Желание вернуться в страну отцов мцыри. Что за могучий дух у этого мцыри - белинский

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

Тест по произведению

Текст сочинения:

ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА МЦЫРИ" И ЕЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме "Мцыри" рассказывает о человеке, который горячо любиҭ свою Родину, народ, но ҭяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерҭи (в случае неудачи) не пугает его - так велика мечта вновь увидеть Родину. В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: "Крутом меня цвел божий сад". Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми пҭицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые "как - будто речь свою вели о тайнах неба и земли". Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее - красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри "цель одну - пройҭи в родимую страну - имел в душе". И потому юноше приходиҭся превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь. А там еще одно испытание - встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, ҭ. к. сердце его "зажегся жаждою борьбы и крови...". Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою ҭюрьму - монастырь, где рос и был несчастлив. Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в ҭюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль ҭюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри гориҭ сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле. Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни. И хотя Мцыри умирает, но в предсмерҭный час взоры его и стремление к свободе и счастью будуҭ являться путеводной звездой для многих поколений.

Права на сочинение "ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА МЦЫРИ" И ЕЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ." принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ" И ЕЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ.

Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме "Мцыри" рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его - так велика мечта вновь увидеть Родину.

В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: "Крутом меня цвел божий сад". Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые "как - будто речь свою вели о тайнах неба и земли". Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее - красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри "цель одну - пройти в родимую страну - имел в душе". И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь.

А там еще одно испытание - встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его "зажегся жаждою борьбы и крови...". Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму - монастырь, где рос и был несчастлив.

Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.

Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.

И хотя Мцыри умирает, но в предсмертный час взоры его и стремление к свободе и счастью будут являться путеводной звездой для многих поколений.

Тема: Подготовка к сочинению по поэме

М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Цели: Подготовить учащихся к написанию сочинений по предложенным темам.

Развить навык составления плана, подбора необходимого вступления и заключения, развитие устной речи учащихся.

Воспитать творческий подход к написанию творческих работ.

Ход урока:

    Слово учителя о целях урока

    Составление планов сочинений

Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни.

    Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» - поэма о свободной личности.

    Три дня странствий.

а) История Мцыри. Причины побега.

б) Восхищение природой.

в) Встреча с грузинкой.

г) Бой с барсом.

д) Желание вернуться в страну отцов.

3. Отсутствие сожаления о произошедшем.

За что любит Лермонтов юношу Мцыри?

1. Мцыри – идеал поэта.

2. Сочетание могучего духа предков и стремления к свободе, к возвращению на Родину.

3. Жизнь в монастыре не сломила.

4. Ради цели готов преодолеть любые преграды.

5. Не могут остановить опасности.

6. Он честный боец в битве с барсом.

7. Постоянно думает о Родине.

8. Отсутствие сожалений о побеге.

9. В Мцыри Лермонтов воплотил лучшие человеческие качества.

Мечты и стремления Мцыри

1. Мцыри – романтический герой русской литературы.

2. Жизнь «в плену» - это не жизнь.

3. Юноша тяготит­ся одиночеством.

4. Жела­ние вернуться в землю отцов.

5. Осмысление своей жизни.

6. Он должен чувствовать упоение битвой.

7. Последняя просьба.

8. Свободолюбие - главное качество героя.

    Подбор обрамления (работа в группах)

Перед вами 4 вступления и 4 заключения распределите их по темам сочинений. Одно вступление и одно заключение лишнее.

Вступления

1) Поэма «Мцыри» была написана в 1839 году. Первона­чальный очерк характера будущего Мцыри Лермонтов дал в неоконченной поэме «Исповедь» - в образе испанского монаха, заключенного в монастырскую тюрьму.

В поэме «Мцыри» романтический герой предстает в нео­ бычном воплощении. «Это любимый идеал поэта, это от­ ражение в поэзии тени его собственной личности», - пи­ шет В. Г. Белинский.

2) Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. В литературе XIX в. отразились зарождение, формирование и ук­ репление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи. Историю жизни человека, способного на многое, но не имеющего возможность проявить себя в жизни описал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри ».

    В основе сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» лежит рассказ о трагической судьбе вольнолюбив ой натуры - Мцыри. Герой поэмы ребён ком попал в монастырь. Он был на волосок от смер­ ти, но монахи, вылечив и окрестив подкидыша, вос­ питали его в христианском духе. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъяснял­ ся по-грузински, он был «готов во цвете лет изречь монашеский обет». Однако в его душе жила страсть к свободе, которую он «во тьме ночной вскормил слеза­ ми и тоской». Единственной его мыслью была мысль о побеге. И однажды во время грозы герой все-таки совершает побег. На свободе он хотел выяснить для себя вопрос: «для воли иль тюрьмы на этот свет ро­ димся мы». Он хотел «узнать, прекрасна ли земля».

4)Герои романтических произведений - это сильные и гордые личности, стремящиеся к свободе. Они часто бы­ вают противопоставлены обществу, в котором вынуждены жить. Поэтому вся жизнь романтической личности состо­ ит из борьбы, это герой-бунтарь, сильный духом и бес­ страшный человек. Его окружает романтическая обстанов­ ка, необычная в своей мощной и экзотической красоте. Герой романтического произведения проходит через мно­ жество испытаний, показывает лучшие качества своей бо­гатой натуры. Все это характерно для Мцыри - героя од­ноименной поэмы Лермонтова.

Заключения

1) Образ Мцыри - одно из лучших творений гениального сына России Михаила Юрьевича Лермонтова. В. Г. Белинс­ кий писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» Герой этой прекрасной поэмы является воплощением свободолюбия, силы духа, любви к родине, жажды борьбы. Именно такие романтичес­ кие образы всегда будут служить примером для будущих по­ колений, «призывом гордым к свободе, к свету».

2) Образ Мцыри - это образ борца за свободу мятежного и страстно желающего добиться постав ленной цели. Мцыри восхищает своим стихийным стремлением к познанию окружающей действитель­ности и людей. Он горит мечтой познать мир, выяс­ нить, насколько свободен человек. И он, несмотря на то, что умирает, не сожалеет ни о чем. Мцыри пони­ мает, что испытал себя, увидел жизнь. Пусть это бы­ли всего три дня...

3) Мцыри не разочаровался, он не изменил себе, до последнего вздоха сохранил в душе мечту о родной стра­ не, о свободной жизни. Герой унёс «в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор».

4) В образе своего героя М. Ю. Лермонтов показа человека, стремящегося к свободе, отсутствию запре тов, стен.

    Подбор цитат

«Дитя неведомой страны», «сам, как зверь, был чужд людей. И полз и прятался, как змей», «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». «Кругом меня цвел божий сад». «как будто речь свою вели о тайнах неба и земли», «блаженство вольности познал». «На мне печать свою тюрьма оставила», «одна, но пламенная страсть», «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», «люди вольны, как орлы».

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Я цель одну - Пройти в родимую страну - Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог.

Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков.,. ...Казалось, что слова людей Забыл я...

Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!

В святим заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.

Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил - и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей..

Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Моё оружье: Он завыл Рванулся из последних сил...

Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.

Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!

    Домашнее задание

Написать сочинение по одной из тем.

Школьное сочинение, написанное мной в 9-ом классе и сохранённое моей учительницей

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью», - писал Белинский.
Жажда свободы, родины, гордость, постоянное состояние борьбы, упоение красотой природы – всё это душа Мцыри. Из его груди на волю рвутся прекраснейшие чувства, стремления, которых не сломить.
Ещё ребёнком Мцыри был сильным духовно, гордым, ненавидел рабство, неволю. «Могучий дух… отцов», выносливость, стойкость в преодолении испытаний проявились в нём уже тогда. «Пугливый и дикий», пленник переносил болезнь без единого вздоха, гордость не позволяла ему показать свои страдания:

… Даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.

Он умирал, потому что не мог жить без свободы, без родины. Это составляло суть его жизни, без которой она теряла смысл. Он живёт воспоминаниями того мира, куда нет больше дороги, которого его лишили, сделав затворником. Он мечтает возвратиться

В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Мы вместе с Мцыри восторгаемся тем миром свободы, воли, счастья, куда он так стремится, и понимаем его глубокие страдания, мучения одинокого пленника. Судьба жестока к мальчику, он обречён расти в монастыре, но и юноша Мцыри не изменяет своим убеждениям, он всё так же неутомимо стремится к свободе, ему всё так же чуждо отречение от всего земного.
Мцыри задыхается в монастырских стенах и, не смирившись с уготованной ему жизнью отшельника, бежит в мир, который звал его на протяжении всей жизни пленника.
Только на свободе Мцыри чувствует себя счастливым, только здесь раскрываются так долго сдерживаемые богатства его души: упорство, несгибаемая сила воли, неукротимость, презрение к опасности, умение любить, физическая сила, унаследованная от предков, сила духа, которую не смогла сломить даже неволя.
Три дня, прожитые Мцыри на воле, и были жизнью Мцыри. Он рассказывает их с упоением и восторгом старому монаху, рассказывает, чтобы пережить их вновь хотя бы в мечтах, так как в реальности вернуться вновь туда невозможно.
Он ощущает своё родство со свободной, мощной стихией уже с первых минут побега из монастыря. Мцыри радуется грозе, ощущая духовное родство с ней. Он с восторгом окунается в бескрайнюю красоту природы, где деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой».
Любовь и жажда свободной жизни всецело захватывает его, помогая ему жить среди сплошных опасностей. Его цель – найти родину, и он не может умереть, не достигнув её. Он хочет найти родную душу, прижаться к другой груди, «пусть незнакомой, но родной»… Он в мире один среди не понимающих его людей. Невозможно жить одному, не страдая от одиночества, особенно духовного, которое испытывает Мцыри.
В природе Мцыри находит то, чего не мог дать ему монастырь. Мцыри счастлив, он пытается разом вдохнуть в себя весь этот свободный мир без остатка. Герой ищет приключений, он с радостью встречает трудности на своём пути, так как они дают возможность борцу познать себя, испытать силы.
И вот он слился в смертельном поединке с барсом. Мцыри упоён борьбой, собственной силой, в то время как барс защищает свою территорию и право на жизнь. Но Мцыри ведь сражается с барсом тоже за право на жизнь, но жизнь настоящую, «полную тревог и битв», ему нужна эта борьба, чтобы поверить в свои силы, в способность бороться за свободу. В этой драке Мцыри испытывает радость, звериную, да и сам он чувствует себя зверем, «братом барсов и волков». На мгновение он даже забывает родной язык:

Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.

Радость битвы вливается в жилы мощным потоком. Убивая барса, Мцыри как бы убивает своё безропотное и покорное монастырское прошлое.
Но совершенно другим Мцыри становится при встрече с грузинкой. Гармония красоты природы и неповторимости женской красоты покоряют, восхищают беглеца. Он преклоняется перед совершенством, чуткое сердце наполняется нежностью и любовью, пытаясь запомнить и сохранить в себе эту красоту во всех, даже самых неуловимых и тонких оттенках и полутонах.

Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.

Прекрасным, чарующим было мимолётное виденье. В душу Мцыри хлынули незнакомые ещё ему чувства, но он остановил в себе неудержимое желание открыть дверь сакли, за которой только что скрылась изящная фигурка девушки. Желание найти родину сильнее для Мцыри. Он может быть счастлив только в родном краю, где родился, на который не променял бы ни рай, ни вечность:

… Я цель одну -
Пройти в родимую страну -
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.

«Блаженные дни» свободы быстро прошли, и Мцыри суждено было вновь очутиться в монастыре. Обессиленный, он бредит свободой, даже в забытьи мечтает о ней и не смиряется с монастырской действительностью. Мцыри в монастыре, а значит, жизнь кончена для него. Он умирает, так как не может без свободы, так как понятия «жизнь» и «воля» неразрывно связаны в его сознании. Он лишён свободы, а значит и жизнь не имеет смысла. Но и перед смертью Мцыри не отступает от своих убеждений. Он умирает таким же борцом, как и прежде. Он мечтает быть похороненным в саду, чтобы чувствовать близость горных кавказских вершин. «Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет», - думает Мцыри о Кавказе перед смертью. Мцыри не сломлен. Это гордый борец, который стремился до конца своих дней не плыть по течению судьбы, а жить вольно, красиво, достойно человека.
В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о достойном человеке, умеющем постоять за себя и свои убеждения, стремящемся к свободной жизни. А может, поэт писал сам о себе? Возможно. Ведь душа Лермонтова была сродни одинокому парусу, стремящемуся найти душевное спокойствие в буре, в борьбе. Она всегда чувствовала боль времени и пыталась изменить не устраивавший её несправедливый мир. Лермонтов не смог, как и Мцыри, стать свободным. Всегда у него кто-то становился на пути, мешал жить, но неуспокоенность, жажда борьбы, любовь к родине, желание видеть свободными её людей были главными в жизни Мцыри и самого Лермонтова.