Да найдет дорогу ищущий. Ищущий да обрящет

Ищите и обрящете Устар. Ирон. Старайтесь приложить волю, усилия, и только в этом случае можно надеяться на результат. - Не волнуйтесь, с «перекидными» (календарями ) у нас полный порядок: мы выпускаем их вполне достаточно. Ищите и обрящете! (В. Жегис. Всё врут календари). Не зря говорится: ищите и обрящете… Один из московских заводов осваивал отведённый ему участок под дачное строительство… И через год Крупенин получил вполне современную, готовую, что называется «под ключ», дачку (Н. Сизов. Зачем?). - Евангельское изречение. В переводе с церковнославянского означает «ищите и найдёте».

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Ищите и обрящете" в других словарях:

    Ищите и обрящете - Из Библии (церковно славянский текст). В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7 8) сказано (рус. пер.): «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». То же… … Словарь крылатых слов и выражений

    Ищите и обрящете - Ищите и обрящете. Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub’, er lügt. Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub’, er betrügt. Wer sagt: ich sucht’ und fand; dem glaub’, er redet wahr; Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar.… …

    ищите и обрящете - См … Словарь синонимов

    ищите и обрящете - Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub , er lügt. Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub , er betrügt. Wer sagt: ich sucht und fand; dem glaub , er redet wahr; Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar. Rückert. Weisheit… …

    Ищите и обрящете - Книжн. архаичн. Для того, чтобы что то найти, необходимо искать; для того, чтобы чего то достичь, необходимо действовать. /i> Выражение цитата из церковнославянского текста Библии. БМС 1998, 234 … Большой словарь русских поговорок

    Ищите и обрящете, толцыте и отверзется. - Ищай обрящет, а толкущему отверзется. Ищите и обрящете, толцыте и отверзется. См. ПОИСК НАХОДКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам - Просите и дастся вамъ, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вамъ. Ср. In bocca chiusa non entró mai mosca. Пер. Въ закрытый ротъ никогда муха не попадала. Ср. Матѳ. 7, 7. См. Дитя не плачет, мать не разумеет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    просите, и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте, и отверзется вам - Ср. In bocca chiusa non entrò mai mosca. В закрытый рот никогда муха не попадала. Ср. Матф. 7, 7. См. дитя не плачет, мать не разумеет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    seek, and ye shall find - ищите и обрящете … Idioms and examples

    ОБРЕСТИ - ОБРЕСТИ, рету, ретёшь; рёл, рела; ретший; ретённый (ён, ена); ретя; совер., кого (что) (книжн.). Найти, получить. О. верных друзей. О. покой. Ищите да обрящете (о необходимости пытливого поиска, целеустремленной деятельности; обрящете старая… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Звездная Формула Иисуса Христа , Гайсина Дина Галеевна. Сложившееся убеждение, что даты Рождества Иисуса Христа и дата Его ухода из мира, никогда не станут известными, разумеется, вдохновить на это исследование не могло. И однажды, "случайно"…

Устар. Ирон. Старайтесь приложить волю, усилия, и только в этом случае можно надеяться на результат. - Не волнуйтесь, с «перекидными» (календарями ) у нас полный порядок: мы выпускаем их вполне достаточно. Ищите и обрящете! (В. Жегис. Всё врут календари). Не зря говорится: ищите и обрящете… Один из московских заводов осваивал отведённый ему участок под дачное строительство… И через год Крупенин получил вполне современную, готовую, что называется «под ключ», дачку (Н. Сизов. Зачем?). - Евангельское изречение. В переводе с церковнославянского означает «ищите и найдёте».

  • - крыл. сл. Выражение это употребляется, когда хотят сказать, что виновницей какого-либо события, бедствия, преступления оказывается женщина...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - Ср. In bocca chiusa non entrò mai mosca. В закрытый рот никогда муха не попадала. Ср. Матф. 7, 7. См. дитя не плачет, мать не разумеет...
  • - С французского: Cherchez lafemme. В русской транслитерации: «шершэ ля фам»...
  • - Выражение это употребляется, когда хотят сказать, что виновницей какого-либо события, бедствия, преступления оказывается женщина...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - обр"ящете: ищ"ите и обр"...

    Русский орфографический словарь

  • - Ср. О каком бы несчастии при нем ни говорили, - он всякий раз с средоточенным ожесточением спрашивал: "А как ее зовут?", т.е. женщину, от которой произошло то несчастие, потому что, по его уверению, всякому несчастию...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub", er lügt. Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub", er betrügt. Wer sagt: ich sucht" und fand; dem glaub", er redet wahr; Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar. Rückert. Weisheit des Brahmanen. Ср. Матф. 7, 7...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. О какомъ бы несчастьи при немъ ни говорили, - онъ всякій разъ съ средоточеннымъ ожесточеніемъ спрашивалъ: «А какъ ее зовутъ?», т. е. женщину, отъ которой произошло то несчастіе, потому что, по его увѣренію,...
  • - Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub’, er lügt. Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub’, er betrügt. Wer sagt: ich sucht’ und fand; dem glaub’, er redet wahr; Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar. Rückert. Weisheit des Brahmanen. Ср. Матѳ. 7, 7...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Просите и дастся вамъ, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вамъ. Ср. In bocca chiusa non entró mai mosca. Пер. Въ закрытый ротъ никогда муха не попадала. Ср. Матѳ. 7, 7. См. Дитя не плачет, мать не разумеет...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Устар. Ирон. Старайтесь приложить волю, усилия, и только в этом случае можно надеяться на результат. - Не волнуйтесь, с «перекидными» у нас полный порядок: мы выпускаем их вполне достаточно. ! ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Дорожка до вас - ищите краше нас...
  • - Ищай обрящет, а толкущему отверзется...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Книжн. Шутл. Виновницей всякого события является женщина. /i> Употребляется также без перевода: cherchez la femme . БМС 1998, 184...
  • - Книжн. архаичн. Для того, чтобы что-то найти, необходимо искать; для того, чтобы чего-то достичь, необходимо действовать. /i> Выражение - цитата из церковнославянского текста Библии...

    Большой словарь русских поговорок

  • - См....

    Словарь синонимов

"Ищите и обрящете" в книгах

Ищите и обрящете

Из книги Привилегия десанта автора Осипенко Владимир Васильевич

Ищите и обрящете «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Ильф и Петров. Ничего плохого в том, что капитан милиции - дежурный по поселковому отделу воскресным утром занимался личным автомобилем, конечно, не было. Плохо было то, что в моей воздушно-десантной

Ищите и обрящете

Из книги Без любви жить нельзя. Рассказы о святых и верующих автора Горбачева Наталия Борисовна

Ищите и обрящете Через пару месяцев мне предстояло лететь в Иерусалим поработать в Горненском монастыре. Огорчение, связанное с «творческим» конфликтом, перелетело со мной моря и не оставляло даже в городе мира. Не так было обидно, что меня без объяснений выставили из

5. Ищите и обрящете!

Из книги автора

5. Ищите и обрящете! Была и другая категория наших, из бывшего Советского Союза, граждан, которые своими посещениями приносили Ванге и пользу, и известность. Речь чаще всего идет о журналистах, о людях небольшой степени известности, которые потом охотно рассказывали в

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ

Из книги Гарсиа Лорка автора Бенсуссан Альбер

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ …Я вскрыл себе вены, видя в лилиях жала, я как голубь и тигр над грудью твоей… Федерико Гарсиа Лорка Еще давно (9 сентября 1926 года) Федерико писал своему другу Хорхе Гильену о «потребности быть устроенным в жизни». Можно подумать, что он имел в виду

«Ищите розу…»

Из книги Новеллы моей жизни. Том 2 автора Сац Наталья Ильинична

Ищите женщину

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Ищите женщину Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, – человечно. Афанасий Фет Не знаю, рождаются историками или нет, но роль господина случая в выборе жизненного пути ой как велика. Так или иначе, а мой выбор предопределила

Ищите и обрящете

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Ищите и обрящете Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7-8) сказано (рус. пер.): «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».То же самое говорится и в

Глава 7. Ищите и обрящете…

Из книги Полный Плющев. Интернет на каждый день автора Плющев Александр

Глава 7. Ищите и обрящете… Многие рассматривают Интернет главным образом как огромный справочный ресурс. Знакомые выражения: «посмотреть в Интернете», «поискать в Интернете», не правда ли? Нет смысла рассказывать о Google, Yahoo! или Hndex, их знают практически все, а те, кто не

Ищите «М.О.»

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Ищите «М.О.» Каждый любитель детективов знает, что преступник часто выдает себя своим «М.О.» (modus operandi) – образом действия, «почерком» совершения преступления. «М.О.» не ограничивается криминальной деятельностью. Свой modus operandi, согласно которому мы работаем и живем, есть у

Бузите – и обрящете!

Из книги Лезгинка на Лобном месте (сборник) автора Поляков Юрий Михайлович

Бузите – и обрящете! Если правая рука не знает, что делает левая, это беда. Если голова не знает или не хочет знать, что делают руки, это катастрофа…Несколько дней назад я побывал на Пекинской книжной ярмарке. Встретившись со своими китайскими читателями под обширной и

ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ

Из книги Ковчег завета автора Хэнкок Грэм

ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ Итак, мне предстояло рассмотреть период в 315 лет - с 955 года до н. э. до воцарения Иосии в 640 году до н. э. В тот период Иерусалим, и храм находились в центре чрезвычайно сложного ряда событий. Хотя они были довольно подробно описаны в нескольких книгах

Бузите и обрящете!

Из книги автора

Бузите и обрящете! Если правая рука не знает, что делает левая, это беда. Если голова не знает или не хочет знать, что делают руки, это катастрофа…Несколько дней назад я побывал на Пекинской книжной ярмарке. Встретившись со своими китайскими читателями под обширной и

Бузите - и обрящете!

Из книги Литературная Газета 6382 (№ 35 2012) автора Литературная Газета

Бузите - и обрящете! Бузите - и обрящете! ИДУ НА ВЫ! Если правая рука не знает, что делает левая, это беда. Если голова не знает или не хочет знать, что делают руки, это катастрофа[?] Несколько дней назад я побывал на Пекинской книжной ярмарке. Встретившись со своими китайскими

Глава 8 Не ищите дом - ищите себя.

Из книги Свет на пути. В синем небе нет следов автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 8 Не ищите дом - ищите себя.

Ищите - и обрящете

Из книги Думай и богатей автора Хилл Наполеон

Ищите - и обрящете Таким образом, мы подходим к утверждению, которое позволит лучше понять, какое огромное значение приобретает самовнушение при материализации желания, а именно: вера - это всего лишь состояние ума. Это состояние может быть искусственно вызвано

Выше Спаситель предложил великие и чудные заповеди, повелел возвышаться над всеми страстями, привел к самому небу, и заставил уподобляться не ангелам или архангелам, но, сколько возможно, самому Владыке всяческих; а ученикам повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять, и различать злых от не злых, и псов от не псов (много ведь в людях прикровенного), чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, так как и действительно, впоследствии времени, Петр сказал нечто подобное: Кто же может спастись ? И еще: Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться (Мф.19:25 , .

Итак, чтобы и теперь не сказали подобного, Спаситель и прежде уже показал удобоисполнимость предписываемых Им заповедей, приведя ряд убедительных доказательств, и наконец представляет самый, так сказать, верх этой удобоисполнимости, именно – помощь от беспрерывных молитв, подающих немалое утешение в трудах.

Он говорит, что не самим только должно стараться, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет, и предстанет, и облегчит наши подвиги, и все сделает для нас легким. Потому и просить повелел, и обещал исполнение прошения. Впрочем, не просто повелел просить, но с великим тщанием и усилием, – что и выражается словом: ищите . В самом деле, кто ищет, тот, выбросив все из своих мыслей, напрягает свое внимание только к тому, чего ищет, и ни о чем настоящем не помышляет. Мои слова понимают все те, которые, потерявши золото или рабов, после ищут. Это-то и означает Спаситель словом: ищите .

А сказав: стучите , показывает, что должны приступать к Богу с силою и теплою мыслию. Итак, не унывай, человек, не прилагай старания о добродетели гораздо меньшего, нежели какое имеешь о богатстве. Богатства ты часто не находишь, хотя бы и много раз принимался искать его.

И тем не менее, хотя и знаешь, что не всегда найдешь его, все-таки употребляешь все способы к его приобретению. А о добродетели, хотя и имеешь обещание, что непременно получишь помощь, не хочешь показать даже и частицы такого старания. Если же не тотчас получаешь, то и в таком случае не отчаивайся. Христос ведь для того и сказал: стучите , чтобы показать, что, если и не скоро отверзет двери, должно ждать.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Авва Дорофей

Если будем искать, то найдем, и если будем просить Бога, то Он просветит нас; ибо в святом Евангелии сказано: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам . Сказано: просите , для того, чтобы мы призывали Его в молитве; а ищите значит, чтобы мы испытывали, каким образом приходит самая добродетель, что ее приносит, что мы должны делать для приобретения ее; так всегда [В греч. ежедневно] испытывать и значит: ищите и обрящете . А толцыте значит исполнять заповеди, ибо каждый, кто толкает, толкает руками, а руки означают деятельность. И так мы должны не только просить, но искать и действовать, стараясь, как сказал Апостол, быть готовыми на всякое благое дело (2 Тим. 2, 21) .

Поучение 14. О созидании и совершении душевного дома.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам

Просите, и дано будет вам . Так, непременно просящему будет дано. Почему так? Потому именно, что мы обращаемся с молитвою к Богу; а кто обращается к Богу, тот, верно, изменяется нравственно к лучшему, – а таким-то Господь и дает дары Свои.

Просите… ищите… стучите , говорит Спаситель. Почему именно нужно просить, почему Бог, наперед прошения нашего знающий нужды наши, не дает нам потребного без нашего прошения? Потому, что разумное существо должно знать и чувствовать свою постоянную зависимость от Бога, должно знать, что все естественные дары его – от Бога, как от Источника всяких благ. Потому нужно просить, чтобы оно не сочло даров Господних своими и не возгордилось ими. Для этой же цели нужно, чтобы разумное существо за все было благодарно своему Творцу и Благодетелю. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1Фес. 5,18) .

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 7-10 Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, толкайте, и открыто будет вам. Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и стучащему отворят. Или какой человек есть между вами, который, - когда сын его попросит у него хлеба, протянет ему камень? Или если попросит рыбы, разве он подаст ему змею

Тот, Который выше запретил требовать плотского, [теперь] показывает, чего мы должны искать. Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно. Итак, будет толкать в дверь Христову, о которой сказано: Вот врата Господа; праведные войдут в них (Пс. 117:20) , чтобы когда мы войдем ими, нам открылись скрытые в тайне сокровища в Христе Иисусе, в Котором всякое познание (Кол. 2:3) .

Блж. Августин

Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят

Когда было заповедано: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7:6) , слушатель, осознавая свое неведение и немощь и слушая наставление не давать того, что, как он знал, сам еще не приобрел, мог прийти и сказать: «Какую святыню Ты запрещаешь мне давать псам и какой жемчуг бросать перед свиньями, когда я до сих пор не вижу, что обладаю ими?» Господь ответил наилучшим образом, говоря: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят . Просить относится к вымаливанию здравия и крепости души, чтобы мы могли исполнять то, что нам заповедано; искать же - к обретению истины. Ведь поскольку блаженная жизнь состоит из деятельности и познания, деятельность требует множества сил, а созерцание - обнаружения вещей. Из этих двух первое следует просить , а второе - искать , чтобы одно было дано, а другое обрелось. Однако познание пути в этой жизни важнее, чем само обладание. Но когда кто обрел истинный путь, то тогда достигнет и самого обладания, которое откроется стучащему . Поэтому, чтобы эти три [вещи], то есть прошение, искание и стучание, стали очевидными, давайте рассмотрим их на примере человека, который не может ходить из-за слабости ног. А потому прежде всего он должен быть исцелен и укреплен для ходьбы; и [именно] к этому и относится то, что сказал [Господь]: Просите .

О нагорной проповеди Господа.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят

Прежде Господь заповедал нам великое и трудное, здесь же показывает, как это может быть выполнено, а именно - при помощи непрерывной молитвы. Ибо сказал «просите », вместо «просите всегда», но не сказал «просите один раз». Затем подтверждает сказанное примером человеческим.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам

После того как дал великие и удивительные повеления ученикам, именно: стать выше всяких страстей, уподобляться Богу и судить недостойных, то, чтобы эти пожелания не показались трудными, присоединил достаточные соображения, убеждающие, что они легки; в особенности же присоединил венец легкости, именно: помощь, происходящую от молитв. Ведущим борьбу должно не только усердствовать, но и призывать помощь свыше. И, конечно, она придет, явится, и сделает все легким. Поэтому повелел просить, и обещал дать, но просить не как-либо, а с твердостью и постоянством, на что указывает – ищите ; и не только с твердостью и постоянством, но и с жаром и ревностью, что выражает слово – толцыте .

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Просите и прочее. Указывается способ благоуспеш­ной молитвы: просить, искать, стучать, то есть быть постоянным, терпеливым и усердным в молитве; тог­да она будет благоуспешной. Последнее выражение заимствовано от обычая стучать в дверь, чтобы полу­чить позволение войти (Лк. 13:25 ; Откр. 3:20) .

Всякий просящий получает и прочее. Разумеется, что исполнение наших прошений обещается под условием, если мы будем просить или искать с пол­ной и чистой верой в Подателя всех благ Бога, со смирением, искренностью и постоянством, просить того, что сообразно с волею о нас Божией, в полной уверенности, что Он дарует нам то, что для нас луч­ше, что служит к нашему благу. Он знает, что нам нужно, прежде прошения нашего, но молитва к Нему нужна как свидетельство нашей веры в Него и люб­ви к Нему. Он всегда готов удовлетворить наши ис­тинные нужды и потребности, простить нам грехи наши, поддержать нас в искушениях, спасти наши души, если молимся к Нему с верой и надеждой.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам

Замечательно, что в этом стихе не существует никаких “разночтений.” Перевод точен. Но связь этого стиха с предыдущими объяснить еще труднее, чем 6-го. Некоторые толкователи не находят здесь вовсе никакой связи, и стих 6-й является у них написанным как бы невпопад в общем изложении. Некоторые объясняют дело так. Из предыдущих стихов было видно, что всякий должен стараться быть мудрым и добрым, чтобы сослужить как можно больше службы другим людям, своим собратьям. Кто же может это сделать? Мы не можем сделать этого своими собственными силами. Но это возможно для нас, если Бог даст нам Свою помощь. Поэтому Спаситель и заповедует обращаться к Богу с молитвой о нужных нам дарах и благодати. Не трудно видеть, что такая связь чисто внешняя и нисколько не затрагивает сущности дела.

Из экзегетов, с которыми мы успели ознакомиться, ближе всех, по-видимому, подходит к делу Августин. Но объяснение его, как сейчас увидим, отличается некоторыми странностями. “Когда”, говорит он, “была дана заповедь не давать святыни псам и не бросать жемчуга пред свиньями, то слушатель, сознавая свое невежество, мог сказать: я не вижу, чтобы у меня было то, что Ты запретил мне давать свиньям. И потому хорошо Спаситель присовокупил, говоря: “просите и получите”. Нам кажется, что если бы Августин выразился только немного иначе, то лучше бы объяснил дело. Спаситель не заповедовал того, чтобы люди при обращении с земными благами были скупы. Но совсем иное должно быть отношение людей к духовным благам. Тут требуется некоторая сдержанность или даже скупость, потому что иначе святыня может попасть в распоряжение таких людей, которые, будучи нечистыми, или осквернят ее, или, не понимая ее ценности, растопчут ее. Следовательно, эти люди, не понимающие и не ценящие святыни, должны быть лишены ее. Она дана верующим, останется у них и приумножится. А чтобы она приумножилась, для этого нужно обращаться с прошениями к Отцу Небесному. Вы не давайте, а вам будет дано.

В словах, обозначающих, как люди должны просить себе благ, заметна некоторая постепенность и переход от меньшего к большему. Сначала просто “просите”; затем подразумеваются большие усилия и труд в сравнении с обыкновенной просьбой: “ищите”; затем, когда и эти действия не приведут к цели, “стучите”.

Выражения 7-го и 8-го ст. Матфея буквально повторяются у Луки 11:9,10, но в другой связи, и там эта связь, по мнению экзегетов, “искуснее”. После “молитвы Господней” речь у Луки о человеке, который просит хлеба у своего друга. Последний сначала просит не беспокоить его, а потом, по его неотступной просьбе, дает ему то, чего он просит. Затем следуют слова: “просите” и проч. до 11 стиха буквально сходные с словами Матфея, а с 11 встречается разница. Думают, поэтому, что и у Матфея выражения 7-го и 8-го ст. только тогда имели бы связь с предыдущим, если бы стояли после 6:15, и что если не предполагать, что Матфей заимствовал эти стихи из “Логий” и поместил их в ненадлежащем порядке, то связь вообще объяснить трудно. Но это едва ли представляется особенно важным. Гораздо важнее вопрос, чего именно должен просить себе человек. Стих 11 с ясностью показывает, что люди должны просить себе благ у Бога.

Каких благ?

Большинство толкователей утверждает, что тут разумеются исключительно духовные блага. Типом такого толкования могут служить слова Иоанна Златоуста: “ничего не проси мирского, но всего духовного, и получишь все”. Однако Сам Спаситель не ограничивает наших просьб только духовным и вообще ничего не говорит о том, каково должно быть содержание наших просьб. Речь же, изложенная в 7-11 стихах, одна из самых привлекательнейших и любезнейших для человеческого сердца. По-видимому, и церковь понимает эти слова в более широком смысле, а не в одном только духовном, т.е. что Спаситель, в ответ на просьбы верующих, обещал им преподание не только духовных, но и вещественных благ. Эти слова читаются у нас на молебнах Спасителю, совершаемых по разным случаям и при различных обстоятельствах. Следовательно, мы можем, согласно словам Спасителя, просить себе у Бога всяких благ, и духовных и телесных, и надеяться на получение их. Но мы считаем благом многое, что на самом деле не есть никакое благо. Вещественные блага, по евангельскому учению, находятся в ближайшей связи с духовными, и, следовательно, мы можем просить и вещественных благ, каковы благосостояние, здоровье, жизненные успехи, имея постоянно в виду близкую зависимость вещественного от духовного, и особенно же стремиться к правде Божьей, будучи уверены, что остальное все приложится нам.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам

«Великие и чудные заповеди предложил нам Спаситель, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – Он повелел возвыситься над всеми страстями и привел к самому Небу, и заставил уподобиться не Ангелам и Архангелам, но, сколько возможно, Самому Владыке; а ученикам Своим повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять. И вот, чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, Он говорит, что не только нужно самим стараться об этом, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет и облегчит наши подвиги, и все соделает для нас легким. Поэтому и просить повелел и обещал исполнение прошения: просите , – говорит Он, – и дано будет вам. Просить надо, потому что Небесный Податель благ как нам запрещает метать бисер перед свиньями, так и Сам этого не делает; Он не подает благ тем, кто не хочет просить их у Него, кто закрывает свое сердце, и потому неспособен принять благодать Его. И не просто велит просить, но с великим тщанием и усилием: ищите, и найдете , – с терпением и постоянством; стучите, и отворят вам . «Младенец, – говорит преподобный Макарий Великий, – ища матери, плачет, и мать, сжалившись над ним, радуется, что дитя с усилием и воплем ищет ее, и с великой нежностью берет, ласкает и кормит его. То же делает и человеколюбивый Бог с душой, которая ищет Его». «Итак, человек, не унывай, – продолжает святитель Иоанн Златоуст, – проси, стучи в двери милосердия Божия; если и не получаешь сейчас, то не отчаивайся. Для того Христос и сказал: «стучите» , дабы показать, что если и не скоро отверзает Он двери, все же должно ждать. Если ты часто будешь толкаться к людям, то, может быть, покажешься им и скучным, и тяжелым; но у Бога не так: Бога раздражишь более тогда, когда не просишь». Проси постоянно и может быть не скоро, но получишь просимое, непременно получишь. «Просите, – говорит один подвижник, – словом молитвы; ищите сердцем; толцыте делами милосердия христианского в двери милосердия Божия».

Троицкие листки. №801-1050.

Случалось ли такое, что вместо обычных слов вам вдруг хотелось выразиться более возвышенно, пафосно; произнести красивую фразу, удивив собеседников выразительностью своей речи? А может, наоборот, вы стремитесь сделать общение более легким, перевести диалог в шутливый, ироничный тон? Если ответ положительный, то вы наверняка знакомы с таким понятием, как фразеологизмы, или устойчивые словосочетания. Они призваны делать нашу речь более яркой, эмоциональной, необычной. Существуют устойчивые выражение различного происхождения, и от этого зачастую зависит их стилистическая окраска.

Литературного происхождения, как правило, являются книжными, а значит, именно такие выражения и делают нашу речь более возвышенной и вдохновенной, авторитетной и весомой. А в иных ситуациях употребление "высоких" фразеологизмов настолько парадоксально, что становится ироничным, шутливым.

Значение цитаты из Библии "ищите и обрящете" тоже стало устойчивым. Все о смысле фразы, ее происхождении читайте в этой статье.

Ищите и обрящете. Значение фразеологизма

Суть данной фразы понять довольно просто. Самым сложным, пожалуй, здесь является толкование слова "обрящете". Оно устаревшее, уже давно не используется в речи, поэтому многим современным людям остается непонятным. Обрящете - это форма глагола "обрести", то есть "найти", "получить". Таким образом, можно интерпретировать фразеологизм на современный русский: ищите и найдете.

Если вы хотите найти что-то, то ищите это, а не просто ждите, пока оно само придет в руки. Выражение говорит именно о том, что если прилагать нужные усилия, делать все необходимое, то любой человек добьется своей цели.

История возникновения выражения

Чтобы точно понимать значение фразеологизма "ищите и обрящете", необходимо знать его этимологию, то есть происхождение. Ранее уже упоминалось, что это цитата из Библии. Теперь подробнее об этом.

Такую фразу можно найти в Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7—8) и Евангелии от Луки (гл. 11, ст. 9). Так Иисус наставляет своих учеников. Наряду с "ищите и обрящете" стоят советы "просите, и дано будет вам"; "стучите, и отворят вам". То есть Иисус говорит о том, что к каждому, кто прикладывает какие-либо усилия для достижения своей цели, в конце концов приходит желаемое.

В каких случаях употреблять в речи

Несмотря на то что значение фразеологизм "ищите и обрящете" имеет одно, употребляться он может в совершенно разных коммуникативных ситуациях.

Этот фразеологизм, хоть и имеет книжную, возвышенную стилистическую окраску, может употребляться в ироничном тоне. Если вы хотите шутливо подбодрить кого-то, поощрить его начинания, похвалить упорство, то смело можете использовать это выражение.

В случае светской беседы фраза "ищите и обрящете" тоже будет уместной, тогда она уже будет звучать не иронично, а серьезно и авторитетно.


Роман Помазанов — Инструменты Конструктивной Жизни

Когда я учился в университете, я много размышлял о том, чему нас учат, зачем нас этому учат, почему именно этому нас учат. Я получил массу полезных знаний, многое осознал, познакомился и пообщался со множеством разнообразных людей. Прочёл массу книг. Поднял знания английского на небывалый для меня уровень. Это, безусловно, сильно меня обогатило.

Но один урок жизни, о котором я хочу рассказать в данной заметке, запомнился мне больше всего. Пожалуй, этот эпизод можно назвать самым важным уроком , данным мне в университете. Как однажды сказал мне отец,

УЧИТЬСЯ ИДУТ НЕ ЗА ТЕМ, ЧТО МОЖНО ПРОЧЕСТЬ В КНИЖКАХ. ТУДА ИДУТ ЗА СЛУЧАЙНО ОБРОНЕННЫМ СЛОВОМ ИЛИ СКАЗАННОЙ МЕЖДУ ДЕЛОМ ФРАЗОЙ.

Дело было на четвёртом курсе. Надо уже было определиться со специализацией. А любые вопросы, связанные с выбором, у меня всегда вызывали большие трудности. Я очень разносторонний человек. Мне многое интересно, и ограничивать себя рамками какой-либо специализации для меня равносильно заточению. Тем не менее, надо было выбрать что-то из данного списка.

Даже не буду особенно расписывать, как долго я думал, что выбрать. Я взвешивал все «за» и «против» для каждого направления, предложенного учебным планом. Я мучил преподавателей бесконечными вопросами и уточнениями, я общался со всеми, с кем мог о выборе специализации. И, как я сейчас понимаю, все эти многочисленные и энергичные действия были направлены только на одно:

СНЯТЬ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР.

Я был похож на буриданова осла. Я откладывал до последнего. Но один из разговоров с преподавателями был словно бомба. Мне была сказана простая и ёмкая фраза: ИЩУЩИЙ ДА ОБРЯЩЕТ. И всё. Человек, сказавший её, был в те времена завкафедрой. Я прицепился к нему, чтобы уточнить, что он имеет в виду.А он, улыбаясь не то доброй, не то сердитой улыбкой, повторил:

ИЩУЩИЙ ДА ОБРЯЩЕТ.

Я страшно на него разозлился! Я понял, он просто издевается надо мной. Мне тут не до шуток, у меня вопрос жизни и смерти, а он шутки шутить! Я возненавидел его столь же сильно, сколь сейчас признателен ему за такую бесценную услугу.

Спустя годы, я осознал всю мудрость его слов. Кто ищет, тот найдёт. Главное, знать, что ищешь, а если не знаешь, что искать, ищи и это. И не важно, сколько времени это займёт. Не менее важно отвечать за свой выбор. Только эти два условия приводят в движение душу.

Причём, процесс этот весьма дискомфортен. Обеспечены бессонные ночи, и тревожные дни. Сомнения, бесконечные сомнения, страх. Но результат того стоит!!! Кто прошёл через это, тот меня поймёт.

Вкратце, университет я закончил хорошо. Мой диплом был по весьма непривычной для слуха теме: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Причём, тему я обнаружил и выбрал сам. По этой теме в нашем университете никто ничего не писал до меня. Диплом защищён на отлично. И это было только первой ласточкой+ И даже то, что я не работаю по специальности, нисколько не омрачает мои дни.

Желаю успеха!

Copyright © 2009 Роман Помазанов
Copyright © 2009 Балезин Дмитрий