Что такое закономерность определение. Что такое закономерность, какие они бывают

Инструкция

Выделите все семь колонок, далее выберите: «Вставка» - «Диаграмма» - «График», нажмите кнопку «Далее», потом «Готово». Вы увидите все семь графиков, при этом сразу будет видно, присутствует ли в собранных данных -то закономерность. Если она есть, все графики будут очень . Если нет, значит, явной закономерности выявить не удалось.

Для точного анализа собранных данных следует использовать статистические программы. В сети можно найти программы практически под любую задачу. Многие из них платные, но есть и множество бесплатных утилит, среди которых вполне можно найти подходящую.

Видео по теме

Источники:

  • Бесплатные статистические программы

«Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов», – говорил Гельвеций. Действительно, многие события в нашем мире подчиняются неким общим схемам, регулирующим явления природы, этапы развития человека и общества в целом. Такую объективную взаимосвязь событий, повторяющуюся при определенных обстоятельствах, называют закономерностью – в противоположность случайным, хаотичным событиям. Впрочем, граница между случайностью и закономерностью порой довольно размыта.

Инструкция

Существуют философские теории, согласно которым, мир – это хаотическое нагромождение фактов и событий. Согласно другим теориям, все вокруг нас разумно, упорядочено и подчиняется определенным закономерностям. Как говорил мастер Йода, случайности не случайны, а то, что кажется хаосом – это лишь те , которые пока не удалось выявить.

Постичь все закономерности окружающего нас мира трудно потому, что они редко проявляются в чистом виде. Явление может подчиняться закономерности первого порядка, а потом измениться под влиянием более глубокой закономерности второго порядка. Такая ситуация может создать впечатление неопределенности, случайности. «Царице закономерностей» математике повезло: в ее царстве они столь стабильны и постоянны, что переросли в ранг законов. Например, сумма углов треугольника равняется 180 градусам, независим от того, какой треугольник рассматривать. Такие закономерности называют статистическими. А вот в обществе, где действуют разнонаправленные процессы, нет таких четких правил. Например, известно, что в среднем дольше . Но азербайджанец Ширали Мислимов, проживший 168 лет, и другие -долгожители делают эту закономерность недействительной в отдельных случаях. Это динамической закономерности.

Закон - внутренняя существенная и устойчивая связь яв­лений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На ос­нове знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Закон выражает одну из сторон сущности, познание которой в теории совпадает с переходом от эмпирических фак­тов к формулировке законов изучаемых процессов.

В объективном мире встречаются различные типы зако­нов. Одни из них выражают функциональную взаимосвязь меж­ду свойствами объекта (например, закон взаимосвязи массы и энергии), другие - взаимосвязь между самими материальными объектами в больших по размерам системах (например, закон электромагнитных и гравитационных взаимодействий), между самими системами либо между различными состояниями.

Законы различаются также по степени общности и сфере действия. Частные или специфические законы выражают связь между конкретными физическими, химическими или биологи­ческими свойствами тел. Всеобщие законы выражают взаимо­связь между универсальными свойствами и атрибутами материи. Они проявляются на всех известных структурных уровнях мате­рии и изучаются философией.

Все явления в мире подчиняются определенным законам, т.е. все обусловлено (детерминировано) объективными закона­ми. Существуют различные формы и законы детерминации. Ес­ли предшествующие состояния системы однозначно предопре­деляют ее последующие состояния, то изменение такой системы подчиняется динамическим законам, однозначной детермина­ции. Если же в сложной системе предшествующие состояния определяют последующие неоднозначно, то изменение такой системы подчиняется вероятностно-статистическим законам.

В природе законы реализуются бессознательно, в резуль­тате объективного взаимодействия материальных тел. В общест­ве все социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору. Реализация закона зависит от наличия соответствующих усло­вий, а создание последних обеспечивает переход следствий, вы­текающих из закона, из сферы возможного в сферу действительного Но люди при этом не создают сами законы, а только ограничивают или расширяют сферу их действия в соответствии со своими потребностями и интересами. Законы же существуют объективно, независимо от сознания людей, как выражение не­обходимых, существенных, внутренних отношений между свой­ствами вещей или различными тенденциями развития.

Научный закон - это знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективной реальности). Эмпирические законы, получаемые из опыта, имеют лишь относительное значение, поскольку они имеют силу только при определенных условиях и всегда лишь в том случае, когда даны определенные предпосылки. Возмож­ность устанавливать законы, т.е. вскрывать закономерные отно­шения, в естественных науках выше, чем в науках о духе (исто­рии, языкознании и т.д.), потому что в естественных науках можно легче и полнее учесть все факторы, определяющие какое-либо событие или состояние, и рассмотреть связь условий. Яв­ления происходят не вследствие какого-либо закона, они не вы­зываются законом, а всегда бывают следствием соответствую­щих законов. Человек, как часть природы, сам подчинен естест­венному закону, в котором он не может ничего изменить. Но благодаря своему знанию природы он может внутри известных границ подчинить себе ее собственную закономерность, создав условия, при которых в соответствии с определенным естест­венным законом следует определенное событие.


Закономерность представляет собой совокупность взаимо­связанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчи­вую тенденцию или направленность в изменениях системы. По­средством раскрытия закономерностей, действующих в мире, достигается предвидение будущего, осуществляется претворе­ние теории в практику. Отраженные в мышлении закономерно­сти составляют сердцевину любой науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ - относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. На знании закономерностей соответствующих явлений основываются как объяснения в науке, так и научные предвидения. Различают закономерности эмпирические и теоретические. Первые представляют собой непосредственное опытных фактов, вторые характеризуют более глубокое проникновение в основания исследуемых процессов, и их теоретическое воспроизведение опирается на систему понятий высокой степени общности. Ведущей формой выражения законов науки является . Познание закономерностей реального мира составляет не только первейшую задачу науки, но и основу целесообразной деятельности человека.

В философско-методологическом плане особенно важно представлений закономерности, прежде всего разработка теоретико-вероятностных методов исследования и представлений о статистических закономерностях. Ранее знала только один закономерностей, которые первоначально получили динамических (ныне их называют закономерностями жесткой детерминации). Представления о классе закономерностей жесткой детерминации сформировались в ходе развития классической физики. Фактически под этими закономерностями понимаются закономерности, в логическом отношении подобные законам механики. В качестве определяющей черты этих закономерностей рассматривается строго однозначный соответствующих связей и зависимостей. Однозначный характер связей означает их концептуальную (качественную) равноценность: любая , независимо от природы и структуры рассматриваемых процессов, в равной мере признается необходимой. Соответствующая философская получила название лапласовского (см. П. Лаплас), или классического, мира.

С развитием теоретико-вероятностных методов исследования выявилась ограниченность законов жесткой детерминации. Были выработаны представления о новом классе закономерностей - о статистических закономерностях. В общем случае статистические системы суть системы, образованные из независимых или квазинезависимых сущностей. Структура этих систем характеризуется распределениями вероятностей, а статистические закономерности выражаются на языке вероятностных распределений - как законы взаимосвязи между распределениями различных величин, характеризующих объекты исследования, и как законы изменения этих распределений во времени.

Статистические системы обладают рядом особенностей. Весьма существенно, что наличие устойчивости, в пове

дении независимых сущностей (элементов систем) придают внешние , внешние воздействия. Другой важнейшей особенностью статистических систем является иерархии и субординации. Основная задача статистических исследований и заключается в раскрытии законов взаимосвязи между миром элементарных сущностей (их свойствами) и целостными характеристиками таких систем. Эти взаимосвязи уже не укладываются в рамки координации, а включают иерархическую компоненту.

Представления о закономерностях жесткой детерминации и о статистических закономерностях фактически представляют собой два “крайних” вида закономерностей, характеризующих некоторые предельные, а значит, простейшие состояния изучаемых явлений и объектов. Для более сложных представлений о закономерности характерен жесткости (однозначности) и независимости (случайности). Так, представители нижегородской школы анализа нелинейности считают фундаментальной проблему “связи динамических и статистических законов физики, прежде противопоставлявшихся друг другу” (Гапонов-Грехов А. В., Рабинович М. И. Нелинейная . Стохастичность и структуры.- В кн.: Физика XX века. Развитие и перспективы. М., 1984, с. 228). Об аналогичном подходе говорят И. Пригожий и И. Стенгерс: “Мы должны отыскать узкую тропинку, затерявшуюся где-то между двумя концепциями, каждая из которых приводит к отчуждению: концепцией мира, управляемого законами, не оставляющими места для новации и созидания, и концепцией, символизируемой Богом, играющим в кости, концепцией абсурдного, акаузального мира, в котором ничего нельзя понять” (Пригожин И-, Стенгерс И. Время, квант. М., 1994, с. 261). Раскрытие новых законов - законов функционирования и поведения сложноорганизованных систем - ведет к изменениям в наших представлениях о структурной организации мира.

Ю. В. Сачков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЗАКОНОМЕРНОСТИ" в других словарях:

    Закономерности - 21. Закономерности пространственной изменчивости водопроницаемости трещиноватых оснований гидротехнических сооружений/ Л.А. Аронова, Л.Д. Белый, С.П. Раевский, М.В. Рац и др.// Труды коорд. совещ. по гидротехнике/ ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева. 1970.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку - Закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку (laws of transition from plan to market economy) выявленный историческим опытом факт: во всех без исключения странах бывшего СССР и Восточной Европы, совершивщих в конце… … Экономико-математический словарь

    Закономерности военно-педагогического процесса - основная форма теоретического знания в военной педагогике. Закономерность понятие, близкое к закону. Помимо необходимых, существенных, устойчивых, повторяющихся отношений она включает и общую тенденцию развития страны. В военно педагогическом… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Закономерности общие функционирования языковых единиц в функциональных стилях - заключаются в строгой количественной (стилостатистической) зависимости употребления языковых единиц определенной семантики от обусловливающих это употребление экстралингвистических факторов. На основе анализа большого объема фактического… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    закономерности обучения - mokymo dėsningumai statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo proceso psichologiniai, pedagoginiai, filosofiniai, ekonominiai, technologiniai pamatai, sudaromi remiantis nustatytais nuolatiniais mokymo tikslų, turinio, priemonių ir metodų… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Закономерности воспитания (обучения) - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания). (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 416) … Педагогический терминологический словарь

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ - объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения или взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование систем управления … Большой экономический словарь

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ - устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности, а также зависимость уровня развития личности от целей, принципов, методов … Профессиональное образование. Словарь

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. 3. п. п. могут обусловливаться соц. условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях… … Педагогический словарь

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ - – действие объективных законов развития науки как системы, важнейшими из которых являются: 1) чередование эволюционных этапов её развития с качественными скачками, революционными изменениями её содержания, структуры и социально культурных… … Философия науки и техники: тематический словарь

Книги

  • Закономерности гидрологических процессов , Алексеевский Н.И.. В монографии дана характеристика базовой терминологии науки`гидрология`, применяемой при изучении гидрологических объектов и процессов на поверхности суши. В нейрассмотрены основные…

Прежде всего договоримся, о чем идет речь.

Между 1917 и 1991 гг. 14 стран в разных частях света отказались от рыночной экономики и перешли к строительству социалистического планового хозяйства. К концу 1980-х гг. этот эксперимент в большинстве стран показал негативные результаты, и начался процесс обратного перехода к рыночной экономике, которая в этот период в других странах доказала свои преимущества. Обратный переход для ряда бывших социалистических стран оказался связан с серьезными потрясениями, а некоторые из них распались, в силу чего опыт и закономерности перехода к рыночной экономике мы можем изучать в 31 стране (если учесть, что в двух странах – Куба и Северная Корея – обратный переход не происходил).

В западных странах, в международных экономических организациях, обсуждая проблемы перехода (transition), нередко страны с переходной экономикой (транзитники) трактуют расширительно, присовокупляя к ним и так называемые страны с развивающимися рынками. Рекомендуя те или иные меры оздоровления и оживления экономики, ставят в один ряд множество стран с несовершенными рыночными институтами, у одних – в связи с пережитым социалистическим экспериментом, у других – из-за общего низкого уровня развития и феодальных пережитков. Заметим, что эти два множества пересекаются.

Договоримся, что здесь мы ведем речь только о первых – о бывших социалистических странах и о процессах их трансформации.

Еще один вопрос: если даже закономерности существуют, стоит ли еще их изучать. Ведь этот вопрос представлял особый интерес тогда, когда переходные процессы только начинались и когда знание их закономерностей могло помочь при выработке политики. Но тогда опыта не было и доступны были либо догадки, либо предположительные выводы из общих теоретических положений.

Сейчас переходный период где закончился, а где пройден в значительной мере. Возможные ошибки уже совершены. В силу этого интерес к закономерностям перехода во многом кажется уже историческим. По крайней мере если исходить из того, что в будущем не найдется стран, которые захотят повторить социалистический эксперимент в надежде, что у них получится лучше.

Тем не менее анализ закономерностей перехода представляет и теоретический, и практический интерес. Во-первых, переходный период во многих странах еще далек от завершения и, зная закономерности – что возможно и что невозможно, легче строить политику, строить планы в отношении того, что еще предстоит сделать. Во-вторых, о прошедших и предстоящих реформах не прекращаются идеологические споры. Во многих странах определенными группами лиц констатируется провал реформ по причине неправильной политики, которая признается главным, едва ли не единственным фактором успеха или поражения независимо от того, с какими она сталкивалась ограничениями. А уж с тем, насколько распространены подобные оценки, связаны и серьезные политические следствия: какие деятели могут работать в правительстве, а какие нет, кого подвергнуть остракизму, несмотря на выдающиеся профессиональные и политические качества, и кого выдвигать.

Поэтому мы посвятим главу закономерностям переходного периода. Накопленный опыт позволяет утверждать, что, несмотря на разнообразие условий в разных странах, они существуют. В то же время последующее изложение не претендует на исчерпывающий характер.