География в современном мире.

После того как все белые пятна исчезли с карты Земли, главной задачей географов стало изучение законов, по которым развиваются природа и сообщество людей. И сегодня в географии возможны новые удивительные открытия.

Географические объекты и процессы

География изучает объекты, процессы и явления, которые существуют на Земле. Географические объекты весьма разнообразны, их можно подразделить на природные (горы и равнины, моря и реки) и созданные человеком (города и заводы, электростанции и оросительные каналы). В природе и жизни людей также велика роль географических явлений (событий) и процессов (изменений во времени), которые происходят вокруг нас повседневно. Многие географические явления имеют разрушительный характер: вулканы и землетрясения, наводнения и морские волны, грозы и ураганы. Географы характеризуют их происхождение и разрушительную силу.

Важнейший предмет изучения географии - процессы взаимодействия человека и природы. Ведь с каждым годом человек всё больше изменяет природные объекты, добывая полезные ископаемые, вырубая леса, загрязняя отходами и .

Как современные географы изучают Землю

Для изучения природных объектов и явлений географы широко используют различные приборы. Наряду с традиционными ( , термометр, барометр, рулетка) появились и современные приборы (навигаторы и радары, электронные дальномеры и глубиномеры).

В самых разных уголках Земли по крупицам, шаг за шагом, собирают информацию геологические экспедиции, морские научные суда, воздушные шары . Специалисты в разных областях географии ежедневно получают сведения от космических спутников. На основе этой разнообразной информации создаются современные электронные карты, предсказываются природные явления и развитие природных процессов.

Зачем человеку нужна география

Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за . И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте. Граждане Земли должны знать, где и как люди живут, создают города и государства, преобразуют природу, защищают и сохраняют её. Несмотря на то, что география древняя наука, она по-прежнему открывает перед нами удивительный мир разных народов, знакомит с их обычаями и традициями.

Современная география

Человек, исследуя родную планету, раскрывает для себя всё новые горизонты познания. Скважины, пробуреные в глубины земных недр, открыли лишь небольшую часть подземных кладовых. На дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты, исследующие океанское дно и уникальный подводный мир. Льды скрывают от глаз учёных уникальные озёра. Ежегодно в непроходимых лесах Амазонии учёные открывают новые виды животных и растений. Географы всего мира объединяют свои исследования из-за угрозы потепления климата и загрязнения окружающей среды. Главные задачи с временной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.

Семь дней, двадцать участников, четыре глобальных проекта, направленных на популяризацию географической науки, один большой и дружный коллектив единомышленников – таковы итоги шестой Международной летней школы Русского географического общества "География для всех". Её название оправдывает себя, ведь Школа объединила представителей разных направлений – молодых географов, историков, журналистов, педагогов, объединённых общими целями и желанием познавать что-то новое.

Международная летняя школа РГО "География для всех" – площадка для взаимодействия молодых учёных и общественных деятелей из России и других стран мира по вопросам популяризации науки, обмена знаниями, создания инновационных проектов и культурных обменов. Впервые Летняя школа РГО состоялась в 2013 году. В этом году она прошла с 19 по 26 августа при поддержке Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

Участники Летней школы приехали в Северную столицу из разных регионов России и мира. Каждый из них – личность уникальная, за их плечами – богатый географический опыт. Якутск, Тамбов, Екатеринбург, Минск, Кишинёв, Иркутск – по городам, откуда приехали молодые специалисты, можно не только изучать географию мира, но и сложить полную картину того, какой представляется эта наука в умах современной молодёжи в разных уголках света. Школа подарила им многое – бесценную практику работы в коллективе, багаж новых знаний, новые знакомства и отличный дружный коллектив.

"Летняя школа – это потрясающее, отлично организованное мероприятие. Здесь я познакомился с большим количеством классных ребят. Буквально пять дней назад мы практически не знали друг друга, а теперь мы – друзья", – поделился впечатлениями участник из Кемерова Кирилл Макаров.

Шесть дней Школы пролетели незаметно. К концу недели чувствовалась близость скорого расставания; это добавляло атмосфере нотки сентиментальности. Несмотря на это, заключительный день Летней школы прошёл ярко и насыщенно, подарив массу новых впечатлений – как участникам, так и организаторам Школы.

В рамках академической части проекта юноши и девушки познакомились с деятельностью старейшего научно-популярного журнала России "Наука и жизнь". Главный редактор издания Елена Лозовская поведала им о том, как рассказывали о науке 100 лет назад и как это делают сейчас. В свою очередь, главный редактор журнала "Вокруг света" Сергей Апресов рассказал слушателям, каким должен быть по-настоящему интересный научно-популярный журналистский материал и поделился своим многолетним опытом работы. А вместе с заместителем директора Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дарьей Денисовой молодые специалисты приняли участие в мастер-классе по научной коммуникации для географии и смежных наук.

"География – очень важная междисциплинарная наука, которая объединяет нашу страсть к анализу данных, с одной стороны, и их преподнесению широким массам – с другой. Всё это рождает научную коммуникацию. Мы рады, что в течение нескольких дней мы принимали Школу в стенах Университета ИТМО. Нам важно сформировать сообщество неравнодушных и увлечённых наукой людей", – отметила Дарья.

В течение недели участники Летней школы работали над собственными проектами, посвящёнными популяризации географии. И вот настал "час икс" – в заключительный школьный день им предстояла защита своих научных наработок. Проекты участников удивляли своей масштабностью: участники предлагали запустить генеалогический геопортал-родословную и создать информационно-образовательную платформу "Геонаставник", провести межрегиональную краеведческую онлайн-игру и учредить всероссийский конкурс "Семья на карте России".

Торжественная церемония награждения победителей, чей проект выше всего оценило экспертное жюри, стала кульминацией вечера. Участники с трепетом ожидали результат – кто же сможет реализовать свой проект при содействии и под эгидой Общества? Ответ на этот вопрос они узнали после награждения победителей географического квеста и вручения памятных дипломов. В итоге командой-победителем стала группа №3. Её проект "Семья на карте России" жюри признало самым перспективным, а это значит, что в скором времени ребятам предстоит приступить к его реализации при поддержке РГО.

После того, как волнение спало, участники Летней школы приняли участие в географической командной игре. Им предстояло сразиться в Геобитве – увлекательном состязании на географическую эрудицию. Ребята не только смогли проверить свои знания о России и других странах мира, но и зарядиться отличным настроением.

Шестая Летняя школа завершилась. Впереди – реализация нового масштабного проекта, подготовленного молодыми географами, а также подготовка к седьмой Летней школе РГО.

"Не бойтесь подавать заявку. Не думайте, что ваших знаний недостаточно для того, чтобы принять участие в Летней школе. Как показывает практика, неважно, кто ты по образованию, насколько хорошо ты проявляешь себя в академических дисциплинах. Главное – желание учиться и познавать что-то новое, плодотворная работа и нацеленность на результат", – отметил координатор Летней школы РГО Андрей Каторгин.

Методология нйугнЫх исследований

ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА ДЛЯ БУДУЩЕГО

Б. И. Кочуров, д. г. н., в. н. с., А. В. Антипова, к. г. н., н. с.

Институт географии РАН, [email protected]

География - одна из фундаментальных наук. Она изучает главные особенности поверхности Земли и дает возможность любому человеку возможность изучить, где, когда и как мы существуем.

География - одна из самых древних наук на Земле. Ее особенность в том, что ее разделы особенно важны как для человеческого существования и развития, так и для деятельности человека и в настоящем и в будущем. Основная идея географии состоит в том, что территорию предлагается рассматривать как главный объект географического исследования.

В настоящее время в пределах географии сформировалось новое интегральное направление исследований, геоэкология, в рамках которой на основе принципов устойчивого и сбалансированного развития проводится анализ экологических проблем и дается прогноз их возможного развития.

Geography is a principal fundamental science. It studies general regularities of the Earth"s nature and makes it possible for anyone to learn where, when and how do we exist.

Geography is among the most ancient Earth"s sciences on the Earth. Several features of geography are particularly important for human existence and evolution, as well as for human activities, both actual and future. The principal idea of geography is that of a territory which is considered to be the main object of geographical research.

At present a new integral line of studies has formed within geography, i.e. geoecology which is concerned with the analysis and forecasting of environmental problems on the account of sustainable and balanced development.

Ключевые слова: география, территория, геосистема, экологическая проблема, экологическая ситуация, географический прогноз.

Keywords: geography, territory, geosystem, environmental problem, ecological situation, geographical forecast.

География - одна из главных фундаментальных наук. Так определил сущность географической науки академик В. Н. Котляков, директор Института географии Российской Академии наук, выступая в июне 2011 года на телевидении в программе «Что делать?». Эту же мысль он повторил в своих лекциях о географии, состоявшихся в феврале 2012 года в телепрограмме «Academia».

И действительно, география, изучающая основные закономерности формирования земной природы, вместе с историей дает возможность отдельному человеку и человечеству в целом познать, где и когда мы существуем, в каких естественных условиях живем и какими природными ресурсами располагаем для своей жизнедеятельности. Подобные знания имеют большое значение не только для природно-исторического анализа различных территорий и стран, но и для оценки их современного состояния, а также для прогнозирования дальнейшего развития.

Рассматривая географию в таком широком аспекте, важно отметить, что эта наука - одна из древнейших на Земле, и обратить внимание на главные исторические этапы ее развития.

Элементарные представления о территории, несомненно, были присущи людям в глубокой древности. Более определенные научные географические знания начали развиваться в связи с мореплаванием, торговлей, военными походами, колониальными захватами и другими процессами активного передвижения человека по земному шару, идущими на протяжении многих веков. Наиболее существенный вклад в первоначальные научные объяснения наблюдаемых географических явлений внесли древнегреческие и римские философы - Фалес, Анаксимандр, Геродот, Аристотель и др. А сам термин «география» - «землеописание» (от греческого «гео» - «земля» и «гра-фо» - «пишу, описываю») был изначально введен древнегреческим ученым и философом Эратосфеном в III веке до н. э., и до сегодняшнего дня этот термин достаточно точно определяет сущность географического подхода к изучению территории - конкретность и целостность характеристики изучаемого земного пространства.

В ходе своего длительного исторического развития география прошла целый ряд важных этапов, каждый из которых нашел свое отражение в определенных чертах современной географической науки. В то же время география неизменно сохраняет свои главные аналитические особенности - территориальность, комплексность, синергизм, а также глобальность, которые присущи этой науке с самых ранних этапов познания человеком земной природы, т. е. той географической оболочки Земли (термин предложен советским географом акад. А. А. Григорьевым в 1932 году), которая является уникальной частью известного нам космоса, где существует жизнь и где возникло и развивается человечество, активно использующее ресурсы этой оболочки для своего существования .

Это взаимодействие человека и природы охватывает пока еще только ту часть географической оболочки Земли, которая и определяется как географическая среда жизни человека. Именно здесь происходят существенные изменения многих свойств земной природы - идет процесс антропогенизации отдельных территорий, который требует все более глубокого изучения не только общей динамики развития географической оболочки, но и рассмотрения тех конкретных изменений в отдельных природных компонентах, которые имеют наибольшее значение для жизнедеятельности человека. Такие географические исследования практически оказываются необходимыми для поиска наиболее рациональных путей организации общества: размещения населения, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов, территориального распределения производств и других мероприятий, которые должны осуществляться в интересах не только сегодняшнего, но и будущих поколений. И роль географии здесь вряд ли может быть недооценена. Как отмечает академик В. М. Котляков , при экспертизе проектов развития любых территорий эксперты-географы сегодня имеют возможность наиболее полно, комплексно оценить современную ситуацию на территории и спрогнозировать ее трансформацию в ходе будущего развития, которое может оказать как благоприятное, так и неблагоприятное экологическое влияние на условия жизни населения.

Огромным фактическим материалом география обогащалась в течение многих веков своего первоначального развития, включая эпоху Великих географических открытий

(XV-XVII века н. э.), когда европейцам стали известны обширные сухопутные и морские пространства в различных частях земли (Америка, Индия, Австралия и др.). Существенный вклад в развитие географии XVII века внесли и русские землепроходцы, открывшие и обследовавшие обширные территории Сибири, Дальнего Востока и Севера России. Все это привело к пониманию реального разнообразия конкретных земных условий и одновременно утвердило представление о целостности и единстве природы мира, а также о необходимости соответствующих методов ее изучения.

Особенно этому способствовало создание картографических материалов, которые сопровождали многочисленные географические исследования той эпохи. В результате этого картография стала неотъемлемой частью географической науки, а географическая карта по существу превратилась в тот уникальный язык, без овладения которым невозможны географические исследования любого территориального уровня - местного, регионального, континентального, глобального... Это свое значение картография полностью сохраняет до сегодняшнего дня. И вряд ли какое-то географическое исследование, не проиллюстрированное картой, можно считать полноценным.

Дальнейшее развитие основной стволовой части географической науки, каковой считается комплексная физическая география, шло по линии совершенствования методов изучения природной составляющей, которая представляет собой целостное образование, имеющее материальную основу, включая живую и неживую природу, и одновременно обладает региональными различиями, создающими разнообразие всей земной природы.

Комплексные методы исследования, которые использует физическая география, полностью отвечают и сущности самой географии в целом, поскольку именно география призвана изучать те сложные, наблюдаемые на Земле явления и образования, непознаваемые путем разложения их на элементарные части. Об этом сказал еще В. В. Докучаев в своей работе «Наши степи прежде и теперь» (1892), призывая изучать «...всю единую цельную и нераздельную природу, а не отрывочные ее части». Об этом же напоминал и древнеримский писатель и ученый Плиний-старший (23-79 г. н. э.), автор капитального труда «Естественная история» в 37 книгах, который отметил: «Познание Природы лишено достоверности, если об-

ращают внимание только на части ее, а не рассматривают всего в целом».

В ходе развития физической географии определился и ее основной объект, получивший название «географический ландшафт». Предполагается, что понятие о ландшафте как о территориальной целостности возникло еще в Древней Греции, а слово «1апёвсЬаЛ», обозначающее «страна, край, местность, пейзаж, вид», появилось в Германии в конце первого тысячелетия новой эры и прочно вошло в географию в конце XIX века.

На современном этапе развития географической науки это понятие определяется как «конкретная территориальная единица, однообразная по происхождению и истории развития, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, климатом, единообразным сочетанием почв и определенной присущей ей структурой»; при этом ландшафт рассматривается как «основная единица физико-географического районирования» . В этой трактовке термин «ландшафт» очень хорошо отражает сущность изучаемого объекта - той территории, которая доступна общему взгляду, обзору исследователя. В то же время такое понимание ландшафта соответствует и более широкому восприятию географической действительности, в которой сочетаются и взаимодействуют многие компоненты (атмосфера, гидросфера, почвенно-растительный покров, животное население и т. д.), образующие единую, неразрывно функционирующую территориальную целостность.

КЛИМАНОВА О.А. - 2014 г.

  • ОТ ПРИКЛАДНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ ГЕОГРАФИИ К ГЕОЭКОЛОГИИ

    АЛЕКСАНДРОВА Т.Д. - 2006 г.

  • ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕРМИНА «ГЕОЭКОЛОГИЯ»: 1939-2009 ГГ

    ВОДЯНОВА М.А., ХАБАРОВА Е.И. - 2010 г.