Э мошковская. Птичка певчая

Косарев Матвей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3

Города Аши Челябинской области

РЕФЕРАТ

«Детская поэтесса

Эмма Мошковская»

Выполнил: Косарев Матвей Ученик 2 А класса

2012 г.

1.БИОГРАФИЯ 3

2.ТВОРЧЕСТВО ЭММЫ МОШКОВСКОЙ 5

3.СТИХОТВОРЕНИЕ 6

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. БИОГРАФИЯ

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926 – 1981) родилась в Москве. Братья отца – знаменитый полярный лётчик Яков Мошковский, основоположник отечественной фармакологии Михаил Машковский. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания.

Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы остановила свой выбор на Государственном музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. Окончив училище, она три года проработала по распределению солисткой Архангельской филармонии. Вернувшись домой, Эмма Мошковская поступила в оперно-хоровую студию при Московской консерватории. О литературной карьере даже не помышляла, хотя серьёзно интересовалась поэзией, писала стихи. Зачастую это были дружеские эпиграммы, шуточные тексты для застольных песенок знакомых бардов.

В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала «Мурзилка». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. Помимо «Мурзилки», Эмма Мошковская сотрудничала с журналами «Пионер» и «Вожатый», а 1962 год стал для неё поворотным – поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар».

Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по две-три её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик. Став членом Союза писателей, приняла решение закончить музыкальную карьеру, полностью посвятив себя литературе.

В 70-е годы Эмма Мошковская пополнила свою творческую копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов, а также двумя грампластинками с записями стихов. Её новые книги по-прежнему пользовались большим успехом у юных читателей. Справедливости ради надо сказать, что манера стихосложения поэтессы – нарочито детская, почти разговорная – часто вызывала критику коллег по цеху: однажды журнал «Крокодил» даже опубликовал довольно ядовитую пародию Виктора Завадского на стихотворение «Коровы жуют». Помимо этого Эмма Мошковская стала всё чаще ощущать полный упадок сил из-за нарастающих проблем со здоровьем. Последние годы жизни она практически не сочиняла ничего нового – дописывала, редактировала начатые когда-то стихи, ставшие позже основой посмертных сборников «Хорошие вести», «Дедушка Дерево».

За прошедшие годы интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги активно переиздаются, её стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира, а песни на стихи Эммы Мошковской, написанные еще советскими композиторами, до сих пор исполняют «звёзды» отечественной поп- и рок-музыки.

Секрет этого непреходящего успеха много лет тому назад сформулировал Самуил Маршак: «У неё есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Жаль только, что до сих пор остаются неопубликованными «взрослые» лирические произведения, которые Эмма Мошковская писала на протяжении всей своей недолгой, но такой яркой жизни.

  1. ТВОРЧЕСТВО ЭММЫ МОШКОВСКОЙ

Стихи для детей: «Ангина» ,

«Апрель» ,

«Бульдог» ,

«Весенняя арифметика» ,

«Все надели шубы» и другие.

Книги для детей:

«Подарите крокодила»,

«Мечты о лете»,

«Счастливый остров»,

«Сто ребят – детский сад»,

«Дедушка Дерево»,

«Хорошие вести»,

«Я пою»,

«Жадина» и другие.

Грампластинки и аудиокниги:

«Жил-был на свете Серенький Козлик»,

«Жила-была Работа» .

Мультфильмы:

«День загадок»,

«Хитрые старушки»,

«Клоун»,

«Козлик и его горе»,

«Бегемотик»,

«И мама меня простит»,

«Козлик и ослик» .

  1. СТИХОТВОРЕНИЕ

Эмма Эфраимовна Мошко́вская (1926-1981) -российская детская писательница и поэтесса. Окончила музыкально - педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии.

В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала « Мурзилка ». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. «Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Самуил Маршак

Любимый герой Мошковской - маленький романтик, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. "Я боюсь, И лес боится- Замирает и таится... Ты не беспокойся, лес! Ты не бойся - Я же здесь ".

Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.

Короткие и простые для заучивания стихи поведают о нравственных ценностях, о том, что хорошо или плохо. У Эммы Мошковской есть стихи для совсем маленьких и для старших дошкольников.

Спасибо за внимание!

Мошковская Эмма Эфраимовна родилась в 1926 году в Москве. Как она сама вспоминала, всё детство она провела в атмосфере взаимопонимания, любви и дружелюбности. Её дяди известны на всю страну:

  • М. Мошковский - основатель фармакологии в России;
  • Я. Мошковский - полярный лётчик.

Биография

Ещё в детстве Эмма Мошковская стала петь. И это у неё неплохо получалось. Именно поэтому сразу же после школы она поступила в Гнесинское училище. После его окончания она целых 3 года работала солисткой в филармонии города Архангельска. Однако спустя это время всё-таки вернулась домой. В Москве она решила поступить в оперно-хоровую студию при консерватории.

Ни о какой литературной карьере поэтессы Эмма даже не думала. Хотя уже тогда она с удовольствием писала стихи, небольшие шуточные тексты и эпиграммы, застольные песенки.

Детские стихи

Лишь в 60-е годы она отправила в журнал «Мурзилка» несколько своих стихов на суд редакторов. Мало того что их напечатали, так ещё и её творчество получило великолепные оценки от таких мэтров, как Чуковский и Маршак. Всё это пророчило будущей детской поэтессе отличную карьеру.

Кроме «Мурзилки», свои стихи Мошковская Эмма отправляла и в такие журналы, как «Вожатый», «Пионер». И уже к 1962 году она выпустила свой собственный первый сборник, в котором были собраны самые лучшие детские стихи. Эта книга получила название «Дядя Шар».

Невероятно быстро набрала популярность Эмма Мошковская. Биография это подтверждает. Ведь после первого же сборника она стала выпускать по 2-3 книги в год. И все они были невероятно востребованы у издательств.

Мультфильмы

Литературная карьера Мошковской одними только стихами для детей не ограничилась. В 70-е годы она занялась написанием сценариев для мульфильмов. Параллельно она записала несколько пластинок со своими детскими стихами, которые пользовались у советских ребят небывалой популярностью.

Все стихи поэтессы были написаны будто бы ребёнком. Такой стиль часто вызывал бурю негодований и критику со стороны коллег. Кто-то даже писал пародии на её произведения. Но Мошковская Эмма не обращала на это пристального внимания. Ведь главное - это детская любовь.

В последние годы своей жизни поэтесса очень плохо себя чувствовала. Поэтому ничего не сочиняла. Она лишь корректировала и дописывала уже когда-то начатые ею стихотворения. Именно они легли в основу посмертных сборников Эммы:

  • «Дедушка Дерево»;
  • «Хорошие вести».

Творчество

До сих пор остаётся популярной Эмма Мошковская. Стихи её переиздаются, переводятся на другие языки. А песни, которые она когда-то написала вместе с известными советскими композиторами, и сейчас исполняются звёздами эстрады.

Поэтесса Мошковская Эмма остаётся успешной до сих пор. И секрет её прост - она искренняя и подлинная в своих чувствах к детям. Жаль лишь, что все её лирические произведения, предназначенные для взрослой аудитории, так и остались неопубликованными.

  • «Земля кружится!»;
  • «Дядя Шар»;
  • «Слушай дождик»;
  • «Жадина»;
  • «Сто ребят - детский сад» и многих других.

Во всех этих книгах собраны стихи, которые очень тонко передают всю полноту детского мироощущения. В них можно увидеть разнообразные оттенки эмоций, которые испытывают дети в течение своей жизни. Благодаря музыкальному образованию поэтессы, все её стихи удивительно музыкальны, поэтому прекрасно ложатся на музыку. Они уже давно стали песнями.

И сейчас многие прекрасно понимают, что Мошковская - это поэт с большой буквы. Ведь чтобы понравиться ребёнку, нужно разговаривать с ним на одном языке. И стихи Эммы будто бы написаны малышом, а не взрослой тётенькой:

Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!

Детство, о котором рассказывает в своих произведениях Эмма Мошковская, - это островок счастья. Главные герои - конечно, дети. Все они очень разные, но невероятно многогранные личности. И как бы хотелось, чтобы все было, как в стихах поэтессы: все разбитые чашки вновь становились целыми, а любимая мама никогда не сердилась!

Эмма Мошковская

Эмма Мошковская занимает в детской литературе особое место. И хотя при жизни она не была в полной мере обласкана лучами славы, в настоящее время ее творчество, наконец, начинают признавать и многие считают ее своеобразным, самобытной детской поэтессой.

Ее первые стихотворения были напечатаны в 1961 году в журналах «Мурзилка», «Вожатый» и «Пионер». После первых публикаций ее заметил Самуил Маршак: «Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Столь же высокого мнения о ее творчестве придерживался и К. Чуковский. Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.

Ее стихи написаны столь детским языком, что кажется, будто их придумал маленький ребенок, а не взрослая поэтесса.

Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде
Я обидел
И щеночка, и кота…
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!

Сама Мошковская в детстве занималась вокалом и впоследствии после окончания училища им. Гнесиных работала в архангельской филармонии. Это наложило отпечаток на ее дальнейшее творчество. Персонажи стихотворений не скрывают своих чувств, выражают их громко и открыто.

Я громко
Пою
про ногу свою,
Пою
про башмак,
Пою
просто так!

Детский мир, который изображает Мошковская в своих стихах, полон неподдельной радости, бесконечного счастья и, конечно же, чудес. Сломанные игрушки невероятным образом вновь становятся целыми, разбитые вазы и чашки склеиваются сами, а мама никогда не сердится. Ее детские персонажи активны, находчивы и изобретательны. Например, в стихотворении «Жил на свете человечек» герой находит 12 дощечек и хочет построить из них домик, но материала хватает лишь на крылечко. Но он не отчаивается, и стройка завершается самым чудесным образом. Крышей становится небо, одной из стен - «кудрявый лесок». «Хорошо, что не хватило досок, зато в гости может зайти каждый, любому хозяин будет рад.

Стихотворения Мошковской полны жизни и энергии. Каждое из них является своеобразным поэтическим открытием.

Кругом –
снег.
А на горке –
нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
– Земля!

Постепенно герои ее стихов растут. В их жизни появляются новые радости и новые: первые друзья, первые книжки, школа… Малыш взрослеет, но в душе он по-прежнему, как впрочем, и сама Мошковская, остается все тем же ребенком. И с ним остается куча сокровищ, которые дороже всего, что есть в мире взрослых: важнее денег, знаний.

У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приемник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка
нет!
Все у них есть –
И часы, и браслет…
А такого красивого стеклышка
нет!

Ангина

В горло влез Царап-Царапыч
И сидит, сидит, сидит.
Но могучий Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из чашки,
Как из пушки на войне!..
И Царапу
Стало
Тяжко.
И полегче
Стало
Мне!

Игрушки, конфеты

Мне не дарите -
Все это, все это
Вы заберите.
Мне крокодила,
Такого живого,
Не очень большого,
Лучше купите...
Я бы тогда бы
Его приручил.
Я бы кормил его
И лечил.
Пусть бы жил у меня крокодил!
Я бы в ванну его посадил,
И там у него
Была бы вода,
И он бы плавал
Туда-сюда.
Он бы плескался! Купался!
И я б на него любовался...

Маша и каша
Вот это -
Хорошая девочка.
Зовут её Маша!
А это - её тарелочка.
А в этой тарелочке...
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу -
Всю, Сколько дали!

Мой замечательный нос

Я ничего не знаю.
И вдруг
Мой нос
Говорит,
Что где-то
И у кого-то
Что-то
Сейчас
Подгорит!
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу,
Нос говорит:
– Погуляем!
Очень тебя прошу! Ходишь с ним
И гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит:
– А знаешь, пахнет уже весной!

Какие бывают подарки

В подарок
Можно дудеть.
Подарок
Можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок
Может взлететь.
В клетке сидеть
И петь.
Подарок
Может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок,
Который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает...
Каждый желает!

Капризы

Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки...
Пусть едят их злые волки!

Жадина

Пёс шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал -
Не дал.
Подошла Кошка-мяушка,
Попросила Кошка мякушка.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Прискакала Лягушка,
Пошептала на ушко,
Попросила Лягушка горбушку.
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Курочка,
Попросила Курочка корочку.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Уточка,
Постояла минуточку,
Попросила Уточка чуточку,
Только попробовать!
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал
И сказал:
- Я бы дал!
У меня самого
Больше нету ничего!

Знаменитый акробат

Ветер надувал рубашку -
Ветер надевал рубашку.
А потом в своей обновке
Он качался на верёвке.
Он качался,
Кувыркался,
Он крутился,
Он старался!
Он ни разу не сорвался!
Кто ещё не догадался?
Выступает
Самый главный,
Самый славный,
Презабавный...
Выступает для ребят
Знаменитый акробат!

Я маму мою обидел

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!

Кислые стихи

Встало солнце кислое,
Смотрит - небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло...
И спешат несчастны кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженое...
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.

Разве можно плакать ночью?

Разве можно плакать ночью,
Когда филины хохочут?
Разве можно плакать утром?
Плакать утром –
На смех курам.

И не надо плакать днем.
Лучше днем Попоём!

И не надо перед сном,
А не то не уснем...

Слон

Канатом привязали огромного слона.
Цепями приковали у толстого столба.
Словами приказали огромному слону:
- Не уходить! - сказали
Ушёл он… Почему?

Я к тоненькой тростиночке привязывал слона.
За тоненькую ниточку - за добрые слова:
-Роднуша слон! Хороший слон!
Ты жди, не уходи!
И слон,
Он не уходит.
Не может он уйти!..

Ноги и уроки

Как вы себя ведёте?
Куда вы меня ведёте?
Что вы задумали, ноги?
ачем вы свернули с дороги...

Сбросили тапки...
Помчались по травке...

Остановитесь, ноги!
Ноги, марш на уроки!

Первая двойка

А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике,

а все шагают налегке...

А все шагают
тут и там
и просто так,
и по делам,
а возле дома
номер два
стоит автобус
номер два,
а пароход издалека
дал почему-то
два гудка...

А ноги тащатся едва,
а ноги тащатся едва,
и опустилась голова,
как голова у цифры два...

А кто-то песенку поёт
и весело шагает,
конфеты кто-то продаёт,
а кто-то покупает...

А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике
с тяжёлой двойкой в дневнике,
а все шагают налегке...

Таблица умножения

Скажи нам,
Сколько шестью шесть?

Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу.

А сколько будет пятью пять
Уж это стыдно бы не знать!

Ну как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать!
Вот не желаю,
Не хочу,
Вот не хочу
И промолчу!

А сколько будет семью семь?
- Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят,
Я спешу.

А сколько будет трижды три?
Скажи, да только не соври!

Я очень болен!
Я - в жару!
В жару
Я, может быть, совру...

А сколько будет дважды два?!
- От вас устала голова...
Ну отвяжитесь, вас прошу!
Пойду у мамы я спрошу...

? с. 37 Вспомни произведение Саши Чёрного «Дневник фокса Микки», которое ты прочитал(а) в учебнике. Чьими глазами увиден мир в том тексте? От чьего имени ведётся в нём рассказ?
А от чьего лица написано стихотворение Эммы Мошковской?

«Дневник фокса Микки» написан от имени фокстерьера Микки и мир в нём показан глазами собачки.
Стихотворение Эммы Мошковской написано от имени и с точки зрения мотылька.

? Кем был разбужен мотылёк? Какие строчки в первой части стихотворения помогли тебе догадаться? На чём сидел мотылёк и почему ему стало жарко? Что он называет «солнцем в тёпленьком пузырьке»? Кого и какие предметы мотылёк видит с высоты своего полёта? Подтверди ответ строчками из текста.
? А кого и что он разглядывает вблизи? За кем мотыльку нравится наблюдать больше всего? Из каких строчек это видно?

Мотылёк был разбужен обитателями комнаты, где он жил, а точнее, – школьниками, которые «…солнце включили и долго уроки учили». Обыкновенная лампочка кажется мотыльку «солнцем в тёпленьком пузырьке». С высоты своего полёта мотылек видит не только детей, которые учат уроки, но и бабушку, вяжущую чулок, играющую в куклы маленькую девочку – «внучку», маму с пышками. Однако больше всех мотылёк любит детей, делающих уроки: «Как я люблю ваши лица! // Я долго на них гляжу…», «…я для вас пляшу», «…я любопытен! Я бы узнал, что вы сейчас проходите!». Поинтересуйтесь у ребят, а они обращали когда-нибудь внимание на «танец» мотыльков вокруг вечерней лампочки? Можно вообразить, что мотыльки не просто летят на огонь, но хотят лучше разглядеть лица людей, понаблюдать за тем, чем они занимаются, выказать свою любовь, станцевав людям?

? Как ты думаешь, поэтессе удалось показать мир с точки зрения мотылька? Какими качествами нужно обладать, чтобы это получилось?

- Необычный мир получается, когда всё вокруг кажется человеку одушевлённым и живым, — сказала Маша.

Убедительно ли Эмма Мошковская описала мотылька, его любопытство, его любовь к живущим рядом? Поэтесса наблюдательна? Хорошее ли у неё воображение?
Ведь это – именно те качества, которые и позволяют увидеть окружающий мир живым и необыкновенным.

Текущая страница: 2 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Весна идёт к нам молодая

А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры…»


Ещё дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчёлка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать:
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у берёзы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.

1. Какое время года изобразил поэт? Подтверди свой ответ строчками стихотворения.

2. «Показались ранние цветочки». Какие ты знаешь первые цветы – первоцветы?

3. «Царство восковое» – это что? А что поэт назвал «душистой кельей»? Почему он так назвал?

Художественный текст

В стихотворении А. С. Пушкина пчелиный улей назван «восковым царством», а каждая ячеечка для мёда в улье названа «келейкой медовой». Поэт сравнивает улей и его обитателей пчёлок с монастырём, где в кельях живут монахи. Это образные выражения .

Этот текст – художественный. В художественном тексте используются образные выражения. Они делают текст интересным, выразительным.

Народные приметы

В марте курица напьётся из лужицы.

В апреле земля преет.

Май не холоден, да голоден.


1. О чём говорится в народных приметах? Как ты их понимаешь?

2. Найди в приметах созвучия. А в какой из них есть противопоставление?

Б. Л. Пастернак. Март. Отрывок


Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей1
Дю́жий – здоровый, сильный, крепкий.

Скотницы, работа
У весны кипит в руках…

1. Как ты понимаешь выражения: «греет до седьмого пота», «бушует, одурев, овраг», «работа кипит в руках»? Скажи об этом иначе. А как интереснее?

2. Ты себе представляешь работу скотницы? Это тяжёлая и грязная работа: кормить, поить скотину, убирать за ней… Подумай, почему поэт сравнил работу весны с работой скотницы.

Вспомни, с чем и с кем сравнивают весну другие поэты.

3. Найди в отрывке из стихотворения слова и выражения, которые обычно употребляют в устной речи. Для чего поэт использует их в этом отрывке?

А. Н. Майков. «Ласточка примчалась…»


Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
«Как, февраль, ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Всё весною пахнет!»

1. Как ты понимаешь выражение «всё весною пахнет»? Здесь говорится только о запахах или о чём-то ином? Скажи по-другому. А чем действительно пахнет весна?

2. Прочитай стихотворение сначала весело и радостно, а потом грустно и печально. Какой вариант чтения передаёт содержание стихотворения? Объясни ответ.

В. В. Бианки. Синичкин календарь. Апрель


Полетела Зинька на реку.

Летит над полем, летит над лугом, слышит: всюду ручьи поют. Поют ручьи, бегут ручьи – все к реке собираются.

Прилетела на реку, а река страшная: лёд на ней посинел, у берега вода выступает.

Видит Зинька: что ни день, то больше ручьёв бежит к реке. Проберётся ручей по овражку незаметно под снегом и с берега прыг в реку. И скоро многое множество ручьёв, ручейков и ручьишек набилось в реку – под лёд попрятались.

Тут прилетела тоненькая чёрно-белая птичка, бегает по берегу, длинным хвостиком покачивает, пищит:

– Пи-лик! Пи-лик!

– Ты что пищишь? – спрашивает Зинька. – Что хвостиком размахиваешь?

– Пи-лик! – отвечает тоненькая птичка. – Разве ты не знаешь, как меня зовут? Ледоломка. Вот сейчас раскачаю хвост да как тресну им по льду, так лёд и лопнет, и река пойдёт.

– Ну да! – не поверила Зинька. – Хвастаешь.

– Ах так! – говорит тоненькая птичка. – Пи-лик!

И давай ещё пуще хвостик раскачивать.

Тут вдруг как бухнет где-то вверху по реке, будто из пушки! Ледоломка порх – и с перепугу так крылышками замахала, что в одну минуту из глаз пропала.

И видит Зинька: треснул лёд, как стекло. Это ручьи – все, что набежали в реку, – как понатужились, нажали снизу – лёд и лопнул. Лопнул и распался на льдины, большиe и малые.

Река пошла. Пошла и пошла – и уж никому её не остановить. Закачались на ней льдины, поплыли, бегут, друг друга кружат, а кто сбоку, тех на берег выталкивают.

Тут сейчас же и всякая водяная птица налетела, точно где-то здесь, рядом, за углом, ждала: утки, чайки, кулики-долгоножки. И глядь – Ледоломка вернулась, по берегу ножонками семенит, хвостом качает. Все пищат, кричат, веселятся. Кто рыбу ловит, ныряет за ней в воду, кто носом в тину тыкает, ищет там что-то, кто мушек над берегом ловит.

– Зинь-зинь-хо! Зинь-зинь-хо! Ледоход, ледоход! – запела Зинька.

И полетела рассказать Старому Воробью, что видела на реке.

И Старый Воробей сказал ей:

– Вот видишь – сперва весна приходит в поле, а потом на реку. Запомни: месяц, в который у нас реки освобождаются от льда, называется апрель. А теперь лети-ка опять в лес. Увидишь, что там будет.

И Зинька скорей полетела в лес.


1. Найди в тексте и прочитай о весенних ручейках. Какие слова и выражения помогают читателю представить ручейки одушевлёнными, живыми?

2. «Многое множество ручьёв, ручейков и ручьишек набилось в реку». Найди здесь однокоренные слова. Подумай, зачем писатель собрал их вместе в одном предложении.

3. Чем различаются в природе ручей, ручеёк, ручьишко? А чем различаются слова, их называющие?

4. Птичка называется Ледоломка. Она действительно хвостом лёд на реке ломает? Догадайся, почему её так назвали.

5. Какую примету апреля сообщил Зиньке Старый Воробей?

6. Раздели текст на части по событиям, попробуй озаглавить части словами из текста. Например:

1) Полетела Зинька на реку.

2) Тут прилетела чёрно-белая птичка…

Продолжи.

Поговорка

Овсянка запела веснянку: «Покинь сани, возьми воз».


1. Найди созвучие.

2. Что такое веснянка? А овсянка – это кто? Почему песня овсянки относится к веснянкам?

3. Какие веснянки ты знаешь?

Э. Э. Мошковская. Лёд тронулся

1. «Тронулся лёд». Как сказать по-другому?

2. Интересно рассказала поэтесса о ледоходе? Что помогло ей передать шум тронувшейся реки?

Звукопись

Можно так подобрать звуки и расположить их в художественной речи, что они усилят её звуковую выразительность. Звуками можно передать журчание ручья, пение птиц, шум деревьев и т. д. Это звукопись.

С. А. Есенин. Черёмуха. Отрывок


Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.

Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит…


1. Как поэт говорит о ветках черёмухи? А с чем он сравнивает кисточки цветов?

2. Какое настроение вызывает у тебя стихотворение? Почему? Какие слова и выражения создают такое настроение? Передай его при чтении.

Сравнение

Поэты и писатели часто сравнивают один предмет с другим. Сравнение делает художественную речь выразительной, образной.

А. Н. Плещеев. Мой садик


Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нём сирень;
От черёмухи душистой
И от лип кудрявых тень…

Правда, нет в нём бледных лилий,
Горделивых георгин,
И лишь пёстрые головки
Возвышает мак один.

Да подсолнечник у входа,
Словно верный часовой,
Сторожит себе дорожку,
Всю поросшую травой…

1. Видел ли ты георгины? Почему поэт назвал их горделивыми? Нравится ли тебе такое образное определение? А как бы ты сказал о георгинах?

2. С кем сравнивается подсолнух?

3. Поэт наблюдает свой садик в одно время года или в разное? По каким приметам ты можешь это узнать?

4. Как ты думаешь, поэт любит свой садик? Постарайся передать это при чтении стихотворения.

5. В каких строках последние слова созвучны (рифмуются)?

6. Составь устный рассказ-описание «Мой сад». Постарайся рассказать о своём саде интересно, используй образные сравнения и определения.

С. А. Есенин. «Сыплет черёмуха снегом…»


Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелко́вые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.


1. «Сыплет черёмуха снегом». Нравится тебе это выражение? Можно назвать его образным сравнением? Почему? Оно помогает увидеть изображённое? Расскажи, что ты представил себе.

2. «Никнут шелковые травы». А в разгар лета траву можно назвать шёлковой?

3. Подготовься к выразительному чтению стихотворения: прочитав стихотворение про себя, определи настроение, выраженное поэтом; расставь правильно ударения; мысленно расставь паузы; определи нужный темп чтения. Прочитай стихотворение выразительно.

Народная примета

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

А. А. Блок. Ворона


Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе – вешние звоны,
Даже дух занялся́ у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это всё у вороны – игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

1. Что такое «покатая крыша»? Ты легко ответишь на этот вопрос, если догадаешься, от какого слова образовано слово «покатая».

2. «Дух занялся у вороны». Объясни это выражение. Как об этом можно сказать иначе? А как интереснее?

3. «В воздухе – вешние звоны». О каких весенних звуках говорится в стихотворении?

4. Какое настроение выражено в стихотворении? Попытайся передать его при чтении.

5. Понаблюдай за воронами. Как они выглядят весной? Как двигаются? Как общаются друг с другом? А как об этом сказано в стихах? Составь свой текст – описание вороны.

Народная примета

Вороны купаются ранней весной к теплу, хохлятся – к дождю.


Загадка


Пушистое одеяло
На поле упало,
Зиму лежало,
До поры молчало,
А весной закричало,
По овражкам побежало.


Отгадай загадку. По каким признакам загадан предмет? С чем он сравнивается? Какие действия его характеризуют?

В. А. Жуковский. Жаворонок


На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь Божий мир здесь вижу я.
И славит Бога песнь моя!

1. «Лес зардел». Скажи об этом иначе. Что такое «лазурь»?

2. «Пою приход весны» – пою песню. Одинаково ли здесь значение у слова пою? Петь – издавать голосом музыкальные звуки. Петь (устаревшее ) – восхвалять, воспевать, славить. В каком из этих двух значений употребил слово петь В. А. Жуковский?

3. О чём поёт жаворонок? Ответь строчками стихотворения.

4. Ты представляешь себе, как выглядит жаворонок? Если нет, то найди его изображение в энциклопедии или в Интернете.

Василий Андреевич Жуковский

Василий Андреевич Жуковский был близким другом А. С. Пушкина. Он был старше Пушкина, и Пушкин считал его своим учителем в литературе. В. А. Жуковский был очень образованным человеком, прекрасным педагогом. Не случайно именно Жуковскому поручили воспитание царских детей.

Жуковский, как и Пушкин, ценил устное творчество народа. Некоторые его произведения написаны в духе народных. Жуковский и Пушкин даже соревновались, кто лучше напишет сказку в народном стиле. Жуковский для этого написал сказку «Спящая царевна», а Пушкин – «Сказку о царе Салтане».

А. А. Фет. Весенний дождь


Ещё светло перед окном,
В разрывы о́блак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

1. Как поэт рассказал о дожде при солнце и сквозь солнце? Найди и прочитай нужную строфу.

2. В народе о дожде сквозь солнце говорят – царевна плачет. Подумай, почему так говорят.

3. Как ты думаешь, откуда поэт наблюдает приближение дождя? Что он увидел, что услышал, а что уловил обонянием? Найди и прочитай нужные строчки.

И. С. Никитин. Весна в степи. Отрывок


Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?

Пробудись! Пришла
Пора прежняя;
Уберись в цветы,
В бархат зелени;

Изукрась себя
Росы жемчугом;
Созови гостей
Весну праздновать.

Посмотри кругом:
Небо ясное
Голубым шатром
Пораскинулось,

Золотой венец
Солнца красного
Весь в огнях горит
Над дубравою.

Новой жизнию
Веет тёплый день,
Ветерок на грудь
К тебе просится.


1. «Уберись в цветы». Как ты понимаешь выделенное слово? Замени его другими словами, близкими по значению. А какое ещё значение есть у слова убираться ?

2. «Пробудись». В прямом или в переносном значении употреблено здесь это слово? Можно ли назвать его образным? Какие ещё образные слова и выражения использовал поэт в этом стихотворении? Что тебе в нём особенно понравилось?

3. «Созови гостей». К кому обращается поэт? Какие слова и выражения представляют нам степь как живое существо? Подумай, кого может пригласить степь «праздновать весну».

4. К чему призывает поэт «степь широкую»? Ответь строчками стихотворения.

Народная примета

Вешний дождь растит, осенний гноит.


Объясни, почему так говорят. Найди противопоставления.

Вопросы и задания для повторения

1. О каком времени года рассказывают поэты и писатели в произведениях, собранных в этом разделе? Какие эти произведения по настроению? Подтверди свой ответ чтением какого-либо стихотворения. А есть ли среди них грустные?

2. Цветень, заиграй овражек, травень, свистун. Какие из этих старинных названий весенних месяцев соответствуют марту, апрелю и маю? Тебе понятно, почему эти месяцы так назывались?

3. Выучи наизусть те стихотворения о весне, которые тебе больше всего понравились.

4. Какие весенние праздники ты знаешь?

5. Расскажи о красоте весеннего леса, парка, сада. Тебе помогут слова и выражения из прочитанных стихов и рассказов. Постарайся использовать в рассказе образные сравнения и определения.

6. Возьми в библиотеке книгу о твоём любимом времени года. Запиши в «Дневник читателя», что ты прочитал.

Так нельзя, а так можно и нужно

С. В. Образцов. Так нельзя, а так можно и нужно


Я часто вспоминаю мои детские годы. И бывает так, что мне стыдно за то, что я в моём детстве сделал, и, наоборот, бывает, что какие-то мои поступки я вспоминаю с радостью и мне за них не стыдно.

Вот мне и хочется рассказать вам о том, что мне вспоминать стыдно, и о том, что вспоминать радостно. Может быть, это будет полезно вам узнать.

С. В. Образцов. Воробей


Когда мне было лет восемь, мы с папой, мамой и моим младшим братом жили в Москве, в Сокольниках… Тогда не только асфальта, но даже и мостовой в нашем переулке не было, а просто земля. Автомобилей совсем мало. Очень редко проедет какой-нибудь автомобиль, и все на него удивляются.

Вместо автомобилей были извозчики. А раз были извозчики, то, значит, были и лошади, а раз были лошади, то, значит, на улицах часто был просыпан овёс из торбы – так назывался мешок с овсом, который подвешивался к морде лошади. Около просыпанного овса часто собирались воробьи.

Кто-то мне подарил тоненькую палочку, кончавшуюся острым металлическим стерженьком. Если кинуть эту палочку, то она непременно воткнётся в землю. Я кинул её прямо туда, где сидели воробьи.

И тут произошло что-то очень страшное. Кончик палочки проткнул насквозь воробья, и он трепыхался. Я подбежал, выдернул эту палочку, но, конечно, раненый воробей взлететь никак не мог.

Я стал кричать, плакать и взял этого воробья в руки. Края клюва у него были жёлтенькие. Значит, это был совсем молодой воробышек.

Я решил пустить его куда-нибудь на траву.

В соседнем заборе были ворота. Они не доходили до самой земли, и между воротами и землёй было видно, что во дворе было много хорошей травы. Я осторожно пустил воробышка под эти ворота. Он поскакал, лёг в траву, а я всё смотрел и смотрел на него. Воробышек тяжело дышал, потом весь затрепыхался и замер. Тогда я понял, что он умер. И без того я уже плакал, а тут заплакал ещё сильнее и побежал домой.

Дома меня встретила старая няня. Я ей рассказал, что случилось. Она нахмурила брови и сказала мне: «Это очень нехорошо. Это большой грех. Тебя боженька накажет».

Вечером пришла с работы мама, и я ей всё рассказал.

«…То, что ты сделал, – сказала мама, – это грех, настоящий грех… перед всем, что живёт на земле, значит, и перед воробьём. Нельзя так делать».


1. Мальчик кинул палочку туда, где сидели воробьи. Он сделал это: по неосторожности; для того, чтобы убить птичку; нарочно; нечаянно; не думая о последствиях. Выбери нужное. Подумай, виноват ли мальчик и в чём именно его вина.

2. Какое место в рассказе самое напряжённое, тяжёлое? Прочитай его ещё раз.

3. Как отнеслись к поступку мальчика взрослые? Как ты думаешь, правильно поступили няня и мама мальчика?

4. Мальчик после этого случая старался быть лучше и стал лучше. Как ты думаешь, помогло ему в этом осуждение взрослых? Предположи, что было бы, если бы мама и няня его не осудили, а пожалели.

5. Какова главная мысль рассказа?

6. Что такое торба? Найди в тексте объяснение автора.

7. На Руси торбой называли любой мешок или мешочек. Торбу носили через плечо или за плечами, как сейчас носят рюкзак.

Прочитай выражения.

«Насыпь соли в торбочку».

«Носится, как дурак с писаной торбой».

«Дай ему хоть торбу с пирогами, хоть чёрта с рогами – всё одно».

Расскажи, какие эти торбы по величине, по назначению.

С. В. Образцов. Летяга


Мне шёл уже семнадцатый год. Моего отца назначили начальником экспедиции… Отец взял и меня как рабочего.

Сперва мы километров, наверное, триста проплыли на лодке по реке Вычегде. Это очень большая река. Плыли много дней, ночью спали просто на берегу в спальных мешках.

Была уже поздняя осень.

И однажды произошёл вот какой случай. Мы заснули в спальных мешках на песке у реки, а проснувшись утром, увидели, что всё вокруг белым-бело от инея. Будто снег… И на нём – медвежьи следы. Оказывается, медведь подходил к нам ночью и, наверное, обнюхивал нас, а дальше следы пошли к реке и у самой воды кончились. Значит, медведь вошёл в воду и уплыл. Медведи плавают не очень хорошо, но всё-таки переплыть реку могут.

Потом мы плыли по реке Вишере, а потом по узкой речке Нившере. Но тут мы уже не гребли, а отталкивались шестами. А потом сто километров шли пешком через тайгу…

Это была сплошная тайга. Удивительная, как в сказке. Вы, наверное, читали Пушкина или мама вам читала:


Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

В русских народных сказках есть такие же избушки на курьих ножках. В них живут Бабы-Яги и носом упираются в потолок.

Так вот, эти избушки есть на самом деле… Это склады добычи охотников. Они стоят на столбах или срубленных высоких пнях. Сверху такого пня положен кусок доски, а поверх доски опять такое же бревно. Это для того, чтобы мыши не могли залезть в избушку. Долезут до доски и стоп, по доске-то вниз головой да вверх лапками они ведь ползти не могут. Они же не мухи, а мыши.

Ни окон, ни дверей в избушке нет, чтобы медведь не мог выбить дверь или окно лапой.

Как же попасть в избушку? Оказывается, надо выдвинуть доску пола, и тогда можно туда влезть. Я даже как-то в такой избушке спал. Стоять там нельзя, а лежать или сидеть – можно…

Наш проводник часто убивал рябчиков и глухарей, и тогда мы варили их в котелке над костром. Этот проводник хотел научить меня стрелять. Мне почему-то не очень этого хотелось, а он всё время говорил: «Ну, попробуй, Сергей, попробуй. Конечно, в летящую утку ты не попадёшь, а в сидящую летягу попасть не так уж трудно».



Летяга – это замечательная белка, вся серая. Между передними и задними лапками у неё как бы перепонки из кожи, только все покрыты мехом. И если летяга растопырит все четыре лапки, то получается маленький квадратик, вроде как бы маленький меховой парашют, и прыжок летяги с дерева на дерево немножко похож на полёт, поэтому она и называется «летяга».

И вот как-то мы увидели летягу, которая перелетала с высокой сосны на лиственницу.

Лиственниц на севере много. Они огромные, как сосны, и осенью очень красивые. У них прямо-таки золотые иголки…

Сидит летяга на золотой ветке и на нас смешно посматривает. Небо синее. Прозрачное как стекло. Такое только осенью бывает. На небе белые облака. Над самой макушкой лиственниц пролетели три утки. Очень быстро махали крыльями. Будто торопились куда-то по важному делу. Летяга посмотрела на них, проводила их взглядом и потом опять стала на нас смотреть. Наверное, она людей первый раз в жизни видела.

Проводник дал мне ружьё и объяснил, как надо прицеливаться.

Хоть мне и было семнадцать лет, но признаться в том, что не хочется убивать летягу, почему-то казалось очень стыдно. И поэтому я сделал всё так, как сказал проводник. Прицелился и нажал на курок. Приклад больно ударил меня в плечо, а летяга сквозь ветви упала на землю.

Я подошёл к ней, взял в руки. Она ещё шевелилась, а потом умерла. Это было шестьдесят лет тому назад, даже больше. Но с тех пор я никогда никого уже не убивал – ни птицу, ни зверька. Я не могу это сделать.

Когда настоящие охотники убивают дичь, чтобы потом людям было что есть, – это понятно. Без этого люди не могут жить. Но это охотничья профессия, это их работа. А для развлечения, для удовольствия, по-моему, убивать никого не надо.


1. Почему белку назвали летягой?

4. Обрати внимание, как честно и откровенно автор рассказывает о своих плохих поступках. Есть ли в твоей жизни такие поступки, за которые тебе теперь стыдно? Ты можешь о них рассказать?

5. Прочитай в тексте слова, которые выражают главную мысль рассказа.

6. Ты узнал из рассказа, что избушки на курьих ножках существуют не только в сказках. Какая она, эта избушка-склад? И почему такая? Вспомни, в каком рассказе ты уже встречал описание избушки-склада. Сравни, чем они похожи и чем отличаются.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".