Федор тютчев листья. Как закончился жизненный путь самого Тютчева

Федор Иванович Тютчев внес в русскую литературу огромный вклад. Его эстетические воззрения вызывают до сих пор много споров и противоречивых мнений. И это оправдывается тем, что этот поэт был не только талантлив, но смог внести в литературу и свое видение мира, и свое необычное написание стихов. Доказано, что Тютчев был последователем творчества Шеллинга, который известен всему миру как философ –идеалист. Этот немецкий философ понимал природу как единство противоположностей, которое в мире обязательно должно быть закономерно. Кстати, его воззрения нашли особый отклик среди поэтов –романтиков, причем не только в Европе, но и в России. Это и нашло отражение в прекрасном стихотворном творении Тютчева «Листья».

История создания тютчевского стихотворения «Листья»

Из биографии Федора Тютчева известно, что в 1821 году он уезжает за границу, в Германию. Он вынужден это сделать, так как его дипломатическая работа требует этого. Уже в Германии, где он пребывал в качестве дипломата, он успел познакомиться и со своими литературными кумирами: Шеллингом и Гейне. Здесь же он женился на прекрасной девушке Элеоноре Петерсон, в которую был сильно влюблен. И, конечно же, продолжал писать свои необыкновенные стихи, ведь стихосложением он был увлечен практически с ранних лет.

Так произошло, что перед своим отъездом, лирик виделся с Пушкиным и дал тому обещание, что не бросить поэзию. Но и будет свои новые стихотворные творения присылать на родину. А уже Александр Сергеевич обещал ему печать на родине. Поэтому вскоре он в России стал известен, хотя эта слава была немного своеобразной. В это время было создано и опубликовано в России и известное тютчевское стихотворение «Листья». К сожалению, уже после смерти величайшего поэта Пушкина произведения Федора Тютчева перестали публиковать на родине поэта.


Впоследствии еще один поэт Николай Некрасов в своей статье заявил о том, что его литературный дар можно отнести к самым лучшим поэтическим талантам, которые часто так и остаются неизвестными народу. Но Некрасов поставил Федора Тютчева в один ряд с такими поэтами, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, показав всю глубину таланта поэта.

Листья
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром В
исеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите! М
ы с вами летим!

Тема и идея тютчевского стихотворения


Прекрасно назвал поэта - лирика и философа Федора Тютчева известный писатель Иван Тургенев, говоря, что он поэт такой мысли, которая слита с чувством, поэтому так психологически точно он отражал все, в том числе и страсть. В тютчевском стихотворении прекрасно видны движения души, которые можно сравнивать с тем, что происходит в природе, когда она увядает.

Композиция произведения строится на основе такого литературного приема, как параллелизм. Так, автор пытается поставить внешний мир, который представлен в тютчевском стихотворении как пейзаж, с внутренним миром желаний и стремлений человека. Поэтому можно прийти к выводу о том, что основной темой этого стихотворного творения поэта-философа все-таки является противопоставление эмоций, чувств, буйных, бурных и ярких, спокойствию, которое на эмоциональном фоне кажется холодным. Проанализируем более подробно тютчевский сюжет. Так, уже в первой строфе своего произведения автор показывает картину природы: хвойные и вечнозеленые деревья стоят неподвижные и застывшие. Они всегда находятся в покое, который для них равен вечности.

Вторая строфа тютчевского стихотворного сюжета идет противопоставление зимней стужи и холодной неподвижности. Теперь появляется яркое лето, пускай даже немного и короткое, но насыщенное красками. И здесь уже поэт использует олицетворение, так как повествование идет от лица листьев, которые повисли на деревцах, но уже не хвойных, а лиственных.

Остановимcя подробнее и на третьей тютчевской строфе, которая теперь показывает осеннюю пору в природе, сравнивая е с порой угасания в жизни человека. Также как увядает природа, так же точно угасает и человеческая жизнь. Поэтому-то уже в четвертой стихотворной строфе все резко меняется: листья так сильно не желают увядать и угасать, что они обращаются к ветру с просьбой, чтобы он сорвал их с деревьев и унес с собой. Отсюда можно выделить и основную идею всего тютчевского стихотворения: спокойный осенний пейзаж нарушает листва, которая, не переставая, крутиться на ветру. И теперь это все тютчевское произведение превращается в монолог, эмоциональный и чувственный.

Но монолог этот пронизан некой и философской идеей, в которой заложена мысль о том, что без взлета, даже маленького, но отважного, дерзкого, любого, гибель и разрушение, любое тление будет выглядеть трагично и ужасно. Композиция тютчевского стихотворения состоит из четырех строф-восьмистиший, которые состоят из двух полустроф. Поэтому все произведение построено на контрасте. Например, радость воспоминаний и одновременно грусть, смерть и обязательно жизнь. Все произведение написано двухстопным амфибрахием, но трехсложной стопой, где ударение падает на второй слог.

Художественно-выразительные средства тютчевского стихотворения «Листья»


Лирик Федор Тютчев использует в своем небольшом по объему, но довольно глубоком и содержательном стихотворном творении использует самые разные художественные средства, которые придают этому тексту выразительность и эмоциональность, помогая создавать литературные образы:

✚Антитеза: они помогают поэту. Так, у автора природа, представленная в виде сосен и елей, постоянно находится в спячке, даже независимо от времени года: зимы или лета. Так поэт - философ показал, что природа не подвергается никаким изменениям. Но тут же автор показывает, что не вся природа находится в таком состоянии. Так, можно увидеть зелень на лиственных деревьях, которая блестит и искрится, наливаясь соком.

✚Сравнения: Иглы хвойных деревьев лирик сравнил с ежовыми. А зелень, которая никогда не желтеет, но при этом у елей и сосен она не бывает свежей, подобна некой мумии. Это сравнение эмоциональное и поэт-философ говорит о том, что эти хвойные деревья даже не растут, а выглядят так, словно торчат, словно их кто-то просто воткнул в землю и они от нее не получают никаких соков. Так просто и так литературно - образно Тютчев лишает их даже малейшего намека на жизнь и какое-либо движение. Другое дело лиственные деревья, которые постоянно находятся в свете и в движении.

✚Олицетворения и метафоры: листья у поэта, словно племя, которое вдруг неожиданно решило погостить на ветках деревьев и вот теперь во всей своей красе, непросто повисли, а они то играют с солнечными лучами, а то, если есть роса, купаются в ней. Но если лиственные деревья имеют краткое время своей жизни, то про хвойные лирик употребляет слово «ввек».


Федор Тютчев использует лексику простую и сниженную, то вдруг переходит к высокому стилю и тогда уже использует такие слова, как «красное лето», или «зефиры», или «легкое племя». Теперь стоит перейти к морфологическому и фонетическому анализу тютчевского стихотворения «Листья».

Начнем анализ с первой строфы, где показана ужасная картина хвойных деревьев, которые уже успели застыть в холоде. Для этого лирик использует три глагола, которые употребляются им лишь только в настоящем времени. Это помогает лирику подчеркнуть статичность. Звукопись этой тютчевской стихотворной строки отличается тем, что в ней используется аллитерация: большое количество шипящих и свистящих согласных. Все содержание усиливает частица «пусть», которая показывает настроение. Сюжет второй строфы посвящен лету, поэтому здесь и глаголов больше. Теперь лирик их берет шесть, и употребляются они не только в настоящем времени, но и в прошедшем. И это помогает читателю почувствовать движение, пускай и короткое, но такой яркое и насыщенное. И здесь опять аллитерация: употребляются такие звуки, как р, л, м. Все они сонорные. Так передается гармония, полнота жизни.

Третья тютчевская строфа позволяет автору использовать глаголы и в неопределенной форме, а также глаголы в прошедшем времени. Но теперь речь идет о гибели и увядании. Но есть еще некое чувство тревоги и даже некой безнадежности, и это создается при помощи глухих согласных звуков. Интересно и бессоюзное предложение, с которого начинается это самое первое четверостишие. Так, в нем совершенно нет второстепенных членов, а ведь нераспространенные предложения у поэта Федора Тютчева встречаются очень редко. Уже во второй части этой же строфы автор усиливает эмоциональное состояние, используя риторический вопрос.


А в последней строфе уже звучит сильная мольба, наполненная отчаянием. Это словно заклинание, которое адресовано к лиственному ветру. И здесь уже Федор Тютчев использует глаголы, но только теперь настоящего времени, а также восклицательные предложения. Для этого лирики потребовались протяжные гласные звуки: е-о-у. Но их поэт ставит рядом с такими согласными, как с и т, чтобы создать шум от ветра, и читателю кажется, что это его свист.

Критические отзывы о тютчевском стихотворении


Тютчевское стихотворение – это прекрасное изображение лирики, но в то же время это и попытка поэта показать свои эмоциональные переживания в картины природы. Каждый миг жизни имеет свою неповторимую красоту. Поэтому так много критических отзывов вызвало именно это стихотворное произведение лирика. Так. Ю.Самарин утверждал, что Федор Тютчев никогда не относился к русскому языку, его богатству фамильярно. Вот как пишет критик:

«Ему удалось отыскать в нем такие тонкости, такие богатства и средства, которые в нем были, несомненно, но которых никто в нем не подозревал».


А вот Владимир Сольвьев утверждал, что Ф.Тютчев – самый сильный талант во всей поэзии. Эту же мысль подтверждал и А.Волынский, который считал тютчевские стихи полным откровением: ночным, небесным, душевным.

«Листья» Федор Тютчев

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,-
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе-
Играли с лучами,
Купались в poce!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю . И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл . Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Поэтическое произведение «Листья» было создано Тютчевым в 1830 году. Оно является одним из философско-пейзажных стихотворений. Основная идея ЕГО заключается в том, что все ведущее к разрушению - ужасно, и не может быть допущено.

Образы первой строфы

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» можно начать с описания его композиции. Произведение состоит из четырех строф-восьмистиший. В основе стихотворения поэт использовал прием олицетворения. Листья рассматриваются автором как живые, мыслящие создания. Все стихотворение построено в форме обширного монолога.

В подробном анализе стихотворения Тютчева «Листья» учащийся может указать, что построено оно на приеме контраста - радости и грусти воспоминаний о былом; статики, замирания и движения, энергии; умирания и возрождения. В первой строфе произведения описывается зимний лес. Здесь читатель слышит мотивы смирения, тоски, которые еще больше усиливаются частицей «пусть», а также стилистически сниженными лексическими единицами («торчат», «тощая зелень»).

В повествовании на этом этапе отсутствует динамика. С помощью образа сосновых и еловых игл поэт обрисовывает образ людей, которые не умеют жить яркой, полноценной и счастливой жизнью. Им незнакомы страстные порывы и душевные искания, переживания их скудны и бледны. И повторение слова «ввек» еще больше подчеркивает неизменность их мира. Никакие новшества не могут войти в их скучное, однообразное бытие. Также эти переживания поэт усиливает с помощью приема аллитерации - используются шипящие «с», «ш», «щ».

Вторая строфа

Продолжим анализ стихотворения Тютчева «Листья» разбором второй строфы. В ней читатель окунается в мир, противопоставляемый скучному однообразию существования «тощей зелени». Антитеза усиливается с помощью слова «кратко», противопоставляемого слову «ввек». Листья - это символ людей, которые проживают свою жизнь ярко, со всеми переживаниями. Здесь уже автор стихотворения вводит эпитеты («красное лето», «легкое племя»). Быстротечность жизни страстных листьев передается в этой части произведения быстрой сменой глаголов. В начале строфы они употребляются в настоящем времени, а в конце - в прошедшем.

Особенности третьей строфы

Анализ стиха Тютчева «Листья» знакомит читателя с третьей строфой. Здесь поэт изображает те перемены, которые приходят в жизнь листьев с наступлением холодов. Тоска и грусть передаются отсутствием эпитетов, а также использованием тематических олицетворений, обозначающих угасание жизни. Во второй части строфы читатель находит риторический вопрос, который еще больше усиливается с помощью слова «даром». И здесь же поэт предлагает решение проблемы - листья могут улететь вместе с южными ветрами в дали.

Заключительная часть

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» показывает, что в четвертой, заключительной строфе темп произведения ускоряется. Это достигается поэтом за счет большого количества повторов, а также восклицательных фраз. Здесь Тютчев выражает олицетворения с помощью глаголов, стоящих в повелительном наклонении. Автор снова использует яркие, образные эпитеты («буйные ветры», «докучливых ветвей»). В этой части стихотворения читатель видит, что листья больше не хотят мириться со своим положением. Они стремятся улететь в неизведанные края вместе с теплыми ветрами. И в последней строке уже слышатся победные интонации, свидетельствующие о сбывшейся мечте («мы с вами летим»). Впечатление усиливается при помощи аллитерации звука «с», который создает ощущение свиста в этих строках.

Как закончился жизненный путь самого Тютчева

В анализе стихотворения Тютчева «Листья» учащийся может упомянуть и о том, какой же была кончина самого поэта - ждала ли его быстрая смерть, желание которой неявно присутствует в произведении? Возможно, он мечтал о скорой смерти, которая уносит человека подобно ветру, уносящему пожелтевшие листья. Но жизнь Тютчева сложилась иначе.

Уже находясь в преклонном возрасте, поэт пережил два инсульта. Первый случился в декабре 1872 года. Но поэт не захотел прислушиваться к рекомендациям врачей. И уже в январе отправился к друзьям. Это решение оказалось для Тютчева роковым. Во время прогулки с ним произошел еще один инсульт. После второго он уже не оправился. Все время до самой кончины он зависел от помощи близких людей, его организм не выполнял никаких команд.

Философия молодого поэта

Старости невозможно избежать, как невозможно и преодолеть немощность. В произведении поэт подчеркивает, что в этом периоде жизни нет ничего привлекательного, в нем отсутствует смысл. Юный Тютчев еще не понимал того, что с каждым годом человек набирается мудрости, которая и питает старика богатой пищей для размышлений. В завершении жизни поэт видит лишь только мрак, и поэтому, с присущим ему юношеским максимализмом, призывает ветер как можно скорее сорвать пожелтевшие листья с ветвей.

Внутренний мир автора

В анализе «Листьев» Тютчева можно рассказать о том, что это произведение открывает перед нами внутренний мир поэта, который не желает мириться с ограничениями старости. Лирический герой надеется, что его жизнь оборвется, подобно сорванным с ветвей пожелтевшим листьям, и что он не станет досаждать окружающим своими бесконечными нотациями и капризами.

Размышления, на которые наталкивает стихотворение

В анализе стихотворения Тютчева «Листья» школьник может рассказать о тех размышлениях философского характера, на которые наталкивает это произведение. Можно предположить, что автор произведения боялся состояния, свойственного засохшим ветвям. Он не хотел быть дряблым, беспомощным, костенеть в привычном круге жизни. Тютчев в ярких красках описывает листья. И можно предположить, что поэт считает более приемлемой для себя жизнь, полную свободы. Лучше желтому листу быть сорванным и унесенным в неведомые дали, чем томиться на замерзшей ветке. Поэт сравнивает желтый лист с пожилым человеком, которому, возможно, проще уйти из жизни внезапно, чем влачить существование, полное ограничений.

Художественные приемы

Теперь необходимо рассмотреть другие особенности произведения, чтобы добавить целостности анализу стихотворения Тютчева «Листья». В 3 классе школьникам еще не задают подобную работу. Ведь в этом возрасте школьники еще не имеют представления о стихотворных размерах. Произведение написано двухстопным амфибрахием. В произведении используется женская рифмовка. Ударение приходится на предпоследний слог.

Строфы разделяются на две полустрофы. Также произведение отличается чрезвычайно богатым поэтическим синтаксисом. Здесь есть и риторический вопрос, и восклицательные предложения, и синтаксический параллелизм, который читатель найдет в третьей строфе («Птички отпели…», «Цветы отцвели…»). Также в произведении встречается и сравнение («Как иглы ежа»). Произведение напоминает, что не стоит человеку мириться с унылой серостью будней. Необходимо всеми силами стремится скрасить свою жизнь, наполнять ее добром, красотой, страстью и эмоциями.

Цели:

  • ознакомить учащихся с краткой биографией поэта, с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева;
    совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта, развивать поэтический слух;
  • воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе;
  • воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, листья и хвоинки.

Наглядность: портрет Ф.И.Тютчева, картина И.И.Левитана “Золотая осень”, музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

– На прошлом уроке мы с вами отправились в одно из прекрасных времён года. Какое время года мы посетили? (Приложение , слайд 1)
– Картина какого художника нам помогла побывать в гостях у весны? (И. Левитан «Весна. Последний снег»).
– Скажите с творчеством какого поэта мы начали знакомиться?
– Что вам было задано на дом?
– Я предлагаю вам ребята ещё раз послушать сообщение о Ф.И.Тютчеве.

Слово ученика о жизни поэта. (Приложение , слайд 2)

– Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Ещё мальчиком он полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу за границу. На чужбине он прожил 21 год. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью.

После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 году в своём журнале «Современник». А первый сборник стихов вышел, когда поэту исполнилось 50 лет. Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, писал: “Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”.

А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение «Весенняя гроза» наизусть и научились его читать (2 уч).

3. Создание зрительного образа. Установка на восприятие стихотворения. Дыхательная гимнастика.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости в другое время года. Вы сейчас немного отдохните, постарайтесь представить ту картину, которую я буду описывать (звучит музыка) . Дышите медленно и глубоко. (Приложение , слайд 3)
– Представьте, что сейчас осень. Тихо шуршат опавшие листья под ногами, из последних сил греет солнце, деревья, украшенные золотом и багрянцем, замерли в ожидании, что случайный прохожий, потрясенный их убранством, остановится полюбоваться ими. Дунет ветер, и закружатся в дивном вальсе разноцветные листья…
– Ребята, картину какого времени года вы увидели?
– В какое время года мы отправимся?
– Посмотрите на картину И.И.Левитана “Золотая осень”. (Приложение , слайд 4) Мы с вами уже работали с этой картиной на ИЗО. Кто её написал? (И.И.Левитан). Как она называется? («Золотая осень») . В каком музее выставлена? Какие чувства она у вас вызывает? Легко ли вам выразить свои чувства обычными словами?

Подготовка речевого аппарата к работе

– Я думаю, все вы согласитесь с тем, что осень – самое красивое время года.
– Произнесите с разной интонацией (с безразличием, поставьте вопрос, радостно): осень – самое красивое время года.

5. Объявление темы и целей урока

– Ребята, кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
– Каких поэтов, писавших об осени вы знаете?
– Одним из таких поэтов был Ф.И.Тютчев. И сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением “Листья”. Тема урока: “Ф.И.Тютчев «Листья»” (Приложение , слайд 5)
Наша цель – продолжить знакомство с его творчеством на основе анализа стихотворения, написанного в 1830 году, а также научиться понимать значение конкретных деталей в изображении природы.
– По названию можно определить о чем будет идти речь в стихотворении? (О листьях).

6. Работа над текстом стихотворения

– Я прочитаю стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья», а вы послушайте и постарайтесь увидеть, понять и почувствовать, как поэт изобразил жизнь листьев, которых мы часто не замечаем?
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Определите тему стихотворения. (Листья).
– Какие чувства вы испытывали при прослушивании? (Веселье, радость, восторг, гордость).
– От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев).
– Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах).
– Докажите. (Листья играют, купаются, хотят улететь).
– Как этот приём называется в поэзии? (Олицетворение).
– Откройте учебник.

Чтение первой строфы учителем:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

– О чём первая строфа? (О соснах и елях, об иголках, которые всегда зелёные, но уже не свежие, вечнозеленые сосны и ели с их тощей зеленью всегда одинаковы и потому скучны).
– Почему зелень сосен и елей названа тощей?
– Какие чувства вызывает у вас сравнение “как иглы ежа”? (Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться).
– В первой строфе речь идет о размеренной и спокойной жизни сосен и елей.
– Ритм строфы тоже спокойный и размеренный. Или нет? Почему? Как листья говорят о соснах и елях? (В первой строфе звучит неприятие однообразной и скучной жизни, спокойной жизни. Заносчиво, гордясь собой, зазнаются).

Самостоятельное (жужжащее) чтение 1 строфы уч-ся.

Чтение второй строфы учителем:

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами.
Купались в росе!..

– О чем вторая строфа? (О листьях.).
– Появляется новый образ – образ “легкого племени”. Почему листья называют себя «легким племенем»?
– Почему именно сосны и ели противопоставлены листьям? (В первой строфе - снег, метель, сон елей и сосен, скука и; во второй - блеск, разнообразие красок, красота. Листья говорят о радости краткой, но яркой, наполненной жизни).
– Назовите глаголы первой и второй строфы. (Приложение , слайд 6)

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались

– Давайте, посмотрим на действие сосен и елей. (Однообразие, застой).
– Сравните, как живет это “легкое племя”? (Веселье, радость, движение).
– Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное».
– Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен.
– С каким чувством нужно читать эту строфу? (Радостно, с чувством гордости, превосходства, упоения жизнью).

Чтение второй строфы учителем и уч-ся хором.
Один ученик читает выразительно вслух.
Чтение третей строфы учителем.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

– Как изменяется картина, время года в третьей строфе? (На смену лету приходит осень).
– Меняется ли настроение листьев? (Листья сожалеют о том, что лето прошло).
– Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели.
– Согласны листья с этим однообразием, с такой жизнью? (Нет).
– Какова мысль этой строфы? (У листьев нет жизни как у хвойных, они вынуждены завять, опасть. Они выбирают жизнь в движении.)
– Продолжаем выписывать глаголы, относящиеся к листьям:

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались
висеть
желтеть
улететь

– Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию.
– Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья? (Дети находят значение слова «зефиры»).
– Это люди в Древней Греции придумали название для холодного и тёплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а тёплый и мягкий западный ветер – как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово – «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идёт либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
– Как будем читать третью строфу? (Сначала с сожаленьем, а потом с вдохновеньем).

Чтение третей строфы уч-ся самостоятельно.
Один ученик читает выразительно вслух

7. Физминутка

Вот и мы с вами представим себя листиками и полетаем:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (машут руками)
И на землю тихо сели (приседают)
Ветер снова набежал и листочки все поднял (поднимаются)
Закружились (кружатся) , полетели (машут руками)
И на землю тихо сели (садятся по местам)

8. Работа над текстом стихотворения (продолжение)

Чтение четвёртой строфы учителем.

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

– Последняя четвертая строфа начинается с обращения. Кого зовут листья и зачем? (Они призывают ветер и это просто ветер, а буйный, сносящий все на своем пути, листья требуют перемен).
– В чем особенность просьбы листьев, как они просят ветер? (Это не мольба, а призыв).
Отсюда и насыщенность строфы восклицательными предложениями. Нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть он и последний.
– Какие глаголы можем выписать в таблицу?

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались
висеть
желтеть
улететь
сорвите
умчите
ждать не хотим
летим

– Мы записали глаголы, которые обозначают стремительное действие.
– Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это).
– Посмотрите на таблицу, сравните глаголы, скажите какой характер листьев? (Неугомонные, весёлые, жизнерадостные, смелые, отчаянные).
– Какие две жизни, два стиля жизни показаны в стихотворении? (Долгий, однообразный и не долгий, активный, энергичный).
– Поэт и нам предлагает сравнить и подумать: какая жизнь лучше?

9. Рефлексия

– А кого бы вы поддержали? Выберите: хвоинки – символ долгой и однообразной жизни или листья – символ яркой и краткой жизни.
– Мы разобрали стихотворение, давайте ещё раз вслушаемся в строки этого стихотворения. (Выразительное чтение стихотворения учеником).
– Посмотрите, вы показали своё отношение к жизни листьев. И нам видно, что весёлая и беззаботная жизнь вам ближе, значит, ваше детство можно назвать счастливым.

10. Домашнее задание. (Приложение , слайд 7)

– Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению.
– Подготовить выразительное чтение стихотворения.

11. Итог урока

Если читать стих «Листья» Тютчева Федора Ивановича впервые, не сразу удастся определить, к какому жанру оно относится. Это произведение было написано, когда Тютчеву было 17 лет. В начале стихотворения автор описывает спящий зимний лес, поэтому «Листья» можно отнести к пейзажной лирике. Но затем в строчках появляются глубокие философские мысли. Тютчев проводит аналогию между красивыми листьями и человеческими судьбами. В силу своей молодости поэт считает, что старость - это абсолютно бесполезный период жизни человека. Построив стихотворение как монолог листьев, автор сравнивает их с молодым поколением, живущим яркой насыщенной жизнью.

Тощая зелень елок и сосен, которая никогда не желтеет, но не отличается свежестью листьев, ассоциируется у Тютчева с людьми старшего поколения. Проходит лето, отцветают цветы, улетают птицы, и листья не хотят висеть на деревьях и желтеть. В этих строках автор размышляет о том, что молодость быстро проходит, наступает старость, которая ничем не примечательна, кроме постоянных болезней и разочарований. Юный Тютчев не осознает, что прожитые годы приносят человеку бесценный опыт, он становится мудрым и рассудительным. Автор надеется, что старость не коснется его самого. Он призывает ветер скорее сорвать с деревьев пожелтевшие листья, тем самым выражая надежду не дожить до преклонных лет, а покинуть этот мир молодым и здоровым человеком. Надеждам Тютчева не суждено было сбыться, несколько последних месяцев жизни он был прикован к постели и не мог обходиться без помощи посторонних.

Учить это стихотворение можно на уроке литературы в классе или оставить для самостоятельного изучения в качестве домашнего задания. Прочитать текст стихотворения Тютчева «Листья» онлайн или скачать его полностью можно здесь.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..