Блок одинокий к тебе прихожу. Стихотворение Блока А.А

Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник “Стихов о Прекрасной Даме”. Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной и лучезарной богине. По этой причине “Одинокий…” относят к группе стихотворений, где в качестве лирической героини выступает земная девушка, “царевна”, живущая в высоком тереме. Поэт изображает реальные встречи влюбленных, используя в их описании возвышенную романтическую атрибутику.

Тема магической любви организует композицию стихотворения: метафорическая конструкция “околдован огнями любви”, поданная в зачине, точно отражается в финальной строке, приобретая дополнительный эпитет “темная”.

Лексемы “ворожу”/”ворожба” встречаются в каждом из трех катренов небольшого текста. С их помощью определяется основное занятие главных героев. Лирический субъект признается, что он гадает “уж давно” и увлеченно: “ворожбой полоненные дни” складываются в годы. Колдовство стало путем

спасения от “тяжелого бремени лет”, выходом из конфликта с внешним миром. Однако привязанность, порожденная магией, не в силах избавить влюбленного от ощущения одиночества, сообщением о котором начинается поэтический текст. Эта деталь становится первым сигналом, свидетельствующим о неудовлетворенности лирического “я” своим положением.

Герои одновременно являются и субъектами, и объектами мистического обряда. Если попытки лирического “я” гадать на возлюбленную оканчиваются неудачей, то у невесты-колдуньи ворожба складывается успешно. Контекст определяет преимущество девушки над заговоренным женихом: ему приходится являться на зов невесты даже против воли. В тексте два раза встречается обращение-просьба лирического “я”: “Не зови”.

Риторический вопрос, звучащий в конце стихотворения, служит подтверждением зреющего желания освободиться от любовных пут, сковывающих героя.

Среди стилевых особенностей произведения выделяется обилие лексики с полногласиями: уже упомянутая “ворожба” дополняется лексемой “полоненные”. К ним примыкают примеры с двойным звуком “о”: “околдован”, “одной”. При помощи упомянутых фонетических средств создается эффект замедленного плавного движения.

Мотив колдовского обряда сближает анализируемое стихотворение с произведением “Гадай и жди. Среди полночи…” Здесь возникает тема таинственного свидания с “дерзостным” персонажем, осложненная мотивами двойничества и сложной трактовкой “огненной игры” героев.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Я пришел к тебе с приветом…” (1843). Стихотворение от­носится к ранней лирике поэта и посвящено любви. Опорными словами произведения являются: привет, солнце, свет, трепет листьев....
  2. В 1897 году семнадцатилетний Блок испытал первое сильное любовное чувство. Роман закрутился в небольшом немецком городе-курорте Бад-Наугейме, куда молодой поэт прибыл вместе с матерью и...
  3. А.Фет – стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”. В этом стихотворении жизнь природы созвучна настрое­нию лирического героя. Герой этого стихотворения молод, влюблен, полон вдохновения....

3. «Одинокий, к тебе прихожу…»

Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь. - Меня не зови -
Я и сам уж давно ворожу.

От тяжелого бремени лет
Я спасался одной ворожбой,
И опять ворожу над тобой,
Но неясен и смутен ответ.

Ворожбой полоненные дни
Я лелею года, - не зови…
Только скоро ль погаснут огни
Заколдованной темной любви?
1 июня 1901. С. Шахматово

Эйфория прошла. И осталась – темная любовь. И «ты», к которой он приходит, – темная колдунья, и сам тоже – ворожит, колдует над ней. И даже огни, которые тянут его к ней, которые – и над ним, и над ней – темные, как неверный свет гнилушек над темным безрадостным болотом…

Ты гадаешь…

"И странен блеск ее глубоких глаз…"

Вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.

Вот их краткая сводка:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень - 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

1. Серафим.

2.Визит к гадалке.

3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.

К сцене данного стихотворения относятся ЧЕТЫРЕ произведения:
3. «Одинокий, к тебе прихожу…» ()
Первое появление гадалки.

4. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» ()
Ужас от предчувствия, что «изменишь облик Ты».
5. «И поздно, и темно. Покину без желаний…» ()
Ночное (бессолнечное) возвращение от гадалки.
6.«И я, неверный, тосковал…» ()
Оправдание гадалки: я вернулся – и постиг.

*
предыдущее стихотворение -
следующее стихотворение -

Тема: Анализ стихотворения А.Блока «Стихи о прекрасной даме»


Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь —
Меня не зови, —
Я и сам уж давно ворожу.
А.А. Блок

Александр Александрович Блок один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о “двоемирии”, поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале “Мировой души” или “Вечной женственности”.
В этот период появляется таинственный и волшебный цикл “Стихов о Прекрасной Даме”. В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, ставшей впоследствии его женой.

Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо -
Все в облике одном - предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

Но Блок не был бы великим поэтом, если бы отразил в лирике лишь свои личные переживания. Он сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать всем сердцем испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их в прекрасные стихи.
Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась под стать времени.

Разгораются тайные знаки
На глухой, непробудной стене.
Золотые и красные маки
Надо мной тяготеют во сне.
Укрываюсь в ночные пещеры
И не помню суровых чудес.
На заре - голубые химеры
Смотрят в зеркале ярких небес.

“Неземные” черты “Прекрасной Дамы” органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Блока. Он преклоняется перед “вечной женственностью” и красотой своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то возлюбленной, то Родины.

Я искал голубую дорогу
И кричал, оглушенный людьми.
Подходя к золотому порогу,
Затихал пред Твоими дверьми.
Проходила Ты в дальние залы,
Величава, тиха и строга.
Я носил за Тобой покрывало
И смотрел на Твои жемчуга.

Поэт стремится слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения, и одновременно боится приземлить, упростить черты своего кумира. Блок одновременно ожидает и боится любви, уходит в мистицизм и символику.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный.
Только образ, лишь сон о Ней.

Это время становления поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности, в красивость фантазии.

Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Таким образом, вполне земной образ преображается в романтико-символический миф. Поэт стремится к некой гармонии, какой нет на земле, но существует в его мечтах и фантазиях. На протяжении времени заметно меняется настроение поэта от восторженного поклонения к сомнениям и крушению надежд. Напряженный драматизм присущ ряду стихотворений Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт находится в поиске своего стиля. Но что присуще было Блоку изначально, так это изысканность слога, красота речи и полет фантазии.

Я к людям не выйду навстречу,
Испугаюсь хулы, и похвал.
Перед Тобой Одною отвечу,
За то, что всю жизнь молчал.
Молчаливые мне понятны,
И люблю обращенных в слух:
За словами - сквозь гул невнятный
Просыпается светлый Дух.
Я пойду на праздник молчанья,
Моего не заметят лица.
Но во мне - потаенное знанье
О любви к Тебе без конца.

«Одинокий, к тебе прихожу…» Александр Блок

Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь.- Меня не зови.-
Я и сам уж давно ворожу.

От тяжелого бремени лет
Я спасался одной ворожбой
И опять ворожу над тобой,
Но не ясен и смутен ответ.

Ворожбой полоненные дни
Я лелею года,- не зови…
Только скоро ль погаснут огни
Заколдованной темной любви?

Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…»

Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной и лучезарной богине. По этой причине «Одинокий…» относят к группе стихотворений, где в качестве лирической героини выступает земная девушка, «царевна», живущая в высоком тереме. Поэт изображает реальные встречи влюбленных, используя в их описании возвышенную романтическую атрибутику.

Тема магической любви организует композицию стихотворения: метафорическая конструкция «околдован огнями любви», поданная в зачине, точно отражается в финальной строке, приобретая дополнительный эпитет «темная».

Лексемы «ворожу»/«ворожба» встречаются в каждом из трех катренов небольшого текста. С их помощью определяется основное занятие главных героев. Лирический субъект признается, что он гадает «уж давно» и увлеченно: «ворожбой полоненные дни» складываются в годы. Колдовство стало путем спасения от «тяжелого бремени лет», выходом из конфликта с внешним миром. Однако привязанность, порожденная магией, не в силах избавить влюбленного от ощущения одиночества, сообщением о котором начинается поэтический текст. Эта деталь становится первым сигналом, свидетельствующим о неудовлетворенности лирического «я» своим положением.

Герои одновременно являются и субъектами, и объектами мистического обряда. Если попытки лирического «я» гадать на возлюбленную оканчиваются неудачей, то у невесты-колдуньи ворожба складывается успешно. Контекст определяет преимущество девушки над заговоренным женихом: ему приходится являться на зов невесты даже против воли. В тексте два раза встречается обращение-просьба лирического «я»: «Не зови».

Риторический вопрос, звучащий в конце стихотворения, служит подтверждением зреющего желания освободиться от любовных пут, сковывающих героя.

Среди стилевых особенностей произведения выделяется обилие лексики с полногласиями: уже упомянутая «ворожба» дополняется лексемой «полоненные». К ним примыкают примеры с двойным звуком «о»: «околдован», «одной». При помощи упомянутых фонетических средств создается эффект замедленного плавного движения.

Александр Александрович Блок

Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь.- Меня не зови.-
Я и сам уж давно ворожу.

От тяжелого бремени лет
Я спасался одной ворожбой
И опять ворожу над тобой,
Но не ясен и смутен ответ.

Ворожбой полоненные дни
Я лелею года,- не зови…
Только скоро ль погаснут огни
Заколдованной темной любви?

Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной и лучезарной богине. По этой причине «Одинокий…» относят к группе стихотворений, где в качестве лирической героини выступает земная девушка, «царевна», живущая в высоком тереме. Поэт изображает реальные встречи влюбленных, используя в их описании возвышенную романтическую атрибутику.

Тема магической любви организует композицию стихотворения: метафорическая конструкция «околдован огнями любви», поданная в зачине, точно отражается в финальной строке, приобретая дополнительный эпитет «темная».

Лексемы «ворожу»/«ворожба» встречаются в каждом из трех катренов небольшого текста. С их помощью определяется основное занятие главных героев. Лирический субъект признается, что он гадает «уж давно» и увлеченно: «ворожбой полоненные дни» складываются в годы. Колдовство стало путем спасения от «тяжелого бремени лет», выходом из конфликта с внешним миром. Однако привязанность, порожденная магией, не в силах избавить влюбленного от ощущения одиночества, сообщением о котором начинается поэтический текст. Эта деталь становится первым сигналом, свидетельствующим о неудовлетворенности лирического «я» своим положением.

Герои одновременно являются и субъектами, и объектами мистического обряда. Если попытки лирического «я» гадать на возлюбленную оканчиваются неудачей, то у невесты-колдуньи ворожба складывается успешно. Контекст определяет преимущество девушки над заговоренным женихом: ему приходится являться на зов невесты даже против воли. В тексте два раза встречается обращение-просьба лирического «я»: «Не зови».

Риторический вопрос, звучащий в конце стихотворения, служит подтверждением зреющего желания освободиться от любовных пут, сковывающих героя.

Среди стилевых особенностей произведения выделяется обилие лексики с полногласиями: уже упомянутая «ворожба» дополняется лексемой «полоненные». К ним примыкают примеры с двойным звуком «о»: «околдован», «одной». При помощи упомянутых фонетических средств создается эффект замедленного плавного движения.

Мотив колдовского обряда сближает анализируемое стихотворение с произведением «Гадай и жди. Среди полночи…». Здесь возникает тема таинственного свидания с «дерзостным» персонажем, осложненная мотивами двойничества и сложной трактовкой «огненной игры» героев.