Бунин описывает детство девочки. Анализ стихотворения Бунина И

Пожалуйста, мне очень срочно. Анализ стихотворения Бунина "Детство"

  1. Бунин Детство
    Детство золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.
    В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно "Детство". Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.
    Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.
    Мир Бунина это мир зрительных и звуковых впечатлений.
    Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков л и л. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства.
    В стихотворении преобладает желтый цвет. Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой.
    Лирический герой взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком) .
    Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается эффекта присутствия. С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передат ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении- (солнечные палаты, кора красна) .
  2. Стихотворение И. А. Бунина Детство пронизано счастливыми воспоминаниями детства, связанными с лесом, природой. Эта радость передается читателю: и дышится свободнее, и отступают повседневные неприятности перед красотой мира, в котором мы живем.
  3. В своих стихотворениях И. А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении Детство Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:
    Чем жарче день, тем сладостней в бору
    Дышать сухим смолистым ароматом,
    И весело мне было поутру
    Бродить по этим солнечным палатам!
    Любовь и еще раз любовь вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Анализ стихотворения «Детство» Бунина

Детство - лучшая пора человеческой жизни. Именно в детском возрасте люди учатся открывать свою душу прекрасному. Стихотворение И. А. Бунина «Детство» передаёт искренний восторг от ощущения единства с природой.

Произведение написано двадцатипятилетним писателем в 1895 году, а опубликовано оно было лишь спустя 11 лет. Этот период его творчества был очень плодотворен и богат на события, но всё-таки И. А. Бунин тосковал по собственной детской непосредственности и лёгкому восприятию мира.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение относится к пейзажной лирике. Его темой является описание впечатлений от прогулки в солнечном бору. Идея Бунина - показать, как природа может вернуть детское мироощущение и чувствительность.

Основной мотив и образы

Стихотворение проникнуто весёлым настроением. Это подтверждают слова: «весело мне было…». В «Детстве» можно выделить два основных образа:

  • образ лирического героя, который на миг возвращается в детство;
  • образ сосны, который выступает символом всей родной природы.

Эти два образа противопоставлены по возрасту («…мне только десять лет, // А ствол - гигант, тяжёлый, величавый»). Несмотря на это, они единое целое: «Прильну к сосне…».

Композиция

«Детство» состоит из трёх четверостиший:

  • в первой строфе описывается солнечный бор, в котором гуляет лирический герой;
  • во второй строфе рассказывается, как он прильнул «к сосне корявой»;
  • третья строфа описывает грубый, но тёплый ствол сосны.

Ритмический строй

Произведение написано пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Этот двусложный размер лёгок для восприятия и осмысления.

Художественные средства

  • слова, передающие запахи: «сухим смолистым ароматом», «пахнет»;
  • слова, передающие солнечный свет и тепло: «жарче», «по … солнечным палатам», «повсюду блеск», «повсюду яркий свет», «Кора … тепла, так солнцем вся прогрета!», «зной … солнечного света»;
  • звукопись: повтор шипящих и звуков [с] и [т];
  • сравнения: «Песок - как шёлк…»;
  • метафору: лес сравнивается со дворцом («по этим солнечным палатам»);
  • эпитеты: «тяжёлый, величавый», «сладостней», «весело»;
  • восклицательные предложения в первой и третьей строфах.

Таким образом, И. А. Бунин намеренно создал в стихотворении атмосферу преувеличенной восторженности, позволяющую почувствовать непритворное восхищение природой. На такое любование человеческая душа способна только в детстве.

Известный русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин родился в дворянской семье, 10 октября 1870 года в городе Воронеже. Детские годы талантливого литератора прошли в его родовом имении в Орловской области.

Биография А. И. Бунина

Именно там, среди необыкновенно красивой природы, юный Бунин смог раскрыть в себе талант поэта. Будучи десятилетним мальчиком, он уже писал первые стихи, в которых с непревзойденным мастерством описывал великолепие окружающего мира. Из-за болезни, Иван Бунин не смог получить образование, поэтому начиная с 1889 года, он усиленно искал работу, чтобы заработать себе денег на жизнь.

Иван Бунин работал журналистом, библиотекарем, корректором. В 1894 году он написал свое первое произведение «На край света», которое получило положительные отзывы критиков. Будучи человеком дворянского происхождения, Бунин враждебно относился к коммунистам, которые пришли к власти в 1917 году.

Спустя три года он тайно эмигрировал во Францию. В этой стране он жил о своей смерти. Иван Алексеевич Бунин является автором замечательных рассказов и стихотворений, которые пополнили сокровищницу русской литературы.

Стихотворение «Детство»: анализ

В своем стихотворении автор возвращается в прошлое: во времена своего беззаботного детства. Он делиться с читателем теми сокровенными моментами, которые переживал во время общения с природой. Детство ассоциируется у Бунина с жарким летним утром, с солнечными зайчиками, весело прыгающими в бору, со смолистым ароматом сосен, с нежностью теплого песка.

Маленькому мальчику кажется, что стволы деревьев гигантские, а он – всего лишь маленькая частица этого мира. Главный герой произведения ощущает свой юный возраст, он понимает, что вся его жизнь впереди – такие мысли приносят радость и наслаждение от каждой минуты.

Автор не вспоминает негативные моменты своего детства, этот период связан с позитивными эмоциями, которые несет в себе прикосновение к величию природы. Воспоминания о детстве навсегда остались в памяти Ивана Бунина.

Чему учит нас произведение «Детство»

Детство – это скоротечная пора, вернутся в которую, можно только лишь совершив путешествие в своей памяти. Автор учит нас ценить каждый момент своего детства, учиться видеть красоту даже в самых обыкновенных вещах.

Со временем дети вырастают, у них появляются разные взрослые заботы. Однако моменты, которые переживает каждый человек в своем детстве, должны оставаться в душе всю жизнь.

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: «И.А.Бунин. «Детство»

Цели урока:

1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».

2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения.

4. Прививать любовь к русской поэзии.

Образовательные задачи:

Формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;

Развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Ход урока.

I .Орг. момент. Мотивация.

Знаете ли вы, что такое айсберг?

Выясняем, что это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.

Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.

II . Цели учебной деятельности.

Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.

Но для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство?

III . Усвоение содержания учебного материала.

1) первичное восприятие текста

Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». У каждого на столе оно лежит.Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? (Чтение стихотворения учителем, включается аудиокассета «Лесные звуки»)

Понравилось?

2) вторичное восприятие текста

(Чтение детьми текста «про себя»)

3) словарная работа

Какие непонятные слова вы встретили?

Ароматом.

Палатам. Зной.

(вывешиваются карточки на доске)

Ребята, у вас на столах лежат толковые словарики, найдите в них значения вот этих слов

4) работа с толковым словариком.

Аромат. Это приятный запах.

Зной. Это очень жарко, когда трудно дышать.

Бор. Это лес, в котором растут сосны.

Палаты. Это помещение. Палаты бывают: в больнице, царские палаты, красивые, расписные, светлые.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

Прильнуть – прислониться.

IV . Обеспечение осознанности формируемых знаний.

О чем это стихотворение?

Чтение стихотворение по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам!

Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостный, тоже отражают авторское восприятие мира.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк…

Что необычного в этих строчках?

Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»

Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.

- «Песок - как шелк…». Красивое сравнение. Необычное.

В чем его необычность? Думаем все вместе.

Шелк – мягкий, нежный.

Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может, и песок блестеть на солнце?

Обратить внимание детей на многоточие:

Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

Прильну к сосне корявой

Подберите к этому слову синонимы. Прильнуть – прислониться.

В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

V . Обеспечение прочных формируемых знаний.

1)выразительное чтение

(Чтение несколькими учащимися)

VI . Контроль усвоения.

Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство».

В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.

В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.

Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».

VII Рефлексия:

Итогом нашего с вами урока будет ваше настроение.

Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.

У нас сейчас зима, а так хочется, чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи, вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.

Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой- красный листочек.

Я считаю, что было трудно на уроке- зелёный листочек.

А теперь покажите своё настроение.

– А закончить урок я хочу словами писателя Александра Блока.

«Так знать и любить природу,
как умеет Бунин, мало кто умеет…»

И я очень надеюсь,что и мы с вами этому научились.

VIII . Домашнее задание. -Домашнее задание каждый выберет себе сам.

    Выучить наизусть.

    Нарисовать рисунок к стихотворению и подтвердить его словами из текста.