Демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию.

  • Время выполнения заданий
  • Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?
  • Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2012?
  • Раздаточный материалы
  • Минимальный балл
  • По числу участников, как и в предыдущие годы, обществознание стало наиболее массовым из экзаменов, сдаваемых по выбору выпускников. В 2011 году его сдавали 405498 человек. Это более половины от общего числа участников ЕГЭ.

    Наиболее успешно выпускники справлялись с заданиями по социальной сфере жизни общества. Затруднения вызывали экономические и правовые вопросы. Минимальный порог в 39 баллов не смогли преодолеть 3,9% участников. Большинство участников ЕГЭ-2011 по обществознанию набрали в среднем 50-70 баллов.

    Экзамен по обществознанию является обязательным при поступлении на многие специальности. Его нужно сдавать будущим социологам, психологам, педагогам, юристам.

    Новшества 2012 года (в начало)

    • Сокращено число заданий с выбором ответа в части 1 (с 22 до 20).
    • Усложнено задание В2. Вместо одного предполагается выбор двух суждений, выпадающих из представленного ряда.
    • Пункт В8 представляет собой задание на выбор одного обобщающего понятия для всех остальных, указанных в перечне.
    • Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8: полное и правильное выполнение его теперь оценивается 3 баллами.

    Структура экзаменационной работы ( в начало )

    Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

    Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.

    Пример: Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

    1) техника
    2) общество
    3) экономика
    4) культура

    Часть 2 (В) включает 8 заданий с кратким ответом в виде слова, словосочетания, набора цифр.

    Пример: Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику:

    1) прогресс,
    2) структура,
    3) эволюция,
    4) реформа,
    5) спад,
    6) стратификация.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Часть 3 (С) состоит из 9 заданий с развёрнутым ответом.

    Пример: Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

    Уровень сложности ( в начало )

    Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

    Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл
    Базовый 21 25
    Повышенный 9 12
    Высокий 7 22

    Содержание экзаменационных заданий ( в начало )

    В части 1 (А1-А20) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право.

    Эти же блоки-модули представлены в заданиях каждого варианта части 2 (В1-В8) .

    В каждом варианте работы заданиями С1-С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение).

    Время выполнения заданий ( в начало )

    На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

    1. для каждого задания части 1 - 1-4 минуты;
    2. для каждого задания части 2 - 3-10 минут;
    3. для каждого задания части 3 - 5-35 минут.

    Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом? ( в начало )

    За ЕГЭ по обществознанию выпускник максимально может получить 59 первичных баллов, при условии что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

    Каждое правильно выполненное задание части 1(А) оценивается 1 баллом.

    Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3-В7) баллов. За полное правильное выполнение заданий В3-В7 присваивается 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов.

    Полное и правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное и правильное выполнение заданий С1, С2, С5 присуждается по 2 балла; заданий С3, С4, С6, С7, С8 - по 3 балла, задания С9 - 5 баллов.

    А1. Какой из принципов характерен для индустриального общества?
    2) Появление массовой культуры.
    А1. Потребности человека в трудовой деятельности и общественной активности относятся к потребностям.
    1) Социальным.
    А1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как.
    1) Развивающуюся систему.
    А1. Этические нормы, благодаря которым регулируются отношения мужду людьми, яляются непосредственным продуктом деятельности.
    1) Материально-производственной.
    А1. Проявлением человека как личности является (-ются)
    1) Участие в жизни общества.
    А1. Реорганизация структуры федеральных органов исполнительной власти представляет собой пример деятельности.
    4) Социально - преобразовательной.
    А2. В познании общества в отличие от познания природы.
    2) Объект и субъект познания совпадают.
    А2. Субъектом познавательной деятельности является.
    4) Учёный - исследователь
    А2. Знания, соответствующие предмету познания, принято считать.
    2) Истиной.
    А2. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоритическом уровне научного познания?
    4) Выдвижение гипотезы.
    А2. Гуманизация образования предполагает
    1) Возможность выбора ребёнком индивидуального учебного плана.
    А2. Культура, в наиболее широком смысле слова, - это.
    2) Все достижения человечества с момента его возникновения.
    А3)Проблема социальной ответственности ученого приобрела особую остроту, так как
    3)Ученый подошли к открытиям имеющим непредсказуемые послдествия
    А3)1)Процент тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо полное(среднее) образование, одинаково в обеих странах.
    А3)Художественное литературное произведение N просто и понятно по содержанию, в нем присутствует национальный колорит.Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что произведение N относится к народной, а не к массовой культуре&
    3)Оно передается от поколения к поколению.
    А3)Какую функцию науки иллюстрирует практическое внедрение морозоустойчивых, скороспелых сортов растений?
    1)Производственную.
    А3)Характеризуя постиндустриальное общество, студент допустим ошибку, назвав один из признаков, характерных для традиционного общества.Найдите ошибку, сделанную студентом.
    1)Сословные привилегии затрудняют соцальную мобильность.
    А3)Деятельность Всемирной торговой органиции, Международного валютного фонда, Всемирного банка, транснациональных корпораций идёт в русле процесса.
    1)Клобализация.
    А4)Верни ли следующие суждения о глобыльных проблемах современного общества?
    А.Клобальные проблемы могут быть решены отдельными странами.
    Б.Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации
    4)Оба суждения неверны.
    А4)Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
    А.Образование как социальный институт с другими социальными институтами объединяет наличие профессионально обученых кадров и регламентация их деятельности.
    Б.Социальные институты возникли в связи объективной потребностью общества регулован сферу социальных отношений.
    3)Верны оба сеждения.
    А4)-//- о человеке.
    А.Все постпки человека по своей природе рациональны, сообразуется с разумом
    Б.На поведение человека влияют подсознания, природные институты и влечения
    2)Верно только Б
    А4)-//- об обсолютной истине.
    А.В период индустриального общества произошел промышленый переворот.
    Б.В постиндустриальном обществе человек центся в первую очередь как представитель родовой или этической общности
    1)Верно только А
    А4)-//- об истинном знани?
    А.Истинног знание обязательно разделяется большинством людей
    Б.Истиноное знание всегда соответствует позновательному объекту
    2)Верно только Б


    А5. Рыночная экономика характеризуется.
    2) Ограниченной ролью государства в экономике.
    А5. К отличительным признакам традиционной экономической системы относится.
    1) Преобладание ручного труда.
    А5. Граждане России получают общее образование, финансируемое из государственного бюджета. Какая функция государства непосредственно проявляется в этом факте?
    1) Производства общественных благ.
    А5. Примером экономического явления, изучаемого микроэкономикой, является (-ются)
    3) Банкротство крупного предприятия.
    А5. Встране Z правительство принимает конкретные решения от объёма и структуры производства, уровня зароботной платы всех категорий работников, устанавливает цены и тарифы. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
    4) Командному.
    А5. К очевидным преимуществам рыночной экономики следует отнести.
    1) Разнообразие производимых товаров и услуг.
    А6. Экономические ресурсы, непосредственно задействованы в создании конкретного товара и услуги, называют.
    2) Факторами производства.
    А6. Фирма «Васильки» объявила услоия конкурса на вакантное место то-менеджера. Это пример функционирования рынка.
    1) Труда.
    А6.Две крупным энергетических компании объявили о своём слиянии. Это событие вызвало рост курса акций большинства энергетических компаний страны. Пример отражает колебания цен на рынке.
    4) Фондовом.
    А6. Направлением государственной политики, обеспечивающим повышение уровня занятости населения, в рыночной экономике является.
    4) Создание возможностей для переквалификации.
    А6. В период экономического кризиса в стране сократились производство и занятость во всех отраслях экономики. Возникшая в связи с этим безработица имеет характер.
    2) Циклический.
    А6. Что является доходом потребителя от использования собственности?
    3) Дивиденты по акциям.
    А7)Индивидуальным подходным Диалогом обладают доходы физических лиц.Объектов налогов является
    4)Зароботная плата работника
    А7)Косвенным является налог
    3)На добавленую стоимость
    А7)Стотьи государственногу бюджета включают в себя
    4)Расходы на обслуживание внешнего долга
    А7)гражданин Д. приобрел ценные бумаги удостверяющие его право владения паем в строительной фирме и дающему ему право на получение ежегодного дохода.Эти ценные бумаги-
    3)Акции
    А7)Пропорциональной назвыют шкалу налогов, предусматривающую
    1)Еддинуюставку для любого по величине объекта налога
    А7)Статьи государственного бюджета включает в себя
    1)Расходы на обслуживание внешнего долга
    А7)Коммерчиские банки
    1)Аккумулируют сбережения граждан и капитал фирм.
    А8) 4)Повышением заботы граждан о собственном здоровье.
    А8) 3)Завершением учебного года.
    А8) 1)Повышением налогов на прибыль фирмы.
    А8) 2)Повышением налогов на прибыль фирмы
    А8) 1)Увеличением объемов строительства доступного жалья
    А8) 2)Появлением в продаже эффективных средств для самостоятельного ухода за волосами.
    А8) 2)Наличие домашнего животного стало популярным у населения.
    А9. Верни ли следующие суждения о командной экономической системе?
    А. Характерной чертой командной экономики является государственное регулирование цен.
    Б. Характерной чертой и преимуществом командной экономики является слабо выраженная дифференциация населения по доходам.
    3) верны оба суждения.
    А9. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
    А. Государственный бюджет предусматривает расходы на производство экономических благ.
    Б. Традиционно в РФ государственный бюджет составляется на пять лет.
    4) Оба суждения неверны.
    А9. Верны ли следующие суждения о рынке труда?
    А. Объектом купли - продажи на рынке труда является право пользования умственных и физических способностей людей для производства товаров и услуг.
    Б. Спрос на рынке труда предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определённого типа и сложности.
    1) верно только А.
    А9. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

    Б. В рыночной экономике только государства распределяет ресурсы меджу отраслями и предприятиями.
    1) верно только А.
    А9. Верны ли следующие суждения о мировой экономике?
    А. На современном этапе международного разделения труда промышленное производство переносится из стран Запада в другие страны.
    Б. В современном мире ряд стран специализируется на производстве информации и наукоёмких технологий.
    3) Верны оба суждения.
    А9. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономики?
    А. Государство в рыночной экономике обеспечивает экономическую свободу хозяйствующих субъектов.
    Б. В рыночной экономике только государство распределяет ресурсы между отраслями и предприятиями.
    1) Верно только А.
    А9.Верны ли следующие суждения о затратах фирмы?
    А. Часть затрат фирмы не зависит от количества и качества производимой продукции.
    Б. Затраты фирмы связаны с приобретением необходимых факторов производства и организаии сбыта товара.
    3) верны оба суждения.
    А10)По каком критерию определяется такая социальная общность как сельчане?
    1)Территориальному
    А10)В свидетельстве о рождении гражданина К. Указано что национальность его родетелей-русские.Это подчеркивает их принадлежность к общности
    4)Этносоциальной
    А10)Семья любого типа характеризуется. ..
    А10)Общие особенности языка, историческая память, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки-признаки общности
    4)Этнической
    А10)Одним из проявлений отклоняющегося поведения выступает
    1)Нарушение правил корпоративного поведения.
    А10)Различные формы организованного и стихийного воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают социальный опыт, представляют собой процесс
    4)Социализации.
    А11) 1)Мнение, что в семье у всех должны быть разные права, преобладает среди кореспондентов с высшим образованием
    А11) 1)Все важнейшие семейные проблеммы Сергей Степанович Решает Единолично.
    А11.В ходе социологических опросов проведеных в 2004 и 2008 гг в стрене Z, предлагалась
    такая формулировка одного из пунктов анкеты: как вы относитесь к своей работе?
    таблица>
    Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы?
    1)Доля респондентов, работающих не по своей специональности, возросла
    А11.Рекомендация: Общаясь с людьми, думай не о своей выгоде, а о выгоде того с кем общаешся
    пример 1)Социональной нормы
    А12.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
    А.Социальная мобильность-это разделение общества на группы.Занимающие разное
    Положение Б.Горизонтальная социальная мобильность предпологает изменение социального статуса человека
    4)оба суждения не верны
    А12.Верны ли следуюзие суждения об особенностях социанальной мобильности?
    Б.Семья и брак являются социанальным лифтом если в брак вступают представитель групп
    разных социальных статусов
    3)верны оба суждения
    А12 Верны ли следующие утверждение о семье?
    А.Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей.
    Б.Благодаря семие ребенок приобретает первый опыт труда и общения.
    3)Верны оба суждения
    А12.Верны ли следующие суждения о видах социальной мобильности?
    А.К горизонтальномы виду мобильности относится переход человека в более высокий социальный слой
    Б.К вертикальному виду мобильгности относится понижение по службе
    2)Верно только Б
    А12.Верны ли следующие суждение об особеностях социальной мобильности?
    А.Образование является одним из каналов вертикальной мобильности
    Б.Семья и брак является социалым лифтом если в брак вступают представители групп разных социальных
    статусов
    3)Верны оба суждения
    А12.Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
    А.Социальное неравенство проявляется в наличии льгот и привелегий
    Б.Социальное неравенство стимулирует социальную мобильность личности
    3)Верны оба суждения
    А12.Верны ли следующие суждения о социальных нормах
    А.Все ценностные представления людей могут быть воплощены в правовых нормах
    Б.К социальным нормам относятся традиции и обычаи
    2)Верно только Б
    А13.Правом роспуска Государственной Думы РФ обладает
    3)Президент РФ
    А13 Подсистема политической системы, включающая государства, партии, общественоо-политические движени, называетс
    4)Организационной
    А13.К культурному компоненту политической системы относятся
    1)Политическая идеология
    А13Государство является главным институтом политической системы, потому что
    1)Обладает суверенитетом
    А13.По форме государственного устройства государства делятся на
    3)Унитарные и федеративные
    А13.Глава государства получает власть по наследству, но фактически обладает только
    представительскими функциями и олицетворяет единство нации в
    1)Парламентарной монархии
    А14.Какое понятие используется для обозначени способов и методов осуществления
    государственной воасти в обществе?
    3)Политический режим
    А14.ПРопрорциональную избирательную систему характеризует
    4)Проведение избирательных компаний
    А14.Укажите тип партии, выделяемый по идеологическому признаку
    3)Социал-демократическая
    А14.Только для пропорциональной избирательной системы является характерный
    4)выдвижение кандидатов списком от политических партий движений
    А14.Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что
    2)Избиратель голосует за списки кандидатов от избирательых объединений или партий
    А14.Какой из перечисленых признаков характерен как для мажоритарной системы как и для
    пропорциональной избирательной системы*?
    2)Проведение нескольких туров выборов с выбытием кандидатов
    Выдвижение кандидатов от различных политических партий и движений, их конкуренция
    между собой характеризуют принцип политического
    2)Плюрализма
    А15.Высшие органы государственной власте в стране Z формруются выборным путем.Какая дополнительная
    информация позволит сделать вывод о том что даное гоударство является парламентской распубликой?
    1)Главой правительства становится лидер партии победившей на парламентских выборах
    А15.Верховная власть в государстве z является парламентской манархией?
    4)Правительство подотчетно парламенту
    А15.В государстве Z права и свободы граждан гарантируются законом в СМИ представлен
    широкий спектр политических взглядов.Какому политическому режиму присущи эти черты?
    4)Демократическому
    А15 В государстве Z регулярно выборы на альтернативной основе.опозиция имеет
    равные права на пропаганду своих взглядов наряду с правящей элитой.Какой политический
    режим сложился в государстве z?
    3)демократический
    А15.Лидер опозиционой партии принял участие в теледебатах. Какую из функций
    политической партии в обществе иллюструрует этот пример?
    4)Пропаганда идеологии и программы партии
    А15.В предверии парламентских выборов в стрене z социологическими слуббами проводился
    опрос Респонлентам предстояло ответить на вопрос каким образом вы участвуете в полической жизни
    общества (деограмма)
    Какой вывод может быть сфломулирован на основе приведеных даных?
    4)Устойчивых однозначных тенденций в развития форм политического участия граждан не прослеживается.
    А16. Верны ли следующие суждения о демократии? Одним из условий формирования и развития демократии является.
    А. Наличие единой идеологии, общей для всех граждан.
    Б. Грамотность населения, гражданская политическая культура.
    2) Верно только Б.
    А16. Верны ли следующие утверждения о ценностях демократии? В современном демократическом обществе.
    А. Власти отвечают перед гражданами за свои действия общественной сфере.
    Б. Граждане реализируют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.
    3) Верны оба суждения.
    А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
    А. Признаками политической партии могут быть устойчивость состава и наличие программы.
    Б. Партия стремится к достижению и осуществлению политической власти.
    3) Верны оба суждения.
    А16. Верны ли следующие суждения о политической власти?
    А. Политическая власть опирается на признание своих полномочий со стороны общества.
    Б. В осуществлении политической власти участвуют государственные органы.
    3) Верны оба суждения.
    А16. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации?
    А. Средства массовой информации находятся вне сферы, контролируемой законами и государством, подчиняясь только своим владельцам.
    Б. Средства массовой информации в демократическом обществе могут беспрепятственно отстаивать любые политические взгляды, включая эксиремистские.
    4) оба суждения неверны.
    А16. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
    А. СМИ являются политическим институтом, оказывающим влияние на формирование общественного мнения.
    Б. Под влияникем СМИ ряд избирателей принимают решение о том, как им голосовать на предстоящих выборах.
    3) Верны оба суждения.
    А17. За какое из перечисленных ниже правонарушений ответственность наступит по нормам административного права?
    2) Гражданка О. Разорила лесной муравейник на поляне, где она регулярно выгуливала собаку.
    А17. К конституционным обязанностям граждан РФ относится.
    4) Защита и охрана природных ресурсов.
    А17. Согласно Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются(-ется)
    4) референдум и свободные выборы.
    А17. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм.
    1) Имеющие обязательный характер и поддерживаемые силой государства.
    А17. Семнадцатилетние юноши, возвращаясь с футбольного матча, в метро сели на ступени (Нецензурная брань).
    3) Административная
    А18)Обязательным участником гражданского судопроизводства 4)Истец
    А18)Согласно Гражданскому кодексу РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме 3)Унитарных предприятий
    А18)Согласно Гражданскому кодексу РФ юридические лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, является 1)Коммерческой организацией
    А18)Согласно Гражданскому кодексу РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в фотрме 2)унитарного предприятия
    а18)Согласно Трудовому кодексу РФ к обязанностям работадателя относят 2)Обеспечение безопасности и условий труда
    а18)Добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, основной задачей которого является оказание юр.помощи гражданам и организациям-это 2)Адвокатура
    А19)Фирма «Гладиолус» 2)Произовд.Кооператив
    а19)Ирина претендует на наследство 2)Истец
    А19)Производств.Кооператив «Уют в доме» 2)Арбитражному
    А19)Николай обратился в суд 4)Гражданского
    А19)Между производственным кооперативом «бублик» и ЗАО «Конд.Фабрика» 3)Административного
    А19)В какой из приведенных ситуаций действия 4)За неявку на работу без уважительной причины
    А20)Верны ли следующие суждения о праве на благоприятную окружающую среду и способах защиты?
    А.Право на благоприятную окружающую среду продпологает что каждый имеет право на достоверенную информацию о ее состоянии.
    Б.Государство устанавливает нормативы допустимого изъятия природных ресурсов с целью предупредить их истощение
    3)Верны оба суждения
    А20)-//- о правах и обязаностях налогоплательщиков?
    А.Налогоплательщики обязаны встать на учет в органах внутрених дел по месту регистрации.
    Б.Налогоплательщики имеют право получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
    3)Верны оба суждения.
    А20)-//- о праве на благоприятную окружающую среду и способах защиты?
    А.граждане РФ могут защищать свои права на благоприятную окружающую среду...
    Б.Право граждан на благоприятную окружающую среду предпологает возможность участия в подготовке… экологическиз решений
    3)верны оба суждения
    А20)-//- о гражданстве РФ?
    А.Одним из условий приобретения гражданства РФ является наличие законного источника средств к существованию.
    Б.Лицо не имеющее гражданства РФ, автоматически приобретает его, заключив брак с граданином РФ.
    4)Оба суждения неверны
    А20)-//- о законотворческом процессе в РФ? В РФ правом законодательной инициативы наделены
    А.Кандидаты в депутаты Государственной Думы
    Б.Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации
    2)Верно только Б
    А20)-//- о Конституции РФ?
    А.Конституция РФ определьяет политико-правовой статус субъектов РФ
    Б.Основному Закону государства не должны противоречить конституционный и обычные законы или подзаконные акты
    3)Верны оба суждения

    Часть Б

    Б1. Мажоритарная. ПРАПОРЦИОНАЛЬНАЯ.
    Б1. Одна из форм общественного прогресса РЕВОЛЮЦИЯ.
    Б1. Физиологические. СИСТЕМА.
    Б1. Эксперимент. НАБЛЮДЕНИЕ.
    Б1. Революция. РЕФОРМА.
    Б2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к правам работника.
    5) Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности.
    6) Бережно относиться к имуществу работодателя.
    Б2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного теоритического познания.
    2) Фиксация показателей приборов.
    4) Проведение эксперимента.
    Б2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды искусства.
    1) Музей.
    2) Библиотека.
    Б2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются примерами услуг.
    1) Пара обуви.
    5) Легковой автомобиль.
    Б2. Ниже приведён перечень качеств(свойств), присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.
    2)Темперамент.
    5)Задатки.
    Б2. Ниже приведён перечень свойств и качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.
    3) Чувствительность к боли.
    4) Генетическая предрасположенность.
    В3)А.Доминирующая роль церкви и армии в обществе
    А-1; Б-3; В-2; Г-1; Д-2
    В3)А.расширение посевных площадей
    А-2; Б-1; В-2; Г-1; Д-2
    В3)А.Полгода жители городка на морском побережье обслуживаю туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу.
    А-2; Б-3; В-1; Г-4; Д-1
    В3)Повышение в должности
    А-2; Б-1; В-1; Г-2; Д-2
    В3)Контракты на поставку зерна
    А-3; Б-1; В-2; Г-1; Д-3
    В3)Расширение посевных площадей
    А-2; Б-2; В-1; Г-2; Д-1
    В4)Найдите в приведенном списке черты, присущее научному пониманию истинности знаний.
    1;3;5
    В4)-//- примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций.
    3;4;6
    В4)-//- формальные позитивные санкции.
    1;3;4;5
    В4)-//- проявленя хозяйственно-экономической функции семьи.
    1;2;4(1)Ведение домашнего хозяйства)
    В4)-//- проявления хозяйственно-экономической функции семьи.
    3;4;6(1)воспитание детей)
    В4)-//- признаки, присущие только пропорциональной системе
    1;2;4
    В5)А-2; Б-1; В-1; Г-2
    В5)А-1; Б-1; В-1; Г-2
    В5)А-1; Б-1; В-2; Г-2
    В5)А-1; Б-2; В-2; Г-1
    В5)А-1; Б-1; В-1; Г-2
    Б6) 731458.
    Б6) 354867.
    Б6) 732518.
    Б6) 218549.
    Б6) 594672.
    Б6) 926843.
    Б7. По конституции государство Z является социальным.
    1,4,5.
    Б7. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки.
    1,3,6.
    Б7. Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле.
    1,4,5.
    Б7. Что позволяет отнески сказания, былины, обрядовые песни.
    1,3,5.
    Б7. В стране Z городское население растёт быстрее сельского.
    1,2,6.
    Б7. Французский физик Жозеф Лун Гей - Люссак.
    2,3,6.
    ответы 100%

    Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию

    подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

    «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

    . (2012 - 2 / 28)

    Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 г. по обществознанию.

    Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

    Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

    . (2012 - 3 / 28)

    Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Инструкция по выполнению работы

    Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

    Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    Желаем успеха!

    . (2012 - 4 / 28)

    Часть 1

    При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A20) поставьте знак « ×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

    Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

    1) прогрессом

    2) революцией

    3) контрреформой

    4) эволюцией

    Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

    1) техника

    2) общество

    3) экономика

    4) культура

    Какую функцию науки иллюстрирует разработка учёными новых градостроительных принципов?

    1) познавательную

    2) мировоззренческую

    3) прогностическую

    4) социальную

    Верны ли следующие суждения о личности?

    А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

    Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    . (2012 - 5 / 28)

    В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

    1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков

    2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство

    3) города являются центрами экономической жизни

    4) собственником земли и предприятий является государство

    Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?

    1) выручка от реализации

    2) размер инвестиций в производство

    3) рост числа работников

    4) чистая прибыль

    Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

    1) осуществляет финансовые операции

    2) производит эмиссию денег

    3) участвует в торгах на валютной бирже

    4) работает с вкладами граждан и фирм

    На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (На графике по вертикали – цена товара, по горизонтали – количество товара.)

    1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

    2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

    3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

    4) рост тарифов на электроэнергию

    К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

    1) размер дохода

    2) форма проведения досуга

    3) черты характера

    4) политические убеждения

    В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

    Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

    удовольствие хорошую работу

    Какой вывод можно сделать на основании гистограммы? Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

    1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

    2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

    3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

    4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек


    . (2012 - 7 / 28)

    Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

    А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

    Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Республика – это форма

    1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами

    2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов

    3) многопартийной политической системы

    4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

    Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

    1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

    2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

    3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

    4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.

    В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z – парламентарная монархия?

    1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.

    2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.

    3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.

    4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.

    Конституцию от всех других федеральных законов отличает

    1) высшая юридическая сила

    2) обязательность для всех граждан

    3) государственная обеспеченность

    4) нормативно-правовой характер

    Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

    1) унитарное предприятие

    2) производственный кооператив

    3) хозяйственное товарищество

    4) хозяйственное общество

    Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите

    1) совместное проживание нескольких поколений ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с 2) принятие решений всеми членами семьи первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных 3) экономическая самостоятельность женщины символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в 4) организация быта как основная экономическая функция соответствии с приведёнными в бланке образцами. 5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

    Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их Ответ: исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

    соответствующую позицию из второго столбца.

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

    ИНСТИТУТЫ И

    ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

    А) назначает выборы Президента РФ 1) Президент РФ

    Б) издаёт указы и распоряжения 2) Совет Федерации

    В) решает вопрос о доверии Правитель- 3) Государственная Дума ству РФ

    Г) возглавляет государство

    Д) представляет государство в междуна родных отношениях

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    . (2012 - 11 / 28) . (2012 - 12 / 28)

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. B7 В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей

    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на осуществляет только одна компания.

    место пропусков. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и

    «Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, запишите цифры, под которыми они указаны.

    наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает Ответ: ___________________________. социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д)

    (словосочетание) может быть использовано только один раз. 1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя деятельности , 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

    каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Ответ: ___________________________.

    Cписок терминов:

    2) общество

    4) позиция

    5) отношение

    7) закономерность

    8) поведение

    9) экономика

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


    . (2012 - 13 / 28)

    Часть 3

    Для записи ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.

    (Р.Т. Мухаев)

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


    . (2012 - 15 / 28)

    Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1–

    C9.6).

    Выберите одно

    знания понятия , а также факты опыт .

    В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.


    . (2012 - 16 / 28)


    . (2012 - 17 / 28)

    Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

    Часть 1

    За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

    Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

    № задания

    Ответ

    № задания

    Ответ

    . (2012 - 18 / 28)

    Часть 2

    Правильно выполненные задания В1, В2, В8 оцениваются 1 баллом; задания В3–B7 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или отсутствует один символ при верно указанных других символах; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

    № задания

    Ответ

    гражданский

    . (2012 - 19 / 28)

    Часть 3

    Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

    Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

    Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

    Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

    Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

    (Р.Т. Мухаев)

    В чём выражается эта связь?

    . (2012 - 20 / 28)

    Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

    Баллы

    элементы :

    1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы:

    − ожидания формально выражены;

    − они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах;

    2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

    Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

    Указаны два условия, и показан механизм

    Указаны только два условия.

    ИЛИ Показан только механизм.

    ИЛИ Указано одно любое условие и механизм

    Указано только одно условие. ИЛИ Ответ неверный

    Максимальный балл

    Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.


    . (2012 - 21 / 28)

    элементы :

    1) три функции одежды как социального символа:

    − обеспечение комфорта;

    − соблюдение приличий; − демонстративное выражение.

    Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

    2) два примера , допустим:

    − переход по соображениям комфорта от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала; сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики;

    Баллы

    одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия;

    демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, милиции и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала).

    Могут быть приведены другие уместные примеры

    Указаны три функции, приведены два примера

    Указаны две-три функции, приведён один пример.

    ИЛИ Указаны две функции, приведены два примера

    Указана одна функция, приведены один-два примера.

    ИЛИ Указаны только три функции.

    ИЛИ Функции в явном виде не указаны, но понятны из приведённых двух примеров

    Указаны только одна-две функции.

    ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Ответ неправильный

    Максимальный балл

    Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

    . (2012 - 22 / 28)

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

    1) положение текста : чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается;

    Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.

    2) аргументы , например:

    − человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с нее, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);

    на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан

    судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

    Могут быть приведены другие аргументы.

    Приведено положение текста и два аргумента.

    Приведено положение текста и один аргумент.

    ИЛИ Положение текста не дано в явном виде, но приведённые два аргумента свидетельствуют о его понимании.

    Приведен только один аргумент.

    Приведено только положение текста.

    ИЛИ Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

    . (2012 - 23 / 28)

    Правильныйответ должен содержать следующие элементы :

    1) смысл понятия , например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество.

    Может быть приведено иное, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:

    − «Ведущей формой политического режима в современном мире является демократия»;

    Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

    Баллы

    Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

    Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

    Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены.

    ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний.

    ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.

    ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

    ИЛИ Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    . (2012 - 24 / 28)

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности :

    1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);

    2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);

    3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);

    4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).

    Могут быть приведены другие примеры.

    Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания.

    Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами.

    ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера.

    Правильно названы одно–три основания, одно из которых проиллюстрировано примером.

    ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера.

    ИЛИ Правильно названы только три основания.

    ИЛИ Приведены только два-три примера.

    Правильно названы только одно-два основания.

    ИЛИ Приведён только один пример.

    ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

    ИЛИ Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

    . (2012 - 25 / 28)

    В правильном ответе должны быть следующие элементы :

    1) выводы, например:

    − Южные и Юго-Восточные страны лидируют по числу детей, не посещающих школу;

    − уровень образованности населения «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;

    2) возможная причина, допустим:

    низкий уровень экономического развития не позволяет государству создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;

    − значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду. Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины.

    Баллы

    Сделаны два вывода, указана причина.

    Сделан один вывод, указана причина.

    Сделаны только два вывода. ИЛИ Указана одна причина.

    Сделан только один вывод. ИЛИ Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    . (2012 - 26 / 28)

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1. Труд как экономический ресурс.

    2. Спрос и предложение на рынке труда.

    3. Сегментация рынка труда:

    а) руководители высшего звена;

    б) специалисты с высшим образованием;

    в) персонал средней квалификации;

    г) высококвалифицированные рабочие и др.

    4. Мотивация труда и трудовые отношения:

    а) оплата труда;

    б) развитие экономической демократии.

    5. Безработица:

    а) сущность безработицы;

    б) структура и виды безработицы;

    в) масштабы безработицы.

    6. Государственное регулирование рынка труда:

    а) стимулирование роста занятости;

    б) программы профессионального образования;

    в) программы социального страхования.

    Возможно другое количество и (или) иные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

    корректные могут быть

    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу.

    Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы).

    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.

    ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован.

    ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы.

    Структура ответа соответствует плану сложного типа.

    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован

    ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.

    Максимальный балл


    . (2012 - 27 / 28)

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

    При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

    Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

    . (2012 - 28 / 28)

    Представление и пояснение собственной позиции выпускни

    Представлена и пояснена собственная позиция выпускника

    Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).

    ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена

    Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

    Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

    В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы

    При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.

    ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.

    ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.

    ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации

    Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

    ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация

    Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

    ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису

    Максимальный балл

    Past Simple (простое прошедшее время) - одно из самых распространенных времен в английском языке. С помощью Past Simple мы можем передать события, происходившие в прошлом, а в некоторых случаях и события в настоящем. Поэтому на любом уровне владения английским языком вы узнаете что-то новое о Past Simple .
    Как образуется Past Simple
    Утверждение
    Для того чтобы образовать Past Simple , мы добавляем к глаголу окончание -ed , если глагол правильный (work - worked , learn - learned , ask - asked ). Если глагол неправильный, то мы ищем форму для Past Simple во второй колонке таблицы неправильных глаголов . Скорее всего, на первых порах вам будет трудно сразу определить, какой перед вами глагол. Неправильный глагол вы найдете в таблице. Если же его там нет, он правильный. Отрицание
    В отрицательном предложении в Past Simple появляется вспомогательный глагол did (вторая форма неправильного глагола do ) и частица not . В английском предложении только один глагол может быть в прошедшем времени, поэтому, как только появляется did , основной глагол принимает форму инфинитива без частички to (go , look , feel ). В разговорной речи did и not объединяются, образуя сокращенную форму didn’t :

    • He didn’t tell .
    • We didn’t discuss .
    Вопрос
    Чтобы задать вопрос в Past Simple , мы ставим на первое место did , после него подлежащее, потом основной глагол. Глагол to be в Past Simple
    Как вы уже знаете, to be - это неправильный глагол, поэтому форму прошедшего времени надо запомнить. Но в прошедшем времени у него не одна форма, как у всех остальных глаголов, а две: was (для существительных и местоимений в единственном числе) и were (для существительных и местоимений во множественном числе). В отрицании was (were ) объединяется с not и образует сокращенную форму:
    • I wasn’t at work .
    • They weren’t happy .
    Употребление Past Simple
    Сразу обратим внимание на то, что основные функции Past Simple и Present Simple совпадают. Нам необходимо только перенести действие из настоящего времени в прошлое.
    1. Past Simple показывает факт в прошлом или единичное действие, которое закончилось в прошлом.
    Здесь часто используются слова, указывающие на время действия: yesterday (вчера), two weeks ago (две недели назад), the other day (на днях), a long time ago (давно), last month (в прошлом месяце), in 2010 (в 2010 году), on Monday (в понедельник), during my holidays (во время каникул) и т. д. Эти слова обязательно должны обозначать законченный период времени.
    I saw him yesterday . - Я видел его вчера . (единичное действие в прошлом, вчера уже закончилось)
    The Titanic sank in 1912 . - Титаник затонул в 1912 году . (факт)
    He went to Italy last month . - Он ездил в Италию в прошлом месяце . (единичное действие в прошлом)
    Слова, указывающие на время действия, могут не использоваться в этой функции.
    She spoke to him in a low voice. - Она тихо говорила с ним. (единичное действие в прошлом)
    Aivazovsky painted “the Ninth Wave”. - Айвазовский написал картину «Девятый вал». (факт)
    1. Также Past Simple используется для того, чтобы описать состояние в прошлом.
    They were friends many years ago. - Они были друзьями много лет назад. (сейчас они не друзья)
    That museum had a great collection of paintings. - В том музее была огромная коллекция картин. (сейчас в музее нет огромной коллекции)
    1. Мы употребляем Past Simple , чтобы рассказать о старых привычках и повторяющихся действиях. Эти действия неоднократно происходили в прошлом, но сейчас уже не совершаются. В таких предложениях могут стоять наречия often (часто), sometimes (иногда), always (всегда) и т. д.
    We took evening courses two years ago . - Мы ходили на вечерние курсы 2 года назад . (сейчас мы не ходим на вечерние курсы)
    He always bought newspapers on Sunday. - Он всегда покупал газеты по воскресеньям. (сейчас он не делает этого)
      • Мы также можем использовать конструкцию used to, если говорим о старых привычках.
    1. Мы используем Past Simple , когда рассказываем историю или перечисляем несколько событий, которые происходили одно за другим в прошлом.
    She came in , sat at the table, and started writing. - Она вошла , села за стол и начала писать.
    He entered the café, he ordered a cup of tea and a piece of cake. - Он вошел в кафе, заказал чашку чая и кусок пирога.
    Где еще встречается Past Simple?
    1. Мы используем Past Simple , чтобы рассказать детали какой-то новости или какого-то события, произошедшего в нашей жизни. Саму новость мы сообщаем во времени Present Perfect . Мы можем использовать и другие прошедшие времена, чтобы рассказать детали, но Past Simple употребляется в этих случаях чаще других.
    I’ve hurt my leg. I fell off a ladder when I was repairing the roof. My telephone rang unexpectedly. - Я поранил ногу. Я упал с лестницы, когда чинил крышу, потому что внезапно зазвонил телефон.
    I’ve got this job. It was a hard and exhausting interview, but it turned out that I was a perfect applicant. - Я получил эту работу. Это было тяжелое, изнуряющее собеседование, но оказалось , что я идеальный кандидат.
    1. Past Simple употребляется в придаточных времени после союзов after (после того как), before (до того как), when (когда), until (пока не), as soon as (как только). В таком предложении Past Simple показывает законченное действие в прошлом.
    As soon as she graduated from the university, she found a suitable job. - Как только она окончила университет, она нашла подходящую работу.
    He was astonished when I told him the news. - Он был поражен, когда я сообщил ему эту новость.

    По числу участников, как и в предыдущие годы, обществознание стало наиболее массовым из экзаменов, сдаваемых по выбору выпускников. В 2011 году его сдавали 405498 человек. Это более половины от общего числа участников ЕГЭ.
    Наиболее успешно выпускники справлялись с заданиями по социальной сфере жизни общества. Затруднения вызывали экономические и правовые вопросы. Минимальный порог в 39 баллов не смогли преодолеть 3,9% участников. Большинство участников ЕГЭ-2011 по обществознанию набрали в среднем 50-70 баллов.
    Экзамен по обществознанию является обязательным при поступлении на многие специальности. Его нужно сдавать будущим социологам, психологам, педагогам, юристам.

    Новшества 2012 года

    • Сокращено число заданий с выбором ответа в части 1 (с 22 до 20).
    • Усложнено задание В2. Вместо одного предполагается выбор двух суждений, выпадающих из представленного ряда.
    • Пункт В8 представляет собой задание на выбор одного обобщающего понятия для всех остальных, указанных в перечне.
    • Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8: полное и правильное выполнение его теперь оценивается 3 баллами

    Структура экзаменационной работы

    Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

    Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.

    Часть 1 (А1-А20) содержит 14 заданий базового уровня, 6 - повышенного уровня

    Пример: Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

    1) техника
    2) общество
    3) экономика
    4) культура

    Часть 2 (В) включает 8 заданий с кратким ответом в виде слова, словосочетания, набора цифр.

    Часть 2 содержит 5 заданий базового (В1-В3, В5, В8) и 3 - повышенного уровня сложности (В4, В6, В7)

    Пример: Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику:

    1) прогресс,
    2) структура,
    3) эволюция,
    4) реформа,
    5) спад,
    6) стратификация.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Часть 3 (С) состоит из 9 заданий с развёрнутым ответом.

    Часть 3 состоит из 2 заданий базового уровня (С1 и С2), 4 - высокого уровня сложности (С3-С9)

    Пример: Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

    Уровень сложности

    Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

    Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл
    Базовый 21 25
    Повышенный 9 12
    Высокий 7 22

    Содержание экзаменационных заданий

    В части 1 (А1-А20) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право.

    Эти же блоки-модули представлены в заданиях каждого варианта части 2 (В1-В8) .

    В каждом варианте работы заданиями С1-С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение).

    Время выполнения заданий

    На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

    1. для каждого задания части 1 - 1-4 минуты;
    2. для каждого задания части 2 - 3-10 минут;
    3. для каждого задания части 3 - 5-35 минут.

    Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?

    За ЕГЭ по обществознанию выпускник максимально может получить 59 первичных баллов, при условии что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

    Каждое правильно выполненное задание части 1(А) оценивается 1 баллом.

    Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3-В7) баллов. За полное правильное выполнение заданий В3-В7 присваивается 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов.

    Полное и правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное и правильное выполнение заданий С1, С2, С5 присуждается по 2 балла; заданий С3, С4, С6, С7, С8 - по 3 балла, задания С9 - 5 баллов.

    Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2012?

    Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2012 года.
    Вот некоторые из них:

    1. ЕГЭ-2012. Обществознание/ ФИПИ. Авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2011
    2. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания/ ФИПИ. Авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М.: Экзамен, 2011
    3. ЕГЭ-2012. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред. Е. Л. Рутковской. - М.: Национальное образование, 2011
    4. ЕГЭ-2012. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. Е. Л. Рутковской. - М.: Национальное образование, 2011

    Раздаточный материалы

    В процессе подготовки к ЕГЭ выпускники могут воспользоваться официальными «помощниками». Этодемонстрационные материалы ЕГЭ-2012 , тесты из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий ( http://www.fipi.ru/view ), он-лайн тесты (http://www.fipi.ru/view и http://www.edu.ru/index.php ).

    Минимальный балл

    Минимальный допустимый порог в 2011 году составил 36 баллов, в 2010 - 39 баллов. Минимальный балл за ЕГЭ по обществознанию на 2012 год будет известен после завершения основной волны ЕГЭ по этому предмету.