Геноцид армян почему произошло. Определение и причины

Прошло уже 100 лет с начала одного из самых страшных событий в мировой истории, преступлений против человечности — геноцида армянского народа , второго (после Холокоста) по степени изученности и количеству жертв.

Перед Первой мировой войной греки и армяне (преимущественно — христиане) составляли две трети населения Турции, непосредственно армяне — пятую часть населения, 2-4 млн армян от 13 млн человек, проживающих на территории Турции, включая все другие народы.

По официальным сводкам жертвами геноцида стали около 1,5 млн человек: 700 тысяч было убито, 600 тысяч погибли в ходе депортации. Еще 1,5 млн армян стали беженцами , многие бежали на территорию современной Армении, часть в Сирию, Ливан, Америку. Согласно разным данным сейчас в Турции проживает 4-7 млн армян (при общей численности населения в 76 млн человек), христианского населения — 0,6 % (к примеру, в 1914 году — две трети, правда и население Турции тогда было 13 млн человек).

Часть стран, включая Россию, признают геноцид, Турция же отрицает факт преступления, из-за чего имеет неприязненные отношения с Арменией по сей день.

Геноцид, осуществленный турецкой армией, был направлен не только на истребление армянского (в частности христианского) населения, но и против греков, ассирийцев. Еще до начала войны (в 1911-14 году) турецким властям от партии «Единение и прогресс» было разослано предписание о том, что против армян должны быть предприняты меры, то есть убийство народа являлось запланированным действом.

«Ситуация еще больше обострилась в 1914 году, когда Турция стала союзником Германии и объявила войну России, которой естественным образом симпатизировали местные армяне. Правительство младотурков объявило их «пятой колонной», а потому было принято решение об их поголовной депортации в труднодоступные горные районы» (риа.ру)

«Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов.

Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов. В сентябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган — Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. » (геноцид.ру)

Война — стала удобным случаем для осуществления жестоких планов, целью кровопролитий было полное истребление армянского народа, мешающего лидерам младотурок реализовать свои корыстные политические цели. Турков и другие народы, проживающие в Турции — настраивали против армян всеми способами, принижая и выставляя в грязном свете последних. Дата 24 апреля 1915 года именуются началом геноцида армян, однако травления и убийства начались еще задолго до нее. Тогда, в конце апреля, первому самому сильному, сокрушительному удару подверглась интеллигенция и элита Стамбула, которая была депортирована: арест 235 знатных армян, их ссылка, затем арест еще 600 армян и еще нескольких тысяч человек, многих из которых убили вблизи города.

С этих пор непрерывно производились «чистки» армян: депортации имели своей целью не переселение (ссылку) народа в пустыни Месопатамии и Сирии, а его полное истребление . люди нередко подвергались нападениям разбойников по пути шествия каравана пленных, убивались тысячами после прибытия в пункты назначения. Кроме того — «исполнители» применяли пытки, в ходе которых погибали либо все, либо большая часть депортированных армян. Караваны отправляли самым долгим путем, людей изматывали жажда, голод, антисанитария.

О депортации армян:

«Депортация производилась согласно трём принципам: 1) «принцип десяти процентов», согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе, 2) количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, 3) депортированным запрещалось менять места их назначения. Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. Несмотря на требование депортировать всех армян без исключения, значительная часть армянского населения Стамбула и Эдирне не была выслана из опасения, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса» (Википедия)

То есть тех, кто все-таки выжил хотели нейтрализовать. Чем же так «насолил» армянский народ Турции, Германии (которая поддерживала первую)? Кроме политических мотивов и жажды завоевания новых земель у врагов армян имелись и идеологические соображения, согласно которым армяне-христиане (народ сильный, сплоченный) мешали насаждать панисламизм для благополучного решения своих планов. Христиан настраивали против мусульман, мусульманами манипулировали, исходя из политических целей, за лозунгами в нужде об объединении пряталось использование турков в уничтожении армян.

Документальный фильм НТВ «Геноцид. Начало»

Кроме информации о трагедии в фильме показан один удивительный момент: достаточно много ныне живых бабушек-свидетельниц событий 100-летней давности.

Свидетельства пострадавших:

«Нашу группу погнали по этапу 14 июня под конвоем из 15 жандармов. Нас было человек 400-500. Уже в двух часах ходьбы от города на нас стали нападать многочисленные шайки из деревенских жителей и бандитов, вооруженных охотничьими ружьями, винтовками и топорами. Они отняли у нас все, что было. За семь-восемь дней они убили всех мужчин и юношей старше 15 лет - одного за другим. Два удара прикладом - и человек мертв. Бандиты похватали всех привлекательных женщин и девушек. Многих увезли в горы на лошадях. Так похитили и мою сестру, которую оторвали от ее годовалого ребенка. Ночевать в деревнях нам не разрешали, а заставляли спать на голой земле. Я видела, как люди ели траву, чтобы унять голод. А что творили жандармы, бандиты и местные жители под покровом темноты, вообще не поддается описанию» (из воспоминаний армянской вдовы из городка Байбурт на северо-востоке Анатолии)

«Они приказали мужчинам и мальчикам выйти вперед. Некоторые маленькие мальчики были одеты как девочки и спрятались в толпе женщин. Но моему отцу пришлось выйти. Он был взрослым мужчиной с ycaми. Как только они отделили всех мужчин, из-за холма появилась группа вооруженных людей, которые убили их у нас на глазах. Они закололи их штыками в живот. Многие женщины не вынесли этого и бросились с обрыва в реку» (из рассказа выжившего из города Конья, Центральная Анатолия)

«Отстающих сразу пристреливали. Они гнали нас по безлюдным районам, через пустыни, по горным тропам, в обход городов, чтобы нам негде было взять воду и еду. Ночью мы мокли от росы, а днем изнемогали под палящим солнцем. Я помню только, что мы все время шли и шли» (из воспоминаний выжившего)

Армяне стоически, героически и отчаянно отбивались от озверевших турков, вдохновленных лозунгами зачинщиков мятежей и кровопролитий на то, чтобы убить как можно больше тех, кого преподнесли в качестве врагов. Самыми масштабными сражениями, противостояниями были оборона города Ван (апрель-июнь 1915 года), горы Муса-Даг (53-дневная оборона летом-в начале осени 1915 года).

В кровавой расправе над армянами турки не щадили ни детей, ни беременных женщин, над людьми издевались неимоверно жестокими способами , девочек насиловали, брали в наложницы и мучили, толпы армян собирали на баржи, паромы под предлогом переселения и топили в море, собирали деревнями и сжигали заживо, детей закалывали и также бросали в море, над молодыми и старыми проводили медицинские эксперименты в специально созданных лагерях. Люди иссыхали заживо от голода, жажды. Все ужасы, выпавшие на долю армянского народа тогда, невозможно описать в сухих буквах и цифрах, эта трагедия, которую они в эмоциональных красках помнят уже в молодом поколении и по сей день.

Из донесений свидетелей: «В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении». В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: «Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими… Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 — летних девочек…» (геноцид.ру)

«В качестве одного из оправданий уничтожения оттоманских армян использовалось биологическое обоснование. Армяне именовались «опасными микробами», им присваивался более низкий биологический статус, чем мусульманам . Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира, первым распорядившийся прибивать подковы к ногам депортируемых. Решид практиковал также распятие армян, имитируя распятие Христа. Официальная турецкая энциклопедия 1978 года характеризует Решида как «прекрасного патриота».» (Википедия)

Детям и беременным женщинам насильно давали яд, несогласных топили, вводили смертельные дозы морфия, детей убивали в паровых банях, над людьми ставили множество извращенных и жесточайших опытов. Те, кто выживали в условиях голода, холода, жажды, антисанитарии — нередко погибали от брюшного тифа.

Один из турецких врачей — Хамди Суат, проводивший в целях получения вакцины от брюшного тифа эксперименты над армянскими солдатами (им вводили зараженную тифом кровь), в современной Турции почитается как национальный герой, основатель бактериологии, в Стамбуле ему посвящен дом-музей.

В целом в Турции запрещено относится к событиям того времени как к геноциду армянского народа, в учебниках истории рассказывается о вынужденной обороне турков и о убийствах армян как мере самозащиты, агрессорами выставлены те, кто для многих других стран — жертвы.

Турецкие власти всячески агитируют соотечественников в укреплении позиции того, что геноцида армян никогда не было, проводятся кампании, пиар-акции для поддержания статуса «невинной» страны, уничтожаются памятники армянской культуры, архитектуры, существующие на территории Турции.

Война меняет людей до неузнаваемости.. Что может делать человек под влиянием авторитетов, как легко убивает, и не просто убивает, а зверски — сложно представить, когда на жизнерадостных картинках мы видим солнце, море, пляжи Турции или вспоминаем собственный опыт путешествий. Да что там Турция.. в целом — война меняет людей, толпа, вдохновленная идеями победы, захвата власти — сметает все на своем пути, и если в обычной, мирной жизни совершить убийство для многих дикость, то в войну — многие становятся чудовищами и не замечают этого.

Под шумом и усилением жестокости реки крови — привычное зрелище, сколько примеров того, как люди во время каждых революций, стычек, военных конфликтах не контролировали себя и крушили, убивали все и всех вокруг.

Общие черты всех геноцидов, произведенных в мировой истории сходны в том, что людей (жертв) обесценивали до уровня насекомых или обездушенных предметов , при том провокаторы всеми способами вызывали у исполнителей и тех, кто был выгоден для осуществления истребления народа не просто отсутствие жалости к потенциальному объекту убийств, а еще и ненависть, животную ярость. Убеждали в том, что жертвы виноваты во многих бедах, что необходимо торжество возмездия, в совокупности с необузданной животной агрессией — это означало неконтролируемую волну бесчинств, дикости, свирепости.

Кроме истребления армян турки осуществляли и уничтожение культурного наследия народа:

«В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения» (геноцид.ру)

Среди турков находились неравнодушные люди, чиновники, которые могли приютить у себя армянских детей, или восставали против истребления армян — но в основном любая помощь жертвам геноцида осуждалась и была наказуема, поэтому тщательно скрывалась.

После поражения Турции в Первой мировой войне военный трибунал в 1919 году (несмотря на это - геноцид, согласно версиям некоторых историков и свидетельствам очевидцев - продлился до 1923 года) заочно приговорил представителей комитета трех к смерти, позже приговор был исполнен для всех троих, в том числе с помощью самосуда. Но если исполнители удостоились казни, то отдающие приказы так и остались на свободе.

24 апреля европейский День памяти жертв геноцида армян. Один из самых чудовищных по численности жертв и степени изученности геноцидов в мировой истории, как и Холокост — испытавший попытки отрицания со стороны в первую очередь страны-виновницы расправ. Число убитых армян только по официальным данным около 1,5 млн человек.

Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания "Большого Турана". Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов.

Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии "Единение и прогресс" (Иттихад ве Теракки), состоявшегося в октябре 1911 в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению осуществить геноцид армян во всей Османской империи. В начале 1914 местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует, что уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией.

Руководство партии "Единение и прогресс" неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения. В сентябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назым прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не быть, "вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых".

Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей: ликвидация Армянского вопроса, что положило бы конец вмешательству европейских держав; турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армян; устранение армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, к достижению "великого идеала туранизма". Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. Власти организовали специальные отряды, как "Тешкилат и махсусе", состоявшие преимущественно из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.

С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д.

Разнузданная шовинистическая пропаганда против армян особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. В начале войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18-45 лет, т. е. наиболее боеспособная часть мужского населения. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью.

С мая - июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. Германский консул в Трапезунде в июле 1915 г. сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец Армянскому вопросу.

Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись в глубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне.

Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей. Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения. Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии. Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна, Дейр-эз-Зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана. Заняв в сентябре 1918 Баку, турецкие интервенты вместе с кавказскими татарами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек. В результате геноцида армян, осуществленного младотурками только в 1915-16, погибло 1,5 млн. человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская Диаспора (Спюрк). В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что "действия в отношении армян в основном осуществлены и Армянского вопроса больше не существует".

Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.

Однако в некоторых местностях армянское население оказало турецким вандалам упорное сопротивление. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много раз превосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии. Самооборона армян в 1915 - героическая страница национально-освободительной борьбы народа.

Во время агрессии против Армении в 1918 турки, заняв Караклис, учинили резню армянского населении, убив несколько тысяч человек. В сентябре 1918 турецкие войска заняли Баку и вместе с азербайджанскими националистами организовали резню местного армянского населения.

В ходе Турецко-армянской войны 1920 турецкие войска заняли Александрополь. Продолжая политику своих предшественников - младотурок, кемалисты стремились организовать геноцид в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились массы беженцев из Западной Армении. В Александрополе и селах уезда турецкие оккупанты чинили зверства, уничтожали мирное армянское население, грабили имущество. В Ревком Советской Армении поступали сведения о бесчинствах кемалистов. В одном из донесений говорилось: "В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении". В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: "Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими... Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 - летних девочек..."

В январе 1921 правительство Советской Армении выразило комиссару иностранных дел Турции протест в связи с тем, что турецкие войска в Александропольском уезде производят "непрерывные насилия, грабежи и убийства над мирным трудовым населением...". Жертвами бесчинств турецких оккупантов стали десятки тысяч армян. Александропольскому уезду оккупанты нанесли также громадный материальный ущерб.

В 1918-20 ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши, центр Карабаха. В сентябре 1918 турецкие войска, поддерживаемые азербайджанскими мусаватистами, двинулись на Шуши, разоряя по пути армянские села и уничтожая их население, 25 сентябре 1918 турецкие войска заняли Шуши. Но вскоре, после поражения Турции в первой мировой войне, были вынуждены покинуть его. В дек. 1918 в Шуши вступили англичане Вскоре генерал- губернатором Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов. С помощью турецких военных инструкторов он сформировал ударные курдские отряды, которые вместе с частями мусаватистской армии были размещены в армянской части Шуши, Силы погромщиков постоянно пополнялись, в городе было много турецких офицеров. В июне 1919 произошли первые погромы армян Шуши; в ночь на 5 июня в городе и окрестных селах было убито не менее 500 армян. 23 марта 1920 турецко-мусаватистские банды учинили страшный погром армянского населения Шуши, убив свыше 30 тысяч человек и предав огню армянскую часть города.

Армяне Киликии, уцелевшие после геноцида 1915-16 и нашедшие прибежище в других странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину. Согласно обусловленному союзниками разделу зон влияния, Киликия была включена в сферу влияния Франции. В 1919 в Киликии проживало 120-130 тысяч армян; возвращение армян продолжалось, и к 1920 их численность достигла 160 тысяч. Командование французских войск, расположенных в Киликии, не предприняло мер по обеспечению безопасности армянского населения; на местах сохранились турецкие власти, мусульмане не были разоружены. Этим воспользовались кемалисты, начавшие расправу над армянским населением. В январе 1920 в ходе 20-дневных погромов погибло 11 тысяч армян-жителей Маваша, остальные армяне ушли в Сирию. Вскоре турки осадили Аджн, где армянское население к этому времени насчитывало едва 6 тысяч человек. Армяне Аджна оказали турецким войскам упорное сопротивление, длившееся 7 месяцев, но в октябре туркам удалось взять город. Около 400 защитников Аджна сумели прорваться сквозь кольцо осады и уйти.

В начале 1920 в Алеппо перебрались остатки армянского населения Урфы - около 6 тыс. человек.

1 апреля 1920 кемалистские войска осадили Айнтап. Благодаря 15-дневной героической обороне айнтапские армяне избежали резни. Но после того как французские войска покинули Киликию, армяне Айнтапа в конце 1921 переселились в Сирию, В 1920 кемалисты уничтожили остатки армянского населения Зейтуна. Т. е. кемалисты завершили начатое младотурками уничтожение армянского населения Киликии.

Последним эпизодом трагедии армянского народа стала резня армян в западных регионах Турции, в ходе Греко-турецкой войны 1919-22. В августе-сентябре 1921 турецкие войска добились перелома в ходе военных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9 сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянского населения, Турки потопили стоявшие в гавани Измира корабли, на которых находились армянские и греческие беженцы, преимущественно женщины, старики, дети…

Геноцид армян был осуществлен правительствами Турции. Именно они являются главными виновниками чудовищного преступления первого геноцида ХХ в. Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб материальной и духовной культуре армянского народа.

В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения.

Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить один из древнейших цивилизованных народов мира. Общественно-политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим пристанище во многих странах мира. После поражения Турции в первой мировой войне лидеры партии младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений было, и обвинение в организации и осуществлении резни армян Османской империи. Однако смертный приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т. к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талиат, Бехаэтдин Шакир, Джемал-паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.

После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968.

В 1989 Верховный Совет Армении ССР принял закон о геноциде, которым геноцид армян в Западной Армении и Турции осужден как преступление, направленное против человечества. Верховный Совет Армянской ССР обратился к Верховному Совету СССР с просьбой о принятии решения, осуждающего геноцид армян в Турции. В Декларации о независимости Армении, принятой Верховным Советом Армянской ССР 23 августа 1990, провозглашается, что "Республика Армении поддерживает дело международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении".

24 апреля во всем мире будет отмечаться одна из самых трагичных дат в истории армянского народа - 100-летие геноцида. Иначе говоря, столетие кровавой бойни, развязанной против армянского народа.
Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции в 1915–1923 годах. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология панисламизма и пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну (Первую мировую), младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось в виду присоединить к империи Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить прежде всего с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов.
Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии «Единение и прогресс» (Иттихад ве Теракки), состоявшегося в октябре 1911 года в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению осуществить геноцид армян во всей Османской империи. В начале 1914 года местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует, что уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией.
Руководство партии «Единение и прогресс» неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения. В сентябре 1914 года на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назым прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не быть, «вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен… Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых».
С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д. Разнузданная шовинистическая пропаганда против армян особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. В начале войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18–45 лет, т. е. наиболее боеспособная часть мужского населения. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью. А 24 апреля 1915 года был нанесен удар по армянской интеллигенции.
С мая по июнь 1915 года началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. Германский консул в Трапезунде в июле 1915 года сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец армянскому вопросу.
Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись вглубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне.
Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей. Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения.
Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии. Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна, Дейр-эз-Зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918 году, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана. Заняв в сентябре 1918 года Баку, турецкие интервенты вместе с кавказскими татарами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек.
В результате геноцида армян, осуществленного младотурками, только в 1915–1916 годах погибло 1,5 млн человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская диаспора (Спюрк). В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 года министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что «действия в отношении армян в основном осуществлены и армянского вопроса больше не существует».
Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.
Однако в некоторых местностях армянское население оказало турецким вандалам упорное сопротивление. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много раз превосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии. Самооборона армян в 1915 году - героическая страница национально-освободительной борьбы народа.
Во время агрессии против Армении в 1918 году турки, заняв Караклис, учинили резню армянского населении, убив несколько тысяч человек.
В ходе турецко-армянской войны 1920 года турецкие войска заняли Александрополь. Продолжая политику своих предшественников - младотурок, кемалисты стремились организовать геноцид в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились массы беженцев из Западной Армении. В Александрополе и селах уезда турецкие оккупанты чинили зверства, уничтожали мирное армянское население, грабили имущество. В Ревком Советской Армении поступали сведения о бесчинствах кемалистов. В одном из донесений говорилось: «В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении». В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: «Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими… Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8–9-летних девочек…»
В январе 1921 года правительство Советской Армении выразило комиссару иностранных дел Турции протест в связи с тем, что турецкие войска в Александропольском уезде производят «непрерывные насилия, грабежи и убийства над мирным трудовым населением…». Жертвами бесчинств турецких оккупантов стали десятки тысяч армян. Александропольскому уезду оккупанты нанесли также громадный материальный ущерб.
В 1918–1920 годах ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши, центр Карабаха. В сентябре 1918 года турецкие войска, поддерживаемые азербайджанскими мусаватистами, двинулись на Шуши. Разоряя по пути армянские села и уничтожая их население, 25 сентября 1918 года турецкие войска заняли Шуши. Но вскоре, после поражения Турции в Первой мировой войне, были вынуждены покинуть его. В декабре того же года в Шуши вступили англичане. Вскоре генерал-губернатором Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов. С помощью турецких военных инструкторов он сформировал ударные курдские отряды, которые вместе с частями мусаватистской армии были размещены в армянской части Шуши. Силы погромщиков постоянно пополнялись, в городе было много турецких офицеров. В июне 1919 года произошли первые погромы армян Шуши; в ночь на 5 июня в городе и окрестных селах было убито не менее 500 армян. 23 марта 1920 года турецко-мусаватистские банды учинили страшный погром армянского населения Шуши, убив свыше 30 тысяч человек и предав огню армянскую часть города.
Армяне Киликии, уцелевшие после геноцида 1915–1916 годов и нашедшие прибежище в других странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину. Согласно обусловленному союзниками разделу зон влияния Киликия была включена в сферу влияния Франции. В 1919 году в Киликии проживало 120–130 тысяч армян; возвращение армян продолжалось, и к 1920 году их численность достигла 160 тысяч. Командование французских войск, расположенных в Киликии, не предприняло мер по обеспечению безопасности армянского населения; на местах сохранились турецкие власти, мусульмане не были разоружены. Этим воспользовались кемалисты, начавшие расправу над армянским населением. В январе 1920 года в ходе 20-дневных погромов погибло 11 тысяч армян - жителей Маваша, остальные армяне ушли в Сирию. Вскоре турки осадили Аджн, где армянское население к этому времени едва насчитывало 6 тысяч человек. Армяне Аджна оказали турецким войскам упорное сопротивление, длившееся 7 месяцев, но в октябре туркам удалось взять город. Около 400 защитников Аджна сумели прорваться сквозь кольцо осады и уйти.
В начале 1920 года в Алеппо перебрались остатки армянского населения Урфы - около 6 тыс. человек.
1 апреля 1920 года кемалистские войска осадили Айнтап. Благодаря 15-дневной героической обороне айнтапские армяне избежали резни. Но после того как французские войска покинули Киликию, армяне Айнтапа в конце 1921 года переселились в Сирию. В 1920 году кемалисты уничтожили остатки армянского населения Зейтуна. Т. е. кемалисты завершили начатое младотурками уничтожение армянского населения Киликии.
Последним эпизодом трагедии армянского народа стала резня армян в западных регионах Турции, в ходе греко-турецкой войны 1919–1922 годов. В августе - сентябре 1921 года турецкие войска добились перелома в ходе военных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9 сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянского населения. Турки потопили стоявшие в гавани Измира корабли, на которых находились армянские и греческие беженцы, преимущественно женщины, старики, дети…
Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб материальной и духовной культуре армянского народа. В 1915–1923 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Пережитая трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти.
Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить один из древнейших цивилизованных народов мира. Общественно-политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим пристанище во многих странах мира. После поражения Турции в Первой мировой войне лидеры партии младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений были организация и осуществление резни армян Османской империи. Однако смертный приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т. к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талиат, Бехаэтдин Шакир, Джемал-паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.
После Второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968).
В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР принял закон, которым геноцид армян в Западной Армении и Турции осужден как преступление, направленное против человечества. Верховный Совет Армянской ССР обратился к Верховному Совету СССР с просьбой о принятии решения, осуждающего геноцид армян в Турции. В Декларации о независимости Армении, принятой Верховным Советом Армянской ССР 23 августа 1990 года, провозглашается, что «Республика Армения поддерживает дело международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении».
http://www.pulsosetii.ru/article/4430

В 1915 году в ослабленной Османской империи проживало 2 миллиона армян. Но под прикрытием Первой мировой войны турецкое правительство систематически уничтожило 1,5 миллиона человек в попытках объединить весь турецкий народ, создав новую империю с одним языком и одной религией.

Этническая чистка армян и других меньшинств, включая ассирийцев, понтийских и анатолийских греков, сегодня известна как Геноцид армян.

Несмотря на давление со стороны армян и активистов во всем мире, Турция по-прежнему отказывается признать геноцид, заявив, что не было преднамеренного убийства армян.

История региона

Армяне жили на южном Кавказе с VII века до нашей эры и боролись за контроль над другими группами, такими как монгольская, русская, турецкая и персидская империи. В IV веке царствующий царь Армении стал христианином. Он утверждал, что официальной религией империи является христианство, хотя в VII веке нашей эры все страны, окружающие Армению, были мусульманами. Армяне продолжали практиковать христиан, несмотря на то, что их много раз завоевывали и принуждали жить под жестким правлением.

Корни геноцида лежат в распаде Османской империи. На рубеже 20-го века некогда широко распространенная Османская империя рушилась по краям. Османская империя потеряла всю свою территорию в Европе во время Балканских войн 1912-1913 годов, создавая нестабильность среди националистических этнических групп.

Первая резня

На рубеже веков нарастала напряженность между армянами и турецкими властями. Султан Абдель Хамид II, известный как «кровавый султан», сказал репортеру в 1890 году: «Я дам им коробку на ухе, которая заставит их отказаться от своих революционных амбиций».

В 1894 году массовая резня «ящик на ухе» стала первой из армянской резни. Военные и мирные жители османских войск атаковали армянские деревни в Восточной Анатолии, в результате чего погибло 8 тысяч армян, включая детей. Через год в Урфийском соборе были сожжены 2500 армянских женщин. Примерно в то же время группа из 5000 человек была убита после демонстраций, просящих международное вмешательство, чтобы предотвратить массовые убийства в Константинополе. По оценкам историков, к 1896 году погибло более 80 000 армян.

Подъём молодых турков

В 1909 году османский султан был свергнут новой политической группой — «младотурками», группой, стремящейся к современному, вестернизированному стилю правления. Сначала армяне надеялись, что у них будет место в новом государстве, но вскоре они поняли, что новое правительство является ксенофобным и исключающим многоэтническое турецкое общество. Чтобы укрепить турецкое правление на оставшихся территориях Османской империи, младотурки разработали секретную программу по уничтожению армянского населения.

Первая мировая война

В 1914 году турки вступили в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгерской империи. Начало войны обеспечит прекрасную возможность раз и навсегда решить «армянский вопрос».

Как начался геноцид Армян 1915 год

Военные лидеры обвиняли армян в поддержке союзников в предположении, что люди, естественно, сочувствовали христианской России. Следовательно, турки разоружили все армянское население. Турецкое подозрение в отношении армянского народа побудило правительство настаивать на «удалении» армян из зон военных действий вдоль Восточного фронта.

Переданные в закодированных телеграммах мандат на уничтожение армян приходил непосредственно от младотурков. Вечером 24 апреля 1915 года начались вооруженные обстрелы, поскольку 300 армянских интеллектуалов — политических лидеров, педагогов, писателей и религиозных лидеров в Константинополе — были насильственно вывезены из своих домов, подвергнуты пыткам, затем повешены или расстреляны.

Марш смерти убил около 1,5 миллионов армян, покрытых сотнями миль и длившихся несколько месяцев. Косвенные маршруты по пустынным районам были специально выбраны для продления маршей и сохранения караванов в турецких деревнях.

После исчезновения армянского населения мусульманские турки быстро взяли на себя все, что осталось. Турки уничтожили остатки армянского культурного наследия, включая шедевры древней архитектуры, старые библиотеки и архивы. Турки выровняли целые города, включая когда-то процветающий Харперт, Ван и древнюю столицу в Ани, чтобы удалить все следы трех тысячелетней цивилизации.

Никакая союзная власть не пришла на помощь Армянской Республике, и она рухнула. Единственная крошечная часть исторической Армении, которая выжила, была самой восточной областью, потому что она стала частью Советского Союза. В Центре изучения Холокоста и геноцида Университета Миннесоты были составлены данные по провинциям и районам, в которых показано, что в 1914 году в империи насчитывалось 2 133 190 армян, а к 1922 году только около 387 800 человек.

Неудачный призыв к оружию на Западе

В то время международные осведомители и национальные дипломаты признавали зверства, совершенные как злодеяние против человечества.

Лесли Дэвис, консул США в Гарпуте, отметила: «Эти женщины и дети были изгнаны из пустыни в середине лета, ограбили и разграблены тем, что у них было … после чего все, кто не погиб, тем временем были убиты недалеко от города».

Посол Швеции в Перу Густаф Август Коссва Анкарсвард в своем письме в 1915 году отметил: «Преследования армян достигли масштабов волочения, и все указывает на то, что молодые турки хотят воспользоваться этой возможностью … [положить конец армянский вопрос. Средства для этого довольно просты и состоят в уничтожении армянского народа ».

Даже Генри Моргентау, посол США в Армении, отметил: «Когда турецкие власти отдавали приказ об этих депортациях, они просто давали смертный приговор целой расе».

В «Нью-Йорк Таймс» также широко освещена проблема — 145 статей в 1915 году — с заголовками «Обращение в Турцию, чтобы остановить резню». Газета описала действия против армян как «систематические,« санкционированные »и« организованные правительством «.

Союзные державы (Великобритания, Франция и Россия) ответили на новости о массовых убийствах, выпустив предупреждение Турции: «Союзные правительства объявляют публично, что они будут удерживать всех членов Оттоманского правительства, а также их агентов как и они, личная ответственность за такие вопросы ». Предупреждение не имело никакого эффекта.

Поскольку Османский закон запретил фотографировать армянских депортированных, фотодокументация, в которой зафиксирована серьезность этнической чистки, встречается редко. В акте неповиновения офицеры немецкой военной миссии зафиксировали зверства, происходящие в концентрационных лагерях. Хотя многие фотографии были перехвачены османской разведкой, потерянной в Германии во время Второй мировой войны или забытой в пыльных ящиках, Музей армянского геноцида Америки захватил некоторые из этих фотографий в онлайн-экспорте.

Признание геноцида Армян

Сегодня армяне отмечают тех, кто погиб во время геноцида 24 апреля, в день 1915 года, когда несколько сотен армянских интеллектуалов и профессионалов были арестованы и казнены как начало геноцида.

В 1985 году Соединенные Штаты назвали этот день «Национальным днем ​​памяти о человеческом бесчеловечности к человеку» в честь всех жертв геноцида, особенно полутора миллионов человек армянского происхождения, которые стали жертвами геноцид, совершенный в Турции».

Сегодня признание Геноцида армян является горячим вопросом, поскольку Турция критикует ученых за то, что они наказывают смертность и обвиняют тюрок в смерти, что, по словам правительства, произошло из-за голода и жестокости войны. Фактически, говоря о геноциде армян в Турции, это наказуемо по закону. По состоянию на 2014 год 21 страна в целом публично или юридически признала эту этническую чистку в Армении геноцидом.

В 2014 году, накануне 99-й годовщины геноцида, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил соболезнования армянскому народу и сказал: «Случаи первой мировой войны — наша общая боль».

Однако многие считают, что предложения бесполезны, пока Турция не признает потерю 1,5 миллиона человек как геноцид. В ответ на предложение Эрдогана президент Армении Серж Саркисян сказал: «Отказ в совершении преступления является прямым продолжением этого самого преступления. Только признание и осуждение могут предотвратить повторение таких преступлений в будущем ».

В конечном счете признание этого геноцида не только важно для устранения затронутых этнических групп, но и для развития Турции как демократического государства. Если прошлое отрицается, геноцид все еще происходит. В 2010 году в Резолюции Парламента Швеции говорилось, что «отрицание геноцида широко признается в качестве заключительного этапа геноцида, закрепляя безнаказанность виновных в геноциде и, очевидно, прокладывая путь для будущих геноцидов».

Страны, не признающие геноцид Армян

Страны, признающие геноцид армян, являются теми, кто официально принимает систематические массовые убийства и насильственную депортацию армян, осуществленных Османской империей с 1915 по 1923 год.

Хотя исторические и академические институты по изучению Холокоста и геноцида принимают Геноцид армян, многие страны отказываются это делать, чтобы сохранить свои политические отношения с Турецкой Республикой. Азербайджан и Турция являются единственными странами, которые отказываются признать Геноцид армян и угрожают экономическим и дипломатическим последствиям тем, кто это делает.

Мемориальный комплекс Геноцида армян был построен в 1967 году на холме Цицернакаберд в Ереване. Музей-институт Геноцида армян, открытый в 1995 году, представляет факты об ужасе массовых убийств.

Турции было настоятельно предложено признать Геноцид армян несколько раз, но печальный факт заключается в том, что правительство отрицает слово «геноцид» как точный термин для массовых убийств.

Факты о странах, признающих Геноцид армян, мемориал и криминализацию отрицания

25 мая 1915 года Антантские власти выступили с заявлением, в котором говорится, что сотрудники Оттоманского правительства, участвующие в Геноциде армян, лично будут нести ответственность за преступления против человечности. Парламенты нескольких стран начали признавать это событие геноцидом со второй половины 20-го века.

Левобережная и зеленая турецкая политическая партия «Зеленая левая партия» — единственная, кто признает Геноцид армян в стране.

Уругвай стал первой страной, которая признала в 1965 году, а затем в 2004 году.

Кипр был страной, которая признала геноцид армян: сначала в 1975, 1982 и 1990 годах. Более того, она стала первой, кто поднял этот вопрос на Генеральной Ассамблее ООН. Отрицание Геноцида армян также криминализируется на Кипре.

Франция также криминализировала отрицание Геноцида армян в 2016 году, признав его в 1998 и 2001 годах. После принятия законопроекта, который был криминализирован 14 октября 2016 года, он был принят Национальным собранием Франции в июле 2017 года. Он предусматривает наказание года в тюрьме или штраф в размере 45 000 евро.

Греция признала это событие геноцидом в 1996 году и в соответствии с актом 2014 года отказ в наказании наказывается лишением свободы на срок до трех лет и штрафом, который не должен превышать 30 000 евро.

Страны, которые признают Геноцид армян: Швейцария и законы о мемориале

Швейцария признала Геноцид армян в 2003 году, когда отрицание является преступлением. Догу Перинчек, турецкий политик, адвокат и председатель левой националистической патриотической партии, стал первым человеком, получившим преступное обвинение в отказе от Геноцида армян. Решение было принято швейцарским судом в 2007 году.

Дело Перинце было результатом того, что он описывал Геноцид армян как международную ложь в Лозанне в 2005 году. Его дело было обжаловано в Большой палате Европейского суда по правам человека. Его решение было в его пользу на основании свободы слова. По мнению суда: «Г-н Перинчек выступал с речью об историческом, правовом и политическом характере в противоречивых дебатах ».

Хотя он был приговорен к пожизненному заключению в августе 2013 года, он был в конечном итоге освобожден в 2014 году. После его освобождения он примкнул к партии «Справедливость и развитие» и Реджепу Тайипу Эрдогану.

Факты о странах, признающих Геноцид армян и мемориал

Великое Герцогство Люксембург объявило о признании Геноцида армян в 2015 году после того, как Палата депутатов единогласно приняла резолюцию.

Решение Бразилии о признании массовых убийств было одобрено Федеральным Сенатом.

Что касается Боливии, то резолюция о признании геноцида была единогласно одобрена Сенатом и Палатой депутатов при поддержке Министерства иностранных дел.

Болгария стала еще одной страной, признавшей Геноцид армян в 2015 году, но за ней последовала критика. 24 апреля 2015 года в Болгарии использовалась фраза «массовое истребление армянского народа в Османской империи». Их критиковали за то, что они не использовали термин «геноцид». Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что фраза или идиома является болгарским словом «геноцид».

Германия объявила о своем признании дважды: в 2005 и 2016 годах. Сначала резолюция была принята в 2016 году. В том же году в июле немецкий Бундестаг передал ей только один голос против названного события «геноцид».

10 фактов о геноциде армян в 1915 году

Сегодня турецкое правительство по-прежнему отрицает, что массовое убийство примерно 1,5 миллиона армян представляло его как «геноцид». Это несмотря на то, что множество научных статей и прокламаций от уважаемых историков свидетельствовало о том, что события, ведущие к массовым убийствам, а также то, как армяне были убиты, бесповоротно делают этот момент в истории одним из первые холокосты.

1. Согласно истории, турецкий народ отрицает геноцид, говоря: «Армяне были вражеской силой … и их бойня была необходимой военной мерой».

«Война», на которую ссылаются, — это Первая мировая война, и события, предшествующие геноциду армян, — которые были на первом месте в истории Холокоста — предшествовавшей Первой мировой войне более 20 лет.

Один известный турецкий политик, Догу Перинчек, подвергся обстрелу за его отрицания Геноцида армян во время посещения Швейцарии в 2008 году. По данным The Telegraph, швейцарский суд оштрафовал Пержчека после того, как он назвал геноцид «международной ложью». Он обжаловал это обвинение в 2013 году и Европейский суд по правам человека постановил, что обвинения швейцарского суда «нарушили право на свободу выражения».

В настоящее время Амал Клуни (да, новая г-жа Джордж Клуни) присоединилась к юридической команде, которая будет представлять Армению в вызове этой апелляции. По данным The Telegraph, Клуни присоединится ее глава палат, Джеффри Робертсон, КК, который также является автором книги в октябре 2014 года «Неудобный геноцид: кто теперь помнит армян?».

Издатели из Random House заявили, что книга «… не вызывает сомнений, что ужасные события 1915 года стали преступлением против человечества, которое теперь известно как геноцид».

Ирония в возмущении Перйнека по обвинениям, выдвинутым против него, очевидна; Перйнек является сторонником нынешних законов Турции, которые осуждают граждан за разговоры о Геноциде армян.

  1. В Турции обсуждение геноцида армян является незаконным

В Турции обсуждение геноцида армян считается преступлением, наказуемым тюремным заключением. В 2010 году премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган фактически угрожал депортацией 100 000 армян в ответ на законопроект о поминании Геноцида армян, представленный Палате общин.

Корреспондент по иностранным делам, Дэмиен МакЭлрой, подробно рассказывается о событиях в статье. Эрдоган сделал это заявление, позже названное «шантажом» армянским депутатом Грайром Карапетяном, после выпуска законопроекта:

«В настоящее время в нашей стране проживает 170 000 армян. Только 70 000 из них являются гражданами Турции, но мы терпим оставшиеся 100 000 … При необходимости мне, возможно, придется сообщить этим 100 000 вернуться в свою страну, потому что они не мои граждане. Мне не нужно держать их в моей стране.

«Это заявление еще раз доказывает, что в нынешней Турции есть угроза геноцида армян, поэтому мировое сообщество должно оказать давление на Анкару, чтобы признать геноцид», — ответил Карапетян на тонкие угрозы Эрдогана.

  1. Америка была заинтересована в том, чтобы отмечать события как геноцид

Хотя американское правительство и средства массовой информации назвали убийство 1,5 млн. Армян «зверствами» или «массовыми убийствами», слово «геноцид» редко пробивалось в американский народ, описывая события, произошедшие с 1915 по 1923 год. Что слова «Геноцид армян» появились в «Нью-Йорк таймс». Петр Балакян, профессор гуманитарных наук в Университете Колгейт, и Саманта Пауэр, преподаватель Гарвардской школы правительства Кеннеди, составили письмо редактору Times, который впоследствии был опубликован.

В письме Балакян и Сила наказывают «Таймс» и другие средства массовой информации за то, что они не отметили зверства, которые произошли в 1915 году как геноцид.

«Истребление армян признано геноцидом благодаря консенсусу ученых геноцида и Холокоста во всем мире. Неспособность признать это тривиализирует преступление прав человека огромной величины », — говорится в одном отрывке письма. «Это иронично, потому что в 1915 году газета« Нью-Йорк таймс »опубликовала 145 статей о геноциде армян и регулярно использовала слова« систематическое »,« государственное планирование »и« истребление ».

В настоящее время признание США событий 1915 года как геноцида Америки рассматривается Палатой представителей США. Предлагаемая резолюция кратко изложена «Резолюцией о Геноциде армян», но ее официальным титулом является «Х. Res 106 или Подтверждение документа США о резолюции о Геноциде армян ».

  1. Роль религии в геноциде армян

Религиозное происхождение Геноцида армян восходит к 15 веку, когда правительство Армении было поглощено Османской империей. Лидеры Османской империи были в основном мусульманами. Христианские армяне считались меньшинствами Османской империей, и хотя им было «разрешено поддерживать некоторую автономию», их в основном рассматривали как граждан второго сорта; т. е. армянам было отказано в праве голоса, выплачивались более высокие налоги, чем мусульмане, и им было отказано в множестве других юридических и экономических прав. В лидерах Османской империи преобладали оскорбления и предвзятости, поскольку несправедливое отношение к армянам, оказавшимся в насилии в отношении христианских меньшинств.

В начале 1900-х годов Османская империя была демонтирована и захвачена младотурками. Молодые турки изначально сформировались в качестве лидеров, которые будут направлять страну и ее граждан на более демократичное и конституционно обоснованное место. Первоначально армяне были в восторге от этой перспективы, но позже узнали, что модернизация младотурков будет включать в себя истребление как средство «тюркизировать» новое государство.

Правило младотурков станет катализатором того, что сейчас известно как один из первых геноцидов в мире.

Роль религии в этом геноциде была видна, поскольку христианство постоянно рассматривалось как оправдание холокоста, совершаемого воинственными последователями младотурков. Точно так же истребление еврейских граждан считалось оправданием нацистской Германии во время Второй мировой войны.

  1. Пощёчина от султана

Согласно истории, турецкий диктатор Султан Абдул Хамид II сделал эту зловещую угрозу репортеру в 1890 году:

«Я скоро улажу этих армян», — сказал он. «Я дам им пощёчину, которая заставит их … отказаться от своих революционных амбиций».

До Геноцида армян в 1915 году эти угрозы были реализованы во время массовых убийств тысяч армян в период с 1894 по 1896 год. Согласно Объединенному совету по правам человека, призывы христианских армян к реформе привели к «… более 100 000 жителей армянских сел убиты во время широко распространенных погромов, проводимых специальными полками Султана ».

Правитель Османской империи был свергнут группой под названием «Молодые турки». Армяне надеялись, что этот новый режим приведет к справедливому и справедливому обществу для их людей. К сожалению, группа стала экспедиторами геноцида армян во время Первой мировой войны.

  1. Молодые турки

В 1908 году группа «реформаторов», назвавшая себя «младотурками», свергла Султана Хамида и получила лидерство в Турции. Первоначально цель младотурков казалась таковой, которая привела бы страну к равному и справедливому, и армяне надеялись на мир среди своих людей в свете изменений.

Однако быстро стало очевидно, что целью младотурок было «заманить» страну и ликвидировать армян. Молодые турки были катализаторами Геноцида армян, которое произошло во время Первой мировой войны, и были ответственны за убийство почти двух миллионов армян.

Многие удивляются, почему преступления младотурков не рассматриваются как преступления нацистской партии во время Холокоста.

Ученые и историки отмечают, что причиной этого может быть отсутствие подотчетности преступлений турков. После того, как Османская империя сдалась в 1918 году, лидеры младотурок бежали в Германию, где им обещали освободить от любых преследований за свои зверства.

С этого момента турецкое правительство, наряду с несколькими союзниками Турции, отрицает, что геноцид когда-либо имел место. В 1922 году Геноцид армян подошел к концу, оставив только 388 000 армян в Османской империи.

  1. Причины и последствия геноцида Армян 1915 год?

Термин «геноцид» относится к систематическому массовому убийству определенной группы людей. Название «геноцид» не было придумано до 1944 года, когда польско-еврейский адвокат Рафаэль Лемкин использовал термин во время судебных разбирательств для описания преступлений, совершенных высшими нацистскими лидерами. Лимон создал слово, объединив греческое слово «группа» или «племя» (geno-) и латинское слово «kill» (cide).

В интервью CBS 1949 года Лемкин заявил, что его вдохновение для этого термина исходит из того факта, что систематические убийства конкретных групп людей «случались так много раз в прошлом», как и у армян.

  1. Сходства между Геноцидом и Холокостом

Есть несколько свидетельств, свидетельствующих о том, что Геноцид армян был вдохновением для Адольфа Гитлера, прежде чем он возглавил нацистскую партию в попытке уничтожения всего народа. Этот момент был предметом многих острых дискуссий, особенно в отношении предполагаемой цитаты Гитлера относительно армян.

Многие ученые-геноциды заявили, что за неделю до вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года Гитлер спросил: «Кто сегодня говорит об уничтожении армян?»

Согласно статье, опубликованной в газете «Midwestern Quarterly» в середине апреля 2013 года Ганнибалом Трэвисом, действительно возможно, что, как многие утверждают, цитата из Гитлера фактически не была или каким-то образом украшена историками. Беспощадно, Тревис отмечает, что несколько параллелей между Геноцидом и Холокостом являются прозрачными.

Оба использовали концепцию этнической «чистки» или «чистки». По словам Трэвиса, «в то время как младотурки реализовали« чистую развертку внутренних врагов — коренных христиан », согласно тогдашнему немецкому послу в Константинополе … Сам Гитлер использовал« очищение »или« очищение »как эвфемизм для истребления».

Трэвис также отмечает, что даже если бы позорная цитата Гитлера об армянах никогда не происходила, вдохновения, которые он и нацистская партия получили от различных аспектов Геноцида армян, неоспоримы.

  1. Что произошло во время Геноцида армян?

Геноцид армян официально начался 24 апреля 1915 года. За это время младотурки вербовали смертельную организацию лиц, которые были отправлены для преследования армян. Состав этой группы включал убийц и бывших заключенных. Согласно истории, один из офицеров дал указание назвать зверства, которые должны произойти, «… ликвидация христианских элементов».

Геноцид разыгрывался следующим образом:

Армяне были насильно вывезены из своих домов и отправлены на «марши смерти», в которых участвовали походы через пустыню Месопотамии без пищи или воды. Маршеров часто раздирали голыми и заставляли ходить, пока они не умерли. Те, кто остановился для отсрочки или передышки, были расстреляны

Единственные армяне, которых спасли, были подвержены конверсии и / или жестокому обращению. Некоторые дети жертв геноцида были похищены и вынуждены перейти в ислам; эти дети должны были быть воспитаны в доме турецкой семьи. Некоторые армянские женщины были изнасилованы и вынуждены служить рабами в турецких «гаремах».

  1. Празднование Геноцида армян

К 100-летию жестокого холокоста, имевшего место в 1915 году, предпринимались международные усилия в ознаменование жертв и их семей. Первое официальное мероприятие, посвященное 100-летнему юбилею, состоялось во Флоридском Атлантическом университете на юге Флориды. АРМЕНПРЕСС заявляет, что миссия компании состоит в том, чтобы «сохранить армянскую культуру и способствовать ее распространению».

На западном побережье советник Лос-Анджелеса Пол Керкорян примет заявки на художественный конкурс, посвященный 100-летию геноцида армян. согласно заявлению West Side Today, Керкорян заявил, что конкурс «… является способом почтить историю геноцида и подчеркнуть обещание нашего будущего». Он продолжил: «Я надеюсь, что художники и студенты, которые заботятся о правах человека, будут участвовать и помочь почтить память армянского народа ».

За рубежом Национальный комитет Армении (АНК) Австралии официально начал свою кампанию OnThisDay, которая будет сосредоточена на почитании тех, кто пострадал от Геноцида армян. По словам Асбареса, «ANC Australia» подготовила обширный каталог этих газетных вырезок из австралийских архивов, в том числе из «Sydney Morning Herald »,« The Age »,« Argus »и других известных изданий того дня, и будет выпускать их ежедневно на Facebook .

Исполнительный директор ANC Australia Ваче Кахраманян отметил, что выпущенная информация будет включать в себя множество статей, в которых подробно описываются «ужасы» Геноцида армян, а также отчеты об гуманитарных усилиях Австралии за это время.

Ситуация сегодня

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган «… направил приглашения руководителям 102 штатов, солдаты которых сражались в Первой мировой войне, приглашая их принять участие в мероприятии, посвященном юбилею, которое должно состояться 23-24 апреля», в то же время армяне соберутся в ознаменование 100-летия геноцида, пережитого в Османской империи. Приглашение было встречено обидами граждан Армении, которые считали его «недобросовестным», «шуткой» и «политическим маневром» со стороны Эрдогана.

В истории геноцида некоторые историки выделяют два периода. Если на первой стадии (1878-1914 годы) задачей было удержание территории порабощенного народа и организация массового исхода, то в 1915-1922 годах во главу угла было поставлено разрушение этнического и политического армянского клана, препятствовавшего осуществлению программы пантюркизма. До Первой мировой войны разрушение армянской национальной группы осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство (резня в Сасуне, убийства по всей империи осенью и зимой 1895 года, резня в Стамбуле в районе Вана).

Исходная численность народа, жившего на этой территории, является спорным вопросом , так как значительная часть архивов была уничтожена. Известно, что в середине XIX века в Османской империи немусульмане составляли около 56 % населения.

Согласно данным армянского патриархата, в 1878 году в Османской империи проживали три миллиона армян. В 1914 году армянская патриархия Турции оценила количество армян в стране в 1 845 450 человек. Армянское население уменьшилось более чем на миллион из-за резни в 1894-1896 годах, бегства армян из Турции и насильственного обращения в ислам.

Пришедшие к власти после революции 1908 года младотурки продолжили политику по жестокому подавлению национально-освободительного движения. В идеологии старая доктрина османизма была заменена на не менее жесткие концепции пантюркизма и панисламизма. Была начата кампания насильственного отуречивания населения, запрещены нетурецкие организации.

В апреле 1909 года произошла Киликийская резня, массовое убийство армян вилайетов Адана и Аллепо. Жертвами резни стали около 30 тысяч человек, среди которых были не только армяне, но и греки, сирийцы и халдеи. В целом в эти годы младотурки подготовили почву для полного решения "армянского вопроса".

В феврале 1915 года на специальном совещании правительства идеолог младотурок доктор Назим-бей изложил план полного и повсеместного уничтожения армянского народа: "Необходимо полностью истребить армянскую нацию, не оставляя на нашей земле ни одного живого армянина. Даже само слово "армянин " должно быть стерто из памяти…".

24 апреля 1915 года , в день, ныне отмечаемый как День памяти жертв геноцида армян, в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. Были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции, в числе которых были писатели Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак. Не вынеся смерти друзей, лишился рассудка великий композитор Комитас.

В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация армян в Западной Армении.

Всеобщая и систематическая кампания против армянского населения Османской империи заключалась в высылке армян в пустыню и последующих расстрелах, смерти от банд мародёров или от голода или жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи.

21 июня 1915 года, во время заключительного акта депортации, ее главный вдохновитель министр внутренних дел Талаат-паша приказал выслать "всех армян без исключения", живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, за исключением тех, кто был признан полезным для государства. В соответствии с этой новой директивой, депортация производилась по "принципу десяти процентов", согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе.

Процесс изгнания и уничтожения турецких армян завершился серией военных кампаний в 1920 году против беженцев, вернувшихся в Киликию, и во время резни в Смирне (современный Измир) в сентябре 1922 года, когда войска под командованием Мустафы Кемаля вырезали армянский квартал в Смирне, а затем, под давлением западных держав, разрешили эвакуироваться оставшимся в живых. С уничтожением армян Смирны, последней уцелевшей компактной общины, армянское население Турции практически прекратило существование на своей исторической родине. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись по миру, образовав диаспоры в нескольких десятках стран.

Современные оценки количества жертв геноцида разнятся от 200 тысяч (некоторые турецкие источники) до более 2 миллионов армян. Большинство историков оценивают количество жертв от 1 до 1,5 миллиона человек. Свыше 800 тысяч стали беженцами.

Точное число жертв и выживших определить сложно, поскольку с 1915 года, спасаясь от убийств и погромов, множество армянских семей сменило вероисповедание (по некоторым источникам — от 250 тысяч до 300 тысяч человек).

Уже много лет армяне всего мира добиваются того, чтобы международное сообщество официально и безоговорочно признало факт геноцида . Первым специальный декрет, признающий и осуждающий страшную трагедию 1915 года, принял парламент Уругвая (20 апреля 1965 года). Законы, постановления и решения по геноциду армян были в дальнейшем приняты Европарламентом, Государственной Думой России, парламентами других стран, в частности Кипра, Аргентины, Канады, Греции, Ливана, Бельгии, Франции, Швеции, Швейцарии, Словакии, Нидерландов, Польши, Германии, Венесуэлы, Литвы, Чили, Боливии, а также Ватиканом.

Геноцид армян признали свыше 40 американских штатов , австралийский штат Новый Южный Уэльс, канадские провинции Британская Колумбия и Онтарио (город Торонто включительно), швейцарские кантоны Женева и Во, Уэльс (Великобритания), около 40 итальянских коммун, десятки международных и национальных организаций , в том числе Всемирный совет церквей, Лига прав человека, Гуманитарный фонд Эли Визеля, Союз еврейских общин Америки.

Государственная Дума РФ 14 апреля 1995 года приняла заявление "Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах".

Правительство США уничтожение 1,5 миллиона армян в Османской империи, но отказывается называть его геноцидом.

Армянская община США уже давно принятия конгрессом резолюции, признающей факт геноцида армянского народа.

Попытки провести эту законодательную инициативу предпринимались в конгрессе не раз, однако они так и не увенчались успехом.

Вопрос признания геноцида в нормализации отношений между Арменией и Турцией.

Армения и Турция до сих пор не установили дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.

Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян, утверждая, что жертвами трагедии 1915 года были как армяне, так и турки, и крайне болезненно реагирует на процесс международного признания геноцида армян в Османской империи.

В 1965 году на территории католикосата в Эчмиадзине был сооружен памятник жертвам геноцида. В 1967 году в Ереване на холме Цицернакаберд (Ласточкина крепость) была завершена постройка мемориального комплекса. В 1995 году около мемориального комплекса был построен Музей-институт геноцида армян.

Девизом армян всего мира к 100-летию геноцида армян выбраны слова "Помню и требую", а символом — незабудка. Этот цветок на всех языках имеет символический смысл — помнить, не забывать и напоминать. В чашечке цветка графически изображен мемориал в Цицеркаберде с его 12-ю пилонами. Этот символ будет активно использоваться в течение всего 2015 года.

атериал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников