Бичурин никита яковлевич биография на чувашском языке. Отец Иакинф Бичурин — основоположник китаеведения

29.08.1777–11.05.1853

Выдающийся отечественный синолог и монголовед, путешественник, писатель.

Родился в с. Акулево Цивильского уезда (ныне Типнеры Чебоксарского района).

В 1799 г. окончил Казанскую духовную академию; 18 июля 1800 г. принял монашеский сан. В 1808-1821 гг. был начальником Русской духовной миссии в Пекине. В совершенстве изучил китайский язык, перевел ряд китайских трактатов по истории, географии, лингвистике, этике, философии, юриспруденции, астрономии, медицине, сельскому хозяйству. Вернувшись в Петербург в январе 1822 г., опубликовал в 20-х - 1-й пол. 30-х гг. XIX в. ряд переводов китайских источников по истории, географии и этнографии Китая и Центральной Азии. 16 мая 1835 г. открыл в пограничном г. Кяхте первое в России училище для подготовки переводчиков с китайского языка. Преподавание в училище велось на основе научно разработанной им "Грамматики китайского языка", которая была издана в 1838 г. В 1-й пол. 1840-х гг. из-под пера ученого выходят труды и переводы о населении, административном управлении, территориальном делении, законах, судопроизводстве, сельском хозяйстве в современном ему Китайской империи. В 1851 г. было издано подготовленный Бичуриным "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена", где собраны почерпнутые из китайской летописей данные о различных древних племенах, населявших территории Сибири, Средней Азии, Туркестана, Монголии, Среднего и Дальнего Востока в последние века до н.э. и в первые века н.э. Это "Собрание..." использовалось в работах по этногенезу многих народов, в т.ч. и чувашей.

Деятельность Бичурина получила заслуженное признание в России и Европе. В 1828 г. о. Иакинф был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук; в 1831 г. его зачислили в состав Азиатского общества в Париже; четырежды (в 1834 г., 1839 г., 1843 г., 1849 г.) он удостаивался Демидовской премии - высшей в России награды в области науки.

Еще в юношеские годы выступил как зачинатель чувашской поэзии и художественной прозы. Им написаны стихотворения «Сегодня мы...» (на чув. яз.), ода «Сон» (на рус. яз.), «Песня» (на древнегр. яз.). Его просветительская деятельность является важным вкладом не только в чувашскую и русскую, но и в мировую педагогическую культуру. Н. Бичурин перевел ряд китайских трактатов по истории, географии, лингвистике, этике, философии, юриспруденции, астрономии, медицине, сельскому хозяйству и опубликовал некоторые из них.

Основные работы: «Взгляд на просвещение в Китае», «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», «Записки о Монголии», «История первых четырех ханов из дома Чингизова», «Статистическое описание Китайской империи» и др.

Библиография (труды):

1. Бичурин, Никита Яковлевич. Взгляд на просвещение в Китае [Текст] / соч. О.Иакинфа Бичурина. - СПб., 1838. - 75 с.
2. История первых четырех ханов из дома Чингисова [Текст] : с прил. карты походов их в Юго-Вост. Азию / переведено с кит. монахом Иакинфом. - СПб, 1829. - 440 с.
3. Бичурин, Н. Я. Статистическое описание Китайской империи. - М. : Восточный Дом, 2002. - 464 с. - (Классика отечественного и зарубежного востоковедения).
См. обл.
4. Бичурин, Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии / Н. Я. Бичурин (Иакинф) ; сост. Л. Н. Гумилев, М. Ф. Хван. – Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1960. – 757, с.
См. обл.
5. Бичурин, Н. Я. (Иакинф) Ради вечной памяти: поэзия, статьи, очерки, заметки, письма / Н. Я. Бичурин (Иакинф). – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1991 – 350, с.
См. обл.

Библиография:
1. «Çĕршыв чапне çĕклес тесе ĕçлерĕ...»: (Н. Я. Бичурин академик-востоковед çуралнăранпа 225 çул çитнĕ май) / Чăваш Респ. наци б-ки; М. Мазюкина, Н. Ильина хатĕрленĕ ; Г. П. Соловьева ред. – Шупашкар: Чăваш Респ. наци б-ки, 2002. – 15 с.
2. Юмарт, Г. Манăн Бичурин: статьясем, сăвăсем, куçарусем / Г. Юмарт. – Шупашкар: Чăв. патш. гуманитари ăсл. ин-чĕ, 2007. – 31 с.
3. Адоратский, П. С. Отец Иакинф Бичурин: исторический этюд: к 230-летию со дня рожд. Н. Я. Бичурина / П. С. Адоратский; [сост. и предисл. В. Д. Димитриева и А. С. Никитина, отв. ред. А. С. Никитин]. – Чебоксары, 2007. – 128 с.
4. Арсеньева-Бичурина, М. И. Отец Иакинф – кто он? / М. И. Арсеньева-Бичурина. – М. : Рольф, 2002. – 16 с.
5. Бичуринские чтения: регион. науч.-практ. конф. (2006, Тюмень) : докл. и материалы / Ин-т гуманит. исследований Тюмен. гос. ун-та; [редкол.: А. П. Ярков и др.]. – Тюмень: КоЛеСо, 2007. – 104 с.
6. Григорьев, П. Г. Никита Яковлевич Бичурин / П. Г. Григорьев. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960. – 59 с.
7. Денисов, П. В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина / П. В. Денисов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1997. – 272 с. – (Замечательные люди Чувашии).
8. «Древняя китайская история» Н. Я. Бичурина: транскрипция и факсимиле рукописи 1822 года с переводом «Шу цзина», древнекитайский текст оригинала / [транскр. В. М. Майорова и др. ; под общ. ред. В. М. Майорова, подгот. древнекит. текста, факс., справ. указ., прил., указ. В. М. Майорова, Л. В. Стеженской]. – М. : ИДВ РАН, 2014. – 600 с.
9. Денисов, П. В. Никита Яковлевич Бичурин / П. В. Денисов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1977. – 144 с. - См. обложку
10. Денисов, П. В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине / П. В. Денисов. – Изд. 2-е, доп. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. – 334 с., л. цв. фот., фот. – (Замечат. люди Чувашии = Чăвашсен чаплă çыннисем).
11. Димитриев, В. Д. Востоковед Н. Я. Бичурин и Чувашия / В. Д. Димитриев. – Чебоксары, 2002. – 59 с. : портр.
12. Золотов, В. А. Иакинф Бичурин и дело его жизни (1777-1853) : к 230-летию со дня рождения ученого / В. А. Золотов; [пер. с рус. В. А. Иванов и др.]. – Чебоксары; СПб. : [б. и.], 2007. – 74 с.
13. Золотов, В. А. Никита Бичурин – востоковед, литератор, историк и педагог (1777-1853) / В. А. Золотов; под ред. В. Т. Золотова. – Чебоксары, СПб., 2003. – 60 с. : портр.
14. И. Н. А. Отец Иакинф Бичурин: (ист. этюд) / И. Н. А. – Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1886. – 125 с.
15. Кривцов, В. Отец Иакинф: роман / В. Кривцов. – Л. : Лениздат, 1978. – 656 с. - См. обложку
16. Кузнецова, Э. Ф. Начало пути: докум. повесть / Э. Ф. Кузнецова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 126 с. : ил.
17. Материалы первых Бичуринских чтений, посвященных 236-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина, 9 сентября 2013 г., пос. Кугеси. – [Чебоксары: Новое Время], 2013. – 92 с.
18. Мороз, З. К. Казанский период жизни Никиты Бичурина: экскурсия-прогулка «Бичуринские места в Казани»: к 230-летию со дня рожд. Н. Я. Бичурина / З. К. Мороз. – Чебоксары, 2007. – 84 с.
19. Наследие Н. Я. Бичурина и современность: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), посвящен. 235-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина (о. Иакинфа), 12 окт. 2012 г., г. Чебоксары / С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Фил. в г. Чебоксары; [гл. ред. С. П. Яковлев, С. Г. Григорьева]. – Чебоксары: Чебоксар. фил. СПбГИЭУ, 2012. – 267 с.
20. Научная и духовно-миссионерская деятельность Н. Я. Бичурина: история и современное значение: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 230-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина (18-20 окт. 2007 г., Чебоксары) / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; [ред.-сост. В. С. Григорьев]. – Чебоксары: ЧГИГН, 2009. – 353 с.
21. Никита Яковлевич Бичурин (1777-1853) : науч.-вспом. указ. / М-во культуры, по делам национальностей, информ. политики и арх. дела Чуваш. Респ., Нац. б-ка Чуваш. Респ. ; [сост. Н. А. Епишина, В. В. Григорьева; науч. ред. П. В. Денисов]. – Чебоксары, 2009. – 104 с. - См. обложку
22. Никитин, А. С. Рожденный небом и землей. Встречь солнца: Цинская империя и отец Иакинф: [моногр.] / А. С. Никитин. – Чебоксары: Ин-т туризма и сервиса, 2008. – 368 с. : ил, портр; 20 см. – (Память Чувашии).
23. Преемственность просветительских традиций: материалы научно-практических конференций в честь 235-летия Н. Я. Бичурина и 165-летия И. Я. Яковлева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 279 с. : ил., табл.
24. Сухова, Е. В. Гражданский и научный подвиг Н. Я. Бичурина / Е. В. Сухова. – Чебоксары, 2010. – 52 с.
25. Труженик ревностный – опередивший время / сост. А. С. Никитин; графика А. В. Тихонова; фот. С. В. Журавлева. – Чебоксары: [Б.и.], 2002. – 16 с. : ил., фот.
26. Тулай, В. Чувашский феномен из Китая / В. Тулай. – М. ; Киев: Ассоц. кит. культуры, 2011. – 50 с.
27. Денисов, П. Вилĕме хирĕç / П. Денисов // Тăван Атăл. – 2000. – № 10. – С. 33-41.
28. Никита Яковлевич Бичурин «Иакинф атте» – паллӑ китаевед // Малалла (Ҫӗмӗрле р-нӗ). – 2014. – 14 март. –С. 15: фот.
29. Павлова, О. Унăн сăнарĕ чăваш ӳнерлĕхĕнче / О. Павлова // Тăван ен (Шупашкар р-нĕ). – 2005. – 17 çурла.
30. Пикуль, В. Пушкин юлташĕ çинчен / В. Пикуль // Тăван Атăл. – 1999. – № 3-4. – С. 9-13.
31. Степанов, В. Ăсчах ĕçĕсем – 16 томпа / В. Степанов // Хыпар. – 2006. – 26 ака.
32. Удалова, И. Аслӑ поэт тата Бичурин / И. Удалова // Чӑваш тӗнчи = Чувашский мир. – 2015. – 22 авӑн (№ 5). – С. 23.
33. Удалова, И. Н. Бичуринăн пĕрремĕш сăввисем пичетленнĕренпе 210 çул çитет / И. Удалова // Тăван ен (Шупашкар р-нĕ). – 2005. – 17 çурла.
34. Андреев, А. В. Межличностное и межнациональное воспитание студентов на примере дружбы А. С. Пушкина и Н. Я. Бичурина / А. В. Андреев, В. В. Андреев, Е. В. Васильев // Ученые записки / С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Фил. в г. Чебоксары. – Чебоксары, 2009. – Вып. 1 (7). – С. 167-171.
35. Арчиков, E. И. Н. Я. Бичурин – первый чувашский ученый-географ / E. И. Арчиков // Известия НАНИ ЧР. – 1998. – № 1. – С. 52-54.
36. Бирюкова, К. В. Миссионер и ученый: О. Иакинф (Бичурин). (Портрет на фоне эпохи) / К. В. Бирюкова // Учен. зап. Орлов. гос. ун-та. – 2013. – № 4. – С. 146-152. - См. текст
37. Бичурин Никита Яковлевич // Энциклопедия чувашской журналистики и печати. – Чебоксары, 2014. – С. 44-45.
38. Владимиров, E. В. Иакинф Бичурин в русской литературе // Владимиров, E. В. Голоса участия и дружбы / E. В. Владимиров. – Чебоксары, 1992. – С. 5-29.
39. Волков, Г. Вечная вершина / Г. Волков // Совет. Чувашия. – 2005. – 21 мая. – С. 2.
40. Данилов, В. Д. Никита Яковлевич Бичурин // Данилов, В. Д. История и культура Чувашской Республики / В. Д. Данилов, Б. И. Павлов. – Чебоксары, 1996. – Часть 1. – С. 74-75.
41. Дмитриев, В. Д. Н. Я. Бичурин и Чувашия / В. Д. Дмитриев // Известия НАНИ ЧР. – 1998. – № 1. – С. 21-51.
42. Иванов, М. На родине Бичурина / М. Иванов; фото автора // Грани. – 2015. – 29 янв. – С. 3.
43. Матвеева, М. И. Вклад Н. Я. Бичурина в развитие отечественного китаеведения / М. И. Матвеева // Проблемы отечественной и зарубежной истории. – Чебоксары, 2009. – С. 114-122. – Библиогр.: с. 122 (10 назв.).
44. Медяков, М. «Мятежный инок» / М. Медяков // С.-Пб. ведомости. – 2002. – 28 сент. – С. 8.
45. Никита Яковлевич Бичурин: 1777-1853. Следопыт Востока // Выдающиеся люди Чувашии. – Чебоксары, 2002. – С. 25-36. – (Б-ка Президента Чуваш. Респ. ; т. 1).
46. Никифорова, Н. И. Духовное образование в педагогическом наследии Н. Я. Бичурина / Н. И. Никифорова // Ашмаринские чтения: материалы Всерос. науч. конф., 19-20 окт. 2006 г., Чебоксары / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2007. – С. 519-523.
47. Павлова, А. Н. Портрет на фоне: роль профессора В. Д. Димитриева в изучении деятельности чувашских просветителей конца XVIII – начала XX веков / А. Н. Павлова // Ист. вестн. – 2014. – № 1 (3). – С. 46-54.
48. Первый китаевед России // Чувашская Республика. Приглашение к сотрудничеству. – Чебоксары, 2012. – [Вып. 12]. – С. 22-23.
49. По следам отца Иакинфа: сцен. вечера-портрета / подгот. ЦБС г. Мариинский Посад // Сел. б-ка = Ял вулавăшĕ. – 2008. – Вып. 10. – С. 89-92.
50. Сидоров, Н. Солнце всходит с Востока: киносцен. / Н. Сидоров; пер. [с чуваш.] З. Романовой // Лик. – 2015. – № 4. – С. 38-89 ; 2016. – № 1. – С. 47-108.
51. Сын чувашского дьякона // Чебоксар. новости. – 2002. – 20 авг.
52. Чибис, А. А. Бичурин Никита Яковлевич / А. А. Чибис // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1: А-Е. – С. 216.
53. Шевницына, О. Ю. Роль Н. Я. Бичурина в популяризации китайской народной медицины в России / О. Ю. Шевницына, И. Г. Артамонов, Н. В. Алексеева // Ученые записки / С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Фил. в г. Чебоксары. – Чебоксары, 2009. – Вып. 1 (7). – С. 83-86.
54. Ярков, А. П. История жизни и научного подвига / А. П. Ярков // Тăван (Тюмен. обл.). – 2005. – Март (№ 7). – С. 3.


Портрет Н. Бичурина, известный под названием «Благородный китаец в летнем одеянии». Литография А. Орловского. Фоторепродукция 1928 г.

(Бичурин (Пичуринский) Никита Яковлевич; 29.08.1777, с. Акулево Цивильского (позднее Чебоксарского) у. Казанской губ., ныне дер. Типнеры Чебоксарского р-на Чувашии - 11.05.1853, С.-Петербург), бывш. архим., востоковед, синолог, глава Пекинской духовной миссии в 1807-1821 гг. Род. в семье диак. Иакова Данилова, который в 1779 г. был рукоположен во иерея к Воскресенской ц. с. Бичурина (Пичурина) Свияжского (позднее Чебоксарского) у. Казанской губ. От названия села И. впосл. получил фамилию. В 1794 и 1795 гг. из-за болезни отца был временно определен на священнический доход в с. Бичурине. Обучался в школе нотного пения в свияжском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В 1787 г. поступил в КазДС, где занимался грамматикой, арифметикой, поэзией, риторикой, богословием, греч., лат., франц. языками и др. Был среди лучших учеников, писал стихи на рус. и греч. языках. В 1799 г. окончил учебное заведение, ставшее к тому времени ДА, и по рекомендации Казанского архиеп. Амвросия (Подобедова) был оставлен при нем учителем информатории (подготовительного класса). С 1800 г. преподавал в КазДА грамматику, затем риторику. Позже передал б-ке академии значительную часть книг, рукописей и карт из своей б-ки.

29 мая 1800 г. Бичурин подал на имя Казанского архиеп. Серапиона (Александровского) прошение о пострижении в монашество. 18 июля 1800 г. в казанском в честь Преображения Господня монастыре принял постриг. 22 июля того же года рукоположен во диакона, 25 авг. 1801 г.- во иерея. В нояб. 1801 г. ему было поручено управление казанским во имя святого Иоанна Предтечи монастырем . Благодаря покровительству Новгородского и С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) 20 июня 1802 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем иркутского в честь Вознесения Господня монастыря , ректором Иркутской ДС, членом духовной консистории. Приехал в Иркутск в авг. 1802 г. Под контролем И. в Вознесенском мон-ре развернулось строительство новых адм. и хозяйственных помещений. В семинарии учредил богословский класс, ввел в учебные планы преподавание светских дисциплин (географии, истории, нем. и франц. языков), начал подготовку семинаристов к миссионерской деятельности. Добросовестно исполнял обязанности преподавателя богословия без соответствующего вознаграждения. Вскоре И. был обвинен в том, что в Вознесенском мон-ре под видом послушника находилась женщина (Наталия Иванова), приехавшая с ним из Казани. По свидетельским показаниям семинаристов И. был признан виновным в нарушении монастырского устава, по решению Синода в марте 1806 г. отстранен от занимаемых должностей и отправлен в Тобольск под наблюдение архиеп. Антония (Знаменского) с запрещением священнослужения (вскоре запрещение было снято). В Тобольске занялся изучением историко-этнографического материала о Китае и народах Сибири, с июня 1806 г. преподавал риторику в местной семинарии.

По рекомендации гр. Ю. А. Головкина, отправленного с посольством в Китай в 1805 г., И. 5 марта 1807 г. был назначен начальником 9-й Пекинской духовной миссии и настоятелем пекинского Сретенского монастыря. 17 сент. того же года выехал из Кяхты через Монголию в Пекин, куда прибыл 10 янв. 1808 г. В первые месяцы пребывания в Китае И. занимался устройством миссии. В течение 1808-1809 гг. изучал кит., маньчжурский, монг. языки, занимался переводом краткого катехизиса, изложения греко-российского правосл. учения, краткой Свящ. истории на кит. язык. Из-за тяжелых условий существования, недостаточного денежного обеспечения миссионерская деятельность в Китае не получила развития. Тогда И. сосредоточился на изучении истории народов Центр. и Ср. Азии на основе широкого круга источников на вост. языках. Его переводческая деятельность была продуманна и научно обоснована. Прежде всего он занимался переводами кит. исторических и географических сочинений, затем юридических, медицинских, экономических, нумизматических, религ. и др. трудов. Одновременно готовил многотомные оригинальные китайско-рус. и маньчжурско-рус. словари, перевел на рус. язык маньчжурско-кит. словарь (сохр. в рукописях), с предельной точностью составлял карты Пекина, Монголии, Тибета. Эти занятия настолько увлекли И., что он просил (через иркутского губернатора Н. И. Трескина) оставить его в Пекине на 2-е десятилетие для завершения научных трудов. Уехал из Пекина 15 мая 1821 г. После прибытия в Иркутск отправил в С.-Петербург 14 ящиков с книгами на кит. и маньчжурском языках. Приехал в С.-Петербург в янв. 1822 г. В одном из писем И. подводил итоги деятельности: «...целые тринадцать лет занимаясь познанием Китая, я один сделал в пять крат более, нежели все прошедшие миссии в течение ста лет» (Письма Бичурина из Валаамской монастырской тюрьмы // Народы Азии и Африки. 1962. № 1. С. 102).

За нерадивое исполнение обязанностей в духовной миссии (в т. ч. за продажу церковной утвари для уплаты долгов) решением консисторского суда от 24 авг. 1823 г. И. был лишен сана архимандрита и в качестве простого монаха отправлен на вечное жительство в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь . В 1826 г. по ходатайству его друзей Е. Ф. Тимковского и П. Л. Шиллинга, служивших в Мин-ве иностранных дел, И. было разрешено вернуться в С.-Петербург. 1 нояб. того же года поселился в Александро-Невской лавре . В соответствии с решением имп. Николая I (по докладу министра иностранных дел К. В. Нессельроде) причислен к Азиатскому департаменту Мин-ва иностранных дел в качестве переводчика.

В 1830 г. в связи с командировкой Шиллинга в Вост. Сибирь для ознакомления с процессом русско-кит. торговли И. отправился в Кяхту, где наряду с выполнением поручений по научной части организовал обучение 12 детей кяхтинских купцов и мещан кит. языку. На экзамене в присутствии членов Пекинской духовной миссии, вернувшихся в Россию, дети показали хорошие результаты. В 1831 г. из-за болезни Шиллинга уехал из Кяхты, отправился через Томск и Змеиногорск в Семипалатинск для сбора сведений о рус. торговле с цинским Китаем. Следуя затем через Оренбург, Казань, Москву, И. вернулся в С.-Петербург. После решения правительства создать в Кяхте 4-летнее уч-ще кит. языка в целях улучшения кяхтинской торговли при помощи квалифицированных переводчиков И. вновь отправился в Кяхту. 16 мая 1835 г. он принял участие в торжественном открытии кяхтинского уч-ща, ставшего 1-м в России учебным заведением, программа к-рого предусматривала обучение кит. языку. Передал б-ке уч-ща полный комплект своих изданных трудов, а по возвращении в С.-Петербург позаботился об издании кит. грамматики, к-рая была опубликована в 1838 г. Эта грамматика стала незаменимым учебником для уч-ща и для буд. синологов и принесла автору Демидовскую премию (1839). Обучал кит. языку буд. членов Пекинской духовной миссии.

И. стал основоположником научного китаеведения в России, изучал не только историю страны, но и совр. ему Китай. Он пользовался огромным авторитетом как в России, так и за границей, где его считали 1-м знатоком Китая, несмотря на некоторые критические замечания в его адрес отечественных и зарубежных ориенталистов (напр., Ю. Клапрота и др.). И. критиковал упрощенные западнические взгляды на вост. культуру, защищая ее древность и самоценность. Называл китайцев единственным в мире народом, «у которого философия, к необыкновенному удивлению Европы, связана с религией самыми тесными узами» (Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. 1840. С. 5). Выполняя различные поручения по службе, И. все свободное время посвящал научным занятиям, к-рые не прекращал и во время пребывания в ссылке. Пользовался не только оригинальными сочинениями на кит. языке, но и архивными материалами на рус. языке, в т. ч. поступавшими в Азиатский департамент. Оставил немало фундаментальных трудов по истории, географии и этнографии народов Китая, Центр. и Ср. Азии, Юж. Сибири и Дальн. Востока. Среди основных направлений его исследований важное место занимало изучение истории народов, населявших сопредельные с Китаем регионы в эпоху древности и средневековья (преимущественно в Х-ХIII вв.). В этой связи И. писал: «Цель всех изданных мною разных переводов и сочинений в том состояла, чтоб предварительно сообщить некоторые сведения о тех странах, чрез которые лежат пути во внутренность Китая» (Скачков. 1977. С. 99). Было опубликовано более 10 книг И. (не считая переводов), к-рые издавались не только на русском, но и на западноевроп. языках. Вместе с большим числом опубликованных статей и рукописей они составляют исключительно важное и ценное по проблематике научное наследие.

И. перевел свод конфуцианских текстов «Сы шу» (Четверокнижие) и сборник классических текстов «Сань-цзы-цзинь, или Троесловие», к-рые использовались в Китае в качестве школьных учебников. В 1828-1829 гг. опубликовал ряд крупных работ, в частности переводы с собственными комментариями «Описания Тибета в нынешнем его состоянии», «Описания Чжуньгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии» и «Описания Пекина, с приложениями плана сей столицы, снятого в 1817 г.». Тогда же вышли его сочинения «История первых четырех ханов из дома Чингисова» и «Записки о Монголии», в к-рых излагались история Монголии по кит. источникам, опровергающим мн. идеи зап. ориенталистов, совр. положение, законодательство, культура, религия, география страны. В 1834 г. за кн. «Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени» И. получил Демидовскую премию. Работа удостоилась похвалы А. С. Пушкина , который писал об авторе, что его «глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком» (Пушкин А. С. ПСС. М.; Л., 1950. Т. 9. Ч. 1. С. 95). Поэт использовал книги И. в исторических работах, прежде всего в «Истории Пугачева».

После перевода «Да Цин хуэй-дянь» (Свода законов династии Цин), составленного в 1818 г. и изданного на кит. языке в 1821 г., И. опубликовал статьи по материалам из указанного источника. В кон. 1840 г. издал кн. «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение», а в авг.-сент. 1841 г. закончил работу над «Статистическим описанием Китайской империи», за к-рую получил еще одну Демидовскую премию. Последующее обращение к материалам того же свода законов позволило ученому в 1848 г. издать очередную кн. «Китай в гражданском и нравственном состоянии» о гос. устройстве, об уголовном законодательстве, о системе образования, общественной и частной жизни, об обычаях и обрядах китайцев. На сочинение откликнулись 6 рецензентов, в т. ч. В. Г. Белинский . Критик, усмотрев в труде идеализацию политической системы, существовавшей в цинском Китае, тем не менее признал: «Книга почтенного отца Иакинфа - истинное сокровище для ученых по богатству важных фактов». Не исключено, что И. был знаком рукописный перевод «Да Цин хуэй-дянь», выполненный Е. И. Сычевским, членом Пекинской духовной миссии в 30-х гг. XIXв. Конфуцианству и его обрядности И. посвятил кн. «Описание религии ученых», опубликованную посмертно.

Последним фундаментальным трудом И. стало «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», снабженное картами. На его подготовку ушло более 3 лет, причем автор тяжело, с осложнениями переболел холерой в мае-июле 1849 г. Этот труд был опубликован в 1851 г. и удостоен Демидовской премии. И. продолжал писать мелкие заметки и статьи. К концу жизни ученый почти утратил зрение: даже в очках не мог читать журналы, приходившие к нему по подписке.

И. был известной фигурой в литературно-общественной жизни России. Десятки его статей были опубликованы в популярных журналах: «Москвитянине», «Журнале Министерства народного просвещения» , «Московском телеграфе», «Отечественных записках» , «Русском вестнике» , «Северном архиве», «Сыне Отечества» и др. Современники называли публикации И. «украшением российской журналистики». Помимо трудов по востоковедению он переводил поэму Вольтера «Генриада». Общался с Пушкиным, И. А. Крыловым, В. Ф. Одоевским , М. П. Погодиным , декабристами братьями Н. А. и М. А. Бестужевыми, И. И. Пущиным и др. Имел репутацию религ. вольнодумца. Тяготился монашеским образом жизни, дважды (в авг. 1831 и чуть позднее) просил о снятии с него монашеского звания, мотивировал это тем, что, исполняя свои должностные обязанности, он не может соблюдать все обеты. Прошения И. не были удовлетворены. Его последнее письмо Погодину, написанное, видимо, с его слов, было подписано чужой рукой («архимандрит Иакинф»).

И. был избран членом-корреспондентом С.-Петербургской АН (1828), членом Азиатского об-ва в Париже (1831).

Скончался в монастырской келье Александро-Невской лавры. Похоронен 13 мая 1853 г. на Лазаревском кладбище лавры. Впосл. на могиле на средства, собранные сослуживцами И. по Азиатскому департаменту, был поставлен памятник с эпитафией на кит. языке: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими (его) славу историческими трудами». В 2001 г. в пос. Кугеси Чебоксарского р-на был основан музей «Бичурин и современность». Именем Бичурина названа улица в Чебоксарах.

Арх.: РНБ ОР. Ф. 1. Оп. 1. 1828. № 17; 1829. № 6; 1830. № 39; ИВ РАН. Ф. 7; Гос. ист. архив Чувашской Респ. Ф. 225.

Соч.: Ответы на вопросы, к-рые г. Вирст предложил г. Крузенштерну относительно Китая. СПб., 1827; Записки о Монголии. СПб., 1828. 2 т.; История первых 4 ханов из дома Чингисова. СПб., 1829; Ист. обозр. ойратов или калмыков с XV ст. до наст. вр. СПб., 1834. Элиста, 1991; Стат. сведения о Китае. СПб., 1837; Взгляд на просвещение в Китае. СПб., 1838; Кит. грамматика. СПб., 1838. Пекин, 1908; О шаманстве // Отеч. зап. 1839. Т. 6. Отд. 2. С. 73-81; Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. СПб., 1840; Стат. описание Кит. империи. СПб., 1842. 2 ч. М., 2002; О стат. описании Кит. империи // ЖМНП. 1842. № 5. Отд. 2. С. 31-48; Земледелие в Китае. СПб., 1844; Замечания по поводу спора о монгольской надписи времен Мункэ-хана. СПб., 1846; Китай в гражданском и нравственном состоянии. СПб., 1848. 4 ч. М., 2002; О. Иакинф: [Автобиогр.] // Москвитянин. 1849. № 8-9; То же // Совр. рус. писатели. М., 1849; Кит. известия о Мангутской пещере в Вост. Сибири. СПб., 1851; Собр. сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена. СПб., 1851. М.; Л., 1950-1953. 3 т.; Автобиогр. записка // УЗ имп. АН по 1-му и 3-му отд-ниям. 1855. Т. 3. С. 665-672; Описание религии ученых. Пекин, 1906; Письма Н. Я. Бичурина к Погодину / Публ., вступ. ст. и примеч.: П. Е. Скачков // Сов. китаеведение. 1958. № 3. С. 141-154; Собр. сведений по ист. географии Вост. и Срединной Азии / Сост.: Л. Н. Гумилёв, М. Ф. Хван. Чебоксары, 1960; Ради вечной памяти: Поэзия. Ст., очерки, заметки. Письма. Чебоксары, 1991.

Лит.: Щукин Н. С. Иакинф Бичурин // ЖМНП. 1857. Ч. 95. № 9. С. 111-126; Погодин М. П. Биогр. о. Иакинфа Бичурина // Беседы в Об-ве любителей рос. словесности при Моск. ун-те. 1871. Вып. 3. С. 62-68; Николай (Адоратский), иером. О. Иакинф Бичурин: (Ист. этюд) // ПС. 1886. Ч. 1. С. 164-180, 245-278; Ч. 2. С. 53-80, 271-316; Миротворец В. К биогр. Бичурина // Там же. 1888. № 8. С. 410-426; Моллер Н. С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки // PC. 1888. № 8. С. 281-300; № 9. С. 525-560; Козин С. А. О неизд. работах Иакинфа Бичурина // Изв. АН. Отд-ние гуманит. наук. Сер. 7. 1929. № 5. С. 399-412; Симоновская Л. В. Бичурин как историк Китая // Доклады и сообщ. ист. фак-та МГУ. 1948. Вып. 7. С. 46-61; Малькевич Б. А. Мат-лы к библиографии трудов Н. Я. Бичурина // Бичурин Н. Я. Собр. сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена. М., 1953. Т. 3. С. 87-101; Григорьев П. Г. Н. Я. Бичурин. Чебоксары, 1954 (на чуваш. яз.); он же. Н. Я. Бичурин. Чебоксары, 1960; Тихонов Д. И. Рус. китаевед 1-й пол. XIX в. Иакинф Бичурин // УЗ ЛГУ. 1954: Сер. востоковед. наук. № 179. Вып. 4. С. 281-303; Горбачева З. И. Рукописное наследие Иакинфа Бичурина // Там же. С. 304-316; Шастина Н. П. Значение трудов Н. Я. Бичурина для рус. монголоведения // Очерки по истории рус. востоковедения. М., 1956. Сб. 2. С. 181-197; Чугуевский Л. И. Бичуринский фонд в архиве Ин-та востоковедения // Пробл. востоковедения. 1959. № 5. С. 136-147; Мурзаев И. Д. Новые док-ты об Иакинфе Бичурине, выявленные в архивах Ленинграда // УЗ НИИ при Совете министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1960. Вып. 19. С. 303-319; Боннер А. Г. Иакинф Бичурин в Иркутске: (К биогр. ученого-востоковеда XIX в.) // Из редких фондов Науч. б-ки Иркутского гос. ун-та. 1974. Вып. 1. С. 56-64; Федоренко Н. Т. Иакинф Бичурин, основатель рус. китаеведения // Изв. АН СССР. Сер. языка и лит-ры. 1974. Т. 33. № 4. С. 341-351; Н. Я. Бичурин и его вклад в рус. востоковедение: (К 200-летию со дня рождения): Мат-лы конф. / Сост.: А. Н. Хохлов. М., 1977. 2 ч.; Денисов П. В. Н. Я. Бичурин: Очерк жизни и творческой деятельности ученого-востоковеда: К 200-летию со дня рождения. Чебоксары, 1977; он же. Жизнь мон. Иакинфа Бичурина. Чебоксары, 1997; он же. Слово о мон. Иакинфе Бичурине. Чебоксары, 2007; Скачков П. Е. Очерки истории рус. китаеведения. М., 1977; Белкин Д. И. Рус. литераторы 20-х - 40-х гг. XIX в. и китаевед Н. Я. Бичурин // Формирование гуманистических традиций отеч. востоковедения (до 1917 г.). М., 1984. С. 53-99; Мясников В. С. Валаамская ссылка Н. Я. Бичурина // Пробл. Дальнего Востока. 1986. № 1. С. 115-121; № 2. С. 131-138; он же. Избрание о. Иакинфа (Бичурина) в АН // История Рос. духовной миссии в Китае: Сб. ст. М., 1997. С. 197-213; Черейский Л. А. Пушкин и его современники. Л., 19882; История отеч. востоковедения до сер. XIX в. Л., 1990; Яхонтов К. С. Кит. рукописи и ксилографы Публичной б-ки: Кат. СПб., 1993; Тихвинский С. Л., Пескова Г. Н. Выдающийся рус. китаевед о. Иакинф (Бичурин) // История Рос. духовной миссии в Китае. М., 1997. С. 165-196; Мороз И. Т. 9-я Рос. духовная миссия: (К истории ее отправления в Пекин) // Там же. С. 214-252; Ли Цзян Чжу. Иакинф Бичурин - публицист. Иркутск, 2000; Димитриев В. Д. Востоковед Н. Я. Бичурин и Чувашия. Чебоксары, 2002; Хохлов А. Н. Свод законов маньчжурской династии Цин - документальная основа публикаций Н. Я. Бичурина о совр. ему Китае // Бичурин Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М., 2002. С. 5-28; Золотов В. А. Н. Бичурин - востоковед, литератор, историк и педагог (1777-1853). Чебоксары; СПб., 2003; Макаровский А. И. Архим. Иакинф Бичурин - правосл. миссионер и рус. синолог // ЦВ. 2003. № 5-6.

А. Н. Хохлов

Иакинф (Никита Яковлевич Бичурин ), архимандрит, известный синолог, сын дьячка села Бичурина Казанской губернии, Чебоксарского уезда, род. 29 августа 1777 г., умер 11 мая 1853 г. Учение начал в училище нотного пения в г. Свияжске; в 1785 г. поступил в семинарию, причем и получил свою фамилию; здесь он своими способностями обратил на себя внимание казанского преосвященного Амвросия (Подобедова), и в 1799 г. по окончании курса занял в той же семинарии, которая была уже преобразована в Академию, должность учителя грамматики; в 1800 г. он постригся в монахи и был сделан учителем высшего красноречия. В 1802 г. в звании архимандрита он был назначен в Вознесенский монастырь в Иркутске и получил вместе с тем должность ректора семинарии; но, отличаясь всегда слишком энергичным, решительным характером, он здесь своею строгостию и горячностию произвел волнение среди семинаристов и после этого был переведен в Тобольскую семинарию преподавателем риторики с запрещением совершать священнодействие. В 1805 г. отправлялась в Китай на смену прежней восьмой новая, девятая, духовная миссия на десятилетний срок. Начальник ее, избранный в Петербурге, архимандрит Аполлос, доехав до Иркутска, пожелал остаться в этом городе. Тогда Св. Синод определил начальником миссии архимандрита Иакинфа, который с радостью согласился на это назначение; он стремился в неведомые ему страны с целию изучить их. 18 июля 1807 года миссия выехала из Иркутска. С первого же дня после переезда русской границы Иакинф начал дневник своего путешествия и собирал сведения о стране и народе, на второй же день по прибытии в Пекин (миссия достигла Пекина 10 января 1808 г.) принялся за изучение китайского языка; он предпочел этот язык монгольскому и маньчжурскому потому, что основная литература для изучения северо-восточной Азии - китайская. Архимандрит Иакинф учился по-китайски теоретически и практически. Соединяя с необыкновенною способностью к изучению языков и замечательное трудолюбие, отец Иакинф настолько усвоил китайский язык, что впоследствии объяснялся на нем, как самый образованный китаец. Во время пребывания в Китае он начал составлять словарь, в который вошло 12000 иероглифов, сделал много переводов на русский язык из китайских сочинений, исторических и географических; кроме того, он близко сошелся с католическими миссионерами, которые познакомили его с трудами иезуитов по изучению Китая. Переводя мноо с китайского языка, он перевел и на китайский с русского, литургию, краткую священную историю и изложение православной веры. Но вскоре Иакинф и вся миссия очутились в критическом положении. Деньги на содержание миссии высылались обыкновенно на 5 лет; но в 1812 г. правительство было так занято борьбою с Наполеоном, что деньги не были высланы. Существовать на средства китайского правительства, которое отпускало на миссию в год 855 руб. 50 коп. сер. на наши деньги, не было возможности; пришлось занимать деньги у китайских ростовщиков за высокие проценты; наконец дело дошло до заклада церковной утвари; при таких обстоятельствах естественно возникли в образе жизни членов миссии беспорядки и разные нежелательные явления. О миссии вспомнили, когда предстояло снаряжать на смену ей новую; но и это снаряжение затянулось. Десятая миссия прибыла в Пекин 1 декабря 1821 г., и только 15 мая 1822 г. Иакинф выехал из Пекина с своей миссией, проведя там, вместо положенных 10 лет, 14 лет и 4 месяца. В Петербург отец Иакинф явился с таким богатым запасом сведений о прошлом и настоящем Китая, какого не имели члены прежних миссий; этими знаниями он готов был делиться со всяким, как об этом свидетельствует превосходное сочинение о Китае Тимковского, который широко воспользовался эрудицией отца Иакинфа; кроме того, Иакинф привез с собою большое собрание переводов с китайского, частию оконченных, частию только начатых. Но в Петербурге он был предан духовному суду за расстройство миссии, был признан виновным, лишен сана архимандрита и сослан на заточение в Валаамский монастырь, где и оставался в забвении около 4 лет. Там он находил утешение в работе: исправлял прежние труды, доканчивал начатые. Случайно посетил Валаамский монастырь барон П. Л. Шиллинг-фон-Канштадт и заметил в одной келье монаха, который что-то усердно писал. Барон заинтересовался им и, узнав, что это Иакинф, бывший начальник русской миссии в Китае, стал хлопотать о перемещении его в Петербург. В 1826 году отец Иакинф был определен на службу в Министерство Иностранных Дел переводчиком китайского языка и помещен на жительство в Александро-Невской лавре. С этого времени начинается его неутомимая литературная деятельность, изумлявшая не только русский, но даже и иностранный ученый мир. Клапрот прямо высказал, что отец Иакинф один сделал столько, сколько может сделать только целое ученое общество. Действительно, он писал о современном Китае в журналах, печатал книги об этой стране, публиковал переводы китайских сочинений, как о самом Китае, так и соседних странах: о Монголии, Джунгарии, Тибете. Он в полном смысле слова положил у нас начало изучению Китайской империи и ее вассальных земель, возбудил интерес в обществе к крайнему Востоку, показал, какую важность имеет для изучения Средней Азии богатейшая китайская литература и проложил путь для работ другим синологам. К этому надо прибавить, что труды Иакинфа доселе почти не устарели и ни один исследователь прошлого Средней и Северо-восточной Азии не может обойтись без них. Масса новых сведений, внесенных в науку отцом Иакинфом, и отличное знание многих вопросов вполне искупают те недостатки, от которых его труды не свободны, которые, к тому же, были до известной степени общими всем ученым работам того времени. Иакинфа справедливо обвиняли за отсутствие критики, за излишнюю доверчивость к свидетельству китайцев, за малое знакомство с европейской литературой; комментарий его часто слаб, а иногда и вовсе неверен. По-видимому, он сознавал справедливость обращенных к нему упреков и быть может поэтому избегал полемики. Еще важнее другие недочеты в работах отца Иакинфа. Он, вследствие увлечения и неверного представления о местопребывании некоторых народов, составил монгольскую теорию о происхождении кочевых народов Средней Азии и видел монголов там, где их вовсе не было. Переводы отца Иакинфа, сделанные всегда прекрасным русским языком, во многих случаях представляют сокращение китайского оригинала, иногда трудные места переданы у него наугад, без соответствующих оговорок, иногда встречаются важные пропуски, которые затемняют связь событий. От всех этих недостатков не свободен и самый капитальный труд отца Иакинфа, один из последних его трудов: «Собрание сведений о народах Средней Азии»; труд этот составлен по поручению Академии Наук, по ее же программе и потребовал 4 года усидчивых занятий. Академия Наук вообще очень сочувственно относилась к работам отца Иакинфа, награждала выдающиеся из них премиями и избрала его в 1828 г. в свои члены-корреспонденты; в 1831 г. он был избран членом Парижского азиатского общества, В 1829-1830 гг. Иакинф, по поручению Азиатского департамента, совершил, вместе с бароном Шиллингом поездку за Байкал; в 1835 г. он был командирован в Кяхту для открытия и устройства там училища китайского языка. Отел Иакинф дожил до почтенной старости и неутомимо работал почти до самой смерти; ему принадлежат, кроме множества статей, следующие труды, вышедшие отдельными книгами: «Ответы на вопросы о Китае»; «Описание Тибета в нынешнем его состоянии» - в сокращении переведено на французский язык Клапротом; «Записки о Монголии», переведены на французский и немецкий языки (1828 г.); «Описание Чжуньгарии и Восточного Туркестана», «Сань-цзы-цзинь или Троесловие»; «Описание Пекина» - переведено на французский и немецкий языки; «История первых четырех ханов из дома Чингисова» (1829); «История Тибета и Хухэнора» (1833); «Историческое обозрение Ойратов или Калмыков» (1834); «Китайская грамматика» (1835); «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение» (1840); «Статистическое описание Китайской империи» (1842); «Земледелие в Китае» (1844); «Китай в гражданском и нравственном его состоянии» (1848); «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнейшие времена» (1851); в рукописи остаются его работы: словарь китайского языка по русскому алфавиту, небольшой китайский словарь по предметам и переводы: географического описания Китая в 18 томах, истории Китая, сокращения монгольских уложений и нескольких китайских сочинений о Тибете. В 1830 г. по возвращении в Петербург он подал в Синод прошение, чтобы ему разрешено было сложить с себя монашеский сан, потому что он не может хранить монашеских обетов. Синод согласился на его просьбу, но решение это не было утверждено Государем.

Автобиографическая записка отца Иакинфа в «Ученых записках» Академии Наук, III, 665-672; статья Н. Щукина в Журн. Мин. Нар. Просвещ., ч. 95, 111-126; статьи Адоратского в «Православ. Собеседнике», 1886, №№ 2, 3, 5, 7 и 8; «Петерб. Ведомости», 1853, № 130; Никитенко, «Записки и дневник», III, 37-38; статья H. Моллер в «Рус. Старине», 1888, август, 271-304, сентябрь, 525-500; «О. Иакинф Бичурин», Каз., 1886; архив Св. Синода, дела 1802 г., № 219, 1803, № 183, 1809, № 152 и 1831, № 837.

Архимандрит Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин; 29 августа (9 сентября)1777 с. Акулево, Чебоксарский уезд, Казанская губерния - 11 (23) мая 1853, Санкт-Петербург) - архимандрит Православной российской церкви; дипломат, востоковед и путешественник, знаток китайского языка, один из основоположников российской синологии. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (17 декабря 1828 года).Оставил значительное число сочинений о Китае и сопредельных странах. Ввёл в мировой научный оборот значительное число китайских исторических источников, в том числе «Описания Дайцинской империи».

Родился 29 августа 1777 года в семье дьячка Якова Даниловича Бичурина (1749-1812) в селе Акулево (чуваш. Шемпер). По национальности - вероятно на половину или на четверть - чуваш, мать - русская, его дед Данил Семенов предполагается, что был из чувашей. Начальное образование получил в училище нотного пения в Свияжске. С 1785-1799 обучался в Казанской семинарии, где получил фамилию Бичурин, и закончил её с отличием. Окончив Казанскую духовную академию в 1799 году, был оставлен преподавателем в академии. Преподавал грамматику, риторику. Находясь на преподавательской работе, принял монашеский сан и год исполнял должность настоятеля Казанского Иоанновского монастыря. Был толмачом, осуществлял переводы с русского на чувашский. В 1802 году был назначен архимандритом Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии, но у него возникли конфликты с семинаристами, также его обвиняли в нарушении устава.

В 1807 году определён начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.
В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) - свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по религии, философии, юриспруденции, медицине, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах. Во время борьбы с Наполеоном, русскому правительству было не до Китая, в результате чего миссия испытывала недостаток средств и была полностью опустошена. За это начальник миссии был лишён сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь. В мае 1821 года выехал из Пекина.

В 1826 году ему удалось переселиться в Санкт-Петербург, где он получил при министерстве иностранных дел должность переводчика с китайского языка, этому способствовал китаевед Е. Ф. Тимковский и, возможно, Шиллинг фон Канштадт, работавший в Министерстве иностранных дел. В 1828 году Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по разряду литературы и древностей Востока. В 1828 году работал в Петербургской публичной библиотеке; избран почетным библиотекарем. К концу 1829 года подготовил первую библиографическую работу - «Реестр китайских и маньчжурских книг, находящихся в императорской Публичной библиотеке». В 1830 совершил экспедицию в Забайкалье, откуда привёз тибетские и монгольские книги, принадлежности буддийскую храмовую утварь и другое.
В Кяхте открыл первую в России школу китайского языка. Преподавал в школе, создал первый учебник китайского языка («Китайская грамматика»).
С 1831 года член Азиатского общества в Париже. Неоднократный лауреат Демидовской премии.
В Санкт-Петербурге отец Иакинф получает светское признание, среди его знакомых - А. С. Пушкин, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, К. М. Шегрен, И.А. Крылов, И. И. Панаев, А. В. Никитенко и много других литераторов публиковавшихся в журнале«Московский телеграф». В Забайкалье встречался с декабристами: братьями Бестужевыми, И. И. Пущиным и другими.

В 1848 г. приступил к созданию своего последнего труда «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Труд в трёх томах с приложением карт был опубликован в 1851 г. К тому времени сильно пошатнулось здоровье синолога, хотя он и выжил в холерной эпидемии. Скончался в Александро-Невской лавре в 1853 г.

Ученый-историк, географ и языковед,один из первых крупнейших русских китаеведов


Бичурин Никита Яковлевич (отец Иакинф) (1777 - 1853) - яркая и самобытная фигура в науке. Один из первых крупнейших русских китаеведов, он сформировался как ученый - историк, географ и языковед, несмотря на все ограничения, связанные с монашеским саном и должностными обязанностями духовного чина, и по заслугам прослыл вольнодумцем и «атеистом в рясе». Он своим трудом оказал неоценимые услуги сближению и взаимному пониманию русского и китайского народов. Бичурин хотя и имел предшественников, но по существу открыл для отечественной и мировой науки ценнейшие богатства китайской официальной историографической литературы (дииастийные хроники, так называемые «доклады с мест», присоединявшиеся к хроникам описания путешественников и т. д.). Он был первым, кто, базируясь на этих источниках, проверяя их личными наблюдениями, открыл своими исследованиями взорам ученых и массового читателя широкие горизонты исторической географии Северного Китая, Тибета, Кореи, Монголии, а также государств Средней Азии (в то время не входивших в пределы России). Изучение этих стран, политический интерес к которым неуклонно нарастал, в русской и западноевропейской науке тогда еще только начиналось. Бичурин - человек со сложной и необычной биографией. В начале его жизни биография его полна пробелов, неясностей и изломанных линий. Здесь мы ограничимся лишь краткими сведениями. Бичурин родился в селе Шини (ныне Бичурине) Свияжского уезда Казанской губернии в семье «дьячка Иакова» 29 августа 1777 г. Недолго проучившись в классе нотного пения Новокрещенской школы, он затем перешел в Казанскую семинарию, которую и закончил блестяще в 1799 г. В 1800 г. он уже сам преподает в Казанской семинарии (преобразованной в духовную академию). В 1802 г. был пострижен в монахи, принял духовный сан и был наречен в монашестве Иакинфом. Бичурин получил назначение архимандритом в Вознесенский монастырь в Иркутске, где стал одновременно и ректором семинарии. Вскоре, уже в 1803 г. (как пишут биографы, «вследствие нарушения монастырского устава»), отец Иакинф был сослан в монастырь в г. Тобольск, где также был преподавателем риторики в семинарии. Его широкая образованность и живой интерес к истории, быту и культуре народов Восточной Азии (монголов, китайцев и др.), особенно в период пребывания в Иркутске, были широко известны. Вероятно, поэтому в 1805 г, при подготовке к отправлению в Китай девятого состава духовной миссии в Пекине Бичурин был синодом назначен начальником этой миссии и архимандритом Сретенского монастыря в Пекине. Окончательное утверждение состава миссии состоялось лишь к концу 1807 г. Выездом ее в Пекин в сентябре 1807 г. и заканчивается по существу первая часть его жизни. Прибыв в январе 1808 г. в столицу новой для него и сказочной для его современников страны, отец Иакинф со всей присущей ему энергией принялся за изучение Китая, нравов и обычаев китайского народа, овладел китайским языком - разговорным и литературным, что открыло ему доступ к сердцу народа и к сокровищницам китайской географической, исторической и этнографической литературы. За 14 лет пребывания в Китае Бичурин приобрел (и затем вывез в Россию на караване из 15 верблюдов) исключительное по научной ценности собрание китайских и иных изданий и рукописей, на долгие годы послуживших ему источником для разнообразных научных изысканий. Поглощенный научными занятиями, он настолько запустил свои «пастырские» дела, что состояние руководимой им миссии оказалось плачевным. В результате, по отозвании Бичурина в Россию в 1821 г., он был сослан в Валаамский монастырь. Вырвавшись из ссылки лишь в 1826 г. по особому ходатайству министерства иностранных дел, нуждавшегося в нем, как знатоке языков в быта народов Восточной Азии, отец Иакинф был причислен к Азиатскому департаменту. Однако и в дальнейшем, при последующих попытках (1831), освободиться от монашества ему не удалось. Будучи «оставлен на жительство» в келье Петербургской Александро-Невской лавры (т. е. вынужденный и далее терпеть гнет монастырской жизни и находиться под постоянным надзором со стороны начальства лавры), он принялся за подготовку

к печати своих переводов и исследований. Первые научные статьи его были опубликованы в 1827 г., первые труды («Записки о Монголии» и «Описание Тибета») - в 1828 г. До конца дней своих Бичурин напечатал ряд крупных работ (общее число их 12) и десятки статей, которые печатались в 20 различных периодических изданиях. Интересно отметить, что, обогатив российскую географическую науку ценнейшими сведениями о странах и народах, до того малоизвестных или почти неизвестных, сам Бичурин вплоть до 1842 г. считал свою деятельность подготовительной к достижению основной своей цели - изданию полного описания Китая. В предисловии к «Статистическому описанию Китайской империи» (впервые напечатано в 1842 г.) (1) он писал: «...цель всех, доселе изданных мною разных переводов и сочинений, в том состояла, чтобы предварительно сообщить некоторые сведения о тех странах, через которые лежат пути, ведущие во внутренность Китая. Порядок требовал прежде осмотреть Тибет, Тюркистан и Монголию, т. е. те страны, которые издавна находятся в тесных связях с Китаем и через которые самый Китай имеет связи с Индией, Среднею Азией и Росии. Свой двухтомный труд «Статистическое описание Китайской империи» Бичурин считал лишь первым шагом к осуществлению этой цели всей его жизни. При этом не открытие Китая и сопредельных ему стран для русского читателя (каковым фактически были в целом взятые его труды) ставил себе в заслугу ученый, а лишь возможно более широкое освещение различных сторон жизни народов Китая. Описывая отдельные области Китайской империи, Бичурин благодаря своим «подготовительным» работам смог не только дать детальное описание местной флоры и фауны, но и указать, что именно является в каждой из областей действительно местным и что привнесено извне благодаря деятельности человека. «При описании местных естественных произведений, - пишет он, - я отметил в примечаниях дерева и растения, вывезенные в Китай из-за границы. Из сих примечаний можно влдеть, что собственно принадлежит климатам и почвам Китая и что заимствовано им из других стран света» . Бичурин прекрасно знал труды своих предшественников (особенно русских) и высоко ценил многие из них (например, изданный в 1784 г. многотомный труд И. Россохина и А. Леонтьева «Обстоятельное описание происхождения и состояния маньчжурского народа и войска, в осьми знаменах состоящего») как основанные на первоисточниках. В своих трудах он постоянно указывал, какие именно материалы им использованы. Вместе с тем в течение всей своей научной деятельности немало сил и труда затратил Бичурин на борьбу против путаницы в сведениях о народах и странах Восточной Азии, возникшей в западноевропейской и русской науке того времени в результате некритического пользования первоисточниками, недостаточного знания языков народов Азии переводчиками и исследователями или же в результате нарочитого искажения этих сведений некоторыми авторами современных Бичурину предвзятых и поверхностных работ. Он показал, что погрешности встречаются и в трудах монгольских и китайских авторов. В предисловии к «Статистическому описанию Китайской империи» он пишет: «...Ошибочных мест открылось несколько на юго-западных пределах Китая и в Восточной Монголии. Что касается до Западной Монголии и частию Восточного Тюркистана, то надлежало почти десятую часть во многом изменить. Погрешности на картах наиболее относились к озерам и рекам» (там же, стр. XIV). Причину этой путаницы и наличия значительных пропусков в исторической географии Восточной Азии Бичурин видел также в неумении или нежелании сопоставлять данные различных источников. Его же собственные труды, как правило, снабжены «Прибавлениями» (как скромно именуются эти словники, представляющие собой краткие историко-географические справки). Советскому читателю кажется странным, что необходимость таких «Прибавлений» Бичурину приходилось доказывать: «Многим, может быть, излишними покажутся, - пишет он, -- прибавления с описанием древних городов, существовавших некогда в Маньчжурии и Монголии, и также древние китайские названия гор и рек в тех же странах» (там же, стр. ХХIII). Труды его высоко о

ценивались современниками. Читателя привлекала широта интересов Бичурина, огромность и неизвестность территорий, охваченных его исследованиями, глубина понимания им источников и точность их перевода, а также особенно редкое тогда дружественное отношение к изучаемым народам стран Востока, стремление без предвзятости представить их быт, обычаи, культуру, их вклад в культуру общечеловеческую. Великий современник его А. С. Пушкин, дружески встречавшийся с Бичуриным и хорошо знавший его как ученого писал: «Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков обязаны мы отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком» (1). Столь же высокой была оценка знаний Бичурина и в среде виднейших западноевропейских ученых. Так, известный французский синолог Станислав Жюльен в доказательство своей правоты в споре с Потье относительно точности перевода китайских источников приводил, как наиболее авторитетное, отрицательное мнение Бичурина о переводах Потье. На европейские языки (французский, немецкий) переведены труды Бичурина: «Записки о Монголии...» (географическое, политическое и экономическое описание Монголии, 1828), «Описание Тибета в нынешнем его состоянии с картою дороги от Чен-Ду до Хлассы», «Описание Пекина, с приложением плана сей столицы, снятого в 1817 г.» и др. Под скромным подзаголовком «К описанию Пекина» скрыт огромный, невероятный по затратам энергии труд Бичурина по топографической (с промером в шагах) съемке города, треть которого была запретна и открывалась для посещения лишь в самых исключительных случаях. Как ученый-географ Бичурин огромное значение придавал картам. Его описание отдельных стран и всей северной зоны Центральной и Восточной Азии, равно как и статьи о пройденных им маршрутах и описания городов, снабжены максимально документированными картами, планами и т. д. Как уже упоминалось, в значительной части эти карты строились на материалах, собранных им лично. В тех же случаях, когда не имелось возможности пройти по изображаемому маршруту самому, он стремился уточнять данные источников перекрестным сличением сведений из оригинальных источников китайских и иных. Так, например, им составлена упомянутая выше карта пути от Чен-Ду до Хлассы (Лхасы). Глубокое знание восточноазиатской (в первую очередь китайской) географической и исторической литературы позволило ему впервые поставить (и в ряде случаев правильно разрешить) вопрос о соответствии названий и о местонахождении упоминаемых различными источниками рек, гор, озер и населенных пунктов. Круг научных интересов Бичурина не ограничивался чисто географическими проблемами. Его интересовали (и были предметом его исследования) вопросы политической истории, этнографии, экономики, языкознания, истории культуры народов и стран Восточной и Центральной Азии. С полным основанием утверждая, что географию и историю страны нельзя изучать без знания языка народа изучаемой страны, Бичурин занялся вопросами лексического состава и грамматического строя китайского языка, составил при этом свой словарь на 12 000 иероглифов (уточняя материал, он четырежды его переписал), подготовил и издал первую в России обстоятельную «Грамматику китайского языка - Ханьвынь-цимын». При этом он разработал свою (отличную от применяемой в трудах предшественников и преемников) транскрипцию произношения (фонетики) китайских иероглифов русскими буквами. Таков далеко не полный перечень проблем и трудов Бичурина, в которых им за 46 лет его научной работы сделаны открытия или сказано первое слово. В научной деятельности Бичурина обращает на себя внимание его высокая принципиальность, полное отсутствие преклонения перед авторитетами. Горячего патриота русской науки глубоко возмущало превознесение мнимых заслуг дутых заграничных научных авторитетов. Он писал: «Если бы мы, со времен Петра Первого доныне, не увлекались постоянным и безразборчивым подражанием иностранным писателям, то давно бы имели свою самостоятельность в разных отраслях просвещения. Очень неправо думают те, которые полагают, что западные европейцы давно и далеко оп

ередили нас в образовании, следовательно, нам остается только следовать за ними. Эта мысль ослабляет наши умственные способности, и мы почти в обязанность себе ставим чужим, а не своим умом мыслить о чем-либо. Эта же мысль останавливает наши успехи на поприще образования в разных науках. Если слепо повторять, что напишет француз или немец, то с повторением таких задов всегда будем назади и рассудок наш вечно будет представлять в себе отражение чужих мыслей, часто странных и нередко нелепых» Цитируется по первому тому сочинений Н. Я. Бичурина (Иакинфа), изд. АН СССР, 1950.Примечательно, что высоко ценимый русской передовой общественностью, любимый ее лучшими представителями (в их числе были, кроме А. С. Пушкина, декабрист Н. А. Бестужев, В. Г. Белинский и другие), Бичурин снискал ожесточенную враждебность не только у Булгарина, но и у барона Брамбеуса (Сенковского), для которого и Россия и все русское (особенно язык русский) были олицетворением грубости, отсталости. Наиболее плодотворной порой научной деятельности Бичурина были 1839-1844 годы. Последний его капитальный труд «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» был опубликован в 1851 г. В 1828 г. Бичурин был избран членом-корреспондентом Академии наук. Четыре раза ему присуждалась Демидовская премия (последний раз за «Собрание сведений о народах...»). Бичурин умер после тяжелой болезни 11 мая 1853 г. и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. На памятнике, стоящем над его прахом, начертана китайская строка в восемь иероглифов, гласящая: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими его славу историческими трудами». Многие из его трудов сохранили в полной мере свою научную значимость до наших дней и служат источникам при разработке ряда проблем, получивших подлинно научное освещение лишь в наши дни. Литературное наследство Бичурина высоко оценено в наше, советское время. Основная заслуга его в том, что он, снимая своими трудами со стран Восточной Азии завесу фальшивой таинственности, сделал Китай более понятным, а следовательно, и близким для русских, что приобретает совершенно особое историческое значение в наше время, когда нерушимая дружба навек соединила эти два великих народа. Продолжателями дела Н. Я. Бичурина по изучению данных китайской историографии о прошлом народов нашей родины были В. П. Васильев, Э. Бретшнейдер и ряд других. Однако наиболее основателен и обширен труд покойного советского ученого Н. В. Кюнера, завершенный им незадолго до смерти (1955 г.). В последние годы появился ряд статей о Н. Я. Бичурине. Академией наук (институтами этнографии, востоковедения и материальной культуры) предпринято переиздание главнейших из его трудов. В 1950-1953 гг. переиздано в трех томах «Собрание сведений о народах в Средней Азии, обитавших в древние времена». Выпущен биографический роман о Н. Я. Бичурине для юношества («Друг Чжунго» А. Таланова и Н. Ромовой). Этот труд в трех томах переиздан в Академия наук СССР в 1950-1953 гг. (АН СССР, Ин-т этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая).