Гендерная роль человека. Гендерная роль

Гендерные роли

Гендерные роли – это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли – вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (эк–спектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении .

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, гендерная роль – это социальное проявление гендерной идентичности индивида .

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под тендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» .

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин – профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаических обществах. Большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть только «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на частной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин – в сфере профессиональной, общественной .

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «естественной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Роберта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и женских ролей в структурно–функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессивная роль предполагает, в первую очередь, заботу о детях и регулирование взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супругами? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится исполнителем инструментальной роли .

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социально–антропологических и психологических данных. Однако феминистская критика показала, что в основе дихотомии инструментальности и экспрессивности – при всей ее эмпирической и житейской убедительности – лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин .

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке С. Бем концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей . Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей . Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне – значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного общества, строя.

На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль производна от особенностей конкретной личности: индивид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом своих представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта .

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Раздел III Гендерные характеристики личности

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Гендерные конфликты Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей соответствовать этим представлениям–требованиям.В

Из книги Наши негласные правила. Почему мы делаем то, что делаем автора Уэйс Джордан

Гендерные представления Гендерные представления понимаются как обусловленные социальным контекстом понятия, взгляды, утверждения и объяснения относительно распределения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в обществе. Гендерные представления как осмысленные

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Гендерные стереотипы Под стереотипом понимается набор черт, приписываемых членам определенной социальной группы [цит. по: 7, с. 147]. В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Гендер и

Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

Гендерные предубеждения Предубеждение в социальной психологии рассматривается как разновидность социальных установок. От обычной социальной установки предубеждения (предрассудки) отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Предубеждение –

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 21 Гендерные роли и сексуальность Е. В. Иоффе

Из книги Какого пола ваш мозг? автора Лемберг Борис

Глава 28 Гендерные стереотипы в спорте Н. С. Цикунова

Из книги Как мы портим наших детей [Коллекция родительских заблуждений] автора Царенко Наталья

Глава 15 Гендерные особенности в информационном культуризме Особенности мужского и женского мозга Ученые давно проявляют интерес к особенностям мышления мужчин и женщин и изучают строение и работу их мозга с этой точки зрения.Выявлено, что у мужчин содержится почти в

Из книги автора

Глава 3. Гендерные роли В 1950-е годы, когда я только еще рос, жизнь казалась проще. В те времена у каждого были свои установленные традиционные роли: матери сидели дома с детьми, а отцы работали. Моя мать могла бы пойти работать, если бы пожелала, но предполагалось, что отец

Из книги автора

Глава 4. Половые и гендерные стереотипы 4.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознанииВеками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их

Из книги автора

Раздел четвертый. Гендерные особенности поведения

Из книги автора

Глава 17. Гендерные особенности кризисов в семье 17.1. Снижение удовлетворенности бракомЮ. Е. Алешина (1985) отмечает, что как отечественные, так и зарубежные исследования показывают, что после рождения ребенка удовлетворенность браком супругов начинает уменьшаться. Пока

Из книги автора

ГЛАВА 4 Гендерные аспекты профессиональной деятельности Занятость женщин профессиональным трудом стремительно росла на протяжении всего XX в. Эта тенденция отчетливо проявилась в развитых капиталистических странах, не говоря уже о нашей стране, где лозунг: «Кто не

Из книги автора

Гендерные коллизии школьного класса Как показала практика, многие конфликты между одноклассниками возникают из-за их принадлежности к разным полам. Избавиться от этого явления, как мы понимаем, невозможно, но знание психологических особенностей мальчиков и девочек,

Из книги автора

Гендерные различия в последовательности развития мозга Самое глубокое различие между мужчинами и женщинами кроется не в какой-либо конкретной мозговой структуре, а скорее в последовательности развития различных мозговых областей. Различные области мозга у обоих полов

Из книги автора

Прививаем гендерные стереотипы – Разве я похожа на мальчика? – Нет. Но вы и на девочку не похожи. «Чебурашка идет в школу». Эдуард Успенский. Спросите 20 любых своих знакомых о том, какие истинно мужские и истинно женские качества они могут назвать, какие социальные

Вопрос 1. Кого называют личностью? Что такое социализация?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Вопрос 2. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Учащиеся имеют право:

На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

На свободу получения информации.

Быть выслушанным.

На свободу мысли, совести и религии.

На уважение человеческого достоинства.

На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.

На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.

На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Ученический Совет школы).

На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.

На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

Вопрос 3. Сравни статус жены и тёщи: какой приписываемый, а какой достигаемый?

Достигаемый статус: жена. Предписанный: теща.

Вопрос 4. Что определяет статус человека?

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Вопрос 5. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.

Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.

Вопрос 6. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость - это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть.

Молодёжь экспериментирует, «примеряет» на себя различные взрослые роли, испытывает себя в разнообразных видах деятельности. В этом возрасте часто говорят: «Решил попробовать... (заняться автоделом, работать в компьютерной фирме, создать музыкальную группу, поступить в колледж и т. п.), посмотрим, что получится». Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.

Вопрос 7. Что входит в понятие «социальная роль»?

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение, присущее этому статусу.

Вопрос 8. Что такое гендер?

Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Вопрос 9. Как закрепляются гендерные роли?

Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.

В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии.

Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но вне меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

Вопрос 10. Выскажи своё мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».

Это утверждение верно ведь люди с низким статусом не ценятся в обществе, на них выпадает более тяжёлая роль, потому что уважение к ним намного меньше чем к тем что по статусу выше.

Вопрос 11. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом - появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?

Начало юности - это, естественно, смена настроений. при переходном возрасте это происходит довольно часто, поэтому нетрудно заметить. Конец - это уже приобретение какого-либо опыта, мудрости.

Вопрос 12. «А как необозримо отрочество, каждому известно... Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое», - писал Б. Л. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.

Эти строки говорят о том, что в детстве мы формируемся быстрее и в большей степени чем в другом возраст, так например в начале жизни закладываются нравственные позиции человека, его отношение к окружающему миру, его база знаний (которая в последствии определит успешность).

17 361

Малыш еще не родился, но мы, узнав его пол, покупаем одежду, коляску, обставляем детскую... Для мальчика мы выбираем сине-голубые тона, для девочки – розовые. Так начинается «гендерное воспитание». Потом мальчик получает в подарок машинки, а девочка – куклы. Сына мы хотим видеть мужественным, смелым и сильным, а дочь – ласковой, мягкой и уступчивой. О том, как влияют на детей наши гендерные ожидания, рассказывает врач и психолог Игорь Добряков.

Слово «гендер» было введено в обращение, для того чтобы отделить социальные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими делить всех людей на мужчин и женщин и причислять себя к одной из групп. Иногда при хромосомном сбое или в результате отклонений в развитии эмбриона рождается человек, сочетающий в себе половые признаки как мужчины, так и женщины (гермафродит). Но это случается крайне редко.

Один психолог в шутку сказал, что пол – это то, что между ног, а гендер – то, что между ушами. Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям. Эти ожидания задают определенные образцы поведения (гендерные роли) для мужчин и женщин в зависимости от гендерных стереотипов – того, что в обществе считается «типично мужским» или «типично женским».

Возникновение гендерной идентичности тесно связано и с биологическим развитием, и с развитием самосознания. В два года , но не до конца понимают, что это значит, однако под влиянием примера и ожиданий взрослых уже начинают активно формировать свои гендерные установки, учатся различать пол окружающих по одежде, прическе, чертам лица. К семи годам ребенок осознает неизменность своего биологического пола. В подростковом возрасте происходит формирование гендерной идентичности: бурное половое созревание, проявляющееся изменениями тела, романтическими переживаниями, эротическими желаниями, его стимулирует. Это оказывает сильнейшее влияние на дальнейшее формирование гендерной идентичности. Происходит активное освоение форм поведения и становление характера в соответствии с представлениями родителей, ближайшего окружения, общества в целом о фемининности (от лат. femininus – «женский») и маскулинности (от лат. masculinus – «мужской»).

Гендерное равенство

За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей. Гендерное неравенство создает благоприятную почву для гендерного насилия. Сохранившиеся с архаических времен стереотипы приписывают женщинам и мужчинам разный сценарий сексуального поведения: для мужчин допускается большая сексуальная активность и агрессивность, от женщин ожидается пассивное послушание и подчинение мужчине, что легко превращает ее в объект сексуальной эксплуатации.

Равные в различии

И женщина, существовали всегда, но различались в разные эпохи и у разных народов. Более того, в разных семьях, живущих в одной стране и принадлежащих к одному классу, представления о «настоящих» мужчине и женщине могут значительно различаться.

В современных странах западной цивилизации постепенно возобладали идеи гендерного равенства между мужчинами и женщинами, и это постепенно уравнивает их роли в обществе и семье. Избирательные права для женщин были законодательно закреплены совсем недавно (по историческим меркам): в США в 1920 году, в Греции в 1975 году, в Португалии и Испании – в 1974 и 1976 году, а один из кантонов Швейцарии уравнял женщин и мужчин в избирательных правах лишь в 1991 году. В некоторых государствах, например Дании, создано особое министерство, занимающееся вопросами гендерного равенства.

В то же время в странах, где сильно влияние религии и традиций, чаще встречаются взгляды, согласно которым признается право мужчин доминировать, управлять женщинами, властвовать над ними (так, например, в Саудовской Аравии женщинам обещали предоставить право голоса лишь с 2015 года).

Мужские и женские качества проявляются в рисунке поведения, во внешнем виде, в предпочтении тех или иных увлечений, занятий. Есть различия и в ценностях. Считается, что женщины больше ценят человеческие отношения, любовь, семью, а мужчины – социальную успешность, независимость. Однако в реальной жизни окружающие нас люди демонстрируют сочетание и фемининных, и маскулинных личностных черт, значимые для них ценности могут существенно варьироваться. Кроме того, проявляющиеся ярко в одних ситуациях маскулинные или фемининные черты в других могут быть незаметны. Подобные наблюдения привели австрийского ученого Отто Вейнингера (Otto Weininger) к мысли о том, что у каждой нормальной женщины и у каждого нормального мужчины есть черты и своего, и противоположного пола, индивидуальность человека определяется преобладанием мужского над женским или наоборот*. Он использовал термин «андрогинность» (греч. ανδρεία – мужчина; греч. γυνής – женщина) для обозначения сочетания мужских и женских черт. Русский философ Николай Бердяев назвал идеи Вейнингера «гениальными интуициями»**. Вскоре после публикации работы Вейнингера «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. В организме мужчины вырабатываются вместе с мужскими половыми гормонами и женские, а в женском организме наряду с женскими – мужские. Их сочетание и концентрация оказывают влияние на внешний облик и сексуальное поведение человека, формируют его гормональный пол.

Поэтому в жизни мы встречаемся с таким разнообразием проявлений мужского и женского. У некоторых мужчин и женщин преобладают соответственно маскулинные и фемининные качества, у других наблюдаются баланс тех и других. Психологи считают, что личности андрогинного типа, у которых сочетаются высокие показатели и маскулинности и фемининности, обладают большей гибкостью поведения, а потому наиболее адаптивны и психологически благополучны. Поэтому воспитание детей в жестких рамках традиционных гендерных ролей может оказать им плохую услугу.

Игорь Добряков – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

В плену стереотипов

Большинство людей считают, что женщине присущи такие свойства, как чувствительность, нежность, заботливость, чуткость, терпимость, скромность, уступчивость, доверчивость и т. п. Девочек приучают быть послушными, аккуратными, отзывчивыми.

Настоящими мужскими качествами считаются смелость, настойчивость, надежность, ответственность и т. п. Мальчиков учат полагаться на собственные силы, добиваться своего, быть независимыми. Наказания за проступки для мальчиков, как правило, более суровы, чем для девочек.

Многие родители поощряют у своих детей поведение и игры, традиционно свойственные их полу, и сильно переживают, когда замечают обратное. Покупая мальчикам машинки и пистолеты, а девочкам – куклы и коляски, родители, часто не сознавая этого, стремятся воспитывать сильных мужчин – добытчиков и защитников, и настоящих женщин – хранительниц очага. Но в том, что мальчик готовит обед на игрушечной плите и кормит плюшевого медвежонка, а девочка собирает конструктор и играет в шахматы, нет ничего плохого. Подобные занятия способствуют многостороннему развитию ребенка, формируют у него важные черты (заботливость у мальчика, логическое мышление – у девочки), готовят к жизни в современном обществе, где уже давно женщины и мужчины одинаково успешно овладевают одними и теми же профессиями и во многом играют одинаковые социальные роли.

Говоря мальчику: «Дай сдачи, ты же мальчик» или «Не реви, ты не девочка», родители воспроизводят гендерные и невольно, а то и сознательно закладывают основу для будущего агрессивного поведения мальчика и ощущения превосходства над девочками. Когда взрослые или друзья осуждают «телячьи нежности», они тем самым запрещают мальчику, а потом и мужчине проявлять внимание, заботу, ласку. Фразы типа «Не испачкайся, ты же девочка», «Не дерись, дерутся только мальчишки» формируют у девочки чувство собственного превосходства над грязнулями и драчунами, а призыв «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка» ориентирует играть вторые роли, уступая пальму первенства мужчинам.

Мифы о мальчиках и девочках

Какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы?

В 1974 году Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий. Чтобы выяснить, насколько близки к истине ваши стереотипные представления, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений истинны.

1. Девочки более общительны, чем мальчики.

2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек.

3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания.

4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением, нежели девочки.

5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек.

6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков.

7. У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха.

8. Девочки не столь агрессивны, как мальчики.

9. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики.

10. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики – к зрительным раздражителям.

Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления.

1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.

2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.

3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще предоставляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.

5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить важное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.

6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.

7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже – на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.

8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.

9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибелов кажется им в два раза громче. У женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность»*.

* Фрагменты из книги У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодни «Основы сексологии» (Мир, 1998).

Как складывается социальный пол

Формирование гендерной идентичности начинается в раннем возрасте и проявляется субъективным чувством принадлежности к мальчикам или к девочкам. Уже в трехлетнем возрасте мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки – с девочками. Совместные игры также присутствуют, и они очень важны для приобретения навыков общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о «правильном» поведении для мальчика и девочки, которые им «транслируют» воспитатели и детский коллектив. Но главным авторитетом во всех вопросах, в том числе гендерных, для маленьких детей являются родители. Для девочек очень важен образ не только женщины, главным примером которой служит мать, но и образ мужчины, так же как для мальчиков важны образцы и мужского, и женского поведения. И конечно же, родители дают детям первый пример отношений между мужчиной и женщиной, который во многом определяет их особенности поведения при общении с лицами противоположного пола, представления об отношениях в паре.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»). Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В детских сообществах женственные мальчики подвергаются насмешкам, их обзывают «слабаками», «слюнтяями». Нередко насмешки сопровождаются физическим насилием. В подобных ситуациях необходимо своевременное вмешательство учителей, нужна моральная поддержка ребенка со стороны родителей.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы, при этом избегая представителей другого пола. Исследования белорусского психолога Якова Коломинского*** показали, что при необходимости отдать предпочтение трем одноклассникам мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Однако эксперимент, поставленный нами, убедительно доказал, что если дети уверены, что их выбор останется в тайне, то многие из них выбирают лиц противоположного пола****. Это свидетельствует о значимости усвоенных ребенком гендерных стереотипов: он опасается, что дружба или даже общение с представителем другого пола могут заставить окружающих усомниться в правильном усвоении им своей гендерной роли.

В период полового созревания подростки, как правило, стараются подчеркивать свои гендерные качества, в перечень которых начинают включать и общение с противоположным полом. Мальчик-подросток, стремясь показать свою мужественность, не только занимается спортом, проявляет решительность, силу, но и активно демонстрирует интерес к девочкам и вопросам секса. Если же он избегает этого и у него замечают «девчачьи» свойства, то он неизбежно становится мишенью для насмешек. Девочки в этот период беспокоятся о том, насколько они привлекательны для противоположного пола. При этом под влиянием традиционных они замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает мальчиков, которым хочется проявить свои уменья и силу, выступить в роли защитника и покровителя.

В этот период авторитет взрослых уже не так высок, как в детстве. Подростки начинают ориентироваться на стереотипы поведения, принятые в их среде и активно продвигаемые массовой культурой. Идеалом девушки может стать сильная, успешная и самостоятельная женщина. Все реже доминирование мужчины в любви, в семье и в коллективе воспринимается как норма. Подвергается сомнению гетеросексуальная нормативность, то есть «правильность» и допустимость влечения только к представителю противоположного пола. Все большее понимание находит «нестандартная» гендерная самоидентификация. Сегодняшние подростки и молодые люди более либеральны в своих взглядах на сексуальность и сексуальные отношения.

Усвоение гендерных ролей и становление гендерной идентификации происходит в результате сложного взаимодействия природных задатков, индивидуальных особенностей ребенка и его окружения, микро- и макросоциума. Если родители, зная закономерности этого процесса, не навязывают ребенку свои стереотипы, а помогают ему раскрыть свою индивидуальность, то в подростковом и более старшем возрасте у него будет меньше проблем, связанных с половым созреванием, осознанием и принятием своего пола и гендера.

Без двойных стандартов

Двойные стандарты проявляются в самых разных областях жизни. Когда речь идет о мужчинах и женщинах, они прежде всего касаются сексуального поведения. Традиционно за мужчиной признается право на сексуальный опыт до вступления в брак, а от женщины требуется, чтобы до замужества. При формальном требовании взаимной верности обоих супругов внебрачные связи мужчины не осуждаются так строго, как измены женщины. Двойной стандарт предписывает мужчине роль опытного и ведущего партнера в сексуальных отношениях, а женщине – пассивной, ведомой стороны.

Если мы хотим воспитать ребенка в духе гендерного равенства, необходимо показывать ему пример одинакового отношения к людям независимо от их пола. В разговорах с ребенком не связывайте то или иное занятие или работу по дому или профессию с половой принадлежностью – папа может мыть посуду, а мама – ездить на машине за продуктами; бывают женщины-инженеры и мужчины-повара. Не допускайте двойных стандартов в отношении мужчин и женщин и будьте нетерпимы к всякому насилию, от кого бы оно ни исходило: девочка, задирающая мальчика, заслуживает того же порицания, что и мальчик, отбирающий у нее игрушку. Гендерное равенство не отменяет половых и гендерных различий и не отождествляет женщин и мужчин, девочек и мальчиков, но позволяет каждому человеку найти свой способ самореализации, определить свой жизненный выбор независимо от привычных гендерных стереотипов.

* О. Вейненгер «Пол и характер» (Латард, 1997).

** Н. Бердяев «Смысл творчества» (АСТ, 2007).

*** Я. Коломинский «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Народная Асвета, 1984).

**** И. Добряков «Опыт исследования гетеросексуальных отношений детей препубертатного возраста» (в книге «Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии», ЛПМИ, 1986).

Возможны варианты

Не делайте из мальчика «настоящего мужчину», советует родителям социолог и сексолог Игорь Кон*.

Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых, возможностях.

Не воспитывайте в нем воинственность.

Исторические судьбы современного мира решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой Отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.

Не учите мальчика относиться к женщине с позиции силы.

Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, в зависимости от их и своих ролей и особенностей.

Не пытайтесь формировать детей по собственному образу и подобию.

Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача – помочь ребенку стать самим собой.

Не пытайтесь навязать ребенку определенный род занятий и профессию.

К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь – с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.

Не заставляйте детей реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии.

Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти, – помочь ребенку выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.

Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны.

Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он относится к ребенку.

Не верьте, что в неполных семьях вырастают неполноценные дети.

Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» – не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.

Не пытайтесь заменить ребенку общество сверстников,

избегайте конфронтации с их средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать, это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье.

Не злоупотребляйте запретами и по возможности избегайте противоборства с ребенком.

Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.

Никогда не применяйте телесных наказаний.

Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.

Не слишком уповайте на опыт предков.

Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

: первое понятие описывает внешние по отношению к человеку социальные ожидания в связи с его гендерной принадлежностью, второе - внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера. Гендерная идентичность и гендерная роль человека могут не совпадать - в частности, у трансгендерных и интерсексуальных людей. Приведение гендерной роли в соответствие с гендерной идентичностью представляет собой часть трансгендерного перехода .

Гендерные роли в разных культурах

В современных обществах господствует бинарная гендерная система - способ социальной организации, при котором люди разделяются на две противоположные группы - мужчин и женщин. Бинарная гендерная система подразумевает жёсткое соответствие между приписанным при рождении полом и гендерной ролью, а также другими параметрами (в частности, гендерной идентичностью и сексуальной ориентацией). Как свидетельствуют антропологические исследования, установление такого соответствия не универсально: во многих культурах биологический, в частности анатомический пол не играет ключевой роли в определении гендерной роли или гендерной идентичности . Не универсально и выделение только двух гендеров. Например, во многих коренных североамериканских культурах выделяется три или четыре гендера и соответствующих гендерных роли . В западноафриканской культуре йо́руба гендер традиционно не является значимой социальной категорией, а социальные роли определяются в первую очередь возрастом и родством .

Даже в близких культурах или в рамках одной культуры гендерные роли могут заметно различаться. Например, в европейской светской культуре XVIII - XIX веков от женщин ожидалось, что они будут слабыми и хрупкими, а в большинстве крестьянских культур женщины считались от природы сильными и выносливыми . В западных (североамериканских и западноевропейских) культурах среднего класса начиная с 1950-х годов женская гендерная роль была ролью домохозяйки, и участие в производительном труде для женщин было исключено. При этом в то же время и в тех же обществах работа вне дома была ожидаемым и самоочевидным элементом гендерной роли для женщин рабочего класса . Женская гендерная роль в социалистических обществах также подразумевала сочетание работы вне дома, работы по дому и заботы о семье .

Исторический аспект

Соотношение гендерных ролей существенно изменялось в течение истории человечества. В частности, историки отмечают значительное повышение социальной роли женщин в Европе периода позднего средневековья (1300-1500 гг.)

Объяснения гендерного развития

В дебатах о происхождении гендерных ролей и различий есть две основные точки зрения: сторонники биологического детерминизма предполагают, что гендерные различия определяются биологическими, природными факторами, а сторонники социального конструктивизма - что они формируются обществом в процессе социализации . В науке были выдвинуты разные теории гендерного развития. Биологически-ориентированные теории, объясняющие различия в гендерных ролях эволюцией , не нашли убедительных эмпирических подтверждений . Эмпирические исследования также опровергли психоаналитические теории, которые объясняли гендерное развитие через отношения ребёнка с родителями . Наиболее убедительные эмпирические подтверждения существуют для когнитивных и социально-когнитивных теорий, которые объясняют гендерное развитие сложным взаимодействием биологических, когнитивных и социальных факторов .

Точки зрения на происхождение гендерных ролей

Обыденное сознание часто представляет существующие в данном обществе в конкретный исторический период гендерные роли как естественные и природные. Существует также множество исследований, стремящихся выявить биологические основания гендерных ролей - в частности, установить биологическое происхождение гендерных различий между мужчинами и женщинами, а также найти биологические причины гендерной неконформности . Но накопленные на сегодняшний день исторические и антропологические знания не подтверждают эту точку зрения, так как разнообразие представлений о гендере и гендерных ролях в культурах мира и на протяжении истории слишком велико. При этом в современных социальных науках собрано множество данных о том, как гендерные роли формируются под влиянием различных социальных процессов.

Биологический детерминизм

Точка зрения, согласно которой социальные явления определяются биологическими факторами, называется биологическим детерминизмом . Близкое к нему понятие - натурализация социальных практик - описывает процесс интерпретации социальных практик как фактов природы . Биологический детерминизм в отношении гендерных ролей выражается, например, в широко распространённых утверждениях о том, что материнство - это природное предназначение женщины, или о том, что мужчинам от природы не свойственна эмоциональность.

С конца XIX века учёные из разных научных областей провели множество исследований гендерных различий между мужчинами и женщинами. Вплоть до 1970-х годов основной целью этих исследований было подтвердить биологическую природу гендерных различий и обосновать содержание существующих гендерных ролей. Однако результаты большинства исследований показывают, что сходств между мужчинами и женщинами гораздо больше, чем различий . В широко цитируемом обзорном исследовании психологи Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин приводят четыре параметра, по которым были обнаружены различия между мужчинами и женщинами: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность . Но даже эти обнаруженные различия невелики и сильно зависят от методики и условий проведения исследования .

С 1970-х годов учёные также заинтересовались причинами гендерной неконформности , то есть нарушения гендерных ролей. Проводились, в частности, исследования, направленные на выяснение биологических причин транссексуальности . В настоящее время существуют теории, связывающие транссексуальность с генетикой , структурой мозга , деятельностью мозга и воздействием андрогенов во время внутриутробного развития . При этом результаты этих исследований также спорны - например, выявленные особенности строения мозга транссексуальных людей не уникальны (сходные отличия наблюдаются у гомосексуальных людей по сравнению с гетеросексуальными) , и существуют данные о том, что строение мозга может меняться под влиянием жизненного опыта.

Социальный конструктивизм

Точка зрения, согласно которой гендерные роли формируются, или конструируются, обществом, принадлежит к теории социального конструктивизма . Основу для изучения социальной природы и процессов конструирования гендерных ролей заложили, в частности, теоретические работы Симоны де Бовуар и Мишеля Фуко . Исследования социального конструирования гендерных ролей показывают, каким образом в процессе социализации и взаимодействия между людьми формируются те гендерные различия и ожидания, которые в обыденном сознании воспринимаются как природные и естественные.

По данным новейших исследований, обнаруживаемые различия между мужчинами и женщинами во многом объясняются социальными факторами. Например, исследования выявляют несколько причин, по которым женщины менее успешны в математике, чем мужчины: во-первых, им недостаёт уверенности в своих способностях , во-вторых, они считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области , в-третьих, родители и учителя поощряют девочек заниматься математикой гораздо меньше, чем мальчиков . Таким образом, как отмечают некоторые исследователи, гендерные стереотипы срабатывают как самоисполняющиеся пророчества : в ходе социализации людям сообщают информацию о гендерных ролях, которая формирует их ожидания от самих себя, и в результате они проявляют гендерно-конформное поведение .

Биологические теории

Биологически-ориентированные объяснения гендерного развития и различий широко распространены. Одна из самых влиятельных таких теорий - эволюционная психология - объясняет гендерную дифференциацию наследственностью . Наследственное происхождение гендерных ролей анализируется через предпочтения в выборе сексуальных партнёров , репродуктивные стратегии, вклад родителей в заботу о потомстве и агрессивность мужчин. С точки зрения этой теории, современные гендерные роли обусловлены успешной адаптацией предков современного человека к различиям в репродуктивных задачах мужчин и женщин.

Эмпирические данные опровергают основные положения биологических теорий гендерного развития. Многие исследователи также критикуют методологию биологически-ориентированных исследований . Тем не менее, биологические теории продолжают пользоваться большой популярностью, в том числе у широкой публики. По мнению некоторых авторов, это связано с тем, что во многих обществах обыденное сознание приписывает биологии статус абсолютной истины . Кроме того, положения биологических теорий соответствуют гендерным стереотипам .

Репродуктивные стратегии

Согласно эволюционной психологии, в процессе эволюции у мужчин и женщин закрепились на генетическом уровне разные репродуктивные стратегии, продиктованные необходимостью обеспечить выживаемость человека как биологического вида . Репродуктивная стратегия мужчин направлена на максимальное распространение своих генов , поэтому мужчины предпочитают иметь много сексуальных партнёрш и не тратить время на заботу о потомстве. Репродуктивная стратегия женщин направлена на то, чтобы иметь мало сексуальных партнёров, которые при этом будут способны обеспечить их самих и их потомство необходимыми ресурсами для выживания.

Многие исследователи ставят под сомнение само понятие репродуктивной стратегии. С точки зрения общей теории эволюции , естественный отбор определяется непосредственной практической пользой, а не будущими целями . Утверждение о том, что древние мужчины стремились стать отцами как можного большего числа детей, а древние женщины - найти надёжных кормильцев, предполагает, что у них была осознанная или неосознанная цель, что, по мнению некоторых авторов, противоречит дарвинистскому функциональному объяснению .

Другие авторы отмечают, что гипотеза эволюционной психологии не подтверждается эмпирическими данными. В частности, предположение о том, что древним женщинам не хватало еды в период беременности и лактации , выглядит вполне убедительным, однако с той же успешностью исходя из этого можно предположить, что в связи с этим у женщин развились повышенные способности к ориентации в пространстве и память, которые бы позволили им находить и запоминать расположение источников пищи. Для обоснования любой гипотезы о конкретных адаптивных механизмах требуется дополнительная информация . Такой информацией могли бы служить данные молекулярных исследований окаменелых человеческих останков или данные археологии , однако таких данных эволюционная психология не предлагает. Некоторые авторы отмечают, что концепция репродуктивных стратегий представляет собой попытку «задним числом» объяснить современные гендерные стереотипы .

Против гипотезы о репродуктивных стратегиях также говорят данные антропологии . Они показывают, в частности, что на репродуктивное поведение влияют культурные представления о человеческом теле и размножении . В культурах, где считается, что для размножения необходимо оплодотворение несколькими партнёрами, женщины вступают в сексуальный контакт с разными партнёрами, и эти партнёры не ревнуют друг к другу .

Выбор сексуальных партнёров

Эволюционная психология утверждает, что мужчины склонны выбирать молодых и физически привлекательных партнёрш, потому что такие партнёрши скорее смогут выносить здоровое потомство, а женщины склонны выбирать финансово обеспеченных мужчин, которые смогут их прокормить . В подтверждение этих данных приводятся результаты опросов, в которых мужчины и женщины называли наиболее привлекательные для себя характеристики потенциальных партнёров. Однако многочисленные исследования показывают, что то, что люди говорят, значительно отличается от того, как они в действительности себя ведут: на деле физическая привлекательность одинаково влияет на выбор партнёров мужчинами и женщинами . С другой стороны, показатели физической привлекательности отличаются крайне большим разнообразием в разных культурах мира, и большинство из этих характеристик не имеют отношения к фертильности . Некоторые авторы также указывают, что эволюционная психология объясняет только гетеросексуальное поведение, и высказывают предположение, что сторонники эволюционной психологии избегают рассматривать данные исследований негетеросексуальных людей, поскольку их поведение и гендерные роли не совпадают с гендерными стереотипами и тем самым подрывают эволюционные объяснения .

Агрессивное поведение

Психоаналитические теории

Хотя психоаналитическая теория оказала большое влияние на становление психологии развития , эмпирические данные её не подтверждают. Исследования не обнаружили тесной связи между идентификацией с родителем своего пола и усвоением гендерной роли . Образцами для подражания в поведении детей гораздо чаще становятся заботливые взрослые или взрослые, наделённые социальной властью, чем угрожающие взрослые, с которыми ребёнка связывают отношения соперничества .

Отсутствие эмпирических подтверждений классической психоаналитической теории привело к появлению разнообразных обновлённых её вариантов. В области гендерного развития одна из самых влиятельных новейших версий - это теория Нэнси Чодороу. Согласно этой теории, гендерная идентификация формируется во младенчестве, а не в фаллической фазе , как утверждал Фрейд. И мальчики, и девочки изначально идентифицируют себя с матерью, но, поскольку дочери одного пола с матерью, идентификация между дочерьми и матерями сильнее, чем между сыновьями и матерями. В ходе дальнейшего развития девочки сохраняют идентификацию с матерью и психологически сливаются с ней. В результате представления девочки и женщины о себе характеризуется сильным чувством взаимозависимости, которое выливается в стремление к межличностным отношениям и побуждает женщину, в свою очередь, становиться матерью . Развитие мальчика определяется стремлением отделиться от матери и в дальнейшем определять себя через отличие от женщин, что приводит к принижению женственности .

Но эмпирические данные не подтверждают и теорию Чодороу. Исследования не обнаруживают наличия более тесной связи между матерями и дочерьми, чем между матерями и сыновьями . Также нет данных о том, что потребности женщин в межличностных отношениях удовлетворяются только через материнство. Напротив, как показывают исследования, женщины, чья единственная социальная роль - это роль матери и жены, больше подвержены появлению психологических проблем, чем бездетные замужние или незамужние женщины и работающие матери .

Когнитивные и социальные теории

К когнитивным и социальным теориям гендерного развития относятся теории когнитивного развития , гендерных схем , социального научения и социально-когнитивная теория . Хотя на начальных этапах эти теории существенно отличались друг от друга, а их сторонники вели острые дискуссии между собой, современные версии этих теорий имеют много общего . В целом когнитивные и социальные теории рассматривают гендерное развитие как сложный процесс взаимодействия биологических, социальных и когнитивных факторов. Все они уделяют существенное внимание социальным источникам гендерного развития и активной роли, которую в собственном гендерном развитии играет человек .

Социальные источники гендерного развития

К социальным источника гендерного развития относят, в частности, влияние родителей, других значимых взрослых и сверстников, а также информационное давление со стороны СМИ , кино , литературы и т. д.

Влияние родителей

Различия в воспитании мальчиков и девочек описываются понятием «дифференциальная социализация». Дифференциальная социализация необязательно выражается в виде прямых указаний или запретов. Как показывают исследования, дифференциальная социализация начинается ещё до рождения ребёнка, как только его пол определяется при помощи ультразвукового исследования . Матери, узнавшие таким образом пол будущего ребёнка, описывают мальчиков как «активных» и «подвижных», а девочек как «спокойных» . С рождения дети, как правило, находятся среди гендерно-специфичных игрушек, пелёнок и других предметов; младенцев-мальчиков называют «крупными», «сильными» и «независимыми», а девочек - «нежными», «деликатными» и «красивыми», даже если объективных различий во внешнем облике или поведении младенцев нет . Таким образом, представления и ожидания от детей, связанные с гендером, формируются взрослыми на основании гендерных стереотипов задолго до того, как ребёнок может начать проявлять то или иное поведение.

Дифференциальная социализация продолжается и в дальнейшей жизни ребёнка. Например, многочисленные исследования показывают, что родители больше стимулируют и больше реагируют на двигательную активность у младенцев-мальчиков, чем у девочек . Ещё один показательный эксперимент касается влияния гендерных стереотипов взрослых на выбор игрушек для детей. Эксперимент первоначально проводили с участием трёхмесячного ребёнка, а позднее повторно с участием нескольких детей в возрасте от трёх до 11 месяцев. Трём группам взрослых предлагалось поиграть с ребёнком, при этом первой группе говорили, что ребёнок - девочка, второй - что это мальчик, третьей о гендере ребёнка не сообщали. В распоряжении взрослых было три игрушки: кукла, мяч и гендерно-нейтральное зубное кольцо. Большинство взрослых, которые считали ребёнка мальчиком, предлагали ему мяч, а большинство считавших ребёнка девочкой - куклу, не пытаясь выяснить, какая из игрушек больше интересует самого ребёнка .

Влияние сверстников

По мере расширения социального мира ребёнка ещё одним важным источником гендерного развития, как и социального научения в целом, становятся коллективы сверстников. Во взаимодействии со сверстниками дети, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста , поощряют друг друга за гендерно-типичное поведение, а также за игры в гендерно-однородных группах, и наказывают за поведение, которое считается неподходящим для их гендера .

Информационное давление

Наконец, значительную роль в гендерном развитии играют СМИ , в особенности телевидение , а также литература , кино и видеоигры . В этих источниках, из которых дети получают информацию о гендерных ролях, мужчины и женщины часто изображаются преувеличенно стереотипно : мужчины изображаются активными и предприимчивыми, а женщины - зависимыми, лишёнными амбиций и эмоциональными. Изображение профессиональной жизни мужчин и женщин часто не соответствует реальному положению дел: мужчины изображаются как представители разнообразных профессий, лидеры и начальники, а женщины - либо как домохозяйки, либо как работающие на низкостатусных должностях. Такое изображение не соответствует ни реальной статистике профессиональной занятости мужчин, ни широкой вовлечённости женщин в профессиональную деятельность . Как показывают исследования, гендерные стереотипы в СМИ и культуре оказывают большое влияние на детей: те, кто много смотрит телевизор, формируют более стереотипные представления о гендерных ролях . С другой стороны, нестереотипное изображение представителей разных гендеров расширяет спектр желаний и стремлений у детей, а также варианты ролей, которые они считают приемлемыми для своего гендера . Повторяющееся изображение равного участия представителей разных гендеров в тех или иных занятиях способствует устойчивому смягчению гендерно-стереотипных представлений у маленьких детей .

Активная роль человека в гендерном развитии

Социальные источники гендерного развития нередко предоставляют противоречивую информацию о гендерных ролях и накладывают на ребёнка противоречивые ожидания . Это требует от ребёнка, начиная с самого раннего возраста, активно искать и выстраивать свои собственные правила и представления о гендере как о новой для него и значимой социальной категории . Активность в формировании представлений о гендере проявляется, в частности, в избирательном внимании и памяти , а также в формировании предпочтений - например, гендерно-типичных или нетипичных игрушек, игр со сверстниками своего или другого гендера .

Значение гендерных ролей

См. также

Примечания

  1. Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations . - Waveland Pr Inc, 1999. - ISBN 978-1577660743 .
  2. Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America . - Palgrave Macmillan, 2000. - ISBN 978-0312224790 .
  3. Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. - 2002. - Т. 2 .
  4. Коннелл Р. Гендер и власть: Общество, личность и гендерная политика . - М. : Новое литературное обозрение, 2015. - ISBN 978-5-4448-0248-9 .
  5. hooks, bell. Rethinking the Nature of Work // Feminist Theory: From Margin to Center . - Pluto Press, 2000. - ISBN 9780745316635 .
  6. Здравомыслова Е., Темкина А. (ред.). Российский гендерный порядок: социологический подход. - СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - ISBN 978-5-94380-060-3 .
  7. , Гендерные роли в позднесредневековой Европе, с. 297.
  8. Bussey, K., Bandura, A. Social cognitive theory of gender development and differentiation // Psychological review. - 1999. - Т. 106 , № 4 . - С. 676-713 .
  9. Fausto-Sterling, A. Beyond difference: A biologist"s perspective // Journal of Social Issues. - 1997. - Т. 53 , № 2 . - С. 233–258 .
  10. Martin, C.L., et al. Cognitive Theories of Early Gender Development // Psychological Bulletin. - 2002. - Т. 128 , № 6 . - С. 903-933 .
  11. Бёрн Шон . Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. - СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
  12. Maccoby, E., and Jacklin, C. The Psychology of Sex Differences . - Stanford University Press, 1974. - ISBN 9780804708593 .
  13. Hare, L; Bernard, P; Sanchez, F; Baird, P; Vilain, E; Kennedy, T; Harley, V (2009). “Androgen Receptor Repeat Length Polymorphism Associated with Male-to-Female Transsexualism” . Biological Psychiatry . 65 (1): 93-6. DOI :10.1016/j.biopsych.2008.08.033 . PMC . PMID .
  14. Kruijver F. P., Zhou J. N., Pool C. W., Hofman M. A., Gooren L. J., Swaab D. F. Male-to-female transsexuals have female neuron numbers in a limbic nucleus // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. - 2000. - № 85(5). - P. 2034-2041.
  15. Berglund, H.; Lindstrom, P.; Dhejne-Helmy, C.; Savic, I. (2007). “Male-to-Female Transsexuals Show Sex-Atypical Hypothalamus Activation When Smelling Odorous Steroids”. Cerebral Cortex . 18 (8): 1900-8. DOI :10.1093/cercor/bhm216 . PMID .
  16. Schneider, H; Pickel, J; Stalla, G (2006). “Typical female 2nd–4th finger length (2D:4D) ratios in male-to-female transsexuals-possible implications for prenatal androgen exposure”. Psychoneuroendocrinology . 31 (2): 265-9. DOI :10.1016/j.psyneuen.2005.07.005 . PMID .
  17. LeVay S (August 1991). “A difference in hypothalamic structure between heterosexual and homosexual men”. Science . 253 (5023): 1034-7. DOI :10.1126/science.1887219 . PMID .
  18. Byne W, Tobet S, Mattiace LA; et al. (September 2001). “The interstitial nuclei of the human anterior hypothalamus: an investigation of variation with sex, sexual orientation, and HIV status”. Horm Behav . 40 (2): 86-92. DOI :10.1006/hbeh.2001.1680 . PMID .
  19. Eccles, J. S. Bringing young women to math and science // Gender and thought: Psychological perspectives / Crawford, M., and Gentry, M.. - New York: Springer, 1989.
  20. Kimball, M. M. A new perspective on women"s math achievement // Psychological Bulletin. - 1989. - Т. 105 , № 2 . - С. 198-214 .
  21. Dweck, C. S. et al. Sex differences in learned helplessness: II. The contingencies of evaluative feedback in the classroom and III. An experimental analysis // Developmental psychology. - 1978. - Т. 14 , № 3 . - С. 268-276 .

И разделять гендерные роли. Знакомясь и складывая первое впечатление, многие заблуждаются, начиная приписывать собеседнику те качества, которые принято, не вникая, а обладает ли он ими. Все основывается исключительно на общепринятом представлении. Обращая внимание на вложенные стереотипы, можно их контролировать, чтобы не позволять влиять на нашу жизнь и восприятие мира. Одними из самых распространенных клише являются представление о типичности женского и мужского поведения. Гендерная роль - они формируются при наличии которые в свою очередь являются фундаментальными различиями в женской и мужской психике и деятельности людей. Большую роль в этом играет культура общества.

Культурные стереотипы

Обыденное сознание имеет в своей структуре неотъемлемую часть - культурные стереотипы. Иными словами, используя коллективный опыт, индивидуум на протяжении своей жизни получает определенное внушение во время обучения и общения, посредством которого в дальнейшем он ориентируется в жизни и формирует свое поведение в обществе.

Стоит отметить, что гендерные роли в обществе в разных культурах и социальных группах отличаются друг от друга, иногда кардинально. Все эти клише возникают на основе ролей и То есть, посредством этих стереотипов возникает норма для женщины и мужчины, как именно они должны себя вести в конкретном обществе. И когда мы видим то или иное проявление характера человека, мы автоматически сравниваем его со своим представлением о гендерной роли человека.

и дети

Считается, что, в зависимости от пола ребенка, взрослые воспринимают его по-разному. Иными словами, одни и те же проявления поведения ребенка будут восприниматься взрослыми по-разному, в зависимости от того, мальчик или девочка перед ними. И соответственно, от ребенка ждут определенного поведения и реакций в зависимости от его гендера. Из-за этого происходит внушение ребенку, каким он должен быть и навязывается ложное, стереотипное мышление. То есть гендерная роль - это стереотипное мышление, внушаемое ребенку во время воспитания и социализации.

Гендерная идентичность

Этот термин выражает социальные черты человека, характеризирующие его с определенной точки зрения и проявляющие его принадлежность к группе мужчин или женщин. Самым важным здесь является то, как человек сам себя оценивает, и как происходит его социализация в определенной культуре. Психологические, социальные, культурные и поведенческие характеристики в совокупности представляют собой психологический пол. При взаимодействии с другими людьми и во время наблюдения за ними, человек складывает свое представления о том, к какой группе он подходит больше.

И уже исходя из своих выводов он начинает выбирать себе поведения и увлечения той группы, которая ему более близка. Так распределяются гендерные социальные роли. При этом проявление стереотипов происходит на всех стадиях развития. Даже в младшем дошкольном возрасте детям уже прививают восприятие четкого разделения гендерных особенностей. Так, общение между мальчиками и девочками происходит намного реже, чем совместное времяпровождение детей одного пола, также разделяют и интересы, одни должны увлекаться одним, другие - другим. Поэтому нами часто недооценивается роль в формировании личности и мировоззрения. Когда же в более зрелом возрасте мужчины и женщины стремятся к общению, они не понимают друг друга, их интересы расходятся.

Стили социального поведения

При наблюдении разнообразия общения между представителями разного гендера в обществе, можно заметить различные взаимосвязи между людьми. Иными словами, в зависимости от цели общения между представителями разных полов, поведение обоих будет разительно отличаться. Прежде мужчинам приписывали такие обязательные качества, как активность, агрессивность, действенность, умение решать проблемы.

Женщины же должны были быть эмоциональными, пассивными, главное, что их интересовало - это взаимоотношения, а не дела. Ученые выяснили, что между младенцами нет различий в стиле поведения, а возникают они уже с возрастом. Причем чем старше человек, тем ярче они проявляются. Гендерная роль женщины или мужчины строится исключительно на требованиях общества, но при этом человек оценивает себя, учитывая эти потребности, и при не состыковке с шаблоном начинает считать себя хуже других. То есть, первые признаки подобных гендерных различий возникают только тогда, когда ребенок узнает о необходимости их наличия. И проявляя их, он просто выполняет заданную программу. Но при этом мальчики могут вполне проявлять признаки девочек, и наоборот. В целом было доказано, что главным фактором, влияющим на гендерные различия, является социализация.

Подчинение людей гендерным нормам

Согласно исследованиям Шона Берна, существует три типа подчинения человека общественным нормам. Первое - это уступчивость, она проявляется как одобрение человеком неприемлемых для него социальных норм, и подстройка под них ради избегания осуждения, наказания и в надежде на одобрение его поведения социумом.

Далее идет одобрение, то есть полное согласие человека с предъявленными гендерными нормами. Третий тип - идентификация, человек ведет себя в полном соответствии с предъявленной ему ролевой моделью поведения в обществе.

Отступление от стереотипов

Современное общество совсем не похоже на стереотипный устрой. Поэтому современная гендерная роль - это размытое понятие. Многие женщины находят свое предназначение в заведомо мужских занятиях, то есть в бизнесе, науке и прочем. А некоторые мужчины ведут хозяйство, занимаются детьми, творчеством и другими занятиями, по определению женскими.

В социуме принято, что мужчины и женщины отличаются не только своим характером, но и психологией. Если же стереотипное восприятие нарушено, то человек подвергается осуждению и непониманию со стороны близких, что, несомненно, негативно влияет на развитие личности.

Отрицательный эффект стереотипов

Многие современные психологи считают, что подчеркивание гендерных различий некорректно. Гендерная роль - это в первую очередь навязывание потребностей общества без учета желаний и целей индивидуума. Иными словами, преувеличены, в взгляд на ситуацию со стороны общества не субъективен. Так, рассматривая один и тот же поступок, к женщине и мужчине отнесутся по-разному. А это некорректно, так как стереотипные представления не соответствуют действительному развитию личности, ее характеру и поведению. Кроме того, они влияют на развитие определенных качеств, и различая гендерные роли мужчины и женщины, одну черту характера развивают больше, а другую затормаживают и подавляют.

Например, если заставлять мальчика скрывать свои эмоции, с возрастом он может разучиться воспринимать их, и начнет отрицать их наличие у других людей, не понимая их проявления. Стоит понимать, что каждая личность индивидуальна, вне зависимости от своего пола. Это позволит нормализовать психологическое состояние, более продуктивно выполнять свою работу и быть гармоничным. К сожалению, несмотря на гибкость современных стереотипов, многие люди до сих пор ведут борьбу внутри себя, не только с общественными штампами, но и с собственным восприятием.