Что было в школе в 80 годах. Реформы образования в советский период

Школы в СССР очень сильно отличались от современных. И была у советской школы одна особенность. Общая для всей страны школьная форма. Самое интересное, что форма тех времен до сих пор популярна у выпускниц — школьное платье с белым фартуком, как правило, белые гольфы и обязательные белые банты. В обычные же дни девочки ходили в школу в тёмных передниках. У мальчиков, на рукавах пиджаков имелись эмблема, на которой была изображена открытая книга и солнце. В то время все были или октябрятами, или пионерами или комсомольцами, и обязательно носили на лацкане пиджака или платье соответствующий значок. В 1-м классе всех школьников принимали в октябрята. В 3-м — в пионеры. Причем в первую очередь отличников, а во вторую и даже третью — тех, у кого хромала успеваемость или дисциплина. В комсомол принимали в 7-м классе.

В 80- х каждое более или менее крупное предприятие имело собственный пионерлагерь, куда и отправляло детей своих сотрудников. Подавляющее большинство советских детей, хотя бы раз побывало в загородном пионерском лагере. Кроме этого во всех городах, как правило, при школах, создавались «городские» лагеря с дневным пребыванием детей. Каждый загородный пионерский лагерь функционировал в три смены, примерно по три недели каждая. Все дети в пионерлагере разбивались по возрастному признаку по отрядам. Самым старшим был 1-й отряд. Затем 2-й, 3-й и т.д. В пионерских лагерях работали различные детские самодеятельные коллективы по интересам, проводилась военно-спортивная игра «Зарница». В течение смены в лагере проводились различные игры, походы, конкурсы...В конце каждой летней смены организовывали «Прощальный костер».

Выбор продукции в продовольственных и промтоварных магазинах, в 80-е годы, был далек от поражающего своим разнообразием. В Москву за продуктами отправлялись жители всех близлежащих городов. В это время, в 1985 году, на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе любой алкоголь. Разумеется, советские праздники не стали безалкогольными. Народ перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку.

В советском ассортименте имелся явный дефицит продуктов, которые можно было просто вытащить из холодильника и съесть — колбас, сыров, паштетов, не говоря уж о какой-нибудь икре или ветчине. Даже шпроты были деликатесом, который давали в наборах к празднику. И только в Москве, выстояв длинную очередь, можно было купить сосисок, колбасы или ветчины и несколько дней не переживать насчет чая с бутербродами... В провинциальных городах их было практически не достать. И это, притом, что во многих городах на полную мощь функционировали мясокомбинаты!

Из Москвы привозили хорошие шоколадные конфеты — "Белочка", "Мишка косолапый", "Красная Шапочка". Привозили растворимый кофе, апельсины, лимоны и даже бананы. Москва казалась сказочным местом, где живут необыкновенные люди. Также в Москву ездили за одеждой и обувью. В Москве покупали все, от гречки до детских колготок, т.к. все это было дефицитом в средней полосе.

В гастрономах того времени было несколько отделов. Каждый отдел продавал свои группы продукции. Хуже было, если в отделе продавался весовой товар. Сначала нужно было выстояв очередь взвесить товар, затем очередь к кассе, получить чек, и снова в очередь в отдел. Были еще универсамы самообслуживания — наподобие сегодняшних. Там товары оплачивались на кассе при выходе из зала. За молоком в то время ходил каждый школьник. Из-за скудности ассортимента продуктов в тогдашних магазинах, молоко и молочные продукты занимали достаточно значимое место в рационе советского человека. На молоке варили каши. С молоком варили вермишель и рожки. Молочные продукты в СССР были расфасованы в стеклянную тару, которую мыли и сдавали в специальных пунктах приема стеклотары. Как правило, они были прямо при магазинах. Этикеток на бутылках не было. Этикетка была на крышке. Молочные бутылки закрывались крышечками из мягкой фольги разного цвета. На крышечке писали название продукта, дату изготовления, а также стоимость.

Сметану продавали на разлив из больших металлических бидонов. Масло было нескольких видов — сливочное и бутербродное. Развесное масло стоило 3 рубля 40 копеек за килограмм, а пачка сливочного масла — 72 копейки. Молоко в Советском Союзе делалось из молока! В сметане была сметана, в кефире — кефир, а в масле — масло. В обеденный перерыв, в каждый гастроном, как правило, привозили свежее молоко, хлеб и некоторые другие продукты. Поэтому открывшийся после обеденного перерыва магазин зачастую позволял купить все, указанное родителями. А ещё можно было купить мороженое!

Культовым молочным продуктом в СССР было сгущенное молоко. Любимое лакомство детей. Сгущённое молоко, выпускавшееся в СССР, фасовалось в жестяные консервные банки с бело-сине-голубыми этикетками. Его пили прямо из банки, пробив две дырки консервным ножом. Его добавляли в кофе. Его варили прямо в закрытой банке, чтобы съесть варёным или использовать для торта. Во времена продовольственного дефицита конца СССР сгущённое молоко, наряду с тушёнкой, входило в праздничные продуктовые наборы, распределяемые по талонам и спискам в отдельных организациях, а также некоторым категориям граждан, имеющим по закону льготы (участники и инвалиды Великой Отечественной войны и др.).

Купить хороший наряд было сложно, поэтому заранее искали приличную ткань и шли в ателье или к знакомой портнихе. Если мужчине в рамках подготовки к празднику достаточно было сменить домашние тренировки на рубашку, и, может быть, в знак особого расположения побриться, то женщине было гораздо сложнее. И ей оставалось лишь полагаться на собственную изобретательность и умелые руки. В ход шли: хна, перекись водорода, бигуди. «Ленинградская» тушь смешивалась с мукой и наносилась на ресницы. При помощи различных бытовых красителей капроновые колготки телесного цвета красились в черный цвет. Верхом ароматного шика были духи «Клима», нижним пределом — духи «Быть может». Мужчине полагалось тоже пахнуть, но выбор был еще меньше: «Саша», «Русский лес», «Тройной».

Косметики в СССР было очень мало, а если и была, то ее не покупали, а «доставали». Тушь для ресниц выпускалась в прессованном виде, перед использованием ее необходимо было развести водой. Однако вода находилась под рукой не всегда, поэтому советские модницы попросту плевали в коробочку с тушью. Самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. У женщин 80-х была практика использования косметической продукции «не по назначению». Многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду. Ровный тон лица обеспечивал легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода». Вместо бесцветной помады обычно использовался вазелин, вместо крема для рук — глицерин, который почти всегда можно было купить в аптеке.

Предметом особого вожделения были Румяна "Este Lauder" из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям. Все женщины того времени мечтали о «золотых розочках» Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior. Если спросить дам, чья молодость пришлась на эти годы, они вспомнят духи "Climat" и аромат-легенду "Magie Noire" от Lancôme, а также "Opium" от YSL и "Fidji" от Guy Laroche. О знаменитых "Chanel №5" советские женщины в большинстве своем знали только понаслышке, и очень мизерное количество дам пользовалось ими в реальной жизни.

Традиционными блюдами в праздничные дни были салаты Оливье, Селедка под шубой, Мимоза, жарили домашние котлеты, делали бутерброды со шпротами, варили холодец, запекали курицу, доставали домашние маринады. Одним из важнейших блюд на праздничном столе был торт, который купить было весьма проблематично. Чаще всего пекли домашний «Наполеон». Напитки не отличались особым разнообразием: "Советское шампанское", водка "Столичная", лимонад "Буратино", морс и компот. В конце 80-х на столах стали появляться пепси-кола и фанта. Праздничный стол готовили всегда основательно, даже если гостей не ждали, а празднование проходило в семейном кругу!

На Новый год в каждом доме устанавливали ёлку. На ёлке расправляли гирлянду из разноцветных огоньков и развешивали ёлочные игрушки — стеклянные блестящие шары разных расцветок, спутники, сосульки, медведи и зайчики из картона, покрытые лаком и блёстками, снежинки, бусы и хлопушки. Внизу, под ёлкой на предварительно выложенную марлю или вату устанавливался дед Мороз из папье-маше! На макушку ёлки надевалась звезда.

Выбор подарков к праздникам был очень ограничен. За неимением нормальных подарков, идя в гости, несли с собой деликатесы, какие удавалось достать, банки с консервированными экзотическими фруктами, черную или красную икру, шоколадные конфеты. Можно было купить книгу, флакончик духов, электробритву и т. д. Детские новогодние подарки, родители приносили с работы. Профком стабильно обеспечивал родителей детскими подарками — по одному на каждого ребёнка до 14 лет. На праздничные вечеринки закупались хлопушки и бенгальские огни — это в то время была единственная «пиротехника» с помощью которой поддерживали веселье. Разнообразие в такое веселье могли внести лишь ракетницы, которые были далеко не у каждого.

Практически каждый Новый год, по телевидению показывали фильмы: «Обыкновенное чудо» и «Чародеи». Главный новогодний фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Многие знали уже эти фильмы наизусть, но, тем не менее, с удовольствием пересматривали. В новогоднюю ночь всё традиционно собирались за празднично накрытым столом, провожали старый год и встречали Новый. Смотрели телевизор, слушали музыку. А под утро, после «Голубого огонька», единственный раз в году по ТВ показывали «Мелодии и Ритмы зарубежной эстрады»! Boney M, Абба, Smokie, Africe Simone.…

В 80-е годы не было развлечений, кроме как кинотеатр, бар или танцы. Бары и кафе в ночное время не работали. В кинотеатрах крутили советские или индийские фильмы. Главным же занятием для молодых людей, помимо того, чтобы пить портвейн в подъезде, хорошо учиться и вступать в комсомол, были танцы, и называли их дискотекой. Музыка на дискотеках была собрана из всего, что доходило до нас «Оттуда» вперемешку с лучшим, что было у нас. Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками. На дискотеках звучали: Форум, Мираж, КарМэн, Ласковый Май, На-На и исполнитель, пародирующий западных музыкальных исполнителей, Сергей Минаев. Помимо танцевальных коллективов популярностью пользовались группы «Воскресенье» и «Машина времени». Всё чаще были слышны хиты известных музыкальных зарубежных групп и исполнителей: Modern Talking, Мадонна, Майкл Джексон, Scorpions и другие.

Сколько лет вам было в 80-ых? 10? 15? 20? Помните ли вы атмосферу общей доброжелательности и взаимоуважения царящую в советские времена. Внутреннее спокойствие, осознание жизненных целей и способов их достижения. Уверенность во всём на десятки лет вперед. Возможность занять достойное место в жизни. Помните ли вы как в мае все выходили на демонстрации. Все выходили на улицы с шариками и флажками, поздравляли друг друга и кричали "УРА!". А детей сажали на плечи. Резиночки во дворе.... Сбор металлолома и макулатуры в школе.... Субботники.... Подписку на журналы «Веселые картинки», «Пионер», «Крокодил», «Наука и жизнь».... Помните ли школьные «танцевальные вечера», дискотеки в пионерских лагерях, в домах культуры? Песни, которые бережно переписывали с кассеты на кассету и заслушивали «до дыр». Песни, которые ходили слушать друг к другу в гости…

Вообще, музыка в СССР считалась чем-то необязательным для повседневной жизни гражданина, этаким своего рода допустимым излишком (кроме, разумеется, песен, исполняемых хором — на пионерской линейке, в воинском строю и т.п.). А посему устройства для воспроизведения и записи музыки трактовались скорее как вещь, более близкая к предметам роскоши, нежели повседневного обихода. В большинстве домов стояли проигрыватели для пластинок. Музыкальные записи в СССР продавались на грампластинках фирмы «Мелодия». Выпускались также пластинки со сказками для детей. Целые поколения выросли в СССР на сказках, записанных на пластинках. «Достать» же пластинки с записями популярных эстрадных исполнителей в то время было достаточно сложно.

В восьмидесятые у большинства жителей СССР появились магнитофоны. На особо модные, вроде "Веги" и "Радиотехники" были очереди. Катушечная плёнка отечественного производства и кассеты тоже лежали везде. Стоили магнитофоны крайне недешево. К середине 80-х в СССР научились выпускать довольно неплохие бобинные магнитофоны. Они нечасто ломались и выдавали не самый плохой звук. Однако, кому ж в те годы хотелось бобинный магнитофон? Они были громоздкие, нетранспортабельные, даже сам процесс заправки пленки требовал определенной сноровки. Но главное, бобины к тому времени уже стремительно вытеснялись кассетами. Вскоре, в молодёжной и подростковой среде бобинный магнитофон считался безнадежным архаизмом.

Советские магнитофоны, доступные большинству, как и советские кассеты были просто ужасны. Пленка в советских кассетах была под стать магнитофону. Она могла обеспечить только очень скромное качество записи, а при попытке часто перезаписывать - быстро выходила из строя. Но зато магнитофонам эта пленка очень нравилась! Они с большим удовольствием зажевывали ее при любом удобном случае. Этот случай был прозорливо предусмотрен производителями кассет, а потому на их корпусе зачастую отсутствовали винтики.

Верхом желания любителей музыки, конечно, были японские магнитофоны — Sharp, Sony, Panasonic. Они горделиво стояли на полках комиссионок, красуясь умопомрачительными ценниками. Импортные товары (в незначительном количестве попадавшие на рынок СССР) воспринимались населением как «престижные» и качественные. Дешёвый, в том числе «китайский», импорт тогда фактически отсутствовал. Магнитофонные записи перезаписывались с кассеты на кассету и поэтому особенно ценились двухкассетные магнитофоны.

В магазинах, наряду с советскими продавались и импортные кассеты, причём самых разных марок. Стоили они все совершенно одинаково — девять рублей за 90-минутную кассету. Импортные кассеты назывались звучными именами производителей — Basf, Denon, Sony, Toshiba, TDK, Agfa. Шедевр отечественного производителя был наречен без малейшего проблеска фантазии - МК, что означало не что иное, как магнитофонная кассета.

Для отдельных категорий потребителей (так называемой «номенклатуры» — партийных, советских и хозяйственных чиновников) были введены привилегии в снабжении, в том числе дефицитными товарами (столы заказов, «200-я секция ГУМа», магазин спецобслуживания на Кутузовском просп. и пр.). Персональные пенсионеры (привилегированная категория пенсионеров), в зависимости от категории их персональной пенсии, постоянно или к праздникам получали «продуктовые заказы», и могли покупать в закрытых распределителях недоступные для остального населения товары. Существовал целый ряд параллельных систем торговли (распределения товаров) с привилегированным снабжением и ограниченным доступом: например, ветераны ВОВ и приравненные к ним; доктора наук, членкоры и академики.

В ГУМе были закрытые секции для высокопоставленных чиновников и других привилегированных категорий номенклатуры, партийных деятелей, генералитета. Валютные магазины «Берёзка», торговали дефицитными товарами за «чеки» (сертификаты), на которые нужно было обменивать имеющуюся на руках иностранную валюту. Надо отметить, что качество товаров в этих магазинах было отменное: дрянь не продавали. Помимо продуктово-ширпотребного ассортимента, в этой сети существовали и другие "отделы" — в которых можно было приобрести и мебель, и технику, и меха, и даже автомобили. В 1988 году было опубликовано постановление Совмина СССР о том, что с 1 июля прекращается хождение чеков Внешпосылторга и магазины "Березка" закрываются навсегда. У "Березок" выстроились чудовищные очереди, с прилавков лихорадочно сметалось буквально все! Владельцы чеков пытались любыми способами избавится от них до даты объявленного закрытия. Граждане СССР получили право легально владеть иностранной валютой и, соответственно, тратить её лишь в 1991 году.

Были в СССР и "спекулянты" (фарцовщики). «Фарца» — синоним слову «спекуляция» (купля-продажа с целью наживы), а «фарцовщики» — соотвественно, спекулянты, которые скупали «фирменный» (заграничный) товар подешевле, чтобы потом продать его подороже. Ремеслом «фарцовки» занимались различные слои населения СССР: моряки загранплавания и стюардессы, военнослужащие зарубежных контингентов СА и студенты, таксисты и проститутки, спортсмены и артисты, партийные чиновники и простые советские инженеры. В общем, все, у кого была хоть малейшая возможность приобрести дефицитный импортный товар для последующей перепродажи. Но самые большие деньги были в обороте у «валютчиков» (валютных фарцовщиков). Особое внимание «валютчики» уделяли именно сети магазинов «Березка». Для некоторых «валютчиков» игры с государством заканчивались печально.

Фарцовщики делились на профессионалов, которые занимались этим бизнесом постоянно (числясь где-нибудь каким-нибудь сторожем), и любителей, изредка продававших случайно доставшиеся им заграничные вещи, которые «толкали» (продавали) в кругу знакомых или сдавали в «комки» (комиссионные магазины). А советские граждане, желающие носить иностранную вещь и готовые за это платить втридорога, находились всегда.

Через Военторг осуществлялась отдельная система снабжения для военнослужащих и их семей. Были и так называемые «Салоны для новобрачных» — на приобретение в них товаров соответствующего ассортимента (кольца, платья и костюмы и т.п.) выдавались талоны, по справке из ЗАГСа. Иногда, молодые люди регистрировались в ЗАГСе как новобрачные, только с целью покупки дефицитных товаров. Но к концу 80-х годов эти салоны стали заполняться ширпотребом и перестали оправдывать своё предназначение в связи с отсутствием в них дефицитных товаров. На промышленных предприятиях в то время также существовала система снабжения рабочих дефицитными товарами — «продуктовые пайки».

Работники советской торговли, в силу своей профессии, получали привилегированный доступ к дефицитным товарам. Дефицитный товар припрятывался для «нужных людей», или под видом облагодетельствования продавался втридорога. Появился целый набор терминов для подобной торговли: «торговля с чёрного хода», «из-под прилавка», «из-под полы», «по блату». Перепродажа же дефицитных товаров по свободным ценам в СССР квалифицировалась, как уголовное преступление («спекуляция»).

Для приобретения дефицитного товара, который зачастую выкладывали на прилавок внезапно, как говорили — «выбросили», необходимо было отстоять очередь, а то и несколько очередей за каждым видом товара отдельно. Многие люди на подобный случай всегда носили с собой специальную сетку-авоську («на авось»), так как целлофановых пакетов в продаже в продуктовых магазинах не было и сами эти пакеты были дефицитным товаром. Люди изобретали множество способов, дабы избежать многодневных изнуряющих стояний в очередях, которые к тому же не гарантировали покупки товара. В магазин, например, можно было прорваться с помощью грубой физической силы.

Места в очереди продавались (цена зависела от того, насколько близко к голове очереди находилось место, насколько дефицитен был товар) — имелась даже поговорка «Если хорошо постоять в очереди, то можно и не работать», можно было и нанять «стояльщика», который отстаивал бы очередь за вас. На товары длительного пользования также «записывались в очередь». Существовали определённые дни записи и, чтобы попасть в список, люди вставали в очередь с вечера, посменно с родственниками выстаивая ночь, чтобы с утра к началу записи оказаться как можно ближе к началу списка. Причем запись была непонятного свойства: помимо отметки в магазине нужно ещё было в определённые дни приходить отмечаться у непонятных инициативных людей, чтобы не быть вычеркнутым из списка. Чтобы не забыть трёх-четырёхзначный номер во время переклички, его записывали ручкой на ладони.

В наше время Советский Союз либо боготворят, либо люто ненавидят, а споры о том, где жилось лучше — в СССР, или в нынешней России, не утихают до сих пор. В СССР были свои преимущества в виде бесплатного жилья, образования и здравоохранения, очень низких цен на еду, лекарства и транспорт.

Стипендия студента в 1983 году была 40-55 рублей. Повышенная стипендия — 75 рублей, действительно большая, на пять рублей больше зарплаты уборщицы или техника. Минимальная зарплата составляла 70 рублей. Зарплату, как правило, выдавали 2 раза в месяц: аванс и получка. Аванс чаще 20 числа каждого месяца, это была фиксированная сумма. А под расчёт выдавали то, что останется после вычета аванса. Зарплаты учителей и врачей в СССР были невысоки. Медсестры получали 70 рублей, старшая медсестра 90. Врач 115-120 рублей, им разрешали работать на полторы, две «ставки». На оборонном предприятии, на так называемых «секретных» объектах, зарплату 140 рублей могли дать молодому специалисту сразу после института.

Многие из нас родились в эпоху существования мощного государства — Советского Союза. Некоторые раньше, некоторые позже. Это время можно вспоминать по-разному — положительно, нейтрально или отрицательно. Но, бесспорным остаются следующие факты. В 80-х годах на три рубля можно было прожить неделю. Масло сливочное стоило 62 копейки за 200 граммов, хлеб 16 копеек. Самая дорогая колбаса 3 рубля с копейками. Билет на тролейбус, автобус, трамвай — 5 коп. На один рубль можно было купить полноценный обед в столовой (борщ, гуляш с картофельным пюре, стакан сметаны, компот, ватрушка); 33 стакана лимонада с сиропом; 100 коробков спичек; 5 стаканчиков «Пломбира» или 10 — молочного мороженого; 5 литров разливного молока. И, что самое главное, цены не росли с каждым днём, а были стабильными! Вот отсюда, вероятно, и ностальгия по тем временам у большинства населения. Уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне — великая вещь!

Говорят, что Советский человек — это утопия, что его не было, нет, и, быть не может. Но ведь есть наши воспоминания о советском времени. О простых советских людях. О том, что окружало простых советских людей…. А вообще, в последние годы многим стало казаться, что раньше было больше надежд, больше ожиданий чего-то светлого и чудесного. Как-то теплее люди друг к другу относились. То ли мы старше стали, то ли время изменилось…

Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: «На уроках мы учились...». Не верю:)
Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут мало кому было под силу. Поэтому мы занимали свои руки и разум этим…
Игры в тетради 1. Самой распространённой и любимой тетрадной игрой всех времён был и остаётся «Морской бой»:

Упражняла логику, предвидение и стратегическое мышление. Помните шёпот по классу: «Е-пять… мимо. Бэ-семь… ранил....»? :)
2. Еще одна добрая, детская, интеллектуальная игра «Виселица»:

Один из игроков загадывает слово - пишет на бумаге первую и последнюю букву слова и отмечает места для остальных букв. Рисуется виселица с петлёй. Второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если такая буква есть в слове, то первый игрок пишет её над соответствующими этой букве чертами - столько раз, сколько она встречается в слове. Если такой буквы нет, то к виселице добавляется круг в петле, изображающий голову. Второй игрок продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает всё слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице. Если туловище в виселице нарисовано полностью, то отгадывающий игрок проигрывает, считается повешенным. Если игроку удаётся угадать слово, он выигрывает и может загадывать слово.
Скольких же мы повесили…
3. Отличная стратегическая игра «Точки»:


Игра для двух человек - для тебя и соседа по парте. Задача - окружить точками своего цвета точки противника. Соперники по очереди ставят точки на пересечении линий листа в клетку, каждый своим цветом. При создании непрерывной (по вертикали, горизонтали, диагонали) замкнутой линии образуется область. Если внутри неё есть точки противника (при этом могут быть пункты, не занятые чьими-либо точками), то это считается областью окружения, в которую далее запрещено ставить точку любому из игроков. Если точек соперника нет, то область свободная и в неё можно ставить точки.

4. «Балда».

В центре поля пишется какое-нибудь слово из пяти букв, обычно БАЛДА, и игроки по очереди приписывают в соседних клетках буквы. Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. После этого необходимо составить слово с использованием установленной буквы. У кого количество букв всех придуманных слов будет больше в итоге, тот и победил.
5. Классика жанра - «Крестики-нолики»:

Если урок сильно скучный и длинный, то есть вариант другой:

У меня все обложки тетради, промокашки и черновики были исписаны «крестиками-ноликами»:)

А вы помните промокашки? Такие классные, мягкие, приятные на ощупь. Я всегда любил рисовать на них всякую фигню.
6. Но самой увлекательной игрой на двоих были «Танчики»! Это был наш World of Tanks!


Из середины тетради вырывался двойной лист и рисовались танчики на каждой половине поля боя. Во время своего хода игрок рисовал ручкой на конце дула своего танка жирную точку, складывал лист по сгибу, и с обратной стороны рисовал такую же точку на том месте, где было видно след от «выстрела». В итоге на поле противника оставался чернильный отпечаток точки. Если он попадал на танк противника, то тот считался убитым.
Танки можно было подрисовывать по ходу игры.
7. Когда твой сосед по парте болел, то в одиночестве можно было занять себя рисованием «косичек» на полях тетради:

«Косички» могли быть двойными, тройными, четверными и т.д. Обычно этим баловались в старших классах, когда родители уже не заглядывали в тетради и их не сдавали на проверку…
8. Рисование полей в тетради.

Когда «жертва доски» в начале урока уже выбрана и отвечает, можно занять себя рисованием полей в тетради. Тетради без полей были примерно равны невыстиранным носкам и непричёсанной голове. 4 клетки от края, красная ручка… шшииииир… следующий лист…
9. Когда поля уже все отчерчены, косички нарисованы, игры сыграны, то в ход можно пустить классную офицерскую линейку:

Это был наш Paint Brush.
Разнообразные комбинации значков, их пересечения, штриховки, закраски и т.д. Огромное поле для фантазий!
10. Монетки на пирожки и обеды тоже могли пойти в ход.


Особенно крутые отпечатки получались от торца карандаша KOH-I-NOOR - у него была там такая желтая лакировка.
11. Тетрадь была не только нашим неисчерпаемым источником вдохновения, но и полезным кладезем информации:
Кто учил «Клятву пионеров» по тетради?

А Гимн Советского Союза?

А таблицу умножения и метрическую систему мер?

Поделки
Тетрадь научила нас не только правописанию и математике, но и основам оригами:
12. Первый раз BMW я видел именно в таком виде:

13. Таких лебедей мы делали всем классом после прочтения рассказа про девочку из Хиросимы и бумажных журавликов:


14. Мы были судостроителями…


15. И умели строить самолеты:

16. Мы любили оружие. И оно было такое:

17. Или такое:

18. Или такое:

С водой, на перемене, с пролёта лестницы, на идущих на обед пятиклассников было прекрасно…
19. Или на уроке, внезапно, сделать взмах вот этим:


20. Из тетради можно было сделать ворону-говорушку:

И раскрасить её фломастерами:

21. Девочки делали рубашки из цветных обложек старых тетрадей

22. Из новых тетрадей - «гадалки» и «секретницы»:

В каждую складку вкладывался фантик от конфеты или жвачки, вырезки из журналов и открыток. Страницы расписывались узорами и нумеровались. На перемене девочки подходили к мальчикам и просили назвать число наугад. По названному числу открывалась нужная страница, складка открывалась, читалось написанное там предсказание или отдавался фантик, если он там был. Между собой девочки играли в «угадайку», меняясь таким образом содержимым «гадалок».
23. Еще одно тетрадное увлечение девочек - «Анкеты»:



Это было их святыней и прелестью. Можно было на перемене стыбрить у девочки её анкету и побегать вдоволь от неё по рекреации… Это было круче, чем дёрнуть за косичку:)
Я до сих пор помню фразу из анкеты сестры: «Один год это - 365 дней, 8760 часов, 525 600 минут...». В общем, всякая девчачья фигня:)
24. Если ничего делать не хотелось, или получил пару на уроке, то остаток его можно было провести за увлекательнейшим занятием -сверлением стёрки карандашом:

Многие мои стёрки имели большие сквозные отверстия и запросто надевались на карандаш… Нет, я не был двоечником:) За все 10 лет школы у меня за четверть было всего 3 или 4 «тройки». :) Просто мне нравилось сверлить стёрки и грызть колпачки ручек - я их «съедал» до основания…
25. А еще я просто обожал царапать ногтем обложки тетрадей…

На ней такие классные дискретные следы остались, кайф… Это как лопать пупырчатые пакетики.
26. А еще на уроке можно было складывать разные плохие слова из счётных палочек, что вызывало приглушённое хихиканье соседей по партам:)

27. На переменах было множество игр. Почти все они были спортивные - харкание пшеном из стержней, догонялки, жмурки, травля девочек, драки, футбол чьим-то портфелем, «собачки» с дневником очкарика и т.д. Но были среди игр и спокойные.
«Чик», к примеру:



Нужно было ударить одной монетой по стопке других так, чтобы максимальное количество из них перевернулись. Допустим, если монеты клали «решкой» вверх, то игрок мог забрать себе те монеты, которые после его удара «биткой» переворачивались «орлом» вверх. За эту игру учителя гоняли. Она считалась азартной и на деньги. Вообще, это так и было…
28. Позже монеты обесценились и сменились другой валютой - вкладышами:

Принцип игры тот же - после хлопка ладони по стопке вкладышей, игрок мог забрать те, которые повернулись картинкой вверх. Собственно, поэтому у всех в коллекциях были весьма потрёпанные вкладыши - последствия многочисленных игр.
29. Ну, про «Камень, ножницы, бумагу» говорить особо нечего.

Игра на уроке зачастую приводила к удалению обоих игроков из класса. И лбы были красные после неё… :)
30. В футбол в школе можно было играть не только мячом, банкой и портфелем. Мы иногда играли в настольный футбол - пенопластовым шариком.

Делали (рисовали карандашом) на плоском столе ворота, центр поля и хлопками ладони гоняли лёгкий шарик туда-сюда. Было весело. Игра точно не для урока - слишком эмоциональная:) Кстати, очень хорошо подходит для пляжа летом.
31. «Камушки».

Вариантов игры было несколько. Выбрасывали на пол камушки, пальцем загоняли каждый из них между двух других, подбрасывали вверх и ловили тыльной стороной ладони и т.д. Уверен, каждый расскажет о своих правилах.
Это всё, что я смог вспомнить. И это точно не полный список. Делитесь воспоминаниями, рассказывайте, чем занимались на уроках (кроме учёбы) и переменах. :) Именно в плане «тихих» игр.

В рассматриваемый период СССР преодолел еще один важный рубеж в развитии народного образования - было введено всеобщее среднее образование молодежи. В 1975 г. 86% молодежи, вступающей в жизнь, имела полное среднее образование, более 96% выпускников восьмилетней школы обучались в различных учебных заведениях, дающих среднее образование. Это явилось громадным социальным и культурным завоеванием. Но в этой сфере оставалось еще много нерешенных проблем, связанных с низким качеством подготовки в школе и ПТУ, падением прести­жа среднего образования и др.

В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию ост­ро встала проблема оптимального соотношения между различ­ными формами обучения. Средняя общеобразовательная школа по-прежнему сохраняла ведущую роль. Но возросло значение профессионально-технических училищ и техникумов, так как они непосредственно готовили молодежь для работы в народном хо­зяйстве. Произошло перераспределение учащихся в пользу ПТУ и техникумов.

В средней школе на первый план выдвинулись вопросы про­фессиональной ориентации учащихся, подготовки молодежи к труду. Эти вопросы стояли и раньше, но с переходом ко всеоб­щему среднему образованию они превратились в серьезные на­роднохозяйственные и социальные проблемы. Традиционно шко­ла ориентировала своих выпускников на продолжение образова­ния в вузе. Школьная реформа 1958 г. с ее неудачной попыткой профессионализации школы не смогла изменить этой ориента­ции. С начала 70-х годов, когда выпуски средней школы стали увеличиваться по мере введения десятилетнего всеобуча, основ­ная масса выпускников должна была идти работать. В 1975 г. менее одной четверти от общего количества выпускников сред­ней школы поступили в вузы.

Трудности профессиональной ориентации выпускников сред­них школ были связаны с тем, что во многих отраслях промыш­ленности, сельском хозяйстве и строительстве была велика доля тяжелого физического труда, неквалифицированных монотонных операций. Противоречие между завышенными социальными ожиданиями и реальностью оказалось серьезным психологичес­ким испытанием для молодежи. Пассивность, апатия части моло­дежи нарастали постепенно и не сразу были осознаны обществом как тревожные симптомы. Более острой казалась тогда проблема кадров для народного хозяйства.

В 70-е годы было принято несколько постановлений, направ­ленных на улучшение подготовки молодежи к труду в сфере материального производства. Широко создавались учебно-произ­водственные комбинаты для трудового обучения и профессио­нальной ориентации старшеклассников. Развивалась система профессионально-технического образования.

Были пересмотрены школьные программы. Курс начальной школы сократился до трех лет, и с 1971 г. систематическое изу­чение основ наук началось не с 5-го класса, как раньше, а с 4-го. Попытка включить в программы изучение новейших достижений науки и техники, увеличить объем материала сделала школьные программы более сложными и громоздкими. В условиях научно-технической революции, когда объем информации стал расти чрезвычайно быстро и в то же время ускорилось "старение" зна­ний, вопрос о содержании школьного образования приобрел осо­бую остроту. Возникла необходимость менять не только содер­жание, но и методы обучения. Это относилось ко всем формам обучения, но прежде всего к средней школе, так как именно шко­ла должна была формировать прочные, устойчивые знания по основам наук, ту базу, на которой возможно дальнейшее обуче­ние.

Традиционно школа требовала от учащихся усвоения опреде­ленной суммы фактов. Настало время, когда необходимо было менять ориентацию, прививать школьникам умение самостоя­тельно пополнять знания и потребность в самообразовании, на­учить их самостоятельно мыслить. Такая перестройка школьного образования была связана с изменением программ, учебников, методов обучения, подготовки учительских кадров.

Учителя-новаторы вели поиски в этом направлении. Опыт В.Ф.Шаталова, Е.И.Ильина, Ш.А.Амонашвили и других педаго­гов показал путь решения многих проблем, назревших в школе (падение интереса к учебе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе). Но система управления на­родным образованием не способствовала распространению новых методов. Оценка деятельности учебных заведений по формаль­ным показателям создавала видимость благополучия и не отра­жала реальных трудностей. Проблемы народного образования в 70-х - начале 80-х годов постепенно накапливались.

В 1983 г. была выдвинута задача реформы школы, разработан проект перестройки школы, который после всенародного обсуж­дения стал Законом в апреле 1984 г. Предусматривалось в тече­ние десятилетия дополнить всеобщее среднее образование моло­дежи ее всеобщим профессиональным образованием.

В системе высшего образования большое внимание уделялось развитию университетов. К 1985 г. их число достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях были созда­ны крупные центры высшего образования. Однако молодые уни­верситеты, созданные, как правило, на базе педагогических вузов, были намного слабее старых.

В качестве меры регулирования социального состава студен­чества в 1969 г. возродились рабфаки. Теперь они назывались подготовительными отделениями и в отличие от рабфаков 20-х годов не принимали абитуриентов без среднего образования. 20% мест на первых курсах вузов отводилось для выпускников подготовительных отделений, которые сдавали только выпускные экзамены и освобождались от вступительного конкурса.

Слабо использовался научный потенциал вузов. В вузах было сосредоточено свыше 35% научно-педагогических работников страны, в том числе около половины докторов наук, а выполня­лись ими не более 10% научных исследований.

Образовательная реформа 80-х – начала 90-х гг.

,

ИНИМ РАО, *****@***ru

,

ИНИМ РАО, *****@***ru

Аннотация

В настоящей статье содержится характеристика школьной реформы, проводимой в 80-х годах 20 века. Обозначено влияние политической ситуации в стране на предпосылки осуществления реформы и на ход ее проведения. Приводится характеристика состояния нормативно-правового регулирования образовательной деятельности , в частности Постановления Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» от 01.01.01 года и Закона «Об образовании» от 01.01.01 года.

Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования.

Ключевые слова: образование, школа, воспитание, государственная политика в области образования, обучение, грамотность, просвещение, библиотека, училище, книга, учебник, светская школа, всеобщее обязательное обучение, школьная реформа

К началу 80-х гг. остро встал вопрос о школьной - реформе. Утверждалось, что реформа нужна «не потому, что школа плоха, а для того, чтобы лучше и быстрее двигаться дальше.

Ее основными направлениями и задачами были следующие: обучение детей с шестилетнего возраста; завершение и подъем уровня всеобщего среднего образования с введением ряда новых учебных предметов (информатика и др.); всеобщее профессиональное образование ; улучшение подготовки и материального положения учителей и других педагогических работников и т. д.

Завершить реформу намечалось к 1995 г. Однако с первых же шагов она «забуксовала». Начались традиционные отступления от намеченного. В связи с начавшейся в стране общей перестройкой в 1985 г. на первый план выдвигаются другие социально-экономические и политические вопросы. Вместе с тем в процесс происходящих преобразований в обществе активнее включаются учителя, педагогическая интеллигенция.

Уже 22.12.1977 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду». К этому времени страна завершила переход ко всеобщему среднему образованию, возросло количество групп, классов и даже школ продленного дня, что способствовало сокращению второгодничества и некоторому повышению успеваемости.

Постановление снова привлекает внимание к вопросам содержания и методов обучения, которые должны в большей степени, чем прежде, соответствовать задачам научно-технического прогресса, а также совершенствования учебно-воспитательного процесса, внеклассной и внешкольной работы, которая должна полнее учитывать разнообразные интересы и желания школьников.

Кроме того, постановление призывает педагогические коллективы готовить выпускников школ к сознательному выбору профессии, в том числе и в сфере материального производства, напоминает о необходимости развития у учащихся навыков самостоятельной работы, творческого отношения к труду.

Одновременно было принято специальное постановление о бесплатном пользовании учебниками и о создании школьных библиотечных фондов учебников.

В соответствии с постановлением школьная реформа была направлена на совершенствование трудового обучения и подготовки учащихся к выбору профессии в сфере материального производства. Школы были укреплены кадрами учителей трудового обучения, мастерами производственного обучения, прошедшими повышение квалификации. Так в соответствии с абз. «в» п.3 Постановления на Министерство просвещения СССР, Советы Министров союзных республик в целях обеспечения всестороннего улучшения трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе возложена задача «укрепить школы кадрами учителей трудового обучения, расширить их подготовку в педагогических институтах и училищах, а также организовать систематическое повышение педагогической квалификации работников народного хозяйства, привлекаемых в качестве учителей труда, мастеров производственного обучения. Предусмотреть дальнейшее развитие сети факультетов и отделений по подготовке преподавателей труда и мастеров производственного обучения для общеобразовательных школ в инженерно - технических и сельскохозяйственных учебных заведениях. Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик в 6-месячный срок разработать план развития сети указанных факультетов и отделений на 1годы».

Проведена работа по укреплению связи с производством и материально-технической базы школ, усилено внимание к трудовому воспитанию и профориентации учащихся. По существу усиление профессионального уклона в школе обедняло естественное право школьников на образовательный выбор и удовлетворение их интересов. Учителя продолжали испытывать трудности в реализации политехнического образования в процессе преподавания конкретных предметов, недостаточно осознавали возможности содержания учебного предмета для осуществления политехнической подготовки школьников.

XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза (1981) открыл новые рубежи в развитии народного образования в СССР. В Отчетном докладе Генерального секретаря ЦК КПСС четко намечены пути дальнейшего совершенствования народного образования в целом и общеобразовательной школы в частности. Съезд обратил серьезное внимание на развитие педагогической науки, совершенствование теории и практики воспитания и обучения учащихся.

Намечено завершение начатого в десятой пятилетке перехода к бесплатному предоставлению учебников для учащихся всех классов общеобразовательной школы. XXVI съезд постановил предусмотреть дальнейшее развитие сети и улучшения работы яслей и детских садов. Построить дошкольных учреждений не менее чем на 2,5 млн. мест, довести в 1985 году число учащихся в школах (классах) с продленным днем до 13,5-14 млн., усилить работу в них по всестороннему развитию учащихся, созданию клубов по интересам.

В документах XXVI съезда партии указывается на необходимость развития сети профессионально-технических учебных заведений (ПТУ), увеличения выпуска из них квалифицированных рабочих со средним образованием до 13 млн. человек, осуществления мер по улучшению качества подготовки специалистов высшей квалификации (подготовить примерно 10 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, умело использовать их в народном хозяйстве и культуре, что относится и к системе педагогического образования).

С середины 80-х годов начался новый этап в развитии советского государства. Это было время реформ и широкой демократизация всех сторон жизни общества. Появились новые условия и для развития народного образования.

Общеобразовательная школа, оставаясь единой, трудовой и политехнической, находилась в процессе реформирования, начатого в 1984 г. В жизнь были проверены лишь некоторые положения закона о реформе: введено 11-летнее обучение, увеличены часы на труд, частично пересмотрены программы и учебники, повышена зарплата учителя.

Однако главная задача реформы – соединение обучения с производительным трудом - так и не была выполнена. Большинство школьников было занято производительным трудом, который не нес воспитательного заряда. Не изменились громоздкая структура управления народным образованием и функциональные основы системы проведения. По-прежнему школьный педагог был лишен права на самостоятельность, инициативу, творческий поиск. В условиях перестройки всей жизни общества процесс демократизации не затрагивал систему народного образования.

В 1984 г. было принято решение о проведении очередной школьной реформы, главная цель которой состояла в сближении и объединении общеобразовательной и профессиональной школы, ее реализация намечалась на г.

Реформа должна была улучшить трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников на основе соединения обучения с производственным трудом, постепенно ввести всеобщее профессиональное образование молодежи, ликвидировать компьютерную неграмотность учащихся и т. д.

Реформа предусматривала структурные изменения общеобразовательной школы. Обучение детей начиналось с 6-летнего возраста. Начальная школа становилась 4-летней, неполная средняя - 9-летней, а полная средняя - 11-летней. Предполагалось также совершенствование содержания образования и методов обучения в школе.

По новым учебным планам было увеличено время на трудовое обучение и трудовую практику, для старшеклассников организовывалось обучение по наиболее массовым профессиям на рабочих местах с учетом местных условий, школы были прикреплены к базовым предприятиям, обязанным создавать все условия для включения учащихся в производительный труд и помогать в их воспитании и трудовой подготовке. Усилено внимание к проведению лабораторных и практических работ . В городах стали открываться учебно-производственные комбинаты, в которых учащиеся проходили производственную практику.

В ходе начала реализации школьной реформы были определены конкретные цели и задачи начальной, неполной средней и средней школы , установлено количество учебного времени по классам, количество часов, отводимых на факультативные занятия в 7-9 и 9-11 классах, введено дополнительное время на общественно-полезный производительный труд школьников. Были предусмотрены меры по переходу на новые учебные планы и по пересмотру программ и учебников, определены пути воспитательной работы . Закреплены организационные меры, связанные с преодолением формализма в работе, активизацией методической работы учителей, повышением роли и авторитета классного руководителя , аттестацией учащихся, работой групп продленного дня и кружков, совершенствованием деятельности органов народного образования.

Конкретизированы характер трудовой подготовки учащихся в 1-6 классах и соответствующее время на трудовое обучение, меры по обязательному участию школьников в общественно-полезном труде, а также в производительном труде и по улучшению профориентационной работы, обеспечению материальной базы, связанной с трудовой подготовкой учащихся и их профориентацией. В школе начальной и восьмилетней стали проводиться уроки по профориентации учащихся, а мастерские оснащались модернизированными станками (токарные, фрезерные, сверлильные и т. п.), верстаками (столярные, слесарные), всевозможными инструментами. На вооружении учителей находились учебные диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, диапозитивы, которые использовались для решения задач трудового обучения, воспитания и профориентации. При всем этом по своему содержанию реформа была схожа с предыдущими, если не считать всеобщей профессионализации, направленной на подготовку квалифицированных рабочих, которая уже имела место в 20-е годы.

Однако, как и предыдущие, эта реформа не решила поставленных задач, ввязанных с политехнизацией, подготовкой к труду, воспитанием активных строителей коммунизма с присущими им «идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения». Она не имела правовых, экономических, педагогических и организационных основ, которые способствовали бы преобразованию школы, и проводилась исключительно «сверху», без должной поддержки «снизу». Предприятия не проявляли особой заинтересованности в участии школьников в производственной деятельности, ибо это требовало больших затрат. Думается, некоторые заявленные реформой цели были ошибочными, например, слияние общего и профессионального образования и профессионализация общеобразовательной школы.

В результате школа, имея некоторые достижения, еще больше отставала от требований жизни и; не отвечала социально-экономическим и образовательным потребностям страны. Всеобщее среднее образование и почти стопроцентная успеваемость были в большей мере результатом искаженной отчетности, продолжался отсев учащихся из школ, вмела место скрытая неуспеваемость, закрывавшаяся натянутыми «тройками», подавляющее большинство учащихся, получавших профессию, работать в сферу производства не шло, падало желание учиться, ибо все понимали, что для реализации большей части профессий иметь среднее образование нет необходимости. В содержании образования произошли лишь незначительные изменения, но учебники оставались перегруженными теорией, и материал в них слабо связывался с практикой.

В 1987 г. началась перестройка высшей и средней специальной школы. Ее главная цель определялась как интеграция образования, производства и науки. Для этого вводился новый тип взаимоотношений между ними - договорные обязательства. Давая кадровые заказы вузам и возмещая затраты на их выполнение, предприятия и организации должны были нести экономическую ответственность за обоснованность своих заказов, за рациональное использование выпускников вузов. Планировалось расширение практик; перенесения части учебного процесса на производство путем создания учебно-научно-производственных комплексов со сквозными программами обучения в состав которых под общим руководством вузов входили бы общеобразовательные школы, ПТУ и техникумы.

Реформа предполагала совершенствование учебного процесса, большую его гибкость, чтобы дифференцировать подготовку кадров в соответствии с их будущей профессиональной деятельностью . Предлагался ряд мер по повышению профессионального уровня научно-педагогических кадров вызов, активизации общественно-политической практики студентов.

Новый этап в развитии законодательства о народном образовании начинается в связи с принятием "Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Основные положения этого документа, определяющие перспективы развития системы народного образования, нашли свое законодательное воплощение в ряде совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР В их числе постановление от 01.01.01 года: "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы", Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.01.2001 "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда" Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.01.2001 "О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта" и др. Столь обширное изменение законодательства о народном образовании потребовалось для проведения новой политики страны в сфере народного образования.

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в которых перед школой ставилась задача повышения качества образования и гражданского воспитания подрастающих поколений, подготовки их к жизни, к труду.

Как указывается в п. 1 «Основных направлений реформы»: «Первостепенной государственной задачей является неуклонное и последовательное осуществление предусмотренных реформой мер, направленных на повышение качества образования и коммунистического воспитания, кардинальное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств, любви к Родине и готовности к ее защите. Этим целям должно служить совершенствование всех форм и методов учебного процесса, общественного и семейного воспитания детей и подростков, более раннее приобщение их к знаниям и привитие им навыков для участия в общественно полезном труде, а также улучшение управления народным образованием, укрепление учебно-материальной базы общеобразовательной и профессиональной школы».

Указывалось, кроме того, что «реформа школы имеет целью также преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, накопившихся в ее деятельности. Следует усовершенствовать структуру образования, существенно повысить качество общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности» (п. 2 раздела 1). «Осуществить реформу общеобразовательной и профессиональной школы - значит решить следующие основные задачи:

Повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия , методы обучения и воспитания; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала;

Коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи;

Усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повысить их общественную активность на основе развития самоуправления в ученических коллективах;

Поднять общественный престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практическую подготовку, полностью обеспечить потребности системы народного образования в педагогических кадрах; повысить заработную плату и улучшить материально-бытовые условия педагогических работников;

Укрепить материально-техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений;

Усовершенствовать структуру общеобразовательной и профессиональной школы и управление народным образованием» (п. 3 раздела 1).

В соответствии с разделом 2 «Основных направлений реформы» предполагалась следующая структура общего среднего и профессионального образования:

начальная школа

1-4 классы;

неполная средняя школа

5-9 классы;

средняя общеобразовательная

10-11 классы общеобразовательной школы;

и профессиональная школа

средние профессионально-технические училища;

средние специальные учебные заведения.

Средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предлагается начинать на год раньше - с 6-летнего возраста. Оно подготовлено развитием системы дошкольного воспитания, охватывающей ныне абсолютное большинство детей, опытом их обучения в детских садах и школах. Переход к обучению детей 6-летнего возраста в школе осуществить постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей , местных условий. На первом этапе определенная часть детей будет поступать в школу и в 7-летнем возрасте, а обучение детей-шестилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в старших группах детских садов.

В начальной школе (1-4 классы) продолжительность учебы увеличивается на один год, что позволит обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементарным трудовым навыкам, одновременно уменьшить нагрузку учащихся и облегчить последующее усвоение основ наук.

Неполная средняя школа (5-9 классы) предусматривает, как и ныне, изучение основ наук в течение пяти лет. С окончанием девятого класса школьники, как правило, в возрасте пятнадцати лет получают неполное среднее образование. В основном решается задача общетрудовой подготовки подростков. В сочетании с мерами по профессиональной ориентации создаются условия, облегчающие им выбор будущей профессии. Девятилетняя школа является базой для получения общего среднего и профессионального образования по разным каналам.

Средняя общеобразовательная и профессиональная школа включает 10-11 классы общеобразовательной школы, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения. Она обеспечивает всеобщее среднее образование молодежи, ее трудовую и профессиональную подготовку.

5. Соотношение между потоками дальнейшего обучения выпускников девятых классов будет складываться в соответствии с потребностями народного хозяйства, с учетом наклонностей и способностей учащихся, пожеланий родителей и рекомендаций педагогических советов школ. Численность и удельный вес выпускников девятых классов, поступающих в средние профтехучилища, в перспективе увеличатся примерно вдвое. При этом должны учитываться особенности отдельных регионов, города и села.

Изменилось соотношение между различными формами обучения. Большое внимание стали уделять высшему заочному и вечернему образованию для людей, работающих на производстве. Если в 1945-56 учебном году в вечерних и заочных отделениях вузов учились 28% всех студентов, то в 1960-61 учебном году – 51%.

Однако реформа высшего образования также имела ряд негативных последствий. Уровень подготовки поступающих на первый курс снизился. Выпускники школ, стремящиеся получить высшее образование, устраивались на любую работа только ради стажа с тем, чтобы воспользоваться листами, поскольку ст. 28 рассматриваемого Закона предписывала «в высшие учебные заведения принимать на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, руководителями промышленных предприятий и правлениями колхозов с тем, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подготовленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения предоставлять преимущества лицам, имеющим стаж практической работы».

Обязательная работа будущих инженеров на предприятиях увеличила нагрузку на студентов, снизила их успеваемость.

В середине 60-х годов правила приема в вузы были изменены. Конкурс для школьников и производственников проводился отдельно. Была отменена обязательная работа студентов технических вызов на предприятиях.

Характерной особенностью в развитии высшей школы в этот период явилось создание системы послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Это была попытка переосмыслить систему подготовки специалистов высшей квалификации, которая развивалась в основном экстенсивным путем. Негативные последствия такого развития проявились уже в 70-е годы и среди них, в частности, нерациональное использование выпускников вузов, низкий уровень их подготовки, снижение престижа дипломированного специалиста.

Особо следует отметить значение, которое оказали на закрепление положений об образовании «Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», утвержденные Законом СССР от 01.01.01 г. Так, раздел 7 «Основ» целиком посвящен высшему образованию. В соответствии со ст. 45 «Высшее образование осуществляется в университетах, институтах, академиях, заводах-втузах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к высшим учебным заведениям.

Подготовка специалистов в высших учебных заведениях осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения.

В высших учебных заведениях могут устанавливаться сокращенные сроки обучения для лиц, окончивших средние специальные учебные заведения по специальности, соответствующей специальности, избранной для обучения в высшем учебном заведении.

Высшие учебные заведения осуществляют свою деятельность на основе Положения о высших учебных заведениях СССР, утверждаемого Советом Министров СССР, и уставов, которые разрабатываются в соответствии с указанным Положением каждым высшим учебным заведением и утверждаются министерством, государственным комитетом или ведомством, в подчинении которого находится высшее учебное заведение».

При этом в качестве задач высших учебных заведений назывались следующие:

· «подготовка высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, владеющих марксистско-ленинской теорией, имеющих глубокие и прочные теоретические знания, практические навыки по специальности, современное экономическое мышление, способных использовать достижения научно-технической революции, участвовать в разработке и осуществлении мер по ускорению социально-экономического и научно-технического прогресса, вести организационно-управленческую, общественно-политическую и воспитательную работу;

· воспитание студентов идейно убежденными, активными строителями коммунистического общества с высокими гражданскими и нравственными качествами, коллективистами, патриотами и интернационалистами, готовыми к защите социалистического Отечества;

· воспитание ответственного, творческого отношения к учебе и труду, дисциплины, организованности, высокой культуры, бережного отношения к социалистической собственности; экологическое воспитание;

· правовое воспитание, формирование сознательного отношения к общественному долгу, правам и обязанностям граждан СССР;

· формирование высоких эстетических вкусов;

· физическое воспитание, укрепление здоровья студентов;

· обеспечение всестороннего, гармоничного развития студентов;

· выполнение научно-исследовательских работ, способствующих повышению качества подготовки специалистов, социально-экономическому и научно-техническому прогрессу, активное участие во внедрении в практику результатов этих работ;

· подготовка и повышение квалификации научно-педагогических и научных кадров;

· повышение квалификации педагогических работников и других специалистов народного хозяйства с высшим образованием;

· создание учебников и учебных пособий» (ст. 46).

Уделялось внимание и практике студентов, в частности ст. 48 «Основ» прямо указывает, что «практика студентов высших учебных заведений является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и осуществляется в соответствии с Положением о практике студентов высших учебных заведений, утверждаемым Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Для совершенствования практических навыков выпускники высших учебных заведений проходят стажировку по специальности под руководством администрации соответствующих предприятий, учреждений и организаций и под контролем высших учебных заведений».

Большое внимание уделялось развитию университетского образования. К 1985 г. число университетов достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях России были созданы крупные центры высшего образования. Это приближало структуру подготовки кадров к потребностям народного хозяйства и культурного строительства регионов. Однако далеко не все молодые университеты, которые создавались, как правило, на базе педагогических вузов, выполняли роль учебно-методических и научных центров высшей школы.

В 1969 г. при вузах стали открывать подготовительные отделения. Они предназначались для обучения уже вполне зрелых ладей, имеющих стае работы или прошедших службу в армии. С тех пор ежегодно около 20% мест на первых курсах вузов занимали выпускники этих отделений.

В 1969 г. было принято «Положение о высших учебных заведениях» и Положение о высших учебных заведениях СССР (утв. постановлением Совета Министров СССР от 01.01.01 г. № 64).

В Положении о высших учебных заведениях СССР 1969 г. идеи централизации управления университетами и стандартизации учебного процесса проводятся как нечто само собой разумеющееся.

В соответствии с п. 2 Постановления «Высшее образование в СССР осуществляется через университеты, академии, институты, заводы - втузы и другие высшие учебные заведения».

При этом п. 3 определяет главные задачи вузов, к которым относились:

· «подготовка высококвалифицированных специалистов с глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями по специальности, владеющих марксистско-ленинской теорией, новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, воспитанных в духе высокой коммунистической сознательности, советского патриотизма, дружбы народов и пролетарского интернационализма, обладающих навыками организации массово - политической и воспитательной работы;

· постоянное совершенствование качества подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития;

· выполнение научно-исследовательских работ, способствующих решению задач коммунистического строительства;

· создание высококачественных учебников и учебных пособий;

· подготовка научно - педагогических кадров;

На уровне факультета декан осуществлял (п. 53):

Непосредственное руководство учебной, воспитательной, научно-методической и научной работой;

Обеспечение выполнения учебных планов и учебных программ ;

Составление расписание учебных занятий и контроль за его выполнением;

Организацию учета успеваемости студентов, установление сроков сдачи экзаменов;

Разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию учебного процесса в целях повышения качества подготовки студентов;

Перевод студентов с курса на курс, предоставление академических отпусков;

Допуск студентов к сдаче государственных экзаменов или к защите дипломного проекта (работы).

В такой унифицированной системе, конечно, не могло быть места для права преподавателя читать дополнительные курсы по собственному желанию, вести занятия в соответствии со своими представлениями о научных проблемах и методах исследования.

Позитивной чертой Положения 1969 г. было закрепление правового статуса различных общественных организаций студентов, в том числе студенческих научных обществ: «В высшем учебном заведении общественные и научные организации, объединяющие студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный персонал и других работников, действуют на основе своих уставов и положений.

Общественные организации высшего учебного заведения принимают активное участие в разработке и осуществлении мероприятий по улучшению учебной, научно-методической и научной работы в учебном заведении, идейно-политического воспитания и культурно - бытового обслуживания студентов» (п. 60), «Студенческие научные общества:

· организуют совместно с кафедрами студенческие научные кружки, конструкторские, технологические и проектные бюро и используют другие формы и методы организации и проведения научной работы студентов;

· проводят активную работу по привлечению студентов к научно - исследовательской деятельности;

· представляют лучшие научные работы студентов на конкурсы и выставки;

· пропагандируют научные и политические знания среди студентов и населения» (п. 61).

Эти общества так или иначе давали студентам некоторую самостоятельность в области научной работы.

Восстановление правового режима академической автономии в России произошло только в 1992 г. с принятием Закона «Об образовании», закрепившего в качестве принципа государственной политики автономность образовательных учреждений.

Литература

1. Волосникова статус университетов: история и современность. - М.: Норма, 2007.

3. Липник реформы в России. Очерки истории. – М.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000.

4. Липчанский советской системы образования. - Астрахань: Изд-во Астрахан. Ун-та., 1997.

5. СПС «Консультант плюс».

6. Чуднов образование: история и современное состояние. – М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993.

7. Ярулин -правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. Образования, 2006.

СПС «Консультант плюс».

Шабаева педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www. /ped/ped140.html

Шабаева педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www. /ped/ped140.html

Чуднов образование: история и современное состояние. – М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 24

Липник реформы в России. Очерки истории. – М.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. С.67.

Http://www. /parts/part27.html

СПС «Консультант плюс».

Липчанский советской системы образования. - Астрахань: Изд-во Астрахан. Ун-та. 1997. С.68.

Чуднов образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 25.

Ярулин -правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. образования. 2006. С. 29.

СПС «Консультант плюс».

Чуднов образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 23

СПС «Консультант плюс»

Волосникова статус университетов: история и современность. - М.: Норма. 2007. С.102

РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В 70-90-Е ГОДЫ XX В.

План:

8.1.Советское образование в70-80-е годы.

8.2.Проблема гуманизации образования.

8.3.Российская педагогика 90-х годов.

Те успехи советской школы, на которые обратил внимание Запад в конце 50-х годов, были успехами школы тоталитарного индустриального общества, максимально соответствующими его внутренней сущности. Советскому образованию удалось уйти от многих проблем и противоречий, над которыми билась Западная цивилизация в попытке преодолеть тенденцию унификации человека, превращения его в функцию огромной социальной машины. Тип личности, порожденный советской индустриальной цивилизацией, оказался совершенно бесперспективным для постиндустриального западного общества; столь же бесперспективной оказалась и система воспроизводства этого типа личности, включающая в себя образовательные институты. Несмотря на все попытки преодолеть излишний формализм в образовании, приблизить советскую школу к жизни, привнести в ее содержание и формы элементы "школы труда", ситуация до конца 80-х годов оставалась в своей основе неизменной.

Регресс советского образования в 70-80-е гг. подтверждают данные ЮНЕСКО о показателях коэффициента интеллектуализации молодежи (КИМ): с третьего (1953- 1954) и второго (1964) места СССР в середине 80-х годов по этому показателю переместился на место в пятом десятке (уровень КИМ в СССР - 17%, США и Канаде - 57-60%). Эти данные, с одной стороны, подтверждают эффективность "школы-учебы" в условиях индустриального общества, с другой - свидетельствуют об ее неэффективности в условиях НТР, развития информационных технологий и других факторов, которые объективно ведут к формированию постиндустриального общества и, как следствие, к резкому возрастанию субъективного начала во всех сферах социальной жизни.

Крушение тоталитарного коммунистического режима и порожденного им общественного строя в нашей стране совпало с глубочайшим кризисом советского образования и крайне заидеологизированной педагогической науки. Попытки создать рыночную экономику, правовое государство, гражданское общество свидетельствуют о том, что в России вновь возрождаются прозападные идеалы. Это касается и педагоги­ческого поиска, который преимущественно движется в русле западных подходов.

2.Проблема гуманизации образования

В условиях краха коммунистических перспектив развития мировой цивилизации на смену идеалам классовой борьбы пришли общечеловеческие гуманистические ценности. Именно в этом контексте происходит обсуждение дальнейших перспектив развития человечества, средств их реализации. На первый план выдвигается проблема гуманизации образования, которая во многом определяет ведущую тенденцию развития педагогических традиций Западной цивилизации конца XX века и становится все более значимой для восточных обществ.

Проблема гуманизации образования особенно остро встала перед отечественной педагогикой во второй половине 80-х годов, хотя, несмотря на 70-летний идеологический прессинг, господство "школы учебы" с вкрапленными в нее элементами "школы труда", изгнание из педагогики ребенка, стремление сформировать преданного режиму исполнителя, идеи гуманизации жили и развивались в советской педагогике. Официальная наука относилась к ним крайне настороженно и даже враждебно, пытаясь уложить их в прокрустово ложе классовой идеологии. Так, Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), которого обвиняли в "абстрактном гуманизме", в том, что он "ввел туманное понятие, именуемое человечностью", писал (1967): "Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека... Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности".

В 1988 г. в СССР в центре и на местах был разработан ряд концепций общего среднего образования; проблема гуманизации школы занимала в них одно из центральных мест. Однако, пожалуй, наиболее адекватно она была разработана ВНИКом "Школа". В концепции подчеркивалось, что главным пороком современной отечественной школы является ее обезличенность. На всех уровнях педагогического процесса утеряно главное - человек. Ученик стал объектом воспитания, превратился из цели в средство деятельности школы, обучение потеряло для него смысл. Учитель, лишенный возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы их достижения, также оказался отчужденным от учебно-воспитательного процесса. И учитель, и ученик превратились в разнокалиберные "винтики" образовательной машины.

Концепция указывала на единственно возможный путь преодоления этого отчуждения - гуманизацию школы. "Гуманизация, - говорилось в ней, - это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Это - совпадение максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов - в детстве, отрочестве, юности. Это - преодоление нынешней безвозрастности образования, учет психофизиологической самобытности различных возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. Это - органическое соединение коллективистского и личностного начал, делающее общественно значимым, дающее ему сознание того, что "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.