Бессонное роман. Роман Кинга «Бессонница»: сюжет, краткое описание

Бессонница рано или поздно проходит – так подсказывает житейский опыт. Но что делать, если она растягивается на многие месяцы? Если бессонные ночи наполнены кровавыми видениями, которые подозрительно напоминают реальность? Ральф Робертс не знает ответов на эти вопросы; наверняка ему известно лишь одно – еще немного, и он сойдет с ума…

Стивен Кинг

Бессонница

Табби… и Элу Куперу, который знает правила игры.

Я ни в чем не виноват.

Пролог

Старость – это остров, окруженный смертью.

Хуан Монтальво. О прекрасном

Никто – и тем более Доктор Литчфилд – не сказал Ральфу Робертсу напрямую, что его жена умирает, но пришло время, и Ральф понял это сам, без чьей-либо подсказки. Месяцы между мартом и июнем слились в сплошную кошмарную беготню – это было время бесконечных бесед с врачами, вечерних пробежек в больницу с Каролиной, поездок в другие больницы в другие штаты для каких-то специальных анализов (большую часть времени, проведенного в этих поездках, Ральф не уставал благодарить Бога за то, что у Каролины был страховой полис «Голубого креста», покрывающий часть расходов, связанных с пребыванием в больницах) и самостоятельных изысканий в Публичной библиотеке Дерри: сначала – в поисках чего-то, что могли проглядеть специалисты, потом – просто в поисках надежды, соломинки, за которую можно было бы ухватиться.

Эти четыре месяца были похожи на какой-то жуткий карнавал, куда тебя затащили по пьяни, – на карнавал, где люди на аттракционах действительно кричат от страха, люди, потерявшиеся в зеркальных лабиринтах, теряются по-настоящему, а обитатели Павильона Уродов глядят на тебя с кривыми улыбочками на губах и неподдельным ужасом в глазах. Это странное впечатление возникло у Ральфа еще в середине мая, а когда наступил июнь, он понял, что все эти ребята в больничных покоях норовят впарить ему какие-то шарлатанские снадобья, что исцелением здесь и не пахнет, а веселый скрип карусели уже не мог скрыть траурного похоронного марша, звучащего из динамиков. Да, это был карнавал – карнавал потерянных душ.

В первые недели девяноста второго года Ральф продолжал гнать от себя эти ужасные образы – и еще более страшную мысль, которая маячила там, за ними, – но в начале июля он понял, что дальше обманывать себя уже невозможно. В тот год стояла жуткая жара – такой жары в штате Мэн не было с семьдесят первого года, – и Дерри стал настоящей баней из подернутого дымкой солнца, невыносимой влажности и средней дневной температуры около сотни по Фаренгейту . Город – отнюдь не шумный мегаполис и в более благоприятные времена – теперь окончательно впал в сонный ступор, и в этой жаркой тишине Ральф Робертс впервые услышал, как тикают часы смерти, и понял, что за этот короткий месяц – от прохладного июня до тяжелого душного июля – мизерные шансы Каролины на спасение и вовсе сошли на нет. Она скоро умрет. Может, и даже скорее всего, не этим летом (у докторов на руках обычно имеются кое-какие козыри, и Ральф был уверен, что и на этот раз что-то такое есть), но осенью или зимой – это точно. Человек, с которым он прожил долгие годы, единственная женщина, которую он любил в этой жизни, – умрет. Ральф гнал от себя эти мысли, обзывая себя старым параноиком, но в звенящей тишине жарких летних дней ему непрестанно слышалось это страшное тиканье – иногда ему казалось, что оно доносится даже из стен.

Но все-таки громче всего этот звук был в самой Каролине, и когда она поворачивалась к нему со своим спокойным бледным лицом – чтобы попросить его включить радио, пока она готовит фасоль на ужин, или принести ей мороженого из магазинчика «Красное яблоко», – в эти мгновения он понимал, что и она тоже слышит эти призрачные часы. Он это видел в ее темных глазах: и когда она была еще в сознании, и даже потом – когда ее взгляд уже был затуманен болеутоляющими таблетками, которые она принимала горстями. К тому времени тиканье стало уже очень громким, и в то душное лето, когда Ральф лежал без сна – когда одна простыня весила целую тонну, когда начинало казаться, что все собаки в Дерри воют на луну, – он слушал, слушал, как тикают часы смерти внутри Каролины, и ему представлялось, что его сердце сейчас разорвется от горя и ужаса. Сколько ей еще придется страдать, прежде чем все будет кончено? И сколько еще придется страдать ему? А главное, как ему жить потом, без нее?!

Именно в этот странный и жуткий период своей жизни Ральф начал совершать долгие и даже изнурительные прогулки. Он гулял жаркими летними днями и сумеречными вечерами, иногда он возвращался домой настолько уставшим, что даже не мог поесть. Он все еще ждал и надеялся, что Каролина будет ругать его и отговаривать, что она скажет: «Зачем ты себя истязаешь, старый дурак? Ты точно угробишь себя, если будешь столько ходить по такой жаре!» Но Каролина ничего не говорила, и постепенно он начал понимать, что она скорее всего и не знает об этих его долгих прогулках. Она была в курсе, что он куда-то выходит. Но она ничего не знала о всех тех милях, которые он проходил пешком, и не понимала, что он возвращается совершенно измученным, зачастую дрожа от усталости и едва не схлопотав солнечный удар. А ведь когда-то Ральфу казалось, что она замечает все – даже малейшие изменения в его прическе. Когда-то, но не теперь; опухоль в мозгу уже лишила ее былой наблюдательности, а скоро заберет и жизнь.

Все знают, что бессонница со временем проходит, а взамен ей приходят крепкие и интересные сны. Но как быть, если светлые сны все не приходят, а бессонница затягивается? Что делать, если человек не может спать вот уже несколько месяцев подряд, а взамен этому каждой ночью приходят кровавые видения?

Роман Кинга «Бессонница»

Крут! Отстой!

Наверное, такой человек может сойти с ума через короткий промежуток времени. А что бы Вы делали, если бы бессонные ночи в Вашей спальне сопровождались бы похожими на реальность ужасными видениями?

О сюжете книги «Бессонница»

Главным героем в книге Стивена Кинга «Бессонница» (Insomnia), которая была издана в 1994 году, является пожилой мужчина по имени Ральф Робертс. Он страдает на отсутствие сна, которое было вызвано смертью жены. А ведь всем известно, как полноценный сон важен для нормального функционирования человеческого организма. Чтобы хоть как-то помочь своему организму старик устраивает себе небольшие прогулки, играет в шахматы и общается со старыми друзьями. Но ничего не помогает.

По пришествию некоторого времени Ральф начинает видеть галлюцинации: ауры людей, «маленьких лысых врачей», которые забирают жизни у людей и другие непонятные вещи. Вокруг старика мир просто начинает рушиться: то его сосед превратился в психопата, то легализируют аборты. Оказывается, что все дело в Малиновом Короле, который обладает чудовищной и разрушительной силой.

О романе «Бессонница»

Психологический роман «Бессонница» отличается своей глубиной и философией. Это книга о судьбе, смысле жизни и смерти, дружбе, верности, любви и сострадании. Она заставляет задуматься обо всех тех вещах, которые окружают читателя в повседневной жизни. Здесь нет различных спецэффектов, ужасов, экшена, но при этом от строк произведения невозможно оторваться. В романе дается к размышлению много жизненных вопросов, на которые читатель обязательно найдет ответы.

Молодых читателей может оттолкнуть то, что главным героем данного произведения является пожилой человек. Да, Кинг решил рассказать о старости, о забытых минутах, утерянного прошлого и упущенных мгновений. Безысходность и отчаяние перед смертью чувствуется в каждой строчке. Данная книга не из легких, поэтому ее будет сложно читать, а также очень грустно следить за развитие сюжета. Но если Вы хотите научиться ценить время, а не тратить его на разные пустяки, тогда обязательно ознакомьтесь с романом «Бессонница», которая научит Вас не жалеть бесцельно прожитые годы.

Эта книга связана с циклом романов «Темная Башня », который также был написан Стивеном Кингом. Но если Вы еще не успели с ним ознакомиться, не переживайте – «Бессонница» является отдельной историей. В ней только фигурируют персонажи и некоторые детали «Темной башни». Хотя после прочтения этого цикла романов для Вас многое прояснится и откроется более глубокий смысл произведения о пожилом человеке, страдающем бессонницей.

Роман наполнен необычными и оригинальными образами, которые делают его очень интересным и увлекательным. Главным плюсом произведения является подробное описание не только людей и главного героя, но также мистических существ. В линию сюжета гармонично вплетены не только потусторонние создания, но также маньяки и безумцы.

Все знают, что бессонница со временем проходит, а взамен ей приходят крепкие и интересные сны. Но как быть, если светлые сны все не приходят, а бессонница затягивается? Что делать, если человек не может спать вот уже несколько месяцев подряд, а взамен этому каждой ночью приходят кровавые видения? Наверное, такой человек может сойти с ума через короткий промежуток времени. А что бы Вы делали, если бы бессонные ночи в Вашей спальне сопровождались бы похожими на реальность ужасными видениями?

О сюжете книги «Бессонница»

Главным героем в книге Стивена Кинга «Бессонница» , которая была издана в 1994 году, является пожилой мужчина по имени Ральф Робертс. Он страдает на отсутствие сна, которое было вызвано смертью жены. А ведь всем известно, как полноценный сон важен для нормального функционирования человеческого организма. Чтобы хоть как-то помочь своему организму старик устраивает себе небольшие прогулки, играет в шахматы и общается со старыми друзьями. Но ничего не помогает.

По пришествию некоторого времени Ральф начинает видеть галлюцинации: ауры людей, «маленьких лысых врачей», которые забирают жизни у людей и другие непонятные вещи. Вокруг старика мир просто начинает рушиться: то его сосед превратился в психопата, то легализируют аборты. Оказывается, что все дело в Малиновом Короле, который обладает чудовищной и разрушительной силой.

О романе «Бессонница»

Психологический роман «Бессонница» отличается своей глубиной и философией. Это книга о судьбе, смысле жизни и смерти, дружбе, верности, любви и сострадании. Она заставляет задуматься обо всех тех вещах, которые окружают читателя в повседневной жизни. Здесь нет различных спецэффектов, ужасов, экшена, но при этом от строк произведения невозможно оторваться. В романе дается к размышлению много жизненных вопросов, на которые читатель обязательно найдет ответы.

Молодых читателей может оттолкнуть то, что главным героем данного произведения является пожилой человек. Да, Кинг решил рассказать о старости, о забытых минутах, утерянного прошлого и упущенных мгновений. Безысходность и отчаяние перед смертью чувствуется в каждой строчке. Данная книга не из легких, поэтому ее будет сложно читать, а также очень грустно следить за развитие сюжета. Но если Вы хотите научиться ценить время, а не тратить его на разные пустяки, тогда обязательно ознакомьтесь с романом «Бессонница», которая научит Вас не жалеть бесцельно прожитые годы.

Эта книга связана с циклом романов «Темная Башня», который также был написан Стивеном Кингом. Но если Вы еще не успели с ним ознакомиться, не переживайте – «Бессонница» является отдельной историей. В ней только фигурируют персонажи и некоторые детали «Темной башни». Хотя после прочтения этого цикла романов для Вас многое прояснится и откроется более глубокий смысл произведения о пожилом человеке, страдающем бессонницей.

Роман наполнен необычными и оригинальными образами, которые делают его очень интересным и увлекательным. Главным плюсом произведения является подробное описание не только людей и главного героя, но также мистических существ. В линию сюжета гармонично вплетены не только потусторонние создания, но также маньяки и безумцы.

Чтобы ощутить все достоинства книги «Бессонница » ее необходимо читать медленно и внимательно. И пускай Вас не смущает то, что этот роман совсем не вписывается в остальное творчество Стивена Кинга. Наверное, из-за того, что многие читатели не поняли всего смысла, который закладывал в свое произведения Мастер Ужасов, они назвали его скучным, затянутым и неинтересным. А как поражает то, что едва дойдя к середине книги, часть почитателей таланта Кинга попросту закрывает роман, разочаровавшись в нем. Но ведь чтобы оценивать книгу, ее стоит полностью прочитать, и тогда, возможно, Вы сможете изменить свое негативное мнение на положительное.

Стивен Кинг. Бессонница

Посвящается Тэбби… и Эду Куперу, знакомому с правилами игры. И в этом моей вины нет.

ПРОЛОГ. УХОД СТРАЖА СМЕРТИ (I)

Старость — это остров, окруженный смертью.

Хуан Монтальво«О Прекрасном»

Никто — и уж тем более доктор Литчфилд — не пришел к Ральфу Робертсу и не сказал, что его жена умирает; в конце концов Ральфу все стало ясно и без слов. Время между мартом и июнем показалось ему бесконечным, суетным кошмаром — утомительна долгие беседы с врачами, нескончаемая вереница вечеров, проведенных у изголовья Кэролайн в клиниках, несметное количество поездок в лечебные центры других штатов для проведения специальных обследований (слава Богу, что хоть стоимость всех этих вояжей покрыла медицинская страховка Кэролайн), собственные изыскания в публичной библиотеке Дерри: сначала в поисках ответов на то, что специалисты могли проглядеть, затем просто в поисках надежды на ту последнюю соломинку, за которую можно было бы ухватиться.

Эти четыре месяца ассоциировались в сознании Ральфа с пьяным угаром какого-то безумного карнавала — катающиеся на карусели вскрикивают от неподдельного ужаса, блуждающие в зеркальном лабиринте, в его недрах, а обитатели Аллеи Ужасов фальшиво улыбаются, но в их глазах застыл жуткий страх. Ральф начал замечать все эти вещи в начале мая, с приходом же июня стал понимать, что так называемые светила медицины — лишь жалкие знахари, а хор подбадривающих уверений уже не мог скрыть того факта, что из громкоговорителей доносится похоронный марш. Это был карнавал, все правильно — карнавал погибших душ.

В начале лета 1992 года Ральф продолжал отгонять от себя страшные видения — и еще более ужасную мысль, кроющуюся за ними,— но по мере того, как июнь уступал место июлю, делать это стало практически невозможно. Над центральным Мэном распласталось самое жаркое лето начиная с 1971 года, и Дерри кипел в котле подернутого дымкой солнца, влажности и дневной температуры, превышающей 90 градусов по Фаренгейту. Городок — даже в лучшие свои времена вряд ли претендующий на титул суматошного мегаполиса — впал в полнейший ступор, и именно в этой тишине Ральф Робертс впервые услышал постукивание посоха Стража Смерти и понял, что в промежутке между прохладной зеленью июня и прожаренной неподвижностью июля слабенькие шансы Кэролайн превратились в ничто. Ей суждено было умереть. Может быть, не этим летом — врачи уверяли, что у них в запасе еще осталась парочка трюков, и Ральф не сомневался в этом,— но уж осенью или зимой наверняка. Его давний и верный друг, единственная женщина, которую он беззаветно любил, умирала.

Он пытался отбросить саму мысль о возможности подобного, называя себя отвратительным старым идиотом, но в задыхающейся тишине этих длинных знойных дней Ральф всюду слышал приближающееся постукивание неотвратимого — казалось, даже от стен исходило дыхание смерти.

Но еще сильнее это постукивание слышалось в самой Кэролайн, и, когда она поворачивала к нему свое спокойное бледное лицо — то обращаясь с просьбой сделать радио погромче, чтобы послушать передачу, пока она чистит бобы на ужин, то спрашивая, не сходит ли он в «Красное яблоко», чтобы купить ей эскимо,— Ральф видел, что она тоже знает об этом присутствии.

Он замечал это знание в ее темных глазах поначалу только тогда, когда Кэролайн смотрела на него ясно и прямо, но позже он научился распознавать его и в ее затуманенном от принимаемых обезболивающих взгляде. К тому времени поступь смерти стала уже слишком явной, и, лежа в постели рядом в эти жаркие летние ночи, когда даже простыня казалась десятипудовой, а все собаки Дерри выли на луну, Ральф прислушивался к постукиванию Стража Смерти, стучащего внутри Кэролайн, и ему казалось, что сердце его вот-вот разорвется от горя и страха.

У старика по имени Ральф Робертс начинается бессонница. Он пробует все возможные средства от нее, но все никак не может заснуть. Наконец, у него начинается нечто вроде галлюцинаций - он видит ауры людей, видит то, что обычные люди не видят… видит трех «маленьких лысых врачей», которые приходят к людям, чтобы забрать их из жизни.

А тем временем некая сила, которую иногда называют Малиновым Королем, строит планы убийства одного маленького мальчика. Под его воздействием меняется друг Ральфа - Эд Дипно, интеллигентный ученый, становится агрессивным и опасным, начинает избивать жену, присоединятся к группе пролайферов, которая под его руководством переходит в своих протестах черту законности.

Ральф Робертс - главный герой, старик. В начале книги теряет жену, Кэролайн - она умирает от рака. Вскоре после ее смерти у него начинается бессонница. Ральф - человек весьма смелый и благородный, каковые качества неоднократно проявляет, например, защищая жену Эда Дипно, Элен, от него самого.

Билл Макговерн - хороший друг и сосед Ральфа, его ровесник, гомосексуал. Человек образованный, умный, и при всем своем высокомерии, склонности к самолюбованию и некоторому аффектажу, способный проявлять искренние доброту и участие. Ральфа раздражает его цинизм и пренебрежительное отношение, например, к Луизе Чесс, но он мирится с этими его недостатками.

Луиза Чесс - ровесница Ральфа, старая леди, сохраняющая еще былую красоту. Они с Ральфом испытывают друг к другу некие чувства, но не спешат их проявлять. Как выясняется по ходу сюжета, так же, как и Ральф, страдает от бессоницы.

Эд Дипно - молодой ученый, сосед и, изначально, хороший приятель семьи Робертсов. Хотя Ральф помнит его, как человека тихого и воспитанного, с самого начала книги Эд появляется как агрессивный, опасный, полубезумный человек.

Элен Дипно - его жена, молодая домохозяйка. Мать маленькой Натали. Была, пока Кэролайн была жива, ее хорошей подругой, после ее смерти пыталась поддерживать Ральфа.

Атропос - главный антагонист романа, «маленький лысый врач», символизирующий случайную смерть. Был нанят Алым Королем с целью убить Патрика Дэнвилла; для выполнения этой задачи превратил Эда Дипно в маньяка, обрезав его «ниточку жизни», хотя Дипно был единственным человеком, не принадлежащим ни Случайности, ни Предопределенности.

Интересные факты

«Маленьких лысых врачей» зовут Клото, Лахесис и Атропос - образы этих сверхъестественных существ переосмыслены достаточно вольно. Кроме того, что все трое предстают в мужском обличье, они несут функции скорее олицетворенной смерти, нежели судьбы.

В книге немалое место отводится проблеме абортов, хотя она не имеет прямого отношения к сюжету.

Отсылки к другим произведениям Кинга

Книга имеет многие параллели с серией о Темной Башне: это сама Башня, Малиновый Король (он же Алый Король), мальчик-художник Патрик Дэнвилл, спасший Роланда в последней книге серии, Эд Дипно, имеющий такую же фамилию, как и герой серии «Тёмная башня» Эрон Дипно - друг Кэлвина Тауэра, один из основателей «Тет Корпорейшн»; однако никакой связи между ними не упоминается и т. п.

Также в книге упоминаются события романа «Кладбище домашних животных». Указывается, что смерть Гэджа Крида - вина Случая, то есть Атропоса.

Присутствует связь и с романом «Оно». Несколько раз говорится о наводнении 1985 года, которое описывается в этом романе, а также упоминается один из его героев - Бенджамин Хэнском (архитектор здания Общественного центра Дерри). Другой главный герой «Оно» - Майк Хэнлон - до сих пор работает в Публичной библиотеке Дерри, в должности старшего библиотекаря. Также, Ральф видит «мертвые огоньки» во время побега от Алого Короля и яркую ауру, исходящую из канализационного люка.

Феминистка Сьюзен Дэй, которая приезжала в город и чье выступление стало поводом для действий Эда, упоминается в романе «Роза Марена» как подруга Анны Стивенсон, директора приюта «Дочери и сестры».

Мастер ужасов? Я не думаю. Что угодно, но не ужасы. Было и отвращение, и сочувствие, и гнев, и что угодно, но это было страшно только потому, что на самом деле то, что произошло в Дерри из-за приезда Сьюзан Дей, происходит во всем мире из-за различных событий. И снова самое страшное существо — это человек, и его нелогичность станет его оружием против тех, кого называют долгосрочниками.

Бессонница. Странно было ехать в метро, держать эту книжку и отчаянно зевать. И, в том числе, книга снова не о том, как ее назвали, и даже не о том, что она в себе содержит. Не знаю, как можно было написать к ней аннотацию, но та, что видела я, обманула меня совершенно. Знала я, что под обложкой будет роман? Это же Стивен Кинг, какой роман, откуда надежда на счастливый конец, откуда вообще надежда и яркие краски? Конечно, плох тот автор, что не пытался выйти за рамки тех жанров, в которых стал мастером, но я бы сказала, что «Бессонница» ломает все стереотипы. Полностью.

Хэй,хэй, Сьюзан Дей, сколько ты сегодня убила детей?

Читала ее невыносимо долго. Я думаю, стоит сказать, что в этом виноваты главные герои — они старики. И тем не менее они все еще живут, и живут как все, и любят, и гуляют, и вспоминают, и едят, и смотрят телевизор, только, как сказал сам Ральф, есть не только свой мир детей, но и свой мир стариков. Как только ты выходишь на пенсию, ты выходишь за границы обычного мира, и остальные перестают тебя видеть. Здесь свои темы для обсуждения, здесь свои традиции и свои радости. Ральф только что потерял любимую жену, а вместе с этим и сон. Кто бы мог сказать, что мало того, что бессонница приведет его к открытию тайны о собственном вроде бы интеллигентном и разумном соседе Эде Дипно, но и к тому, что он пройдет огромный путь вместе с теми, кого раньше не замечал рядом с собой. Не хотелось бы раскрывать сюдета вообще — потому и аннотация не уходит дальше этого, потому что сюжет неожиданный и оттого почти волшебный. Попробую объяснить словами.

С одной стороны это простой город. Не совсем спокойный, не совсем благочестивый, со своими бомжами и пьяницами, преступниками и династиями полицейских, его жители постоянно пересекаются друг с другом. Времена наступают трудные, появляется то, что разделяет мнение всех жителей — женщина по имени Сьюзан Дей, которая ратует за свободу выбора женщин относительно аборта. Казалось бы, неизвестная до сих пор женщина поднимает вопрос, который делает соседей лучшими врагами. А если подумать, сколько в действительности в мире происходило подобных трагедий, когда идея, которая даже не затрагивает тех, кто ринулся ее защищать, превращала мирное население в зверей за пределами морали? Сколько о них мы не знаем, когда каждый живет в своем собственном городке со своими собственными трагедиями? Думаю, что здесь важно не то, что действительно поднимается вопрос абортов и высказывается невероятно много мнений, например, «а что если из этого ребенка должен вырасти гениальный художник или ученый» против «стоит ли ему жить в насилии и нелюбви ради этого», вечный вопрос, который являет собой вторую, для меня главную идею, которая высказывается, правда, уже в середине книги. Уже неважно, кто и за что борется, им главное не уступить. И когда она звучит, становится понятно, что простое недовольство — мое, читателя — тем, что люди сходят с ума из-за этого — ведь книга должна быть не об этом, я же не понимаю, говорю я — перерастает в интерес, полный неверия, неужели в этом городе разразиться настоящая война? И прольется настоящая кровь? В этом неожиданном осознании я бы делила книгу на две части — жизнь, в которой все кажется цивилизованной, и жизнь, которой мы не верим и видим только по телевизору.
Я не знаю, как в должной мере написать отзыв на эту книгу. Сама она длиной в 750 страниц, так что попробовать отразить в рецензии все, что меня поразило, будет просто глупо. Главное для меня было именно это, эта жизнь в городке Дерри, причем это я ходила вдоль поля аэропорта, я была в Общественном центре. Я где-то читала о том, что Стивен Кинг — мастер в том, чтобы взять вас за руку и привести в незнакомый город и заставить вас там пожить. Я пожила. Оттого, что повествование и вовсе неспешно, каждодневные будни и проблемы старика, я пожила достаточно, чтобы эту книгу запомнить самым ярким образом.

В общем смысле это конечно вопрос о нашей Судьбе. Предопределена ли случайность, должны ли мы пытаться с ней бороться, есть ли силы, которые отсчитывают время. Мне нравилось то, что после долгих попыток признали Клото и Лахесис — при рождении у человека нет определенного отмеренного ему времени, но как только оно наступает, они приходят. Понравилось мне и то, что Кинг не абсолютизировал ни этих троих, ни тех, кто стоит выше. Да, Ральф полез в дела долгосрочников, да, не нужно было этого делать, но, в конце концов, он так или иначе забыл об этом. Но вместе с тем, когда он лез, он видел, что вечные существа напоминают детей (я много раз читала, что вечность должна приравниваться к детскому мышлению, иначе осознать бесконечность будет невозможно, ведь только детское мышление не имеет границ), что они подвержены своим страхам и имеют свои слабости, что у них в нашем мире только ограниченные обязательства, и пока существует баланс в нашем мире, баланс есть и у них. Настолько много вопросов поднимается на фоне этих проблем с несчастным Эдом, который напоминает множество таких смертников, насколько трудно осознать, закрыв книгу. Использованное цветовое восприятие человека не так придумано, как можно подумать, ведь цвета и ощущения, которые они дают нам, признаны психологически. Есть те, кто воспринимают людей, придавая им свой цвет, так почему не может существовать мир аур?

Иными словами, как и предыдущие оставившие меня в восторге книги Кинга, эту я хотела бы записать в отличный пример литературы, в которой можно «пожить», и еще раз сказать, что она не о страхе, а о том, кто мы есть и как мы отличаемся друг от друга, не говоря о существах, которые могут быть поблизости, ведь если мы их не видим, это не значит, что их не существует. Я хотела бы подчеркнуть, что здесь в самом деле существует баланс между новым придуманным Кингом миром и нашим, и совершенно нет идеи «придут монстры = всех сожрут», которую я просто ненавижу в ужастиках.

Такое дополнение после рецензии. Случилось, что я начала читать это сразу после выхода фильма «Хоббит», и на самом деле самый-самый конец книги касается некоего кольца, которое в очередной раз сменило хозяина, доставив ему много неприятностей. Ну и до этого, конечно, были стихи о кольцах, которые принадлежат Толкину, но сама идея так или иначе на протяжении всей книги оказывается здорово похожа на Кольцо Всевластья, особенно когда он одел его и тут же исчез. Не думаю, что это можно счесть украденной идеей, но было забавно читать об этом и думать — неужели своих собственных образов не нашлось?

Тот редкий случай, когда книга Кинга разочаровала.

Во-первых, очень растянутое и затянутое повествование. Очень много болтовни демагогического характера, все эти рассуждения об аурах, уровнях мира, методах борьбы со злом, цели и смысле… Утомляет.

Финальный поединок с Великим Злом — получился откровенно нелепым. Да и само Зло какое-то… Неубедительное.
А ведь это же Багряный король как-никак, если я правильно поняла — он центральная фигура в эпопее о Тёмной Башне. Тогда почему в этой книге он такой… Вообще никакой.

С мотивацией и причинно-следственной связью в романе очень плохо.
Например… К чему вообще была вся эта канитель с темой аборта, противостояние сторонников и противников, если по большому счёту, для сюжета это абсолютно никакой роли не играет. Вообще. Скорее служит неудачной декорацией, чтобы растянуть объём книги.
А лично я ожидала от этой темы ключевую роль. И что приезд Сьюзен Дэй, вокруг которой все завернулось — есть опорная точка кульминации.
А оказалось — вообще пшик. И никакой роли не играет.
Тогда зачем целую половину книги обмусоливать тему абортов, грядущее выступление этой женщины и пересказывать отношение ко всему этому каждого персонажа?

И неужели все это нагромождение сюжетных линий свелось лишь к тому, что силы зла пожелали прикончить какого-то одного мальчика?
А по логике не проще ли было старине Эду переехать его чем-нибудь? Или кирпичь на голову уронить. Он ведь псих. Ему какая разница.

Просто эта идея рухнуть на демонстрантов вместе с самолетом…. Ну такой бред сивой кобылы… Такой сюжетный ход тупо высосан из пальца чисто ради большей зрелищности.
Просто переехать мальчика катком на тихой улице не так эпично.

Финал очень неудачный. Такое ощущение, что Кинга закоротило и он никак не мог поставить точку в нужный момент. А момент был тогда, когда герои провели вместе первую ночь.
Все. Дальше уже какая-то чепуха пошла, которая лишний раз подтверждает ощущение затянутости повествования.

О героях… В принципе, Ральф удался. В лучших традициях кинговских персонажей. Но это и все.
Сверхъестественные существа получились блеклыми и не убедительными. Вся мистическая составляющая сюжета вообще — вышла очень корявой.
Женские персонажи не получились вообще.
Луиза откровенно раздражала вплоть до самого конца, потому что больше похожа на бесполезный довесок, чем на значимую фигуру сюжета.

Эд Диппо — и вовсе что-то невнятное, что Кинг так и не сумел довести до ума.

Однозначно роман писался на фоне какого-то личностного кризиса.