Что такое дольник. Дольники Фета

В строках стиха чередоваться могут не стопы, а ритмические доли, имеющие по одному ударению. Доли эти могут быть равносложными (в первой и третьей строках), но могут иметь и разное количество слогов (во второй и четвертой строках). Такой стих носит название дольника. Классические образцы его дает поэзия Фета:

Измучен жизнью, коварством надежды,

Когда им в битве порой уступаю,

И днем, и ночью смежаю я вежды

И как-то странно порой прозреваю.

Дольник еще не потерял связи с силлабо-тоническими размерами. В основе его лежит тот или иной силлабо-тонический размер (амфибрахий — в приведенном выше примере), нарушаемый пропуском одного из двух слогов, расположенных между ударениями. Паузы, образовавшиеся на месте обрывающегося ряда закономерно повторяющихся слогов, дробят стихотворную строку на несколько отрезков — ритмических долей. Роль безударных слогов в ритмической организации стиха снижена. В то же время усиливается значение ударений, организующих отрезки стихотворной строки от одной паузы до другой.

Как и в разобранном выше стихе Тютчева, ритм дольников организуется выравненностью ударений не только по месту, но и по количеству их в стихотворной строке. Однако в стихе Тютчева изменение присущей силлаботонике системы ударений не имело принципиально нового характера. Здесь еще слишком велика подчиненность новых по своей структуре строк ямбической схеме, лежащей в основе ритма стихотворения. Но уже в этом стихе наметились возможности ритмической организации речи по качественно новым принципам.

В дольнике эти возможности получили дальнейшее развитие. Характерная для силлабо-тонического (слогоударного) стиха равносложность стихотворных строк здесь отсутствует. Это вызвано тем, что количество слогов между ударениями различно. Однако различия эти очень незначительны. Обычно пропускается лишь один из двух слогов, расположенных между ударениями в трехсложных размерах.

Итак, в дольнике стихотворная строка состоит из ритмических долей. В том случае, если доли эти неравносложны, между ними возникает пауза. Но при этом строка сохраняет ритмическую целостность. Этому способствует, во-первых, ясно чувствующаяся здесь трехсложная основа ритма и, во-вторых, замыкающая строку пауза, значительно более сильная, чем паузы внутристрочные, и к тому же подкрепленная рифмой.

Дольники Фета характеризуются повторением пауз на вполне определенных местах строки. Здесь, таким образом, закрепляется место не только ударений, но и пауз.

ДОЛЬНИК - иначе паузник - вид тонического стиха, в единицах к-рого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать, напр.:

«Дней бык пег,
Медленна лет арба,
Наш бог бег,
Сердце наш барабан».(Маяковский).

Общая формула XU`XU`XU` и т. д. (U` - ударные слоги, X - безударные; величина X - переменна; X = 0, 1, 2, 3...). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный Д., трехударный, четырехударный и т. д. Такой вид стиха характерен для яз. с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций Д., в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации Д. не сохраняют равного числа ударений, напр. многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.
В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой (напр. уже у Сумарокова показан отчетливый пример дольника - «Хоры ко превратному свету»). По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который - за вычетом музыкальной его стороны - подходит под приведенную формулу Д. (именно от народного стиха аргументировал и теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812) и практически («Реки», перев. из Конфуция и др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника). В известном смысле близки к Д. и трехсложные размеры (см.) силлабо-тонического стихосложения, в к-рых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к Д. (напр. русский гекзаметр). В русской поэзии Д. культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользуется в современной поэзии (см. не совсем удачные главы о Д. во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184 и следующие).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

дольник

дольника, м. (лит.). Стихотворный размер с произвольным неравным числом неударных слогов между ударными, напр.: В густой | траве | пропадёшь | с головой.

В тихий дом | войдёшь | не стучась. Блок.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

дольник

А, м. (спец.). В стихосложении: промежуточная форма между силлабо-тоническим и тоническим стихом. ДОЛЬНЫЙ1-2 дол и доля.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

дольник

м. Вид тонического стиха, ритмические строки которого соизмеряются по числу ударных слогов при свободном количестве и местоположении безударных слогов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дольник

промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов ("Черный ворон в сумраке снежном", А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с нач. 20 в.

Дольник

паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием сильных мест (иктов) и слабых мест (междуиктовых интервалов); сильным местам соответствуют, как правило, ударные слоги, слабым ≈ безударные. Но объём междуиктовых интервалов в Д., в отличие от силлабо-тонических размеров, не постоянный, а переменный и колеблется в диапазоне 1≈2 слогов; различные сочетания односложных и двухсложных интервалов образуют ритмические вариации Д. В чтении разница объёмов односложных и двухсложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами, но может и не компенсироваться вовсе. Аналогичные размеры существуют также в английском, немецком и др. стихосложениях. В русской поэзии первые пробы Д. появляются в романтической лирике 19 в. (М. Ю. Лермонтов, А. А. Григорьев, А. А. Фет); в широкое употребление Д. входит с начала 20 в. (после А. А. Блока и А. А. Ахматовой). Пример четырёхиктного Д.:

«Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою».

(А. А. Блок).

Лит.: Гаспаров М., Русский трехударный дольник 20 в., в сб.: Теория стиха, Л., 1968.

Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú - ударные слоги, X - безударные; величина X - переменна; X = 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке, от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.

Ниже приведены примеры дольников.

Я зажгла заветные свечи

И вдвоём, с ко мне не пришедшим,

Сорок первый встречаю год,

Но Господняя сила с нами,

В хрустале утонуло пламя

И вино, как отрава жжёт…

Анна Ахматова, « Поэма без героя »

Его встречали повсюду

На улицах в сонные дни.

Он шел и нес свое чудо,

Спотыкаясь в морозной тени.

Александр Блок

Дольник (Великопольское воеводство)

Дольник - село в Польше, входит в Великопольское воеводство, Злотувский повят, Гмина Краенка. Население 160 человек.

Примеры употребления слова дольник в литературе.

В этой схватке Бабак и Дольников сбили по два самолета, а Дмитрий Глинка - три.

Дольников приказал второй паре набрать высоту, а своей пошел в лобовую атаку.

Они шли по городу, и Сырцов старательно не замечал того, на что Дольников взирал с преувеличенным вниманием - на взломанные и разграбленные лавки, магазины, квартиры.

Когда вошел Дольников , Сырцов сидел за столом, низко склонившись над картой.

Более урегулированным, чем тактовик, является еще один метр, переходный между силлабо-тоникой и тоникой, - дольник , излюбленный метр русских символистов, а также К.

Возьмем какойнибудь известный текст, написанный 4-ударным дольником , и попробуем туда подставить эту строку.

Уже год воюет в составе армии Буденного бывший поручик, а ныне начальник штаба 17-го отдельного кавалерийского полка Михаил Дольников , а все не может привыкнуть к разношерстной толпе - кто в рваной шинели и ботинках на босу ногу, кто в пальто и дорогих шевровых сапогах, снятых с расстрелянных офицеров, кто в матросских бушлатах, - именующейся Первой Конной армией.

Возвращается будто бы он, Миша Дольников , из кадетского корпуса домой, а на станции его ждет бричка, и сидит в ней их старший конюх дядька Егор и улыбается широкой, доброй улыбкой: знает, как будет доволен Миша, увидев, что в бричку впряжен его любимец, орловский рысак Тибет.

На крыльце, по-хозяйски расставив ноги, сияя благогодной ослепительной улыбкой, стоял Дольников , а перед ним, обнажи и головы, радостно шумела крестьянская толпа.

Вышеславцев и поручик Дольников , раненный в плечо, попали за решетку лагеря Штральзунд, расположенного на берегу Северного моря.

Я ее не отрицаю, - сухо, ответил Дольников , не желавший продолжать разговор на столь щекотливую тему.

Съезд русских землевладельцев объединил не только помещиков, но и мужиков, - проговорил Дольников , изрядно подумав.

Поэтому не бросился в объятия, как ожидал Дольников , отделался рукопожатием и, чтобы оправдать свое поведение, вытащил из-под стола и показал босые ноги.

И Вышеславцев человек слова, и если он, Дольников , возьмет с него это слово, то можно быть уверенным, что их разговор дальше порога этой хаты не уплывет.

Вышеславцев Дольников а нп о чем не просил, да и просить не мог - воспитан был в другом духе, а Дольников ничего ему и но предлагал, ибо прекрасно знал, что на подобное предложение ему ответили бы презрительной полуулыбочкой, поэтому и солгал Сырцову.

В русском классическом стихе, ведущем свое происхождение от М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского, доминировали строгие законы метрики и ритмики, господствовали пять силлабо-тонических метров: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. Практически до начала XX в. поэзия осваивала силлабо-тонический стих (см. Стихосложение).

Но вместе с тем не могло не ощущаться, что этими метрами и ритмами не исчерпывается богатство звучания стихотворной речи, что в ней есть возможности, которые остаются вне сферы действия силлаботоники. Для строгих филологов Ломоносова и Тредиаковского, для переимчивого А. П. Сумарокова и экспериментатора А. А. Ржевского главной задачей было закрепить в сознании читателей незыблемость законов метрики и ритмики. Поэты же с обостренным чувством живого языка, естественного звучания стихотворной речи не могли не ощущать рядом с собой присутствия совсем других законов организации стиха - прежде всего законов народной песни. Отсюда идут ритмические эксперименты Г. Р. Державина. Пока еще в очень малых масштабах, на очень ограниченном материале начиналось «расшатывание» классической метрики, появлялись новые ритмы.

Первыми подступами к «неклассической» метрике, видимо, следует считать появление различных «вольностей» в метрике классических сочетаний разных трехсложных размеров в пределах одного стихотворения, появление сильных внеметрических ударений в хорее.

В еще большей степени удаляются от силлаботоники так называемые логаэды - стихи, в которых ударения распределены по заранее заданной схеме, не совпадающей ни с одним силлабо-тоническим метром:

Ты клялася верною быть вовеки, Мне богиню нощи дала порукой; Север хладный дунул один раз крепче, - Клятва исчезла. (А. Н. Радищев)

В этих «Сафических строфах» ударения падают в первых трех стихах каждой строфы на 1,3, 5, 8, 10‑й слоги, в четвертых же - на 1‑й и 4‑й. Чаще всего логаэды были подражаниями античным размерам. Гораздо реже появлялись логаэды, отражавшие естественное чувство ритма поэта:

На ту знакомую гору Сто раз я в день прихожу; Стою, склоняяся на посох, И в дол с вершины гляжу. (В. А. Жуковский, из И. В. Гёте) Они любили друг друга так долго и нежно, С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной! (М. Ю. Лермонтов, из Г. Гейне)

В первом примере во всех стихах ударения падают на 2, 4 и 7‑й слоги, во втором - на 2, 4, 7, 9 и 11‑й слоги.

Следующей степенью «освобожденности» явился дольник - метр, в котором при соблюдении разного количества сильных мест внутри стиха количество слабых мест (безударных слогов) между ними колеблется, составляет то один, то два, и предсказать заранее, сколько этих слогов будет в следующем стихе, невозможно:

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. (А. А. Ахматова)

Первые два стиха задают нам инерцию трехстопного анапеста, мы готовы услышать тот же размер и в третьем стихе, но вместо этого слышим ударения на 3, 6 и 8‑м (а не 9‑м!) слогах. А в следующем стихе - еще одна вариация: под ударением находятся 3, 5 и 8‑й слоги. Эти два стиха не анапест, но они и не хорей, и не какой-нибудь другой из силлабо-тонических метров. Это - дольник.

Пример из Ахматовой дает нам самый простой образец, более всего схожий с каким-либо из классических размеров. Но есть у дольника формы, уже вовсе не похожие на силлаботонику:

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. (А. А. Блок)

Единственная закономерность такого стиха - в нем три ударения (поэтому он называется трехударным или трехиктным дольником), но количество безударных слогов между ними (и до первого ударного) свободно колеблется в пределах 1-2 слога. В процитированных блоковских стихах эти слоги распределяются по строкам так: 1-, 1-2, 2-1-2, 1-2-1 и 1-1-2 слога.

Мы не случайно говорим о том, что постоянным элементом в дольнике являются сильные места, и не ударные слоги. Как и в силлабо-тонических размерах, в дольнике не обязательно на всех сильных местах бывают ударения:

Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся… (А. А. Ахматова)

В третьем стихе здесь не три ударения, как должно быть по теории, а всего два. Одно ударение «пропущено», и межударный интервал увеличивается до 5 слогов. Однако ритмическая инерция дает нам возможность услышать, что здесь нет никакого «отступления», что перед нами тот же самый трехиктный дольник, в котором одно из сильных мест (на 6‑м слоге) не заполнено ударением.

Внутри одного метра - дольника - мы находим значительное число ритмических вариаций, то приближающих его к какому-либо более урегулированному стиху (к классическому размеру или логаэду), то более свободных. Скажем, в ранних стихах М. И. Цветаевой нередко дольник окостеневает в логаэд:

Тяжело ступаешь и трудно пьешь, И торопится от тебя прохожий. Не в таких ли пальцах садовый нож Зажимал Рогожин.

Сочетание четырех- и двухиктного дольника одинаковых формсильными местами на 3, 5, 8 и 10‑м слогах для четырехиктного, на 3‑м и 5‑м для двухиктного) будет повторяться на протяжении всего стихотворения.

Однако интервалы между сильными местами могут не ограничиваться 1-2 слогами, а варьироваться для разных форм в диапазоне 0-1-2 или 1-2-3 слога. Такой стих называется тактовиком:

Летают валькирии, поют смычки. Громоздкая опера к концу идет. С тяжелыми шубами гайдуки На мраморных лестницах ждут господ. Уж занавес наглухо упасть готов, Еще рукоплещет в райке глупец, Извозчики пляшут вокруг костров. Карету такого‑то! Разъезд. Конец. (О. Э. Мандельштам)

Это пример хорошо урегулированного тактовика, который сводится к двум формам: с сильными местами на 2, 5, 9 и 11‑м слогах (строки 1, 2, 5 и 8) и на 2, 5, 8 и 10‑м слогах (строки 3, 4, 6 и 7, причем только в стихе 3 нет ударения на сильном месте). Тактовик может быть и значительно более свободным:

По городу бегал черный человек. Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу. Медленный, белый подходил рассвет, Вместе с человеком взбирался на лестницу. (А. А. Блок)

Своеобразной формой тактовика является стих русских былин, исторических песен и литературных подражаний им. К дольнику в своем творчестве часто обращались С. Есенин, Я. Смеляков, Е. Евтушенко и многие другие.

Дольник

Дольник

ДОЛЬНИК - иначе паузник - вид тонического стиха, в единицах к-рого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать, напр.:

«Дней бык пег,
Медленна лет арба,
Наш бог бег,
Сердце наш барабан». (Маяковский).

Общая формула XU`XU`XU` и т. д. (U` - ударные слоги, X - безударные; величина X - переменна; X = 0, 1, 2, 3...). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный Д., трехударный, четырехударный и т. д. Такой вид стиха характерен для яз. с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций Д., в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации Д. не сохраняют равного числа ударений, напр. многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.
В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой (напр. уже у Сумарокова показан отчетливый пример дольника - «Хоры ко превратному свету»). По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который - за вычетом музыкальной его стороны - подходит под приведенную формулу Д. (именно от народного стиха аргументировал и теоретически («Опыт о русском стихосложении», 1812) и практически («Реки», перев. из Конфуция и др.) Востоков, отстаивавший введение в русскую поэзию дольника). В известном смысле близки к Д. и трехсложные размеры (см.) силлабо-тонического стихосложения, в к-рых схемное число безударных между ударными в ряде случаев не соблюдалось, благодаря чему они представляли собой образование, близкое к Д. (напр. русский гекзаметр). В русской поэзии Д. культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользуется в современной поэзии (см. не совсем удачные главы о Д. во «Введении в метрику» В. М. Жирмунского, стр. XXX, 184 и следующие).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Дольник" в других словарях:

    Дольник Виктор Рафаэльевич В. Р. Дольник Дата рождения: 13 января 1938 года Место рождения: г. Свердловск Гражданство: РФ Научная сфера: Биология Место работы … Википедия

    Промежуточная форма между силлабо тоническим и чисто тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1 2 слогов (Черный ворон в сумраке снежном, А. А.… … Большой Энциклопедический словарь

    Стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Д. (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА) представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов,… … Энциклопедия культурологии

    ДОЛЬНИК, дольника, муж. (лит.). Стихотворный размер с произвольным, неравным числом неударных слогов между ударными, напр.: «В густой | траве | пропадёшь | с головой. || В тихий дом | войдёшь | не стучась.» А.Блок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ДОЛЬНИК, а, муж. (спец.). В стихосложении: промежуточная форма между силлабо тоническим и тоническим стихом 1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 паузник (2) стих (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дольник (значения). Дольник (ранее иногда употреблялся термин паузник) вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними… … Википедия

    дольник - вид стиха, в котором при соблюдении равного количества ударных слогов внутри строки количество безударных колеблется между ударными от одного до двух трех. Дольник является своеобразной промежуточной формой между силлабо тоническим и тоническим… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Как и силлабо тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей , Дольник В.Р.. Почему многие наши пристрастия странны для окружающих и необъяснимы для нас самих? Почему несколько лет детства значат для нас не меньше, чем вся остальная жизнь? Почему подростки любят…