Формирование навыка написания ь после шипящих на конце имён существительных, находить данную орфограмму, графически обозначать орфограмму - Документ

Большая буква в начале предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

  • Напиши предложение правильно.

Придумай или выпиши из книги предложение с таким же знаком.

В ыпал пушистый снег . Д ети рады зиме .

2. Пропуск или замена буквы.

  • Напиши слово правильно, деля на слоги. Подчеркни букву, которая была пропущена. Запиши 2 родственных слова:

зем -ля, зем -ли-ца, зем -ля-ной.

3. Перенос слов.

  • Напиши слово, правильно деля для переноса. Запиши ещё 2 слова:

о си-на чай -ка с ружь -ём осен -н ий за-к ричал

за-пою конь -ки подъ -езд город -с кой

4. Ь – показатель мягкости согласного звука.

конь , лось , сеть ; пись мо, маль чик, конь ки.

5. Гласные после шипящих: жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Буквосочетания: чк, чн, нч, щн, рщ, чт, ст, сн.

  • Напиши слово правильно и ещё 2 слова с данной орфограммой:

Лы ж и , ж и вёт, ж и раф; речк а, тучк а, ночк а .

6. Большая буква в именах собственных:

  • имена, отчества, фамилии людей: И лья Е фимович Р епин;
  • клички животных: корова З орька;
  • географические названия: город Ч елябинск.

7. Безударные гласные: А, О, Е, И, Я:

а) проверяемые ударением .

  • Напиши 1-2 проверочных слова, затем проверяемое слово.

стра́ ны – стра на́́́́́́́́́́ (изменили форму слова)

зи́ мушка, зи́ мний – зи ма́́ (подобрали родственные или однокоренные слова)

б) непроверяемые .

  • Напиши слово верно и ещё 2 родственных слова:

го́́ро д, горо до́́́к, горо дско́́́́́й.

8. Парные звонкие и глухие согласные: Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С.

  • Запиши 1-2 проверочных слова затем – проверяемое слово.

Обозначь орфограмму графически:

Дуб ы , дуб о к – дуб ; сказ о чка, сказ а ть – сказ ка.

9. Двойные согласные.

  • Напиши слово верно и ещё 2 слова с данной орфограммой:

Обозначь орфограмму графически: а) касс а, алл ея, Анн а.

б) расс каз, подд елать, вв ерх; длинн ый, осенн ий, туманн ый.

10. Непроизносимые согласные: Л, Д, Т, В.

  • Напиши 1-2 проверочных слова, затем данное слово.

Обозначь орфограмму графически: мест о , мест е чко – мес т н ость (с т н); прекрас е н – прекрасн ый (сн).

11. Разделительный Ь.

  • Напиши слово правильно и ещё 2 слова с данной орфограммой.

Обозначь корень и орфограмму графически: соловь и , ружь ё , вь ю т.

Запомни! Разделительный Ь пишется в корне после согласных перед гласными

Е, Ё, И, Ю, Я.

12. Разделительный Ъ.

  • Напиши слово правильно и ещё 2 слова с данной орфограммой.

Обозначь орфограмму графически: в ъ е зжать, под ъ ё м, об ъ я вить.

Запомни! Разделительный Ъ пишется после приставок , которые оканчиваются на

согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

13. Гласные и согласные в приставках.

  • Напиши слово правильно и ещё 2 слова с данной приставкой.

Обозначь орфограмму графически: по лете́́́́л, по нёс, … ; об клеил, об сох, … .

14. Слитное написание приставок.

  • Напиши слово правильно и ещё 2 родственных слова с другими приставками.

Обозначь орфограмму графически: пришёл, ушёл, перешёл.

15. Раздельное написание предлогов (орфограмма – пробел),

  • Напиши слово с предлогом. Вставь между предлогом вопрос или слово:

с радостью, с (какой?) радостью, с большой радостью.

Запомни! Предлог – это часть речи и с другими словами пишется раздельно.

У глаголов нет предлогов!

16. Предлог с местоимением.

  • Напиши местоимение с предлогом раздельно и ещё 2 примера:

кн ей, сн ей, зан ей.

17. Частица НЕ с глаголом.

  • Напиши глагол с частицей НЕ раздельно и ещё 2 примера: незнаю, неписал, …

Запомни! Частица НЕ с глаголом пишется раздельно .

Глаголы-исключения, которые без НЕ не употребляются:

недомогать негодовать недоумевать

нездоровится ненавидеть неволить …

18. Сложные слова.

  • Напиши слово правильно и ещё 2 примера.

Обозначь корни и орфограмму графически: тепло ход, леже бока, мелко водье.

19. Правописание гласных в суффиксах.

  • Напиши слово правильно и ещё 1-2 примера. Обозначь орфограмму графически (^).

Запомни ! - ек, -чек, -очек – Е «убегает» ;

- ик, -чик, -ник – И не «убегает»:

измени слово по команде вопроса: нет кого? (чего?)

  • (нет) замоЧК а – замочЕ к (нет)ключИ ка – ключИ к
  • -ец м. р.: братЕ ц, молодЕ ц - иц – ж. р.: умнИ ца, мельнИ ца
  • -ок – под ударением: крючО к - ек – без ударения: челове́́чЕ к

сапожО к карма́́́́́́шЕ к

  • -оньк – после Г, К, Х:лёгО нький, плохО нький
  • -еньк в остальных случаях: тёплЕ нький, рыжЕ нький

20. Ь на конце существительных после шипящих: Ж, Ш, Ч, Щ.

  • Напиши слово, доказывая орфограмму. Запиши ещё 1 пример:

рожь (она, моя, ж. р.), товарищ (он, мой, м. р.).

21. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

  • Выпиши словосочетание. Поставь существительное в начальную форму.

Определи склонение. Проверь существительным с ударным окончанием:

жил (в чём? где?) в деревн Е I скл., проверяю : в стран Е.

Запомни ! После шипящих и Цв окончаниях существительных пишутся гласные:

под ударением О́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́: со свеЧ О́ й – над роЩ Е й

без ударения – Е: за отЦ О́ м – под сердЦ Е м

22. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

  • Запиши прилагательное вместе с существительным, которому оно подчиняется.
  • От существительного задай вопрос к прилагательному .
  • По окончанию вопроса узнай окончание прилагательного:

к лесу (как О́́́ му?) да́́льн Е му (у вопроса окончание -О́́́́му, у прилагательного -Ему).

Запомни ! Окончания прилагательных проверяй вопросами.

Окончания вопросов всегда ударные.

23. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

  • Напиши глагол, задавая к нему вопрос. Поставь его в неопределённую форму.

Обозначь суффикс перед окончанием -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную

в окончании:

(что делает?) чита Е т – н. ф. (что делать?) читА ть (I спр.)

(что сделает?) постро И т – н. ф. (что сделать?) построИ ть (II спр.)

24. Ь в окончаниях глаголов II лица.

  • Напиши глагол, определи лицо. Приведи 2 примера с этой орфограммой:

ид ёшЬ (гл. II л.), молч ишЬ , раду ешЬ ся

25. Правописание –ТСЯ, –ТЬСЯ в глаголах.

  • Напиши глагол, докажи написание -ТСЯ или -ТЬСЯ вопросом:

мальчик (что (с) делает ?) (ис)купается (III л.);

хочет (что (с) делатЬ ?) (ис)купатЬ ся (н. ф.).

26. Правописание окончаний глаголов прошедшего времени.

Запомни ! Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Делай так: (он а́́́́ что делал а ?) свети́́́л а – ж. р.

(он о́́́́́́ что делал о ?) свети́́́́л о – ср. р .

27. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.

Запомни ! Перед глагольным суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме. Написание непроверяемой гласной смотри в орфографическом словаре.

Делай так: Н. ф. дум а ть – дум а л Н. ф. обид е ть – обид е л

Н. ф. стро и ть – стро и л Н. ф. та я ть – та я л

28. Правописание наречий.

  • Напиши наречие верно и ещё 2 примера: а) в верху, с нова, за думчиво

Запомни! У наречий нет предлогов!

б) в левО (в окн О́́́́ ) на правО (на окн О́́ ) за новО (за окн О́́́́́ )

с правА (с окнА́́́ ) до чистА (до окн А́́ ) из давнА (из окн А́́ )

29. Однородные члены предложения.

подчеркни их. Начерти схему:

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ = и = ]

30. Сложное предложение.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.

31. Обращение.

Запомни ! Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому мы

обращаемся.

  • Объясняй так:

Как тебе, лентяй, не лень бить баклуши целый день? (Ян Бжехва)

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, – это прямая речь .

  • Объясняй так:

а) Он сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твоё, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за мной». (Сельма Лагерлёф) А: « П » .

б) «Вот оно что! Да ведь это король!» – ужаснулся Нильс и даже съёжился

под шляпой. (С. Лагерлёф) « П! » – а.

2. Графически обозначить смешиваемые орфограммы.

Из продиктованных предложений выписать глаголы, графически обозначить в них орфограммы.

“Приятно летом пойти в лес за грибами или за земляникой. Отправляешься ранним утром. Идешь по росистому лугу, аза тобой тянется темный след. По телу пробегает легкая дрожь. Но вот поднимается заря. Сейчас теплый свет хлынет на поля. Заискрятся росинки, застрекочут кузнечики, запахнет кашкой. В безоблачном небе зальется веселый жаворонок.

В лесу тихо, только щебечут птицы. Ты не пропустишь старых берез на поляне и елок на опушке леса. Здесь всегда прячутся белые грибы. Увидишь один-смотришь и другой просится в корзину. Все зависит от твоей зоркости. Вот в густой траве под березками толпятся коричневые подберезовики па высоких ножках, а дальше целая цепочка оранжевых лисичек”.

Такие проверочные работы завершают процесс систематизации и обобщения знаний, соответствуют этапу воспроизведения их в свернутом виде, этапу сформированности прочного орфографического навыка.

В ходе их выполнения в слабых классах вновь и вновь используются обобщающие таблицы (настенные, настольные).

Так, для усвоения правописания о - е после шипящих и ц (все случаи) используется такая таблица.

Таблица 3

К работе с таблицей №3 учащиеся подходят постепенно. Данная таблица служит обобщением четырех орфограмм (№ 14, 18, 35, 38). При тренировках дети рассуждают так:

“Чтобы не ошибиться в написании о - е после шипящих и ц, надо

1) определить части речи: если это глагол, необходимо всегда писать ё.

Если это существительное или прилагательное, то нужно установить:

2) в какой части слова гласная: если орфограмма в корне, всегда писать ё, кроме исключений: шов, шорох, шоссе, жонглёр, мажорный и др. (заучиваются 14 слов-исключений по таблице-справочнику).

Если орфограмма в окончании или в суффиксе, то под ударением пишется о, без ударения - е.

Таким образом, данная таблица обобщает знания о нескольких орфограммах, помогая тем самым процессу “свертывания” и дифференциации орфографических действий в ходе выполнения соответствующих упражнений учебника, а потом проверочных работ, подобных работе № 10 (в V и VI классах эта таблица будет дополняться).

Для усвоения правописания мягкого знака после шипящих проводится проверочная работа № 11 с использованием обобщающей таблицы № 4.

Таблица 4

Пользуясь этой таблицей, пятиклассники так рассуждают в процессе письма:

“Чтобы не ошибиться в правописании мягкого знака после шипящих, надо определить, какая это часть речи. Если это глагол, нужно писать мягкий знак.

Если это существительное 3-го склонения, то ь пишется всегда.

В остальных существительных, а также в кратких прилагательных мягкий знак не пишется”.

Так создается возможность мгновенно проверить умение распознавать части речи, опознавать признаки взаимосмешиваемых орфограмм.

Проверочная работа № 12 также очень важна. Для глагола характерно приставочное словообразование, а учебник не содержит специальных упражнений на разные случаи написания з - с, хотя ошибок на правописание приставок много, поэтому в упражнения для подготовительной работы включаются слова со взаимосмешиваемыми орфограммами. Для определения орфографической нормы в этих случаях необходимо, во-первых, установить состав слова и, во-вторых, применить соответствующие правила о написании з - с. В данных словах представлены разные трудности морфемного анализа, разные варианты одной и той же орфограммы.

Работая над взаимосмешиваемыми орфограммами одновременно, учащиеся достигают все более высокого уровня развития опорных умений на основе теоретических обобщений.

В чем особенности последних проверочных работ? Во-первых, в том, что они вводятся на завершающем этапе усвоения, поэтому есть возможность включать в их состав задачи разнородные по содержанию. Во-вторых, они требуют четкой последовательности умственных действий. Главное в них - проверка способности переключаться с одного вида орфограмм на другой.

Учащиеся, постоянно сталкиваясь с посильными для них трудностями, учатся переключению с одного орфографического действия на другое, глубоко осознавая их. Благодаря этому, частные операции объединяются в целостное сложное действие, характерными признаками которого являются быстрота и четкость выполнения. Это этап автоматизации действия, к которому учащиеся готовились проверочными работами разных уровней трудности, поэтому готовность учащихся к “мгновенным”, “внезапным” действиям на уровне умений уже сформировалась.

Это этап, когда, по мысли Л. С. Выготского, развитие умственных действий приводит наконец к постепенному выпадению отдельных звеньев процесса рассуждения, благодаря чему этот процесс получает свернутый вид и “срастается с моментом восприятия”.

Планомерное управление умственными действиями учащихся через специальные обобщающие упражнения и проверочные работы дает высокую эффективность обучения, так как комплекс опорных умений и навыков обеспечивает целостный ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том числе и орфографические.


Письма. Главной причиной слепоты школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости. Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Но в действующих учебниках (Закожурникова М.Л. и др. Русский язык) недостаточно представлены упражнения, направленные на ее развитие. “Учителя, как показывают наблюдения, ...


Системы развивающего обучения - свойства вариантности, учитывающего прежде всего индивидуальные особенности школьников. самоконтроль школьник тестовый орфографический Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка Опытно-экспериментальная работа по проверке теоретически выделенных методов и...

Умений и навыков у младших школьников нельзя упустить ни одного аспекта этой проблемы, что доказывают сделанные выводы. ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ЧИСТОПИСАНИЯ Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение которой, в свою очередь, оказали...




Которая бы выдвинула те или иные требования, рамки, соответствующие организации, структуре таких, уроков. ГЛАВА II. ИНТЕГРАЦИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ I. Об интеграции как методическом явлениии её возможностях в начальном обучении "На сегодняшний день ни в одном словаре или справочникенет методического значения слова интеграция. Зато хорошо известно, ...

Цели:

- формирование навыка написания ь после шипящих на конце имён существительных, находить данную орфограмму, графически обозначать орфограмму;

Моделирование закономерности наличия и отсутствия мягкого знака на конце слов после букв, обозначающие шипящие звуки;

Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, речь учащихся, интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность.

Воспитывать культуру учебного труда и коммуникативные способности.

Оборудование : карточки с мягким знаком, с оценочной таблицей, алгоритмом, учебник русского языка М.Л.Каленчук, Н.А. Чураковой, Т.А.Байковой (3 часть)

ТСО : компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Чистописание.(Кадр 2)

Внимательно рассмотрите данную последовательность букв.

ш щ ъ ы…..

Определите следующую букву. Какие знания вам помогли выполнить это задание?

Какую букву мы будем писать сегодня на минутке чистописания?

Из каких элементов она состоит?

Запишите эту букву. А теперь будем прописывать эту букву, чередуя с другими.

Запишем 2 букву в алфавите и ь,3 букву и ь,5 букву и ь.

На что указывает ь в данной последовательности букв?(на мягкость предшествующего согласного)

8 букву и ь.

На что указывает ь в данной последовательности букв?(на грамматический признак)

Какую работу может выполнять эта буква?

Прочитайте пословицу: «Ученье-свет, а неученье-тьма»

Объясните смысл пословицы. Спишите пословицу. Найдите слова с мягким знаком. Какую работу он выполняет в словах? Выполните фонетический разбор слова, в котором мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного.

2.Словарная работа(Кадр 3)

Вспомните и запишите словарные слова, в которых ь смягчает предшествующий согласный. Таких слов у вас должно быть 6.А поможет вам вспомнить эти слова шифровка.

А- - - - - - - -ь, г- - - -ь, ж- - - - ь, з- - -ь, к- - - - -ь, о- - - -ь.

Выделите орфограммы.

Автомобиль,гореть, желать, здесь, корабль, огонь.

Самопроверка(соотнесение с образцом).

Кто записал 5 слов правильно, поставьте «плюс» в графе с этим смайликом

- Если вы записали 6 слов, но допустили 1 орфографическую ошибку, тоже поставьте плюс в этой графе.

У остальных ребят я посмотрю работу позднее сама.

3 .Формулирование темы урока.

Прочитайте записанные слова на доске.(Кадр 4)

ПОМОЩЬ ТОВАРИЩ КЛЮЧ РОЖЬ СТОРОЖ РЕЧЬ КОВШ ДОЧЬ МЯЧ МЫШЬ

Какой частью речи они являются?

Что общего в звучании слов?(на конце слова слышим шипящие звуки)

Какими буквами обозначили?

Что ещё общего?(стоят в начальной форме)

По какому признаку с точки зрения их написания можно сгруппировать эти слова?(основание для дифференциации: наличие и отсутствие мягкого знака)

Запишите слова, распределив их в 2 столбика. В первый столбик запишите слова с ь , в левый-без ь.(Проверка: соотнесение с образцом). (Кадр 5.)

ПОМОЩЬ ТОВАРИЩ

РОЖЬ КЛЮЧ

РЕЧЬ СТОРОЖ

МЫШЬ КОВШ

ДОЧЬ МЯЧ

Сравните слова 1 столбика. Что в них общего? Перечислите только те общие черты, о которых мы ещё не говорили.(ж.р., на конце слов пишется ь)

Сравните слова 2 столбика. Что в них общего?(м.р., на конце слов ь не пишется)

Сформулируйте тему урока, учитывая общее и различие, которое есть в данных словах.

Тема сегодняшнего урока «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.»

Почему же в некоторых словах вы написали ь, а в некоторых нет? Составим алгоритм.

Работа в парах.

Прежде чем вы приступите к работе, вспомним правила работы в парах.(Кадр 6)

Будьте доброжелательны друг к другу.

До конца выслушивайте мнение собеседника.

Помогайте в работе друг другу.

Тактично отстаивайте свою точку зрения.

Расположите предложения в нужной последовательности. Заполните графы алгоритма.

1.Это имя существительное?

2.Этой орфограммы нет в слове.

3.Имя существительное женского рода?

4.Есть шипящий на конце слова?

5.В начальной форме? (Проверка. Кадр 7)

4.Актуализация проблемы. Закрепление пройденного материала.

1)-Ребята, вчера я услышала спор двух учеников: один утверждал, что слово «туш» надо писать с ь, второй же доказывал, что это слово пишется без ь.(Кадр 8)

Кто из них прав? Почему ребята не могли прийти к единому решению? В чём ошибка ребят?

На конце слова слышу шипящий звук.

Слово является именем существительным.

Лексическая работа(работа со словарём)

Туш(сущ.,м.р.)-короткое музыкальное приветствие какого-нибудь лица, события.(Толковый словарь-стр.185)(кадр 10)

Слово «туш» м.р., в нач. форме, поэтому ь писать не надо.

Тушь(сущ., ж.р.)-чёрная или цветная акварельная краска для черчения, рисования, письма, а также

косметическое средство для окрашивания ресниц.(Кадр 9)

Слово «тушь» ж.р.,в начальной форме, поэтому на конце основы надо писать ь.

Запись слов на доске.(Кадр 11)

Туш тушь

Обратите внимание на слова 1 и 2 столбика.

Как произносятся эти слова? А значение у этих слов одинаковое? Как они называются?(омонимы)

Физминутка.(кадр 12)

Тренинг по снятию напряжения с глаз.

2)Работа в парах.

К данным именам существительным подберите антонимы с шипящими на конце.(Кадр 13)

Вспомним, какие слова являются антонимами?

1Старт 2.Правда. 3.День 4.Шум

Объяснит,почему в некоторых словах вы написали мягкий знак, а в некоторых нет?

3.Прочитайте сказочные словосочетания.В каких сказочных словах по правилам русской грамматики нужно поставить мягкий знак после шипящих?(Кадр 14)

Пятлая куж(…) .

Бурявый пупалош(….) . Работа с сигнальными карточками.()

Мяувая дуч(…) .

Почему в слове «куж» надо писать ь?

Рассуждения по алгоритму.

Слово «куж(…)» заканчивается на шипящий, является именем сущ. ж.р,в нач. форме пишу ь.

4.Прочитайте предложение. Петя написал два первых слова с ь, а два последних-без ь. Правильно он выполнил работу?(Кадр 15)

Среди ча[щ] и ро[щ] растут плю[щ] и хво[щ].

(В словах «чащ» и « рощ» писать ь не надо)

А почему? В какой форме они стоят?(Во мн. ч., в Р.п.)Значит, в наш алгоритм необходимо внести дополнения.(Кадр 16)

Сделайте вывод. Запишем его в таблицу.

Запишите предложение.

5.Работа по учебнику.

Стр.157 упр.162

Прочитайте задание. Составьте план его выполнения.

Что мы должны сделать сначала?

Откройте Обратный словарь на-А, на-ча.(стр.130)

Что мы должны сделать потом?(Кадр 17)

Списать предложения, вставляя подходящие слова из списка в форме Р.п. мн.ч.

Выполняйте задание.

6.Занесите номера слов в соответствующую часть таблицы.(Кадр 19)

Ж.р.,нач.ф.

М.р., нач.ф.

1.Ковш… 2.смерч… 3.брош.. 4.(из-за)туч.. 5.лож.. 6.(без)встреч… 7.врач… 8.(мимо)пожарищ…

9.роскош.. 10.обруч…11.лож..12.

Взаимопроверка, оценка(символы)

Подведем итог работы. С помощью таблицы определите свои достижения на уроке.

сомневался

Правило правописания слов с изученной орфограммой

Правильно писать слова с безударными непроверяемыми гласными(№1)

Составлять алгоритм написания слов с ь на конце основы имён существительных после шипящих(№2)

Правильно писать имена существительные с шипящим на конце(№3,5)

Списывать текст, изменять форму имён существительных в соответствии с заданием, правильно писать слова с изученными орфограммами.(№4)

Работать в парах

Посмотрите, над чем вам ещё стоит поработать, где вы испытывали затруднения.навыка чтения и основ элементарного графического навыка ... после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание ... Учимся находить и проверять орфограммы в...

  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    Умение: находить орфограммы в... решения задач данные обозначаются в виде... на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка ... на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования моу

    ... обозначаться с помощью условных графических ... написание ь после шипящих на конце имён существительных (ночь, мяч); -обозначение безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на ... жизни, формированию навыков ЗОЖ, ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования мобу «Кировская начальная общеобразовательная школа»

    Основная образовательная программа

    ... орфограммы » на данном этапе не используется): буквы на ... написание ь после шипящих на конце имён существительных (ночь, мяч); обозначение безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на ... формирование навыка ...

  • Тема урока: « Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания ».

    Класс: 4

    Цели урока:

    1. Учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.

    2. Отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных. Систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи

    3. Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

    4. Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

    5. Развивать речь детей через работу с пословицами, при объяснении выбора буквы в орфограмме.

    6. Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

    7. Совершенствовать каллиграфические умения.

    8. Развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимо- и самоконтроль.

    9. Провести пропедевтическую работу по профориентации через знакомство с профессией учитель.

    10. Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело.

    Задачи:

    Обучающие:

    Совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных;

    Усвоить особенности родительного, дательного и предложного падежей;

    Закрепить знания об именах существительных.

    Развивающие:

    - развивать орфографическую зоркость;

    Развивать устную и письменную речь;

    Развивать внимание, словесно-логическую память.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к предмету;

    Воспитывать здоровый образ жизни;

    Воспитывать умение слушать и слышать одноклассников.

    Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе.

    Коррекционные:

    Откорректировать пробелы в знаниях по теме: «Безударные окончания имён существительных».

    Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, задания н а доске, карточки, памятки для слабых детей.

    Ход урока:

      Организационный момент.

    Этап подготовки к восприятию нового материала на уроке.

    Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

    "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".(слайд 1)

    Как вы ее понимаете?

    Дети. Мы узнаем что-то новое.

    У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок, чтобы пользоваться нашими знаниями.

    2. Проверка домашнего задания.

    На дом дети получили задание «Конкурс почерков». На листочках нужно было красиво и грамотно выполнить упражнение. Работа оценивается жюри.

    Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    3 . Актуализация опорных знаний. Словарно-орфографическая работа.

    Цель: создание условий для совершенствования знаний об изученных орфограммамах .

    А начнём мы с коррекции своего почерка. Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

    (Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

    Прочитайте предложение, обратите внимание на соединение букв:

    Сто сор…к и сто сор…к будет двести сор…к. (слайд 2)

    Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

    Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

    Поставьте ударение.

    Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

    Красиво запишите всё предложение в тетрадочку. (Дети пишут)

    Не забудьте себя проконтролировать.

    1). Предлагаю вам зашифрованные слова. Попробуйте их расшифровать

    а) налп. , синр. ка, бл. яко, порт. , род.н, т.ресин, плёц.нок, р.сад, шёл.п

    (СЛАЙД)

    (ПЕНАЛ, РОСИНКА, ЯБЛОКО, ТОПОР, НАРОД, ИНТЕРЕС, ЦЫПЛЁНОК,АДРЕС, ПОШЁЛ) (СЛАЙД)

    Какое правило объединяет данные слова? (безударные гласные)

    Подумайте и назовите слово, которое по – вашему мнению,«лишнее».

    Обоснуйте ответ. (пошёл)

    А на какие группы можно разделить оставшиеся слова? (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые)

    б) Работаем со словами, которые на доске.

    Выделите слова 2 склонения (пенал, яблоко, топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес)

    Соедините первые буквы имён существительных 2 склонения по порядку их написания.

    Какое слово получилось? (ПЯТНИЦА) (СЛАЙД)

    Охарактеризуйте это слово: (сущ. , ж. р. , 1скл.)

    Запишите это слово.

    Можно ли проверить написание гласной в корне слова?

    Какую крылатую фразу вы знаете со словом «ПЯТНИЦА» ?

    Семь пятниц на недел.. (СЛАЙД)

    Когда так говорят? (когда человек часто меняет своё решение)

    -Всё ли написано на доске? (нет, в последнем слове нет окончания)

    4. Повторение теоретических сведений об имени существительном

    1. Какая часть речи называется именем существительным?

    а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;

    б) Имя существительное – это часть слова, которая обозначает предмет.

    2 . Что называют склонением?

    а) Изменение имен существительных по падежам;

    б) Изменением имен существительных по родам?

    3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

    а) с помощью рода и окончания.

    б) с помощью проверочного слова

    4.Какая группа слов относится к 1 склонению?

    а) яблоко, лимон, помидор

    б) слива, дядя, вишня.

    5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

    а) окно, автомобиль, товарищ

    б) зима, весна, суббота

    6.Какая группа слов относится к 3 склонению?

    а) морковь, печь, степь

    б) снегирь, день, пень

    Таблица раздается каждому учащемуся.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    5.Работа по теме урока.

    1. Подготовительная работа (помогает ученикам освоить признаки проверочных слов и собрать нужные примеры)

    Распределите слова по столбикам в соответствии со склонением. Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные.

    Печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав.

    2.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

    На доске:

    Рука, плечо, грудь, бочка, небо, шерсть

    Внимательно прочитайте задание и “шаг за шагом” выполните работу.

    «Шаги»:

      Укажите склонение, к которому относится слово.

      Измените данные существительные по падежам.

      Выделите окончания. Если не знаете, какую букву писать, ставьте знак “?”

      Поставьте ударение.

    Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (предположение детей)

    В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? (Рука, плечо, грудь. В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)

    В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (Бочка, небо, шерсть. Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

    В каких падежах легче всего допустить ошибку? (В родительном, творительном, дательном и предложном падежах.)

    Где еще может находиться безударная гласная? (В корне)

    Как вы будете действовать? (подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным )

    Правильно, узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же букву в проверяемом.

    А как проверить её в окончании? Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)

    Определите цель нашего урока. (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)

    Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия – безударный гласный проверяю ударным - для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму:

    1. Определить тип склонения.

    2. Подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

    3.Написать в окончании слова ту же букву, что и в окончании проверочного.

    Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

    Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных?

    3.Работа с учебником: сверим полученные знания с правилом в учебнике. (Дети читают правило и сравнивают свои выводы с ним ).

    4.Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных

    Мальчик – иностранец не воспользовался памяткой «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных» и допустил ошибку в рассуждениях, что привело к неверному написанию:

    Подошли куда? к чему? (к степ и ) к рощ и ; снежный бугор быстро образовался где? на чем? (на стен е ) на крыш е сторожк е ; ребята шли где? по чему? (по рек е ) по краю дорог е; увидели кого? (еж а ) ежих а.

    6.Физкультминутка для глаз.

    Вы согласны с такой проверкой? Какое различие между проверочным словом и проверяемым он не учел?

    5.Работа с пословицами. Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имен существительных.

    - А теперь давайте поиграем.

    Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

    Содержание игры: “Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Применив новые знания, решите орфографическую задачу. Для нахождения верного ответа, выполните вслух (шепотом) развернутое рассуждение ”.

    Собирай по ягодк_ – наберёшь кузовок. Без букваря и грамматик_ не учатся и математик_ . Капля по капл_ и камень точит. Букварь – к мудрост_ ступенька.

    Какие правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных?

    Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях отметку зеленого цвета, а кому трудно – красного.

    Молодцы! Вы очень внимательны.

    7.Физкультминутка

    8.Дифференцированная работа

    1.- Что ж, отдохнули и со свежими силами продолжаем работу. Разделимся на группы. Чтобы мы могли, как можно лучше ориентироваться в материале, некоторым из вас будут выполнять роль ученика. А те, кто умеют и любят исправлять чужие орфографические ошибки, попробуют себя в роли зам.учителя. Не останутся без работы и учителя. Вы получите индивидуальные задания. Подходите к столу и выбирайте себе любое задание. Задания выполняли ученики других классов. На доске прикреплены конверты с заданиями.

    Задания для учеников :

    1.Прочитай и отметь орфограммы _ или.

    Утром выпал снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. Они укутали белым покрывалом землю. Тонким ледком покрылась речка. Она притихла и уснула, как в сказке.

    2. Запиши предложения, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и согласных слабых позиций.

    3. Посмотри нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в «окошки»

    Задания для зам.учителя :

    1.Исправь ошибки, запиши правильно словосочетания.

    Красная помидора, новый полотенец, упала грабля, вкусный вермишель, серый мышь, новый туфель, мое фамилие, много пальтов.

    2. Разбери одно из существительных как часть речи.

    После окончания относите свои работы жюри и переходите к тексту № 188, с.21

    Задания для учителей :

    1.Дополни предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь.

    Брат меня и маму катал на ___________ по тихой реке. Брат ловко работал ______. На воде тихо качались белые __________, желтые _________. Берега реки утопают в __________. Хорошо летом на реке!

    2.Выполни звуко –буквенный разбор слова белые.

    После окончания относите свои работы жюри и переходите к тексту № 188, с.21

    Проверка: - Кто хочет отдать свою работу на проверку жюри? (выборочно 3-4 тетрадочки, у жюри есть правильные варианты текстов).

    2.«Игра «Знаток».

    1)На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой.

    На ветк_ сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, по тропинк_ к дач_.

    (1 Е, 2 И, 3 Е, 4 Е, 5 И, 6 И, 7 И, 8 И, 9 И, 10 Е, 11 Е)

    2) Мы уже говорили, что быть внимательным надо всем. Но, к сожалению, таким не оказался тот, кто писал следующее предложение. (Оно записано или на доске ). Что же здесь должно быть написано? Догадались?

    О – ч – л д- л - г – л – й - м – л - ! (Кончил дело – гуляй смело!)

    9.Домашнее задание

    Я думаю, ваше настроение не изменится и при выполнении домашнего задания, потому что оно тоже сегодня интересное и необычное: подобрать четверостишие, в котором есть существительные с безударным падежным окончанием. А еще расскажите дома, как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

    10.Подведение итогов урока Рефлексия

    Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?

    Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?

    Как будете действовать, если у существительного безударное окончание?

    Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

    Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? А кому надо быть активнее?

    Напоследок мне бы хотелось узнать ваше мнение об этом уроке. Покажите жюри, что вам понравилось? Если ответ неоднозначный, можно показать сразу несколько оценок.

    У каждого на парте лежат оценки и соответствующие высказывания:

    5 – всё

    0 – ничего

    2– узнавать новое

    3 – работать самостоятельно

    4 – работать в группе

    1– выбирать задания

    Учителя – дети отличники

    Зам.учителя – дети хорошисты

    Жюри – гости.