Где родился эйнштейн. Чем знаменит альберт эйнштейн

Архитектор; род. в 1775 г., умер 6 го апреля 1849 г. Биография этого выдающегося строителя стольких замечательных Петербургских зданий очень мало известна. Мы знаем только, что он занимал должность главного архитектора при строениях Кабинета Его… … Большая биографическая энциклопедия

- (1775 1849), русский архитектор. Представитель позднего классицизма. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806… … Художественная энциклопедия

Росси Карл Иванович - (1775—1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802—03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистической среде (мать ‒ итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны, в 1802‒03 учился в… … Большая советская энциклопедия

- (1775 1849) российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (б. Михайловский дворец, 1819 25) с пл. Искусств и ул. Бродского перед ним,… … Большой Энциклопедический словарь

- (1775 1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор «Кабинета… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Росси (Карл Иванович, 1775 1849) архитектор итальянец, трудившийся в России. В 1795 году поступил на службу в адмиралтейскую коллегию архитектурии; был помощником архитектора Бренля, вместе с которым, вероятно, принимал участие в сооружении… … Биографический словарь

- (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (бывший Михайловский дворец, 1819 25) с площадью Искусств и Михайловской улицей… … Энциклопедический словарь

Росси, Карл Иванович - К.И. Росси. Портрет работы Б.Ш. Митуара. РОССИ Карл Иванович (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Дворцовая площадь с зданиями и аркой … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карл Иванович Росси итал. Carlo di Giovanni Rossi Годы жизни Гражданство … Википедия

Книги

  • Павловск , . Павловский парк, дворец и павильоны, созданные талантли­вой плеядой выдающихся архитекторов, скульпторов, худож­ников и тысячами безымянных крепостных мастеров, являются редким по…
  • Агонизирующая столица , Шерих Дмитрий Юрьевич. Холера и сегодня - смертоносная болезнь, но в российских столицах, Петербурге и Москве, эта "азиатская гостья" не появлялась уже очень давно. А когда-то ее приход полностью менял ритм жизни…
  • Агонизирующая столица. Как Петербург противостоял семи страшнейшим эпидемиям холеры , Дмитрий Шерих. Холера и сегодня - смертоносная болезнь, но в российских столицах, Петербурге и Москве, эта "азиатская гостья" не появлялась уже очень давно. А когда-то ее приход полностью менял ритм жизни…

Родился в в артистической семье. Его мать, итальянская балерина, приехала в Россию, когда будущему архитектору было 10 лет. Первоначальное образование получил в мастерской В. Бренны, участвовал в работах по реконструкции дворцово-паркового комплекса в Павловске и дворцово-паркового комплекса в Гатчине .

В 1795 году поступил в Адмиралтейское ведомство чертежников в чине сержанта, а через год переведен в ведомство по строительству и реконструкции дворцов и правительственных зданий помощником В. Бренны. Участвовал в строительстве комплекса Михайловского замка по проекту Баженова.

В 1802-03 годах совершил поездку во Франции и Италию для совершенствования образования, занимался во Флорентийской академии. По возвращении в 1804 году назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге. В 1806 году получил звание архитектора. Участвовал в составлении альбомов «Образцовых проектов» жилых домов (1809-12). В 1809 году назначен старшим архитектором Кремлевской экспедиции в Москве, занимался реставрацией и строительством зданий в Кремле, преподавал в архитектурной школе. Московские постройки Росси не сохранились.

С 1811 года работал в Твери. В 1814 году вернулся в Петербург, работал главным архитектором Павловска. С 1816 году определен в Комитет для строений и гидравлических работ. С этого момента начался период расцвета творчества Росси. В эти годы архитектор занимался преобразованием центра города .

В 1818 году он приступил к строительству дворцово-паркового комплекса на Елагином острове , законченного в 1822 году. В этом ансамбле уже заложены все те черты, которые определяли характер его творчества.

Следующей грандиозной работой было создание Михайловского дворца (1819-25) и Михайловской площади — сейчас это ансамбль Русского музея. Создавая комплекс дворца, Росси спланировал весь прилегающий район города – от Невского проспекта и до Невы. Возник развитый ансамбль.

При всей четкости и простоте объемного решения черты парадности, монументальности свойственны этому сооружению. Под руководством Росси постепенно сформировался коллектив, состоявший из помощников зодчего, инженеров-строителей, живописцев-декораторов, скульпторов, мраморщиков, мебельщиков и паркетчиков. Это позволяло быстро и слаженно разворачивать крупные градостроительные работы.

В 1819-29 годах Росси возвел ансамбль Главного штаба , смело решив трудную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь . Еще одной грандиозной планировочной работой Росси было создание Александринского театра . Черты триумфальной приподнятости характерны и для этой постройки зодчего. Сам театр являлся лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке. Объемное решение здания отличается собранностью и лаконизмом. На фасадах применен большой ордер. Театр был целиком выстроен из несгораемых материалов.

Росси в 1929 завершил формирование Сенатской площади , создав здания Сената и Синода .

Участвовал в разработке ззаконодательного документа «Проект каменных и деревянных строений в Петербурге» , утвержденного в 1830 году.

Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси представляют вершину градостроительного искусства. Градостроительные ансамбли Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

«Именем Карла Росси завершается целая эпоха в русской архитектуре. Карл Росси создал такие произведения, которых не знала ни Европа, ни Америка начала XIX века. В то время, когда архитектура на Западе переживала долгий и глубокий кризис, Росси осуществил в России ансамбли, вызвавшие восторг и снискавшие мировую славу» М. Тарановская.

Росси Карл Иванович
_________________________________
Биография и творческий путь
_________


Росси Карл Иванович (настоящее имя Карло ди Джованни Росси - итал. Carlo di Giovanni Rossi ; 1775-1849 )

Росси Карл Иванович [18(29).12.1775 , Петербург, - 6(18).4.1849 , там же], русский архитектор , представитель позднего классицизма . Рос в артистической среде. Его мать - итальянская балерина Г. Росси. Вигель писал в своих воспоминаниях: «Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре ».

Обширное строительство в столице было хорошей школой для одаренного юноши. Его учитель В.Ф. Бренна , в мастерской которого он получил архитектурно художественное образование, пробудил в молодом Росси восторг перед величественностью античной планировки Рима – города больших общественных площадей, театров, терм и набережных. Бренна увлек своего ученика в далекое прошлое, познакомил с историей архитектуры и раскрыл пред ним красоту монументальной, величественной классики.

В начале 1802 года Росси получил заграничную командировку для завершения образования и уехал в Италию . Тщательно изучал он руины памятников архитектуры Древнего Рима , их величественные композиции, постигая закономерности, благодаря которым римские зодчие в своих постройках добивались совершенной гармонии частей и целого.
Пробыв два года в Риме, Флоренции и других городах Италии , Росси вернулся на родину.

В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 - архитектором Кабинета его величества , в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (московские постройки Росси не сохранились).

Среди ранних работ - перестройка Путевого дворца в Твери (1809 ). Здесь же (в Твери) он начал сплачивать вокруг себя творческий коллектив, на который постоянно опирался в дальнейшем. Ликвидация комитета по благоустройству города прервала плодотворную работу Карла Ивановича Росси в Твери. В 1815 году он возвратился в Петербург.

В Петербурге задачи, поставленные перед Росси , решались совершенно по новому. До него никто из современных ему архитекторов так не планировал. Создавая проекты, он представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города с широким и смелым раскрытием новых городских перспектив.


В 1816 г. Росси был назначен главным архитектором петербургского Комитета для строений и гидравлических работ и вместе со Стасовым и Михайловым встал во главе обширных работ по застройке столицы. В Петербурге Росси переделывал Аничков дворец и его сад, создал ансамбль Елагиного дворца . С этого времени начался период расцвета творчества Росси.




После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818-22 ) Росси осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819-25 ; ныне здание Русского музея), торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь), и Михайловской улицы (ныне улица Бродского).



В 1819-29 Росси возвёл ансамбль Главного штаба , смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь : Росси изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой.



В 1816-34 Росси создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина).


Главная задача состояла не столько в проекте театра – здесь уже стоял театр Бренна , – сколько в том, чтобы по новому распланировать весь этот городской район.
Росси наметил грандиозный план строительных работ, охватывая им площадь перед театром, усадьбу Аничкова дворца . Публичную библиотеку и дорогу на Чернышеву площадь с проложением новой улицы.
Более широкий размах трудно себе представить. Город получал классически распланированный район от Невского проспекта до Чернышева моста на Фонтанке. Не многие архитекторы в мире имели смелость даже мечтать о таком строительстве.






Росси в 1829-34 завершил формирование Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизма.


Для творчества Росси , одного из создателей русского варианта ампира , характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Росси сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне 1812.

Градостроительные идеи Росси , воплощённые им в величавых городских ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма . Вместе с тем в позднем творчестве Росси наметились и кризисные черты позднего классицизма , элементы архитектурной эклектики .

В 1832 г. , в период начинавшейся реакции, когда в противовес идейным и художественным принципам классической школы архитектуры сверху стал насаждаться официальный эклектический русско-византийский стиль , Росси вынужден был уйти в отставку и до своей смерти был почти не у дел.

18 апреля 1849 года Росси умер. Его похоронили на Волковом кладбище .
В наши дни его прах перенесен в некрополь Александро Невской лавры , где захоронены также Старов, Воронихин, Захаров и Стасов .


Список литературы, используемой в статье:

1. - Wikipedia

2. - Тарановская М. Карл Росси. Архитектор,градостроитель,художник. Фотоальбом. Л. Стройиздат. 1980г.

3. - Тарановская М. З. Карл Росси. Зодчие нашего города. Л. Лениздат. 1978г.




_______________________________________


Позднее будет добавлена книга - Росси Карл Иванович : Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства

Работы К. Росси фактически завершили формирование архитектурного облика центра Петербурга.
Важнейшими постройками этого замечательного архитектора являются Михайловский дворец, здание Главного Штаба, Александринский театр, Здание Сената и Синода.
Творчество К. Росси отличается синтезом архитектуры и скульптуры.

Михайловский дворец

Михайловский дворец (главный корпус Русского музея)
Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но строительство дворца началось только в 1819 г., уже при Александре I.
Автором проекта и архитектором дворца стал Карл Росси. Фактически он создал новый городской архитектурный ансамбль: дворец, площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).
Парадный фасад дворца обращен к площади. Во дворце 4 этажа. Вестибюль открывается большой входной аркой. Нижний этаж обработан рустом, он предназначался для повседневного пользования и состоял из личных комнат владельцев, детских, комнат для гостей. Бельэтаж – в виде трехчетвертной коринфской колоннады, залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах – бальные, на восточной – парадные покои великой княгини и великого князя. В орнаментах бельэтажа, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский).
В юго-восточном углу антресольного этажа был расположен домовый храм св. Архистратига Михаила. В цокольном этаже размещались кухни.
Великолепное внутреннее убранство также было создано Росси. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль. Например, Белая гостиная.

Белая гостиная
Росси поделил пространство на три части двумя парами свободно стоящих колонн. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции. Каждая архитектурная деталь воспринимается не как элемент конструкции, а как произведение искусства.
Парадные покои Елены Павловны отличались особым изяществом и роскошью отделки.
В парадных комнатах Михаила Павловича не было роскоши, и это характеризовало хозяина. «В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов. Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г. дворец был выкуплен казной, Николай II решил устроить в нём Русский музей в память императора Александра III. Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович.

Здание Главного штаба

Вид на здание Главного штаба
Зда́ние Гла́вного шта́ба расположено на Дворцовой площади. Автор проекта и архитектор – К. Росси. В западной части здания находится командование Западного военного округа России, а в восточной – Государственный Эрмитаж. Эти два корпуса соединены аркой длиной 580 м. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта.

Арка Главного штаба посвящена Отечественной войне 1812 г. Скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский
К. Росси предложил продолжить тему победы в Отечественной войне 1812 г. постройкой памятника в середине Дворцовой площади. Разработкой проекта занимался французский архитектор Огюст Монферран, который воздвиг Александровскую колонну в 1834 г.

Над западным крылом здания выполненный из металла и стекла купол, который обеспечивает дневной свет расположенной под ним библиотеке.

Александринский театр

Главный фасад театра
Здание театра в стиле ампир создано зодчим К. Росси в 1832 г. на месте деревянного «Малого» театра. Главный фасад театра обращён к Невскому проспекту. Он оформлен глубокой многоколонной лоджией. Боковые фасады выполнены в виде 8-колонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица Зодчего Росси.

Улица Зодчего Росси

Здание окаймляет скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах расположены статуи муз, на аттике главного фасада – квадрига Аполлона. Скульптурные работы выполнил В.И. Демут-Малиновский.

Квадрига Аполлона

Муза с арфой (правая ниша)
Места для зрителей созданы в виде многоярусной системы лож с амфитеатром и просторным партером. Вместимость театра – 1700 человек.
Ложи богато украшены бархатной отделкой и золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX в.
К.И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком изобрёл оригинальную конструкцию кровли театра, применённую впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.

Здания Сената и Синода

Зда́ния Сена́та и Сино́да созданы в стиле позднего классицизма (ампир), они являются последним проектом К.И. Росси в Петербурге. Возведены в 1829-1834 гг. на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
Здания соединены над Галерной улицей триумфальной аркой.

Арка, соединяющая Сенат и Синод
Сенат в Российской империи – высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим в 1711 г. как высший орган государственной власти и законодательства.
Синод – высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721-1917).

Скульптуры на аттике Сената и Синода

Другие работы К.И. Росси

Деревянный театр (1806, Москва), сгорел в 1812 г.
Екатерининская церковь в Кремле (1817)
Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери(1809)
Реконструкция Аничкова дворца (1816)
Ряд павильонов и библиотека над Галереей Гонзаго в Павловском дворце (1815-1822)
Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818)
Колокольня Юрьева монастыря (1841)

Екатерининский храм Вознесенского монастыря был холодным, летним храмом. Зодчий Карл Росси построил его в неоготическом стиле по заказу митрополита Платона в 1817 г. На фоне золотого купола и нежно-персиковых стен проступала лепнина и каменная резьба. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов.

Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви началось в 1808 г., было прервано войной 1812 г. и окончилось лишь в 1817 г. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле.
В 1929 г. Вознесенский монастырь взорвали. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве.

Карл Иванович Росси (1776-1849)

Б. Ш. Митуар. Портрет Карла Ивановича Росси (1820-е гг.)
Итальянец, родился в Неаполе в семье артистов балета. В 1787 г. его отчим, выдающийся балетный танцор, был приглашён в Санкт-Петербург.
В России Карл Росси обучался у придворного архитектора императора Павла I Винченцо Бренна, а затем два года совершенствовался в Италии.
Сначала два года работал на фарфоровом и стеклянном заводе художником по фарфору. В августе 1808 г. был командирован в Москву, где создал неоготическую Екатерининскую церковь Вознесенского монастыря в Кремле и деревянный театр на Арбатской площади, которые не сохранились.
В 1809 г. занимался перестройкой Путевого дворца Великой княгини Екатерины Павловны в Твери.
В 1815 г. Росси возвращается в Санкт-Петербург, и здесь начинается его основная работа в качестве архитектора. Особенно преуспел зодчий Росси в создании городских архитектурных ансамблей. Его проекты отличались гармоническим сочетанием архитектурных форм с аллегорической скульптурой, он применял новаторские конструктивные приёмы (металлические перекрытия).
В 1832 г. К. Росси ушел в отставку в связи с конфликтом с окружением Николая I. Умер в 1849 г. в Санкт-Петербурге.
Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.

Колокольня Юрьева монастыря
Колокольня представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 м. Воздвигнута в 1838-1841 гг. архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. Существует легенда, что Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, чтобы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле.

Выдающийся русский архитектор Карл Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Санкт-Петербурге, в аристократической итальянской семье. Его отец - Джованни Росси, потомственный дворянин, мать - Гертруда Росси, известная танцовщица, балерина, приглашенная на петербургскую сцену в Екатерининское время. С раннего детства К.Росси жил в Павловске у архитектора Винченцо Бренны, который воспитывал и обучал мальчика своему ремеслу.

28 июля 1795 года Росси был определен на службу в Адмиралтейское ведомство в качестве "архитектурного чертежника сержантского чина архитектурии гезеля", то есть ученика. В 1796 году его зачислили архитекторским помощником В.Ф. Бренны по строительству в Павловске и Гатчине в ведомство Кабинета Его Величества. В эти годы под руководством учителя, а порой и самостоятельно, он работал над интерьерами во дворцах Павловска и Гатчины, создавал проекты предметов декоративного убранства. Здесь он приобрел первые навыки художественной композиции, научился мастерству художника-декоратора.

В 1802 году император Александр I благосклонно принял у начинающего зодчего альбом его архитектурных работ и разрешил двухлетнюю поездку за границу вместе с Бренной. В Италии Росси обучался во Флорентийской академии и в Риме. По возвращении в Россию в 1804 году он составил проект переустройства набережной у Адмиралтейства в Петербурге, но проект был отвергнут, а сам Росси назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге.

Только в 1806 году Росси, наконец, получил звание архитектора, а в 1808 году он был назначен в Кремлевскую экспедицию, которая занималась строительством и ремонтом правительственных зданий и дворцов в Москве и провинциальных городах. Руководитель экспедиции П.Валуев, высоко оценив талант и трудолюбие тридцатилетнего архитектора, поручал ему одну за другой ответственные работы. Весной 1808 года в Москве, на Арбатской площади, открылся построенный по проекту Росси деревянный театр, о котором говорили, что он отличался прекрасной акустикой, а снаружи был окружен колоннадой. Театр сгорел в пожаре 1812 года, а его чертежи или хотя бы какие-то изображения не сохранились. Затем Росси работал в Твери и в городах Тверской губернии.

В 1814 году Росси вернулся в Петербург, награжденный за успешную работу в Твери орденом св. Владимира IV степени и чином коллежского советника. Но, вернувшись в столицу уже известным зодчим, Росси не сразу нашел достойное себе применение на архитектурном поприще. Он продолжал работать на Императорском стекольном заводе, только теперь уже архитектором, возвращался к интерьерным работам в Павловске.

В 1816 году Росси входит в созданный под руководством крупнейшего инженера того времени Комитет строений и гидравлических работ, где получает должность главного архитектора. Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца (1816–1818), с которой началась грандиозная перепланировка значительной части центра Петербурга. С этого времени начался период расцвета творчества Росси.

В 1820-х годах была завершена реконструкция Адмиралтейства. , перестроив одно из грандиозных зданий в центре Петербурга, создал потрясающий по выразительности и монументальности архитектурный шедевр. Его появление вблизи Зимнего дворца сразу же выявило несоответствие окружающей среды. И по планировке, и по своему художественному уровню тогдашняя Дворцовая площадь явно не соответствовала своему значению. В 1819 году представилась возможность перестроить всю противоположную сторону площади, реконструировать весь архитектурный ансамбль.

На месте отдельных частных домов в 1819-1829 годах Росси возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и аркой. Росси смело и остроумно решил трудную композиционную и планировочную задачу и создал триумфальный въезд на Дворцовую площадь, изменив направление Морской улицы, ориентировав её на центр Зимнего дворца и перекрыв под углом двумя мощными арками. Сооружая Главный штаб, Росси блестяще сформировал ансамбль главной парадной площади столицы.

Работоспособность Росси была поразительной. Руководя Комитетом строений и непосредственно занимаясь грандиозной реконструкцией Дворцовой площади, одновременно зодчий возводит уникальный дворцово-парковый ансамбль Елагина острова (1818-1822) с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами, а также комплекс Михайловского дворца (1819-1825, ныне здание Русского музея) с окружающей застройкой. Каждая из этих работ составила бы славу любому зодчему, но для Росси и это не было пределом его возможностей. Параллельно он продолжает оформлять интерьеры дворца в Павловске и Зимнего дворца. В частности, он построил в Павловске библиотеку (1822-1824) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в 1826 году создал в Зимнем дворце Военную галерею 1812 года, ставшую еще одним памятником архитектуры, восстановленную после пожара 1837 года В.П. Стасовым.

В 1827 году инженерному департаменту поручается разработка плана перестройки здания Сената и оформление Сенатской площади (1829-1834). Главный архитектор департамента А.Е. Штауберт не справился с задачей, и был объявлен конкурс на разработку лучшего варианта. В нем участвовали виднейшие зодчие столицы. Конкурс выиграл Росси. Получив конкретную задачу на проектирование Сената, он создает новый значительный ансамбль из двух зданий: Сената и Синода. Здесь, как и на Дворцовой площади, он прибегает к соединению двух зданий аркой, перекинутой над Галерной улицей.

Еще одним архитектурным шедевром Росси стал театральный ансамбль. Это целая система улиц и площадей, застроенных в едином архитектурном стиле, по единому творческому замыслу. Еще в 1816 году, занимаясь строительством ансамбля на Елагином острове, зодчий составил первый проект реконструкции Театральной площади и примыкающего района. Преображая территорию от Невского проспекта до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 годах Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (с 1923 года - улица Зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами. Эта улица, состоящая всего из двух домов, уникальна своим точным следованием античным канонам - её ширина равна высоте зданий её образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше - 220 метров.

Строительство ансамбля Александринского театра было своего рода торжеством творчества Росси. Однако, еще современниками зодчего были замечены просчеты в проектировании перекрытий театра. Росси расценил критику в свой адрес как личное оскорбление со стороны интриганов и завистников и даже обратился за помощью к . В конце концов, император подтвердил полное доверие к зодчему, дав ему возможность завершить начатое творение. Тем не менее, после этого Росси уже не привлекался к значительным работам. Ему пришлось уйти в отставку «от всех занятий по строениям». Росси подал это прошение, мотивируя его своей болезнью, и 25 октября 1832 года просьба была удовлетворена. Позднее ему дали лишь один значительный заказ в Петербурге - по перестройке зрительного зала Александринского театра.

В последние годы жизни Карл Росси создал только одно значительное архитектурное сооружение - колокольню Юрьева монастыря в Новгороде (1838-1841). Больше работы ему не предлагали. Великий зодчий умер в полном забвении 6 (18) апреля 1849 года в Петербурге. Его похоронили на Волковском лютеранском кладбище. В 1930-е годы было принято решение о перезахоронении праха К. Росси и его жены на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе XVIII века, где похоронены также Старов, Воронихин, Захаров и Стасов. Высокая стела из серого полированного гранита над такой же плитой отмечает могилу архитектора, которая находится почти напротив могилы жены А.С. Пушкина .

Именно Росси мы обязаны красотой и неповторимостью центра Петербурга. Во многом именно благодаря ему Петербург уже к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись в один из красивейших городов мира. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, вошли в число шедевров мировой архитектуры.