Форум портала «Миф» « Жанна дАрк: мифы и правда. Образ Жанны д’Арк в искусстве

21 февраля 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса Святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь.

Тайные цели

Вопреки всеобщему мнению, Жанна не была бедной крестьянской девушкой. Ее родной дом в Домреми может и не был роскошным дворцом, но для XV века был вполне комфортным и просторным. У Жанны была даже собственная комната. Орлеанская дева принадлежала со стороны матери к знатному, но обедневшему аристократическому роду. Кроме того, к моменту встречи с Карлом VII она прекрасно владела оружием и держалась в седле, что было абсолютно несвойственно девушке того времени. Эти факты наводят на мысль, что ее готовили к этому заранее. Некоторые исследователи полагают, что за появлением Жанны стояли городские братства Святого Марселя и Святого Мишеля, которые и были «голосами Орлеанской девы». Они возлагали на нее скорее дипломатическую, нежели военную задачу, их цель – «воспитать» своего короля, возвести на трон третьего сына короля, будущего Карла VII, дабы потом использовать его в своих целях. Жанна должна была, в первую очередь, оказать финансовую поддержку дофину. Именно об этом, якобы, говорило ее знамя, которое трактуют следующим образом: «Дайте серебро для коронации, чтобы Карл мог сражаться с англичанами; смелее, Марсель сдержит свое слово». Карл не остался в долгу, в парламенте были предоставлены новые права третьему сословию - бюргерству. Только вот Жанна была больше не нужна, напротив, она стала слишком опасной фигурой, чтобы оставлять ее в живых.

Пророчество Мерлина

У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином девушка подготовилась заранее. Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало. Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан. Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.

Богородица в доспехах

Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции». Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве. Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться. Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.

Предательство Карла

Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве. Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню. Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам. Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена: «Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен». Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился. Интересно то, как Карл VII инициировал процесс реабилитации Жанны. Потаённо! После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.

Сломанный меч Карла Мартелла

У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное - солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года. Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах. Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов. Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине. Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы. Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.

Демоны Жанны

Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна. Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям. Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве. Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.

Последнее слово инквизиции

То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»? Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка. Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением. Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость. Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений. Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.

Э тот пост о мученнице святой Жанне, как о ней не вспомнить, да еще в день ее казни...
Впрочем, казни возможно и не было вовсе... но 30 мая официальная история считает днем сожжения Жанны д’Арк (Jeanne d"Arc), простой крестьянки, которая до сих пор известна во всем и особо почитаема во Франции, как национальная героиня.

Жанна была одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре по обвинению в ереси и колдовстве. Спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) причислена Католической церковью к лику святых...

Господь дал народу 4 обещания через Жанну: что будет снята осада с Орлеана, что дофин будет посвящен и коронован в Реймсе, что захваченный англичанами Париж будет возвращен законному королю Франции и что герцог Орлеанский, бывший тогда в плену у англичан, вернется на родину. Всё это казалось невероятным, но исполнилось в точности.

Ее образ был воспет в различных художественных и литературных произведениях — в том числе Вольтером и Шиллером. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это — а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках.

Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375-1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377-1458) около 1412 года.

Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337-1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства.

В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V.

Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой.

В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне — музей.

Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403-1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году... вроде бы все просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны.

Хронисты колеблются в названии даты казни девы. Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422-1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470-1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года. Разница большая.

Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет.


Башня в Руане, где допрашивали Жанну и памятник у места ее сожжения.

Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»? Мало ли в то время было хитропопых блаженных с голосами? Да полно!

Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379-1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404-1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

Как вам такая Жанна, ню... да еще с нацистким приветствием? Это от французского художника Gaston Bussiere (1862-1929).

Некоторые исследователи считают, что отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д"Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d"Orleans, 1394-1465).

Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371-1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368-1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Некоторыми исследователями считается, что дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Но подобная традиция возникла во франции лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка, так что не все так однозначно...


«Жанна д"Арк». Картина Рубенса.

Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

Герб Жанны д"Арк. Иллюстрация (Creative Commons license): Darkbob/Projet Blasons

Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны.

Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401-1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421-1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после... ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться... наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». Это только на картинах художников она с открытым лицом и в нарядных одеждах.

По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее».

А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора. Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее.

В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404-1440), Жан Дюнуа и многие другие.

Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто. Основа инфы: исследование Елены Анкудиновой.

Существует более 20 фильмов, снятых по мотивам истории Жанны Д’Арк. Первый из них был снят на заре кинематографа, в 1898 году. Кстати, вы смотрели фильм «Посланница: история Жанны д"Арк»? Картина 1999 года, но рекомендую, там Жанну играет Милла Йовович.

А французы Жанну и помнят и любят... и уже не важно согжгли ее или нет, веру народа в ее мученическую смерть уже невозможно опровергнуть. Это уже личность - легенда...


Памятник Жанне в Париже.

Картинки и фото (С) разные места инета.

Исторические параллели

Взгляд англичанина

Уильям Шекспир (1564-1616)

В новой и новейшей истории образ Жанны д"Арк складывался, в основном, под влиянием писателей, создававших свои произведения об Орлеанской деве.

Уильям Шекспир впервые обратился к образу Жанны еще в ранний период творчества. В исторической драме «Генрих VI» Жанна предстает перед читателем высокомерной девушкой, уверенной в своем божественном предназначении. В сцене первой встречи с дофином Жанна предлагает ему сразиться на мечах и побеждает Карла. В «Генрихе VI» Орлеанской деве отведена роль соперницы лорда Толбота. В последнем акте он умирает на поле боя, окруженный французскими солдатами. Глядя на его труп, Жанна, в частности, произносит: «А тот, кого так пышно величаешь, / Лежит, облеплен мухами, гниющий, / Смердящий под ногами у меня...» Эти слова совершенно противоречат тому образу Жанны, что известен во французском фольклоре, - девушка, молящаяся за души врагов так же истово, как и за свою собственную.

В пьесе Жанна получает свой дар от дьявола, а не от Бога. Когда дьявол оставляет ее, она попадает в плен к англичанам и умирает на костре. У Шекспира Жанна - распутница, которая, пытаясь спасти свою жизнь, перед казнью заявляет, что беременна. Подобная трактовка вызвана, возможно, тем, что пьеса была издана в 1594 году, то есть примерно через 140 лет после окончания Столетней войны, воспоминания о которой еще были живы в сердцах англичан.

Уильям Шекспир - гениальный английский поэт и драматург - родился в Англии, в городе Стратфорд-на-Эйвоне в 1564 году. Прославился как автор множества комедий, трагедий, хроник, поэм, сонетов, среди которых всемирно признанные пьесы: «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Макбет». Шекспир умер в 1616 году в возрасте 52 лет.

«Синяя Борода» Жил ь де Рэ (1404-1440)

Знаменитая сказка Шарля Перро «Синяя борода» повествует о жестоком и хладнокровном убийце собственных жен, который запер свою седьмую супругу в замке, хранящем ужасную тайну. Считается, что прототипом злодея по прозвищу Синяя Борода был соратник Жанны - Жиль де Рэ.

Де Рэ родился в знатной семье в Бретани, на юге Франции, в 1404 году. Он потерял обоих родителей и был воспитан бабушкой по материнской линии. Жиля де Рэ можно назвать настоящим рыцарем: храбрый воин, он неплохо разбирался в литературе, в совершенстве владел латынью. Наследство, которое он получил от родственников, позволило ему стать одним из самых богатых людей Франции. За свои военные подвиги и мужество, проявленное во время осады Орлеана, Жиль де Рэ был произведен $ в маршалы. Сражаясь плечом к плечу с Жанной, храбрый военачальник был очарован девушкой и даже думал жениться на ней. Его увлечение привело к тому, что он был удален от королевского двора, где очень опасались растущей популярности Жанны. Казнь девушки произвела на де Рэ глубочайшее впечатление - со дня ее смерти он очень изменился. Через три года после гибели Жанны он подал в отставку и начал проматывать свое состояние, тратя его на постановку театральных пьес.

Впоследствии стали известны ужасающие факты из его биографии: в своем замке он замучил и убил, по разным версиям, от двухсот до шестисот мальчиков и девочек. В 1440 году преступления Жиля де Рэ раскрылись, и его приговорили к смертной казни как убийцу и еретика. Де Рэ признал свою вину и был казнен в Нанте.

«Красота спасёт мир» — так гласил сам Достоевский, и этой фразе трудно перечить. Красота блеска глаз и шёлка волос, прелесть зелёного листа и золотистого луча - всё это воспевается лириками и эстетами.

Но истинная красота не та, которую мы можем лишь созерцать глазами. Отвага, мужество и сила духа спасут мир в прямом смысле этого слова. Вот подлинная красота, дарящая не меньше вдохновения, которую хочется запечатлеть и увековечить. Именно поэтому в искусстве есть один образ, который уже сотни лет воспроизводят творцы через краски, мелодию или показывают в движении. Это образ святой Орлеанской Девы, имя которой - Жанна Д’Арк.

Жанна Д’Арк - национальная героиня и легенда Франции, пастушка, призванная стать военной руководительницей, которая прожила короткую, но преисполненную драматизмом и тайной жизнь.

Жанна родилась в 1412 году в то время, когда во Франции уже 75 лет шла Столетняя война - это был очень тяжёлый период, и страна была на пути присоединения к Англии. Девушка росла в обычной крестьянской семье в деревушке Домреми. Её могла ожидать обыкновенная судьба, но оказалось, что Д’Арк была предзнаменована особая миссия.

Когда Жанне исполнилось 12 лет, к ней пришло первое откровение. К девочке спустились архангел Михаил, святая Екатерина Александрийская и Маргарита Антиохийская. «Жанна, тебе пристало идти другим путём и чудесные деяния совершать, ибо ты - та, которую избрал Царь Небесный для защиты короля Карла» - вот что услышал испуганный ребёнок. Всем было известно древнее пророчество, гласившее, что «Францию погубит женщина, а спасёт дева» . Как оказалось, этой женщиной стала королева Изабелла Баварская, а девой... Жанна Д’Арк.

Голоса руководили девочкой, вели и направляли её. Она бы предпочла остаться простой крестьянкой, тихо прясть и бедно жить, но Жанну уверяли, что не в этом её предназначение. В 16 лет Жанна отправилась к капитану Роберу де Бодрикулу, поведав ему о своей миссии со словами «Ни король, ни герцог, ни дочь шотландского короля, ни кто-либо другой не в силах восстановить французское королевство, спасение может прийти только от меня» . В первый раз Жанна осталась высмеянной, однако, спустя время её услышали, так как она верно предсказала ход одной из битв.


Юная девушка стала военачальницей. Получив мужские доспехи и став главой армии, Жанна отправилась в Орлеан. Победа за победой, и Жанне быстро удалось осуществить то, что французы считали неподъёмным. Молва о юной Д’Арк, прозванной «Орлеанской Девой», стремительно распространилась, но её начали обвинять в колдовстве, безумстве и сношении с дьяволом. Девушка была взята в плен бургундцами и перевезена в Руан, где её допрашивали и подвергли судейству перед инквизицией по обвинению в ереси. Жанна держалась мужественно и достойно, но преодолеть многочисленные пытки ей не удалось, и 30 мая 1931 года в возрасте 19 лет Жанна приняла мученическую смерть - она была заживо сожжена на костре.

Только спустя сотни лет, в 1920 году её причислили к лику святых, так Жанна стала единственным в истории персонажем, которого католическая церковь сперва судила, а затем назвала святой. Существуют сотни описаний гибели Орлеанской Девы, но есть и свидетельства того, что Жанне удалось избежать смерти. Быть может, она и не стала мученицей, а прожила долгую жизнь скрываясь?

Образ Жанны стал настоящим бессмертным символом надежды, отваги и храбрости, он неизменно притягивает внимание всё новых зрителей. Её лик фигурировал в произведениях живописи, в литературе, кино, музыке и театре.

Живопись

Особенно любят фантазировать над образом Жанны художники. Прижизненные изображения военачальницы практически не сохранились, поэтому неизвестно, как по-настоящему выглядела Жанна, но обычно её изображали красивой девушкой с длинными струящимися тёмными волосами. Её лицо выражает одновременно женскую силу, мягкость и покорность судьбе, а также мужские смелость, решительность, храбрость.

Особенно загадочным эпизодом жизни Д’Арк является момент снисхождения до неё голосов.


Жанна осознала свою миссию и готова к её исполнению.


А вот как изобразил одну из знаковых сцен в жизни Святой Девы художник Герман Штилке. «Осада и освобождение Орлеана».


Далее в жизненном сценарии святой Жанны были её мучительное заключение и допрос. Этот момент запечатлел Поль Деларош. И трагический финал столь скоротечной жизни - сожжение на костре. Жанна со свойственными ей стойкостью и храбростью принимает его, что мы и видим на этих полотнах.


Русские художники не обошли стороной французскую легенду, и подтверждение тому - триптих Николая Рериха 1931 года. Сразу виден привычный колорит художника - история Жанны выглядит свежо и необычно. Это современная трактовка бессмертного сюжета.


Скульптура

Облик Жанны воплощён и в скульптуре. Один из самых известных памятников находится в Париже. Это работа скульптора Фремье 1847 года.


Скульптура Д’Арк на месте её сожжения в Руане.


Музыка

Самых разных музыкантов вдохновлял образ Жанны. Это как классики - Чайковский, Верди, Шарль Гуно, Анри Томази, мелодии которых пронизаны драматизмом и роком судьбы Д’Арк, так и современные исполнители. Особой популярностью образ Жанны пользуется у рокеров и представителей металла. Её образ мелькал в репертуаре групп Orchestral Manoeuvres in the Dark, Thе Majestie. Песня в честь Жанны есть и у группы «Сурганова и Оркестр».

Литература

К образу Жанны обращался Шекспир в исторической драме «Генрих VI», Вольтер - в поэме «Девственница», Шиллер в драме «Орлеанская Дева» - однако, последний трактовал события по-своему, меняя обстоятельства жизни героини. Популярна книга Бернарда Шоу «Святая Иоанна», где Жанна показана не как безумная религиозная фанатичка, а как умная и чистая девушка, способная слышать голос Всевышнего. Не обошли Д’Арк и русские писатели - например, Д.Мережковский.

Кинематограф

Безусловно, новые черты образ Жанны Д’Арк обрёл с появлением кинематографа. Первый фильм, посвящённый ей, вышел ещё в 1899 году, и с тех пор количество экранизаций подвига Орлеанской Девы составляет больше 70.


Одним из самых ярких фильмов называют версию Люка Бессона с Милой Йовович. Однако, фильм не окупился в мировом прокате и получил спорные оценки, а исполнительница главной роли была номинирована на «Золотую Малину» за «худшую женскую роль», но, тем не менее у кинокартины масса поклонников.

Также достоин внимания мини-сериал канадского режиссёра Кристиана Дюге 1999 года. Здесь главная роль отдана актрисе Лили Собески. Фильм вышел в один год с экранизацией Бессона и был менее заметным, но лента также достойна внимания. Кроме того, фильм имел 4 номинации на премию «Золотой Глобус».


В русском кинематографе тоже фигурировал образ Д"Арк, и яркий тому пример - фильм режиссёра Глеба Панфилова «Начало» с Инной Чуриковой, который является одним из красивейших фильмов советского кино, хотя и не столь известен широкой публике.

Жанна д`Арк - это эталон чести, благородства, мужества, патриотизма и самопожертвования. Это легенда, которую мы будем помнить ещё сотни веков, бессмертный образ и вечный пример.

Жанна д’Арк (Орлеанская дева) (1412 – 1431 гг.) – народная героиня Франции. Из крестьянской семьи. В ходе Столетней войны 1337-1453 гг. она возглавила борьбу французского народа против англичан.

Впечатлительная Жанна решила, что ей предназначено освободить Францию и короновать французского короля Карла VII. Добившись встречи с ним в феврале 1429 г. , она убедила его начать решительные действия. Во главе армии она отправилась в апреле 1429 г. под Орлеан, осажденный англичанами. В мае 1429 года она освободила Орлеан от осады, после чего ее начали называть в народе Орлеанской девой. В июле Карл VII был коронован в Реймсе. Во время неудачной попытки штурма Парижа в сентябре Жанна д’Арк была ранена. В мае 1430 г. она попала в плен к союзникам англичан, бургундцам, которые выдали ее англичанам за большую денежную сумму. Церковный суд в Руане, объявивший Жанну д’Арк еретичкой и колдуньей, приговорил ее к смерти на костре. Казнили Жанну д’Арк 30 мая 1431 года на площади в Руане. В 1456 г. во Франции был отменен приговор руанского суда. В 1920 г. она была канонизирована католической церковью.

Для того, чтобы иметь более полное представление об образе Орлеанской Девы, а считаю необходимым обратиться к воспоминаниям о Жанне людей, которые знали ее лично. Современники отзывались о национальной героине Франции c любовью и почтением:

Жиль де Ре: "Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним - большинство воинов делает это вместе с ней, - и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова - в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания".

«Жанне минуло в то время шестнадцать лет. Она была стройна, грациозна и так необычайно красива, что, какие бы слова я ни выбрал для ее описания, я не боюсь погрешить против истины. На лице ее отражались кротость и чистота ее высокой души. Она была глубоко религиозна, а это нередко кладет на лицо отпечаток уныния; но у Жанны этого не было. Ее вера приносила ей внутреннее удовлетворение и радость; бывало, конечно, что она печалилась и печаль отражалась на ее лице, но единственной причиной были бедствия ее родины, а вовсе не ее набожность»

«Но это были тяжелые и утомительные переходы: мостов было мало, а рек много, и нам приходилось переправляться вброд в ледяной воде, а потом, в мокрой одежде, ложиться спать на снег или промерзшую землю, согреваясь собственным теплом, потому что разводить костры было опасно. Эти лишения и смертельная усталость сказывались на всех, кроме Жанны. Она одна ступала все так же твердо и глядела так же бодро. Мы могли только удивляться ей, но объяснения не находили»

Теща короля, Иоланта: «Семнадцатилетнее дитя, деревенская девушка, неграмотная, без всякого понятия о войне, об оружии и битвах, застенчивая, кроткая, скромная - и вдруг бросает пастуший посох, надевает стальные доспехи, проезжает полтораста лье по вражеской земле, не ведая страха, не падая духом, и хочет явиться к королю - она, которой он должен представляться недосягаемым и грозным! - хочет явиться к нему и сказать: "Не страшись, я послана господом спасти тебя!" Откуда это мужество, эта вера, как не от бога? - Тут она опять умолкла, видимо принимая какое-то решение, а потом сказала: - От бога или нет - но в ней есть то, что возвышает ее над людьми, над всеми, кто ныне живет во Франции; то таинственное, что вселяет мужество в солдат, превращает толпу трусов в боевую армию, которая в ее присутствии забывает страх и идет в сражение с радостью в сердце и с песней на устах. Только этот дух и может спасти Францию, откуда бы он ни исходил!»

«Да, могучий дух жил в этой хрупкой девочке - он мог сопротивляться всем земным владыкам. Мы никогда не узнаем, почему Голоса велели ей оставаться, - мы знаем только, что, если бы она смогла выполнить их веление, история Франции сложилась бы совсем иначе, чем она теперь записана в книгах. В этом мы убеждены твердо»

«Она не жаловалась. Это было не в ее натуре. Такие, как она, страдают безмолвно. Но она томилась, словно пленная орлица, тоскующая о вольном воздухе, о горных вершинах и веселом единоборстве с бурей»

До наших дней дошли и изречения Жанны, достойные считаться великими:

– Когда сражается сам господь, не все ли равно, какая рука держит меч – сильная или слабая?

– Если на мне нет благодати, молю господа даровать ее мне; если да – молю, чтобы не лишал ее.

– Господь волен избирать орудием своей воли кого захочет.

Меч, знамя и доспехи

Орлеанская Дева считала, что для выполнения ее божественной миссии ей были необходимы символы: боевой стяг и меч. Я не случайно расположила их в таком порядке. Для Жанны стяг был важнее: он должен был поднять боевой дух армии. Знамя было изготовлено в Туре. из белой парчи с шелковой бахромой. Знамя расписал шотландский художник Джеймс Пауэр, который изобразил на нем Бога, восседающего на облаках, с земным шаром в руке; а у ног его – два коленопреклоненных ангела с лилиями и надпись: "Иисус, Мария". На оборотной стороне – два ангела, поддерживающие корону Франции.

Меч, в свою очередь, служил ей для того, чтобы показать, что она здесь для того, чтобы отстоять Родину, пусть даже ценой кровопролития. Однако Жанна никогда никого не убивала. Несмотря на это Жанне хотелось иметь необычный, божественный меч, равный по силе Дюрандалю (легендарному мечу Карла Великого, подаренному Роланду). Девушка обрела его в Фьербуа, Голоса поведали ей о том, что клинок находился под алтарем в часовне. Алтарь разобрали, под ним действительно находился меч, заржавевший от времени. Клинок украшали пять крестов. Говорили, что это тот самый меч, которым знаменитый воитель Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье. Жители Тура изготовили для Жанны ножны из алого бархата, а также парчовые ножны, однако Жанна отказалась от парадной роскоши. Она хотела, чтобы меч всегда сопровождал ее в бою, поэтому велела изготовить для нее простые кожаные ножны.

Доспехи Орлеанской Девы были ослепительно белого цвета, подобно доспехам мифического короля Артура

Образ Орлеанской Девы в литературе

Первым литературным произведением, имевшим отношение к жизни Орлеанской девы, считается пьеса под названием «Загадка осады Орлеана». Автор ее неизвестен, а написана она была спустя всего несколько лет после смерти Жанны в 1435 г.

Позже к образу Жанны обратился Вильям Шекспир еще в ранний период творчества. В исторической драме «Генрих VI» он представляет Жанну надменной, уверенной в своем божественном предназначении. В сцене первой встречи с дофином Жанна предлагает ему сразиться на мечах и побеждает Карла. В «Генрихе VI» Орлеанской деве отведена роль соперницы лорда Толбота. В последнем акте он умирает на поле боя, окруженный французскими солдатами. Глядя на его труп, Жанна, в частности, произносит:

«А тот, кого ты так пышно величаешь,

Лежит, облеплен мухами, гниющий,

Смердящий, под ногами у меня»

Эти слова совершенно противоречат тому образу Жанны, что известен во французском фольклоре, девушка, молящая за души врагов так же истово, как и за свою собственную.

В пьесе Жанна получает свой дар от дьявола, а не от Бога. Когда дьявол оставляет ее, она попадает в плен к англичанам и умирает на костре.

У Шекспира Жанна распутница, которая, пытаясь спасти свою жизнь, перед казнью заявляет, что беременна. Подобная трактовка вызвана, возможно, тем, что пьеса была издана в 1594 году. То есть примерно через сто лет после окончания Столетней войны, воспоминания о которой еще были живы в сердцах англичан. Тем не менее, в пьесе Шекспира чувствуется сочувствие к Жанне. Сначала кажется, что он хотел изобразить ее красивой и романтичной, однако ему намекнули на то, что патриотические чувства зрителей будут задеты, если Орлеанскую деву не покажут как ведьму и шлюху. К тому же автору обещали, что пьеса не будет поставлена, если Шекспир не вставит все прежние обвинения против Жанны и не докажет их.

Иначе почему столь сочувственное изображение героизма Жанны и особенно ее красноречивого обращения к герцогу Бургундскому сменяется мерзейшими непристойностями заключительных сцен. Возможен и другой вариант: изначально пьеса Шекспира получилась неправдоподобно непристойной, вследствие чего пришлось подправить начальные сцены.

Вольтер в сатирической поэме "La Pucelle" ["Девственница" (франц.)] пародировал Гомера» Задача поэмы была не в том, чтобы изобразить Жанну, а в том, чтобы сразить насмешкой все, что было в установлениях и обычаях того времени и было справедливо ненавистно Вольтеру. Жанну он сделал смешной, но не ничтожной, и сравнительно не такой уж нецеломудренной. Поскольку же Гомера, святого Петра, святого Дени и храброго Дюнуа он тоже сделал смешными, а других героинь поэмы весьма нецеломудренными, то Жанна, можно сказать, еще легко отделалась.

Наполеон Бонапарт для поднятия духа во французской армии обратился к образу Орлеанской девственницы, долгое время остававшемуся в затмении. Жанна должна была стать символом будущих великих побед Франции, а сам Бонапарт отожествлял себя с ней как со спасительницей родины, храброй и мудрой воительницей. Наполеон был первым среди политиков, который считал, что необходимо возродить образ Жанны как национальной героини. В XX веке по этому пути пошел Шарль де Голь французский генерал, лидер движения Сопротивления.

В 1801 году известный немецкий поэт Фридрих Шиллер написал драму, или «романтическую трагедию», как назвал ее сам автор, «Орлеанская Дева», в основе сюжета которой лежит извечный конфликт между долгом и чувством. Жанна влюбляется в английского офицера, а от ее божественной силы не остается и следа. Шиллер полностью меняет обстоятельства не только жизни, но смерти девушки она погибает на поле боя.

В 1841 году Кишер создал доклады о судебном процессе и реабилитации Жанны. Его работы вернули к Орлеанской Деве интерес, которого не удалось добиться ни Вольтеру, ни Шиллеру.

Впечатленный его трудами, Марк Твен также создает книгу, которая состоит из воспоминаний современников об Орлеанской деве. Марк Твен буквально преклоняется перед отважной воительницей, несмотря на то, что сам являлся атеистом.

Однако другого мнения о Жанне был Анатоль Франс, который создал "Жизнь Жанны д"Арк", где идеи Жанны он приписывает подсказке духовенства, а военные успехи ловкости Дюнуа, использовавшего Жанну в своих целях. Он отказывает Жанне в сколько-нибудь серьезных военных или политических способностях.

Есть еще и такое легкомысленное толкование: дескать, Анатоль Франс – парижанин из мира искусства, и в его системе взглядов попросту нет места одаренной женщине с твердым умом и твердой рукой, даже если она и заправляет провинциальной Францией и деловым Парижем.

В 1923 году английский драматург Бернард Шоу опубликовал пьесу «Святая Иоанна», представляющую авторскую версию истории процесса и обвинения Жанны. Орлеанская дева для Шоу не религиозная фанатичка, а умная и чистая девушка, способная слышать голос Бога. Вместе с тем Шоу ее не идеализирует, он не утверждает, например, как это нередко делалось, что она была красавицей, поскольку никто из мужчин-современников девушки никогда этого не замечал. Писатель, в отличие от соотечественника Шекспира, подошел к собственному исследованию непредвзято, стараясь объективно показать трагическую историю Жанны.

Образ Жанны д’Aрк в кинематографе

В XX веке к жизни Орлеанской девы не раз обращались кинематографисты. Так, создатель знаменитой эпопеи «Унесенные ветром» режиссер Виктор Флеминг в 1948 году снял фильм «Жанна д’Арк» с Ингрид Бергман в главной роли, а в 1970 году на советские экраны вышла замечательная кинокартина Глеба Панфилова «Начало» c Инной Чуриковой. Одной из интересных работ на эту тему является фильм 1999 года французского режиссера Люка Бессонна.

Образ Жанны д’Арк в кинематографе неоднозначен. Жанна д’Арк порой кажется ребенком, наделенным силой духа для того, чтобы вынести недетские страдания и привести Францию к победе (такой перед нами предстает Лили Собески). Инна Чурикова кажется мудрой и непоколебимой, однако она совсем не похожа на ребенка. Мила Йовович предстает перед зрителями как дерзкая и неудержимая фанатичка, боящаяся только гнева Господа. Она в какой-то степени даже хочет смерти, чтобы ее душа была ближе к Богу. Во всех фильмах зритель может наблюдать презрение к своим мучителям, профессорам теологии, продавшим души Дьяволу. Поражает и стойкость юной девушки, которой порой не обладает и опытный военачальник. Чувствуется ее святость и вера, которая придает ей силы для борьбы. Страх смерти последнее испытание, и Жанна преодолевает его, несмотря на непобедимую человеческую природу: страх смерти и жажду жизни.

В фильме Люка Бессонна можно заметить, что армия Жанны находится под покровительством Бога, в то время как англичане прислужники Сатаны. Об этом свидетельствуют цвета стягов: у французов и Жанны: сине-золотой и белый, цвета Богородицы, у англичан – черно-красный, подобно цветам демона. Бог и Сатана борются в душе Жанны: во время осады Турелля Бог является Жанне последний раз. В видении Жанны он истекает кровью и кричит. В это время крепостные стены охватывает огонь. Пламя застилает взор, ему не видно ни конца, ни края зло на какое-то время одержало победу над душой Жанны. Примечательно и то, что Люк Бессонн не делает из Жанны исключительного человека. Подобно всем остальным, Орлеанская дева совмещает в душе двойственное начало: созидание и разрушение. Жанне присуще такие черты, как тщеславие, заносчивость, упрямство и жестокость. Заточение в темнице дало Жанне время на размышления и разговор с совестью. В состоянии тяжелейших физических лишений Орлеанская Дева осознает свои ошибки и достигает духовного совершенства.

Мне кажется, режиссер фильма сознательно наделяет злодея Кошона благородством и желанием помочь заточенной девушке, вопреки историческому факту. Жанна отказывается принять его помощь потому, что она больше заботится о сохранности души, нежели о сохранности тела. Единственное, что ее заботит перед смертью отсутствие возможности исповедаться. Важным символом является крест крест на вершине церкви, которую в детстве любила посещать Жанна, крест на груди, крест, который монахи проносили над воинскими рядами перед сражением, при коронации Карла VII, вырезанный самой Жанной на стене тюремной камеры, крест, под которым сгорела Орлеанская Дева. Крест очень важен для девушки как символ единства с богом. Жанна настолько преданна Богу, что, будучи смертельно раненной, отказывается принимать какой-либо амулет для исцеления.

Во время допроса девушка сохраняет спокойствие, несмотря на страх смерти и юный возраст, ее силы поддерживает ее безграничная вера.

Образ Орлеанской Девы в живописи и скульптуре

В живописи образ Жанны д’Арк можно назвать поэтичным. Лицо Орлеанской Девы выражает решительность, храбрость, стойкость и веру, вместе с тем и мягкость, женственность, кротость и добродушие. В основном Жанну изображают красивой девушкой, облаченной в латы. К сожалению, со времен Жанны д’Арк практически не осталось изображений, которые могли бы свидетельствовать о том, какую внешность имела национальная героиня Франции. Однако сохранилось несколько миниатюр:

Миниатюры XV века

В основном Жанну изображали длинноволосой, хотя современники Орлеанской Девы утверждали, что ее волосы были коротко подстрижены. Возможно, это не случайно: авторы словно подчеркивали, что для исполнения миссии Бог мог выбрать кого угодно, будь то хрупкая девушка, а длинные волосы в основном носили именно представители женского пола.

К тому же во многих картинах Орлеанская Дева окружена ореолом света, с нимбом над головой или в помещение, где она находится, падает божественный луч.

Нередко Жанну сопровождают ангелы или божественный свет

Порой Жанну изображают вместе с агнцами. Это не только означает то, что Жанна выходец из крестьянской семьи. На мой взгляд, это еще и символизирует покорность судьбе и смирение, с которым Жанна вынесла последнее испытание.

Подобно многим святым, Жанна ассоциируется с жертвенным агнцем

Изображения Святой Жанны присутствуют и на витражах в Домреми и в других городах Франции:

Витражи в разных городах Франции

Витражи в Домреми

Образ Жанны д’Арк нашел свое отражение и в скульптурах, которые, как и многие другие памятники, посвященные Жанне, в большом количестве появились в конце XIX века. Многочисленные памятники этого вида искусства расположены в родной деревне Жанны, Орлеане, Париже.

Скульптуры с изображением Орлеанской Девы, находящиеся в Домреми

Скульптуры с изображением Орлеанской Девы, находящиеся в Орлеане

Скульптуры с изображением Жанны, находящиеся в Париже

В завершение своей работы я делаю следующий вывод: в какое бы время мы не обратились к образу Орлеанской Девы, какие бы виды искусства не рассматривали, безусловно то, что в истории и культуре Жанна остается символом добра, патриотизма и героизма. Образ Жанна д’Aрк – сочетание чистого сердца и ясного ума, твердой воли и веры, которые способны привести к победе. Жанна д’Aрк остается идеалом, воплощенным и увековеченным в искусстве не только Франции, но и всего мира.