Если после скобки стоит знак минус то. Как раскрыть скобки? Решаем реальные примеры простых линейных уравнений

В то лето в Моюнкумском заповеднике у волчицы Акбары и волка Ташчайнара впервые родились волчата. С первым снегом наступила пора охоты, но откуда было знать волкам, что их исконная добыча - сайгаки - будет нужна для пополнения плана мясосдачи, и что кто-то предложит использовать для этого «мясные ресурсы» заповедника.

Когда волчья стая окружила сайгаков, внезапно появились вертолёты. Кружась в воздухе, они гнали испуганное стадо в сторону главной силы - охотников на «уазиках». Бежали и волки. В конце погони из волков в живых остались только Акбара и Ташчайнар (двое их волчат погибли под копытами безумной массы, третьего застрелил один из охотников). Им, усталым и израненным, хотелось поскорее оказаться в родном логове, но и возле него были люди, собиравшие сайгачьи трупы - план мясосдачи дал этим бездомным шанс подзаработать.

Старшим в компании был Обер, в прошлом старшина дисциплинарного батальона, сразу после него - Мишка-Шабашник, тип «бычьей свирепости», а самое низкое положение занимали бывший артист областного театра Гамлет-Галкин и «абориген» Узюкбай. В их военном вездеходе среди холодных туш сайгаков лежал связанным Авдий Каллистратов, сын покойного дьякона, изгнанный за ересь из духовной семинарии.

В ту пору он работал внештатным сотрудником областной комсомольской газеты: статьи с его непривычными рассуждениями нравились читателям, и газета охотно их печатала. Со временем Авдий надеялся высказать на страницах газеты свои «новомысленнические представления о Боге и человеке в современную эпоху в противовес догматическим постулатам архаичного вероучения», но он не понимал, что против него были не только неизменяемые веками церковные постулаты, но и могучая логика научного атеизма. Тем не менее, «в нём горел свой огонь».

У Авдия было бледное высокое чело. Серые глаза навыкате отражали непокой духа и мысли, а волосы до плеч и каштановая бородка придавали лицу благостное выражение. Мать Авдия умерла в раннем детстве, а отец, вложивший в воспитание сына всю душу, - вскоре после того, как тот поступил в духовное училище. «И, возможно, в том была милость судьбы, ибо он не перенёс бы той еретической метаморфозы, которая случилась с его сыном». Авдия после смерти отца выгнали из маленькой служебной квартирки, в которой он прожил всю жизнь.

Тогда и состоялась его первая поездка в Среднюю Азию: газета дала задание проследить пути проникновения наркотика анаши в молодёжную среду европейских районов страны. Чтобы выполнить задание, Авдий присоединился к компании «гонцов за анашой». Гонцы отправлялись за анашой в Примоюнкумские степи в мае, когда цветёт конопля. Их группы формировались на Казанском вокзале в Москве, куда съезжались гонцы со всех концов Советского Союза, особенно из портовых городов, где легче было сбыть наркотик. Здесь Авдий узнал первое правило гонцов: поменьше общаться на людях, чтобы в случае провала не выдать друг друга. Обычно гонцы собирали соцветия конопли, но самым ценным сырьём был «пластилин» - масса из конопляной пыльцы, которую перерабатывали в героин.

Через несколько часов Авдий уже ехал на юг. Он догадывался, что в этом поезде ехало не меньше десятка гонцов, но знал только двоих, к которым присоединился на вокзале. Оба гонца прибыли из Мурманска. Самому опытному из них, Петрухе, было лет двадцать, второй, шестнадцатилетний Лёня, ехал на промысел второй раз, и уже считал себя бывалым гонцом.

Чем больше Авдий вникал в подробности этого промысла, тем больше убеждался, что «помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодёжи». Авдий мечтал написать об этом «целый социологический трактат, а лучше всего открыть дискуссию - в печати и на телевидении». Из-за своей отрешённости от реальной жизни он не понимал, что «никто не заинтересован в том, чтобы о подобных вещах говорилось в открытую, и объяснялось это всегда соображениями якобы престижа нашего общества», хотя на самом деле всe просто боялись рисковать своим служебным положением. Авдий был свободен от этого страха и жаждал помочь этим людям «личным участием и личным примером доказать им, что выход из этого пагубного состояния возможен лишь через собственное возрождение».

На четвёртый день пути на горизонте показались Снежные горы - знак того, что их путешествие почти закончено. Гонцам предстояло сойти на станции Жалпак-Саз, добраться на попутках до совхоза «Моюнкумский», а дальше идти пешком. Всей операцией незримо руководил Сам, которого Авдий так и не увидел, но понял, что этот таинственный человек очень недоверчив и жесток. Перекусив на станции, Авдий, Петруха и Лёнька отправились дальше под видом сезонных рабочих.

В глухом казахском посёлке Учкудуке, где они остановились передохнуть и подработать, Авдий встретил девушку, которая вскоре стала главным человеком в его жизни. Она подкатила на мотоцикле к зданию, которое они штукатурили. Особенно запомнилось Авдию сочетание светлых волос и тёмных глаз, придававшее девушке особенное очарование. Этот визит мотоциклистки насторожил гонцов, и на следующее утро они двинулись дальше.

Вскоре они набрели на очень густые заросли конопли. Каждый гонец-новичок должен был преподнести Самому подарок - спичечный коробок «пластилина». «Дело оказалось немудрёное, но до предела выматывающее и по способу варварское. Надо было, раздевшись догола, бегать по зарослям, чтобы на тело налипала пыльца с соцветий». Потом слой пыльцы соскребался с тела в виде однородной массы. Авдия заставляла заниматься этим только перспектива встречи с Самим.

Вскоре они отправились в обратный путь с рюкзаками, до отказа набитыми травой-анашой. Теперь гонцам предстояло самое трудное: добраться до Москвы, минуя милицейские облавы на азиатских станциях. Снова всей операцией руководил таинственный Сам, и всю дорогу Авдий подготавливал себя к встрече с ним. У железной дороги, где гонцы должны были сесть в вагон товарняка, они встретили Гришана с двумя гонцами. Увидев его Авдий сразу понял, что это и есть Сам.

Часть вторая

Гришан обладал заурядной внешностью и напоминал «загнанного в угол хищного зверька, который хочет кинуться, укусить, но не решается и всё-таки храбрится и принимает угрожающую позу». Он присоединился к группе Авдия под видом простого гонца. Поговорив с Авдием, Гришан быстро понял, что тот принадлежит к породе «одержимых идиотов» и отправился в Моюнкумы только за тем, чтобы исправить то, что одному человеку исправить невозможно. У Авдия и у Гришана были абсолютно противоположные жизненные позиции, от которых никто из них отступать не собирался. Гришан хотел, чтобы Авдий ушёл и не тревожил гонцов своими рассуждениями о Боге, Авдий же уйти не мог.

Вечером пришло время садиться на товарняк. Гришан послал двоих людей создать на путях «иллюзию пожара». Заметив разложенный на рельсах костёр, машинист притормозил, и вся компания успела заскочить в пустой вагон. Поезд двинулся в сторону Жалпак-Саза. Вскоре все расслабились и пустили по кругу самокрутку с травкой. Не курили только Авдий и Гришан. Авдий понял, что Гришан разрешил им «покайфовать» назло ему. Хотя Авдий и делал вид, что ему это безразлично, в душе он «возмущался, страдал от своего бессилия что-либо противопоставить Гришану».

Всё началось с того, что окончательно забалдевший Петруха начал приставать к Авдию с предложением затянуться от замусоленного бычка. Не выдержав, Авдий схватил бычок и выкинул его в открытую дверь вагона, потом начал вытряхивать туда же коноплю из рюкзака, призывая всех последовать его примеру. Гонцы набросились на Авдия, «он теперь воочию убедился в свирепости, жестокости, садизме наркоманов». Один Лёнька пытался разнять дерущихся. Гришан же смотрел на это, не скрывая своего злорадства. Авдий понимал, что Гришан поможет ему, стоит только попросить, но попросить помощи у Гришана Авдий не мог. В конце концов, избитого до полусмерти Авдия выкинули из движущегося на полном ходу поезда.

Авдий лежал в кювете возле железной дороги, и виделся ему тот памятный разговор Иисуса с Понтием Пилатом, в котором будущий Мессия тоже не попросил пощады.

Пришёл в себя Авдий ночью, под хлынувшим дождём. Вода заполнила кювет, и это заставило Авдия двигаться. Голова его оставалась ясной, и он удивлялся, «какой удивительной ясности и объёмности мысли осеняют его». Теперь Авдию казалось, что он существует в двух разных эпохах: в настоящем времени он пытался спасти своё гибнущее тело, а в прошлом он хотел спасти Учителя, мечась по жарким улицам Иерусалима и сознавая, что все его попытки напрасны.

Авдий переждал ночь под железнодорожным мостом. Утром он обнаружил, что его паспорт превратился в комок мокрой бумаги, «а из денег более или менее сохранились всего две ассигнации - двадцатипятирублёвка и десятка», на которые ему предстояло добраться до родного Приокска. Под мостом проходила просёлочная дорога. Авдию повезло - почти сразу его подобрала попутка и довезла до станции Жалпак-Саз.

У Авдия был настолько ободранный и подозрительный вид, что на станции его немедленно арестовали. В милицейском участке, куда его привели, Авдий с удивлением увидел почти всю команду гонцов за исключением Гришана. Авдий окликнул их, но они сделали вид, что не узнали его. Милиционер уже хотел отпустить Авдия, но тот потребовал, чтобы его тоже посадили за решётку, заявив, что они покаются в своих грехах и тем самым очистятся. Приняв Авдия за сумасшедшего, милиционер вывел его в зал ожидания, попросил уехать отсюда как можно дальше и ушёл. Люди, избившие Авдия, должны были вызвать у него желание отомстить, но вместо этого ему казалось, что «поражение добытчиков анаши - это и его поражение, поражение несущей добро альтруистической идеи».

Между тем Авдию становилось всё хуже. Он почувствовал, что окончательно заболел. Какая-то пожилая женщина заметила это, вызвала скорую помощь и Авдий попал в жалпак-сазскую станционную больницу. На третий день к нему пришла та самая девушка-мотоциклистка, которая приезжала в Учкудук. Девушка, Инга Фёдоровна, была знакомой станционного врача, от которой и узнала о Авдии. Инга занималась изучением моюнкумской конопли, история Авдия очень заинтересовала её, и она пришла узнать, не нужны ли ему научные сведения об анаше. Эта встреча стала для Авдия началом «новой эпохи».

Приехав осенью к Инге, Авдий не застал её дома. В письме, которое Инга оставила ему на почте до востребования, говорилось, что её бывший муж хочет через суд отобрать у неё сына, и ей пришлось срочно уехать. Авдий вернулся на вокзал, где его и встретил Кандалов по кличке Обер. Утром следующего дня Авдий вместе с «хунтой» отправился на облаву в Моюнкумский заповедник.

Истребление сайгаков страшно подействовало на Авдия, и он, как и тогда, в вагоне, начал «требовать, чтобы немедленно прекратили эту бойню, призывал озверевших охотников покаяться, обратиться к Богу». Это и «послужило поводом для расправы». Обер устроил суд, в результате избитого до полусмерти Авдия распяли на корявом саксауле.Потом они сели в машину и уехали.

И привиделось Авдию огромная водная поверхность, а над водой - фигура дьякона Каллистратова, и послышался Авдию его собственный детский голос, читающий молитву. «То подступали конечные воды жизни». А палачи Авдия крепко спали в полутора километрах от места казни - они отъехали, чтобы оставить Авдия в одиночестве. На рассвете Акбара и Ташчайнар подкрались к своему разорённому логову и увидели человека, висящего на саксауле. Ещё живой, человек поднял голову и прошептал волчице: «Ты пришла...». Это были его последние слова. В это время послышался шум мотора - это возвращались палачи - и волки ушли из моюнкумской саванны навсегда.

Целый год Акбара и Ташчайнар прожили в приалдашских камышах, где у них родилось пять волчат. Но вскоре здесь начали строить дорогу к горнорудной разработке, и древние камыши подожгли. И снова волчата погибли, и снова Акбаре и Ташчайнару пришлось уходить. Последнюю попытку продолжить род они сделали в Прииссыккульской котловине, и попытка эта завершилась страшной трагедией.

Часть третья

В тот день пастух Базарбай Нойгутов нанялся проводником к геологам. Проводив геологов и получив 25 рублей и бутылку водки, Базарбай поехал домой напрямик. По дороге не выдержал, спешился у ручья, достал вожделенную бутылку и вдруг услышал странный плач. Базарбай огляделся и обнаружил в зарослях волчье логово с совсем маленькими волчатами. Это было логово Акбары и Ташчайнара, которые в тот день были на охоте. Не долго думая, Базарбай засунул всех четырёх волчат в седельные сумки и поспешил прочь, чтобы успеть уйти как можно дальше до прихода волков. Волчат этих Базарбай собирался продать очень дорого.

Вернувшись с охоты и не обнаружив в логове детей, Акбара и Ташчайнар пошли по следу Базарбая. Догнав пастуха, волки попытались отрезать ему путь к приозёрью и загнать в горы. Но Базарбаю повезло - на его пути оказалась кошара Бостона Уркунчиева. Этого колхозного передовика Базарбай ненавидел и завидовал ему по-чёрному, но теперь выбирать не приходилось.

Хозяина не было дома, и жена Бостона, Гулюмкан, приняла Базарбая как дорогого гостя. Базарбай немедленно потребовал водки, развалился на ковре, и стал рассказывать про свой сегодняшний «подвиг». Волчат извлекли из сумок, и полуторагодовалый сынишка Бостона стал с ними играть. Вскоре Базарбай забрал волчат и уехал, а Акбара и Ташчайнар остались возле Бостонова подворья.

С тех пор возле хозяйства Бостона каждую ночь слышался тоскливый волчий вой. На следующий день Бостон поехал к Базарбаю, чтобы купить у него волчат. Базарбай встретил его неприветливо. Всё не нравилось ему в Бостоне: и шуба на нём добротная, и конь хороший, и сам он здоровый да ясноглазый, и жена у него красавица. Напрасно Бостон убеждал Базарбая, что волчат нужно вернуть в логово. Не продал он волчат, поругался с Бостоном.

В тот день волки навсегда покинули своё логово и начали бродить по округе, никого не боясь. «И ещё больше заговорили о них, когда Акбара и Ташчайнар нарушили волчье табу и стали нападать на людей». Об Акбаре и Ташчайнаре «пошла страшная слава», но никто не знал настоящей причины волчьей мести, и не подозревал «о безысходной тоске матери-волчицы по похищенным из логова волчатам». А Базарбай в это время, продав волчат, пропивал деньги и везде хвалился тем, как здорово он отшил Бостона, «этого неразоблачённого тайного кулака».

А волки снова вернулись к подворью Бостона. Волчий вой не давал ему уснуть. Невольно вспомнилось тяжёлое детство. Отец Бостона погиб на войне, когда тот учился во втором классе, потом умерла мать, и он, самый младший в семье, был предоставлен самому себе. Всего в жизни он добился тяжёлым трудом, поэтому считал, что правда на его стороне, и на хулу внимания не обращал. Только в одном своём поступке он раскаивался до сих пор.

Гулюмкан была второй женой Бостона. Он работал и дружил с её покойным мужем Эрназаром. В то время Бостон добивался, чтобы землю, на которой паслись его отары, закрепили за его бригадой в постоянное пользование. На это никто не соглашался - уж очень всё смахивало на частную собственность. Особенно был против совхозный парторг Кочкорбаев. И тогда у Бостона и Эрназара возникла идея: перегнать скот на всё лето за перевал Ала-Монгю, на богатый Кичибельский выпас. Они решили поехать на перевал и наметить путь для отар. Чем выше в горы они поднимались, тем толще становился снежный покров. Из-за снега Эрназар не заметил трещину в леднике и провалился в неё. Трещина была такая глубокая, что верёвка не доставала до её дна. Бостон ничего не мог сделать для спасения друга, и тогда он поспешил за помощью. Всю сбрую он пустил на верёвки, поэтому идти пришлось пешком, но тут ему повезло - в предгорьях играл свадьбу один из чабанов. Бостон привёл людей к трещине, потом подоспели альпинисты и сказали, что достать труп Эрназара из щели не могут - он крепко вмёрз в толщу льда. И до сих пор Бостону снится сон о том, как он спускается в трещину, чтобы попрощаться с другом.

Полгода спустя умерла первая жена Бостона. Перед смертью она попросила мужа не ходить в бобылях, а жениться на Гулюмкан, которая была её подругой и дальней родственницей. Бостон так и сделал, и вскоре у них родился сын Кенджеш. Дети Бостона и Гулюмкан от первых браков уже выросли и обзавелись семьями, поэтому этот ребёнок стал отрадой и для матери, и для отца.

Теперь волки выли возле дома Бостона каждую ночь. Наконец, Бостон не выдержал и решил подкараулить волчью пару около отары. Их придётся убить - другого выхода не было. Бостону было нелегко: к обвинению в гибели Эрназара прибавилось обвинение в защите волков. Два его недруга - Кокчорбаев и Базарбай - объединились, и теперь травили его, загоняли в тупик. Убить Бостону удалось только Ташчайнара, Акбара успела спастись.

Мир для Акбары утратил свою ценность. Ночами она приходила к дому Бостона и молча принюхивалась в надежде, что ветер донесёт до неё запах волчат. Наступило лето, Бостон перегнал скот на летний выпас и вернулся за семьёй. Перед отъездом они пили чай, а Кенджеш играл во дворе. Никто не заметил, как подкралась Акбара и унесла ребёнка. Бостон схватил ружьё и начал стрелять по волчице, но всё время промахивался - боялся попасть в сына, которого Акбара несла на спине. А волчица тем временем уходила всё дальше. Тогда Бостон прицелился тщательней и выстрелил. Когда он подбежал к упавшей Акбаре, она ещё дышала, а Кенджеш был уже мёртв.

Не помня себя от горя, Бостон зарядил ружьё, поехал к Базарбаю и застрелил его в упор, отомстив за всё. Потом он повернулся и ушёл «в приозёрную сторону, чтобы сдаться там властям. То был исход его жизни».

Чингиза Айтматова , опубликованный впервые в 1986 году в журнале «Новый мир ». Роман рассказывает о судьбах двух людей - Авдия Каллистратова и Бостона Уркунчиева, судьбы которых связаны с образом волчицы Акбары, связующей нитью книги.

Герои

Первой и второй частей:

Третьей части:

Всех трёх частей:

  • Акбара и Ташчайнар - волчья пара.

Сюжет и структура романа

Роман разделён на три части, первые две из которых описывают жизнь бывшего семинариста Авдия Каллистратова, рано потерявшего мать и воспитанного своим отцом - диаконом . Поступив в семинарию и столкнувшись с непониманием многими священниками вопроса о развитии идеи Бога и церкви, он задаётся вопросом, на который ответ так и не находит .

Давая оценку этому поступку, Ч. Айтматов пишет о том, что сами мысли и есть форма развития, единственный путь к существованию таких идей .

Первая и вторая части

После отчисления из семинарии Авдий устраивается работать в редакцию местной газеты и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню , чтобы описать развитую там наркоторговлю . Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» - Петрухой и Лёнькой. Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система:

И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодёжи. Причины эти на первый взгляд было трудно уловить - они напоминали сообщающиеся кровеносные сосуды, которые разносят болезнь по всему организму. Сколько ни вдавайся в эти причины на личном уровне, толку от этого мало, если не вовсе никакого .

Прибыв на поле для сбора анаши, Авдий встречается с волчицей Акбарой, образ которой является связующей нитью всего романа. Несмотря на возможность убить человека, Акбара не делает этого. В степи происходит встреча Авдия Каллистратова с главарём сборщиков анаши по имени Гришан, - скользким, изворотливым типом с волчей хваткой уголовника. Устроив иллюзию пожара на железнодорожных путях, банда анашистов останавливает грузовой состав. Пробравшись в пустой вагон товарного поезда, следующего «порожняком», гонцы-анашисты едут до ближайшей узловой станции. В пути Авдий призывает всех покаяться и выбросить мешки с сушёной коноплёй, но обкурившиеся «травкой» наркоманы зверски избивают его и на полном ходу выбрасывают из вагона. Добравшись попуткой до станции Жалпак-Саз, Авдий встречает в отделении транспортной милиции бывших «товарищей», арестованных за провоз конопли - всю команду, за исключением Гришана. Анашисты не признают его, заявив дежурному милиционеру, что они не знают этого человека . Избитый Авдий попадает в пристанционную больницу и там встречается с женщиной, которую ему уже довелось видеть в степи, - Ингой Фёдоровной. Авдий понял, что безумно влюблён в неё. Выписавшись из больницы, он уезжает в свой город, но по приглашению Инги Фёдоровны вскоре снова возвращается в Моюнкумы. Приехав в Жалпак-Саз, Авдий узнает, что его возлюбленная уехала улаживать бракоразводный процесс с бывшем мужем. От тоски Авдий не находит себе места, и в зале ожидания вокзала его находит некто Обер-Кандалов - бывший офицер дисциплинарного батальона, уволенный из армии за аморальное поведение (гомосексуальное растление солдат). Набирая команду для охоты на сайгаков в моюнуумских степях, он, увидев одинокого молодого человека, сагитировал его принять участие в облаве. Чтобы скоротать время пребывания в чужой местности, Авдий нехотя соглашается.

Оказавшись в среде полудеклассированного элемента - людей с очень туманным прошлым и весьма сомнительным настоящим, Авдий снова произносит речи о покаянии - он не стерпел убийства множества животных «для плана» - пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. Последними словами Авдия, обращёнными к Акбаре, будут: «Ты пришла…»

Часть третья

Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической собственности в частную. Повествование начинается с того, как местный пьяница Базарбай крадёт детёнышей волчицы Акбары. Спасается от волчьей погоне он в усадьбе Бостона. Несмотря на все уговоры Бостона, который опасается мести волков, продаёт волчат за выпивку. В этом повествовании рассказывается о несправедливости, которая царила в то время в этих местах. Тяжёлые отношения складываются у Бостона с местным парторгом. Трагически оканчивается судьба Бостона - тоскующая по волчатам волчица Акбара уносит маленького сына Бостона - Кенджеша. Бостон, стреляя в волчицу, вместе с ней убивает собственного сына . Обезумев от горя, он идет к дому пьяницы Базарбая, расстреливает его и идет сдаваться властям.

Роман «Плаха» является пересечением нескольких сюжетных линий. С одной стороны это история волчицы Акбары, которая имеет столь драматический финал, она же пересекается с ключевой линией - историей жизни Бостона и его семьи. Параллельной же линией по роману проходят злоключения бывшего духовного семинариста, Авдия Каллистратова, вознамерившегося исцелить целый мир и избавить его зла и порока, так прочно укрепившегося вокруг.
Характерные библейские мотивы можно отследить именно в этой сюжетной линии, более того, сам автор неоднократно сравнивает и проводит параллели между Авдием и Иисусом Христом.
Примечательны и схожесть во внешности - так, Иисуса трактователи Библии описывают как высокого молодого человека со светлыми волосами до плеч и бородой, Авдий же имел схожую внешность - бывший духовный семинарист, он планировал связать свою дальнейшую жизнь со служением Богу и церкви, однако ум и незаурядные философские способности привели его к собственному философскому осмыслению и толкованию такого сложного и многогранного понятия как Бог, и в этом также можно найти сходство между ними: придя в Иерусалим, Иисус начал проповедовать людям относительно истинной сущности Бога, неся новые познания, которые не нравились очень многим.
Объектом своей борьбы Авдий избрал мир людского зла и наиболее страшный из людских пороков - наркоманию, читатель наблюдает столкновение Авдия с этим миром, который, как и предупреждал Авдия наставник семинарии, оказался намного более суровым и жестоким, чем предполагал вчерашний семинарист, и в этом мире не на всех могли так легко подействовать те проповеди, которые, как он наивно предполагал, могут вернуть «заблудших овец» на праведный путь. В своей убежденности и вере в доброе, светлое и человечное данные персонажи очень схожи, и эта параллель постоянно проходит главным мотивом у Айтматова. Точно так же, как Иисус Христос проповедовал веру в человека и его доброту, Авдий у автора бросает все свои силы и убежденность в вере на сражение с мировым злом.
Отказавшись от дальнейшего продолжения учебы, он задается целью перевоспитания тех, кто находится у самого дна жизни - сборщиков и транспортировщиков наркотика, ходоков «на халхин-гол», как они сами себя именуют, сразу же возникает сюжетная аналогия о душеспасительных беседах Иисуса с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, а также о походе «в народ» со своими идеями, который в конце-концов так же предал его, как и наркодобытчики Авдия. Иисуса обменяли на разбойника и убийцу Варравву, а душеспасительная проповедь Авдия, прямолинейная и наивная, кончается печально: после того, как Авдий выбросил из вагона поезда рюкзак с анашой, собранный им для Самого - главаря наркодобытчиков - его избивают практически до полусмерти и едва живого, всего в крови, выбрасывают из вагона поезда прямо на ходу. И снова прямая аналогия - жители Иерусалима за проповеди Иисуса порой забрасывали его камнями и били палками, поскольку то, что он проповедовал, никак не укладывалось в сознании обывателя, задача же Авдия была еще более трудной, ведь он пытался вернуть на путь истинный даже не простых жителей и обывателей, но малолетних преступников, находящихся в прямом подчинении своего вожака - Самого, фактически Авдий вел свою проповедь в волчьей стае, жившей и существовавшей по законам волчьей стати.
Притягательность и привлекательность зла - вот одна из фундаментальных проблем, затронутых Айтматовым, которая спустя тысячелетия после распятия Христа никуда не делась - «народ» в лице малолетних наркодобытчиков все так же выбирает зло Самого, Гришана, вместо душеспасительных разговоров проповедника. Фактически с креста в очередной раз был отпущен очередной Варравва, а очередной Иисус был распят - на наш взгляд, именно эта сюжетная линия является руководствующей и преобладающей.
При этом Сам - Гришан, главарь наркодобытчиков в «Плахе» предстает в нескольких ролях, от умного и всевидящего всепонимающего сверхнедоверчивого организатора наркотрафика до ничем не примечательного с заурядной внешностью серого неприметного человека, способного, тем не менее, на вполне интеллектуальные беседы, сразу же распознавшего в Авдии того, кем он на самом деле являлся - это некий синтез Понтия Пилата, так же долго рассуждавшего с Иисусом о добре и зле, вине и невиновности и в конце-концов ходатайствовавший перед толпой за Иисуса о полном освобождении, до разбойника и убийцы Варраввы как главаря опасной малолетней шпаны, накачанной наркотиками до потери всякого облика.
Не зря Авдий видел свою главную цель и задачу в разговорах именно с Гришаном в попытках наставить его на путь исправления, понимая, что всех их от мала до велика ждут колонии и тюрьмы, однако у Гришана имелась собственная идеология и философия - можно назвать ее философией зла, максимально приближенной «к телу», к быту и повседневности, также, как и у распинаемых вместе с Иисусом преступников, которая в случае Авдия взяла вверх над отдаленными и нематериальными проповедями Авдия. Так же, как и тысячелетие назад у Айтматова материальное и одушевленное «повседневное» зло, подкормленное материальными ценностями и удовольствиями, одерживает верх над философскими витийствованиями Авдия и призывами покаяться и жить по промыслу Божьему.
Не отчаявшись в своей духовной борьбе и вылечившись от полученных ран, герой Айтматова снова собирается в авантюрную поездку - нам этот раз с заготовителями мяса, которые устроили бойню сайгаков в прииссыккульских степях, убив во время охоты и волчат Акбары - также еще одна сторона зла, снова повседневного и страшного именно своей упорядоченностью и запланированностью на государственном уровне - план по мясу спускался из центра. Можно сказать, что в данном случае объект проповеди и увещеваний был гораздо более грозен и ужасен по степени и уровню проникновения зла - по сути, Авдий в лице забойщиков встретился с Молохом государства, упорядочившего и сделавшего зло нормой и обыденностью. Эта поездка оканчивается куда более трагично, и здесь уже совершенно явно прослеживается библейский сюжет - Авдий оказывается жестоко избит и распят на саксауле, в точности повторив судьбу Иисуса Христа. Таким образом, по Айтматову ход времени и развитие цивилизации ничуть не поколебало соотношение сил добра и зла и нисколько не изменило настоящие жизненные ценности - в борьбе за веру праведники несут жестокие испытания и страдания, которыми неизменно сопровождается любая борьба темного и светлого начала.
Интересна также и библейская тематика предательства Иисуса, совершенная Иудой за 30 сребренников, упомянутая в романе. Айтматов также приводит читателю историю предательства шести всадников седьмым, который оказался засланным агентом ЧК. Несомненно, писатель проводит полную аналогию, причем он предваряет данной историей все дальнейшие испытания и гибель Авдия от рук злодеев. Различен лишь конец предателей - агент ЧК стреляет себе в висок, оказавшись не способным вынести всей тяжести совершенного предательства, Иуду же зарезали в Гефсиманском саду люди Понтия Пилата.
Имеется в данной сюжетной линии и аналогия толпы, призывавшей выдать на смерть именно Иисуса за то, что он по распространенным слухам называл себя «царей Иудейским», ставя под сомнения власть кесаря, как, собственно и Авдий решился поставить под сомнение догмы и установки церкви, предложив свою трактовку Бога - Бога в человеке и Богочеловека, что привело буквально в ярость отцов и настоятелей церкви. Та же самая толпа, одурманенная анашой, растерзала проповедника в вагоне. Сам же писатель в этом месте приводит аналогию со сценой казни Иисуса - и тот, и другой могли бы избежать казни, обратившись с единственной просьбой в случае Иисуса - к Понтию Пилату, в случае Авдия - к Гришану. Ни тот, ни другой своим правом не воспользовались, как можно предположить, не из гордости или упрямства, но именно из жертвенности, из сознательного желания принести себя в жертву, тем самым искупив грехи человеческие. Сюжетная линия жертвенности у Айтматова - еще одна линия на фоне подлости, коварства, алчности и трусости выглядит явной антиномией.
Айтматов затрагивает сложнейшие вопросы и философские категории: взаимосвязь природы и человека, поиски смысла жизни; торжество повседневности и темноты зла над искрой света и добра. В самом начале повествования перед читателем ставятся именно вечные вопросы борьбы добра со злом.
Авдий, как и Иисус Христос, пытается разрешить эти извечные вопросы принесением себя в жертву. В своих поисках он обращается Евангелию, к Христу, распятому на кресте во имя искупления грехов всех людей своими страданиями и своей смертью. Авдий обладает обостренным чувством времени, истории и в своих галлюцинациях способен почти физически перемещаться в разные эпохи. Так, незадолго до своей гибели он мысленно перемещается в первый век нашей эры, в Иерусалим, где готовится расправа над Христом. Авдий спешит найти Иисуса на тесных улицах святого города, чтобы предупредить его о близком судилище и казни на Голгофе.
Этот литературный прием - совмещение далеких событий в сознании современного человека - представляет литературную ценность и когнитивный интерес. Подобный исторический синхронизм можно встретить в «Мастере и Маргарите» Булгакова, где также доминирует библейская тема Иисуса Христа и Понтия Пилата. Подобные исторические и временные параллели открывают духовные просторы человеческой цивилизации за все время существования в ее поисках ответов на извечные и всегда актуальные вопросы соотношения добра и зла.
Авдий ставит трудноразрешимые философские вопросы, требующие глубокого осмысления и познания: «Возможен ли Бог в человеке? Что есть Богочеловек? Есть ли человеческое сознание «вещь в себе», существует ли оно отдельно от Бога?»
Уже само появление в романе Авдия глубоко трагично - писатель знакомит с ним читателя при очень странных обстоятельствах: «….В кузове машины среди десятка битых сайгачьих туш, оставленных для отправки на завтра, лежал человек, руки eго были связаны, точно его взяли в плен. Он чувствовал, как все больше остывают и затвердевают лежащие рядом туши сайгаков. И все-таки их шкуры согревали его, а иначе ему пришлось бы худо…». Сама по себе метафора и использование в качестве туш для забоя именно сайгаков проводит четкие параллели с Иисусом - ведь въехал в Иерусалим он верхом на осле, осел же имеет родство с сайгаком, по сути, сайгак - это дикий осел. Сцена бойни, устроенной мясодобытчиками в этом смысле навевает определенные апокалиптические аналогии - Бог предан, Бог уничтожен, ничто не может напоминать уже о нем в этом страшном мире, где над всем стоит человек с ружьем, причем даже не стоит, а кружит на «железной птице» - вертолете, так испугавшем волков Акбару и Ташчайнара. Писатель сразу же показывает здесь всю массовость зла, которую можно ощутить во время загона сайгаков, где в самой гуще бегущих тел оказывается и волчица, в которую из ружья целит человек. Айтматов начинает повествования с предчувствования конца Авдия, столкнувшегося даже не со злом, но с чем-то большим - с бездушной и опосредованной машиной государства, которое на протяжении длительного времени насаждало научный атеизм. Яркая параллель и сравнение: с одной стороны въезжающий на осле в Иерусалим Иисус, пока еще приветствуемый многотысячной ликующей толпой, видящей в нем своего лидера и освободителя, и лежащий связанным среди остывающих трупов перебитых с вертолета сайгаков, родственников осла совершенно четко расставляет все по своим местам. Зло эволюционировало, оно стало совершенным, безликим и пронизало буквально все, добро же в лице проповедника Авдия нисколько не изменилось - оно осталось таким же открытым, откровенным, наивным, беззащитным и беспомощным. Что есть проповеди Авдия против сотен килограммов анаши, поставляемых наркодобытчиками с прииссыккульских степей или против беспощадной машины государства, холодно и отстраненно уничтожающей природу? Авдия предают уже не Иуды и не за тридцать сребреников, а предателей никто потом не убивает ударом ножа по указанию Понтия Пилата, наоборот, Айтматов представляет все так, что в современном мире такие, как Авдий просто не нужны, несвоевременны и участь их всегда печальна - быть распятыми на дереве или выброшенными из вагона поезда обезумевшими наркоманами. Предательство не наказывается, а современные Иуды получают гораздо больше, чем 30 сребренников. Материальное возобладало над духовным - вот основная мысль «Плахи», и для того, чтобы остановить этот мир овеществленного материального зла, нужны не Авдии и не новые Иисусы - вот что показывает нам автор.
Однако и сама задача Авдия уже усложнилась - он хочет проповедовать, вести людей к свету, к добру, но куда он оказывается заброшен волею судьбы? Кому он проповедует свои истины, которые даже в духовной семинарии посчитали ересью - духовным отбросам, подонкам общества, падали и низменным, низшим людям - в первом случае наркоманам, рассчитывающим еще и обогатиться на сборе наркотиков, эдаким изощренным преступникам, которые прибегают ко всяческим уловкам, чтобы добраться до столицы с наркотиками, в втором - к «отжимкам» из отбросов - «профессиональным алкоголикам», как они сами себя величали, сборщикам падали, отбросам из отбросов, грязи на дне человеческого общества - в этом Авдий и Иисус значительно разнятся. Иерусалим был готов слушать Иисус, толпа была готова к приходу Мессии и жаждала новой веры. Авдий вел свои проповеди на самом дне болота, в мутной зловонной жиже людских пороков и всепоглощающего материального зла - он не мог не получить ту участь, которая его и постигла в конце. Светом своего им же изобретенного учения он стремился рассеять зло, но он слишком густо и плотно сидело в этих низших слоях болота. Прииссыккульские степи - не Иерусалим, здесь правит человек зла, правит ружьем, дубинкой, кулаком и сапогом, он изверился христианским душеспасительных проповедей, мало того, еще и само государство в течение долгих лет на научной основе старательно вытравливало саму идею религии и насаждало культ материального, чего не было в Иерусалиме Понтия Пилата и Египетском царстве Ирода, куда Пилат отправил Иисуса.
Наверное, будь даже Авдий таким же чудотворцем, как Иисус, если бы он мог показывать такие же чудеса, как Христос, исцеляя больных и окармливая многотысячную толпу семью хлебами, он был бы так же обречен - в этом рок и фатум Айтматова в «Плахе». Непреодолимость, необратимость, неопровержимость зла, его монотонность и обыденность - вот что является характерной отличительной чертой двух эпох - Иисуса в Иерусалиме и Авдия в Киргизии. Иуду покарали за предательство, так и не дав воспользоваться его плодами, тридцатью сребрениками, антигерои же Айтматова, Гришаны с малолетками-наркоманами, Оберы с бандой сборщиков падали даже не торжествуют, нет, они продолжат свое монотонное существование и, весьма возможно, получат деньги за свою грязную работу и даже, весьма вероятно, смогут использовать их, а Авдия с его проповедями забудут через пять минут и открестятся от него, как от прокаженного. Время Айтматова и время «Плахи» - не место для наивных проповедей и проповедников Авдиев, это время бездушного безликого зла, зла, ставшего нормой, повседневностью, банальностью и обыденностью, вошедшего в жизнь как норма, как быт - и это и есть эволюция по сравнению с Иерусалимом Иисуса. Да, и в это время остались свои Понтии Пилаты, среди которых ведет свои проповеди и пытается наставить на путь истинный Авдий, но они слишком мелки и слишком ничтожны, чтобы можно было поставить их на один уровень с Пилатом, главарь наркодобытчиков, серое и посредственное существо и прокуратор Иудеи, носитель власти Римской империи никак не могут быть приравнены, и в этом трагедия не только Авдия, но и читателя. У Иисуса был Левий Матвей, 12 апостолов и масса последователей, снявших его тело с креста и покаравших предателя Иуду, у Авдия не только никого нет, он еще останется всеми забыт, осмеян и никому не нужен, а его проповеди не оставят никакого следа в умах его мучителей, разве что Ленька, один единственный из всех наркодобытчиков, может о чем-то задуматься, да и Гришан не Понтий Пилат и не будет просить перед «народом» о невиновности Авдия.
Диалоги Христа и Пилата, возникающие в памяти проповедника Авдия, возвращают нас к событиям двухтысячелетней давности. Тогда Понтий Пилат тоже не поверил Христу, избитому разъяренной толпой, что люди способны отрешиться от своей низменной натуры, от корыстолюбия и жажды материального. Однако Иисус отвечает прокуратору, что оправдание зла еще хуже, чем само зло, и когда-нибудь мир поплатится сполна за свои грехи и пороки.
Внешний и внутренний облик Христа у Айтматова, его обстоятельные высказывания оправданы психологически: вся история Христа, его слова и выводы воспроизведены через болезненное сознание страдальца Авдия Каллистратова.
Устами и откровениями Авдия автор выражает свои тревоги, раздумья о судьбах сегодняшнего человека; а это и составляет самую сущность творчества художника. Тревоги и раздумья отнюдь не легкие.
Может быть, действительно натура человека не способна избавиться от злого начала?
По силам ли наивному и чистому душой Авдию Каллистратову освободить людей от грехов и пороков, направить отпетых наркозаготовителей Гришана, Петруху, Леньку на путь истины и совести? Писатель не скрывает своего ответа на такой вопрос. Он почти не верит в спасение душ и искупление грехов, в очищение человеческой натуры.
В разговоре с Пилатом Иисус вспоминает о страшном видении ночью в Гефсиманском саду. Будто остался он один-единственный из мыслящих существ во Вселенной, а на Земле - ни одного живого человека. «… все было мертво, все было сплошь покрыто черным пеплом отбушевавших пожаров, земля лежала сплошь в руинах - ни лесов, ни пашен, ни кораблей в морях, и только странный бесконечный звон чуть слышно доносился издали, как стон печальный на ветру, как плач железа из глубин земли, как погребальный колокол».
Сын человеческий - Христос ужаснулся своей догадке страшной: «Вот расплата за то, что ты любил людей и в жертву им себя принес. Неужто свирепый мир людской себя убил в свирепости своей, как скорпион себя же умерщвляет своим же ядом?»
Айтматов не собирается запугивать читателя: Страшный суд идет уже давно, вся история человечества и есть Страшный суд. Он, по словам Христа, «давно уже свершается над нами». Не имеют значения ни религиозные войны, ни национальные, ни идеологические различия. И без них, если только продолжать жить на земле так, как живут сейчас миллиарды людей, человечество приближается к краю пропасти… И если бы люди не ведали, что творят! Так нет - великолепно знают, но продолжают творить, а точнее сказать, вытворять.
Две преступные компании повстречались Авдию Каллистратову. Одна - наркозаготовители, другая - «мясники», заготовители сайгачьего мяса под командой Обера-Кандалова. Обе группы исповедуют циничные принципы - не хуже фарисеев во времена Христа. И обе компании представляют людей, находящихся за пределами человечности, на самом дне существования.

Заключение.

Роман «Плаха» является ярким образцом современной литературы, одной из сюжетных линий, проходящих в романе, является тематика библейской мифологии, которая представлена в виде сопоставления и сравнения образа Авдия Каллистратова, одного из героев романа и Иисуса Христа. Стилистика Айтматова, временные и исторические параллели и пересечения несомненны: в образе Авдия Каллистратова автор предлагает читателю современного спасителя, искупителя и Мессию, ставя перед читателем вопросы - что бы делал в современном мире Мессия, приди он сюда, оказался ли он бы здесь желанным и нашел ли аудиторию для своих проповедей и убеждений? Вывод писателя неутешителен - Авдии Каллистратовы не к месту в современном мире пороков, зла и лжи, сделавшейся обыденностью и повседневностью. Заблудшие души и «заблудшие овцы» настолько глубоко заблудились и так глубоко погрязли в пороках, что никакие проповеди не смогут возвратить их тот путь, который кажется Авдию единственно верным - путь спасения души.
Сама по себе литературная форма сопоставления времен и главных героев не нова и используется в мировой литературе, позволяя лучше и глубже вникнуть в замысел писателя, понять внутренний мир героев и основную идею произведения, что очень удалось Чингизу Айтматову, а сам роман «Плаха» является жемчужиной российской современной литературы и необходим для прочтения широкому кругу читателей практически любого возраста.

Этого написанного в 1986 году произведения представлено ниже.

Прежде всего, опишем кратко биографию автора. Чингиз Айтматов родился в 1928 году, 12 декабря, в киргизском селе Шекер. Он окончил с отличием Джамбульский зоотехникум, а затем - Киргизский сельскохозяйственный институт, после чего работал ветеринаром. В печати этот автор появился в 1952 году. Его перу принадлежит множество известных произведений, по многим из которых были сняты художественные фильмы. Участие в их создании принимал неоднократно сам Айтматов, выступая в роли соавтора или сценариста. Умер этот писатель в 2008 году.

К числу других его произведений относятся повести: "Джамиля", "Верблюжий глаз", "Белый пароход", "Первый учитель", "Материнское поле", а также сборник, вышедший в 1963 году ("Повести гор и степей"), за который он получил Ленинскую премию, и др.

Первая часть: гибель потомства Ташчайнара и Акбары

Из шести глав состоит первая часть произведения, которое создал Айтматов Ч.Т. ("Плаха"). Краткое содержание по главам событий, происходящих в ней, следующее.

В Моюнкумском заповеднике начинается действие интересующего нас романа. Здесь жила пара волков - Ташчайнар и Акбара. У них летом родились волчата. После того как выпал снег, пара отправилась на охоту и обнаружила, что на территории заповедника множество людей. Сюда прибыли охотники для того, чтобы выполнить план сдачи мяса. Эти люди стреляли сайгаков. Жившие в заповеднике волки также погибли во время охоты. Лишь Ташчайнару и Акбаре удалось выжить, но волчата их были мертвы.

Авдий Каллистратов

Айтматов Чингиз Торекулович ("Плаха") вводит в повествование нового героя - Авдия Каллистратова. Впервые он появляется в следующем эпизоде.

Прибывшие в заповедник охотники складывали в вездеход туши сайгаков. Здесь же находился и связанный Каллистратов Авдий, внештатный сотрудник комсомольской областной газеты, в свое время исключенный из духовной семинарии. Этот человек имел собственные представления о том, какую жизнь можно назвать "праведной". Он открыто боролся всеми силами с теми, кто, как он считал, жил не так, как следует.

Задание, данное Авдию в редакции газеты

Продолжаем описывать произведение Чингиза Айтматова "Плаха". Краткое содержание передает лишь основные события романа.

Однажды Авдию было предоставлено задание от газеты узнать о том, каким способом в попадают наркотики. Каллистратов, для того чтобы выполнить эту миссию, присоединился к одной из компаний "гонцов за анашой", следовавшей в Он понял еще на вокзале, что в среде этих людей существуют свои особые правила. Так, например, они друг с другом практически не общались для того, чтобы не могли никого выдать в случае поимки. Каллистратов также понял во время пути, что есть человек, всеми руководящий. Именно он разрабатывает план. Его "гонцы" называли "Сам". Каллистратов ради встречи с этим человеком решает идти до конца. Он собирает коноплю вместе с остальными гонцами, набивает ею рюкзак, после чего возвращается назад. Знаменательная встреча происходит по дороге на поле - Авдий знакомится с кареглазой белокурой девушкой, которой удалось оставить в сердце героя глубокий след.

Каллистратов, добравшись, наконец, до железной дороги, у товарного поезда замечает Гришана и догадывается, что он и есть "Сам", таинственный человек, для встречи с которым Авдий проделал столь тяжелый путь.

Вторая часть: встреча с "Самом"

Переходим ко второй части произведения, которое написал Чингиз Айтматов ("Плаха"). Краткое содержание романа делится на три части. Отметим, что, в свою очередь, в каждой из частей есть несколько глав. Первая и третья состоят из шести, а вторая - из пяти глав.

"Сам" сразу же сообразил, что Каллистратов не просто "гонец", что он человек с принципами, которые прямо противоположны собственным его убеждениям. Гришан захотел, чтобы Каллистратов отдал ему добычу и ушел, однако тот решил остаться вместе со всеми. "Гонцам" удалось запрыгнуть в вагон проходящего товарного поезда. Здесь Гришан им разрешил выкурить по самокрутке с травой. "Сам" это сделал нарочно, для того чтобы позлить Каллистратова. Гришан не курил, как и Авдий. Каллистратов понимал, что в данный момент сделать ничего не может. Однако нервы его все-таки не выдержали. Когда к нему начал приставать один из "гонцов", требуя присоединиться к остальным курящим, Каллистратов выхватил из пальцев его бычок и выбросил в открытую дверь вагона. Затем он стал высыпать и траву из рюкзака, призывая других сделать то же. Авдия в результате этого выкинули из вагона, жестоко избив. Мы не будем подробно описывать этот эпизод, поскольку представляем произведение "Плаха" Айтматова в кратком изложении.

Сцена, которая привиделась Каллистратову

Обязательно нужно сказать пару слов о видении Авдия. Каллистратов, герой произведения Чингиза Айтматова "Плаха", краткое содержание которого нас интересует, упал в кювет, находившийся у железнодорожных путей. Ему вдруг привиделась сцена разговора Иисуса Христа с Затем, когда Каллистратов пришел в себя, он представил вдруг, что живет сразу в двух мирах. Один из них - этот мир, а второй - тот, в котором он пытается спасти своего Учителя, Иисуса.

Эпизод в милиции

Авдий переночевал под мостом. Утром он заметил, что его деньги и паспорт промокли насквозь. Авдий сумел добраться до станции на попутке. Однако у него был такой грязный вид, что его сразу же по прибытии арестовали, после чего доставили в участок. Здесь он увидел "гонцов", с которыми ехал. Среди них не было лишь Гришана. Услышав о том, что его хотят отпустить, Каллистратов потребовал, чтобы его посадили к этим "гонцам". Он вдруг решил, что ему удастся убедить их возвратиться к "правильной" жизни. Приняв Каллистратова за сумасшедшего, милиционер привел его на станцию и сказал Авдию, что ему лучше уехать. Однако здесь Каллистратову стало плохо. Его отвезли в местную больницу на скорой помощи. В больнице Каллистратов снова встретился с девушкой, так впечатлившей его. Об Авдии Инга узнала от врача и пришла для того, чтобы навестить его.

Инга рассказывает Авдию о том, что произошло у нее в семье

Каллистратов, вернувшись на место, где он работал (в город Приозерск), вдруг узнает, что никого уже не интересует собранный им материал. О случившемся он рассказывает Инге. Девушка, в свою очередь, говорит ему о своей проблеме. Дело в том, что она развелась со своим мужем. Сын Инги живет сейчас у ее родителей, и девушка хочет забрать его к себе. Авдий и Инга договариваются о том, что осенью он приедет к девушке, и она его познакомит со своим сыном.

Авдий едет к Инге

Однако когда наступает осень, приехавший к Инге Авдий находит вместо девушки письмо. В нем она сообщает, что вынуждена скрываться, чтобы не отдавать мужу сына.

Распятие на саксауле

Вернувшись на вокзал, Каллистратов встречает человека, руководящего операцией по истреблению в заповеднике сайгаков. Он решает присоединиться к созданному для этой цели отряду, однако не может наблюдать, как животных убивают, и требует прекратить это истребление. В результате Авдия связывают, а затем избивают и распинают на саксауле. Для того чтобы оставить Каллистратова одного, отряд отъезжает в сторону. Здесь, на саксауле, его и замечают Ташчайнар и Акбара, ищущие своих волчат. Когда охотники на рассвете возвращаются за Каллистратовым, тот уже мертв.

Новое горе у пары волков

Ташчайнар и Акбара ушли из саванны. Они решили найти себе другое место. У пары вновь родились волчата, однако, когда началось строительство дороги, рабочие подожгли камыши, в которых животные устроили логово, и волчата опять погибли. Вновь пара ушла, отыскала новое место и обзавелась новым потомством.

Третья часть: Базарбай находит волчат

Уже в следующей, третьей, части разворачиваются дальнейшие события произведения, которое создал Чингиз Айтматов ("Плаха"). Краткое содержание по частям предлагается вам для того, чтобы можно было понять, где примерно в тексте можно прочитать подробнее о том или ином событии.

Нойгутов Базарбай возвращался мимо котлована к себе домой. Он услыхал напоминающие детский плач странные звуки. Пойдя на них, он заметил четверых волчат. Базарбай, недолго думая, положил их в сумку и ускакал прочь, понимая, что за ним бросятся в погоню взрослые волки. Ташчайнар и Акбара шли в поисках своего потомства по следу Базарбая. Они его догнали и пытались сделать так, чтобы он не смог добраться до людей. Однако на дороге находился дом Бостона Уркунчиева, колхозного передовика. В нем Базарбай и спрятался от волков. Жена Уркунчева встретила его приветливо. А Базарбал ей показал волчат и даже дал с ними поиграть маленькому сыну Бостона. Затем он уехал.

Волки не уходят

Подходит к концу краткое содержание книги "Плаха". Автора (Чингиз Айтматов - создатель произведения) беспокоит дальнейшая судьба волков. Он не мог не рассказать о ней читателям.

Так и остались волки возле дома Бостона. Уркунчиев слышал каждую ночь их вой. Он даже отправлялся к Базарбаю и просил его продать волчат для того, чтобы вернуть их родителям. Однако тот отказался наотрез, поскольку ненавидел Бостона. Волки начали бродить по округе. Они нападали на людей. Выручив немалые деньги, Базарбай продал волчат. Ташчайнар и Акбара, наконец, возвратились к дому Бостона. Тот решил их убить, поскольку не видел иного выхода из сложившейся ситуации. Однако застрелить ему удалось лишь Ташчайнара. Акбара решила ждать, и она дождалась.

Финал

Волчице удалось подкрасться летом к самому дому и схватить игравшего на улице ребенка Бостона. Отец пытался стрелять в волчицу, но боялся ранить ребенка. Тем не менее он выстрелил и попал. Но, подбежав к месту, где лежала раненая Акбара, он понял, что та еще дышит, а сын его мертв. Тогда Бостон взял ружье, отправился к Базарбаю и застрелил его, после чего сдался властям.

На этом завершается роман Чингиза Айтматова "Плаха". Краткое содержание произведения поможет вспомнить события романа тем, кто его читал, и познакомиться с ним тем, кому, возможно, еще предстоит это сделать. Произведение по объему довольно большое, но прочесть его стоит. Многим нравится творчество Чингиза Айтматова ("Плаха"). Краткая биография этого автора была описана в начале статьи.

«Раскрытие скобок» — Учебник по математике 6 класс (Виленкин)

Краткое описание:


В этом разделе Вы будете учиться раскрывать скобки в примерах. Для чего это нужно? Все для того же, что и раньше – чтобы Вам было легшее и проще считать, чтобы допускать меньше ошибок, а в идеале (мечта Вашего учителя математики) для того, чтобы вообще все решать без ошибок.
Вы уже знаете, что скобки в математической записи ставятся, если подряд идут два математических знака, если мы хотим показать объединение чисел, их перегруппировку. Раскрыть скобки означает избавиться от лишних знаков. Например: (-15)+3=-15+3=-12, 18+(-16)=18-16=2. А помните распределительное свойство умножения относительно сложения? Ведь в том примере мы также избавлялись от скобок для упрощения вычислений. Названное свойство умножения также можно применять для четырех, трех, пяти и более слагаемых. Для примера: 15*(3+8+9+6)=15*3+15*8+15*9+15*6=390. Вы заметили, что при раскрытии скобок числа, находящиеся в них не меняют знака, если стоящее перед скобками число положительное? Ведь пятнадцать – положительное число. А если решить такой пример: -15*(3+8+9+6)=-15*3+(-15)*8+(-15)*9+(-15)*6=-45+(-120)+(-135)+(-90)=-45-120-135-90=-390. У нас перед скобками стояло отрицательное число минус пятнадцать, когда мы раскрыли скобки все числа стали менять свой знак на другой — противоположный – с плюса на минус.
Исходя из вышеуказанных примеров, можно озвучить два основных правила раскрытия скобок:
1. Если у Вас перед скобками стоит положительное число, то после раскрытия скобок все знаки чисел, стоявших в скобках, не изменяются, а остаются точно такими же как и были.
2. Если у Вас перед скобками стоит отрицательное число, то после раскрытия скобок знак минуса больше не пишется, а знаки всех абсолютно чисел, стоявших в скобках, резко меняются на противоположные.
Для примера: (13+8)+(9-8)=13+8+9-8=22; (13+8)-(9-8)=13+8-9+8=20. Немного усложним наши примеры: (13+8)+2(9-8)=13+8+2*9-2*8=21+18-16=23. Вы заметили, что раскрывая вторые скобки, мы умножали на 2, но знаки оставались теми же как и были. А вот такой пример: (3+8)-2*(9-8)=3+8-2*9+2*8=11-18+16=9, в этом примере число два — отрицательное, оно перед скобками стоит со знаком минус, поэтому раскрывая их, мы меняли знаки чисел на противоположные (девять было с плюсом, стало с минусом, восемь было с минусом, стало с плюсом).