Данте алигьери интересные факты. Данте Алигьери - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация


Любовь, что движет солнце и светила - 750 лет назад родился поэт, который подарил миру понятие о любви: Данте Алигьери.

Одна из самых необычных в мире книг - это «Божественная комедия» Данте, написанная на листе бумаги размером 80 на 60 см бенедиктинским монахом Габриэлем Челани. Все 14000 стихов можно легко прочесть невооруженным глазом, а если посмотреть на лист с некоторого расстояния, то видишь красочную карту Италии. На этот труд Челани потратил четыре года.

Так как Италия на протяжении многих веков была раздроблена на множество мелких княжеств и городов-государств, на её территории существовало большое количество диалектов, произошедших от народной латыни. В начале XIV века флорентиец Данте Алигьери написал знаменитую «Божественную комедию», которой зачитывались во всей Италии. Именно это произведение стало одной из основных причин того, что родной для Данте тосканский диалект стал основой литературного итальянского языка.

Существует заблуждение среди почитателей литературы о выражении «божественная комедия» Этому знаменитому произведению сам автор Данте Алигьери дал название очень простое - «Комедия („La Commedia“)». Слово «Божественная» было впервые приобщено издателями только через 200 лет после смерти Данте с целью коммерческого успеха книги, вышедшей в свет из под печатного станка в типографии Лодовико Дольчи в 1555 году.

Внимательный читатель может заметить и другие структурные особенности «Божественной комедии». Например, каждая кантика оканчивается словом «звезды», имена Христа и Марии рифмуются только сами с собой, в главах, посвященных аду, они не встречаются.

«Божественную комедию» перевели на множество языков. На русском она появилась впервые в XIX веке, перевод осуществлялся несколько раз разными людьми. Классическим считается перевод, выполненный Михаилом Лозинским в 1945 году, за который он получил государственную премию.

Когда Данте исполнилось девять лет, в его жизни произошла встреча, изменившая историю всей итальянской литературы. На пороге церкви он столкнулся с маленькой соседской девочкой Беатриче Портинари и с первого взгляда влюбился в нее. Именно это чувство, по признанию самого Алигьери, сделало из него поэта. До последних дней жизни Данте посвящал возлюбленной стихи, боготворя «прекраснейшего из всех ангелов». Их следующая встреча состоялась спустя девять лет, к этому времени Беатриче уже вышла замуж, её супругом был богатый синьор Симон де Барди. Но ни брак, ни последующие дети Беатриче не могли помешать поэту любить ее всю свою жизнь. Данте пережил Беатриче - она умерла в 1290 году. Поэтическим документом этой любви стала автобиографическая исповедь писателя «Новая Жизнь».

Сам Данте вступил в один из тех деловых браков по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Его супругой была Джемма Донати, дочь состоятельного господина Манетто Донати. Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния. Ни в одном из своих произведений Алигьери не упоминает о своей супруге, зато Данте и Беатриче стали таким же символом любовной пары, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296-1297 годам, когда он принимал активное участие в политической жизни Флоренции. После вооруженного переворота 1302 года был изгнан и лишен гражданских прав, а затем приговорен к смертной казни. Тогда начались скитания поэта по Италии, и больше он не вернулся во Флоренцию.

«Божественная Комедия» - поэтическая энциклопедия средних веков - непревзойдённый пример искусства как подражания, где за образец Данте берет всё сущее, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.

Данте работал над величайшей поэмой почти 15 лет, успев завершить её незадолго до смерти. Умер Алигьери от малярии 14 сентября 1321 года. Последний поэт Средневековья оставил после себя значительный след в мировой литературе и положил начало новой эпохе — раннему Возрождению.

Данте родился в середине мая 1265 года во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.

Как поэт, Данте начинает с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д`Ареццо, но вскоре меняет поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти становится основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» (Дольче стиль нуово). Её главный отличительный признак – предельное одухотворение любовного чувства.

В 1292 году Данте была написана автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Беатриче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290г. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы».

В 1295-1296 годах Данте несколько раз призывается на государственную службу, включая участие в Совете Ста, ведавшего финансовыми делами Флорентийской республики.

В 1300 году Данте едет в качестве посла в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII. В том же году Данте был избран членом правительствующего совета приоров – эту должность Данте занимает с 15 июня по 15 августа. Исполняя её, он пытается воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых гвельфов (выступавших за независимость Флоренции от папы) и Чёрных (сторонников папской власти).

Примерно в это время Данте женится на Джемме Донати, чей род принадлежит чёрным гвельфам.

В 1301 году – с апреля по сентябрь Данте вновь входит в Совет Ста. Осенью того же года он входит в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301 года, с приходом Карла, власть в городе переходит к чёрным гвельфам, а белые гвельфы подвергаются репрессиям.

27 января 1302 года Данте, симпатии которого на стороне белых гвельфов, приговорён к изгнанию и лишён гражданских прав. Больше он уже не возвращается во Флоренцию.

В 1304-1308 годах был создан трактат «Пир» (Il convivio), написанный, по словам самого Данте для того, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. «Пир» задуман как своего рода энциклопедия в области философии и искусства, предназначенная для широкого кругов читателей.

Название «Пир» аллегорично: просто и понятно изложенные научные идеи должны насытить не избранных, но всех. Предполагалось, что в «Пир» войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей её аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трём канцонам, Данте оставляет работу над трактатом. В первой книге «Пира», служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы.

Также Данте работает над трактатом на латинском языке «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia, 1304-1307), который не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нём Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.

В 1307 году Данте начинает писать «Божественную Комедию», прервав работу над трактатами «Пир» и «О народном красноречии». Свою поэму Данте называет «Комедией», поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности). Кроме того, поэма написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не Данте, его предпослал «Комедии» Боккаччо, выражавший восхищение художественной красотой творения, и впервые он появляется в издании, вышедшем в 1555г. в Венеции.

Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130-150 строк) и делится на три кантики – «Ад», «Чистилище» и «Рай», по тридцать три песни в каждой; первая песнь «Ада» служит прологом ко всей поэме. Размер «Божественной Комедии» – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в неё глубокий смысл.

«Божественная Комедия» – непревзойдённый пример искусства как подражания, за образец Данте берет всё сущее, как материальное, так и духовное, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность её строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.

Хотя повествование «Комедии» почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Следуя средневековой традиции, Данте вкладывает в своё произведение четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (мистический). Первый из них предполагает «натуральное» описание загробного мира со всеми его атрибутами. Второй смысл предполагает выражение идеи бытия в абстрактной её форме: в мире всё двигается от тьмы к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, от плохого к хорошему.

Главной можно считать идею восхождение души через познание мира. Моральный смысл предполагает идею воздаяния за все земные дела в жизни загробной. Анагогический смысл предполагает постижение Божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии, как языка тоже Божественного, хотя и сотворённого разумом поэта, человека земного.

В 1310 году император Генрих VII вторгается в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликается пылким письмом «К правителям и народам Италии», призывая поддержать Генриха. В другом письме, под названием «Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе», он осуждает сопротивление, оказанное Флоренцией императору.

В 1312-1313 годах написан трактат-исследование «О монархии» (De monarchia). Здесь в трёх книгах Данте стремится доказать истинность следующих утверждений:

1) лишь под властью единого вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить своё предназначение;

2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи);

3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму).

Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привносит в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осуждает трактат и приговаривает книгу к сожжению.

В 1313 году после неудачной трёхлетней кампании, Генрих VII внезапно умирает в Буонконвенто. А в 1314 году после смерти папы Климента V во Франции Данте выступает ещё с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывает их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.

На некоторое время Данте находит убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвящает заключительную часть «Божественной Комедии» – «Рай».

Последние годы жизни поэт проводит под покровительством Гвидо да Полента в Равенне.

В последние два года жизни Данте пишет латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование «Вопрос о воде и земле» (Questio de aqua et terra), посвящённое вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).

13 сентября 1321 Данте умирает в Равенне, завершив незадолго до смерти «Божественную Комедию».

Данте Алигьери (1265-1321). Биография в датах и фактах

Данте Алигьери (1265-1321). Биография в датах и фактах

Данте Алигьери — леген-дарный итальянский поэт и мыслитель, автор прославленной поэмы « », вошедшей в первый ряд «золотого фонда» мировой литературы. В истории национальной культуры Данте принадлежит также роль основоположника итальянского литературного языка.

1265 г.

В
1274 г. Данте, по собственному свидетельству, впервые увидел Беатриче, ставшую любовью всей его жизни. Прекрасной Беатриче, рано ушедшей из жизни, он посвятил отдельный цикл стихотворений, датируемый учеными приблизительно 1283-1292 гг. К 1292 г. относится его лирическая исповедь «Новая жизнь», в которую вошли посвященные Беатриче поэтические .

Есть основания считать, что Данте учился в Болонском университете, где упражнялся в стихосложении и общался с признанными поэтами своего времени, а позже пристрастился к занятиям философией, охотно посещая и диспуты на богословские темы. Известно, что он вступил в брак с девушкой из богатой флорентийской семьи Джеммой Донати, родившей ему четверых детей.

1295 г.

1301 г.

Между
1304 и 1307 гг.

1307 г.

Приблизительно
1312-1313 гг.

В
1311 г.
1315 г.

данте алигьери (1265-1321). биография в датах и фактах

Данте Алигьери — леген-дарный итальянский поэт и мыслитель, автор прославленной поэмы «Божественная комедия», вошедшей в первый ряд «золотого фонда» мировой литературы. В истории национальной культуры Данте принадлежит также роль основоположника итальянского литературного языка.

Жизнь Данте в датах и фактах:

1265 г. — родился во Флоренции в семье, принадлежавшей к городскому дворянству.

В
1274 г. Данте, по собственному свидетельству, впервые увидел Беатриче, ставшую любовью всей его жизни. Прекрасной Беатриче, рано ушедшей из жизни, он посвятил отдельный цикл стихотворений, датируемый учеными приблизительно 1283-1292 гг. К 1292 г. относится его лирическая исповедь «Новая жизнь», в которую вошли посвященные Беатриче поэтические произведения.

Есть основания считать, что Данте учился в Болонском университете, где упражнялся в стихосложении и общался с признанными поэтами своего времени, а позже пристрастился к занятиям философией, охотно посещая лекции и диспуты на богословские темы. Известно, что он вступил в брак с девушкой из богатой флорентийской семьи Джеммой Донати, родившей ему четверых детей.

1295 г. — начало общественно-политической деятельности Данте. В дальнейшем он занимал в системе городского самоуправления разные должности (в том числе приора — одного из главных выборных лиц), был членом городских советов, а также участвовал в политической борьбе.

1301 г. — вследствие политических репрессий поэт был изгнан из Флоренции с предупреждением, что в случае возвращения он будет сожжен на костре. С этой поры начался период скитаний, длившийся до конца его жизни. Некоторое время Данте жил в Вероне, затем, предположительно, в Болонье; возможно, совершил путешествие в Париж, на два года задержался в Пизе, а остаток жизни провел в Равенне.

Между
1304 и 1307 гг. — писал философское сочинение «Пир» (осталось незаконченным) и филологический трактат «О народном языке».

1307 г. — начал работать над поэмой «Божественная комедия», которую завершил незадолго до смерти.

Приблизительно
1312-1313 гг. — написал политический трактат «О монархии».

В
1311 г. политическая ситуация во Флоренции изменилась, и городские власти выступили с инициативой помилования изгнанников: бывшим осужденным было предоставлено право возвращения на родину при условии внесения залога. Вопреки советам флорентийских друзей, поэт отказался вернуться на родину унизительным путем, «умаляющим Дантову славу и честь». Так же он поступил и при повторном предложении, сделанном ему в
1315 г. Тогда синьория объявила Данте вне закона и заочно приговорила его вместе с сыновьями к обезглавливанию.

21 мая в 1265 году родился один из основоположников литературного итальянского языка, величайший поэт, богослов, политический деятель, вошедший в историю мировой литературы как автор «Божественной комедии» Данте Алигьери .

Род Алигьери принадлежал к городской знати среднего достатка, а его предком был знаменитый рыцарь Каччагвида, погибший во втором крестовом походе в 1147 году. Полное имя легендарного поэта — Дуранте дельи Алигьери, появился он на свет во Флоренции, крупнейшем итальянском экономическом и культурном центре Средневековья, и всю жизнь оставался предан своему родному городу. О семье и жизни писателя известно немного, даже точная дата его рождения многими исследователями ставится под сомнение.

Данте Алигьери был удивительно уверенным в себе человеком. В возрасте 18 лет юноша говорил, что умеет в совершенстве писать стихи и что этим «ремеслом» он овладел самостоятельно. Данте получил образование в рамках средневековых школьных программ, а так как университета во Флоренции в это время ещё не было, основные знания ему пришлось получать самому. Автор «Божественной комедии» овладел французским и провансальским языками, читал всё, что попадало под руку, и перед ним понемногу начинал рисоваться его собственный путь учёного, мыслителя и поэта.

Поэт-изгнанник

Юность гениального писателя пришлась на непростой период: в конце XIII века в Италии обострилась борьба между императором и папой. Флоренция, где жили Алигьери, разделилась на две противоборствующие группировки — «чёрных» во главе с Корсо Донати и «белых», к которым принадлежал Данте. Так началась политическая деятельность «последнего поэта Средневековья»: Алигьери участвовал в городских советах и антипапских коалициях, где во всём блеске проявлялся ораторский дар писателя.

Данте не искал политических лавров, но его очень скоро настигли политические тернии: «чёрные» активировали свою деятельность и устроили погром противникам. 10 марта 1302 года Алигьери и ещё 14 «белых» сторонников были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, философу и политику пришлось бежать из Флоренции. Больше никогда Данте не удалось вернуться в любимый город. Странствуя по свету, он искал место, где можно уединиться и спокойно работать. Алигьери продолжал учиться и, самое главное, творить.

Поэт-однолюб

Когда Данте исполнилось девять лет, в его жизни произошла встреча, изменившая историю всей итальянской литературы. На пороге церкви он столкнулся с маленькой соседской девочкой Беатриче Портинари и с первого взгляда влюбился в юную особу. Именно это нежное чувство, по признанию самого Алигьери, сделало из него поэта. До последних дней жизни Данте посвящал возлюбленной стихи, боготворя «прекраснейшего из всех ангелов». Их следующая встреча состоялась спустя девять лет, к этому времени Беатриче уже вышла замуж, её супругом был богатый синьор Симон де Барди . Но никакие узы брака не могли помешать поэту восхищаться своей музой, она всю жизнь оставалась «владычицей его помыслов». Поэтическим документом этой любви стала автобиографическая исповедь писателя «Новая Жизнь», написанная у свежей могилы возлюбленной в 1290 году.

Сам Данте вступил в один из тех деловых браков по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Его супругой была Джемма Донати, дочь состоятельного господина Манетто Донати . Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния. Ни в одном из своих произведений Алигьери не упоминает о своей супруге, зато Данте и Беатриче стали таким же символом любовной пары, как Петрарка и Лаура , Тристан и Изольда , Ромео и Джульетта .

Данте и Беатриче на берегах Леты. Кристобаль Рохас (Венесуэла), 1889. Фото: Commons.wikimedia.org

Итальянская «Комедия»

Смерть Беатриче положила начало философским размышлениям Данте о жизни и смерти, он начал много читать Цицерона , посещать религиозную школу. Всё это послужило толчком к созданию «Божественной комедии». Гениальное произведение, созданное автором в изгнании, и сегодня традиционно входит в десятку самых известных книг. Поэма Данте оказала огромное влияние на возникновение собственно итальянской литературы. По мнению исследователей, именно это произведение подытоживает всё развитие средневековой философии. Оно также отражает мировоззрение величайшего поэта, поэтому «Божественную комедию» называют плодом всей жизни и творчества итальянского мастера.

«Божественной» комедия Алигьери стала не сразу, так её окрестил позже автор «Декамерона» Джованни Боккаччо , придя в восхищение от прочитанного. Данте же назвал свою рукопись очень просто — «Комедия». Он использовал средневековую терминологию, где комедия — это «всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке»; трагедия — «всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом». Несмотря на то, что в поэме затрагиваются «вечные» темы жизни и бессмертия души, воздаяния и ответственности, Данте не мог назвать своё произведение трагедией, ведь она, как и все жанры «высокой литературы», должна была быть создана на латинском языке. Алигьери же писал свою «Комедию» на родном итальянском, да ещё и с тосканским диалектом.

Данте работал над величайшей поэмой почти 15 лет, успев завершить её незадолго до смерти. Умер Алигьери от малярии 14 сентября 1321 года, оставив после себя значительный след в мировой литературе и положив начало новой эпохе — раннему Возрождению.

1. Произведение начинается с Ада. В понимании средневековых людей ад располагался в центре земли, поскольку когда восставшего ангела свергли с небес, то упав с неба он прошел до самого центра земли. "Дьявол" с древнегреческого языка переводится как "остановится по середине". Что это значит? Это значит, что когда вы видите перед собой большую цель, большое желание, но при этом останавливаетесь, так и не дойдя до него. К примеру, "вы хотите чего-то по-настоящему великого, бесконечного, звезд, но потом останавливаетесь на деньгах, женщине, и какой-то голос говорит: ну все, хватит, не нужно больше никуда идти, не надо ничего искать, уже все есть и ты останаливаешься, перестаешь быть движимым этим поиском", - поясняет Франко Нембрини. Теперь я понимаю, почему очень часто важно дойти до самого конца, почему важно не останавливаться по середине любого своего начинания, не бросать что-то, потому что только так можно дойти до сути вещей.
2. Есть какой-то образ, что в ад охвачен огнем и грешников там жарят. Ничего подобного говорит Данте, чем ближе через круги ада вы спускаетесь к самому центру, тем холоднее становится. А сам Люцифер находится в глыбе льда. Почему такой образ? "Дело в том, что любовь - это движение, - говорит Франко, то есть ради любви вы встаете, что-то делаете, с кем-то разговариваете, вы что-то и кого-то должны любить, чтобы вставать с постели по утрам, то есть приходить в движение. В сознании Данте любовь - это движение., посмотрите движется все: кровь в жилах, земля вокруг солнца, движение означает жизнь. «Не жизнь» - означает «не движение», полное отсутствие движения. Именно поэтому все в центре ада не горит в огне, а наоборот все застыло во льду и холоде.
3. Перед адом есть лимб, это такое место, которое не принадлежит ни аду, ни чистилищу, не раю. Так что же это за место и в чем его смысл? Дело в том, говорит Нембрини, что там находятся души людей, которые не достойны даже ада. То есть даже самое плохое место не хочет принять их. Что же такого натворили эти люди при жизни? Вы удивитесь, но ничего. Вся их земная жизнь строилась по принципу "не рыба, ни мясо", они не были ни святыми, ни грешниками. То есть они прожили свою жизнь, так и не использовав ее ни на что. Эти души метаются с проклятиями в песчаной буре и проводник Данте Вергилий говорит о них: "То горесный удел тех жалких душ, что прожили не зная, ни славы, ни позора смертных дел". Это одно из самых жестоких наказаний во всей поэме для тех, кто не решает, не выбирает, не встает ни на чью сторону, о которых нельзя сказать ни хорошо, ни плохо. Это пресные люди, говорит Нембрини. И они не одиноки. "И с ними ангелов дурная стая, что, не восстав была и неверна Всевышнему, средину соблюдая". Их не захотел даже Ад, поэтому эти души и ангелы находятся в предверии, потому что сам Ад начинается после реки Ахерон. Этот факт в принципе поразил меня своей актуальностью. Я тоже не понимаю людей, которые живут по такому принципу Швейцарии.
4. Ближе всего к Люциферу люди, которые совершили самый большой грех - это предательство себя, своих родных, друзей и благодетелей. И там описана одна из самых ужасных сцен, которую я когда-либо читала и вообще могла вообразить в одном из фильмов ужасов. Там люди друг с другом сращены головами и один поедает другого и это продолжается бесконечное количество времени.
5. Весь пусть от ада до рая - это не только путь самого Данте, но и путь каждого человека. Поскольку путь начинается с того момента, когда Данте попадает в "сумрачный лес" и он должен пройти Ад, то есть признать зло, которое существует прежде всего в самом себе, затем научиться прощать других (Чистилище), и только потом можно выйти в Рай.
6. Что такое Рай? Данте, будучи мальчишкой был влюблен в девушку, которая затем умерла. Он был женат, однако в истории так и не сохранилось имя его жены. Осталось только имя Беатриче, имя девушки, в которую он был влюблен всю свою жизнь. Так вот рай для него - это исполнение этого обещания Великой любви. В раю его встречает Беатриче, девушка, с которой он даже не разговаривал. Однако все его друзья, видя, насколько потрясенным он был от встречи с ней, понимали что с Данте произошло нечто большее и именно поэтому он и задумал всю "Божественную комедию". Все это движение, весь этот путь, который он продел было вознаграждено встречей с Ней.
7. "Божественная комедия" считается совершенно идеальным произведением с точки зрения формы, сам текст был написан специальной рифмой, которую очень легко запомнить наизусть для того, чтобы пересказывать другим. Литераторы также вычислили, что чаще всего в произведении встречаются 4 цифры. Цифра 7 является божественной, поскольку именно за 7 дней был сотворен мир. Цифра 3 символизирует Бога, поскольку это символ троицы. Цифра 10 символизирует человека: когда земное (7) и божественное (3) соединились. А цифра 13 - является символом Христа, когда в нем объединился Бог (3) и человек (10). Так вот только эти цифры встречаются в 100 песнях.
8. Сам Данте к 35 годам стал приором Флоренции. Это значит, что по нашим меркам он стал «акимом города» и имел политический вес. Так вот когда он выпустил "Божественную комедию" самые простые жители, которые не могли ни читать, ни писать, обратились официально к властям, чтобы в городах проходили публичные чтения «комедии» для всех желающих с пояснениями.
9. Звезды. Это один из самых сильных образов, который чаще всего встречается в произведении и этим часто заканчиваются терцины-троистишья. Почему? Потому что именно звезды являются знаком присутствия Тайны и на протяжении сотни веков вызывали в людях любых наций и географий вопросы о смысле. И в Данте - особенно.