Делегирование полномочий. Что нельзя делегировать? Общение с фрилансером

Независимо от того, являетесь ли вы исполнительным директором компании, менеджером розничных продаж либо родителем, сидящим дома, способность делегировать обязанности является одним из важнейших навыков для достижения максимальной эффективности вашей деятельности. Однако делегирование является сложным делом - вы должны быть твердым, но в то же время доверять человеку, кому вы делегировали свои обязанности. Эта статья поможет вам преодолеть любые беспокойства, которые могут возникнуть во время делегирования, и поможет пройти через процесс делегирования деятельности тактично и уважительно.

Шаги

Часть 1

Мыслить правильно

    Отложите в сторону свое эго. Большим психологическим тормозом к делегированию является суждение, что «Если вы хотите, чтобы все было сделано правильно, то сделайте это сами». Вы не единственный человек в мире, кто может сделать это правильно. Вы «можете» быть единственным человеком, который сделает это правильно в данный момент, но если вы уделите время, чтобы научить кого-то, то они, вероятно, будут в состоянии сделать это правильно тоже. Кто знает - они могли бы сделать это быстрее или лучше, чем вы (мечта!), и вам нужно это не только принять, но и приветствовать.

    • Подумайте логически и реалистично - вы можете сделать эту работу самостоятельно? Придется ли вам работать самим всю жизнь? Надо ли вам сбалансировать свою работу и ваши нормальные обязанности? Если да, то вам, вероятно, следует быть готовым к делегированию части своей работы. Не надо стыдиться и ощущать себя некомпетентным из-за того, что вам нужна помощь, чтобы справиться с чем-то - вы на самом деле становитесь «более» эффективным работником, получая помощь, когда вам это необходимо.
  1. Хватит ждать добровольной помощи от людей. Если вы не хотите делегировать свою работу, то у вас может быть редкий случай синдрома мученика - вы, вероятно, перегружены, и вы часто задаетесь вопросом, почему люди никогда не предлагают мне помощь. Будьте честны перед собой - когда другие люди предлагают помощь, вы отказываетесь от нее, только чтобы выглядеть вежливым? Вы задаетесь вопросом, почему они не «настаивают»? Чувствуете ли вы, что если бы вы оказались в противоположной ситуации, то вы бы вероятно помогли с большим рвением сердца? Если вы ответили «да», то вам необходимо «взять под контроль» свою ситуацию. «Добейтесь» необходимой вам помощи - не ждите, пока она придет к вам сама, потому что этого может не случиться.

    • Многие люди не обращают внимания на то, что делают другие, и не так много можно сделать, чтобы изменить их. Оставьте в стороне какие-либо разочарования, если кто- то из людей не протянул руку помощи, помните, что сообщать им о своих потребностях - это, в конечном счете, ваша обязанность.
  2. Не воспринимайте отрицательно просьбы о помощи. Многие люди испытывают дискомфорт, когда просят о помощи. Вы можете чувствовать себя виноватым из-за того, что вы обременяете других, или ощущать чувство стыда, так как думаете (почему-то), что вы должны быть в состоянии справиться со всей работой самостоятельно. Вы можете просто гордиться своим старанием и рассматривать это как доказательство того, что вы благородный человек (еще одно проявление синдрома мученика). Если вы считаете, что просьба о помощи является формой проявления слабости, то вам нужно избавиться от этой мысли «без промедления». На самом деле, все наоборот: пытаться сделать все самим - это и есть признак проявления слабости, в том смысле, что это указывает на отсутствие у вас реалистичного взгляда на ваши способности.

    Научитесь доверять другим. Если вы боитесь делегирования, потому что считаете, что кто-либо другой не сможет выполнить работу так же хорошо, как и вы, запомните две вещи: во-первых, что почти каждый может научиться чему-то при достаточной практике, и, во-вторых, что вы, вероятно, не так уж универсально талантливы, как думаете о себе. При делегировании работы вы не просто освобождаете время для себя - вы также даете шанс вашему помощнику освоить новые навыки или решать новые виды задач. Будьте терпеливы – при достаточном количестве времени ваш помощник, вероятно, будет в состоянии выполнить делегированную работу так же, как и вы. Если работа, которую вы планируете делегировать, не «очень» важна, то ваш помощник может учиться выполнять ее хорошо в течение долгого времени. Если работа является «очень важной», подумайте дважды, прежде чем делегировать ее!

    • Даже если вы выполняете работу, которую собираетесь делегировать, лучше всех, осознайте, что делегирование работы позволит вам в это время осуществлять другие дела. Если вы являетесь лучшим работником в офисе по выполнению относительно монотонной задачи по сборке жестких дисков, но вам предстоит подготовить важную презентацию, было бы логично дать соответствующее задание стажеру. Намного лучше для вас установить приоритет в выполнении трудных, сложных задач - не стесняйтесь делегировать простые, повторяющиеся задачи, когда у вас есть более важные дела.

    Часть 2

    Эффективное делегирование
    1. Сдвиньтесь с мертвой точки. Первый шаг является самым трудным, но он самый важный. Вы должны перейти через себя и попросить кого-нибудь помочь вам (или, если вы начальник, «прикажите» кому-нибудь помочь вам.) Не стесняйтесь этого - пока вы вежливы, добры и тактичны, вам никто не нагрубит лишь за просьбу (либо приказ) о помощи. Постарайтесь быть тактичным и внимательным, одновременно сохраняя серьезность вашей просьбы.

      • Если вы не уверены, как попросить кого-нибудь сделать некоторую работу для вас, попробуйте выразить мысли кратко и мягко. Скажите что-нибудь вроде: «Эй, можно тебя на минутку? Не мог бы ты мне помочь собрать большую стопку жестких дисков, которые мы только что получили. Я не могу этого сделать, потому что меня не будет в офисе сегодня. Можешь ли ты мне помочь?» Не давите на вашего помощника, но убедитесь, он/она осознали, что его или ее помощь «необходима».
      • Попросите и вы (вероятно) получите. Не бойтесь делегировать из-за опасения выглядеть грубым и назойливым. Посмотрите на это с другой стороны - как бы вы себя чувствовали, если бы люди попросили вас сделать что-то? Вы бы обиделись и оскорбились? Или вы (обычно) готовы с радостью помочь? Вероятно, последнее!
    2. Не воспринимайте отказы как нечто личное. Иногда люди не имеют возможности помочь вам - это печально, но это так. Это может быть по разным причинам - самая распространенная заключается в том, что человек, которого вы просите, очень занят по его или ее собственной работе. Не принимайте это слишком близко к сердцу - только то, что кто-то не может (или не хочет) сделать что-то для вас в данный момент, не означает, что он/она плохо относится к вам. Это обычно просто означает, что он/она либо занят(а), либо ленив(а) - не более того.

      • Если вам отказали, рассмотрите разные варианты - обычно вы можете вежливо, но твердо настоять на том, что вам действительно нужна помощь этого человека (это применимо особенно, если вы начальник или имеете другие властные полномочия), вы можете попробовать попросить кого-то еще, либо вы можете сделать работу самостоятельно. Если вы действительно нуждаетесь в помощи, не бойтесь пробовать варианты один и/или два!
    3. Делегируйте цель, а не способ выполнения. Это является ключевым моментом, чтобы не становиться нянькой либо микро-менеджером. Установите четкие показатели результатов, которых вы ожидаете, покажите человеку, как вы это делаете, но скажите им, что они могут выполнить работу любым способом, каким пожелают, только чтобы она была сделана хорошо и завершена в срок. Дайте им достаточно времени не только научиться, но и поэкспериментировать и ввести какие–то новшества. Не обучайте их, как роботов; обучайте их как личностей, которые могут освоить и улучшить процесс.

      • Это еще и разумно, так как облегчает ваше время и успокаивает нервы. Вы хотите использовать время, которое высвобождаете, для чего-то более важного, не беспокоясь постоянно о том, как ваш помощник прогрессирует. Помните, что вы делегировали эту работу, чтобы быть «меньше» подвергнуты стрессу, а не «больше».
    4. Будьте готовы обучить вашего помощника. Вы должны почти всегда выделять немного времени, чтобы учить вашего помощника, как выполнять задачу, которую вы делегировали ему или ей, даже если это довольно просто. Помните, что процессы, которые кажутся прямолинейными и простыми для вас, могут быть не такими простыми для тех, кто никогда не имел с этим дело раньше. Будьте готовы не только ввести вашего помощника в курс дела, которое вы делегировали ему или ей, но и терпеливо отвечать на вопросы, которые у него/ нее, вероятно, возникнут.

      • Рассматривайте время, проведенное на обучение помощника, как разумные долгосрочные инвестиции. Потратив немного времени, чтобы обучить помощника выполнять правильно задачу, вы экономите время на будущее, которое иначе было бы потрачено на исправление его/ее ошибок.
    5. Выделите необходимые ресурсы на выполнение задачи. У вас могут быть необходимые ресурсы для выполнения задачи, но человек, которому поставлена задача, может не иметь к ним доступ. Например, защищенные паролем данные, специализированное оборудование и определенные инструменты могут быть жизненно важными для выполнения этой задачи, поэтому убедитесь, чтобы ваш помощник имел все, что ему / ей необходимо для достижения цели.

      Поймите, что ваш помощник может делать только одно дело одновременно. Когда ваш помощник помогает вам, он/она не выполняет своих обычных обязанностей. Не забывайте, что, как и вы, ваш помощник, вероятно, имеет плотный график. Спросите себя – какую работу «они» отложат или делегируют, чтобы выполнить вашу задачу? Убедитесь, что вы знаете ответ на этот вопрос, когда вы делегируете задачу кому-то другому.

    6. Будьте терпеливы. Человек, которому вы делегировали, «будет» совершать ошибки, пока он/она учиться выполнять новую задачу. Это часть процесса обучения. Приготовьтесь к этому заранее. Не делегируйте задачу, предполагая, что человек будет выполнять это идеально, пока они не набрались опыта. Если проект не идет так, как вам бы этого хотелось, потому что ваш партнер не в состоянии выполнить «идеально» новую задачу, которые вы ему/ей делегировали, это ваша вина, а не его или ее. Будьте наставником для вашего помощника, и делегированная работа может стать полезным опытом для него или нее, а не чем-то, чего стоит опасаться.

      • Когда вы обучаете кого-то тому, как сделать что-то, вы совершаете инвестиции. Сначала это замедлит вашу деятельность, но в долгосрочной перспективе это стремительно повысит производительность, поэтому подойдите ко всему процессу на положительной и реалистичной ноте.
    7. Будьте готовы к возможным трудностям. Составьте резервный план и будьте готовы его применить, если что-то пойдет не так. Знайте, что произойдет, если работа не будет выполнена в срок или в соответствии со стандартами. Препятствия и неожиданные проблемы могут всплыть в любое время, находитесь ли вы на работе или дома - даже техника иногда дает сбои. Пусть ваш делегат знает, что если что-то произойдет, вы поймете и поможете ему или ей уложиться в срок – а не просто бросите их под колеса автомобиля при первом признаке неприятностей.

      • Это разумно еще и в эгоистичном смысле - если ваш делегат опасается, что он/она будут обвинены за ошибки, намного больше времени будет потрачено на покрытия его или ее тыла, чем на реальное завершение задачи.
    8. Выразите признательность вашему помощнику, когда он этого заслуживает. Делегирование задач кому-то другому необходимо, если вам необходимо взять на себя все больше ответственности. Однако это контрпродуктивно, если вы делегируете задачу, оставляете вашего помощника усердно трудиться над ней, а затем принимаете все лавры на себя. Выразите признательность и похвалите усилия других от вашего имени.

      • Всякий раз, когда вас хвалят за работу, которую вам помогли сделать, не забывайте упоминать имя вашего помощника.
    9. Говорите «Спасибо». Когда кто-то делает что-то для вас, важно поблагодарить его или ее, признать важность его или ее помощи, и пусть помощник знает, что его/ее ценят. В противном случае, вы покажетесь неблагодарным, даже если это не так. Помните, что люди не могут читать ваши мысли. Люди более вероятно помогут вам снова, если они почувствуют что их оценили.

      • Будьте любезны. Простое искреннее высказывание, как например «Я не мог бы сделать этого без вас!» дорогого стоит. Если работа, которую выполнил этот человек для вас, была существенной, вы даже можете угостить его или ее едой, напитком, подарить благодарственную открытку либо купить небольшой подарок.
    • Создайте список задач, которые вы бы хотели делегировать кому - то другому. Не исправляйте ничего в своем списке пожеланий. Изложите все на бумаге и решите позже, что можно реализовать, а что нет. Вы будете поражены тем, как много вы делаете сами из того, что кто-то может помочь вам.

    Предупреждения

    • Не сбрасывайте неприятные задачи, делая вид, что вы делаете им одолжение. Если для них нет реальной выгоды, то не утверждайте обратное. Лучше всего это сделать «после» завершения одной или нескольких задач одной командой. Это позволит вам честно сказать, «Уолт, эта работа неблагодарная, но мне очень нужна ваша помощь», или «Лори, я обещаю, что если из этого получится какой-то положительный эффект, я сделаю все, чтобы вы это ощутили. Я знаю, это не великое задание, но его нужно сделать, и я знаю, что могу доверить вам сделать его». Существуют множество неприятных, неблагодарных работ, которые должны быть сделаны; способом их выполнения является то, что, когда появятся сливковые задания, вы не забудете человека, являющегося вашей хороший правой рукой.

Делегирование - передача полномочий, поручений подчиненным или коллегам. При этом сам процесс состоит не просто в трансляции дел, но и в контроле за их должным исполнением. Далеко не каждый умеет грамотно делегировать дела, которые может выполнить кто-то другой: не хватает уверенности в себе, мешает ложная скромность, сковывает боязнь отказа со стороны того, к кому может быть обращена просьба, нет доверия. Чтобы научиться смело передавать дела другим, занимаясь в это время более продуктивными вопросами, важно знать несколько психологических секретов.

Ложные мифы о нецелесообразности делегирования

Миф № 1 . Хочешь сделать хорошо - делай сам . Подобными стереотипами заражены многие руководители-перфекционисты, которые твердо уверены в том, что лучше и быстрее их никто в компании ничего не сделает. Подобные ошибки чреваты потерей доверия со стороны коллектива, медленным развитием компании и превращением сотрудников в безиниациативный «офисный планктон».

Миф № 2. Ценность сотрудника тем выше, чем больше он работает . Задержки на службе после окончания рабочего дня, работа на дом, по выходным - показатели неграмотного тайм-менеджмента в компании, неумной расстановки кадров. Профессионализм сотрудника состоит не только из составляющих качественно выполненной работы, но и умения грамотно распланировать свой день, чтобы не скатиться к авралам и ненормированному графику. Каждый работник должен хорошо отдохнуть в свободное от основной работы время, чтобы всегда быть в отличной физической форме. Иначе синдром эмоционального выгорания не заставит себя ждать. Важно избегать распространенной практики под названием «Кто везёт - на том и едут».

Миф № 3 . Некому поручить важные дела . Опасная точка зрения, чреватая переоценкой собственных сил. Всегда в коллективе найдется человек, которому можно поручить часть большого дела, который со временем легко сможет заменить руководителя на переговорах или других важных мероприятиях. При этом у босса останется время для разработки стратегий и тактик продвижения компании на рынке.

Миф № 4. Выучу - сместят . Страх такого руководителя часто бывает оправдан, однако это говорит лишь о его неуверенности в себе, в своем профессионализме. Этот страх мешает самому руководителю подниматься по карьерной лестнице. Вопрос доверия подчиненным, правильного выстраивания коммуникаций с ними - вопрос нравственного роста начальника-управленца.


Что такое делегирование полномочий

Делегировать какие-то дела - не просто дать команду к их выполнению, либо подписать приказ, переложить ответственность за исполнение на другого. Важно установить сроки реализации задачи, предоставить все необходимые для этого материалы, ресурсы и проконтролировать исполнение задания. Цель делегирования - создание эффективного рабочего процесса, в результате которого все сотрудники работают как единый механизм, а возложенные на них задачи выполняются качественно и быстро.

Разделение труда было придумано умным человеком на заре индустриализации общества, так эффективность работы выросла в разы, появилась возможность быстрого развития компаний. Взаимозаменяемость должна быть в любом коллективе, иначе при форс-мажорных обстоятельствах, либо плановом отпуске ответственного сотрудника работа в компании будет парализована.

Научиться делегировать полномочия - значит взять на себя ответственность за любой результат труда своих сотрудников, быть готовым к тому, что вначале у них может и не получиться выполнить работу так же качественно, как специалисту. Однако опыт приходит с практикой.

Знают ли подчиненные текущие задачи компании и ее сферу деятельности так же хорошо, как руководитель, чтобы суметь заменить его в случае длительной командировки, болезни или отпуска? Расходует ли он часть своего рабочего времени на рутинную работу, которую легко могут выполнить подчиненные? Есть ли такой человек в компании, который быстро может мобилизоваться в случае необходимости и взять на себя часть работы? Хватает ли времени руководителю на серьезную общественную работу?

От ответов на все эти вопросы зависит будущее компании, ее завтра: либо расцвет, либо закат. Выстроенный тайм-менеджмент - часть бизнес-процессов, одна из главных составляющих процветания компания, и умное делегирование занимает здесь важнейшее место.


Учимся делегировать полномочия

Самым первым шагом перед тем, как руководитель решится делегировать часть задач, будет выстраивание доверия с подчиненными. Для этого можно сначала поручить какую-то незначительную работу, несвойственную данному сотруднику, и проверить ее выполнение. Перед этим необходимо предельно точно сформулировать цели делегирования , обговорить необходимые ресурсы и установить реальные, четкие сроки выполнения. Так родители дают возможность своим детям взрослеть: шаг за шагом, они доверяют им какую-то новую для них работу по дому, по уходу за животными.

Следующим шагом станет выбор исполнителя . От того, насколько точно будет выбран сотрудник, зависит успех порученного дела. Мудрый руководитель наверняка знает, кто из коллектива проявляет инициативу и готов к карьерному росту. Другим критерием отбора исполнителя является загруженность делами всех сотрудников: нельзя поручать важное или срочное дело тем, у кого и так хватает ежедневной работы.

После того как сотрудник наделен определенными правами для выполнения поручения или работы, необходимо дать ему возможность высказать все свои домыслы, опасения, сомнения, уточнения по поводу этого вопроса. Так выращивается климат доверия в коллективе, формируется команда.

Кидать новичков «на амбразуру», проверяя их на профессионализм, тестируя их внутренние резервы, недальновидно: любому человеку нужно время на адаптацию в новых условиях работы. Чтобы избежать упреков в выращивании «любимчиков», лучше делегировать части работы разным подчиненным, устанавливая им сроки и оказывая необходимую помощь. Если в коллективе нет тех сотрудников, которые смогли бы выполнить задание, необходимо искать специалистов по условиях аутсорсинга, обращаться к партнерам по бизнесу.

Пример из моей практики . Необходимость в обучении нового персонала при формировании отдела продаж назрела в компании, оказывающей услуги сайтостроения, давно. Персонал был набран, однако работа шла ни шатко ни валко. Заместителю директора по маркетингу генеральным директором была поставлена задача выдать новичкам продуктовый тренинг и обучить техникам продаж. Поскольку зам. директора не имела навыков в проведении тренингов и обучении персонала, два месяца учебы закончились полным провалом: компания медленно «шла ко дну», продажи были слабыми, нерегулярными, аренда офиса, зарплата сотрудников и налоги съедали всю полученную прибыль.

Директор делегировал полномочия по обучению персонала профессиональному бизнес-тренеру по договору возмездного оказания услуг. В течение трех месяцев коллектив обучался переговорным практикам, этапам и секретам продаж, досконально изучал сложный продукт. С тех пор прошел год. Сегодня это ведущая компания на местном рынке по строительству сайтов и их продвижению в сети интернет. Каждый должен заниматься своим делом.

Помощь независимых консультантов может быть целесообразна, когда в компании нет специалиста узкого профиля, когда нужна объективная оценка деятельности, когда происходит долгосрочное планирование, когда экономится время, деньги и другие ресурсы для выполнения более важного задания.

Как только сотрудник или независимый эксперт будет выбран, необходимо очень четко поставить ему задачу, оговорив границы полномочий и доверий, времени и оплаты труда, виды и сроки контроля, критерии конкретного результата, по которым можно оценить достигнутую цель. Все договоренности должны быть непременно записаны: устное слово имеет тенденцию к искажению информации.

После того, как задание будет делегировано, важно дать время на его выполнение, не дергая сотрудника по пустякам, не подменяя его на разных этапах выполнения задачи, оказывая адекватную поддержку в случае крайней необходимости. Умному руководителю важен конечный результат, а не сам процесс. Можно заранее договориться с сотрудником, по каким вопросам и в какое время он может консультироваться с руководителем. Кроме того, сотрудник должен быть обеспечен всем необходимым : денежными и временными, техническими, транспортными и логистическими ресурсами для выполнения задания.

Необходимо замотивировать сотрудника на выполнения сложной задачи морально и материально. Если задание будет ненужным и пустым, у сотрудника может возникнуть ощущение собственной никчемности. Одна женщина-руководитель постоянно поручала своему водителю выгуливать ее домашнюю собачку. От такого «задания» у сотрудника выработался комплекс «раба», домашней прислуги.

Как только задание выполнено, необходимо провести анализ сделанной работы, который обычно оценивается вместе с сотрудником. Важно понять, насколько полно и качественно выполнена работа, что дало делегирование сотруднику, какими способами он достиг поставленных целей, уложился ли в сроки. Если порученное дело выполнено на отлично, непременно нужно выразить благодарность сотруднику, отметить его успех и профессиональный рост. Можно сравнить его достижения с принятыми внутрикорпоративными стандартами, поощрить на общем собрании, выразить признание среди других подчиненных, обратиться за вознаграждением к вышестоящему руководству. Любая победа должна быть закреплена.

Если работа выполнена не так, как необходимо, нужно разобраться в причинах провала, без резкой критики и оскорблений. Скорее всего, это стратегическая ошибка руководителя в выборе исполнителя. Нужно совместными усилиями выработать план действий по устранению нежелательных последствий от неграмотно выполненной работы.

Еще один минус - возврат делегирования, так называют ситуацию, в которой несправившийся с заданием сотрудник свои задачи старается вернуть руководителю. Необходимо такие попытки пресекать открыто, оказывать посильную помощь подчиненному, но не выполнять за него его работу. Можно помочь увидеть проблему нерешаемой задачи, разложив на составляющие весь процесс. Однако выполнять свои задачи должен каждый сам.

Навыки делегирования и рост доверия к подчиненным развиваются с опытом, на практике, от простого к сложному. Давая задания своим подчиненным поэтапно, руководитель растет вместе с ними, становится профессиональным управленцем.

Плюсы делегирования

    Сотрудники начинают проявлять инициативу, формируется единая команда, которой нестрашны никакие серьезные задачи.

    Выращивается атмосфера доверия между руководителем и подчиненными.

    Все цели начинают достигаться в более комфортных условиях.

    Повышается экономия расходования кадровых ресурсов за счет взаимозаменяемости сотрудников.

    У руководителя освобождается время для решения глобальных задач.

Далеко не всё можно делегировать своим подчиненным: все вопросы, которые касаются внутренней и внешней политики компании, ее стратегических целей, руководства кадрами, вопросами оплаты, мотивации сотрудников, задачи особой важности или секретности, от которых зависит будущее фирмы, те задания, на объяснение которых уйдет больше времени, чем на самостоятельное выполнение, не могут быть препоручены.

Авралы, рутинные завалы в работе, вечная занятость руководителя, который остается многие годы без отпуска, боязнь оставить коллектив без «головы» - симптомы серьезной офисной болезни, называемой цейтнотом. За всем этим лежит неумелый тайм-менеджмент, вернее, его полное отсутствие. Рецепт для выздоровления может быть один - научиться делегировать часть работ, больше доверять своим сотрудникам. В конце концов, зачем же они были приняты на работу?

Оздоровить психологический климат в коллективе можно, научившись грамотно и четко ставить задачи своим подчиненным, делегировать им часть собственных полномочий и непременно делать «разбор полетов» после завершения работ.

Мини инструкция, которая поможет тебе правильно делегировать полномочия и с бешеной скоростью вырастить свое дело!

Ну вот только представьте себе директора магазина Василия Васькина, который одновременно общается с клиентами, отвечает на телефонные звонки, заполняет документацию, принимает новый товар, разбирается с санстанцией и убирает в офисе.

Представить трудно, не правда ли?

Конечно, о таком Super герое/сотруднике мечтают все без исключения бизнесмены, но выполнить одновременно столько задач не под силу ни одному человеку.

И если горе-начальник по глупости или незнанию и возьмется доказывать, что он «и швец, и жнец, и на дуде игрец», то все равно ничего путного из этого не получится.

Ни одна работа не будет сделана качественно.

Что в итоге?

Василия Васькина с треском уволят.

А ведь если бы он знал, что такое делегирование , то жизнь его стала бы намного проще.

Хороший начальник (не важно, какого масштаба) – не тот, кто пытается сделать всю работу самостоятельно, а тот, кто умеет правильно распределять обязанности в своем коллективе, чтобы работа была сделана максимально быстро и в срок.

Делегирование полномочий: почему это важно?

Подчиненные начальников, которые работают в стиле «мы сами с усами» начинают расслабляться и трудиться через пень-колоду.

А и правда, зачем же напрягаться, выходить за рамки своих обязанностей, проявлять инициативу, если это никому не интересно!

Если начальнику плевать на то, как быстро ты можешь решить имеющуюся проблему.

Ему главное, чтобы ты придерживался рабочей инструкции, а все, что не подпадает под нее, возьмет на себя директор.

Именно поэтому руководители, которые не знают, что такое делегирование полномочий, торчат на работе с утра до ночи () и имеют в своем подчинении отвратительный коллектив.

Но это не единственная причина, по которой умение грамотно распределять задачи является одним из основных для подчиненного.

Важно научиться делегировать полномочия потому что:

    Само слово руководитель произошло от глагола «руководить», то есть – управлять.

    Вы должны, не влезая в ненужные вам детали, которые лишь будут отвлекать вас от сути, рулить процессом.

    Хватать лихорадочно швабру и бежать мыть грязные полы, так как приедет важная комиссия – задача уборщицы, а не начальника.

  1. Только доверяя важные задачи молодым сотрудникам можно превратить их в высококлассных специалистов, вырастить себе опору, а затем – и смену (если речь идет о каком-то государственном предприятии).
  2. Это поможет вам избавиться от «червивых яблок» в своем коллективе.

    Если человек несколько раз не справился с поставленной перед ним задачей, то зачем вам вообще такой балласт нужен?

  3. Таща все на себе, вы попросту сгорите на работе.

Способности человеческого организма не безграничны, живя в постоянном , вы уничтожите свое здоровье.

Как правильно делегировать полномочия?


Для того чтобы поставленная перед сотрудником задача была выполнена хорошо и в краткие термины, мало сказать ему: «Эй, ты, давай быстренько сделай то и то!».

Делегирование полномочий это – целое мастерство, но, если вы его постигните, то ваш бизнес или организация, которой вы управляете, обязательно достигнут успеха!

К тому же, вы , которого любят и уважают, а не которому плюют в спину (знаю случаи, что некоторым – и в кофе 😎).

Итак, поручая своему подчиненному выполнение той или иной задачи, вы должны:

  1. Максимально точно и в деталях рассказать, какой результат вам нужен.
  2. Убедиться, что сотрудник правильно вас понял.

    Для этого можно задать несколько наводящих вопросов.

    Если подчиненный понял не до конца, то не срывайтесь на крик (иначе в следующий раз, испуганный вашей психованной реакцией, сотрудник, попросту соврет, что все понял, а затем – накосячит), а объясните трудные моменты еще раз.

    Четко обозначьте сроки.

    Например: «В следующий вторник до обеда», «Завтра до 5 вечера» и т.д.

    Избегайте фраз: «Это не срочно», «Как у тебя получится», «Если будет свободная минутка» и прочих.Для несознательных подчиненных это значит – никогда!

  3. Дайте четко понять сотруднику, что, если у него возникнут трудности или вопросы, то он сможет обратиться к вам/вашему заместителю/заведующему отделом и т.д.

Если курировать выполнение задачи будете не вы, а, к примеру, ваш зам, то сообщите об этом заму лично, а не отправляйте подчиненного со словами: «Ты там скажи Петровичу, чтобы помог».

А Петрович прям таки штаны подтянет и будет слушаться какого-то салагу.

Какие ошибки чаще всего допускаю начальники при делегировании полномочий?


Одной из организаций, где работала моя знакомая, управляла директриса Стелла Викторовна.

Она любила психологическую литературу, мнила себя большим профессионалом и старалась все делать, как пишет умная книжка.

Полномочия делегировать в коллективе она пыталась, но делала это так коряво, что толку не было вообще.

Наиболее распространенными ее ошибками были:

    Неумение выбирать исполнителей.

    Нужно подписать открытки, чтобы поздравить клиентов с днем рождения?

    Следует выбрать человека с красивым почерком и пишущего без ошибок, а не безграмотного дуралея, что пишет, как курица лапой.

    Неправильная расстановка акцентов.

    Вы поручили Кате за два часа сделать отличную стенгазету, а вот Ване и Юре вы дали 3 дня на то, чтобы они наточили с десяток цветных карандашей.

    Как вы думаете, насколько отличной получится стенгазета и вообще – сможет ли Катя сотворить хоть что-то за столь короткое время?

    Словесный понос.

    Если объяснить, чего вы хотите от Наташи, можно двумя предложениями, то не нужно целый час говорить ни о чем.

    Нельзя прятать суть за тоннами словесного мусора!

    Наташе попросту надоест вас слушать и она, отключившись, рискует пропустить что-то важное.

    Отсутствие поощрения.

    Если Дима справился с презентацией блестяще и смог заполучить важного клиента, то очень важно сказать ему об этом.

    Если не можете сейчас материально вознаградить своего подчиненного, то хотя бы нормально поблагодарите его, а не без прелюдии сразу же нагружайте новыми заданиями.

    Но и ограничиваться банальными благодарностями, пусть и в красивой словесной обертке, нельзя.

    Дима должен знать, что пусть не сегодня, но завтра за свою качественную работу он получит денежное вознаграждение.

Обязательно посмотрите поучительное видео от Петра Осипова (создатель БМ)

о важности делегирования задач.

Умеешь правильно делегировать – твой бизнес будет процветать!

И помните: в основе любого успешного бизнеса, любой великолепно работающей организации стоит грамотное делегирование полномочий .

Вы можете быть гением и неутомимым тружеником, но, если не умеете распределять задачи между подчиненными, то рано или поздно попросту сломаетесь, не выдержав колоссальных нагрузок.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Что можно делегировать, а что нельзя? Кому можно и кому лучше делегировать? Как это сделать таким образом, чтобы не сомневаться в результате? Должна ли делегироваться ответственность? Какие способы контроля наиболее результативны при наименьших затратах времени и сил? Есть ли правила делегирования, которые подходят на все случаи жизни?

Эти вопросы интересуют каждого руководителя - от начальника отдела до президента компании. Вам ответы на эти вопросы интересны по двум причинам:

  • во-первых, у вас тоже есть подчиненные;
  • во-вторых, вы очень часто попадаете «меж двух огней» при возникновении конфликтных ситуаций между руководителем и подчиненными. Причем, чаще всего именно по поводу невыполнения подчиненным каких-либо задач или поручений.

Итак, давайте вначале посмотрим на последовательность шагов в процессе делегирования:

Шаг 1: Определение цели (что я хочу получить в результате) и задачи (что конкретно для этого должно быть сделано). Желательно также предварительно определить «цену вопроса» - количество ресурсов, которое я должен/согласен инвестировать.

Шаг 2: Определение исполнителя - того, кто сможет справиться с задачей.

Делегировать работу в бизнесе - необходимо. Это важнейший навык любого бизнесмена. Без этого ключевого навыка невозможно построить развивающееся дело. В этой статье рассмотрим 3 варианта делегирования.

Когда я начинал первые шаги в делегировании, я столкнулся с проблемой. Я не знал, кому лучше поручить свою задачу, как это сделать правильно и какую цену за это назначить.

Поэтому давайте сейчас разберём, кому мы можем делегировать свою работу:

1. Делегирование фрилансерам. Если ваш бизнес в интернете, то без фрилансеров не обойтись. Им можно делегировать любые задачи, особенно технического плана: сделать сайт, лэндинг, баннер, статьи и т.д. Фрилансеров можно найти на различных специализированных сервисах, таких как , к примеру. Лично я доволен этим сервисом и вам советую его использовать.

2. Делегирование компаниям. Например, Call-центр может взять на себя обязанности ответа на входящие звонки. Есть компании по настройке контекстной рекламы, таргетинговой рекламы и т.д. Также есть замечательные сервисы по ведению бухгалтерии, например . Это замечательный сервис, который разгрузит вас во всяких нудных бухгалтерских делах и позволит сэкономить до 200 000р.

3. Наём своего персонала. Если вы уже подросли в бизнесе и имеете стабильную прибыль, то возможно для вас будет лучшим вариантом создать свой персонал, т.е. нанимать работников. Причём не обязательно снимать офис, особенно, если ваш бизнес в интернете. Можно взять удалённых работников, посадить их на оклад и всё будет отлично.

А теперь давайте посмотрим, как правильно делегировать в каждом случае:

1. Делегировать фрилансерам сможет даже школьник . Конечно, необходимо правильно выбрать человека, который будет выполнять вашу работу. Вот несколько советов, как выбрать хорошего фрилансера:

  • Если у вас достаточно сложное задание, к примеру, настройка контекстной рекламы, то обращайте внимание на опыт фрилансера. Выбирайте того, кто специализируется именно на настройке такой рекламы, а не на всём подряд.
  • Обращайте внимание на отзывы, оставленные другими работодателями.
  • Если задание простое, например, что-то найти в интернете, подать определённое количество объявлений, оставить комментарии где-нибудь и т.д., то можно делегировать и малоопытному фрилансеру. Это будет и дешевле, и на качестве не скажется.

2. Делегировать компаниям ещё проще, чем фрилансерам . Но, как и в случае с фрилансерами, вам нужно обратить внимание на отзывы и рекомендации. Также хорошим вариантом будут рекомендации ваших друзей, которые уже успели воспользоваться услугами какой-либо компании.

3. Делегирование на свой персонал . Набрать своих работников на постоянную основу, чуточку сложнее, чем в предыдущих случаях. Начните с малого. Для начала можно делегировать звонки по телефону, к примеру. Вы наберётесь опыта, поймёте, как составлять договора, какие документы нужно отправлять в пенсионный фонд и т.д. Затем, учтя все свои ошибки, можно начать нанимать следующих работников. Тема с созданием своего штата работников довольно-таки обширна и многогранна, поэтому сейчас не будем подробно разбираться в этом вопросе.

Какую цену платить:

1. С фрилансерами всё просто . Это самая бюджетная рабочая сила, особенно, если вам попался фрилансер новичок. Новички могут поработать даже бесплатно, за отзыв. В остальных случаях, смотрите среднюю цену по рынку и ставьте чуточку меньше:) И да простят меня славные фрилансеры.

2. С компаниями всё ещё проще . Они сами устанавливают ценники своих услуг. Ваша задача выбрать самый подходящий вариант.

3. С делегированием на свой персонал , вы можете назначить зарплату в процентах или фиксированный оклад. Для новичков прекрасно подойдёт первый вариант. Например, вы наняли человека на обзвон клиентов, которые что-то у вас заказали. Вы можете своему работнику платить 15% с оплаченных заявок. Так у него будет стимул работать хорошо. Продал - заработал деньги, не продал - нет денег. Всё очень просто:)

Итак, сегодня мы поговорили о том, как делегировать работу. Надеюсь, вы поняли, что это не так уж и сложно. Кроме того, делегирование, это важнейший навык личной эффективности любого бизнесмена. Без него вы НЕ построите масштабируемое дело, которое будет не просто стабильно стоять, но и развиваться.

P.S. Напишите в комментариях, был ли у вас опыт в делегировании.

Читайте так же