Белая лента что значит. Что такое движение «Белая лента

Ч УПЧТЕНЕООПК тПУУЙЙ, ЙЪОЩЧБАЭЕК РПД ЗОЕФПН ТЕЦЙНБ рХФЙОБ, ФЕТНЙО "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" ЙНЕЕФ ЧРПМОЕ УЕВЕ ПРТЕДЕМЕООПЕ ЪОБЮЕОЙЕ:

"вЕМПМЕОФПЮОЙЛ.
нПЦЕФ ВЩФШ МАВПЗП РПМБ. лБЛ РТБЧЙМП, БФЕЙУФЙЮЕО, БЗОПУФЙЮЕО МЙВП УЮЙФБЕФ УЕВС РТЙЧЕТЦЕОГЕН НПДОПК БЪЙБФУЛПК ТЕМЙЗЙЙ, ЗДЕ НПЦОП ДПУФЙЮШ РТПУЧЕФМЕОЙС, ЪБОЙНБСУШ РТБЧЙМШОЩН ДЩИБОЙЕН.
уХЗХВЩК БОФЙРХФЙОЕГ. оЕОБЧЙДЙФ рХФЙОБ Й ЗПФПЧ ВПТПФШУС У ФЙТБОПН ДП РПУМЕДОЕЗП ЪОБЛБ РТЕРЙОБОЙС Ч ФЧЙФФЕТЕ, цц Й ЖЕКУВХЛЕ, Ф.Л. РПД ЬФХ ЪБДБЮХ Й ВЩМ ЧЪТБЭЈО. пУФБЧЫЙЕУС 10% ОЕОБЧЙУФЙ РПУЧСФЙМ еДтХ a.k.a. рцЙч. хВЕЦДЈО, ЮФП Ч ДТХЗЙИ РБТФЙСИ ЛТЙУФБМШОП ЮЕУФОЩЕ МАДЙ. оХ, ФПМШЛП ЕУМЙ ПОЙ ОЕ РТЙЫМЙ ФХДБ ЙЪ рцЙч.
дЙБМЕЛФЙЮЕО Й РБТБДПЛУБМЕО.
нПЦЕФ ЙУЛТЕООЕ ОЕОБЧЙДЕФШ тПУУЙА Й РТЙ ЬФПН ЗЕОЕТЙТПЧБФШ ФЕТБВБКФЩ РМБОПЧ РП ЕЈ УРБУЕОЙА. ч УХИПН ПУФБФЛЕ РМБОЩ УЧПДСФУС Л ФПНХ, ЮФП ОХЦОП УЛЙОХФШ рХФЙОБ. пЗПМФЕМЩЕ РТЕДУФБЧЙФЕМЙ ВЕМПМЕОФПЮОЙЛПЧ ДБМШЫЕ ЬФПЗП ОЕ ЙДХФ Й РПМБЗБАФ, ЮФП ЧУЈ ПВТБЪХЕФУС УБНП УПВПК. вПМЕЕ ПДБТЈООЩЕ ЙОФЕММЕЛФПН ЧЙДСФ УРБУЕОЙЕ Ч РТПЧЕДЕОЙЙ ЧУЕОБТПДОЩИ ЧЩВПТПЧ. рТЙ ЬФПН ОЕ РПДЧЕТЗБЕФУС УПНОЕОЙА ФП, ЮФП РПВЕДСФ ОБ ОЙИ ЛТЙУФБМШОП ЮЕУФОЩЕ МАДЙ. пДОПЧТЕНЕООП Ч УПЪОБОЙЙ ВЕМПМЕОФПЮОЙЛБ НПЦЕФ ЧРПМОЕ ХЧЕТЕООП ЗПУРПДУФЧПЧБФШ ХВЕЦДЕОЙЕ Ч ФПН, ЮФП тПУУЙА ОБУЕМСАФ ВЩДМП, БОЮПХУЩ Й РТПЮЙЕ ХОФЕТНЕОЫЙ, ОЕДПУФПКОЩЕ ОЕ ФПМШЛП ДЕНПЛТБФЙЙ Й РТБЧ ЮЕМПЧЕЛБ, ОП РПТПК Й ЦЙЪОЙ.
вЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ ЧУФТЕЮБАФУС УТЕДЙ ТБЪОЩИ УМПЈЧ ОБУЕМЕОЙС.
еУМЙ ВЕМПМЕОФПЮОЙЛ ЕЪДЙФ ОБ БЧФПНПВЙМЕ УФПЙНПУФШ ЛБЛ ЛЧБТФЙТБ Ч ъБНЛБДШЕ, ФП ЬФП ЧПРТЕЛЙ рХФЙОХ. еУМЙ ВЕМПМЕОФПЮОЙЛ ОЕ ФБЛ ВПЗБФ, ОП, ТБВПФБС Ч нПУЛЧЕ РПНПЭОЙЛПН НЕОЕДЦЕТБ РП БЛФХБМЙЪБГЙЙ ЛПТРПТБФЙЧОЩИ РБТБДЙЗН ФЙНВЙМДЙОЗБ, ОБЛПРЙМ ИПФС ВЩ ОБ бКЖПО, ФП ФБЛЦЕ ХЧЕТЕО, ЮФП УДЕМБМ ЬФП ЧПРТЕЛЙ МЙЮОП рХФЙОХ" (У) ОЕ НПЕ

П, ХЪОБЧБЕНЩЕ ЫХФЛЙ ЙЪ МБЛЕКУЛПК)))

УФТБФЕЗЙС Х ЧБУ ЧУЕЗДБ ПДОБ Й ФБ ЦЕ - БОПОЙНОП ОБЛЙДБФШ ЛБЛЙИ-ФП "АНПТОЩИ" ЮХЦЙИ ПРТЕДЕМЕОЙК (ДЕУЛБФШ ФБЛ НЩУМСФ ХУРЕЫОЩЕ МАДЙ), ЙВП УПВУФЧЕООПК РПЪЙГЙЙ, ПВПУОПЧЩЧБАЭЕК ОЕПВИПДЙНПУФШ ПИБЙЧБФШ ЧУЕИ РТПФЙЧОЙЛПЧ РХФЙОЙЪНБ, ОЕФ Й ВЩФШ ОЕ НПЦЕФ.

ЧЩ ХЦ ЙЪЧЙОЙФЕ, ОП ЛБЛ-ФП ЧУЈ ПРСФШ ОБ БЗЙФЛЙ Й ЫФБНРЩ УЛБФЙМПУШ, ОБНЕЫБООЩИ Ч ПДОХ ЛХЮХ. дБ, Л ФПНХ ЦЕ ЕЭЈ ОЕ ЧБЫЙИ.
оХ ЧПФ ОЙЛБЛ ОЕ РПМХЮБЕФУС Х ЧБУ Й ЧБЫЙИ ЛПММЕЗ УРПЛПКОП Й ТБЪХНОП ПВЯСУОЙФШ УНЩУМ ХРПФТЕВМСЕНЩИ ЧБНЙ ЦЕ ФЕТНЙОПЧ. й С РПДПЪТЕЧБА, РПЮЕНХ.
б ЧПРТПУ ФБЛ Й ПУФБМУС ПФЛТЩФЩН. фБЛ ЛФП ЦЕ ЬФП ФБЛЙЕ, ЛПЧБТОЩЕ ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ? нПЦЕФ ЛФП-ФП ДБФШ НБМП-НБМШУЛЙ ТБЪХНОПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ. б ФП, РПМХЮБЕФУС, ФХФ ОБТПД ВПТЕФУС У РТЕДУФБЧЙФЕМСНЙ "бМШСОУБ ВЕМПК МЕОФПЮЛЙ ЪБ ВЕЪПРБУОПЕ НБФЕТЙОУФЧП". б Л ОЕНХ-ФП ХЦ ЧТПДЕ ЛБЛЙЕ НПЗХФ ВЩФШ РТЕФЕОЪЙЙ?)))

С РТЕЛТБУОП РПОЙНБА, ЮФП чЩ ЧОЕЪБРОП ЧППВТБЪЙМЙ УЕВС ОЕРТЕЧЪПКДЕООЩН ФТПММЕН Й ТЕЫЙМЙ ВМЕУОХФШ УЧПЙНЙ, ЛБЛ чБН ЛБЦЕФУС, ЙОФЕММЕЛФХБМШОЩНЙ ДЙУЛХУУЙПООЩНЙ УРПУПВОПУФСНЙ.
уНЕА ЪБНЕФЙФШ, ЮФП ФБЛФЙЛБ, ЧЪСФБС чБНЙ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ, ОБУФПМШЛП ЧЕФИПЪБЧЕФОБС Й ЙЪВЙФБС, ЮФП ДБЦЕ УНЕИБ ОЕ ЧЩЪЩЧБЕФ.
чБН ВЩ ЧЕМЕТЕЮЙЧПУФЙ РПХНЕОШЫЙФШ, ДБ АНПТХ РТЙВБЧЙФШ. чПЪНПЦОП ФПЗДБ ВЩ ЛФП-ОЙВХДШ Й ЧПУРТЙОСМ ЧУЕТШЕЪ ЧБЫЕ "ОЕДПРПОЙНБОЙЕ"

С УЕВС ОЙЛЕН ОЕ ЧППВТБЦБМ. й ФТПММЙФШ, ЛБЛ ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ, ОЙЛПЗП ОЕ УПВЙТБАУШ. еУМЙ ЧЩ ЮЙФБМЙ НПК УФБТФПЧЩК РПУФ, ФП ФБН ЧУЈ СУОП Й РПОСФОП ЙЪМПЦЕОП. й НПФЙЧЩ ДБООПЗП ЧПРТПУБ, Й НПЙ РТЙОГЙРЩ Ч ПФОПЫЕОЙЙ ДЙУЛХУУЙК Й УРПТПЧ. (лПФПТЩЕ С ЕЭЈ, ЛУФБФЙ, Ч ОБЮБМЕ ОБЫЕЗП У ЧБНЙ ПВЭЕОЙС ЙЪМБЗБМ). еУМЙ ЧЩ ЙУЛТЕООЕ ХВЕЦДЕОЩ ЧП ЧУЈН ОБРЙУБООПН ЧБНЙ ОБ ЖПТХНЕ, ЪБСЧМСЕФЕ ЬФП, ЛБЛ УЧПА ПУПЪОБООХА РПЪЙГЙА, ФП РПЮЕНХ ВЩ ЧБН ОЕ ТБЪЯСУОЙФШ ЧБЫЕ РПОЙНБОЙС ФЕТНЙОБ "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ", ЛПФПТЩК ЧЩ ЦЕ ХРПФТЕВМСЕФЕ ЮЕТЕЪ ТБЪ?
б ФП УФТБООБС ЧЕЭШ РПМХЮБЕФУС. лБЛ ОБЧЕЫЙЧБФШ СТМЩЛЙ - ЬФП РПЦБМХКУФБ: ЬФПФ "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛ", Й ФПФ "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛ". б ЛБЛ УРТПУЙЫШ, ЗПУРПДБ, ЕУМЙ ХЦ ЛЙДБЕФЕУШ СТМЩЛБНЙ, ОЕМШЪС МЙ ДБФШ ЛБЛПЕ-ФП ЧОСФОПЕ Й МБЛПОЙЮОПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ: ЛФП ПОЙ ФБЛЙЕ, РП ЧБЫЕНХ? фХФ ЦЕ ЛБЛ РХЗМЙЧЩЕ ЧПТПОЩ - РП ЛХУФБН.

ТБОШЫЕ ПОЙ ОБЪЩЧБМЙУШ "ДЙУУЙДЕОФЩ". пРРПЪЙГЙС Л МАВЩН ДЕКУФЧЙСН МАВПК ТПУУЙКУЛПК ЧМБУФЙ. уПЮЕФБАФ РТЙ ЬФПН МАВПЧШ Л МАВЩН ДЕКУФЧЙСН МАВПК ДТХЗПК ЧМБУФЙ (РПФПНХ ЛБЛ ПОБ ЙИ ОЕ ЛБУБЕФУС) :)) дМС ОЙИ БРТЙПТЙ, ЧУЈ ЮФП УДЕМБЕФ фЕНОЕКЫЙК - ОЕРТБЧЙМШОП Й ПЫЙВПЮОП, уЧЕФМЕКЫЙК - ИПТПЫП Й ТХЛПРПЦБФОП.

ПВОБТХЦЙЧ, ЮФП ВЕМЩЕ МЕОФЩ ЪБНЕЮЕОЩ фЕНОЕКЫЙН, Й ОЕЗБФЙЧОП ПРПЪОБОЩ ЛБЛ ЛПОФТБГЕРФЙЧЩ, ДЙУУЙДЕОФЩ РПДИЧБФЙМЙ ЬФПФ УЙНЧПМ, ЛБЛ Й НОПЗЙЕ ДТХЗЙЕ. "сЗТХЪЙО" ЧП ЧТЕНС ЗТХЪЙОУЛПК ЛБНРБОЙЙ Й Ф.Д. чНЕУФЕ У ЬФЙН, УПЧТЕНЕООЩК ДЙУУЙДЕОФ ЙЪТСДОП ФТХУПЧБФ, Й ОЕУНПФТС ОБ УТБЧОЕОЙС тЕЦЩНБ У ЖБЫЙУФУЛЙН ОБ ЪОБЮЛЙ "СВБОДЕТБ", ЙМЙ ЦПМФЩЕ ЪЧЈЪДЩ, ЛПЙ НОПЗЙЕ ЙЪ ОЙИ ЧРПМОЕ УЕВЕ ЪБУМХЦЙЧБАФ - ОЕ ЗПФПЧ.

ХЦЕ ЛБЛ-ФП ВПМЕЕ РПОСФОП УФБМП, ЕУМЙ ВЩ ЕЭЈ ВЕЪ ЧФПТПЗП БВЪБГБ. чЙДЙНП ОЕ ХДЕТЦБМЙУШ.
рП РПЧПДХ "ФХРЩИ ЕДТПВПФПЧ" Й "ДХТБЛПЧ" С ЧПЪДЕТЦХУШ ПФ ЛПННЕОФБТЙЕЧ. ъБНЕЮХ ФПМШЛП, ЮФП ЕУМЙ ЮЕМПЧЕЛ, ТБЪЧЕЫЙЧБС ДТХЗЙН СТМЩЛЙ, ОЕ НПЦЕФ ДБФШ РТПУФПЗП, ЧОСФОПЗП ПВЯСУОЕОЙС, ЛПЗП ПО РПД ЬФЙН ЙНЕЕФ Ч ЧЙДХ, ФП ЬФП, ЛБЛ НЙОЙНХН, УФТБООП. хЦ ЕУМЙ ЮЕЗП ОЕ ЪОБЕЫШ, ОЕ РПОЙНБЕЫШ ЙМЙ ОЕ НПЦЕЫШ ПВЯСУОЙФШ - ОЕ ЗПЧПТЙ. ъБ СЪЩЛ ОЙЛФП ОЕ ФСОЕФ.
юФП ЛБУБЕФУС "ДЙУУЙДЕОФПЧ", ФП ЕУМЙ ЧЩ УТБЧОЙЧБЕФЕ "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛПЧ" У ОЙНЙ, УПЧЕФУЛЙНЙ ДЙУУЙДЕОФБНЙ, ФП, ЙУИПДС ЙЪ ЛМБУУЙЮЕУЛПЗП РПОЙНБОЙС, ЬФП МАДЙ ПРРПОЙТХАЭЙЕ ДЕКУФЧХАЭЕК ЧМБУФЙ, ОЕОБУЙМШУФЧЕООЩН, ЪБЛПООЩН (ОБ ДБООЩК НПНЕОФ) РХФЈН. лБЛ РТБЧЙМП ФБЛЙЕ МАДЙ РТПФЙЧПУФПСФ БЧФПТЙФБТОЩН ТЕЦЙНБН.
юФП ЦЕ, ОЕ ЧЙЦХ Ч ЬФПН ОЙЮЕЗП РМПИПЗП. х МАВПК ЧМБУФЙ дпмцоб ВЩФШ ПРРПЪЙГЙС(РП ЧБЫЕНХ "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ"?) , ЙОБЮЕ ПОБ РТЕЧТБЭБЕФУС Ч ДЙЛФБФХТХ. рПМХЮБЕФУС, ЮФП, ОБРТЙНЕТ, ФЕ ЦЕ ЛПННХОЙУФЩ ЙМЙ цЙТЙОПЧУЛЙК ФП ЦЕ "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ", РПЛБ УБНЙ Л ЧМБУФЙ ОЕ РТЙДХФ. рП РПЧПДХ ЧФПТПК ЮБУФЙ, У "МАВПК ДТХЗПК ЧМБУФША" ЧППВЭЕ ОЕ РПОСФОП. лБЛБС ДТХЗБС? оХ Б У "МАВЩНЙ ДЕКУФЧЙСНЙ" Ч ПВЕ УФПТПОЩ ЬФП РТПУФП РЕТЕВПТ. фБЛПЗП ОЕ ВЩЧБЕФ, РП ПРТЕДЕМЕОЙА (йДЕБМШОПЗП Ч РТЙТПДЕ ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ).
рП УХФЙ, ЕУМЙ ХВТБФШ ЙЪ ЧБЫЕЗП ПВЯСУОЕОЙС ОЕЛПФПТЩЕ ПЮЕЧЙДОЩЕ ОЕУХТБЪЙГЩ, ФП ФЕТНЙО "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" Ч ЧБЫЕН РПОЙНБОЙЙ - УЙОПОЙН ФЕТНЙОБ "ПРРПЪЙГЙС ДЕКУФЧХАЭЕК ЧМБУФЙ".

Б ЧПФ ОЕ ОБДП ХВЙТБФШ БВЪБГЩ Й РПДЗПОСФШ. б ЕУМЙ ЕЭЕ РПДТЙИФПЧБФШ, ФП ЧЩСУОЙФУС, ЮФП "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" РТПУФП - МАДЙ. вМЕУФСЭБС МПЗЙЛБ Ч ДХИЕ "НБНБ, ПО НЕОС УХЛПК ОБЪЧБМ".

ХЧЩ, "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" ОЕ РТПУФП "ПРРПЪЙГЙС", ЙНЕАЭБС УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ТБЪЧЙФЙЙ тПУУЙЙ. лМАЮЕЧПК НПНЕОФ ЙНЕООП ЬФПФ, УПЧЕУФМЙЧП Й ТХЛПРПЦБФОП Й "РТБЧЙМШОП" Ч ЙИ РТЕДУФБЧМЕОЙЙ ЙНЕООП ФП, ЮФП ПДПВТЕОП зПУДЕРПН.

ЦЙТЙОПЧУЛЙК Й ЛПННХОЙУФЩ ЬФП РТПУФП ПРРПЪЙГЙС.

С ОЙЮЕЗП ОЕ РПДЗПОСА, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ЧБУ. рТПУФП ЧЩТБЦБКФЕ ЮЈФЮЕ ЧБЫХ НЩУМШ.
йФБЛ, ОБУЛПМШЛП С ФЕРЕТШ РПОСМ ЙЪ РПСУОЕОЙК, Ч ЧБЫЕН РПОЙНБОЙЙ
"вЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" - ЬФП МАДЙ ПРРПЪЙГЙПООП ОБУФТПЕООЩЕ Л ДЕКУФЧХАЭЕК ЧМБУФЙ, ЙНЕАЭЙЕ УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ТБЪЧЙФЙЙ тПУУЙЙ Й ДЕКУФЧХАЭЙЕ УФТПЗП(!!!) РП ХЛБЪБОЙА РТБЧЙФЕМШУФЧБ ЙОПЗП ЗПУХДБТУФЧБ (ЙМЙ ФПМШЛП уыб, ХФПЮОЙФЕ).

ЧУЈ РТЕДЕМШОП РТПУФП Й РПОСФОП. пДОБЛП ЧЩ ХРПТОП ЛПОУФТХЙТХЕФЕ ЧОХФТЕООЕ РТПФЙЧПТЕЮЙЧЩК БТЗХНЕОФ, Б ФБЛЦЕ ОЕЛПТТЕЛФОПЕ ПВПВЭЕОЙЕ. ъБФЕН РТЙРЙУЩЧБЕФЕ ПРРПОЕОФХ, ЧЙДЙНП ДМС РПУМЕДХАЭЕЗП ЕЗП ХУРЕЫОПЗП ТБЪПВМБЮЕОЙС.

"вЕМПМЕОФПЮОЙЛ" ЬФП ДЙУУЙДЕОФ РП ЖПТНЕ, ПДОБЛП РП УПДЕТЦБОЙА ЕЗП ХВЕЦДЕОЙС РП ВПМШЫЕК ЮБУФЙ УПЧРБДБАФ У ПЖЙГЙБМШОПК ФПЮЛПК ЪТЕОЙС, ПЪЧХЮЙЧБЕНПК зПУДЕРПН уыб.

РТПУФПК Й РПЛБЪБФЕМШОЩК РТЙНЕТ. "уЖЕТЙЮЕУЛЙК, Ч ЧБЛХХНЕ" МЙВЕТБМ, ЙОФЕММЙЗЕОФ Й ДЙУУЙДЕОФ, ЛБЛ РТБЧЙМП ПУХЦДБЕФ МАВЩЕ ОБУЙМШУФЧЕООЩЕ ДЕКУФЧЙС "ЧМБУФЕК" ОБРТБЧМЕООЩЕ ОБ РПДБЧМЕОЙЕ УЕРБТБФЙЪНБ ЙМЙ РПРЩФПЛ "ОБТПДБ" ЪБИЧБФЙФШ ЧМБУФШ.

УН. РПЪЙГЙА м.фПМУФПЗП, ЙОФЕММЙЗЕОГЙЙ Ч ЗПДЩ ТЕЧПМАГЙЙ Й РТПЮЕЕ Й РТПЮЕЕ.

ЬФПНХ ЧРПМОЕ УППФЧЕФУФЧХЕФ МЕЧБГЛПЕ ПДПВТЕОЙЕ ЧЩУФХРМЕОЙК РТПФЙЧ злюр Ч 91 ЗПДХ, ПУХЦДЕОЙЕ ДЕКУФЧЙК ЖЕДЕТБМШОЩИ ЧПКУЛ Ч юЕЮОЕ Й ПУХЦДЕОЙЕ УЙМПЧЩИ ДЕКУФЧЙК сОХЛПЧЙЮБ Ч лЙЕЧЕ, бУБДБ Ч уЙТЙЙ Й РТПЮЕЕ..

ПУХЦДЕОЙЕ ЦЕ УЙМПЧЩИ ДЕКУФЧЙК ЛЙЕЧУЛЙИ ЧМБУФЕК Ч пДЕУУЕ, дПОВБУУЕ ЧУФТЕЮБЕФУС Х ЙОФЕММЙЗЕОФПЧ, ПДОБЛП Х РТЕДУФБЧЙФЕМЕК "ВЕМПМЕОФПЮОЩИ" - ПУХЦДЕОЙС ОЕ ЧУФТЕЮБЕФ. фБЛ ЦЕ ЙНЙ ПУХЦДБЕФУС ЦЕМБОЙЕ лТЩНБ ПФУПЕДЙОЙФШУС ПФ хЛТБЙОЩ, ПФЛХДБ ЬФБ УЧСФПУФШ ВПМШЫЕЧЙУФЛЙИ ЗТБОЙГ, ОЕ ЪОБА.

Ч РТЕУУЕ - ОЕ ЪБЖЙЛУЙТПЧБОП. оЙ ОБ дП//ДЕ, ОЕ ОБ ьИЕ, ОЙ Х нБЛБТЕЧЙЮБ. оЙЛБЛЙИ ЛПНЙФЕФПЧ ТПУУЙКУЛП-ДПОЕГЛПК ДТХЦВЩ ЛХТЮБЧП-ЛБТФБЧЩЕ ОЕ ПТЗБОЙЪХАФ.

ФБЛ ЮФП "ВЕМПМЕОФПЮОЩК" ЬФП ОЕ РТПУФП "ПРРПЪЙГЙС", ЬФП ПРРПЪЙГЙС, МПСМШОБС уыб. дМС ОЕЈ ИПТПЫП ФП, ЮФП ИПТПЫП ДМС уыб.

Б ДБЧБКФЕ ВЕЪ ТБУФЕЛБОЙС "НЩУМША РП ДТЕЧХ". с ЙУИПЦХ УФТПЗП ЙЪ ЧБЫЙИ УМПЧ:
" хЧЩ, "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" ОЕ РТПУФП "ПРРПЪЙГЙС", ЙНЕАЭБС УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ТБЪЧЙФЙЙ тПУУЙЙ. лМАЮЕЧПК НПНЕОФ.... "РТБЧЙМШОП" Ч ЙИ РТЕДУФБЧМЕОЙЙ ЙНЕООП ФП, ЮФП ПДПВТЕОП зПУДЕРПН." лПОЕГ ЧБЫЕК ГЙФБФЩ.

ЮФП Ч РТЙЧЕДЈООПН НОПК ПРТЕДЕМЕОЙЙ ОЕ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЧБЫЕК ГЙФБФЕ?
чЩ ИПФЙФЕ УНСЗЮЙФШ ЖПТНХМЙТПЧЛХ У "ХЛБЪБОЙС" ОБ "МПСМШОПУФШ"?
"фБЛ ЮФП "ВЕМПМЕОФПЮОЩК" ЬФП ОЕ РТПУФП "ПРРПЪЙГЙС", ЬФП ПРРПЪЙГЙС, МПСМШОБС уыб. дМС ОЕЈ ИПТПЫП ФП, ЮФП ИПТПЫП ДМС уыб."

Пл! дБЧБКФЕ РПДЛПТТЕЛФЙТХЕН.

ЧБТЙБОФ 1.
"вЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" - ЬФП МАДЙ ПРРПЪЙГЙПООП ОБУФТПЕООЩЕ Л ДЕКУФЧХАЭЕК ЧМБУФЙ, ЙНЕАЭЙЕ УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ТБЪЧЙФЙЙ тПУУЙЙ Й ДЕКУФЧХАЭЙЕ УФТПЗП(!!!) РП ХЛБЪБОЙА РТБЧЙФЕМШУФЧБ уыб.

ЧБТЙБОФ 2.
"вЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" - ЬФП МАДЙ ПРРПЪЙГЙПООП ОБУФТПЕООЩЕ Л ДЕКУФЧХАЭЕК ЧМБУФЙ, ЙНЕАЭЙЕ УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ТБЪЧЙФЙЙ тПУУЙЙ Й ДЕКУФЧХАЭЙЕ ФПМШЛП(!!!) ЙУИПДС ЙЪ МПСМШОПУФЙ Л РТБЧЙФЕМШУФЧХ уыб.

ЮФП ОЕ ФБЛ, РПРТБЧШФЕ. зДЕ С ЮФП-ФП "ЛПОУФТХЙТХА" "ПВПВЭБА" ЙМЙ "РТЙРЙУЩЧБА" ЧБН, ЮЕЗП ЧЩ ОЕ ЗПЧПТЙМЙ?

РПДПЪТЕЧБЕФЕ, ФБЛ УЛБЦЙФЕ РПЮЕНХ, ОЕ ФПНЙФЕ ФХРЩИ ЕДТПВПФПЧ.
рПЛБ ЧЙДОБ РПРЩФЛБ "ДЙУЛХУУЙЙ" Ч МХЮЫЙИ ДЕНБЗПЗЙЮЕУЛЙИ ФТБДЙГЙСИ, "ПРТЕДЕМЕОЙС ДПМЦОЩ ВЩФШ ЮЈФЛЙНЙ, УЧЕЦЙНЙ, "УЧПЙНЙ" - ЧЙДЙНП РТПРХЭЕООЩНЙ ЮЕТЕЪ УЕВС РП УЙУФЕНЕ уФБОЙУМБЧУЛПЗП" Й Ф.Д. Й Ф.Р.

ЕУМЙ ТЕЪАНЙТПЧБФШ УХФШ ЧБЫЙИ РТЕФЕОЪЙК, ФП ПОБ УЧПДЙФУС Л РТПУФПНХ ЧВТПУХ "ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ П ФПН, ЮФП ОЕ ЪОБЕФЕ, Б РПФПНХ ДХТБЛЙ". оБ ЮФП ПЦЙДБЕФУС МЕУ ТХЛ - "С ЪОБА", "С ОЕ ДХТБЛ", Й Ф.Д. Й Ф.Р.

ПВ ЬФПН С РЙУБМ ЮХФШ ТБОЕЕ.

ЗПУРПДЙО нБМШВПТП. чЩ УПЗМБУОЩ У ЧБЫЙН ЛПММЕЗПК, жМЙРРЕТПН, Ч ЕЗП ЙФПЗПЧПН ПРТЕДЕМЕОЙЙ "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛПЧ"?

"вЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" - ЬФП МАДЙ ПРРПЪЙГЙПООП ОБУФТПЕООЩЕ Л ДЕКУФЧХАЭЕК ЧМБУФЙ, ЙНЕАЭЙЕ УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ТБЪЧЙФЙЙ тПУУЙЙ Й ДЕКУФЧХАЭЙЕ УФТПЗП(!!!) РП ХЛБЪБОЙА РТБЧЙФЕМШУФЧБ ЙОПЗП ЗПУХДБТУФЧБ (ЙМЙ ФПМШЛП уыб, ХФПЮОЙФЕ)."

ЪБЮЕН ЧЩ РТЙРЙУЩЧБЕФЕ жМЙРРЕТХ УМПЧБ, ЛПФПТЩЕ ПО ОЕ РТПЙЪОПУЙМ?
юФП ЬФП ЪБ НБОЕТБ ЙОФЕТРТЕФЙТПЧБФШ ЮХЦЙЕ УМПЧБ Ч УЧПА ХЗПДХ, ДБ ЕЭЕ Й ХЛТБЫБФШ ЬФЙ ЙОУЙОХБГЙЙ ЛБЧЩЮЛБНЙ?
рТЙЕНЮЙЛ РПДМЕОШЛЙК.
оП ОЕ УХФШ.
чЩ ЮЕЗП УЧПЕК ФЕНПК ДПВЙФШУС-ФП ИПФЙФЕ?
тБЪЧЕОЮБОЙС ПРРПОЙТХАЭЙИ ВЕМПМЕОФПЮОЙЛБН "ЧБФОЙЛПЧ", "ТБВПЧ" Й "ФЙФХЫЕЛ"? оХ, ФБЛ ЧБН ЬФП ОЕ ХДБУФУС.
дПВЙФШУС СЛПВЩ ЙУФЙООПК ЖПТНХМЙТПЧПЛ? й ЬФП ОЕ РПМХЮЙФУС.
чУЕ РТЕЛТБУОП РПОЙНБАФ, ЛФП ФБЛЙЕ ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ Й ЮФП ПОЙ ЙЪ УЕВС РТЕДУФБЧМСАФ. х ЛБЦДПЗП УЧПК ОБВПТ УМПЧ Й ПРТЕДЕМЕОЙК ДМС ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ЬФПК РПРХМСГЙЙ. лБЮЕУФЧЕООБС УПУФБЧМСАЭБС ЬФЙИ ДЕСФЕМЕК ПФ ЬФПЗП ОЕ ЙЪНЕОЙФУС.

ОХ ЛБЛ ЪБЮЕН, РТЙРЙУЩЧБОЙЕ БВУХТДОЩИ, ЧОХФТЕООЕ РТПФЙЧПТЕЮЙЧЩИ ПРТЕДЕМЕОЙК ПРРПОЕОФХ, У ЙИ РПУМЕДХАЭЙН ХУРЕЫОЩН ТБЪПВМБЮЕОЙЕН.

3.1. дЙУЛТЕДЙФБГЙС ФЕЪЙУБ
рТЙЕНЩ ЬФПК ЗТХРРЩ ЙНЕАФ ГЕМШ "ДПЛБЪБФШ", ЮФП ФЕЪЙУ РМПИ, ЧНЕУФП
ФПЗП, ЮФПВЩ ТБЪВЙТБФШ, ЙУФЙОЕО ПО ЙМЙ МПЦЕО. дБМЕЕ ДЕНБЗПЗ НПЦЕФ МЙВП
УПЧЕТЫБФШ РПДНЕОХ "ЕУМЙ ФЕЪЙУ РМПИ, ЪОБЮЙФ, ПО МПЦЕО", МЙВП ПФУФБЙЧБФШ
РПЪЙГЙА "ДБЦЕ ЕУМЙ ФЕЪЙУ ЙУФЙОЕО, ПО РМПИ, Б ЪОБЮЙФ, ОЕРТЙЕНМЕН" (ОБ
РПУМЕДОЕН ГЕМЙЛПН РПУФТПЕОП ФБЛПЕ СЧМЕОЙЕ, ЛБЛ "РПМЙФЛПТТЕЛФОПУФШ").

3.1.1. рТСНБС ДЙУЛТЕДЙФБГЙС ФЕЪЙУБ
рТСНБС ДЙУЛТЕДЙФБГЙС ФЕЪЙУБ ДБЦЕ ОЕ УПДЕТЦЙФ РПРЩФПЛ
ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ, Б РТСНП ДЕЛМБТЙТХЕФ ОЕЗПДОПУФШ ФЕЪЙУБ. дМС ЬФПЗП
ЙУРПМШЪХАФУС ЗПМПУМПЧОЩЕ ХФЧЕТЦДЕОЙС ФЙРБ "ЬФП ЮХЫШ!", "РПМОБС
ОЕМЕРПУФШ", "ХФЧЕТЦДЕОЙС ПРРПОЕОФБ РПЧЕТИОПУФОЩ Й ОЕРТПДХНБОЩ" Й Ф.Д. Й
Ф.Р.

ГЙФЙТХА жМЙРРЕТБ:
" хЧЩ, "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" ОЕ РТПУФП "ПРРПЪЙГЙС", ЙНЕАЭБС УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ТБЪЧЙФЙЙ тПУУЙЙ. лМАЮЕЧПК НПНЕОФ.... "РТБЧЙМШОП" Ч ЙИ РТЕДУФБЧМЕОЙЙ ЙНЕООП ФП, ЮФП ПДПВТЕОП зПУДЕРПН." лПОЕГ ГЙФБФЩ.
юФП С ЕНХ РТЙРЙУБМ, РПЛБЦЙФЕ. зДЕ С ЕЗП ОЕРТБЧЙМШОП ЙОФЕТРТЕФЙТПЧБМ?
уЧПЕК ФЕНПК С ИПЮХ ЧУЕЗП МЙЫШ ХУМЩЫБФШ РТПУФПЕ Й ЧОСФОПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ФПЗП, ЛФП ФБЛЙЕ "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ". ч РПОЙНБОЙЙ ФЕИ МАДЕК, ЛФП РПУФПСООП ХРПФТЕВМСЕФ ЬФПФ ФЕТНЙО Ч ДЙУЛХУУЙСИ.

С ОЕ РПКНХ, ЧЩ ЙЪДЕЧБЕФЕУШ ЮФП МЙ?

ЧПФ ГЙФБФБ жМЙРРЕТБ:
" хЧЩ, "ВЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" ОЕ РТПУФП "ПРРПЪЙГЙС", ЙНЕАЭБС УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ТБЪЧЙФЙЙ тПУУЙЙ. лМАЮЕЧПК НПНЕОФ.... "РТБЧЙМШОП" Ч ЙИ РТЕДУФБЧМЕОЙЙ ЙНЕООП ФП, ЮФП ПДПВТЕОП зПУДЕРПН" (У)

ЧПФ ЧБЫБ:
"вЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" - ЬФП МАДЙ ПРРПЪЙГЙПООП ОБУФТПЕООЩЕ Л ДЕКУФЧХАЭЕК ЧМБУФЙ, ЙНЕАЭЙЕ УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ТБЪЧЙФЙЙ тПУУЙЙ Й ДЕКУФЧХАЭЙЕ УФТПЗП(!!!) РП ХЛБЪБОЙА РТБЧЙФЕМШУФЧБ ЙОПЗП ЗПУХДБТУФЧБ (ЙМЙ ФПМШЛП уыб, ХФПЮОЙФЕ)" (У)

РТСНП-ФБЛЙ ОЕФ ОЙЛБЛПК ТБЪОЙГЩ??
оБМЙГП - РПДНЕОБ ПРТЕДЕМЕОЙС Й РПУМЕДХАЭБС ЧУМЕД ЪБ ЬФЙН ДЕНБЗПЗЙС. чБУ ЗДЕ ТЙФПТЙЛЕ ХЮЙМЙ? оБДЕАУШ, ОЕ Ч чры?

Пл!
дБЧБКФЕ УЛПТТЕЛФЙТХЕН, ЕУМЙ ЧЩ УЮЙФБЕФЕ, ЮФП ЙУЛБЪЙМУС УНЩУМ.
йФБЛ
"вЕМПМЕОФПЮОЙЛЙ" - ЬФП МАДЙ ПРРПЪЙГЙПООП ОБУФТПЕООЩЕ Л ДЕКУФЧХАЭЕК ЧМБУФЙ, ЙНЕАЭЙЕ ОЕ ФПМШЛП УПВУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ТБЪЧЙФЙЙ тПУУЙЙ, ОП Й УЮЙФБАЭЙЕ РТБЧЙМШОЩН ФПМШЛП(!!!) ФП, ЮФП ПДПВТЕОП РТБЧЙФЕМШУФЧПН уыб.
оЕНОПЗП ЛПТСЧП Й ТБУРМЩЧЮБФП, ОЕЦЕМЙ ЮЕН ВЩМП, ОП УЕКЮБУ-ФП ПДЙО Ч ПДЙО?
фБЛПК ЧБТЙБОФ ЧБУ ХУФТПЙФ?
нПЦЕФ ВЩФШ РТПУФП ОБРЙЫЙФЕ УЧПК ЧБТЙБОФ? еУМЙ ОЕ УМПЦОП.

Mike69 РЙУБМ(Б)
ЕУМЙ ЧЩ УЮЙФБЕФЕ, ЮФП ЙУЛБЪЙМУС УНЩУМ.


б ЧЩ УЮЙФБЕФЕ, ЮФП ОЕФ?
пЮЕОШ НЙМП. лБЛ ТБЪ Ч ВЕМПМЕОФПЮОПН ДХИЕ.

ОЕФ, РТЙЧЕДЕООЩК ЧБНЙ ЧБТЙБОФ НЕОС ОЕ ХУФТБЙЧБЕФ, Ф.Л. ОЕ ПФТБЦБЕФ ЧУА ЗМХВЙОХ РЕТЕЦЙЧБОЙК ВЕМПМЕОФПЮОЩИ БЛФЙЧЙУФПЧ ЪБ УХДШВХ тПУУЙЙ. оЕ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ НПФЙЧЙТПЧБООПУФШ ЙИ РПУФХРЛПЧ, Б ЗМБЧОПЕ - НЕФПДЩ РТПЧПДЙНПК ЙНЙ РТПРБЗБОДЩ.

Контекст

Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ

За последние двадцать лет белая лента превратилась в эмблему мирной гражданской активности, чистого сердца, толерантности, борьбы с насилием и несправедливостью. Тем удивительнее выглядит исторический подтекст этого символа.

Скорость и масштабы распространения символа белая лента по всему миру - от США до Филиппин (всего в более 60 государствах мира) - наводят на аналогии с историей зарождения религии. Объектом ее культа предположительно могут выступать самые незащищенные части общества вплоть до целых политических институтов.

Казалось бы, ничего гуманнее такой гражданской религии просвещенных масс придумать невозможно. Однако выбор белого цвета для ее эмблемы отягощает нарождающиеся общественные движения слишком противоречивым историческим контекстом. До сих пор лишь единицам удавалось избежать "белого проклятия". Главным вопросом обычно становится: против какой стороны это проклятие удастся обернуть.

Белый слон

Священным (а значит, и счастливым) белый цвет считался испокон веков по обе стороны земного шара. У североамериканских индейцев племени чероки он символизировал мир и счастье. И у инков Древнего Перу также обозначал мир, союз. В Древней Иудее белый цвет считался символом долголетия. Священным он был и в Юго-Восточной Азии, где, в частности, обожествлялись белые слоны.

Именно тайского белого слона, пожалуй, можно считать предтечей белой ленты. Символ божественного присутствия, он воплощал в себе все великие и благие намерения человека. До сих пор высшей наградой в Таиланде является "Орден Белого Слона". В древнем Сиаме такого ордена не было, поэтому вместо него короли вручали отличившимся придворным живого белого слона. Впрочем, есть версия, что так одаривались впавшие в немилость "чиновники", ибо прокорм животного быстро разорял нового владельца. С тех пор белый слон стал не только метафорой, но и политической стратегией.

Не так давно подобного "белого слона" попытались подарить нетолерантной части общества представители секс-меньшинств, которые в декабре 2008 года провели в США акцию протеста под названием "День без гомосексуалистов". Оценивая экономический вес представителей секс-меньшинств в 700 миллиардов долларов, организаторы протеста предложили своим сторонникам в этот день не выходить на работу и ничего не покупать. Тем же, кто вынужден был работать, предлагалось повязать белую ленту. Таким образом, они хотели дать американскому обществу прочувствовать свою значимость.

Символично, что такой же опознавательный знак используют и американские борцы с пропагандой разврата. Кампания "Белая Лента Против Порнографии" (WRAP) направлена на повышение общественной осведомленности о проблеме распространения порнографии, а также на "доведение до всеобщего сведения того, что можно сделать, чтобы легально победить ее". Надо полагать, что ежегодные WRAP-недели также должны бить по карману противников - экономической прибыли агентов порноиндустрии (препятствуя продажам готовой продукции и вербовке новых моделей и актеров).

Таким образом, тело "белого слона" сегодня складывается из ленточек тысяч сознательных граждан. Как и в древнем Сиаме, каждый день жизни такого гражданского "слона" приближает разорение впавших в немилость чиновников, и грозит стабильности экономического и политического режимов. Иногда единственным спасительным выходом в такой ситуации оказывается удовлетворение требований "священного животного" (народа-богоносца), чтобы состоящее из лент грозное тело протеста рассыпалось на отдельных удовлетворенных и лояльных граждан.

К потенциальным адептам данной стратегии можно отнести и всемирную коалицию против бедности (GCAP), чьим символом также является белая лента. На международном уровне глобальная коалиция GCAP призывает политических лидеров увеличить размеры финансовой помощи выделяемой беднейшим странам, списать их долги, добиться справедливых правил международной торговли с учетом интересов развивающихся стран, борьбы с коррупцией и улучшения качества госуправления.

В 2005 году была сформирована российская коалиция против бедности. Возможно, когда такие организации появятся в большей части ведущих стран мира и наберут там достаточное количество членов, они также прибегнут к стратегии "белого слона". Первыми признаками такого развития событий выглядят нынешние (Уолл-стрит, Окленд, Давос и т.д.), в ходе которых тысячи молодых людей уже почти полгода выражают свое недовольство распределением финансовых ресурсов в глобальных масштабах. Большая численность талантливых и образованных специалистов среди протестующих не может не сказываться на экономике.

Причем наносить удар по экономическим показателям способны не только публичные протесты, но и частные ограничения в профессиональной деятельности. Например, принципиальный отказ сотрудничать с монополистами. К чему, похоже, все идет в индустрии Интернет-видео.

Уже на второй ежегодной церемонии Streamy Awards 2010 (премия за достижения в области создания Интернет-видео) часть участников пришли с белыми лентами, приколотыми к одежде.

Таким образом, они демонстрировали свою поддержку сетевого нейтралитета, стремились повысить осведомленность общественности о существующей проблеме, продемонстрировать солидарность и привлечь внимание к диалогу. Речь идет о принципе, по которому провайдеры телекоммуникационных услуг не отдают предпочтения одному целевому предназначению перед другим, или одним классам приложений перед другими.

Позитивный траур

По мнению ряда признанных и "альтернативных" ученых, чрезвычайно сильной энергетикой белый цвет наделяет его участие в погребальных обрядах. У древних римлян, народов Востока и французских королев белые одежды являлись знаком траура по умершим, которых христиане облекали в белый саван, а мусульмане заворачивали в распущенную белую чалму.

Выбор этого цвета для траура на Востоке объяснялся тем, что если носить черный, то душа умершего ничего не увидит. Другими словами, белый в трауре - это свет, видение, жизнь после жизни. Поэтому неудивительно, что белые ленты используют не только борцы с насилием и убийствами, но и люди жаждущие перерождения общественной и политической жизни, прозревающие ее признаки в окружающей реальности.

Символично, что дата рождения совпала с ежегодным одноименным мероприятием в память о погибших в Ираке. Эта кампания, проводящаяся американской организацией United For Peace And Justice с 2004 года, приурочена к Международному дню защиты прав человека - 10 декабря.

Однако нам она интересна не столько календарным совпадением, сколько лаконичными ответами, которые ее организаторы дают на два важнейших вопроса: Почему лента? Почему белый цвет?

"Лента является эффективным инструментом повышения осведомленности и привлечения внимания общественности к ежедневным страданиям, через которые проходят жители Ирака", - поясняют организаторы. "Белый - символ мира во многих странах, а также символ скорби. Таким образом, "посыл" белой ленты прост и понятен: "Мы скорбим по погибшим. Закончите войну и верните войска домой".

Акция "Белая лента" в память о погибших в Ираке демонстрирует еще одну форму символического значения ленты: количество лент может служить наглядной иллюстрацией ужасающего числа нарушений прав человека. К примеру, студенты и преподаватели American University развесили по кампусу 100 тысяч лент, чтобы продемонстрировать количество смертей, которые прямо или косвенно повлекла за собой война в Ираке.

Соответственно, можно предположить, что число вынесенных на улицы лент и в других акциях примерно показывает количественные масштабы свершенных нарушений, с которыми призывают бороться протестующие. "Проклятие" белого цвета превращает едва ли ни каждую акцию с обилием белых символов в похоронную процессию. Что не мешает активистам обернуть траурную символику в своих интересах - плачу по погибшим законам.

Американский опыт был апробирован в России полтора года назад. Акция "Белая лента. Мы против террора" была посвящена памяти погибших в Беслане. 3 сентября 2010 года в Союз демократической молодежи Башкортостана совместно с "Дорожным радио" призывали прохожих на оживленных улицах Уфы, Стерлитамака, Салавата и Мелеуза присоединиться к акции, надев на запястье одну из заготовленных белых лент.

Спустя год, 7 ноября, похожая акция под названием "Лента Памяти" прошла в Туле. Участникам дорожного движения предлагалось поместить на свой автомобиль белую ленточку, которая символизирует память о тех, кто погиб на дорогах, а также знак "Я соблюдаю правила". Тем самым похоронная символика акции стимулировала не пессимизм и пассивность от осознания числа погибших, но превращала ее в активное негодование против нарушений правил и законов.

Надо заметить, что автолюбители вообще-то одними из первых в России взяли на вооружение белые ленты. Еще в 2006 году радиостанция "Серебряный дождь" организовала акцию "Белая ленточка" в защиту Олега Щербинского, признанного виновным в ДТП с автомобилем алтайского губернатора Михаила Евдокимова.

Известный телерадиоведущий Владимир Соловьев шесть лет назад в эфире призвал всех автолюбителей повязать на автомобиль белые ленточки и тем самым продемонстрировать свое негативное отношение к "чиновничьему произволу" в России. Вскоре после этой акции, 23 марта 2006 года, Алтайский краевой суд отменил обвинительный приговор Олегу Щербинскому. После полного оправдания, уголовное преследование в отношении Щербинского было прекращено.

Цвет кандидата

Возвращаясь к политическому контексту использования белых лент, нельзя не отметить идеальный выбор их цвета в преддверии выборов. Ведь любой настоящий кандидат в президенты должен быть "ослепительно бел" - именно так переводится с латинского candidus. Считается, что происхождение этого слова связано с традицией посвящения неофитов (кандидатов), чистота помыслов и устремлений которых как раз и должна быть абсолютно белой.

Оттого использование белой символики придает политической борьбе особый вес и значение. Тот факт, что пока использование белых лент в акциях оппозиции успеха не приносило, вовсе не означает их бесполезность. Протесты людей с белой символикой зачастую высвечивали для широких масс и международных наблюдателей темные стороны и противоправные действия властителей, что впредь существенно ограничивало их возможности.

На Филиппинах движение "Белая лента" возникло летом 2005 года. Его целью было добиться отставки президента страны Глории Макапагал-Арройо, которая в 2004 году обошла на выборах своего основного соперника Фернандо По с разницей всего в 1 миллион голосов. По окончании выборов оппозиция обвинила Арройо в использовании бюджетных средств для своей президентской кампании, а также в сговоре с ЦИК, которая обеспечила ей нужный результат. В ряды движения "Белая лента" входили представители интеллигенции, профессура, преподаватели, учителя, студенты и правозащитные организации.

Сами участники называли себя "сознательными филиппинцами", требующими отставки президента Арройо для того, чтобы расчисть путь масштабным и конструктивными реформам в стране. Они обвиняли Арройо в коррупции, антигосударственной и антинародной политике и считали ее полностью утратившей доверие филиппинцев. В тексте манифеста движения "Белая лента" говорилось: "Белый цвет символизирует нашу приверженность правде, честности, обновлению, миру и надежде - идеалам, по-видимому, навсегда забытым президентом Арройо".

В ответ на обвинения "Белой ленты" Глория Макапагал-Арройо заявляла, что вопрос ее отставки требует всенародного решения. В сентябре попытка инициации импичмента закончилась провалом. В следующих выборах Арройо уже не участвовала. Однако за годы ее правления Филиппины демонстрировали одни из худших экономических показателей в регионе, став ведущим поставщиком дешевой рабочей силы на зарубежные рынки.

Еще более очевидной неудачей завершился белоленточный протест у наших соседей. 2 ноября 2007 года в Тбилиси оппозиция, повязав на запястья белые ленты, потребовала освобождения политзаключенных, проведения парламентских выборов в конституционные сроки (по инициативе президента Михаила Саакашвили они были перенесены с 2008-го на 2009 год), формирования избиркомов на паритетной основе и введению в Грузии парламентского правления. Требования были проигнорированы, однако девять месяцев спустя в стране началась война.

Нацистская мифология

Еще более неоднозначной выглядит роль белой ленты в истории нацистской Германии. Широко известны фотографии расстрельной команды с белыми повязками. Миф об их происхождении воспел в фильме "Белая лента" победитель Каннского кинофестиваля Михаэль Ханеке. По версии режиссера, в начале ХХ века детей насильно заставляли носить белые повязки как символ чистоты и невинности, отчего в знак протеста в их душах росла тяга ко лжи, злу, насилию.

Теория эффектная, но чересчур противоречивая. Во-первых, надо заметить, что гораздо шире в нацистской Германии белые повязки были распространены среди евреев. По приказу Ганса Франка все евреи старше 12 лет были обязаны носить на рукаве белые повязки шириной не менее 10 см с голубой шестиконечной звездой. Это было сделано для мгновенного распознавания неугодных персон, так что даже малейшее сходство во внешних атрибутах нацистов и их главных врагов было исключено.

На получивших в сети резонанс фотографиях же изображены подневольные люди, вынужденные заниматься самой грязной и тяжелой работой. Впрочем, среди них, конечно, тоже находились идейные убийцы, вдохновленные государственной пропагандой об очищении родины от чужеродных элементов (носителей желтой, а в случае неаккуратного употребления - оранжевой угрозы: по цвету сионистской звезды на лацканах евреев). Вряд ли стоит винить в этом простых людей (даже не прошедших отбор в солдаты) в избытке патриотизма - скорее эти массовые преступления являются последствием параноидальных настроений властей.

Главным же доказательством иллюзорности связи белой ленты с нацизмом является роль этого символа в современной Германии. Комплекс вины властей и граждан этой страны давно уже вышел за все разумные пределы. Любой тончайший намек на позитивное восприятие военного опыта тут же подвергается всенародному остракизму. Тем не менее, именно в Германии символика белой ленты пользуется наибольшей популярностью.

Общественная организация "Белая ленточка" по всей Германии оказывает поддержку женщинам, попавшим в алкогольную или наркотическую зависимость. Другая немецкая организация "Белая лента" выступает за прекращение насилия в любых его проявлениях: агрессия в школах, вандализм, национализм и т.п. Кроме того, в Германии представлены региональные отделения большей части международных организаций с таким названием-символикой.

Так что нет никаких сомнений, что цвет белой ленты смог остаться незапятнанным даже попав в руки нацистам. Наоборот, символ скорее только приобрел иммунитет от избыточного романтизма, благие намерения которого, как известно из истории и литературы, обычно ведут к непоправимым злодеяниям.

Белое таинство

Все вышеперечисленные ассоциации с белой лентой весьма интересны и важны для понимания истоков ее происхождения. Но все-таки имеют мало общего с нынешней инкарнацией популярного символа.

То, что происходит с белой лентой последние двадцать лет скорее относится к традиции христианских таинств (крещение, конфирмация, венчание, священство, соборование), где белизна символизирует переход в иное духовное состояние.

Поэтому неудивительно, что большинство белоленточных движений зародилось сразу после окончания эпохи яппи (когда главной ценностью был материальный успех и качество частной жизни): начало 90-х в развитых странах, середина 00-х - в развивающихся, начало 10-х - в России. Добившись личного благосостояния, просвещенные люди озаботились религией социальной справедливости.

Чаще всего политика новых организаций направлена на защиту женщин и детей. Что демонстрирует их аполитичность и акцентированный интерес к социальному здоровью общества.

В результате, в Канаде в 1991 году зарождается мировое движение "Белая лента", целью которого является прекращение всех форм насилия над женщинами. Мужчина, надевший белую ленту, дает личное обязательство никогда самому не совершать насилия, не оправдывать и не замалчивать фактов насилия в отношении женщин и детей. В первый же год было роздано около 100 тысяч ленточек.

В Италии в марте 2002 года четыре общественные организации (Fuori registro, Didaweb, Edscuola, Proteo) предлагали учителям надеть любой аксессуар (ленточка, шарф, платок) белого цвета в знак протеста против реформы школьных коллегиальных органов. Согласно реформам, состоявшие в этих органах родители получали большую власть, чем преподавательский состав, что могло привести к частичной приватизации школы.

В Египте в мае-июне 2005 года египтянки призывали своих соотечественников одеться в черное и повязать белые ленточки. Таким образом они были намерены потребовать официальных публичных извинений со стороны правящей власти и МВД за агрессию и сексуальные домогательства во время референдума. К концу мая было заготовлено уже порядка 4 тысяч белых ленточек.

С 2007 года в Вологде проводится ежегодная акция "Белая лента" против семейного насилия. А в 2010 году аналогичная акция прошла и в Усть-Коксинском районе Республики Алтай.

Во многих странах мира представлена "Ассоциация белой ленты во спасение материнства" - непартийная, некоммерческая организация, которая ставит своей задачей снижение смертности среди рожениц и новорожденных.

Широко распространена символика белой ленты и среди организаций, посвященных защите больных редкими и тяжелыми заболеваниями. Среди них Американский фонд по борьбе с иммунодефицитами; организаторы информационно-просветительных кампаний по таким заболеваниям, как тяжелый комбинированный иммунодефицит и множественные костнохрящевые экзостозы (остеохондроматоз).

Белая лента вместо распятия

Так что проклятие белой ленты и является ее главным достоинством. Постоянное использование ее в качестве символа для самых трагических случаев, эмблемы для самых обреченных мероприятий (отсюда подозрения в том, что именно она приносит несчастья - комплекс "белого слона") окружило белую ленту концентрированным кругом ассоциаций, придало ей специфическую оптику.

Код для публикации:

Как это будет выглядеть:

Добавить в закладки

В Москве придумали креативное решение, которое позволит всем несогласным с итогами выборов заявить о своей позиции без столкновений с полицией. О том, что такое движение “Белая лента”, рассказывает её автор, Арсен Ревазов.

Как и многие идеи, объединившие людей в последние дни, эта родилась в facebook. Ее автор - писатель и специалист по интернет-технологиям Арсен Ревазов.

Называется «Снежная революция или чистый креатив». Когда несколько миллионов людей в Москве наденут на руки белые ленточки, то вбрасывать, подбрасывать и вообще фальсифицировать будет просто нечего. Весь город - в белом. Сначала десять процентов, потом тридцать, потом пятьдесят, потом семьдесят. И уже после тридцати никто не боится. Должна продлиться до марта.

Арсен Ревазов убежден, что если несколько миллионов горожан повяжут белые ленточки, все изменится в правильную сторону быстро и без насилия.

Ревазов: Обстановку разрядить и смягчить. Мне кажется, власти нужно показать, сколько на самом деле людей довольны, а сколько людей не очень довольны ее действиями, чтобы у нее не было неожиданности. Потому что в неожиданной ситуации люди ведут себя агрессивно и вообще у нас, неожиданности никому не нужны, может быть стресс. Поэтому, если то количество людей, которые оденет на себя эти белые ленточки, покажет власти сколько их, но а власть будет принимать свои решения согласно с этими расчетами. Вот, собственно, моя мысль очень простая.

Идешь по улице, вдруг видишь – а у кого-то хотя бы на форточке, но прицеплена белая лента. Заходишь в какой-нибудь офис, и чувствуешь, что ручка двери мягкая – на ней белая лента.

Самое главное – поддержали эту идею несколько сотен человек. Мы через facebook нашли тех, кто сделал это одними из первых – маркетолог Дарья и программист Владимир. Они против насилия, уличных столкновений, но все равно хотят выразить свою позицию.

Николаева: У меня такое впечатление, просто вот мысли витали у многих, что-то надеть, что-то показать, ну как-то, чтобы выделяться на фоне толпы - что ты против. Все нам предлагали шарф, еще что-то. Ленточка белая, ну предположим, Арсен, я у него в блоге это прочитала, он там проповедует - Россия с чистого листа, с чем я в принципе согласна. Я думаю, все поддержат эту идею. Но вот из тех, кого я знаю, точно поддержат. Потому что они сами предлагали что-то. Белую ленточку будет очень хорошо видно, заметно. Люди, по крайней мере, выразят свой голос, наверное так.

Телеканал «Дождь» с сегодняшнего дня поддерживает идею белых ленточек. Найти их в городе очень легко – в каждом торговом центре есть киоск, где делают подарочные упаковки. Там этих ленточек – километры.