Есть вопрос: откуда берутся «голоса в голове. Почему появляются голоса в голове? Опыт с гитарной струной

Общее описание проблемы

Существует не так уж мало психических расстройств, со стороны кажущихся чем-то забавным и веселым, однако на деле являющихся чем-то очень серьезным, доставляющим людям массу неудобств. Зачастую они очень сильно портят жизнь. Голоса в голове как раз относятся именно к таким нарушениям психики. Как они проявляются? Это может быть самый обыкновенный гул в подсознании или же очень отчетливая речь. Во многих случаях она бывает членораздельной. Психиатры уже давно установили, что голоса в голове часто предшествуют серьезнейшим расстройствам сознания. Всегда ли они сами по себе признаются болезнью? Нет, не всегда. В определенных случаях они появляются у людей, имеющих совершенно нормальную психику.

Кто-то считает слышащих их психбольными, а кто-то признает экстрасенсами. И то и другое, конечно же, является крайностью. Нужно быть несколько проще в своих суждениях. Голоса в голове проявляются по-разному. Кстати, человеческое сознание всегда воспринимает их своеобразно, то есть в каждом случае все по-своему. Часто гул в голове становится для человека своеобразным ангелом-хранителем. Как так случается? Слова, "крутящиеся" в подсознании, как правило, дают какие-то рекомендации, говорят, как лучше поступить в той или иной ситуации. Есть люди, утверждающие, что такие голоса в голове действительно уберегли их от серьезных бед. Именно их называют интуицией. Реже их приравнивают к шестому чувству. Хорошо то, что они практически всегда приносят именно добро. Существуют и голоса в

голове, приносящие вред. Попав под их влияние, человек может начать наносить увечья самому себе, ломать что-то или даже покушаться на здоровье или жизни окружающих. Находясь под их властью, совсем несложно оказаться в психиатрической больнице, в отделении для буйных. Есть голоса в голове, которые не рекомендуют делать что-либо, а просто комментируют события или же дают оценку поведению человека. В некоторых случаях они могут говорить нечто бессмысленное и совершенно нелепое. Не так уж и редко они ругаются. Любопытно, что в голове человека может по причине или без нее поселиться голос какого-либо его знакомого. Он может без устали сыпать оскорблениями или, наоборот, комплиментами.

Почему они появляются

Пожалуй, самым распространенным из всех рассматриваемых явлений считаются именно голоса в голове перед сном. Почему они возникают? Чаще всего причина в чрезмерной перенапряженности и усталости человека. За день мож

но вымотаться так, что организм будет перегружен сверх меры. Способствует их появлению большое количество новых эмоций. Уставшие люди даже отвечают им во сне. Ничего страшного здесь, казалось бы, нет, однако голоса в голове могут быть одним из первых признаков шизофрении. Как и навязчивые состояния, они способны очень быстро прогрессировать. Да, у врача провериться все-таки стоит, так как психические расстройства, симптомами которых они могут быть, являются очень серьезными. В принципе же, никаких особых поводов для волнения нет, так как в большинстве случаев они являются только лишь причудами нашей психики. Просто попробуйте уменьшить ежедневные нагрузки.

Галлюцинации - это то, что возникает при отсутствии внешнего стимула, но воспринимается как реальное. Они могут быть связаны со всеми органами чувств, то есть быть визуальными, тактильными и даже обонятельными. Вероятно, самый распространенный тип галлюцинаций - те, когда человек «слышит голоса». Их называют аудиторными вербальными галлюцинациями. T&P продолжают спецпроект с Newочем переводом статьи нейроученого Пола Аллена, опубликованной на сайте Serious Science, об аудиальных галлюцинациях и природе их возникновения.

Определение понятия

Хотя слуховые галлюцинации обычно связывают с психическими заболеваниями вроде биполярного расстройства, они не всегда являются признаком болезни. В некоторых случаях они могут быть вызваны недостатком сна; марихуана и наркотики-стимуляторы также могут быть причиной расстройства восприятия у некоторых людей. Экспериментально было доказано, что галлюцинации могут возникнуть из-за длительного отсутствия сенсорных стимулов: в 1960-е годы проводились эксперименты (которые сейчас были бы невозможны по этическим соображениям), в ходе которых людей держали в темных комнатах без звука. В конце концов люди начинали видеть и слышать то, чего в реальности не было. Так что галлюцинации могут возникать как у больных, так и у психически здоровых людей.

Исследования природы этого феномена ведутся уже довольно давно: психиатры и психологи пытаются понять причины и феноменологию слуховых галлюцинаций уже около ста лет (а может, и дольше). В последние же три десятилетия появилась возможность использовать энцефалограммы, которые помогали исследователям того времени понять, что происходит в мозге в моменты слуховых галлюцинаций. А теперь мы можем смотреть на его разные участки, задействованные в эти периоды, при помощи функционального магнитно-резонансного сканирования или позитронной томографии. Эти технологии помогли психологам и психиатрам разработать модели слуховых галлюцинаций в мозге - в основном связанные с функцией языка и речи.

Предложенные теории механизмов слуховых галлюцинаций

Некоторые исследования показали, что, когда пациенты испытывают слуховые галлюцинации, то есть слышат голоса, активность участка их мозга, которая называется зоной Брока, повышается. Эта зона расположена в малой лобной доле мозга и отвечает за речепроизводство: когда вы говорите, работает именно зона Брока. Одними из первых, кто исследовал этот феномен, были профессора Филип Макгуайр и Сухи Шергилл из лондонского Королевского колледжа. Они заметили, что зона Брока у их пациентов была более активна во время слуховых галлюцинаций - по сравнению с моментами, когда голоса молчали. Это дает основания полагать, что слуховые галлюцинации производятся речевыми и языковыми центрами нашего мозга. Результаты этих исследований привели к созданию внутреннеречевых моделей слуховых галлюцинаций.

Когда мы о чем-то думаем, то порождаем внутреннюю речь - внутренний голос, озвучивающий наше мышление. Например, когда мы задаемся вопросом «Что я съем на обед?» или «Какая завтра будет погода?», мы порождаем внутреннюю речь и, как считается, активируем зону Брока. Но как эта внутренняя речь начинает восприниматься мозгом как внешняя, исходящая не от себя самого? Согласно внутреннеречевым моделям слуховых вербальных галлюцинаций, такие голоса - это генерируемые внутри сознания мысли или внутренняя речь, каким-то образом неверно определяемая как внешняя, чужая. Из этого следуют более сложные модели процесса того, как мы отслеживаем собственную внутреннюю речь.

Английский нейробиолог и нейропсихолог Крис Фрит и другие ученые предполагали, что, когда мы вступаем в процесс мышления и внутренней речи, зона Брока посылает сигнал в область нашей слуховой коры, которая называется зоной Вернике. Этот сигнал содержит информацию о том, что воспринимаемая нами речь нами же и порождена. Это происходит из-за того, что передаваемый сигнал, предположительно, приглушает нейронную деятельность сенсорной коры, поэтому она активируется не так интенсивно, как от внешних стимулов, например оттого, что с вами кто-то говорит. Эта модель известна как модель самомониторинга, и она предполагает, что у людей со слуховыми галлюцинациями этот процесс в дефиците, из-за чего они не могут различить внутреннюю и внешнюю речь. Хотя на данный момент доказательства этой теории довольно слабые, это определенно одна из самых влиятельных моделей возникновения слуховых галлюцинаций, которые появлялись за последние 20–30 лет.

Последствия галлюцинаций

Около 70% больных шизофренией в той или иной степени слышат голоса. Они поддаются лечению, но не всегда. Обычно (хотя и не во всех случаях) голоса отрицательно сказываются на качестве жизни и состоянии здоровья. Например, у пациентов, слышащих голоса и не реагирующих на лечение, повышается риск суицида (порой голоса призывают причинить себе вред). Можно представить, как тяжело приходится людям даже в повседневных ситуациях, когда они постоянно слышат в свой адрес унизительные и оскорбительные слова.

Но слуховые галлюцинации возникают не только у людей с психическими расстройствами. Более того, эти голоса не всегда зло. Так, Мариус Ромм и Сандра Эшер возглавляют очень активное «Общество слышащих голоса» - движение, которое говорит об их положительных аспектах и борется с их стигматизацией. Многие люди, слышащие голоса, живут активной и счастливой жизнью, поэтому мы не можем считать, что голоса - это априори плохо. Да, они часто ассоциируются с агрессивным, параноидальным и тревожным поведением больных, но оно может быть следствием эмоционального расстройства, а не наличия голосов. Неудивительно и то, что тревожность и паранойя, которые зачастую являются ядром психической болезни, проявляются в том, что эти голоса говорят. Но, как уже было сказано, многие люди без психиатрического диагноза констатируют, что слышат голоса, и для них это может быть и положительным опытом, поскольку голоса могут успокаивать или даже подсказывать направление, куда двигаться по жизни. Профессор Айрис Соммер из Нидерландов тщательно изучила этот феномен: исследуемые ею здоровые люди, слышащие голоса, описывали их как нечто положительное, полезное и придающее уверенность в себе.

Лечение галлюцинаций

Людей с диагнозом «шизофрения» обычно лечат антипсихотическими медикаментами, которые блокируют постсинаптические дофаминовые рецепторы в стриатуме, так называемом полосатом теле мозга. Антипсихотики эффективны во многих случаях: в результате лечения психотические симптомы ослабевают, особенно слуховые галлюцинации и мании. Некоторые пациенты, однако, не лучшим образом реагируют на антипсихотики. Примерно на 25–30% пациентов, слышащих голоса, лекарства почти не влияют. У антипсихотиков также имеются серьезные побочные эффекты, поэтому эти лекарства подходят не всем больным.

Что касается других методов, то существует множество вариантов немедикаментозного лечения. Степень их эффективности тоже варьируется. Например, когнитивная поведенческая терапия (КПТ). Ее применение для лечения психозов несколько противоречиво, поскольку, как полагают многие исследователи, она мало влияет на симптомы и общий исход заболевания. Но существуют виды КПТ, разработанные специально для пациентов, слышащих голоса. Эта терапия обычно нацелена на изменение отношения пациента к голосу, чтобы последний воспринимался как менее негативный и неприятный. Эффективность этого лечения остается под вопросом.

В данный момент я возглавляю исследование в Королевском колледже Лондона, цель которого - выяснить, можем ли мы научить пациентов самостоятельно регулировать нейронную активность в слуховой коре. Это достигается при помощи обратной нейронной связи, которая посылается в реальном времени с использованием МРТ. Для измерения сигнала, идущего от слуховой коры, используется МРТ-сканер. Затем этот сигнал посылается обратно пациенту с помощью визуального интерфейса, который пациент должен научиться контролировать (то есть двигать рычаг вверх-вниз). Предполагается, что мы сможем научить пациентов, слышащих голоса, контролировать активность своей слуховой коры, что, в свою очередь, может позволить лучше контролировать голоса. Исследователи пока не уверены, будет ли этот метод клинически эффективным, но в следующие несколько месяцев уже будут доступны некоторые предварительные данные.

Распространенность среди населения

Около 24 миллионов людей по всему миру живут с диагнозом «шизофрения», и около 60% или 70% из них слышали голоса. Есть данные, что от 5% до 10% населения без психиатрического диагноза в какой-то момент жизни тоже их слышали. Некоторым из нас порой казалось, что кто-то зовет нас по имени, а потом выяснялось, что рядом никого нет. Так что есть свидетельства того, что слуховые галлюцинации распространены больше, чем мы думаем, хотя точную эпидемиологическую статистику привести трудно.

Самым известным человеком, слышавшим голоса, была, наверное, Жанна д"Арк. Из современной истории можно вспомнить Сида Барретта, основателя группы Pink Floyd, страдавшего шизофренией и слуховыми галлюцинациями. Но, опять же, кто-то может черпать в голосах вдохновение для искусства, а некоторые и вовсе испытывают музыкальные галлюцинации - что-то вроде ярких слуховых образов, - но ученые пока сомневаются, можно ли приравнивать их именно к галлюцинациям.

Вопросы без ответа

У науки на данный момент нет четкого ответа на вопрос о том, что происходит в мозге, когда человек слышит голоса. Другая проблема заключается в том, что исследователи еще не знают, почему люди воспринимают их как чужие, исходящие от внешнего источника. Важно попытаться понять феноменологический аспект того, что именно испытывают люди, слыша голос. Например, устав или приняв стимуляторы, они могут испытывать галлюцинации, но не обязательно воспринимать их как идущие извне. Вопрос в том, почему люди теряют ощущение собственной деятельности, когда слышат голоса. Даже если мы будем считать, что причина слуховых галлюцинаций - в чрезмерной активности слуховой коры, почему все-таки люди думают, что с ними говорит Бог, тайный агент или инопланетянин? Также важно изучить системы верований, которые люди выстраивают вокруг своих голосов.

Содержание слуховых галлюцинаций и их первоисточник - еще одна проблема: происходят ли эти голоса из внутренней речи или же это сохраненные воспоминания? С уверенностью можно утверждать лишь то, что этот сенсорный опыт включает в себя активацию слуховой коры в речевой и языковой зонах. Это ничего не сообщает нам об эмоциональном содержании этих сообщений, которые часто бывают негативными, из чего, в свою очередь, следует, что причина может быть и в проблемах при обработке эмоциональной информации, возникающих в мозге. Помимо этого, два человека могут испытывать галлюцинации очень по-разному, а это значит, что задействованные механизмы мозга могут также очень отличаться.

«..пример, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой». Это действительно удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, т.е. обладают
определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Заставляет задуматься, не правда ли?
Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.
Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. …не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?»
По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие крупные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.
Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».
Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества».
Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.
Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике».
Исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона утверждают, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли..»

Конспект НОД разработан на основе эксперимента, представленного в пособии для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» (авторы: Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Издательство: Волгоград, 2012г.)

Цель: Понимание дошкольниками возникновения звуков речи. Охрана органов речи.

Оборудование:

  • 2 линейки разной длины и ширины с натянутой нитью;
  • 2 пары карандашей с натянутыми нитями разной длины;
  • Шумовые и детские музыкальные инструменты;
  • карточки с термином F (форте - громко), P («пиано» - тихо)
  • мультимедийное оборудование

Интеграция образовательных областей: М + П + З + К

Задачи:

  • Создавать условия для закрепления знаний детей о:
  • динамике музыки (F, P)
  • шумовых и музыкальных инструментах
  • тембре звучания инструментов
  • В игре на инструментах создавать условия для обучения детей умению вслушиваться в музыку, играть в ансамбле слаженно, ритмично.
  • В пении создавать условия для обучения детей исполнять песню естественным голосом, эмоционально.

ХОД ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

I . Постановка исследовательской задачи

Дети входят в музыкальный зал, где в разных местах разложены различные музыкальные и немузыкальные игрушки.
Музыкальный руководитель (М.Р .) приветствует детей:
- Я рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Ребята, скажите пожалуйста, с чего у нас с вами начинается общение?

Дети: С музыкального приветствия.

М.Р. А почему именно с музыкального приветствия?

Дети: Потому что мы в музыкальном зале поем, танцуем, беседуем о музыке. Мы больше поем, чем говорим.

М.Р. Конечно. Все правильно. А давайте попробуем пропеть слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» в соответствии музыкальным терминам, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях.
Я с вами поздороваюсь по-музыкальному, затем покажу карточку, в соответствии с которой вы будете петь музыкальное приветствие. И так, я начинаю..

(М.Р. пропевает музыкальное приветствие «Здравствуйте,ребята, ребята -дошколята!», затем показывает карточку с термином F (форте - громко),дети поют звонко, четко «ЗДРАВСТВУЙТЕ» вниз по ступеням мажорного трезвучия.
Аналогично проводится распевка с термином « P »(пиано - тихо).

М.Р. Ребята, мы справились с заданием? (Ответы детей). А что же обозначают эти понятия? (показывает карточки «F» и «P» (Ответы детей)
- Вы просто молодцы! А теперь посмотрите внимательно вокруг себя: что вы видите?

Дети: В зале много игрушек.

М.Р. Все ли игрушки одинаковые? (Ответы детей). В чем же их отличие?

Дети: Они по-разному называются. А еще есть игрушки музыкальные и немузыкальные.

М.Р. А как мы сможем узнать, какие игрушки звучат, а какие молчат?

Дети: Нужно попробовать к ним прикоснуться, и тогда мы услышим их голос.

М.Р. Давайте попробуем это сделать!

Дети подходят к игрушкам, пытаются извлечь из них звук, определяют его окраску (ТЕМБР).

М.Р. И какой же мы можем сделать вывод?

Дети: Есть игрушки, у которых есть голос, и эти голоса разные, не похожие друг на друга.

М.Р. Молодцы! А каким же образом мы смогли узнать: есть ли голос у игрушек?

Дети: При помощи наших действий: касаний, переворачивания вниз (куклу), при помощи ключика (механизма) (заводили музыкальную шкатулку), постукивания, потряхивания, шуршания…

М.Р. А давайте мы устроим «необыкновенный концерт» на наших музыкальных и шумовых инструментах. Берите, пожалуйста, инструменты.
Слева от меня встанут ребята, у которых муз.инстументы, а с правой стороны-у кого шумовые. (Дети распределяются на 2 группы).
- Оркестр готов. Но, чтобы слаженно звучали инструменты в оркестре, кто же для этого нужен?

Дети: ДИРИЖЕР!

М.Р. А дирижером у нас будет Саша, потому что он сегодня очень активно занимается. У дирижера самая ответственная и сложная задача. Когда будет звучать громкая, радостная часть музыкального произведения, дирижер будет дирижировать музыкальными инструментами (давайте поднимем вверх и покажем свои инструменты), и нужно играть как?

Дети: Громко (Форте), дружно.

М.Р. А когда будет звучать тихая часть, то будут играть шумовые инструменты (покажитесь). Ваша часть будет звучать как?

Дети: Тихо (пиано), спокойно.

М.Р. Итак, начинаем! (объявляет)

Музыканты подготовительной группы исполняют русскую народную песню «Светит месяц»

Дирижирует Александр!

Звучит в записи р.н.п. «Светит месяц», дети выполняют задание в соответствии звучанию музыки.

После игры на инструментах, педагог хвалит детей.

М.Р. Молодцы, ребята, славный оркестр получился у нас! А сейчас, я вас приглашаю сесть на стульчики, чтобы продолжить нашу интересную беседу.
Как вы думаете, откуда у людей берется голос?

Дети: Из горлышка.

М.Р. Давайте попробуем прошептать какое-нибудь слово, например, связанное с январскими праздниками… Какие праздники мы отмечали в январе? (Дети отвечают и предлагают выбрать слово…например РОЖДЕСТВО»). Давайте прошепчем слово «РОЖДЕСТВО». (Шепчут слово)

А сейчас мы произнесем это слово так, чтобы услышали все. (Дети говорят вслух).

М.Р. Что вы сделали для того, чтобы слово было услышано?

М.Р. Откуда выходили громкие звуки? (Из горлышка)

А теперь положите на горлышко свою руку и произнесите то шепотом, то громко слово «РОЖДЕСТВО».

Дети выполняют задание.

М.Р. Что почувствовали рукой, когда говорили громко?

Дети: В горлышке что-то дрожит.

М.Р. Что вы почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Все спокойно, дрожания нет).

Ребята, посмотрите на экран. Здесь показано строение нашего голосового аппарата. (Приложение 1 . Слайд №3)

М.Р. Для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали.

М.Р. Ребята, а как надо беречь органы речи?

Ответы детей:

В холодную погоду прикрывать горло шарфом;
- Не ходить с открытым ртом, чтобы холодный воздух не попадал в горлышко;
- Не есть мороженое на улице;
- Не пить холодные напитки из холодильника и т.д.

II . Прогнозирование результата

Проблемная ситуация: Как возникает речь?

Предположения детей: С помощью движения, колебания голосовых связок.

III . Выполнение эксперимента

Дети под руководством музыкального руководителя проводят опыт (обратить внимание детей на стол, де лежат нитки, карандаши) .

Что можно сделать при помощи этих предметов? (Предположения детей)

Эксперимент: 2 детей привязывают нитку к карандашам, натягивают ее, а третий ребенок пытается извлечь из нее тихий звук, подергивая за нить.

М.Р. Что-нибудь мы услышали?

Дети: Очень тихий звук. Наверное, плохо натянули нить. Если натянуть сильнее, то звук будет слышнее. (Повторяют эксперимент).

Дети: Теперь было слышно.

Проводится подобный эксперимент с короткой нитью.
Дети пытаются сравнить, есть ли разница в звуке при подергивании короткой нити и длинной нити. (У длинной нити звук более низкий, у короткой -более высокий).
При затруднении ответа можно продемонстрировать 2 линейки разной длины и ширины. При подергивании нити дети услышат разницу звуков и сделают соответствующий вывод:

Звуки разные по высоте, потому что линейки разные по своей длине и ширине.

М.Р. Что надо сделать, чтобы звук был громче?

Дети: Дернуть посильнее - звук усилится.

М.Р. А если мы дернем нить сильно, то что тогда произойдет?

Дети: Она порвется.

М.Р. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Как мы должны разговаривать друг с другом, на улице, в группе?

Дети: Спокойно, без крика. Нужно беречь свои связки.

М.Р. Так как же возникает речь?

Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.

М.Р. Скажите пожалуйста, что вам сегодня понравилось? (Ответы детей)
- Что получилось? (Ответы детей)
- Что запомнилось больше всего?
- Что вы расскажете родителям? (Ответы детей)

М.Р. Вы просто сегодня молодцы! Я видела, что вы все старались, думали, рассуждали о том, откуда берется голос.
Ребята, а как мы должны с вами исполнять песни, чтобы не навредить нашим голосовым связкам?

Дети: Надо петь спокойно, не кричать, петь естественным голосом.

М.Р. Замечательно! Чтобы у всех нас было хорошее настроение, давайте закончим наш эксперимент полюбившейся вами новогодней песней.

Дети исполняют песню «Счастливого рождества».

Занятие заканчивается.

Голос - один из важнейших инструментов связи человека с окружающим миром. Неудивительно, что внезапная его утрата (в медицине для описания этого состояния принят термин афония, также употребляется слово дисфония - это более широкое понятие, описывающее не только полную утрату голоса, но также снижение его звучности, изменение тональности, осиплость, хриплость) не только приносит значительный дискомфорт, но становится серьёзным препятствием для нормальной работы и полноценного досуга. Куда «пропадает» голос? Для ответа на этот вопрос нужно сначала разобраться в том, как он образуется.

Несколько слов об образовании голоса

Процесс голосообразования происходит в гортани, но участвует в нем не только сама гортань, но также нервная и дыхательная системы. «Вклад» легких заключается в выдыхании сквозь просвет гортани воздушной струи. Чем она мощнее - тем громче образуемый в гортани звук, недаром каждый из нас обращал внимания, что для того, чтобы громко закричать, нужно набрать в легкие побольше воздуха. Качество звука, его тональность, высота зависят от строения и состояния гортани. Сама по себе гортань представляет собой трубку, стенки которой образованы хрящами специфической формы, соединенными между собой мышечными и соединительнотканными перемычками. Форма хрящей гортани определяет тональность голоса. Примером этой связи служит мутация («ломка») голоса в подростковом возрасте. Она более заметна у мальчиков, но происходит у детей обоих полов. Связана ломка с процессом роста хрящей гортани, который происходит в период полового созревания под влиянием изменившегося гормонального фона. Чем более крупные хрящи гортани - тем шире ее просвет, тем ниже голос у человека.

Кроме того, тональность, звучность голоса зависит от голосовых связок - это соединительнотканные образования, лежащие в стенках гортани и покрытые слизистой оболочкой. Когда человек молчит, голосовые связки неподвижны и просвет гортани максимально широкий. При разговоре шепотом голосовые связки вибрируют, но практически не соприкасаются друг с другом. При разговоре они вибрируют интенсивно, трутся друг о друга, причем чем выше и громче голос - тем уже голосовая щель, тем теснее соприкосновение связок.

Почему пропадает голос

Исходя из анатомии гортани и физиологии голосообразования можно сделать вывод о том, что именно может повлиять на состояние голоса. В первую очередь речь о патологиях голосовых связок. Чаще всего речь идет об их отечности вследствие воспаления. Воспаление может быть инфекционной и неинфекционной природы - последнее может возникнуть вследствие аллергической реакции, ожога гортани, травм, длительного курения, дыхания слишком сухим воздухом. Безусловно, голос может пропасть вследствие повреждения гортани, а также вследствие некоторых патологий нервной системы (например, тяжелого стресса или опухоли центра головного мозга, ответственного за голосообразование). Однако чаще всего основная причина охриплости или даже утраты голоса - воспалительный отек голосовых связок.

Восстановление голоса

Какой бы ни была причина утраты голоса, врач будет рекомендовать соблюдать молчание в течение восстановительного периода - это важно для того, чтобы избежать дополнительного травмирования голосовых связок. Кроме того, рекомендуется обеспечить увлажнение вдыхаемого воздуха и обильное питье для пациента - эти меры способствуют поддержанию водного баланса слизистой гортани и ее скорейшему восстановлению.

Кроме того, необходимо принимать лекарства, восстанавливающие голос - например, Гомеовокс - комбинированное средство, сочетающее в себе комплекс активных веществ растительного происхождения, которые оказывают на слизистую гортани противовоспалительное и смягчающее действие. Подробнее о препарате можно прочесть здесь: https://homeovox.ru/#about Применять таблетки, восстанавливающие голос Гомеовокс можно не только с лечебной, но и с профилактической целью - перед необходимостью длительного разговора, пения. Кроме того, если речь идет об инфекционном воспалении гортани, врач может назначить для борьбы с инфекцией антибактериальные или противовирусные препараты.