Советские асы. Очерки о советских летчиках

Александр Терентьевич Карпов (4 октября 1917 года - 20 октября или 29 октября 1944 года) - участник Великой Отечественной войны, лётчик-истребитель, командир эскадрильи 123-го (27-го) Выборгского гвардейского истребительного авиационного полка 2-го Ленинградского гвардейского истребительного корпуса ПВО, дважды Герой Советского Союза.

Биография

А. Т. Карпов родился 4 (17) октября 1917 год в деревне Феленево Перемышльского уезда Калужской губернии (ныне Ферзиковский район Калужской области) в семье крестьянина. По национальности русский.

Обучался в Железнодорожном училище г. Калуги с 1933 по 1935 год (ныне Калужский транспортно-технологический техникум).

С 1935 по 1939 года работал слесарем-инструментальщиком в цеху №5 Калужского машиностроительного завода (ныне ОАО "Калугапутьмаш")

В армии с 1939 года. По окончании в 1940 году Качинской военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова младший лейтенант Карпов был направлен в лётную авиационную часть на Украине.

С июля 1941 года на фронте. Участник боёв под Москвой. С сентября 1941 года переведён под Ленинград, где, командуя эскадрильей 27-го гвардейского истребительного авиационного полка, прикрывал легендарную Дорогу жизни в составе авиации ПВО Ленинградского фронта.

В конце июля 1943 года в 5 боевых вылетах подряд старший лейтенант Карпов сбил 7 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Карпову Александру Терентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1202).

30 июня 1944 года гвардии капитан Карпов сбивает очередной вражеский самолёт, который было решено считать тысячным гитлеровским самолётом, сбитым на «Як-1» в небе над Ленинградом.

22 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии капитан Карпов Александр Терентьевич удостоен второй медали «Золотая Звезда».

20 октября 1944 года при перелёте Таллин-Гатчина в плохих метеоусловиях самолёт Карпова врезался в Финский залив.

Всего за время войны А. Т. Карпов совершил 456 боевых вылетов, провел 97 воздушных боёв, лично сбил 28 самолётов противника и 8 в группе.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1202 (28.09.1943).
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22.08.1944).
  • Орден Ленина.
  • 3 ордена Красного Знамени.
  • Орден Александра Невского.
  • Медали.

Память

  • Бронзовый бюст А. Т. Карпова установлен в городе Калуге в сквере, названном в его честь.
  • 7 мая 1990 года посмертно удостоен звания «Почётный гражданин города Калуги».
  • В городе Калуге профессиональное училище №1 носит имя Героя.
  • В честь А.Т. Карпова названа одна из улиц Калуги. В начале улицы установлена памятная доска.
  • Ежегодно в октябре в Калуге проводятся Дни памяти А. Т. Карпова.
  • В посёлке Левашово (Санкт-Петербург) именем А. Т. Карпова назван один из проспектов и средняя школа № 472.
  • На заводе, где он работал, установлена мемориальная доска.

Воинская деятельность наших лучших летчиков-истребителей Великой Отечественной войны, или, как они чаще называли ее, «боевая работа», порой выходила за пределы человеческих возможностей, переходя в ту особенную область психофизической деятельности, которая, несомненно, соответствовала критериям высокого искусства...

Овладеть искусством летчика-истребителя - значило воспитать в себе специальную интуицию, позволявшую невредимым пройти между десятками убийственных трасс, миновать множество смертоносных разрывов, оказаться в нужном месте в нужное время и мгновенно поразить противника. Боевая работа была не только опасна, но требовала крайнего напряжения интеллектуальных и физических сил.


Судьба Александра Терентьевича Карпова, результативнейшего летчика войск ПВО страны, единственного среди них дважды Героя, - яркий пример служения долгу.

Он родился в семье русских крестьян под Калугой, в деревне Феленево, 17 октября 1917-го. Окончил неполную среднюю школу, фабрично-заводское училище, работал в инструментальном цехе Калужского машиностроительного завода. В школьные годы занимался в кружке Дома-музея им. К. Циолковского, позднее сбылась его мечта, и он был принят в Калужский аэроклуб. А в 1939 г. пилот запаса А. Карпов был зачислен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу летчиков. В 1940 г. младший лейтенант Карпов был направлен для прохождения службы в одну из авиационных частей, дислоцированных на Украине. Его летный почерк приглянулся командованию, и в числе нескольких летчиков он был направлен на освоение первого истребителя нового поколения И-26, впоследствии известного как Як-1.

Свои первые боевые вылеты Карпов выполнил под Москвой в конце июля 1941-го в паре со своим товарищем старшим лейтенантом Иринеем Беляевым. В конце августа 1941 г. полк был переведён на Ленинградское направление. Здесь А.Т. Карпов одержал свою первую победу, в паре над Тосно сбив Ме-109Ф, записанный, что тогда нередко бывало, как Ме-115. В октябре 1941-го переведён в состав 123-го истребительного авиаполка 7-го корпуса ПВО, осуществлявшего прикрытие Ленинграда. От вылета к вылету все более крепли слетанность и мастерство пары Беляев - Карпов.

Ярко выраженный лидер, Карпов, уже став Героем, нередко вылетал ведомым у Беляева. Капитан И.Ф. Беляев, уничтоживший лично 11 и в группе 6 самолётов противника, был сбит в воздушном бою 8 июля 1943 года, а удостоен звания Героя одним из последних в великого государства, посмертно – 5 мая 1991-го…

Скорее, они составляли не пару в привычном понимании «меча и щита», а более высокоорганизованную воинскую единицу, где атакующий мгновенно определялся с точки зрения боевой целесообразности. Целостность пары была настолько органичной, что эти летчики, одержавшие в воздухе более 50 побед, и поражения терпели вместе - осенью 1942 года, когда их пара была сбита, и в июле 1943, когда погиб Ириней Беляев, а Александр Карпов из неуправляемой машины выпрыгнул с парашютом...

«Гибель Иринея, - вспоминал А. Карпов, - пронзила мне сердце такой болью, что первые секунды после случившегося я ничего вокруг себя не видел и чуть-чуть не был сбит. Очнулся лишь тогда, когда услыхал, как по моему самолету забарабанили пули, а рядом мелькнул знакомый силуэт „мессера“. В этот миг во мне закипела такая ярость, что я, не осмотревшись как следует, ринулся вслед за промелькнувшим самолетом. И только спустя некоторое время заметил, что остался один против трех фашистов, которые решили разделаться со мною. Что было потом, рассказать трудно. Это был какой-то ураганный бой.

В этом бою я сбил двух фашистских стервятников и среди них того, от огня которого погиб Ириней. Оставшись один на один с третьим фашистским самолетом, я вдруг обнаружил, что мой боекомплект весь израсходован, и решил идти на таран.

Воспользовавшись ошибкой немецкого летчика, допущенной им при выводе самолета из пикирования, развил предельную скорость и зашел „мессеру“ в хвост… Ну, думаю, сейчас тебя достану и рубану винтом по хвосту. Только подумал, как вдруг самолет мой резко подбросило, затем повалило набок, и он начал беспорядочно падать. Едва сообразил, что зенитным снарядом у истребителя отбит хвост… В результате невероятных усилий, хотя и очень близко от земли, мне все-таки удалось выбраться из кабины и с помощью парашюта благополучно приземлиться. К счастью, это снова была своя территория…»

Потеря И. Беляева сделала Карпова еще более самоотверженным и настойчивым в воздухе: в конце июля 1943 г. в пяти боевых вылетах подряд он сбил 7 самолетов противника.

К августу 1943-го командир эскадрильи 27-го гвардейского истребительного авиационного полка (2-й гвардейский истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) гвардии капитан А.Т. Карпов произвёл 370 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 16 самолётов противника и 7 в группе. 28 сентября 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, он был удостоен звания Героя Советского Союза. К июню 1944 г. совершил 421 боевой вылет, из них 25 вылетов на разведку войск противника и 19 вылетов на штурмовку, провёл 94 воздушных боя, в которых сбил лично 26 самолётов противника и 7 в группе.

30 июня 1943 г. А.Т. Карпов сбил Ме-109, который было решено считать тысячным гитлеровским самолётом, сбитым на «Яках» под Ленинградом. С этой победой его поздравил главный конструктор, заместитель наркома авиационной промышленности, тогда ещё генерал-майор инженерно-авиационной службы А.С. Яковлев.

2 июля 1944-го приказом ВГК №173 27-му гвардейскому полку ПВО было присвоено почётное наименование «Выборгский». 22 августа 1944 года гвардии капитану А.Т. Карпову вторично было присвоено звание Героя Советского Союза.

Среди лично сбитых им машин 5 двухмоторных бомбардировщиков Ю-88; 2 пикировщика Ю-87; 2 финских «Брюстера», остальные – Ме-109 и ФВ-190. Последнюю победу Карпов одержал, сбив ФВ-190 14 сентября 1944 г.

Всего в годы Великой Отечественной войны командир эскадрильи А.Т. Карпов совершил 456 боевых вылетов на Як-1, Як-7Б и Як-9, провёл 97 воздушных боёв, лично сбил 29 самолётов противника и 9 уничтожил в группе. В боях был ранен.

20 октября 1944 г. около 18.00 гвардии капитан Карпов при совершении перелёта на истребителе Як-9, в паре с младшим лейтенантом А.Ф. Суздалевым, в условиях ограниченной видимости, столкнулся с водой неподалёку от кронштадтского аэродрома Бычье Поле... Причины катастрофы остались неизвестны, этот вылет в тот день у летчика был третьим…

Он запомнился людям как исключительно скромный и молчаливый человек, не терпящий фальши и рисовки.

Черты эти присущи большинству героев вообще, что замечено еще Плутархом.

Дважды Герой Советского Союза А.Т. Карпов (28.09.1943, №1202; 22.08. 1944) награждён: орденом Ленина (28.09.1943), 3-мя орденами Красного Знамени (19.08.1942, 13.02.1943, 7.04.1944), орденом Александра Невского (13.04.1943), медалью «За оборону Ленинграда».

Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен в Калуге, его именем в городе названы улица и сквер, а также Калужский транспортно-технологический техникум. Имя Героя присвоено Высоцкой средней школе (Думиничский район Калужской области) и средней школе в посёлке Левашово. Его именем названа улица в посёлке Ферзиково. В Калуге на здании училища, где он учился, и на здании завода, где работал, установлены мемориальные доски.

В посёлке Левашово Выборгского района Ленинградской области, на улице Чкалова Героем Советского Союза В.Н. Харитоновым установлен памятник дважды Герою Советского Союза А.Т. Карпову.

17.10.1917 - 20.10.1944

Карпов Александр Терентьевич - летчик-истребитель 123-го/27-го Выборгского гвардейского истребительного авиационного полка 2-го Ленинградского гвардейского истребительного корпуса ПВО, самый результативный лётчик ПВО и единственный среди них дважды Герой Советского Союза.

Родился 4 (17) октября 1917 г. в деревне Феленево (сегодня Перемышльского района Калужской области) в крестьянской семье. Русский. В 1935 г. окончил фабрично-заводское училище в городе Калуге и до 1939 г. работал слесарем инструментального цеха Калужского машиностроительного завода и учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 1939 г. В 1940 г. младший лейтенант А.Т. Карпов окончил Качинскую военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова и был направлен в лётную авиационную часть, дислоцированную на Украине, где оказался в числе лётчиков, кому было доверено осваивать истребитель нового поколения И-26, вошедший в историю авиации как ЯК-1 - первый из группы истребителей ЯК.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 г. Член ВКП(б) с 1942 г. Счёт боевым вылетам открыл в боях под Москвой, а с сентября 1941 г., после перевода 123-го истребительного авиационного полка (впоследствии переименованного в 27-й гвардейский истребительный авиационный полк), в котором он служил, под Ленинград, продолжал оттачивать лётное мастерство и разить врага в небе над невской твердыней, прикрывал легендарную Дорогу жизни в составе авиации ПВО Ленинградского фронта. Начав войну пилотом, стал командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи 27-го гвардейского истребительного авиационного полка.

О том, каким лётчиком-истребителем был А.Т. Карпов, наглядно свидетельствует то, что в последних числах июля 1943 г. в пяти боевых вылетах подряд старший лейтенант Карпов А.Т. сбил 7 вражеских самолетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Карпову Александру Терентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1202).

30 июня 1944 г. гвардии капитан Карпов А.Т. сбивает очередной самолёт противника, который было решено считать тысячным гитлеровским самолётом, сбитым на ЯКе в небе над Ленинградом. С этой знаменательной победой его поздравил телеграммой генеральный конструктор самолёта - Александр Сергеевич Яковлев.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 2 июля 1944 г. 27-й гвардейский истребительный авиаполк ПВО, в котором служил А.Т. Карпов, получил почётное наименование "Выборгский".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 г. гвардии капитан Карпов Александр Терентьевич удостоен второй медали "Золотая Звезда". Он стал первым, а как оказалось впоследствии, и единственным лётчиком ПВО, дважды удостоенным высшей степени отличия СССР.

Совершив 456 боевых вылетов, проведя 97 воздушных боёв, гвардии майор Карпов А.Т. сбил лично 28 самолётов противника и 8 в групповых боях. 20 октября 1944 г. он погиб при выполнении боевого задания, а по данным "Большой Советской Энциклопедии" (3-е изд. Том 11, с. 456) - 29 октября 1944 г. По одним сведениям, это произошло в густой облачности при перелёте на свой аэродром, а по другим - пилотируя истребитель "Спитфайр" типа ЛФ1Х и пытаясь достать шедший на большой высоте немецкий самолёт-разведчик, А.Т. Карпов потерял сознание из-за отказа кислородной системы, его самолёт упал в Финский залив…

Награждён орденом Ленина, 3-я орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями. 7 мая 1990 г. удостоен посмертно звания "Почетный гражданин города Калуга".

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Карпова А.Т. установлен в городе Калуге, где ежегодно в октябре проводятся Дни его памяти и где его имя носит профессиональное училище № 1.

XVI ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПАМЯТИ А. Д. ЮДИНА

Тема работы

«Неизвестная судьба известного героя»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Калуги, 7 класс

Руководитель:

учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» города Калуги, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования для детей

I. Введение. 2

Выбор темы и обоснование ее актуальности. 2

Цель исследования. 2

Методы исследования: 2

II. Неизвестная судьба известного героя. 3

Рассказывает Б. Шуба. 3

Версия первая: почему погиб?. 4

Сбит одиночным самолётом противника. 5

Послесловие или факты, о которых нельзя молчать. 8

III. Заключение. 10

IV. Список источников и литературы. 11

I. Введение.

Выбор темы и обоснование ее актуальности.

Александр Терентьевич Карпов. За годы Великой Отечественной войны вырос от рядового летчика до командира эскадрильи. Ему суждено было вписать яркую страницу в летопись Великой Отечественной войны при защите блокадного Ленинграда. Герой, совершивший более 500 боевых вылетов, сбивший 28 фашистских самолетов, дважды Герой Советского Союза, тем не менее, он по сей день значится в списках, как без вести пропавший. Наше поколение - это поколение, знающее о войне только по рассказам участников тех событий, от Великой Отечественной Войны нас отделяет огромный промежуток времени, но отголоски того времени по сей день бередят души. И мы не можем забывать о той войне, пока не найдём ответы на вопросы о судьбах солдат, которые пропали без вести. Наш поисковый отряд задался вопросом: не пора ли поставить точку в деле гибели Карпова? Нужно ли продолжать поиск? Тем более что в этом году появилась такая возможность.

Объект исследования - версии гибели Карпова исследования – место гибели. Мы намеренно не останавливаемся на биографии Александра Терентьевича, нас интересует только версии гибели героя. Поэтому

Цель исследования: на основе исследования и анализа версий места гибели попытаться определить место поиска и необходимость участия в поиске отряда «Археологи памяти»

Задачи:

1) выявить и обобщить литературу, касающуюся истории гибели;

2) выявить архивные документы, письма, воспоминания по рассматриваемой теме;

3) найти участников, очевидцев тех событий;

4) записать воспоминания;

6) сопоставить факты и материалы о гибели, сделать выводы.

Методы исследования:

7) анализ и синтез; абстрагирование; описание; сравнение

II. Неизвестная судьба известного героя.

6. Гвардии старший лейтенант Карпов/ газета «Боевая тревога» 26 марта 1943

7. Владимиров Д. Памятью огненных лет/ газета «Советская Россия 8 октября 1982

8. Soviet Fighter Aces of 1years. http://op. *****/#160101.1606.59

Аналогичная информация изложена в газете «Весть» (см. список литературы)

Мы всё же решили озвучить эту версию, хотя и сомневались, стоит ли.

Из беседы с (старейшим калужским поисковиком)

Как-то не очень верится, что связи не было сразу. Даже предполётная проверка была бы невозможна.

Два месяца в 1944 году там самолёт искали, но современная техника позволяет вести поиск на более высоком уровне.

Курсив наш.

Никаких документов нигде не сохранилось.

Рассказывала, что Марков писал сестре Карпова в конце шестидесятых – начале семидесятых, на письмо сестра не ответила.

Карпов Александр Терентьевич

Воинская деятельность большинства героев этой книги, или, как они чаще называли ее, «боевая работа», порой выходила за пределы человеческих возможностей, переходя в ту особенную область психофизической деятельности личности, которая, в широком смысле, соответствовала критериям высокого искусства. Овладеть искусством летчика-истребителя - значило воспитать в себе специальную интуицию, позволявшую невредимым пройти между десятками убийственных трасс, миновать множество смертоносных разрывов, оказаться в нужном месте в нужное время и мгновенно поразить противника. Боевая работа была не только опасна, но требовала крайнего напряжения интеллектуальных и физических сил, а в моральном плане - преобладания сознания необходимости выполнения задачи не только над желанием, а порой и над возможностью. Судьба А. Карпова, результативнейшего летчика войск ПВО страны, единственного среди них дважды Героя, - яркий пример служения долгу.

Он родился под Калугой, в деревне Феленево, 14 октября 1917 г. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, работал в инструментальном цехе Калужского машиностроительного завода. В школьные годы занимался в кружке Дома-музея им. К. Циолковского, позднее сбылась его мечта, и он был принят в Калужский аэроклуб, а в 1939 г. пилот запаса А. Карпов был зачислен в Качинскую военную авиационную школу. В 1940 г. мл. лейтенант Карпов был направлен для прохождения службы в одну из авиационных частей, дислоцированных на Украине. Его летный почерк приглянулся командованию, и в числе нескольких летчиков он был направлен на освоение первого истребителя нового поколения - Як-1.

Свои первые боевые вылеты Карпов выполнил под Москвой в конце июля 1941 г. в паре со своим старшим товарищем ст. лейтенантом И. Беляевым. В сентябре полк, где воевал Карпов, был переведен под Ленинград. От вылета к вылету все более крепли слетанность и мастерство пары Беляев - Карпов. Ярко выраженный лидер, Карпов, уже став Героем, нередко вылетал ведомым у Беляева. Скорее, это была не пара в ее привычном понимании «меча и щита», а более высокоорганизованная воинская единица, где атакующий мгновенно определялся с точки зрения боевой целесообразности. Целостность этой пары была настолько органичной, что эти летчики, одержавши в воздухе более 50 побед, и поражение терпели вместе - осенью 1942 г. и в июле 1943 г., когда погиб Ириней Беляев. «Гибель Иринея, - вспоминал А. Карпов, - пронзила мне сердце такой болью, что первые секунды после случившегося я ничего вокруг себя не видел и чуть-чуть не был сбит. Очнулся лишь тогда, когда услыхал, как по моему самолету забарабанили пули, а рядом мелькнул знакомый силуэт „мессера“. В этот миг во мне закипела такая ярость, что я, не осмотревшись как следует, ринулся вслед за промелькнувшим самолетом. И только спустя некоторое время заметил, что остался один против трех фашистов, которые решили разделаться со мною. Что было потом, рассказать трудно. Это был какой-то ураганный бой. В этом бою я сбил двух фашистских стервятников и среди них того, от огня которого погиб Ириней. Оставшись один на один с третьим фашистским самолетом, я вдруг обнаружил, что мой боекомплект весь израсходован, и решил идти на таран. Воспользовавшись ошибкой немецкого летчика, допущенной им при выводе самолета из пикирования, развил предельную скорость и зашел „мессеру“ в хвост… Ну, думаю, сейчас тебя достану и рубану винтом по хвосту. Только подумал, как вдруг самолет мой резко подбросило, затем повалило набок, и он начал беспорядочно падать. Едва сообразил, что зенитным снарядом у истребителя отбит хвост… В результате невероятных усилий, хотя и очень близко от земли, мне все-таки удалось выбраться из кабины и с помощью парашюта благополучно приземлиться. К счастью, это снова была своя территория…»

Потеря И. Беляева сделала Карпова еще более самоотверженным и настойчивым в воздухе: в конце июля 1943 г. в пяти боевых вылетах подряд он сбил 7 самолетов противника.

Он запомнился людям как исключительно скромный и молчаливый человек, не терпящий фальши и рисовки. Такая характеристика стала в настоящей книге общим местом, но черты эти присущи большинству героев вообще, что замечено еще Плутархом.

30 июня 1944 г. самолет, сбитый Карповым, решено было считать тысячным немецким самолетом, сбитым в ленинградском небе на «яке». Генеральный конструктор А. Яковлев прислал Карпову теплое поздравление.

Летом 1944 г. в 27-й гиап, где всю войну служил гвардии капитан Карпов, поступили «Спитфайры» типа ЛФ1Х. Эта машина оказалась для летчика несчастливой. 20 октября 1944 г., пытаясь достать шедшего на большой высоте немецкого разведчика, гвардии майор дважды Герой Советского Союза А.Карпов потерял сознание из-за отказа кислородной системы, его «Спитфайр» упал на землю, и летчик погиб.