Цветаева никто ничего не понял. Никто ничего не отнял!… Цветаева М

Вера Матвеева

8 октября (или 26 сентября - по старому стилю) поклонники творчества Марины Цветаевой отмечают 120 лет со дня ее рождения. Один из самых известных поэтов Серебряного века, Марина Ивановна Цветаева издала свой первый сборник стихов в 18 лет. Однако сочинять девочка начала еще в шестилетнем возрасте - и сразу на трех языках: русском, французском и немецком. Мать, пианистка польско-немецкого происхождения Мария Мейн, прививала дочерям любовь к искусству. Детские годы на Трехпрудном переулке и в Тарусе остались в памяти поэта самым счастливым временем, «домом», которого нет на карте. В этот «дом», где уютно, светло и вокруг родные лица, Цветаева не раз будет возвращаться в своих произведениях.

Земные точки Цветаевой от Трехпрудного до Елабуги >>

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

Продолговатый и твердый овал, Черного платья раструбы… Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы? Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли… По сторонам ледяного лица Локоны, в виде спирали. Темный, прямой и взыскательный взгляд. Взгляд, к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы? Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей - сколько? - В ненасытимую прорву земли, Двадцатилетняя полька! День был невинен, и ветер был свеж. Темные звезды погасли. - Бабушка! - Этот жестокий мятеж В сердце моем - не от вас ли?..

Первую книгу, озаглавленную «Вечерний альбом», высоко оценили акмеист Николай Гумилев и символист Максимилиан Волошин. С последним, несмотря на разницу в возрасте, у Цветаевой завязалась крепкая дружба. Глашатай футуристов «архангел Владимир» Маяковский отнесся к надрывной, по-женски эмоциональной лирике Цветаевой с иронией. Ее любили и не любили, принимали и не понимали - ни к одному из популярных поэтических направлений своего века Цветаева так и не примкнула: «Меня всю жизнь укоряют в безыдейности, а советская критика даже в беспочвенности. Первый укор принимаю: ибо у меня взамен мировоззрения - ощущение. Беспочвенность? Если иметь в виду землю, почву, родину - на это отвечают мои книги. Если же класс, и, если хотите, даже пол - да, не принадлежу ни к какому классу, ни к какой партии, ни к какой литературной группе никогда. Помню даже афишу такую на заборах Москвы 1920 года. Вечер всех поэтов. Акмеисты - такие-то, неоакмеисты - такие-то, имажинисты - такие-то, исты - исты - исты - и в самом конце, под пустотой: -и- Марина Цветаева (вроде как - голая!). Так было, так будет…» (строки из письма Марины Цветаевой к Р. Н. Ломоносовой от 11 марта 1931 года - прим. ред.). Одиночество как обособленность - в творчестве и в личной жизни - стало одной из главных тем в творчестве поэта.

Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти - Тем гроб и нагробные плиты… - В купели морской крещена - и в полете Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня - видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская!

© Предоставлено домом-музеем Марины Цветаевой

Марина Цветаева

Однако, несмотря на всю самобытность Марины Ивановны, сравнения с другой знаменитой современницей было не избежать - читатели пытались «стравить» двух больших поэтов, но Ахматовой, с ее мажорным тоном, и порывистой, звонкоголосой Цветаевой нечего было делить. Впрочем, подругами они тоже не стали, зато теплые отношения сложились между Мариной Ивановной и другим столпом акмеизма - Осипом Мандельштамом.

* * * О. Э. Мандельштаму Никто ничего не отнял! Мне сладостно, что мы врозь. Целую Вас - через сотни Разъединяющих верст. Я знаю, наш дар - неравен, Мой голос впервые - тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих! На страшный полет крещу Вас: Лети, молодой орел! Ты солнце стерпел, не щурясь, Юный ли взгляд мой тяжел? Нежней и бесповоротней Никто не глядел Вам вслед… Целую Вас - через сотни Разъединяющих лет.

"Рваный стиль" с обилием тире, дефисов, апострофов, с преобладанием повторов и умолчаний - стиль, проявившийся еще в «Вечернем альбоме» и окрепший в следующих сборниках «Волшебный фонарь» и «Из двух книг» - многим пришелся не по вкусу, но именно он, как «лесенка» Маяковского, как осязаемая метафора Есенина, сделал произведения автора такими узнаваемыми.

В огромном городе моем - ночь. Из дома сонного иду - прочь И люди думают: жена, дочь, - А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет - путь, И где-то музыка в окне - чуть. Ах, нынче ветру до зари - дуть Сквозь стенки тонкие груди - в грудь. Есть черный тополь, и в окне - свет, И звон на башне, и в руке - цвет, И шаг вот этот - никому - вслед, И тень вот эта, а меня - нет. Огни - как нити золотых бус, Ночного листика во рту - вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

Читатели газет

Ползет подземный змей, Ползет, везет людей. И каждый - со своей Газетой (со своей Экземой!) Жвачный тик, Газетный костоед. Жеватели мастик, Читатели газет. Кто - чтец? Старик? Атлет? Солдат? - Ни черт, ни лиц, Ни лет. Скелет - раз нет Лица: газетный лист! Которым - весь Париж С лба до пупа одет. Брось, девушка! Родишь - Читателя газет. Кача - «живет с сестрой» - ются - «убил отца!» - Качаются - тщетой Накачиваются. Что для таких господ - Закат или рассвет? Глотатели пустот, Читатели газет! Газет - читай: клевет, Газет - читай: растрат. Что ни столбец - навет, Что ни абзац - отврат… О, с чем на Страшный суд Предстанете: на свет! Хвататели минут, Читатели газет! - Пошел! Пропал! Исчез! Стар материнский страх. Мать! Гуттенбергов пресс Страшней, чем Шварцев прах! Уж лучше на погост, - Чем в гнойный лазарет Чесателей корост, Читателей газет! Кто наших сыновей Гноит во цвете лет? Смесители кровей, Писатели газет! Вот, други, - и куда Сильней, чем в сих строках! Что думаю, когда С рукописью в руках Стою перед лицом - Пустее места - нет! - Так значит - нелицом Редактора газет-

ной нечисти.

Что же касается интимной лирики, пережившая историю взаимной любви жена Сергея Эфрона и мать троих детей предпочитала писать о любви безответной, где изначальная разобщенность людей в мире - трагедия, она же - свобода.

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе… Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! - Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами, - За то, что вы больны - увы! - не мной, За то, что я больна - увы! - не вами!

Вы столь забывчивы, сколь незабвенны. - Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! - Сказать еще? - Златого утра краше! Сказать еще? - Один во всей вселенной! Самой Любви младой военнопленный, Рукой Челлини ваянная чаша. Друг, разрешите мне на лад старинный Сказать любовь, нежнейшую на свете. Я Вас люблю. - В камине воет ветер. Облокотясь - уставясь в жар каминный - Я Вас люблю. Моя любовь невинна. Я говорю, как маленькие дети. Друг! Всё пройдет! Виски в ладонях сжаты, Жизнь разожмет! - Младой военнопленный, Любовь отпустит вас, но - вдохновенный - Всем пророкочет голос мой крылатый - О том, что жили на земле когда-то Вы - столь забывчивый, сколь незабвенный!

1922-1939 года, Берлин-Прага-Париж, в вынужденной эмиграции Марина Цветаева почти не пишет лирики, большая часть ее творческого наследия тех лет - письма, очерки о писателях-современниках Михаиле Кузмине, Максимилиане Волошином, Андрее Белом и великих учителях ("Мой Пушкин"), публицистика. «Эмиграция делает меня прозаиком…» - признает Цветаева. Из наиболее заметных поэтических произведений тех лет - цикл на смерть Маяковского, «Поэма горы», «Поэма конца», поэма «Крысолов», сборник «После России».

С фонарем обшарьте Весь подлунный свет! Той страны - на карте Нет, в пространстве - нет. Выпита как с блюдца, - Донышко блестит. Можно ли вернуться В дом, который - срыт? Заново родися - В новую страну! Ну-ка, воротися На спину коню Сбросившему! Кости Целы-то хотя? Эдакому гостю Булочник ломтя Ломаного, плотник - Гроба не продаст! …Той ее - несчетных Верст, небесных царств, Той, где на монетах - Молодость моя - Той России - нету. - Как и той меня.

Конец июня 1931, Медон

Тема смерти и мысли о ней преследовали поэта с первых творческих шагов. И с каждым десятилетием образ собственной гибели становился все ощутимее, все ближе - уже не мрачноватая мечта в духе романтизма, а вполне осязаемое предчувствие.

Прохожий

Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала - тоже! Прохожий, остановись! Прочти - слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной, И сколько мне было лет. Не думай, что здесь - могила, Что я появлюсь, грозя… Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились… Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, - Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь, Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли… - И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли.

Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный…

Февраль 1941

В 1939 году Цветаева возвратилась в Россию. Муж-белый офицер и старшая дочь Аля (Ариадна) были арестованы по приезде. Главной заботой Марины Ивановны стал младший сын Мур и их совместная борьба за выживание. Цветаева занялась переводами, уделяя особое внимание творчеству Федерико Гарсии Лорки, однако денег катастрофически не хватало. «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года», - это заявление стало одной из последних «письменных работ» поэта. 31 августа 1941 года Марина Цветаева окончила жизнь самоубийством. А двадцать лет спустя, с наступлением хрущевской «оттепели», стало сбываться ее поэтическое пророчество.

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Аудио предоставлено ФГУП «Фирма „Мелодия“. Стихотворения „Вы столь забывчивы, сколь незабвенны“ и „Читатели газет“ читает Татьяна Доронина. Запись 1969 года. Сергей Тараненко и Галина Беседина исполняют песню „Мне нравится“ на стихи Марины Цветаевой. Запись 1979 года.

«Никто ничего не отнял!…» Марина Цветаева

Никто ничего не отнял!

Мне сладостно, что мы врозь.

Целую Вас - через сотни

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!

На страшный полет крещу Вас:

Лети, молодой орел!

Ты солнце стерпел, не щурясь,

Юный ли взгляд мой тяжел?

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел Вам вслед…

Целую Вас - через сотни

Анализ стихотворения Цветаевой «Никто ничего не отнял!…»

Первая встреча Цветаевой и Мандельштама состоялась в 1915 году в Коктебеле. Тесно общаться они стали несколько позже — в начале 1916-го, когда поэтесса приехала в Петербург. Жажда проводить время вместе у молодых людей была настолько сильной, что Осип Эмильевич последовал в Первопрестольную вслед за Мариной Ивановной. В течение следующих шести месяцев он регулярно навещал Цветаеву. Летом Мандельштам фактически сбежал в Крым, не желая более искать свиданий с поэтессой. Впоследствии им приходилось пересекаться, но во встречах этих не было трепета, взаимного восхищения, влюбленности, как в период с февраля по июнь 1916 года. К тому времени относятся стихотворения, которые литераторы посвятили друг другу: три произведения Мандельштама и десять — цветаевских.

Именно Осипу Эмильевичу адресовано знаменитое «Никто ничего не отнял. ». В нем лирическая героиня уверена в невероятной силе настоящих чувств. Истинная любовь дает человеку возможность преодолеть все преграды, среди которых — расстояние в сотни верст, в сотни лет. Полное погружение в стихию чувств — важнейшая черта личности лирической героини. Ей необходимо буйство страстей, тогда и разлука будет нипочем. В стихотворении Цветаева называет Мандельштама «молодым Державиным». Спустя много лет она немного пояснит это сравнение в статье «Поэт-альпинист», посвященной практически забытому сейчас Николаю Гронскому. По мнению Марины Ивановны, «у Мандельштама Державин именно - традиция, словесная и даже словарная». То есть Осип Эмильевич пишет как Гавриил Романович, но не дышит его воздухом.

Стихотворение М. И. Цветаевой «Никто ничего не отнял…» написано в феврале 1916 года. Основной темой цветаевского ли­рического произведения является тема разлуки. Уже в первых строках лирической героиней брошен вызов:

Никто ничего не отнял -

Мне сладостно, что мы врозь!

Целую вас через сотни

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих.

Юный ли взгляд мой тяжел?

Глоссарий:

— Никто ничего не отнял анализ

— цветаева никто ничего не отнял анализ

— анализ стихотворения цветаевой никто ничего не отнял

— анализ стихотворения никто ничего не отнял

— никто ничего не отнял цветаева анализ

Анализ стихотворения Цветаевой «Никто ничего не отнял…»

«Никто ничего не отнял…»

Стихотворение М.И. Цветаевой «Никто ничего не отнял…» написано в феврале 1916 года. Основной темой цветаевского ли­рического произведения является тема разлуки. Уже в первых строках лирической героиней брошен вызов:

Никто ничего не отнял -

Мне сладостно, что мы врозь!

Характерны здесь и знаки препинания, выражающие задор­но-вызывающую интонацию. В произведении нет изображения изысканного, сложного мира лирической героини: вся ее жизнь - вызов, экстаз, даже надрыв. Поэтому короткие с лома­ным ритмом фразы, обилие восклицательных знаков. Образы Цветаевой - смелы и выразительны:

Целую вас через сотни

Экспрессивно перегружена и композиция стихотворения, ко­торая построена на сочетании кольцевого повтора с антитезами внутри стихотворения.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих.

Ты солнце стерпел, не щурясь, -

Юный ли взгляд мой тяжел?

Психологическое состояние лирической героини, переданное через сложную композицию, захватывает читателя цельностью и законченностью переживания.

В данном стихотворении раскрываются в полной мере ос­новные черты поэтического стиля Цветаевой: экспрессивность, риторичность речи, психологизм.

На этой странице искали:
  • Никто ничего не отнял анализ
  • цветаева никто ничего не отнял анализ
  • анализ стихотворения цветаевой никто ничего не отнял
  • анализ стихотворения никто ничего не отнял
  • никто ничего не отнял цветаева анализ

Анализ стихотворения Цветаевой «Никто ничего не отнял»

Первая встреча Цветаевой и Мандельштама состоялась в 1915 году в Коктебеле. Тесно общаться они стали несколько позже - в начале 1916-го, когда поэтесса приехала в Петербург. Жажда проводить время вместе у молодых людей была настолько сильной, что Осип Эмильевич последовал в Первопрестольную вслед за Мариной Ивановной.

В течение следующих шести месяцев он регулярно навещал Цветаеву. Летом Мандельштам фактически сбежал в Крым, не желая более искать свиданий с поэтессой. Впоследствии им приходилось пересекаться, но во встречах этих не было трепета, взаимного восхищения, влюбленности, как в период с февраля по июнь 1916 года. К тому времени относятся стихотворения, которые литераторы посвятили друг другу: три произведения Мандельштама и десять - цветаевских.

Именно Осипу Эмильевичу адресовано знаменитое «Никто ничего не отнял. ». В нем лирическая героиня уверена в невероятной силе настоящих чувств. Истинная любовь дает человеку возможность преодолеть все преграды, среди которых - расстояние в сотни верст, в сотни лет. Полное погружение в стихию чувств - важнейшая черта личности лирической героини. Ей необходимо буйство страстей, тогда и разлука будет нипочем.

В стихотворении Цветаева называет Мандельштама «молодым Державиным». Спустя много лет она немного пояснит это сравнение в статье «Поэт-альпинист», посвященной практически забытому сейчас Николаю Гронскому. По мнению Марины Ивановны, «у Мандельштама Державин именно - традиция, словесная и даже словарная». То есть Осип Эмильевич пишет как Гавриил Романович, но не дышит его воздухом.

Нежней и бесповоротней Никто не глядел Вам вслед… Целую Вас - через сотни Разъединяющих лет.

Никто ничего не отнял!…

Первая встреча Цветаевой и Мандельштама состоялась в 1915 году в Коктебеле. Тесно общаться они стали несколько позже - в начале 1916-го, когда поэтесса приехала в Петербург. Жажда проводить время вместе у молодых людей была настолько сильной, что Осип Эмильевич последовал в Первопрестольную вслед за Мариной Ивановной. В течение следующих шести месяцев он регулярно навещал Цветаеву. Летом Мандельштам фактически сбежал в Крым, не желая более искать свиданий с поэтессой. Впоследствии им приходилось пересекаться, но во встречах этих не было трепета, взаимного восхищения, влюбленности, как в период с февраля по июнь 1916 года. К тому времени относятся стихотворения, которые литераторы посвятили друг другу: три произведения Мандельштама и десять - цветаевских.

Именно Осипу Эмильевичу адресовано знаменитое «Никто ничего не отнял. ». В нем лирическая героиня уверена в невероятной силе настоящих чувств. Истинная любовь дает человеку возможность преодолеть все преграды, среди которых - расстояние в сотни верст, в сотни лет. Полное погружение в стихию чувств - важнейшая черта личности лирической героини. Ей необходимо буйство страстей, тогда и разлука будет нипочем. В стихотворении Цветаева называет Мандельштама «молодым Державиным». Спустя много лет она немного пояснит это сравнение в статье «Поэт-альпинист», посвященной практически забытому сейчас Николаю Гронскому. По мнению Марины Ивановны, «у Мандельштама Державин именно - традиция, словесная и даже словарная». То есть Осип Эмильевич пишет как Гавриил Романович, но не дышит его воздухом.

«Никто ничего не отнял. » - произведение необыкновенно музыкальное, что вообще характерно для творчества Цветаевой. Сама поэтесса свои стихотворения сравнивала с песнями. Как-то раз она сказала короткую, но очень точную фразу: «Пастернак в стихах видит, а я слышу». Великий композитор Сергей Прокофьев в поэзии Марины Ивановны отмечал присутствие пульсирования ритма, ускоренного биения крови. Кроме того, стиль Цветаевой - воплощение в словах экзальтации, экстаза, надрыва. Поэтому в стихотворении «Никто ничего не отнял. » - обилие восклицательных знаков и тире. Строки получаются энергичными, экспрессивными. Тем не менее, произведение выходит очень женским. Особенно ярко это выражено в заключительной строфе:

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел Вам вслед…

Целую Вас - через сотни

«Никто ничего не отнял. » М.Цветаева

«Никто ничего не отнял!…» Марина Цветаева

О. Э. Мандельштаму

Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих верст.

На страшный полет крещу Вас:
Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь,
Юный ли взгляд мой тяжел?

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих лет.

Анализ стихотворения Цветаевой «Никто ничего не отнял!…»

Первая встреча Цветаевой и Мандельштама состоялась в 1915 году в Коктебеле. Тесно общаться они стали несколько позже — в начале 1916-го, когда поэтесса приехала в Петербург. Жажда проводить время вместе у молодых людей была настолько сильной, что Осип Эмильевич последовал в Первопрестольную вслед за Мариной Ивановной. В течение следующих шести месяцев он регулярно навещал Цветаеву. Летом Мандельштам фактически сбежал в Крым, не желая более искать свиданий с поэтессой. Впоследствии им приходилось пересекаться, но во встречах этих не было трепета, взаимного восхищения, влюбленности, как в период с февраля по июнь 1916 года. К тому времени относятся стихотворения, которые литераторы посвятили друг другу: три произведения Мандельштама и десять — цветаевских.

Именно Осипу Эмильевичу адресовано знаменитое «Никто ничего не отнял. ». В нем лирическая героиня уверена в невероятной силе настоящих чувств. Истинная любовь дает человеку возможность преодолеть все преграды, среди которых — расстояние в сотни верст, в сотни лет. Полное погружение в стихию чувств — важнейшая черта личности лирической героини. Ей необходимо буйство страстей, тогда и разлука будет нипочем. В стихотворении Цветаева называет Мандельштама «молодым Державиным». Спустя много лет она немного пояснит это сравнение в статье «Поэт-альпинист», посвященной практически забытому сейчас Николаю Гронскому. По мнению Марины Ивановны, «у Мандельштама Державин именно - традиция, словесная и даже словарная». То есть Осип Эмильевич пишет как Гавриил Романович, но не дышит его воздухом.

«Никто ничего не отнял. » — произведение необыкновенно музыкальное, что вообще характерно для творчества Цветаевой. Сама поэтесса свои стихотворения сравнивала с песнями. Как-то раз она сказала короткую, но очень точную фразу: «Пастернак в стихах видит, а я слышу». Великий композитор Сергей Прокофьев в поэзии Марины Ивановны отмечал присутствие пульсирования ритма, ускоренного биения крови. Кроме того, стиль Цветаевой — воплощение в словах экзальтации, экстаза, надрыва. Поэтому в стихотворении «Никто ничего не отнял. » — обилие восклицательных знаков и тире. Строки получаются энергичными, экспрессивными. Тем не менее, произведение выходит очень женским. Особенно ярко это выражено в заключительной строфе:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих лет.

Слушать стихотворение Цветаевой Никто ничего не отнял

«Никто ничего не отнял!…» Марина Цветаева

О. Э. Мандельштаму

Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих верст.

На страшный полет крещу Вас:
Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь,
Юный ли взгляд мой тяжел?

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих лет.

Анализ стихотворения Цветаевой «Никто ничего не отнял!…»

Первая встреча Цветаевой и состоялась в 1915 году в Коктебеле. Тесно общаться они стали несколько позже — в начале 1916-го, когда поэтесса приехала в Петербург. Жажда проводить время вместе у молодых людей была настолько сильной, что Осип Эмильевич последовал в Первопрестольную вслед за Мариной Ивановной. В течение следующих шести месяцев он регулярно навещал Цветаеву. Летом Мандельштам фактически сбежал в Крым, не желая более искать свиданий с поэтессой. Впоследствии им приходилось пересекаться, но во встречах этих не было трепета, взаимного восхищения, влюбленности, как в период с февраля по июнь 1916 года. К тому времени относятся стихотворения, которые литераторы посвятили друг другу: три произведения Мандельштама и десять — цветаевских.

Именно Осипу Эмильевичу адресовано знаменитое «Никто ничего не отнял!..». В нем лирическая героиня уверена в невероятной силе настоящих чувств. Истинная любовь дает человеку возможность преодолеть все преграды, среди которых — расстояние в сотни верст, в сотни лет. Полное погружение в стихию чувств — важнейшая черта личности лирической героини. Ей необходимо буйство страстей, тогда и разлука будет нипочем. В стихотворении Цветаева называет Мандельштама «молодым Державиным». Спустя много лет она немного пояснит это сравнение в статье «Поэт-альпинист», посвященной практически забытому сейчас Николаю Гронскому. По мнению Марины Ивановны, «у Мандельштама Державин именно - традиция, словесная и даже словарная». То есть Осип Эмильевич пишет как Гавриил Романович, но не дышит его воздухом.

«Никто ничего не отнял!..» — произведение необыкновенно музыкальное, что вообще характерно для творчества Цветаевой. Сама поэтесса свои стихотворения сравнивала с песнями. Как-то раз она сказала короткую, но очень точную фразу: «Пастернак в стихах видит, а я слышу». Великий композитор Сергей Прокофьев в поэзии Марины Ивановны отмечал присутствие пульсирования ритма, ускоренного биения крови. Кроме того, стиль Цветаевой — воплощение в словах экзальтации, экстаза, надрыва. Поэтому в стихотворении «Никто ничего не отнял!..» — обилие восклицательных знаков и тире. Строки получаются энергичными, экспрессивными. Тем не менее, произведение выходит очень женским. Особенно ярко это выражено в заключительной строфе:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас - через сотни
Разъединяющих лет.