Что делать с сотрудником хамом. Как отвечать руководителюна грубость, бестактность и хамство подчиненных

Светлана Румянцева

Проводя большую часть жизни на работе, хочется взаимопонимания и человечности в отношениях с коллективом. Желание понятное, но не всегда осуществимое. Хамство на работе – не редкость. Деловая этика поддерживается не всеми организациями. Переход на личности и грубое поведение бьет по самооценке сотрудника, переживания отвлекают от дел, работоспособность падает.

В чем причина хамства и как противостоять грубиянам? Вам предстоит освоить методы защиты и предотвращения неуместного поведения в коллективе.

Признаки нездорового коллектива

Грубость на работе во многих случаях является следствием неумелого управления. Люди в коллективе объединяются в единый организм. Поведение одного сотрудника влияет на работу остальных. Чтобы ответить на хамство, определите причину его появления. Начинать нужно с анализа рабочего климата.

Хамство расцветает там, где забыта деловая этика. Определить нездоровый коллектив просто. Его главные черты:

Безразличие сотрудников к работе, отношениям среди коллег, событиям в деловой жизни коллектива. Сказать грубость легко, если человек не уважает и не ценит коллег, подчиненных или начальство.
Нервозность и раздражительность. Появляется в коллективах с неэффективной организацией работы и отдыха. и грубость вырывается наружу.
Зависть к чужим успехам. В коллективе завистников и сплетников шепотки за спиной и явное хамство в лицо – обычное дело.
Отторжение новых членов коллектива. Застой оказывается гарантом стабильности. Новый сотрудник – это головная боль и вестник перемен. Проще задавить новичка грубостью.
Перекладывание ответственности. В случае неприятностей, члены коллектива сваливают вину друг на друга, пробуждая агрессию в своих рядах.
Тяжелые отношения с руководителем. Начальник задает вектор делового общения. Если он грубит подчиненным, то в рядах сотрудников сложится неблагоприятная психологическая обстановка.

В подобной ситуации единственный эффективный выход – это лечение коллектива. Противостоять толпе в одиночку не выйдет, она снесет и задавит смельчака. Если вам дорога работа и должность, придется принять звериные законы и заняться укреплением нервной системы. Когда терять нечего, действуйте: переведитесь в другой отел, займитесь поиском новой работы.

Причины хамства

Хамство – это грубое, резкое и неуместное поведение. У каждого человека свои критерии оценки. Бывалый вояка примет жесткое замечание, как норму, в отличие от чувствительной барышни. Прежде чем совершать необдуманные поступки, присмотритесь к грубияну внимательнее. Определите, какие скрытые мотивы им движут.

Желание выделиться

Страдающий дефицитом внимания человек старается завоевать его любым способом. Не имеет значения, получит он поддержку и одобрение, или будет осужден коллективом. Внимание – это единственная цель грубого поведения.

Самоутверждение

Унизив человека грубым высказыванием, хам пытается . Хамский диалог он воспринимает, как сражение за право быть сильнейшим. Движущая сила этого человека – комплекс неполноценности.

Грубость – это выход напряжения. Нервная система изнашивается, слабеет самоконтроль и негатив выливается на окружающих. Один резкий выпад не стоит пристального внимания. Но человек, постоянно, представляет опасность для коллектива.

Завышенная самооценка

Держите себя в руках. Грубость в ответ на хамство не делает вас героем. Считайте это проверкой на выносливость. Медленно вдохните и выдохните. Сосчитайте до 10. Подумайте о вкусном ужине и любящем супруге дома. Отвлекитесь от раздражающих действий грубияна. Решение придет само.

Говорите только после наступления паузы. Не останавливайте хама. Пусть выговориться.

Ориентируйтесь на ситуацию. Поспешные выводы сыграют против вас. Универсальных действий в борьбе с грубостью нет. Вам придется подумать. Не бойтесь промедления. Сделайте паузы театральными и волнующими. Развивайте чуткость. Чем тоньше вы чувствуете человека, тем точнее будет ответ.

Не забывайте о позитиве. Улыбка обезоруживает.

Профилактика: как предотвратить хамское поведение окружающих на работе

Действенной профилактикой против хамов станет уверенное поведение в обществе и умение преподносить себя.

Не показывайте неуверенность

Когда человек верит в себя, он лишает хама возможности задеть его чувства. Уверенные люди редко становятся мишенями для грубиянов. Научитесь скрывать робость в присутствии коллег и начальника.

Не переходите границы личного и делового общения

Помните о социальных ролях. Обсуждая на работе личную жизнь, вы открываете слабые места. Вас проще задеть. Это не значит, что нельзя налаживать дружеские отношения с коллегами. Вы должны разграничить сферы общения и определить меру. Излишняя скрытность страшна так же, как полная открытость.

Больше профессионализма

Знающего специалиста задеть сложнее, чем неумеху. Если вы испытываете сложности с выполнением рабочих обязанностей, решите их как можно скорее. Создайте образ компетентного специалиста и ценного работника.

Уважайте коллектив

Помните о стихии массы. Уважая ценности и правила коллектива, вы займете достойное место сред коллег и получите поддержку в сложной ситуации. Грубияны любят белых ворон.

Какую бы вы ни выбрали стратегию, сохраняйте человечность в своем сердце. Грубияны тоже люди, какими бы плохими они ни казались.

21 марта 2014

Наверное, не существует на земле отеческой того человека, который бы не столкнулся в своей жизни с хамством. Кто-то наблюдал бесцеремонную грубость со стороны, другой становился целенаправленным получателем циничного нахальства. Хамство в мой адрес звучит с постоянной регулярностью, причем со всех сторон.
Меня обязательно обругают в маршрутке, оскорбят в магазине и беспардонно унизят в салоне красоты. Бабульки у подъездной лавочки при виде меня достают микрофоны и начинают обсуждать меня вслух. В семье я девочка для битья, которая виновата во всех человеческих грехах.
Мне неучтиво плюют в лицо приятели, хотя я сама вежливость и учтивость. Хамское отношение ко мне коллег и шефа – не досадное исключение из правил, а норма поведения. Меня оскорбляют за то, что я всем помогаю и спасаю. Когда вытягиваю сослуживца из карьерной петли, в которую он влез из-за своей халатности, а я ночами пишу его доклад. Когда разъяренный патрон, которому я завариваю кофе, именно на меня выплескивает поток недовольства.
Я не умею пресечь на корню хамство и даже не пытаюсь блеять в ответ. Я только могу истошно рыдать и веду себя дальше еще «ниже воды и тише травы». Мое настроение всегда на нуле, а встроенный барометр истины кричит, что пора уже научиться отвечать на хамство. Моя цель – понять, почему тебе хамят, овладеть способами, как достойно ответить на грубость и оскорбления. Предлагаю разобраться вместе, как реагировать на хамство и сохранить свое достоинство.

Почему люди хамят именно тебе: признаки добровольной жертвы
По каким критериям дерзостные грубияны отбирают своих жертв для хамства, конечно, лучше всего знают именно эти невежи. Однако психологи утверждают, что стать объектом для оскорблений и унижений грозит тем, кто демонстрирует окружающим поведение жертвы. Скандалисты от природы сразу вычисляют в толпе тех, кто не может дать «сдачи» его хамству. Находят, кто будет пассивно терпеть издевательства, за счет чего агрессор самоутвердится и возвысится в своих глазах.
Лица, исповедующие виктимность (так научно именуется поведение жертвы), предрасположены к притягиванию внимания к своей персоне наглецов и насильников. Они непременно попадают в ситуации хамства, которые подрывают психическое здоровье и несут угрозу жизни. Они на подсознательном уровне провоцируют нападение в свой адрес.

Таких пассивных жертв по жизни выделяют специфические особенности:

  • их главное чувство – иррациональный страх, который полностью подчиняет мышление;
  • они постоянно предвкушают, что с ними произойдет какая-то трагедия;
  • столкнувшись с препятствием и хамством, они не готовы даже бежать, а замирают в ужасе;
  • они бессознательно держаться за свою беспомощность и мечтают быть спасенными;
  • они готовы реально пострадать от хамства, чтобы в дальнейшем получить право на защиту;
  • их душу испепеляют обиды, которые они «лелеют»;
  • такие личности излишне доверчивы и неосмотрительны;
  • они отказываются от ответственности за свою жизнь, стремясь, чтобы решение приняли другие;
  • они чувствуют себя виноватыми во всем происходящем;
  • они привыкли терпеть страдания, которые можно прекратить.

  • Всех «козлов отпущения» отличает сильно заниженная самооценка, отсутствие уважения и любви к своей персоне. Часто у аутсайдеров по жизни отсутствует самодостаточность, и их бытие поглощает навязчивый страх одиночества. Они стремятся присоединиться к лидерам, избирая зависимое поведение. Они стараются держаться в тени, зарываясь головой в песок, как страусы. Причин такого виктимного поведения существует множество, однако в большинстве случаев «вечной жертвой» становятся из-за серьезных проблем в детском возрасте.

    Почему вокруг так много грубиянов: причины хамства
    Хотя практически всех нас в детстве учат быть вежливыми и культурными, у некоторых хамов грубость в крови. Что толкает человека оскорблять других? В большинстве случаев, причины хамства такие.

    Причина 1
    Желание быть замеченным другим человеком. Такая персона ведет себя агрессивно из-за дефицита внимания и любви. Эта ущербная личность недополучила в детстве ласки, не слышала слов похвалы. Ее попросту игнорировали родители, демонстрируя, что ребенок – ненужный и нежеланный.

    Причина 2
    Стремление самоутвердиться за счет других. Такие лица имеют комплекс неполноценности, и им требуются доказательства, что они чего-то стоят в жизни. Унижая других, они возносятся в своих фантазиях на ступеньку выше.

    Причина 3
    Неумение контролировать свои эмоции и правильно избавляться от накопившейся агрессии. Таким персонам, чтобы достичь внутреннего равновесия, обязательно необходимо выплеснуть пар на слабых и беззащитных.

    Причина 4
    Элементарная усталость. Психическая утомленность или физическое истощение снижает способность контролировать свои эмоции. Вот и получается, что нахамил другому, а почему сам не понимаешь. Однако такое явление – однократное, и за ним у культурной особы следует искреннее раскаяние.

    Причина 5
    Низкий уровень культуры из-за неправильного воспитания в детстве или пребывания в асоциальном окружении. Вряд ли особа, которая росла в семье алкоголиков, будет знать социальные нормы и правила этикета. То есть для некультурных варваров просто не существует различия: поступать вежливо или нагло хамить.

    Причина 6
    Ощущение полной безнаказанности. Когда человек понимает, что ему все дозволено, его хамство сойдет с рук. Он уверен, что за его аморальные поступки не последует наказания.

    Причина 7
    В некоторых случаях произнесенная дерзость – случайность, проявленная в моменты отчаяния. Иногда персоны, пребывающие в глубокой депрессии, крайне бурно и оскорбительно реагируют на попытки близких оказать им помощь, воспринимая это, как посягательство на личное пространство. В этой ситуации необходимо не бороться с хамством, а стараться устранить истинную причину меланхолии человека.

    Что изменить в поведении, чтобы тебе перестали грубить: правильная реакция на хамство
    Как себя вести, когда тебя хамят? Основной шаг – изменить свои черты характера, притягивающие обидчика, преобразовать образ мышления жертвы на модель хозяина жизни.

    Шаг 1
    Учимся принимать уверенный вид. Человек с гордо поднятой головой и расправленными плечами выглядит достойно и реже притягивает обидчиков. Всегда соблюдаем аккуратность и опрятность в одежде. Как правило, объектами оскорблений становятся неряшливые персоны, облаченные в весьма странные вещи. Не проявляем суетливости и спешки. Непоследовательные, сумбурные действия воспринимаются как слабость, над которой легко поиздеваться.

    Шаг 2
    Иногда полезно придать своему облику пренебрежительный вид. Вспоминаем и стараемся соответствовать интеллигентным бабушенциям с поджатыми губами и презрительным взглядом. Изображаем на лице недоумение, как будто перед нами кружит непонятно как долетевшая до нас муха цеце.

    Шаг 3
    Обесцениваем произнесенные обидчиком фразы. Придираемся к каждому слову, вслух исправляем его речевые ляпы. Нахалы не отличаются ораторским мастерством и часто делают речевые ошибки. Наша задача – их подметить и высмеять. Смех и тонкий юмор – мощное оружие против агрессии и хамства.

    Шаг 4
    Обобщаем сказанное хамом. В запале агрессор часто адресует свои претензии не конкретному человеку, а всему человечеству вообще. На его выпад: «Все – сволочи», логично уточнить: «Кто такие все? Женщины после сорока или водители, ездящие на красных машинах?». Такое замечание прервет его поток гнева и остудит пыл для раздумий.

    Шаг 5
    Развиваем услышанные глупости до гигантских размеров. К тираде: «Депутаты – гады, не работают! И я не буду больше работать, тем более за такие гроши» может приделать крутую фишку. Мол, они не работают, и ты не трудись. Адам в раю тоже не работал, и все же яблоки росли. И Ева из ребра взялась. И счастливы все были. Полный абсурд введет в оцепенение гневливую персону и переключит мысль на раздумья о чем-то глобальном.

    Шаг 6
    Противопоставляем. Задача – переключить внимание хама на изъяны более значительные, чем адресованные в наш адрес. На оскорбление мужа: «Посмотри в кого ты превратилась, чучело огородное», признаем свой «грех» и отвечаем: «Ты мои бигуди на голове замечаешь, а Люська с соседней квартиры рога своему мужу наставляет, брату твоему». Пусть это будет не совсем корректно по отношению к Люське, зато разозленный супруг оставит нашу голову в покое и станет осуждать стерву-соседку. А мы выиграем время для успокоения нервов.

    Шаг 7
    Прекрасный способ утихомирить агрессоров, которые так и норовят заметить все недочеты в нашей работе. Мирно и дружелюбно предложить им выполнить это дело, в котором они разбираются лучше, чем мы, профессионалы, самостоятельно за тот же гонорар. Это быстро отрезвляет заказчиков, которые на 100% убеждены, что выполнят порученное нам задание в сто раз лучше и попрекают каждой неправильной запятой, при этом, не понимая, какая разница между точкой и двоеточием.

    Шаг 8
    Мысленно украшаем своего обидчика. На лютующего шефа можно в своих фантазиях надеть клоунский колпак и украсить его лицо шутовским носом. Такой созданный в мыслях образ не позволит воспринимать обидчика серьезно и заставит хохотать из-за его нелепости. Пусть этот шаг порывы хама особо не притормозит, зато на душе у нас будет весело и комфортно.

    Шаг 9
    Также мы можем мысленно перенести злотворца в омерзительное место. Например: представить хама в виде раба, отбывающего повинность на галерах. Может, его неволя вынуждает вести грубо и агрессивно? Тогда его надо пожалеть, а не осуждать. Благородное чувство в душе не даст развиться обиде и спасет настроение.

    Шаг 10
    Принимаем искреннюю жалостливо-снисходительную позицию. Мы можем бережно похлопать агрессора по спине, нежно дотронуться до его руки, сказать, как я тебя понимаю. Такие жесты дружелюбия и сочувствия дадут возможность ежику запрятать его колючки.

    Помните, что начинать хамить в ответ на оскорбления – признак слабости. Если воспринимать агрессора, как подопытную крысу, гнуть свою линию поведения, пусть и нелепую, это не только улучшит настроение, но и остановит попытки крысы напасть.
    Как я поняла в ходе своих изысканий, лучший вариант, как реагировать на хамство, – устранить нахальных оскорбителей из своего окружения. Общаться с доброжелательными и позитивными людьми, заряжаясь энергией оптимистичного добра, способного не допустить в жизнь ни оскорблений, ни унижений, ни хамства.

    Трудовой кодекс РФ не содержит статьи, предусматривающей увольнение за некорректное поведение сотрудника. Но что делать работодателю, если из-за хамского поведения, грубого отношения или скандалов сотрудника страдают клиенты, коллеги в конечном итоге общее дело? Это можно расценивать как нарушение трудовой дисциплины, за что увольнение уже будет правомерным.

    Как провести увольнение хама законными способами, чтобы потом не возникло проблем с рассмотрением дела в суде, расскажем в этой статье.

    Как расценить хамство с точки зрения ТК РФ

    В трудовом законодательстве РФ нет специальных норм, которые бы предписывали сотрудникам «хорошее поведение» на рабочем месте. Это подразумевается как бы само собой. Однако поскольку грубость подразумевает субъективную оценку, документально зафиксировать ее нельзя.

    Характер сотрудника и способы его общения – его личное дело до тех пор, пока они не вступают в противоречие с требованиями официальных документов, таких как:

    • должностные инструкции;
    • трудовые договоры;
    • внутренние нормативные акты организации;
    • Закон РФ.

    С точки зрения трудового законодательства грубое поведение в зависимости от его формы и последствий правомерно квалифицировать как:

    • несоблюдение трудовой дисциплины, правила которой зафиксированных во внутренней политике фирмы (ст. 81 ТК РФ);
    • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по вине сотрудника (ст. 192 ТК РФ).

    ВАЖНО! Нарушение считается таковым с правовой точки зрения, если соответствующая норма была принята в письменном виде, а работник ознакомлен с нею, что зафиксировано его подписью.

    Имеет значение, в какой сфере работает грубиян и к кому обращено его хамство. Например, несравнимо некорректное общение с клиентами в сфере обслуживания и диалоги между разнорабочими.

    Возможные наказания за хамство на работе

    Поведение, выходящее за рамки принятых норм, всегда влечет за собой последствия. Правовое поле предусматривает три возможных вида наказания, которые наниматель вправе применить к своим работникам:

    • замечание (устное);
    • выговор (с оформлением приказа);
    • увольнение как последняя дисциплинарная мера.

    Ч. 5 ст. 189 ТК РФ позволяет в отдельных ситуациях применять и другие санкции к отдельным категориям персонала.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Степень наказания должна быть адекватна нарушению: так, неправомерно будет увольнение за единичное проявление хамства: с точки зрения ТК РФ одно нетяжелое дисциплинарное прегрешение – еще не повод для освобождения от должности.

    Инструкция для работодателей: как уволить хама

    Чтобы исключить возможность оспаривания увольнения и вынужденного восстановления грубияна в должности, работодателю рекомендуется соблюдать все пункты, подтверждая каждый свой шаг документально:

    1. Закрепите нормативное поведение сотрудников в локальном акте, трудовом договоре, должностной инструкции, Положении о внутреннем трудовом распорядке – задокументируйте дисциплинарные нормы.
    2. Ознакомьте весь персонал с правилами поведения под личную визу.
    3. Если недопустимое поведение привело к влиянию на рабочий процесс, необходимо составить акт, где зафиксировать нарушение дисциплинарной нормы. Основанием может быть отзыв недовольного клиента, информация из «жалобной» книги, докладная записка от линейного руководителя и др.
    4. При впервые допущенной грубости, брани, скандале и другом неприемлемом поведении от сотрудника можно ограничиться устным замечанием (строгим внушением).
    5. Письменно оформленная жалоба или повторный случай хамства – основание для дисциплинарного взыскания (ст. 81 ТК РФ).
    6. Начальство должно затребовать у провинившегося работника объяснительную записку. Если он ее не предоставляет в течение двух суток, составляется акт об отказе, который заверяется двумя подписями.
    7. Имея письменное свидетельство некорректного поведения и объяснения самого работника (или отказ от них), руководство выносит приказ о выговоре. С приказом следует ознакомить виновного, о чем нужно получить его подпись. Отказ от подписи также оформляется актом – это свидетельство добросовестности работодателя, ознакомившего сотрудника с приказом.
    8. ВАЖНО! В приказе следует упомянуть о неприятностях или ущербе, который нанесло грубое поведение работника: потеря клиента, минусы для репутации фирмы, ущерб производственному процессу и др.

    9. Сотрудник, имеющий действующее дисциплинарное взыскание, вправе оказаться уволенным при получении еще минимум двух: необязательно за хамство, провинность может быть любой, нарушающей требования нормативных актов. Достаточно даже нескольких опозданий.
    10. Повторный выговор за хамство приравнивается к неоднократному нарушению трудовой дисциплины, что является правомерным основанием для прощания с неподходящим сотрудником.

    Не забудьте о важных нюансах

    Первое, о чем следует помнить руководителю, оформляя подобное увольнение, — это сроки выговора. Взыскание может быть наложено не позже чем через месяц после допущения нарушения. Если за это время виновный ушел в отпуск или на больничный, сроки немного оттягиваются, но не дольше полугода.

    Второе важное обстоятельство – наказание за проступок не может быть двойным. Если вы объявили скандалисту выговор, его уже нельзя, к примеру, лишить премиальных, и наоборот. Также нельзя уволить сотрудника, уже наказанного за проступок другим способом.

    Хам-сослуживец: кто виноват и что делать

    Нередко складывается ситуация, когда один сотрудник допускает неприемлемое поведение в отношении другого сослуживца. Обиженный просит защиты у начальства, а не получив ее, увольняется. Виновно ли в этом случае руководство?

    С общечеловеческой точки зрения – возможно, поскольку внутренняя атмосфера является следствием отношения работодателя. Но с правовой позиции оснований для вины работодателя нет. Вина – это нарушение тех или иных законодательных норм. ТК РФ не требует от работодателя обеспечивать сотруднику комфортных психологических условий для работы.

    Единственное исключение – это ст. 22 ТК РФ о требованиях к охране труда. Если хамство, направленное на конкретного сотрудника, стало причиной расстройства здоровья и это удастся доказать, компания может разделить ответственность по возмещению морального вреда. На практике в судебных инстанциях такие прецеденты крайне редки.

    СПРАВКА! Проще взыскать ущерб с самого обидчика, но это уже компетенция Гражданского кодекса.

    Далеко не всегда при столкновении с грубостью коллег или начальства стоит привлекать на помощь букву Закона. Для начала попробуйте найти причину подобного поведения, ведь понять – во многом значит пресечь в будущем. Чаще всего грубость в отношении других людей вызывается:

    • личными неприятностями обидчика;
    • желанием самоутвердиться, завистью;
    • стремлением защититься, часто еще до нападения;
    • жаждой внимания.

    Есть несколько тактик поведения, отлично зарекомендовавших себя в подобных ситуациях.

    При хамстве сослуживцев :

    • игнорирование – особенно помогает при грубости «энергетических вампиров», которым просто недостает внимания;
    • юмор – срезать обидчика шуткой может быть очень эффективно;
    • понимание – может быть, вы пожалеете несчастного грубящего человека, взглянув на ситуацию его глазами.

    При хамстве начальника:

    • отключиться от формы, обратив внимание на содержание критики;
    • ни в коем случае не отвечать ответной руганью;
    • самоуважение – оно обычно не позволяет другому человеку грубить вам;
    • коллективное противостояние – если начальник постоянно допускает грубость по отношению к персоналу, можно обратиться к нему всем коллективом, ведь всех он не накажет и не уволит.

    Показательное увольнение – не лучший способ борьбы с хамством, но если приходится применять эту сильнодействующую меру, лучше делать это правильно.

    Сегодня очень многие работодатели, предъявляя список требований к потенциальным сотрудникам, указывают в вакансии, помимо прочего, и такой милый пунктик как стрессоустойчивость. Из этого вполне можно сделать вывод, что нервишки вам на данной работе вытреплют. Уж во всяком случае, попытаются это сделать. И приступают к проверкам на устойчивость психики уже на первом собеседовании: задают некорректные вопросы, бросают грубые фразы, повышают тон голоса и т.д. И приходится терпеть, изворачиваться, оставаться хладнокровным, ведь работа-то

    нужна. И хорошо, если после такого интервью и принятия вас на работу стрессы закончатся.

    Но не всегда такое случается. Бывает, что коллеги начинают недолюбливать новичка и пытаться его тем или иным способом выжить с только что полученного рабочего места. Если новый сотрудник не привык лезть за словом в карман, то он знает, А как быть человеку, который по природе своей деликатен и чувствителен и просто теряется, когда его «травят»? В такие моменты он забывает даже, как его зовут, не говоря уже о том, чтобы дать достойный ответ на грубость. Все слова буквально вылетают из головы, а «прозрение» приходит уже после того как «травля» временно закончится. Именно в этот момент в мозгу начинают проноситься Прокручивая миллион раз в уме сложившуюся ситуацию, человек начинает вдруг находить массу вариантов, как ответить на грубость, и очень жалеет, что ничего не может поделать со своим «ступором» во время нападок. Как говорится, «умная мысля приходит опосля».

    Но ведь постоять за себя как-то нужно. Нельзя позволять кому бы то ни было морально


    издеваться над собой. В случаях, когда человек не знает, как ответить на грубость в том же ключе, психологи рекомендуют прибегнуть к технике так называемого ассертивного поведения. Этот способ считается одним из лучших, а главное, простых для разрешения практически любых конфликтных ситуаций. Суть его заключается в том, что человек, подвергающийся постоянным нападкам, сохраняя совершенно невозмутимый, спокойный и даже равнодушный вид, должен соглашаться со всеми высказываниями в его адрес. Не нужно проявлять никакой агрессии, даже если на вас кричат. Например, вас гневно обвиняют в невыполнении плана. Вы, не проявляя никаких эмоций, равнодушно соглашаетесь, мол, да, я виноват, я не выполнил план. Оппонент, ожидающий совершенно другой реакции, получает настоящий «разрыв шаблона» и не находит, что ответить. С каждым новым обвинением просто соглашайтесь, слово в слово проговаривая вслух то, в чем вас упрекают. Рано или поздно, но собеседнику надоест разговаривать с «заезженной пластинкой», и он отстанет.

    Теперь вы знаете, как ответить на грубость недолюбливающих вас сотрудников. А вот с непосредственным начальником нужно быть чуть осторожнее, хотя и бояться его не стоит. Пусть он кричит, шумит и швыряет в вас документами - ваша невозмутимость умерит его пыл. И когда он, наконец, устанет от собственных воплей, спокойным и уверенным тоном попросите его больше не разговаривать с вами подобным образом. Ни в коем случае не оправдывайтесь, а просто предложите начальнику теперь сказать все то же самое, но спокойно и взвешенно, без излишних эмоций. Если директор начал отчитывать вас при коллективе, скажите ему: «Семен Семенович, насколько я понял, данный вопрос касается только моей персоны и вас. Почему бы нам не обсудить его с глазу на глаз?». Таким образом вы не потеряете ни свое лицо, ни уважение начальства.