Грудой кудрявых груздей. Природа в стихах А

Любовь к искусству издавна жила в старом дворянском роду Майковых, передавалась из поколения в поколение, но с особой силой эта любовь проявилась в А.Н.Майкове, которого природа к тому же одарила большим поэтическим талантом. Стихи Майкова про осень неподдельно искренни.

«Пейзаж»
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь — и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;-
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам,-
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз — то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет…
И криком кляче помогает
Старик, а на возу — дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.

Когда идёт речь об осени, всегда вспоминаются осенние листья. Осенние листья – золотые, пурпурные, багряные… Без них невозможна осень! Но скоро они опадут, потемнеют, почернеют и станут жалким напоминанием об ушедшей осени. Но… Совсем не за горами весна. А сила, необходимая для рождения нового, весеннего зреет уже сейчас!

«Осенние листья»
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
1863 г.

Стихотворение Майкова «Осень», написанное и опубликованное в 1856 году, рассказывает о том, что происходит в лесу в предзимнее время. Золотой лист прилипает к влажной земле, орехи давно собраны, цветы завяли, мох не приподнят, не взрыт – скучно, тоскливо. Но только не лирическому герою. Он весел душой и поёт, потому что, несмотря на осеннее увядание природы, у него хорошее настроение, он радуется и этому чарующему времени года.

«Осень»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

/ / / Анализ стихотворения Майкова «Осень»

На создание стихотворения «Осень» А. Майкова вдохновила поездка в с. Чепиха, где находилось его родовое имение. Строки появились из-под пера поэта в 1856 году. До сих пор творение Аполлона Николаевича удивляет интерпретацией традиционного для литературы мотива осени.

Тема анализируемого стихотворения – осенние перемены в природе. Автор показывает, что в каждом времени года есть что-то прекрасное, даже осень не может навеять грусть на душу, которая умеет сохранять в себе счастливые воспоминания.

В центре произведения лирический герой, который прогуливается по осеннему лесу. Строки написаны от первого лица, поэтому читатель может полностью окунуться в эмоции лирического «Я». Герой рассказывает, как топчет красоту леса – золотую листву. Он наслаждается от того, чувствует ее под ногами, слышит треск сухих сучьев.

Две строфы посвящены сравнению летней и осенней поры. Летом, по мнению лирического героя, лес окутывается тайной, осень срывает ее. Пусто становится без ягод, орехов и цветов. Лирический герой замечает, как мороз начинает дольше задерживаться на опалой листве и даже небеса осенью глядят холодно.

В трех последних строфах мужчина рассказывает о своем настроении. Оно контрастное описанным им картинам природы. Герой полон веселья, хоть и наблюдает, как «смерть стелет жатву свою». Радость объясняется очень просто: с ранней весны и до осени герой встречал каждый цветок. С цветами он мог говорить душой, а теперь душа хранит эти разговоры и дарит мужчине ощущение счастья.

Анализированное стихотворение состоит из девяти катренов с перекрестной рифмой. По смыслу его можно разделить на несколько частей: рассказ о переменах, которые принесла осень, сравнение осени и теплых времен года, рассказ героя о причинах своего веселья. Смысловые части не перемешаны, они расположены друг за другом в логической последовательности.

А. Майков использует средства выразительности, чтобы изобразить осенние пейзажи и наполнить их эмоциями лирического героя. Также языковые средства помогают автору реализовать идею. В тексте преобладают метафоры: «лист золотой», «щеки трещат», «лес с себя тайну совлек», «мох не приподнят, не взрыт грудой кудрявих груздей», «не висит пурпур брусничных кистей», «холодно как-то глядит ясность прозрачных веков». Эпитеты дополняют пейзажные и психологические зарисовки: «влажная земля», «прозрачные небеса», «ранний подснежник», «осенние цветы». Сравнение в произведении всего одно: «только я весел душой и, как безумный, пою».

Выразительности монологу лирического героя придает интонация. Автор использовал оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Они помогают передать смешанные чувства осенней тоски и безумной радости лирического «Я». В некоторых строках используется аллитерация, например для передачи шуршания опавшей листвы служат слова, в которых повторяются «з», «с», «ш»: «листья шумят под ногой, смерть стелет жатву свою».

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Аполлон Майков

Стихотворение
«Осень»

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик.
Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.

Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).

Это стихотворение Майкова посвящено описанию осеннего леса. Поэт любил прогулки на природе – это звучит еще в первом и втором четверостишиях. Однако дальнейшее описание пронизано грустью. Тоска вызвана увяданием природы. А вслед за этим поэт подчеркивает, что не смотря на это, душа его радуется.

После первых строк, в которых описывается настроение автора, перед читателем предстает описание природы. Оно действительно звучит с некоторой тоской. Прежних утех уже нет, увяли цветы, собраны все ягоды и грибы. Теперь лес пуст – летней таинственной обстановки как не бывало.

Вместо этого теперь там лежит лишь ворох осенней листвы под ногами, на которой ночует мороз. Ясность леса холодна. Понятно, что здесь описывается период самой поздней осенней поры.

От того и нагоняется тоска. Тоска о том, что совсем недавно еще было живо, весело росло и цвело. Автор очень точно сравнивает состояние осеннего леса со временем, когда смерть собирает свою жатву. Ведь все увяло – погибло.

Однако, в строках этих хоть и проскальзывают такие невеселые замечания, настроение поэта радостное. Он говорит, что он весел душой и поет, как безумный. Отчего же? Да, картина осеннего умирания природы печальна. Но, все это – неизбежный закон природы. Ведь вслед за тем, что увяло сейчас, через какое-то время родится новое. Автор прекрасно знает об этом. Поэтому тоскливые нотки в стихотворении тут же сменяются радостными воспоминаниями о весне и лете.

В этом стихотворении не только мастерски описан осенний пейзаж, но еще и звучит мысль о том, что каждое время года по- своему прекрасно. Природа хороша в любом своем состоянии и способна поднять настроение и благоприятно воздействовать на человеческую душу. Главное – уметь понимать ее.

3 класс по плану

Картинка к стихотворению Осень

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Поражена потерей невозвратной

    Было бы ошибкой считать, что в творчестве Некрасова Н.А. не прослеживаются и не поднимаются темы о любви. Ведь такие произведения, как «Крестьянские дети» и «Женщины в русских селеньях» являются отражением повседневной жизни.

  • Анализ стихотворения Моим стихам, написанным так рано... Цветаевой

    Ахматова и Цветаева – самые популярные поэтессы серебряного века. Обе они творили стихи, используя в основном символы, сравнения. Пишут они в совершенно разных литературных течениях, которые порой даже противопоставляют течения друг друга,

  • Анализ стихотворения Брюсова Звезды закрыли ресницы

    Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «звезды закрыли ресницы» было написано в 1893 году, на момент написания этого произведения автору было всего 20 лет. В стихотворении повествуется о предательстве и его тяжелых последствиях.

  • Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман

    Большая часть стихотворного наследия Пушкина представлена образцами любовной лирики. Это стихотворения наряду с еще тремя многие исследователи объединяют, в связи с возникшим в Одессе романом поэта и Е.Воронцовой.

  • Анализ стихотворения Фета Если ты любишь, как я, бесконечно

    Стихотворение А. Фета "Если ты любишь" представляет две смысловые части, каждая из которых прикрыта признательными фразами в любви поэтом. В сторону его избранницы сыплются нежные пожелания быть вместе,