I. звуки речи: гласные и согласные

Мельчайшим элементом речи является звук. Все звуки делятся на две основные группы: гласные и согласные. Отличие этих групп друг от друга заключается в том, что при образова­нии гласных звуков голосовыдыхаемая струя воздуха, попадая в полость рта, не встречает препятствий и формируется в опре­деленный звук в зависимости от того, во-первых, какое поло­жение примут губы – вытянутся вперед или образуют овал, то есть на какое расстояние они приблизятся друг к другу; во-вторых, насколько поднимется или опустится к твердому нёбу язык; в-третьих, какое расстояние между зубами образуется при опускании нижней челюсти. Смычки языка ни с твердым нёбом, ни с верхними и нижними зубами не происходит, так же как и смычки верхней губы с нижней или нижней губы с верх­ними.чубами. При образовании гласных звуков выдыхаемая струя голоса свободно проходит между языком и нёбом и в за­висимости от определенного положения языка и губ оформ­ляется в гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И. Голосовые связки при образовании этих звуков вибрируют, то есть издают звук.

При образовании группы звуков, которые мы называем со­гласными, на пути голосовыдыхаемой струи непременно возни­кают преграды: сомкнутые губы, смычка языка с зубами и т. д. Попробуйте произнести звуки: Б-П, В-Ф, Д-Т, Г-К, и тогда вы почувствуете, как выдыхаемая струя преодолевает преграды, возникшие в разных местах речевого аппарата. Причем при произнесении таких звуков, как К, Т, П, Ф, С, Ш, вы слышите только шумы. При образовании этих согласных голосовые связки не вибрируют. Эти звуки называются глухими соглас­ными. Согласные же, при образовании которых участвуют го­лосовые связки, называются звонкими. По способу образования согласные звуки можно разделить на следующие пары звонких и глухих согласных: Б-П, В-Ф, Д-Т, 3-С, Г-К, Ж-Ш. Согласные звуки Ц, Ч называются составными звуками, так как они образуются из двух звуков: Ц=ТС, Ч = ТЬ-ШЬ.

Каждому гласному и согласному звуку свойственно опре­деленное звучание, которое вызывается точной работой речевого аппарата. Отклонение в установке частей речевого аппарата при произнесении того или другого звука ведет к искажению звука, а это в свою очередь - к искажению слова, к изменению его смысла.

Например, неточная работа губ приводит к искажению глас­ных звуков, а следовательно, и слов. Вместо «Соня» слово мо­жет прозвучать как «Суня», вместо «стол» - «стул», если губы будут вытянуты больше, чем требуется для образования звука О. Если не будут, например, вибрировать голосовые связки при произнесении звуков Ж, Д, то вместо слова «жалость» может прозвучать «шалость», вместо «дело» - «тело».

Поэтому необходимо знать правильный способ образования каждого звука родного языка. Особенно это важно для тех сту­дентов, речевые недостатки и дурные привычки которых яв­ляются серьезным препятствием для овладения сценической речью.

Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со спо­собом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуля­ционным движением является размыкательное, тогда как при об­разовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; сло­гообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Выды­хаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий на­зывал их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных -в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В ар­тикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутое™ языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба.

В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы: 1) гласные нижнего подъема, при артику­ляции которых язык занимает максимально низкое положение в по­лости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широ­кими: рус. а; 2) гласные верхнего подъема, при образовании кото­рых язык занимает самое высокое положение в полости рта, при­чем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде-


лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, отакм ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка).

Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках ми­ра делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е; 2) глас­ные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании ко­торых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделя­ются только два ряда - передний (ö, ü ,/) и задний (у, о, и).

При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или ла­биализации (< лат. labialis "губной"). С этой точки зрения глас­ные делятся на две большие группы: 1) лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор: рус. о, у; 2) не­лабиализованные, т.е. неогубленные, рус. и, е, а, ы.

По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:

1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и за­крывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) но­совые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португаль­ском, французском языках.

В некоторых языках мира учитываются также такие характери­стики гласных, как длительность и тон. При этом выделяются дол­гие и краткие гласные (однако есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдол­гие и краткие). Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких прежде всего длительностью звучания (ср. словенские дол­гие гласные е., а:), хотя иногда они могут отличаться и некоторыми артикуляционными характеристиками (например, английский звук /: долгий более закрытый и передний, чем /"). Долгота гласных в не­которых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os "кость" и o:s "рот",populus "народ" npo.pulus "толпа").

В тональных языках (например, в языках юго-восточной Азии) при классификации гласных по тону учитываются более сложные


признаки, в частности, скорость изменения частоты, время, за ко­торое происходит изменение, регистр и др.

Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противо­поставление трех универсальных признаков - подъема, ряда и ла­биализованное™, все остальные признаки являются уже специфи­ческими, отличительно характеризующими тот или иной язык.

С точки зрения однородности артикуляции гласные подразде­ляются на дифтонги (< греч. diphthongos "двугласный") и моно­фтонги (< греч. monos "один" и phthongos "звук"). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикулято-рным движением (ср., например, английский дифтонг at, немецкий ае). В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходя­щие дифтонги: восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого сло­гообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг ue.fuente "источник"); нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немец­кий дифтонг au: Maus "мышь"); восходяще-нисходящий (или ис­тинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково уда­рных гласных (ср. латышский дифтонг au: tauta "народ"). Все диф­тонги, как правило, обладают большей длительностью, чем моно­фтонги. Монофтонг - это гласный, характеризующийся артику­ляционной и акустической однородностью, органы речи при арти­куляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит сдвиг органов речи (ср., например, английский дифтонг в сло­вах now "сейчас" и pound "фунт").

От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно не­однородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступаю­щий в качестве переходного (ср., например, русский диалектные звуки е" (е склонный к и) или к у).

Кроме артикуляционных, существуют акустические характери­стики гласных, где в качестве дифференциальных выступают иные признаки: частота звука, зона его образования и др. Надгортанные полости (рта и носа), выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты гласных звуков. Эти резонансные частоты называются формантами гласных. При классификации гласных с акустической точки зрения учитывают обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй, относительно которых известно,


что их частота определенным образом связана с артикуляционными свойствами гласных: частота первой форманты зависит от подъема гласного (чем более открытый гласный, т.е. чем ниже его подъем, тем выше частота первой форманты, рус. гласный а и, наоборот, чем более закрытый гласный, т.е. чем выше его подъем, тем час­тота ниже, рус. гласные и, ы, у); частота второй форманты зависит от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота второй форманты, рус. гласные е, и); лабиализованность гласных понижает частоту обеих формант. В соответствии с этим гласные верхнего подъема и, ы, у имеют наиболее низкую по частоте пер­вую форманту, тогда как гласный нижнего подъема а имеет наибо­лее высокую первую форманту. Наиболее высокую вторую фор­манту имеет нелабиализованный гласный переднего ряда и, а наи­более низкую - лабиализованный гласный заднего ряда у.

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков проти­востоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «со-гласный», т.е. встречаю­щийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласно­го в слоге (хотя существуют языки, например, сербский, хорватс­кий, македонский, словенский и др., где согласные, но только со­норные, обладают слоговостью; в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они также могут приобретать сло-говость, ср. бобр, мудр, ржав, льстить). Артикуляционная класси­фикация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действую­щего органа, образующего преграду; 3) способ образования пре­грады и ее место; 4) положение мягкого неба.

В зависимости от степени участия голосовых связок при обра­зовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артику­ляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций при­водится акустический признак - степень участия шума при образо­вании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо -голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus "звучный"), образуе­мые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.


В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где воз­никает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.

Губные согласные - это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б,м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные,рус.в, ф).

В язычных согласных активным действующим органом, созда­ющим шумообразующую преграду, является язык, артикулирую­щий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зу­бов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спин­ки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязы­чные и заднеязычные согласные.

В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex "верхушка"), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. /, d); дор­сальные (< лат. dorsum "спина"), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные (< лат. саситеп "острый конец, вершина"), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка (слн. dz "); рет­рофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).

В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создает­ся сближением средней части спинки языка ствердым небом (рус. j).

При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).

Увулярные согласные (< лат. uvula "язычок") - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [г]).

Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx "зев") - это согласные, в которых шумообразующая преграда созда­ется путем сужения глотки (ср. укр., слц., чеш. [И], укр. нога; слц. hora; чеш. hlava).

Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx "гортань") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (чеш. диал. ?око, араб, ahl "семья", иврит, mahir "искусный").


В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые

и дрожащие.

При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на взрывные, в кото­рых смычка раскрывается мгновенно (рус. п,б,щд,к г)", аффрикаты (< лат. affricata "притертая"), в которых смычка раскрывается мед­ленно, постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза, так как артикулирующие органы не раскрываются полностью и ме­жду ними сохраняется сужение (рус. ч, ц); носовые, в которых смы­чка образуется полным замыканием ротовой полости и одновре­менным опусканием небной занавески, вследствие чего воздух сво­бодно протекает в носовую полость (рус. н, м).

Некоторые ученые среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (ср. рус. а[бб]ат, о[тт]уда).

Щелевые согласные - это согласные, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. с, з, ш, ж,ф,в,х, n,j), В зависимости от того, где образуется щель - в сре­динной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зу­бами) - различают срединные согласные (рус. с,з,ш,ж, ф, в, x,j) и бо­ковые (рус. л).

При образовании дрожащих согласных происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. р). По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.

В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной за-навески)при произношении согласных различают ртовые и носовые согласные. Ртовые согласные-это согласные, при артикуляции ко­торых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость но­са (все русские согласные, кромем,н); в носовых согласных мягкое небо опущено и открывает проход воздуха в полость носа (рус. м, н).

В зависимости от того, происходит ли наложение дополнитель­ной (йотовой) артикуляции на основную, все согласные подразде­ляются на мягкие (или палатальные < лат. palatum "небо") и твер­дые. Мягкие согласные - это согласные, при образовании кото­рых происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед (ср.


Рус. мягкие согласные б\ в", д\ т" и др.); твердые согласные про­износятся без этой дополнительной артикуляции, хотя последние исследования в области фонетики показали, что при произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация < лат. velum "завеса" (ср. произношение русского веляризованного согласного [л] и невеляризованного, т.н. европейского [/]).

Учитываются и другие артикуляционные признаки согласных, в частности, участие пассивного органа в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей неба). Так, например, язычные (по активному действующему органу) согласные по пассивному органу, т.е. по тому органу, с которым происходит смычка языка, могут быть охарактеризованы как дентальные (или зубные, рус. т,д,с,з,л,н,ц\ альвеолярные (или надзубные англ. /, d), передне­небные (рус. ш, ж, ч р), средненебные (рус. у), задненебные (рус. к, г, х).

Кроме артикуляционной, существует акустическая классифика­ция согласных, в которой учитывается прежде всего сила шумовых составляющих. В соответствии с этим критерием, как уже указыва­лось, согласные подразделяются на шумные и сонанты. При арти­куляции сонантов наблюдается преобладание голоса над шумо­выми составляющими, что с акустической точки зрения прибли­жает их к гласным, при образовании шумных согласных преоб­ладающим является шум.

Важнейшим акустическим признаком согласных является харак­тер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому при­знаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также харак­тер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глот-тализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артику­ляции (слн. [?]) и неглоттализованные. Существуют и другие акус­тические признаки, использующиеся в акустической классифика­ции согласных.

Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало раз­работке новых универсальных классификаций, построенных по дихотомическому (< греч. dicha "на две части" и tome "сечение") принципу. Первая такая классификация была предложена амери­канскими учеными P.O. Якобсоном, М. Халле, Г. Фантом. Выделив 12 пар различительных признаков (среди которых были, например, такие, как: гласный/негласный, согласный/несогласный, компакт-


ный/диффузный, т.е. учитывается степень концентрации произно­сительной энергии, напряженный/ненапряженный, т.е. степень на­пряжения мускулатуры речевых органов, прерванный/непрерван­ный, т.е. учитывается наличие и характер преграды при прохож­дении воздушной струи, носовой/ртовый, звонкий/глухой и др.), они попытались описать звуки, представленные во всех языках мира. Позднее эта классификация была упрощена американскими учены­ми Н. Хомским и М. Халле, предложившими учитывать три основ­ных признака при описании звуков речи: сонорный/несонорный, вокальный/невокальный, консонантный/неконсонантный, которые, однако, при необходимости можно расширить за счет введения дополнительных (таких, например, как способ артикуляции, место образования звука, источник голоса или шума и др.). Эти классифи­кации свидетельствуют о том, что возможности описания звуков речи во всем их многообразии еще далеко не исчерпаны. Работа над созданием универсальных классификаций продолжается и в настоящее время.

СЛОГ КАК АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения дру­гие. Существуют разные определения слога. Основное различие между ними связано с тем, какие признаки (артикуляционные или акустические) берутся за точку отсчета.

С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная еди­ница речевого потока (Л.В. Бондарко) или минимальная артикуля­ционная единица речи (Ю.С. Маслов). Иногда эти определения уточняют, расширяя их указанием на организацию дыхания в про­цессе речи: «Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения» (Л.В.Щерба). Это так называемая экспираторная тео­рия слога. Однако данные экспериментальной фонетики свидетель­ствуют о том, что число дыхательных толчков и число слогов не совпадают.

Существует и другая теория слога - сонорная, основанная на акустических критериях. При акустическом подходе слог определя­ют как волну нарастания и ослабления звучности. «Слог - это отре-


зок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучнос­тью» (Р.И. Аванесов). Этот наиболее звучный звук является слого­образующим, вокруг него группируются неслогообразующие звуки.

Существуют и другие, менее распространенные теории слога, например, динамическая, согласно которой слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (Л.Л. Касаткин).

В русском языке (как и во многих других языках) слогообра­зующим является гласный. Именно гласный образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются соглас­ные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх "верх", мак. врба "верба", чеш. vlk "волк"). В русском языке в потоке речи со­норные также могут иногда приобретать слоговость, однако только в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).

Слоги могут иметь разную структуру: если элементы слога обо­значить латинскими буквами С - consonans "согласный", V - vocalis "гласный", то структуру слога можно представить следующим об­разом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), С VC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. Maus "мышь"), CCVVV (вьетнам. ngoäi "снаружи"): в двух последних случаях один гласный, а именно [а], составляет ядро, а другие периферию и т.д.

В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые и закрытые слоги. Открытые слоги оканчи­ваются слоговым звуком (ма-ма), закрытые - неслоговым (у-тес). Учитывается не только качество звука, закрывающего слог, но и звука, с которого начинается слог. В зависимости от этого слоги подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетае­мости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех соглас­ных типа встре-ча и невозможность подобных сочетаний во фран­цузском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия остро­вов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC).


В истории русского языка существовали разные тенденции в по­строении слога. В древний период (Х-ХИ вв.) преобладала тенден­ция к открытому слогу, которая имела силу закона, о чем свиде­тельствуют древнерусские памятники, где встречаются написания типа къто, съна и др., в которых первый слог заканчивает редуци­рованный гласный звук «ер». Однако со временем (после процесса «падения редуцированных») эта тенденция стала носить менее вы­раженный характер, так как появились и закрытые слоги (др.-рус. съ-нъ > сон).

Конец одного слога и начало другого образует слогораздел, являющийся границей слога. На границе слога происходит, как правило, уменьшение звучности, что связано со строением слога. В современной фонетической литературе существует несколько тео­рий слогораздела. Согласно теории, разработанной Р.И. Аванесо-вым, каждый слог в русском языке строится по закону восходя­щей звучности, т.е. звуки располагаются в слоге от наименее звучного к наиболее звучному, поэтому слогораздел проходит всегда на месте спада звучности (в слове, имеющем слоговую структуру CVCV, слогораздел пройдет между гласным и после­дующим согласным CV-CV: во-да). Исходя из того, что наиболее звучными являются гласные, а из согласных - сонорные, Р.И. Ава­несов предложил следующие правила слогораздела:

1) сочетание шумных согласных между гласными (модель
VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-стюм;

2) сочетание шумного и сонорного согласного между гласными (модель VCCV)otxoäht к последующему слогу, т.е. V-CCV: до-бро;

3) сочетание сонорных между гласными (модель VCCV) отхо­дит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-рма;

4) сочетание сонорного и шумного между гласными (модель VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: пар-ma, по­скольку сонорный обладает большей звучностью, чем шумный. При таком слогоразделе следующий слог строится в соответствии с законом восходящей звучности.

5) сочетание j с любым согласным между гласными (модель
VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: лей-ка.

Однако эти правила слогораздела распространяются только на неначальные слоги, в начальных слогах закон восходящей звучно­сти нарушается (ср. рта, льды, где имеются два «пика звучности» -на начальном сонорном и на гласном), иногда он может нарушаться и в неначальных слогах (ср. ло-жка, где щелевой согласный [ш] более звучный, чем смычный [к]). В связи с этим появилась другая


теория, согласно которой слогораздел всегда проходит после глас­ных (Л.В. Бондарко).

Существует, однако, еще одна теория, сформулированная JLB. Щер-бой, в соответствии с которой граница слогораздела в русском язы­ке тесно связана с ударностью слога:

1) если ударным является первый слог, то следующий за ним со­гласный является сильным и примыкает к ударному гласному, образуя закрытый слог: шап-ка;

2) если ударным является второй слог, то оба согласных в моде­ли VCCV отходят к ударному слогу в связи с действующей в рус­ском языке тенденцией к открытому слогу: до-стать;

3) в сочетании сонорного и шумного согласных между гласны­ми принцип ударности не действует, так как слогораздел проходит внутри слога, т.е. VC-CV: сол-дат.

Однако данные экспериментальной фонетики не подтвердили зависимости места слогораздела от локализации ударения, хотя признак ударности слога для слогораздела является значимым.

Законы слогораздела в языках мира неодинаковы (во француз­ском языке, например, в отличие от русского, слогораздел, как правило, проходит между согласными, ср. tek-nik), они могут раз­личаться в диалектах даже одного языка (ср., например, северно­русское и южнорусское слогоделение слова картошка: сев.-рус. кар-тош-ка, юж.-рус. ка-рто-шка).

В разных языках соотношение между членением слова на слоги и его морфемным членением складывается по-разному: в русском, например, связь между слоговым и морфемным членением отсут­ствует (ср. различие в слоговом и морфемном членении слова сбе­жали: слоговое членение сбе-жа-ли, морфемное с-беж-а-л-и). Об отсутствии влияния морфологической границы на слогораздел свидетельствует и тот факт, что согласный в абсолютном конце слова произносится в одном слоге с гласным, начинающим сле­дующее слово, ср. [но-чу-жа-са]. Однако в китайском и вьетнам­ском языках (являющихся языками слогового строя) эта связь про­слеживается: слог почти всегда выступает в качестве представителя морфемы, и границы слогов не могут перемещаться, ср. вьетн. bat "чашка" и bat Ыее "чашечка".

Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока, кроме звука и слога, выделяются фонетиче­ское слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, хотя выделение их происходит на разных основаниях - собственно фо­нетических, функциональных, смысловых и интонационных.


Фонетическое слово -это отрезок речевой цепи, объединен­ный одним ударением. В русском языке это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать), однако есть языки, где в этот отре­зок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elle est heureuse "она счастлива").

Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объеди­ненный интонационно-смысловым единством входящих в него зна­менательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером \ туристская группа \ в полном составе \ воз­вращается на базу). В семантическом плане синтагма представляет собой отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла выска­зывания при ином его членении на синтагмы: Завтра \ вечером ту­ристская I группа в полном \ составе возвращается на \ базу).

Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризу­ющийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений (ср. фразу, которая представлена тремя предложениями: Вот вы сели, лошади тронулись, колокольчик зазвенел).

Лингвистика имеет ряд разнообразных разделов. Каждый из них посвящен изучению определенного языкового уровня. Одним из базовых, которые проходят и в школе, и в университете на филологическом факультете, является фонетика, которая изучает звуки речи.

Фонетика

Фонетика - базовый раздел филологической науки, изучающий звуковой строй языка. В данном разделе рассматривают:

  1. Звуки, их классификацию и функционирование.
  2. Слоги и их классификацию.
  3. Ударение.
  4. Интонационное оформление слов.
  5. Звуки речи - это наименьшие неделимые языковые единицы. Звуки образуют слоги, из которых состоят слова.

Разделы фонетики

В классической фонетике выделяют следующие разделы:

  1. Акустика речи. Она уделяет внимание физическим признакам речи.
  2. Физиология речи, изучает работу артикуляционного аппарата во время произнесения звуков.
  3. Фонология - раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство общения, их функционирование.

Выделяются также и смежные разделы языкознания:

  1. произношения.
  2. Орфография, благодаря которой учащиеся знакомятся с правописанием слов.
  3. Графика - раздел, рассматривающий состав русского алфавита. В нем детально рассматривается соотношение между звуками и их фиксацией на письме, история возникновения алфавита.

Классификация

Выделяют звуки речи гласные и согласные.

При произнесении струя выдыхаемого воздуха свободно проходит сквозь органы речи, не встречая преград. В результате произнесения согласных, наоборот, выдыхаемый воздух встречает преграду, которая образуется в результате полного или частичного смыкания органов речи.

В нашем языке на сегодняшний день выделяют 6 гласных звуков и 21 согласный. Отметим также, что гласные звуки бывают ударными или безударными, а согласные делятся на мягкие и твердые.

Акустические характеристики звуков

Все звуки речи обладают акустическими характеристиками. К ним относится:

  • Высота. Выражается в герц/сек. Чем больше значение, тем выше звук.
  • Сила или интенсивность, которая зависит от амплитуды колебания голосовых связок. Измеряется в децибелах.
  • Тембр зависит от основного тона и обертонов.
  • Длительность измеряется количеством времени, необходимого для произнесения звука. Данная характеристика напрямую связана с темпом речи.

Артикуляционные признаки

Для согласных выделяют четыре основных артикуляционных признака:

  1. Соотношение шума и голоса (сонанты, шумные звонкие, шумные глухие).
  2. По способу артикуляции: смычные (взрывные, аффрикаты, смычные), щелевые и смычно-щелевые (боковые, дрожащие).
  3. По активному органу, участвующему в образовании звука: губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные).
  4. По пассивному органу, участвующему в артикуляции: зубные, альвеолярные, палатальные, велярные.

Артикуляционные признаки

У гласных выделяют следующие признаки:

  • Ряд - зависит от того, какая часть языка во время произношения звука приподнимается. Выделяют передний, средний и задний ряд.
  • Подъем - зависит от того, насколько сильно приподнята спинка языка при произношении. Бывает высокий, средний или низкий подъем.
  • Лабиализация характеризуется участием губ в произношении звука. Выделяют лабиализованные и нелабиализованные гласные.

Слог

Изучает фонетика звуки речи и слоги.

Слог - минимальная смысловая единица. В речи слово делится именно на слоги с помощью пауз. Каждый слог состоит из словообразующего звука, зачастую гласного. Кроме того, в него может входить один или несколько неслогообразующих звуков, обычно согласных.

Выделяют следующие виды слогов:

  1. Открытый, который окачивается гласным.
  2. Закрытый, оканчивается согласным.
  3. Прикрытый - начинается с согласного.
  4. Неприкрытый - начинается с гласного.

Ударение

Ударение - это выделение в слове одного из компонентов - слога. Оформляется интонационно. Звук или слог, который находится в ударной позиции, произносится с большей силой и четкостью.

Проверить правильность ударения в слове можно с помощью орфоэпического словаря.

Фонетический разбор

Изучая звуки речи, школьники и студенты закрепляют свои знания с помощью слов. Выполняется он следующим образом:

  1. Записывается слово согласно правилам орфографии.
  2. Слово делится на слоги.
  3. Далее в строку записывается транскрипция слова в квадратных скобках.
  4. Ставится ударение в слове.
  5. Все звуки, записанные в транскрипции, записываются в столбик. Напротив каждого из них записываются его артикуляционные характеристики.
  6. Считается количество букв и звуков в слове и записываются полученные значения.
  7. Считается количество слогов, дается их краткая характеристика.

Изучение в школе

Знакомство с фонетикой начинается еще в первом классе. Тогда детей учат различать гласные и ударные и безударные гласные, считать слоги. В пятом классе начинается более углубленное знакомство со звуками речи. Детям дается краткая артикуляционная характеристика звуков, они знакомятся с твердыми и мягкими согласными, учатся правильно выполнять фонетический разбор слова.

В десятом классе полученные ранее знания систематизируются и повторяются. В случае если имеется профильный уклон на изучение родного языка, знания о фонетике углубляются согласно разработанной ранее учителем программе.

Изучение в университете

Знакомство студентов-филологов с фонетикой начинается на первом курсе университета и длится в течении одного-двух семестров. При этом один семестр посвящается изучению фонетики, то есть акустики и физиологии речи, второй - фонологии. На протяжении курса студенты знакомятся с различными подходами в и фонем, учатся давать характеристику звукам, делать фонетический анализ. По окончании курса сдается экзамен.

В будущем полученные знания пригодятся при изучении диалектологии, графики и орфографии, орфоэпии.

Выводы

Звуки речи - это минимальные изучаемые в лингвистике. Их изучением занимается наука фонетика. Знакомство со звуками начинается еще в первом классе с изучения основ. Знание фонетики - основа орфографической культуры человека.

Принципы классификации звуков.

Наиболее фундаментальным делением звуков является их деление на гласные и согласные (это – языковая универсалия). Различие гласных и согласных имеет артикуляционно-акустическую природу. Звуки могут вообще образовываться двумя путями:

  1. колебание голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха – ср. пение; они создают музыкальный тон звука, или голос; 2)
  2. шум, негармонический звук, образуемый в результате преодоления струей воздуха различных препятствий. Соотношение голоса и шума – есть ДП(Дифференциа́льный (различи́тельный) при́знак) для гласных и согласных, а также ДП для дальнейшего членения согласных. Система гласных звуков называется вокализм, согласных – консонантизм.

Гласные звуки:

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых участвует только голос, без шума. Различительные же признаки гласных основываются на том, как меняется в ротовой полости – резонаторе положение органов речи, в нашем случае – губ и языка, придающих звуку разную окраску. Это звуки речи, основной функциональной особенностью которых является их роль в слогообразовании: гласный всегда образует вершину слога, является сонантом. Гласный - звук речи, при произнесении которого преобладает голос, или музыкальный тон., Не случайно и сам термин «гласный», равно как и соответствующие термины в других языках, связан со словом «голос»

Для гласных существует дифференциальнные признаки :

  1. Ряд- место подъема языка . Язык условно делится на три участка – передняя часть языка, средняя и задняя: по продвинутости гласные делятся на гласные переднего ряда (палатальные), гласные передне-среднего ряда (центральные), средне-заднего ряда, заднего ряда (велярные).
  1. Подъем-степень подъема языка . Условно делим на три степени – высокая степень подъема, средняя и низкая. По подъему различают гласные верхнего (высокие, узкие диффузные) и неверхнего подъема (компактные) - среднего или низкого (низкие, открытые, широкие).
  1. Лабиализация: участие или неучастие губ. ). По работе губ гласные бывают огубленные (лабиализованные, бемольные) гласные, при образовании которых губы округляются и выпячиваются, и неогубленные (нелабиализованные), при артикуляции которых губы не играют активной роли.
  1. Назализация. В зависимости от того, опущена ли небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр в польском ą,ę
  1. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], . Отметим, что у звуков русского языка: А – долгий, а О, наоборот, – короткий. Но эти признаки в нашем языке не противопоставляют звуки друг другу (нет оппозиций), для русского уха одинаково звучат ДОМ и ДООМ, хотя это разные вещи (а англичанин, к примеру, различит долгое И в sheap овца и короткое в ship корабль, поскольку это для него разные слова, как раз и отличающиеся лишь признаком долготы/краткости).
  1. Дифтонгизация-Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги. Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог.

Согласные звуки:

Согласные звуки (консонантные звуки) - звук иречи, при произнесении которых обязательно наличие шума и не обязательно - тона. Тон присутствует в звонких согласных и сонантах (сонорных согласных). Согласные в отличие от гласных не могут быть слогообразующими.

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных:

Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).

2)Способ артикуляции . Суть этого способа - в характере преодоления преграды.

  • Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:

Взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

Аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

Смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

  • Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское «frico» - тру) или спирантами (латинское «spiro» - дую) : (в, ф, с, ш, х);
  • Смычно-щелевые , к которым относятся следующие сонанты:

Боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

Дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.

  1. Активный орган. По активному органу согласные делятся на три группы:
  • Губные двух видов:

Губно-губные (билабиальные) (п, б, м)

Губно-зубные (в, ф)

  • Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;

4. Пассивный орган. По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.

Употребление согласных в речи неравномерно. Так, в речи твердые встречаются почти в три раза чаще, чем мягкие; сонанты, составляя всего четверть общего количества согласных, составляют около 40% всех употреблений согласных.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Есть два источника звуков речи. Один - это колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Это колебания периодические; они создают тон, музыкальный звук. Другой источник звуков речи - шум, непериодический звук; он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

При образовании гласных голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным различием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия. Так, гласные - это чисто тоновые звуки, а согласные характеризуются наличием шума. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда (ср., например, звуки [и] и [j]).

Гласные - ртораскрыватели: чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные - ртосмыкатели: чем громче мы их хотим произнести, тем теснее должны сблизить органы речи. (Чтобы громче произнести [а], надо рот раскрыть шире; чтобы громче произнести [с], надо плотнее придвинуть язык к зубам.)

Классификация гласных звуков

Гласные - это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка - это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках: участии губ, степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, степени продвинутое™ языка вперед или отодвинуто- сти назад по горизонтали.

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные) и неогубленные (или нелабиализованные). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а],

[э], [и], [ы] неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; н ижнего подъема: [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта, поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а]; заднего ряда: [у],

[о]. При артикуляции гласных переднего, среднего или заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается

средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а] (рис.

Простейшая таблица русских гласных такова:

Классификация согласных звуков

В характеристику согласных звуков входят пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума (сонорность/шумность), глухость/звонкость, твердость/мягкость.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган - нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными: [п],

[б] , [м] (пассивный орган - верхняя губа) и губно-зубными:

[в] , [ф] (пассивный орган - верхние зубы). Если активный орган - язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается либо смыка-

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р], [л], [м], [н], [j] и шумные [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’Ь [ш] и др. Интен- сивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Поэтому и сила воздушной струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса (тона). Голос воз-

Таблица 1

Основные звуки современного русского языка

куляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [сѴол], но [стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

Между глухими и звонкими согласными есть дополнительное отличие - степень напряженности. Глухие более напряженные,

чем звонкие. Проявляется это в большей напряженности мускулов артикулирующих органов речи - губ и языка. Это хорошо видно на палатограммах и одонтограммах - снимках нёба и зубов и лин- гвограммах - снимках языка, отражающих площадь соприкосновения языка с нёбом и зубами при произнесении согласных. Так, при произнесении [т] язык более напряжен, чем при произнесении [д], он теснее смыкается с зубами и нёбом, поэтому площадь смыкания у [т] больше, чем у [д], поэтому также [т] длительнее [д]. Эта разница между глухими и звонкими согласными становится основной при шепоте, когда не участвует голос. Мы и при шепоте различаем слова дам и там, запор и собор, бидон и питон. Большая напряженность глухих понятна: мы ведь должны компенсировать отсутствие голоса при произнесении глухих согласных, иначе они будут восприниматься на слух гораздо хуже, чем звонкие. Это можно сделать за счет усиления шума. А для этого и необходима большая напряженность органов речи.

При более тонком анализе звуков обнаружатся и другие их особенности.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

релевантные научные источники:

  • Ответы на билеты по дисциплине Русский язык

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.16 Мб

    1. Понятие о современном русском литературном языке. Литературный язык и территориальные диалекты. Функциональные стили книжно-литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический,

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

    1. Предмет фонетики. Сегментные единицы речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук. 2.Суперсегментные единицы русского языка и их признаки (ударение, интонация). 3.Фонетические

  • Ответы на вопросы к экзамену по Русскому языку и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.13 Мб

    1. Соотношение понятий русский язык и русский литературный язык 2. Предметы и задачи культуры русской речи (определение речи обязательно!) 3. Основные особенности элитарной речевой культуры 4.

  • Из трудов А. А. Шахматова по современному русскому языку (учение о частях речи)

    Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва. 1952 | Научная книга | 1952 | docx/pdf | 11.55 Мб

    Советское языкознание, вооруженное марксистско-ленинской методологией и направленное И. В. Сталиным на широкую дорогу свободного научного развития, должно воспользоваться для своих обобщений,

  • О ЯЗЫКЕ УСТЮЖСКОЙ КОРМЧЕЙ ХІІІ-ХІХІ вв. (Палеографическое и фонетическое описание рукописи Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, из собр. Н. П. Румянцева, № 230)