Дочь экс-премьер-министра и редкая умница.


Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Ну, хотя бы “Я пришел к тебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…” В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют. Представление о Фете искажено, начиная даже с внешнего облика. Кто – то злонамеренно постоянно тиражирует те портреты Фета, которые были сделаны в период его предсмертной болезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза – старик в состоянии агонии. Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в период его расцвета, и человеческого и поэтического, - был самым красивым из русских поэтов.

Драма связана с тайной рождения Фета. Осенью 1820 года его отец Афанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену чиновника Карла Фёта в своё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и был записан сыном А.Н. Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 лет. Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранного подданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилию Шеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до конца не разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И. Фет был двоюродным дедушкой последней русской императрицы.

Загадочна и жизнь Фета. Про него говорят, что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.

В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом. Но на самом деле и происхождение его таинственное и романтическое, и его смерть загадочна: эта смерть и была, и не была самоубийством. Фет, мучимый болезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослал жену, оставил предсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешала секретарь. А поэт умер – умер от потрясения.

Биография поэта – это, прежде всего его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления.

Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета – “Я пришёл к тебе с приветом”:


Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно ни на что известное нам не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательным поэтическим установкам. Фет писал: “Поэзия непременно требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарём искусства”.


Необычно уже само начало стихотворения – необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем “правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”. Позволил бы себе так сказать Пушкин или кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время в этих строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт в неточности своего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи свои он называл шутливо (но и не без гордости) стихами “в растрёпанном роде”. Но каков художественный смысл в поэзии “растрёпанного рода”?

Неточные слова и как бы неряшливые, “растрёпанные” выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие волнующие образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это – важное достоинство в поэзии. Фет писал: “Задача лирика не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении есть и стройность предметов, и стройность тона. Всё в стихотворении внутренне связано друг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании.

Ещё одно стихотворение из числа ранних – лирическая пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”:
Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Стихотворение написано в конце 40-х годов. Оно построено на одних назывных предложения. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья и т.д.

Но при всём том предметным и вещественным стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.

“За словами ” развивается и основная тема стихотворения: чувства любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное, Так о любви до Фета ещё никто не писал.

Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное.

Характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы. Смена времён года происходит по кругу – от весны до весны. По такому же своеобразному кругу происходит и движение чувства у Фета: не от прошлого к будущему, а от весны до весны, с необходимым, неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) на первое место выделен цикл “Снега”. Зимний цикл Фета многомотивен: он поёт и о печальной березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на двойном стекле узоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта:
Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.


Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фет вслед за Пушкиным воспел русскую зиму, только ему удалось столь многогранно раскрыть её эстетический смысл. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и крестится”, или ямщик на тройке удалой.

Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.

В “ночной поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь – бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное – любовь - единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения появляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективу получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью человека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.
МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа
Царит весны таинственная сила

С звездами на челе. -

Ты, нежная! Ты счастье мне сулила

На суетной земле.


А счастье где? Не здесь, в среде убогой,

А вон оно - как дым

За ним! за ним! воздушною дорогой-

И в вечность улетим.


Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.

Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия.

Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”.

Толстой писал Фету: “Стихотворение одно из тех редких в, которых не слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно. Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайное стихотворение, а что это первая струя давно задержанного потока”.

Ассоциация ночь – бездна - человеческое существование, развиваясь в поэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи мира как представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных прозрениях, видимо, были близки Фету.

В образную ассоциацию стихов Фета о ночи и существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”, написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной красоты.

В целом “ночная поэзия” Фета глубоко своеобразна. У него ночь прекрасна не менее дня, может быть ещё прекрасней. Фетовская ночь полна жизни, поэт чувствует “дыхание ночи непорочной”. Фетовская ночь даёт человеку счастье:
Что за ночь! Прозрачный воздух скован;

Над землёй клубится аромат.

О, теперь я счастлив, я взволнован,

О, теперь я высказаться рад! …


Человек сливается с ночным бытием, он отнюдь не отчуждён от него. Он надеется и чего–то ждёт от него. Повторяющаяся в стихах Фета ассоциация-ночь-и ожидание и дрожание, трепет:
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор…


У Фета ночная природа и человек полны ожидания сокровенного, которое оказывается доступным всему живому лишь ночью. Ночь, любовь, общение со стихийной жизнью вселенной, познание счастья и высших истин в его стихах, как правило, объединяются.

Творчество Фета представляет собой апофеоз ночи. Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия, она источник жизни и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека со вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей.

Теперь уже Фета невозможно назвать только лишь поэтом ощущений. Его созерцание природы исполнено философского глубокомыслия, поэтические прозрения направлены на обнаружение тайн бытия.

Поэзия была главным делом жизни Фета, призванием, которому он отдал всё: душу, зоркость, изощрённость слуха, богатство фантазии, глубину ума, навык упорного труда и вдохновение.

В 1889 году Страхов писал в статье “Юбилей поэзии Фета”: “Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…”.

Литература:


  1. Маймин Е. А. “ А. А. Фет ”, Москва, 1989г.

  2. Фет А. А. “Избранное”, Москва, 1985г.

  3. Журнал “Русская словесность”, № 4, 1996г.

Реферат по литературе:

Особенности поэзии и

философская лирика А. А. Фета”.

Женщины достигают больших успехов в самых разных областях, и писательство не является исключением. Вот список десяти наиболее известных женщин-писательниц, чьи книги читают по всему миру.

10 ФОТО

Создатель серии детских книг о Гарри Поттере, вышедших тиражом более 450 миллионов экземпляров. По ее книгам была снята целая серия крупнобюджетных фильмов. Сами же книги о Гарри Поттере есть во всех книжных магазинах. Конечно, целая серия будет стоить не дешево, поэтому многие поклонники ждут скидок или используют акции, как на БериКод (berikod.ru).

Популярные книги: все книги о Гарри Поттере.


Стил в настоящее время является самым продаваемым из всех живых авторов, тираж ее книг составляет более 800 миллионов экземпляров. Помимо бестселлеров, она также пишет стихи и детские художественные произведения. Книги Даниэлы Стил были переведены на 28 языков, а по 22 ее произведениям сняты экранизации.

Популярные книги: «Отель Вандом», «Чудо», «Зоя», «Отзвуки эха».


За свои произведения Тони Моррисон была удостоена нескольких престижных наград, среди которых есть Пулитцеровская премия, Нобелевская премия по литературе и Президентская Медаль Свободы. Ее книги отличаются интересными персонажами и содержательными диалогами.

Популярные книги: «Возлюбленная», «Смоляное чучелко», «Песнь Соломона».


Популярные книги: «Сумерки», «Новолуние», «Затмение», «Рассвет», «Гостья».


Популярные книги: «Взгляд в темноте», «Дети не вернутся», «Плач в ночи».


Майя Энджелоу была известной и очень талантливой американской писательницей и поэтессой. Она написала семь автобиографий, пять книг с очерками, а также несколько сборников стихотворений.

Популярные книги: «Я знаю, отчего птица поет в клетке», «Сердце женщины».


Популярная афроамериканская писательница и борец за гражданские права, обладатель престижной Пулитцеровской премии.

Популярные книги: «Цвет пурпурный», «Меридиана».


Известная американская писательница бенгальского происхождения, лауреат Пулитцеровской и номинант Букеровской книжной премии. 9. Джойс Кэрол Оутс.

Плодотворный и популярный писатель, одна из ведущих романистов с начала 60-х годов. Было опубликовано более 50 романов Джойс Кэрол Оутс, некоторые из них номинированы на Пулитцеровскую премию.

Популярные книги: «Блондинка», «Коллекционер сердец», «Черная вода».


Чилийская писательница и журналистка, чьи книги расходятся тиражом более 35 миллионов экземпляров и переведены на 27 языков мира.

Популярные книги: «Японский любовник», «Дневник Майи», «Лес пигмеев».

10 место

(1808-1888) - младшая дочь в семье А. Н. Оленина; в 1828-1829 годах - возлюбленная А. С. Пушкина, с 1840 замужем за Ф. А. Андро, полковником лейб-гвардии Гусарского полка. Автор неизданных до сих пор дневников и мемуаров о Пушкине. Умная, обаятельная, обладающая блестящим талантом рассказчика, Анна Алексеевна была душою общества в доме отца, где постоянно собирались писатели и художники. Олениной посвящено множество стихов Пушкина (в частности «Её глаза», «Пустое Вы сердечным ты», «Не пой красавица при мне», а также множества строф в поэме «Евгений Онегин»). Помимо Пушкина, свои Анне Олениной посвящали Михаил Лермонтов, Николай Гнедич, Иван Козлов, Дмитрий Веневитинов и многие другие.

9 место

(1813-1875) - дочь московского литератора и драматурга Ф. Ф. Иванова; между 1833 и 1836 вышла замуж за Н. М. Обрескова. Знакомая и предмет его юношеского увлечения; к Наталье Федоровне относится драма «Странный человек» и большой цикл стихов поэта написанных в период с 1830 по 1832 годы, так называемы ивановский цикл («Я не унижусь пред тобою», «Время сердцу быть в покое», «Когда одни воспоминанья» и другие). Отношения между Н. Ф. Ивановой и М. Ю. Лермонтовым, складывались сложно. Ободренный в начале знакомства с Ивановй ее приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения кончились разрывом, который вызвал у поэта не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости.

8 место

Графиня Маргарита Блессингтон (1789-1849) - английская писательница, хозяйка известного в Лондоне литературного салона; автор множества романов, которые в свое время пользовались значительным успехом (в частности «The victims of society», «Memoirs of a femme de chambre», «Desultory thoughts and reflections»), в которых проявились многостороннее образование и философский склад ума графини. Является адресатом некоторых стихотворений великого , с которым она близко познакомилась во время своего путешествия по Италии в Генуи. В выпущенной в 1834 году книге «Conversations with Lord Byron», содействовала реабилитации имени великого поэта в его отечестве (Англии).

7 место

Баронесса Амалия Крюденер (1808-1888) - внебрачная дочь Максимилиана Лерхенфельда, немецкого дипломата и государственного деятеля, баварского посланника в России. В 1825 году вышла замуж за «старого и неприятного» прибалтийского барона А. С. Крюднера. Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ей восхищался Гейне (который называл её «Божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской). Ей увлекались (который посвятил ей несколько стихотворений, в том числе «Я помню время золотое» и «Я встретил вас»), Александр Пушкин, Петр Вяземский, Александр Тургенев и сам император Николай I. Баварский король Людвиг I заказал её портрет для собираемой им во дворце Нимфенбург Галереи красавиц.

6 место

Мария Николаевна Волконская - дочь известного героя 1812 года Николая Раевского, жена декабриста С. Г. Волконского. Как и жены других декабристов, она узнала о существовании тайного общества только тогда, когда большинство заговорщиков уже было в крепости. Больная, едва оправившаяся от тяжелых первых родов, Волконская сразу, без колебаний, не только стала на сторону мужа и его товарищей, но и поняла, чего требует от нее голос долга. Когда стал известен приговор, она решила, что последует за мужем в Сибирь, и осуществила это решение вопреки всем препятствиям, исходившим от семьи Раевских и от правительства. Мария Николаевна была отличной пианисткой, обладала прекрасным голосом. Знала несколько иностранных языков. Александр Пушкин (который по мнению современников был влюблен в Марию) посвятил ей ряд стихотворений (среди которых «Редеет облаков летучая гряда», «Таврида», «Ненастный день потух» и «Буря»); посвятил ей вторую часть поэмы «Русские женщины», а поэт Александр Одоевский стихотворение «Был край, слезам и скорби посвящённый».

5 место

Графиня Элеонора Ботмер (1800-1838) - в первом браке Петерсон, первая жена поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Элеонора была старшим ребенком в семье немецкого дипломата, графа Карла-Генриха-Эрнеста фон Ботмера, у неё было восемь братьев и три сестры. Семья часто путешествовала по роду службы отца - в Италию, Францию и Швейцарию. Получила, как и все дочери графа, классическое домашнее воспитание. К шестнадцати годам превратилась в красивую светскую барышню с безупречными манерами, свободно говорившую на немецком и французском языке. Многие считали Элеонору «бесконечно очаровательной». В феврале 1826 года познакомилась с Ф. Тютчевым, а в марте 1826 года они тайно обвенчались. Элеоноре посвящены несколько (в частности - «Еще томлюсь тоской желаний»).

4 место

Наталья Николаевна Гончарова (1812-1863) - супруга . Натали ещё девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её воли, покоряли всех. Всё в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Всё было comme il faut - без всякой фальши. Наталья Николаевна была удивительным самородком. Пушкина пленили её необычная красота, и не менее вероятно, и прелестная манера держать себя, которую он так ценил. Гончаровой посвящены многие стихи Пушкина («Мадона», «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», «Пора, мой друг, пора» и другие).

3 место

Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1828-1846) - известная красавица - «финляндская звёзда», знакомая А. С. Пушкина, сестра знаменитой Авроры Демидовой. Родилась в семье выборгского губернатора, шведа, состоявшего на русской службе. Как и её старшая сестра Аврора, получила хорошее образование. Разница в возрасте между сёстрами составляла два года, и Аврора начала выезжать в свет первой, однако в 1826 году пришла и очередь Эмилии. Светское общество в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) было сравнительно небольшое, и появление в нём красивых сестёр Авроры и Эмилии не могло не остаться незамеченным. Ни один бал не проходил без них. У двух юных красавиц было много поклонников. Но отличие от роковой Авроры, Эмилия с выбором мужа определилась сразу - в шестнадцать лет она отдала своё сердце декабристу графу В. А. Мусину-Пушкину. Среди обожателей Эмилии Карловны были: А. С. Пушкин, А. И. Тургенев, князь П. А. Вяземский и позднее - , который в 1839 году посвятил ей мадригал «Графиня Эмилия».

2 место

Александра Осиповна Смирнова (1809-1882) - урождённая Россет, известная также как Россети и Смирнова-Россет - одна из выдающихся красавиц петербурского светского общества, любимая фрейлина двух русских императриц, хозяйка знаменитого литературно-художественного салона, отличалась острым умом, образованностью и независимостью суждений. Окончила Екатерининский институт, где являлась ученицей знаменитого критика пушкинской эпохи П. А. Плетнева. Была в дружеских отношениях со многими художниками, писателями и поэтами. Свои ей посвящали Александр Пушкин («В тревоге пестрой и бесплодной»), Михаил Лермонтов («В простосердечии невежды»), Петр Вяземский, Василий Туманский, Алексей Хомяков, Сергей Соболевский, Евдокия Ростопчина, Иван Мятлев и многие другие.

1 место

«Эталон красоты», «Клеопатра Невы», «Звезда Севера», «Святыня красоты» - всех этих эпитетов была удостоина блистательная великосветская красавица пушкинской эпохи - графиня Елена Михайловна Завадовская (1807-1874). Дочь польского генерала, русская по матери, она имела чисто славянский тип красоты, с нежным цветом лица и голубыми глазами. Современники Елены Михайловны сдержано отмечали ее ум, образованность и литературные интересы, но о ее красоте всегда отзывались в восторженных тонах. Так, например, М. Ф. Каменская-Толстая вспоминает: «Первой красавицей Петербурга была графиня Завадовская... на балах она всегда убивала всех своею царственной, холодной красотой» ;
и далее:
Графиня Долли Фикельмон: «Мадам Завадовская полностью опрвдывает свою репутацию красивой женщины. Высокая, статная, с великолепными правильными чертами, ослепительным цветом лица» ;
Персидский принц Хозрев-Мирза: «Каждая ресница красавицы пронзает сердце, как стрела» ;
Граф М. Ю. Виельгорский: «артистическая натура не может спокойно созерцать такую прекрасную женщину: я испытал это на себе..» ;
Граф В. Сологуб: «Нет возможности передать неуловимую прелесть ее лица, гибкость стана, грацию и симпатичность, которыми была проникнута вся ее особа» .
Не обошли вниманием красавицу и известные поэты. А. С. Пушкин посвятили Завадовской «Красавица», а также несколько строф в поэме «Евгений Онегин», Иван Козлов «Твоя красою блещет младость», Петр Вяземский «Красавиц севера он любит безмятежность».

© Все права на статью «Самые красивые адресаты поэтов XIX века» принадлежат сайту www.сайт
Полное или частичное копирование статьи возможно только при указании прямой ссылки на сайт www.сайт.

Женщина соткана из противоречий. Каждая из нас - возвышенно-приземленное создание, то задумчивое, то воинственное. Мы влюбляемся и парим над облаками так же часто, как спорим и воюем. Неприхотливо-наивные, в миг можем стать враждебно-строгими. Десятки мыслей ежеминутно посещают ясные женские головки, но, бытует мнение, что женщины никогда, ни о чем не думают...Мы загадочные, страстные, умные и красивые. Наши приоритеты меняются чаще, чем модные тенденции. У нас сотни предпочтений и тысячи желаний. И уж конечно, мы любим читать. Но не только чужие письма, любовные романы, автобиографические книги известных леди и загадочную фантастику. У нас свои, чисто женские интересы: разносторонние, всеобъемлющие, увлекающие. Отсюда и подборка милых сердцу книг. Они такие разные,…но все издания объединяет одно – повышенный интерес женской половины человечества к любовным интригам и литературе.

1. Унесенные ветром. Маргарет Митчелл (Gone with the Wind by Margaret Mitchell)

Роман о прекрасной Скарлетт и гражданской войне в США. Интриги, политика, экономика, и, безусловно, любовный треугольник.

2. Поющие в терновнике. Колин Маккалоу (The Thorn Birds by Colleen McCullough)

Шикарный бестселлер, одна из самых продаваемых в мире книг. Речь идет о жизни семи основных персонажей. Серьезные чувства, испытания, религия и жизненные перипетии искусно описаны в произведении. Пользуется популярностью и экранизация романа.

3. Гордость и гордыня (Гордость и предубеждение). Джейн Остин (Pride and Prejudice by Jane Austen)

Это самый популярный роман автора. В произведении описано противостояние гордого аристократа и высокообразованной небогатой девушки. Параллельные линии сюжета прекрасно раскрывают особенности жизни описанных мест и социальные условности.


Другие, всемирно известные произведения автора:
Нортенгерское аббатство
Чувства и чувствительность
Доводы рассудка
Эмма
Мэнсфилд-парк

4. Анна Каренина. Лев Толстой

Прекрасно передан быт, нравы и психология дворян. Весь сюжет строится на страстной любви замужней дамы к офицеру. Любовный треугольник, осуждения, немыслимые поступки и философия взаимоотношений ждет вас на страницах великого произведения. Очень рекомендую перечитать тем, кто вскользь ознакомился с романом по школьной программе.

8. Анжелика. Анн и Серж Голон (Angélique. Anne et Serge Golon)

Героиня серии романов – Анжелика, дочь обнищавшего французского дворянина. Вначале жизнь свела ее с чрезвычайно умными, учеными, обаятельными и остроумными людьми. Любовь, трагедии, рождение детей, изнанка жизни дворян, бесконечные интриги и подкупы научили героиню противостоять подлости и коварству окружающих, закаляя ее характер и силу воли. Невероятные приключения Анжелики увлекают читателей не первый десяток лет.

9. Романы Джоди Пиколт

Почти все романы американки описывают гражданские либо уголовные процессы, раскрывая чувства героев, взаимоотношения, взгляды на жизнь, нюансы воспитания и религиозные темы. Уникальные, редкие заболевания, страшнейшие трагедии, ужасные испытания и искренние чувства – вот неполный список сюжетных направленностей, характерных произведениям автора.
Plain Truth - Святая правда
Salem Falls - Грехопадение в Салеме (Жестокие игры)
My Sister"s Keeper - Ангел для сестры
Vanishing Acts - Похищение
Nineteen Minutes - Девятнадцать минут
Change of Heart - Чужое сердце
Handle With Care - Хрупкая душа
Sing You Home - Особые отношения
Lone Wolf - Одинокий волк

10. Романы Сандры Браун

Создатель более полусотни бестселлеров, признанная романистка, описывающая чувства. Страсти, любовные треугольники, яркие личности и сложные отношения. Интересные сюжетные линии, разнообразные приключения, глубокие чувства героев не перестают привлекать аудиторию к произведениям автора.
Беззвучный крик

Зависть
Жар небес

Завтрак в постели
Нет дыма без огня
Не присылай цветов
Прозрение
По своей воле

11. Романы Даниэлы Стил

Полное имя автора Danielle Fernande Dominique Muriel Emily Schuelein-Steel. Ее библиография насчитывает более 70 произведений. Это книги о любви, мужчинах и женщинах, счастье, радости, горестях и печалях, обычных жизненных событиях и необычных, зачастую скрываемых, проблемах. Сюжеты настоящие, понятные, интересные. Сопереживание героям гарантировано.
Книги, наиболее популярные на территории пост советского пространства:
Серия «Изгнанная из рая»
Серия «Призрак тайны»
Жажда странствий

Вернись, любовь


12. Одиночество в сети, Януш Вишневский

Роман о взаимоотношениях, зародившихся в интернете. Основное общение героев происходит в переписке. Параллельно описаны их собственные жизни, работа, отношения с окружающими. Актуальное произведение в свете возрастания популярности виртуального общения.

13. Джейн Эйр, Шарлотта Бронте (Jane Eyre. Charlotte Brontë)

Произведение об осиротевшей девочке, прошедшей ряд жизненных испытаний. Трудности в общении с опекунами, обучение в интернате, скитания в поисках себя и призвания.

14. Новеллы и романы Франсуазы Саган

Сочинения автора пронизаны чувствами – любовь и ненависть, радость и грусть, меланхолия и всплески счастья. Романы, новеллы, пьесы, пусть и разные, но объединены единым стремлением показать женщину и ее грани, настроения, желания.

Лучшими произведениями признаны:
Бархатные глаза / Des yeux de soie
Синие фужеры / Les fougères bleues
Дом Ракель Вега / La maison de Raquel Vega
Ангел-хранитель / Le Garde du cœur, Éditions Julliard
Немного солнца в холодной воде / Un peu de soleil dans l’eau froide
Синяки на душе / Des bleus à l"âme
Неясный профиль / Un Profil perdu
Смятая постель / Le Lit défait
Женщина в гриме / La Femme fardée
Недвижимая гроза (Когда приближается гроза / Un Orage immobile
И переполнилась чаша / De guerre lasse
Окольные пути / Les Faux-Fuyants


15. Секс и Город, Кэндес Бушнэлл (Sex & The City by Candace Bushnell)

Книга состоит из собрания материалов журналистки, которые издавались в ее авторской колонке. Эпатажное, откровенное, яркое произведение, повествующее о жизни в большом городе с мельчайшими интимными подробностями и рассуждениями на всевозможные темы. Статьи автор писала в издание The New York Observer еще с 1994 года.