки у цветков яблони и сирени ― кончается весна, начинается лето.



«Времена года» - Март апрель май. Тема: «Когда наступит лето?». Месяцы года. Осень. Весна. Двенадцать братьев Разно называются И разными делами Занимаются? Пришла, улыбнулась – утихли метели. «А когда же наступит лето?». Урок окружающего мира в 1 классе. Три. Сказала: «За мною нагрянет зима». Румяный, душистый испечь каравай.

«Урок времена года» - И от птичьего крика В сердце только грустнее. Кружат пчёлы, Вьются птицы А девчонка веселится. Лето - Кенеж. Поспевает брусника, Стали дни холоднее. Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою! Открытый урок по марийскому языку для второго класса. Осень - Шыже. Весна - Шошо. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком.

«Окружающий мир Времена года» - Земная ось имеет наклон. Автор Мельникова Ольга Юрьевна, учитель МОУ СШ №3. Причины смены времен года. Урок окружающий мир 2 класс. Ось вращения Земли направлена на Полярную звезду. Смена времен года. Какая причина изменений в живой и неживой природе в разное время года? Сделай вывод. Почему за неживой природой изменяется живая?

«Изменения в природе» - Прилетают с дальних стран птицы. Изменения в жизни животных. Лесная зона. Изменения в неживой природе. Живая природа. Зимние гости – снегири, свиристели - улетают на север. Появляется потомство. Зацветают первые цветы. Появляются насекомые. Неживая природа. Таяние снега - образование в почве водных растворов минеральных солей.

«Времена года природа» - 3 этап весна март - май. Признаки лета. Участники проекта. С сентября по август. Какие осадки выпадают зимой? Чем зима отличается от других времён года? Какое время года следует за зимой? Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Цель проекта. Какие зимние забавы вы знаете? Родители. Можно ли по одежде человека узнать время года?