Аристов, николай яковлевич. Священномученик николай аристов, диакон

Аристов, Николай Яковлевич, историк (родился в 1834 году, умер 26 августа 1882 года). Сын сельского священника Тамбовской губернии, А. получил высшее образование в Казанской духовной академии, где, под влиянием В.И. Григоровича и А.П. Щапова.


Аристов, Николай Яковлевич, историк (родился в 1834 году, умер 26 августа 1882 года). Сын сельского священника Тамбовской губернии, А. получил высшее образование в Казанской духовной академии, где, под влиянием В.И. Григоровича и А.П. Щапова, А. занялся изучением русской истории; от Щапова же он в

оспринял и свои руководящие научные воззрения. Кандидатское сочинение А. было написано на предложенную Щаповым тему: "Взгляд древних русских летописцев на события мира" (напечатано в "Православном Собеседнике", 1859 год). Состоя учителем в Симбирской духовной семинарии, А. поместил несколько статей

в "Русской Беседе", "Православном Собеседнике", "Духе христианина". Оставив в 1861 году службу и переехав в Петербург, А. встретился здесь со Щаповым и несколько лет жил журнальной работой, помещая статьи по истории и рецензии в "Библиотеке для чтения", "Отечественных Записках", "Северном Сиянии", "

Записках отделения этнографии Географического Общества" и др. В 1866 году защитил диссертацию на степень магистра русской истории: "Промышленность древней Руси" (СПб., 1866). На следующий год он был приглашен доцентом в Казанский университет, а в 1869 году получил профессорскую кафедру в Варшаве. Ст

епень доктора получил за диссертацию: "Московские смуты в правление царевны Софии" (Варшава, 1871). В 1873 году А. перешел в Харьковский университет, а в 1875 году занял кафедру русской истории и должность инспектора в историко-филологическом институте в Нежине. В последние годы жизни А. сотрудничал

в "Древней и Новой России", "Церковно-Общественном Вестнике", "Историческом Вестнике", "Известиях Историко-филологического института кн. Безбородко", "Веке" и других журналах. Наиболее крупные работы А., кроме диссертаций: "Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменнос

ти и литературы до XVI века" (Варшава, 1870); "Об историческом значении русских разбойничьих песен" (Воронеж, 1875); "А.П. Щапов, его жизнь и сочинения" (СПб., 1882); "Сочинения Н.И. Гоголя со стороны отечественной науки" (СПб., 1883). Подобно Щапову, А. интересовался больше всего историей народной

Аристов, Николай Яковлевич, историк (родился в 1834 году, умер 26 августа 1882 года). Сын сельского священника Тамбовской губернии, А. получил высшее образование в Казанской духовной академии, где, под влиянием В.И. Григоровича и А.П. Щапова.


Аристов, Николай Яковлевич, историк (родился в 1834 году, умер 26 августа 1882 года). Сын сельского священника Тамбовской губернии, А. получил высшее образование в Казанской духовной академии, где, под влиянием В.И. Григоровича и А.П. Щапова, А. занялся изучением русской истории; от Щапова же он воспринял и свои руководящие научные воззрения. Кандидатское сочинение А. было написано на предложенную Щаповым тему: "Взгляд древних русских летописцев на события мира" (напечатано в "Православном Собеседнике", 1859 год). Состоя учителем в Симбирской духовной семинарии, А. поместил несколько статей в "Русской Беседе", "Православном Собеседнике", "Духе христианина". Оставив в 1861 году службу и переехав в Петербург, А. встретился здесь со Щаповым и несколько лет жил журнальной работой, помещая статьи по истории и рецензии в "Библиотеке для чтения", "Отечественных Записках", "Северном Сиянии", "Записках отделения этнографии Географического Общества" и др. В 1866 году защитил диссертацию на степень магистра русской истории: "Промышленность древней Руси" (СПб., 1866). На следующий год он был приглашен доцентом в Казанский университет, а в 1869 году получил профессорскую кафедру в Варшаве. Степень доктора получил за диссертацию: "Московские смуты в правление царевны Софии" (Варшава, 1871). В 1873 году А. перешел в Харьковский университет, а в 1875 году занял кафедру русской истории и должность инспектора в историко-филологическом институте в Нежине. В последние годы жизни А. сотрудничал в "Древней и Новой России", "Церковно-Общественном Вестнике", "Историческом Вестнике", "Известиях Историко-филологического института кн. Безбородко", "Веке" и других журналах. Наиболее крупные работы А., кроме диссертаций: "Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменности и литературы до XVI века" (Варшава, 1870); "Об историческом значении русских разбойничьих песен" (Воронеж, 1875); "А.П. Щапов, его жизнь и сочинения" (СПб., 1882); "Сочинения Н.И. Гоголя со стороны отечественной науки" (СПб., 1883). Подобно Щапову, А. интересовался больше всего историей народной массы, ее идеалами и движениями. - Ср. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", вып. 2; "Русский Биографический Словарь", т. II.

Свя-щен-но-му-че-ник Ни-ко-лай ро-дил-ся в 1872 го-ду в се-ле Стра-хо-во Кли-мов-ской во-ло-сти Ка-шир-ско-го уез-да Туль-ской гу-бер-нии в дво-рян-ской се-мье. Его отец, Сте-пан Ари-стов, был вла-дель-цем име-ния при се-ле Стра-хо-во, а при се-ле Овеч-ки-но имел бо-лее пя-ти-сот де-ся-тин зем-ли. Ни-ко-лай по-лу-чил об-ра-зо-ва-ние в гим-на-зии и в те-че-ние двух лет, в 1895-1896 го-дах, был управ-ля-ю-щим име-ния у по-ме-щи-ка Аля-бье-ва в Туль-ском уез-де. Бо-лее все-го его влек-ла то-гда ху-до-же-ствен-ная фо-то-гра-фия, по-лу-чив-шая в это вре-мя боль-шое рас-про-стра-не-ние и до-бив-ша-я-ся зна-чи-тель-ных успе-хов как по ка-че-ству, так и по ху-до-же-ствен-но-сти ис-пол-не-ния, и Ни-ко-лай по-сту-пил уче-ни-ком фо-то-гра-фа в фо-то-гра-фи-че-скую ма-стер-скую в Сер-ги-е-вом По-са-де. В 1900 го-ду он за-вел свою фо-то-ма-стер-скую в го-ро-де Алек-сан-дро-ве.
У Ни-ко-лая Сте-па-но-ви-ча и его су-пру-ги Ли-дии бы-ло две до-че-ри, при рож-де-нии тре-тье-го ре-бен-ка су-пру-га при ро-дах скон-ча-лась, а через пол-го-да умер мла-де-нец, и впо-след-ствии Ни-ко-лай Сте-па-но-вич жил вдов-цом, сам вос-пи-ты-вая до-че-рей. Бу-дучи бла-го-че-сти-вым цер-ков-ным че-ло-ве-ком, он и до-че-рей вос-пи-тал в бла-го-че-стии и люб-ви к Церк-ви. И во-ис-ти-ну, ко-го Гос-подь лю-бит, то-го на-ка-зы-ва-ет: од-на из до-че-рей за-бо-ле-ла ме-нин-ги-том и, хо-тя она вы-жи-ла, по-след-ствия этой бо-лез-ни оста-лись у нее до кон-ца жиз-ни.
В 1917 го-ду Ни-ко-лай Сте-па-но-вич пе-ре-ехал с до-че-ря-ми в Сер-ги-ев По-сад и от-крыл здесь фо-то-ма-стер-скую, но от-ка-зал-ся от нее в 1929 го-ду, ко-гда окон-ча-тель-но опре-де-ли-лись мас-шта-бы эко-но-ми-че-ско-го раз-ру-ше-ния стра-ны, уни-что-же-ния лю-бой че-ло-ве-че-ской ини-ци-а-ти-вы и раз-граб-ле-ния на-ро-да боль-ше-ви-ка-ми. Кро-ме то-го, оста-ток сво-ей жиз-ни Ни-ко-лай Сте-па-но-вич же-лал це-ли-ком по-свя-тить слу-же-нию Церк-ви. И Гос-подь при-нял его на-ме-ре-ние и уго-то-вал ему му-че-ни-че-ский пре-крас-ный ве-нец.
В июле 1930 го-да Ни-ко-лай Сте-па-но-вич был ру-ко-по-ло-жен во диа-ко-на к церк-ви свя-тых апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла в Сер-ги-е-вом По-са-де, пе-ре-име-но-ван-ном к то-му вре-ме-ни в За-горск, и 5 ап-ре-ля сле-ду-ю-ще-го го-да был аре-сто-ван и за-клю-чен в Бу-тыр-скую тюрь-му в Москве.
От-ве-чая на во-про-сы сле-до-ва-те-ля, диа-кон Ни-ко-лай ска-зал: «Про-тив вла-сти ни-че-го не го-во-рил и счи-таю, что за со-вет-скую власть, как за го-су-дар-ство, в ко-то-ром мы жи-вем и от ко-то-ро-го за-ви-сим, мы долж-ны мо-лить-ся, чтобы улуч-шить по-ло-же-ние Церк-ви и предот-вра-тить го-не-ние на Цер-ковь, то есть до-бить-ся, чтобы со-вет-ская власть не устра-и-ва-ла го-не-ние на ре-ли-гию, ко-то-рое мы в на-сто-я-щее вре-мя от-ча-сти и чув-ству-ем, - в част-но-сти, я счи-таю, что аре-сто-ван за то, что от-дал се-бя на слу-же-ние Бо-гу» .
Диа-ко-на Ни-ко-лая об-ви-ни-ли в том, что он со-сто-ял чле-ном за-гор-ско-го фили-а-ла контр-ре-во-лю-ци-он-ной ор-га-ни-за-ции и за-ни-мал-ся ан-ти-со-вет-ской мо-нар-хи-че-ской аги-та-ци-ей. Вла-сти под-ра-зу-ме-ва-ли под этим по-ми-на-ние в хра-ме за упо-кой Рос-сий-ских им-пе-ра-то-ров, ко-гда диа-ко-ну Ни-ко-лаю при-хо-ди-лось чи-тать вслух их име-на по по-дан-ным за-пис-кам. Это-го для со-труд-ни-ков ОГПУ ока-за-лось до-ста-точ-но, чтобы вы-не-сти су-ро-вое ре-ше-ние.
6 июня 1931 го-да Кол-ле-гия ОГПУ при-го-во-ри-ла диа-ко-на Ни-ко-лая Ари-сто-ва к рас-стре-лу; он был рас-стре-лян 10 июня 1931 го-да и по-гре-бен в об-щей без-вест-ной мо-ги-ле на Ва-гань-ков-ском клад-би-ще в Москве.
По-сле то-го, как от-ца Ни-ко-лая рас-стре-ля-ли, до-че-рям вы-нес-ли из тюрь-мы остав-ши-е-ся от него ве-щи и за-пис-ку, в ко-то-рой он про-сил млад-шую дочь На-деж-ду не остав-лять сво-им по-пе-че-ни-ем боль-ную сест-ру. На-деж-де бы-ло то-гда два-дцать три го-да, и она ра-бо-та-ла в шко-ле учи-тель-ни-цей. Сра-зу же по-сле рас-стре-ла от-ца ее вы-звал ди-рек-тор шко-лы и ска-зал: «Вас ви-де-ли в хра-ме, - или цер-ковь, или шко-ла». Без ма-лей-ших ко-ле-ба-ний На-деж-да вы-бра-ла Цер-ковь, тут же на-пи-са-ла за-яв-ле-ние об уволь-не-нии и устро-и-лась на дру-гую ра-бо-ту. Вско-ре по-сле му-че-ни-че-ской кон-чи-ны от-ца сест-ры при-юти-ли в сво-ем до-ме се-мью аре-сто-ван-но-го свя-щен-ни-ка, про-то-и-е-рея Вла-ди-ми-ра Мед-ве-дю-ка

Аристов, Николай Яковлевич

Профессор русской истории, род. в Тамбовской губ., в 1834 году, ум. в Нежине, Черниговской губ. 26-го августа 1882 г. Сын сельского священника, Аристов начал свое образование в духовном училище, откуда затем, благодаря своим выдающимся способностям, попал на казенный счет в Тамбовскую семинарию, которую кончил одним из первых в 1854 году. Успешно проходя курс семинарии, Аристов в то же время пополнял пробелы в своем образовании разнообразным чтением, благодаря которому расширялся его умственный кругозор и зарождалось в нем влечение к литературной деятельности. Сочинение, написанное им на последнем курсе семинарии: "Взгляд христианина на сновидения" - предназначалось автором для печати, но в 1854 году напечатать этот труд не удалось, и он появился только в 1867 году в "Тамбовских Епархиальных Ведомостях" (стр. 412-456). Под влиянием того же чтения в Аристове зародилось стремление поступить по окончании семинарии в университет, но стечение обстоятельств воспрепятствовало этому, и 15-го августа 1854 года он приехал в Казань, в духовную академию. Здесь он сразу примкнул к кружку студентов, занимавшихся изучением русской литературы и интересовавшихся общественным движением, начинавшимся тогда в России. В 1856 году направление занятий Аристова изменилось: под влиянием лекций В. И. Григоровича (по славяноведению) и, главным образом, А. П. Щапова, читавшего русскую историю, Аристов заинтересовался изучением русской старины. Сближение со Щаповым произошло по следующему поводу: в 1856 году Аристов ездил на каникулы в Вятку, где собрал много народных песен и другого этнографического материала. Щапов заинтересовался этим сборником и короче сошелся с Аристовым, который был его товарищем по академии и шел только на 2 года позже его. Это сближение было важным фактом в жизни Аристова. Между Аристовым и Щаповым было много сходства, как по их судьбе до поступления в академию, так и по характеру: оба испытали в детстве горькую долю низшего духовенства, оба одинаково удивляли всех своими способностями, благодаря которым добились до высшего образования; оба были одинаково восторженными идеалистическими натурами, у обоих были одни и те же симпатии и антипатии. Но Щапов к тому времени успел уже определить характер своей будущей деятельности и выработать более или менее прочное миросозерцание, а Аристов был еще совершенно неустановившимся юношей. Понятно, какое огромное влияние должен был оказать молодой доцент на своего друга: Аристов не только избрал специальностью русскую историю, но и научные воззрения свои почерпнул почти целиком у Щапова. И кандидатское сочинение свое Аристов написал на тему, данную Щаповым: "Взгляд древних русских летописцев на события мира" (напечатано в "Православном Собеседнике" 1859 года, книги 5 и 12). Кончив в 1858 году академию кандидатом богословия, Аристов, несмотря на хорошее сочинение, не был оставлен при академии, а должен был ехать в Симбирскую семинарию преподавателем математики, и лишь в 1860 году ему поручено было в той же семинарии преподавание русской словесности. Семинарская служба тяготила Аристова, который лелеял мечту об ученой карьере и о профессуре в университете, да кроме того, его правдивость и резкая откровенность в мнениях нажили ему в Симбирске много врагов, распускавших про него нехорошие слухи и добившихся в конце концов того, что Аристов попал под надзор полиции. Ввиду всего этого, Аристов, в 1861 году кинул службу, уволился из духовного звания и уехал в Петербург добиваться исполнения своих заветных грез. В Симбирске Аристовым были написаны следующие статьи: "Повесть о бражнике" ("Русская Беседа" 1859 г., книга 18), "Обзор русских летописей в содержании и характере их преимущественно церковно-историческом" ("Православный Собеседник", 1860 год, №№ 4-6), "О недостатке веры в русском народе" ("Дух Христианина", 1861, №№ 10-11) и "Взгляд на церковно-историческое содержание русских летописей" (Дух Христианина", 1861, №№ 2-3). Кроме того, 2-го февраля 1860 года им было сказано в семинарской церкви слово, которое появилось в "Самарских Епархиальных Ведомостях" (1870 г., № 5). В Петербург Аристов приехал в июле 1861 года, не имея решительно никаких средств к существованию. Однако, вскоре после приезда, он отыскал своего старого знакомого Кривицкого, а в августе встретился и со Щаповым, жившим тогда уже в столице. Благодаря этим знакомствам, Аристов устроился довольно хорошо, достав уроки в частных пансионах и домах. Щапов ввел Аристова в литературные кружки, и он вскоре заявил себя целым рядом статей в тогдашних периодических изданиях. К этому времени относятся следующие труды Аристова: "По поводу новых изданий о расколе" ("Время", 1862, № 1), "Очерк крестьянской свадьбы" ("Волга", 1862, №№ 13, 14 и 16), "Отживающие воззрения" ("Библиотека для Чтения", 1862, 5, под псевдонимом Н. Я. Ветвицкого), "Следствия падения общинного и выборного начала" (ibidem, № 6, под тем же псевдонимом), "Что нужно для русской истории в настоящее время?" (ibidem, № 8, тот же псевдоним), "Внутреннее обозрение" (ibidem, № 10), "Чиновничий элемент в разработке русской истории" (ibidem, № 12, тот же псевдоним), "Русские города и их администрация" ("Библиотека для Чтения", 1863, № 6), "Устройство раскольничьих общин" (ibidem, № 7), "Раскольничьи дела ХVIII столетия" (ibidem, № 4), "Посошков и Абрамов" ("Библиотека для Чтения", 1864, №" 2), "Предания о разбойниках" ("Северное Сияние", 1864, № 6), "Заметки о сельском управлении в России" ("Библиотека для Чтения", 1864, № 8), "Разбойники и беглые времен Петра Великого" (ibidem, №№ 10 и 11), "Н. М. Карамзин, как русский историк" ("Литературная Библиотека", 1866, Л" 4), "О прениях в обществе истории" ("Отечественные Записки", 1866, книга 23), "Записки по отделению этнографии в Императорском географическом обществе" (ibidem, № 8), "Старина русской земли" ("Отечественные Записки", 1867), "По поводу памятной книжки Таврической губернии" (ibidem, № 19). В то же время Аристовым напечатано и большинство его рецензий. Кроме того, Аристов напечатал целый ряд заметок и полубеллетристических статей в "Якоре" и "Заре", но все они были без подписи и теперь нет возможности определить, что именно в этих журналах принадлежит перу Аристова; да и сам он впоследствии забыл, что там писал. Уже из простого перечня трудов Аристова видно, что все они написаны под сильным влиянием Щапова, с которым он сошелся в Петербурге еще ближе и идеями которого он совершенно проникся. По поводу биографии Щапова, написанной Аристовым, супруга последнего в одном из своих писем говорит: "Читая эту статью, я вижу такое разительное сходство между этими обоими товарищами, начиная с самого их детства и воспитания и оканчивая трудами, наукой и отчасти характерами: два нераздельные существа". Близкие отношения между обоими учеными продолжались до весны 1864 года, когда Щапов был выслан в Сибирь. Благодаря обилию частных занятий и литературной деятельности, благосостояние Аристова упрочилось вскоре настолько, что к 1864 году у него сказались даже некоторые сбережения. Но эта масса работы не заставила Аристова забыть о той цели, из-за которой он приехал в Петербург. Уже осенью 1863 года он взял у Щапова рекомендательное письмо к Костомарову и через этого профессора снесся с историко-филологическим факультетом Петербургского университета касательно магистерского экзамена и диссертации. Экзамен был сдан в 1864 г. и открыл Аристову доступ в ученую среду, где вскоре своими усердными трудами и большими познаниями он обратил на себя внимание. Аристов принял деятельное участие в занятиях археографической комиссии и этнографического отделения Императорского русского географического общества, ездил в Москву для занятий в архивах, изучал археологию и вместе с Л. Майковым составил статью "Предания о кладах", за которую получил серебряную медаль от географического общества (эта статья напечатана в "Записках Императорского географического Общества", 1867, I). Тогдашний министр народного просвещения, узнав об его успешных занятиях по русской истории, предложил ему, через академика Н. Г. Устрялова, поступить в число стипендиатов Министерства. 1-го апреля 1869 года Аристов был причислен к Министерству с содержанием в течение двух лет по 1000 рублей. Благодаря этому обстоятельству, он мог оставить на время журнальную работу и отдаться всецело своей диссертации, которая вскоре и была готова. Это было исследование: "Промышленность древней Руси" (СПб. 1866; начало диссертации появилось в "Библиотеке для Чтения", 1865, № 3). 31-го октября 1866 года состоялся диспут. Аристов получил степень магистра русской истории и таким образом открыл себе дорогу к профессуре. В 1867 году он был приглашен вторым доцентом по кафедре русской истории в Казанский университет и 25-го января 1868 года открыл свой курс вступительной лекцией: "О современном состоянии и значении русской истории" (напечатана в "Ученых Записках Казанского университета" 1868 года). В Казани Аристов преподавал: 1) пропедевтику русской истории, знакомя студентов с важнейшими источниками допетровской истории и с развитием русской историографии, и 2) прагматический обзор событий древнейшей и древней русской истории до Петра Великого, преимущественно останавливаясь на истории народного быта, нравов и экономического положения населения удельно-вечевого и московско-царского периодов. В начале 1869 года Аристов был командирован от Казанского университета в Москву депутатом на 1-й Археологический съезд и, познакомившись тут с графом A. C. Уваровым, был избран в члены Московского археологического общества, в периодическом издании которого "Древности" он стал деятельным участником, и, кроме того, деятельно помогал графу Уварову в составлении "Русского археологического словаря". К тому же времени относится и статья Аристова: "Описание города Тамбова и Верхоценских областей" ("Летопись занятий археографической комиссии", 1868, выпуск IV). В конце 1869 года Аристов занял кафедру экстраординарного профессора русской истории в Варшавском университете и открыл курс вступительной лекцией "Об отличительных чертах древнерусской исторической жизни" (напечатана в "Варшавских Университетских Известиях", 1870, книга 1). Лекции он читал в Варшаве по той же программе, как и в Казани, только внешняя политическая история отодвигалась все более и более на задний план и, наконец, история культуры, права и экономического быта исключительно заняла весь его курс, а внешние факты он предоставлял своим слушателям самим почерпать из рекомендуемых им пособий. В Варшаве Аристов окончил свою докторскую диссертацию: "Московские смуты в правление царевны Софии Алексеевны", которая сначала печаталась в "Варшавских Университетских Известиях" (1871 г., №№ 1-4), а затем появилась отдельным изданием (Варшава, 1871). Защищать диссертацию Аристов поехал в Казань и немедленно по возвращении в Варшаву был повышен в ординарные профессора. Еще раньше диссертации, в 1870 году, Аристовым была выпущена в свет "Хрестоматия по русской истории для изучении древнерусской жизни, письменности, литературы от начала письменности до XVII века". В Варшаве же Аристовым написаны следующие статьи и заметки: "По поводу диспута г. Нильского" ("Заря", 1870, № 11), рецензия на книгу Иловайского: "Гродненский сейм" ("Заря", 1871, № 5), "Судьба женщины в до-петровское время" (ibidem, № 1). Кроме того, из Варшавы Аристов ездил на ІІ-й археологический съезд и отчет об этой командировке напечатал в "Варшавских Университетских Известиях" (1872, № 3). В 1873 году Аристов перешел в Харьковский университет также ординарным профессором русской истории. Здесь им составлены статьи: "Об историческом значении русских разбойничьих песен" ("Филологические Записки", 1874 и 1875 гг.; потом отдельной книжкой - Воронеж, 1875) и "Предания о местных святых" ("Древняя и Новая Россия", 1875, № 6). Из рецензий отметим: о книге Владимирского-Буданова: "Государство и народное образование в России" (ibidem, № 9) и о книге Загоровского: "Исторический очерк займа по русскому праву" (ibidem, № 5). В 1875 году он был избран в деканы историко-филологического факультета в том же университете, но тогда же получил приглашение во вновь учрежденный Нежинский историко-филологический институт князя Безбородко и занял здесь должность инспектора и кафедру ординарного профессора русской истории. В Нежине Аристов оставался до самой смерти. Этот период жизни Николая Яковлевича можно было бы назвать самым счастливым: пользуясь всеобщим уважением, он составлял центр кружка молодых профессоров, заброшенных в маленький грязный провинциальный городок Малороссии; с другой стороны, и студенты любили и уважали его больше, чем всех других своих наставников. Но в то же время семья Аристова (он женился в 1868 году) разрослась к этому времени до значительных размеров (он оставил 8 человек детей) и требовала больших денежных средств. Жалованья не хватало, и Аристову пришлось опять взяться за журнальную работу. В Нежине им написаны следующие труды: "Повесть о Фоме и Ереме" ("Древняя и Новая Россия", 1876, № 3), "О симбирских раскольниках" ("Православный Собеседник", 1877, № 1), "О земле Половецкой" ("Известия историко-филологического института князя Безбородко", 1877, № 1), "Состояние образования России в царствование Александра I" (ibidem, III), "Русские народные предания об исторических лицах и событиях" ("Труды третьего археологического съезда", 1878, т. I), "Заметки о поучениях епископа Серапиона" (ibidem, том II), "Невольное и неохотное пострижение в монашество у наших предков" ("Древняя и Новая Россия", 1878, №№ 5-6), "Александр Григорьевич Ильинский" (ibidem, № 5), "Название и герб города Ряжска" (ibidem, 1879, № 6), "Разработка русской истории в последние двадцать пять лет" ("Исторический Вестник", 1880, № 4), "Предания об исторических лицах и событиях" (ibidem, № 9), "Симбирские юродивые" (ibidem, № 11), "К характеристике Иоанна, бывшего епископа смоленского (ibidem), "О церковной живописи" ("Церковно-Общественный Вестник", 1881, №№ 43-45), "Гоголь, как националист" ("Век", 1882, №№ 2-4), "Историческое значение сочинений Гоголя" ("Исторический Вестник", 1883, № 9; обе эти статьи о Гоголе вышли в 1883 году отдельной книжкой под заглавием: "Сочинения Н. В. Гоголя со стороны отечественной науки"), "Афанасий Прокофьевич Щапов" ("Исторический Вестник", 1882, т. X. Есть и отдельное издание: СПб. 1882, к которому приложены ненапечатанные в журнале письма Щапова и отрывки из его неизданных трудов). Кроме того, Аристов поместил несколько заметок в "Еженедельном Новом Времени" за 1879 год и целый ряд корреспонденций в газете "Новое Время" за 1879-1881 года и заметку "О славянских минеральных водах" в "Неделе" за 1881 год, № 22. Участие в периодической печати мешало Аристову заняться более серьезными работами. Так, он предполагал сделать нечто цельное из своих отдельных однородных статей и собрал много материалов для русского историко-географического словаря, но обе работы не были окончены: Аристов заболел в 1881 году чахоткой, от которой и умер в следующем году. Погребен он был 28-го августа в Нежине. На следующий год его товарищи и ученики поставили над его прахом памятник. Аристов не принадлежал к числу ученых, пролагающих новые пути в науке, но он был усердным собирателем материала и тщательным исследователем. Ввиду этого наибольшее значение из всех его трудов имеет магистерская диссертация, представляющая весьма полный свод данных из летописей и других источников по истории русской промышленности до ХVвека. Ценным пособием при изучении древней русской истории (в юридическом и бытовом значении) является и его "Хрестоматия", заключающая в себе отрывки как из древних источников, так и из новейших исследований. Затем в целом ряде своих статей Аристов трудился над разработкой внутренней, бытовой истории и над развитием народной культуры в сфере религиозной, юридической, экономической и литературной. Особенно важны его исследования о разбойничьих песнях и вообще по народной литературе. Но в общем у Аристова нет цельного, строго выдержанного воззрения на русскую историю - оно заменяется у него симпатиями и антипатиями, воспитанными окружающей средой и обстоятельствами его жизни и определившимися под влиянием Щапова. Симпатии Аристова сосредоточены на низшем духовенстве и, главным образом, на народной массе, - антипатичны ему все факторы, мешающие свободному развитию и материальному благосостоянию этих двух классов народонаселения. Наиболее ненавистно Аристову иноземное влияние, как явление, оторвавшее на долгое время высшие классы от низших, поселившее между ними обоюдное непонимание и вражду. У русского народа есть свои собственные идеалы, которые он и стремится осуществить в своей истории, а подражание заморским порядкам сбивает русских с правильного исторического пути и приводит к страшным бедствиям. Поэтому и на петровскую реформу Аристов смотрит совершенно отрицательно. Вся его докторская диссертация посвящена именно доказательству той мысли, что Софья хотела удержать Россию на надлежащей дороге, а деятельность Петра вышибла русскую жизнь из правильной колеи. Для проведения этой односторонней мысли Аристову пришлось прибегать к натяжкам и грешить против правил исторической критики: всех писателей и исследователей, сочувствовавших Петру, Аристов объявляет недостоверными и приписывает беспристрастие только сторонникам Софии. Сочувственно относится Аристов и к расколу старообрядчества, видя в нем, вслед за Щаповым, движение не столько религиозное, сколько политическое, и опять-таки направленное к тому, чтобы отстоять свое, исконное русское от всяких покушений на реформу, которые могут привести к уничтожению национальных особенностей русского народа. Яснее всего высказаны воззрения Аристова на иноземное влияние в его статьях о Гоголе, которого он причисляет к своему лагерю, а никак не к лагерю западников. Последний по времени труд Аристова - биография Щапова, надо считать одним из удачнейших. В нем, помимо прекрасной биографии и характеристики оригинального и талантливого историка, находится много материала для истории Казанской духовной академии и Казанского университета, хорошо очерчен быт тогдашних студентов, и есть много данных для более близкого знакомства с жизнью самого Аристова и постепенного роста его миросозерцания.

Некрологи Аристова помещены: в "Московских Ведомостях", 1882, № 245 (И. M. Белоруссова), в "Историческом Вестнике", № 10 в "Веке", №№ 11 и 12 (М. Филиппова). в "Церковно-Общественном Вестнике", № 115, в "Новом Времени", № 2.333, в "Киевлянине № 196, в "Журнале Министерства Народного Просвещения", № 10 и в "Известиях Историко-Филологического Института князя Безбородко", 1883, том VII. Затем укажем "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", выпуск II, Д. Д. Языкова. "Библиографию сочинений профессора Н. Я. Аристова" В. К. Симанского. "Опыт историографии" Иконникова. О трудах Аристова есть следующие рецензии: О "Промышленности древней Руси": в "Вестнике Европы", 1866, № 4, в "Отечественных Записках", 1869, № 1; о "Хрестоматии": в "Русской Старине", 1870, № 12, в "Голосе", 1871, № 213, в "Педагогическом Сборнике", 1871, № 8, в "Филологических Записках", 1870, выпуск 6; О "московских смутах": в "Отечественных Записках", 1871, № 7, в "Вестнике Европы", 1871, № 7 и 8, в "Деле", 1871, № 8, в "Сыне Отечества", 1871, № 130. Затем см. "Словарь" Венгерова. О памятнике Аристову: "Московские Ведомости", 1883, № 257 (И. М. Белоруссова). Портрет его помещен в "Веке", 1882, № 11. Кроме того, мы пользовались сведениями, полученными от вдовы Николая Яковлевича, Ольги Петровны, затем его письмами и письмами О. А. Аристовой.

С. Адрианов.

{Половцов}

Аристов, Николай Яковлевич

Историк, заслуженный профессор и инспектор Нежинского историко-филологического института, был 21 год профессором в университетах казанском, варшавском и харьковском; родился в 1834 году, † 26 августа 1882 года в Нежине Черниговской губ. Воспитывался в Тамбовской духовной семинарии и Казанской академии, изучал русскую историю, богословские науки и славянские народности, слушал лекции проф-в А. П. Щапова, И. М. Добротворского и В. И. Григоровича. Преподавал в Симбирской семинарии сначала математику, затем русскую словесность, в 1861 оставил службу и уехал в Петербург, где защитил в 1866 году диссертацию на степень магистра русской истории: "Промышленность древней Руси". Сотрудник газеты "Якорь" (1864-1865), журналов "Заря", "Век", "Время", "Библиотека для чтения", "Отечеств. записки", где помещал рецензии и монографии по русской истории. С 1867 - доцент по кафедре рус. истории в Казанском, а с 1869 - профессор в Варшав. университете. Деятельный сотрудник и член Московского археологического общества. С 1868-1882 напечатал более 30 монографий, из них важнейшие: "Первые времена христианства по церковно-историческому содержанию русских летописей" (СПб., 1888 г., изд. В. Симанского); "Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменности, литературы от начала письменности до XVI в." (Варшава, 1870, 800 стр.); "Московские смуты во время царевны Софьи Алексеевны" (Варшава, 1871); "Об историческом значении русских разбойничьих песен" (Воронеж, 1875); "А. П. Щапов, его жизнь и сочинения" (СПб., 1882 г., изд. Симанского); "Сочинения Н. В. Гоголя, со стороны отечественной науки" (СПб., 1888 г., изд. В. Симанского).

Профессор русской истории, род. в Тамбовской губ., в 1834 году, ум. в Нежине, Черниговской губ. 26-го августа 1882 г. Сын сельского священника, Аристов начал свое образование в духовном училище, откуда затем, благодаря своим выдающимся способностям, попал на казенный счет в Тамбовскую семинарию, которую кончил одним из первых в 1854 году. Успешно проходя курс семинарии, Аристов в то же время пополнял пробелы в своем образовании разнообразным чтением, благодаря которому расширялся его умственный кругозор и зарождалось в нем влечение к литературной деятельности. Сочинение, написанное им на последнем курсе семинарии: "Взгляд христианина на сновидения" - предназначалось автором для печати, но в 1854 году напечатать этот труд не удалось, и он появился только в 1867 году в "Тамбовских Епархиальных Ведомостях" (стр. 412-456). Под влиянием того же чтения в Аристове зародилось стремление поступить по окончании семинарии в университет, но стечение обстоятельств воспрепятствовало этому, и 15-го августа 1854 года он приехал в Казань, в духовную академию. Здесь он сразу примкнул к кружку студентов, занимавшихся изучением русской литературы и интересовавшихся общественным движением, начинавшимся тогда в России. В 1856 году направление занятий Аристова изменилось: под влиянием лекций В. И. Григоровича (по славяноведению) и, главным образом, А. П. Щапова, читавшего русскую историю, Аристов заинтересовался изучением русской старины. Сближение со Щаповым произошло по следующему поводу: в 1856 году Аристов ездил на каникулы в Вятку, где собрал много народных песен и другого этнографического материала. Щапов заинтересовался этим сборником и короче сошелся с Аристовым, который был его товарищем по академии и шел только на 2 года позже его. Это сближение было важным фактом в жизни Аристова. Между Аристовым и Щаповым было много сходства, как по их судьбе до поступления в академию, так и по характеру: оба испытали в детстве горькую долю низшего духовенства, оба одинаково удивляли всех своими способностями, благодаря которым добились до высшего образования; оба были одинаково восторженными идеалистическими натурами, у обоих были одни и те же симпатии и антипатии. Но Щапов к тому времени успел уже определить характер своей будущей деятельности и выработать более или менее прочное миросозерцание, а Аристов был еще совершенно неустановившимся юношей. Понятно, какое огромное влияние должен был оказать молодой доцент на своего друга: Аристов не только избрал специальностью русскую историю, но и научные воззрения свои почерпнул почти целиком у Щапова. И кандидатское сочинение свое Аристов написал на тему, данную Щаповым: "Взгляд древних русских летописцев на события мира" (напечатано в "Православном Собеседнике" 1859 года, книги 5 и 12). Кончив в 1858 году академию кандидатом богословия, Аристов, несмотря на хорошее сочинение, не был оставлен при академии, а должен был ехать в Симбирскую семинарию преподавателем математики, и лишь в 1860 году ему поручено было в той же семинарии преподавание русской словесности. Семинарская служба тяготила Аристова, который лелеял мечту об ученой карьере и о профессуре в университете, да кроме того, его правдивость и резкая откровенность в мнениях нажили ему в Симбирске много врагов, распускавших про него нехорошие слухи и добившихся в конце концов того, что Аристов попал под надзор полиции. Ввиду всего этого, Аристов, в 1861 году кинул службу, уволился из духовного звания и уехал в Петербург добиваться исполнения своих заветных грез. В Симбирске Аристовым были написаны следующие статьи: "Повесть о бражнике" ("Русская Беседа" 1859 г., книга 18), "Обзор русских летописей в содержании и характере их преимущественно церковно-историческом" ("Православный Собеседник", 1860 год, №№ 4-6), "О недостатке веры в русском народе" ("Дух Христианина", 1861, №№ 10-11) и "Взгляд на церковно-историческое содержание русских летописей" (Дух Христианина", 1861, №№ 2-3). Кроме того, 2-го февраля 1860 года им было сказано в семинарской церкви слово, которое появилось в "Самарских Епархиальных Ведомостях" (1870 г., № 5). В Петербург Аристов приехал в июле 1861 года, не имея решительно никаких средств к существованию. Однако, вскоре после приезда, он отыскал своего старого знакомого Кривицкого, а в августе встретился и со Щаповым, жившим тогда уже в столице. Благодаря этим знакомствам, Аристов устроился довольно хорошо, достав уроки в частных пансионах и домах. Щапов ввел Аристова в литературные кружки, и он вскоре заявил себя целым рядом статей в тогдашних периодических изданиях. К этому времени относятся следующие труды Аристова: "По поводу новых изданий о расколе" ("Время", 1862, № 1), "Очерк крестьянской свадьбы" ("Волга", 1862, №№ 13, 14 и 16), "Отживающие воззрения" ("Библиотека для Чтения", 1862, 5, под псевдонимом Н. Я. Ветвицкого), "Следствия падения общинного и выборного начала" (ibidem, № 6, под тем же псевдонимом), "Что нужно для русской истории в настоящее время?" (ibidem, № 8, тот же псевдоним), "Внутреннее обозрение" (ibidem, № 10), "Чиновничий элемент в разработке русской истории" (ibidem, № 12, тот же псевдоним), "Русские города и их администрация" ("Библиотека для Чтения", 1863, № 6), "Устройство раскольничьих общин" (ibidem, № 7), "Раскольничьи дела ХVIII столетия" (ibidem, № 4), "Посошков и Абрамов" ("Библиотека для Чтения", 1864, №" 2), "Предания о разбойниках" ("Северное Сияние", 1864, № 6), "Заметки о сельском управлении в России" ("Библиотека для Чтения", 1864, № 8), "Разбойники и беглые времен Петра Великого" (ibidem, №№ 10 и 11), "Н. М. Карамзин, как русский историк" ("Литературная Библиотека", 1866, Л" 4), "О прениях в обществе истории" ("Отечественные Записки", 1866, книга 23), "Записки по отделению этнографии в Императорском географическом обществе" (ibidem, № 8), "Старина русской земли" ("Отечественные Записки", 1867), "По поводу памятной книжки Таврической губернии" (ibidem, № 19). В то же время Аристовым напечатано и большинство его рецензий. Кроме того, Аристов напечатал целый ряд заметок и полубеллетристических статей в "Якоре" и "Заре", но все они были без подписи и теперь нет возможности определить, что именно в этих журналах принадлежит перу Аристова; да и сам он впоследствии забыл, что там писал. Уже из простого перечня трудов Аристова видно, что все они написаны под сильным влиянием Щапова, с которым он сошелся в Петербурге еще ближе и идеями которого он совершенно проникся. По поводу биографии Щапова, написанной Аристовым, супруга последнего в одном из своих писем говорит: "Читая эту статью, я вижу такое разительное сходство между этими обоими товарищами, начиная с самого их детства и воспитания и оканчивая трудами, наукой и отчасти характерами: два нераздельные существа". Близкие отношения между обоими учеными продолжались до весны 1864 года, когда Щапов был выслан в Сибирь. Благодаря обилию частных занятий и литературной деятельности, благосостояние Аристова упрочилось вскоре настолько, что к 1864 году у него сказались даже некоторые сбережения. Но эта масса работы не заставила Аристова забыть о той цели, из-за которой он приехал в Петербург. Уже осенью 1863 года он взял у Щапова рекомендательное письмо к Костомарову и через этого профессора снесся с историко-филологическим факультетом Петербургского университета касательно магистерского экзамена и диссертации. Экзамен был сдан в 1864 г. и открыл Аристову доступ в ученую среду, где вскоре своими усердными трудами и большими познаниями он обратил на себя внимание. Аристов принял деятельное участие в занятиях археографической комиссии и этнографического отделения Императорского русского географического общества, ездил в Москву для занятий в архивах, изучал археологию и вместе с Л. Майковым составил статью "Предания о кладах", за которую получил серебряную медаль от географического общества (эта статья напечатана в "Записках Императорского географического Общества", 1867, I). Тогдашний министр народного просвещения, узнав об его успешных занятиях по русской истории, предложил ему, через академика Н. Г. Устрялова, поступить в число стипендиатов Министерства. 1-го апреля 1869 года Аристов был причислен к Министерству с содержанием в течение двух лет по 1000 рублей. Благодаря этому обстоятельству, он мог оставить на время журнальную работу и отдаться всецело своей диссертации, которая вскоре и была готова. Это было исследование: "Промышленность древней Руси" (СПб. 1866; начало диссертации появилось в "Библиотеке для Чтения", 1865, № 3). 31-го октября 1866 года состоялся диспут. Аристов получил степень магистра русской истории и таким образом открыл себе дорогу к профессуре. В 1867 году он был приглашен вторым доцентом по кафедре русской истории в Казанский университет и 25-го января 1868 года открыл свой курс вступительной лекцией: "О современном состоянии и значении русской истории" (напечатана в "Ученых Записках Казанского университета" 1868 года). В Казани Аристов преподавал: 1) пропедевтику русской истории, знакомя студентов с важнейшими источниками допетровской истории и с развитием русской историографии, и 2) прагматический обзор событий древнейшей и древней русской истории до Петра Великого, преимущественно останавливаясь на истории народного быта, нравов и экономического положения населения удельно-вечевого и московско-царского периодов. В начале 1869 года Аристов был командирован от Казанского университета в Москву депутатом на 1-й Археологический съезд и, познакомившись тут с графом A. C. Уваровым, был избран в члены Московского археологического общества, в периодическом издании которого "Древности" он стал деятельным участником, и, кроме того, деятельно помогал графу Уварову в составлении "Русского археологического словаря". К тому же времени относится и статья Аристова: "Описание города Тамбова и Верхоценских областей" ("Летопись занятий археографической комиссии", 1868, выпуск IV). В конце 1869 года Аристов занял кафедру экстраординарного профессора русской истории в Варшавском университете и открыл курс вступительной лекцией "Об отличительных чертах древнерусской исторической жизни" (напечатана в "Варшавских Университетских Известиях", 1870, книга 1). Лекции он читал в Варшаве по той же программе, как и в Казани, только внешняя политическая история отодвигалась все более и более на задний план и, наконец, история культуры, права и экономического быта исключительно заняла весь его курс, а внешние факты он предоставлял своим слушателям самим почерпать из рекомендуемых им пособий. В Варшаве Аристов окончил свою докторскую диссертацию: "Московские смуты в правление царевны Софии Алексеевны", которая сначала печаталась в "Варшавских Университетских Известиях" (1871 г., №№ 1-4), а затем появилась отдельным изданием (Варшава, 1871). Защищать диссертацию Аристов поехал в Казань и немедленно по возвращении в Варшаву был повышен в ординарные профессора. Еще раньше диссертации, в 1870 году, Аристовым была выпущена в свет "Хрестоматия по русской истории для изучении древнерусской жизни, письменности, литературы от начала письменности до XVII века". В Варшаве же Аристовым написаны следующие статьи и заметки: "По поводу диспута г. Нильского" ("Заря", 1870, № 11), рецензия на книгу Иловайского: "Гродненский сейм" ("Заря", 1871, № 5), "Судьба женщины в до-петровское время" (ibidem, № 1). Кроме того, из Варшавы Аристов ездил на ІІ-й археологический съезд и отчет об этой командировке напечатал в "Варшавских Университетских Известиях" (1872, № 3). В 1873 году Аристов перешел в Харьковский университет также ординарным профессором русской истории. Здесь им составлены статьи: "Об историческом значении русских разбойничьих песен" ("Филологические Записки", 1874 и 1875 гг.; потом отдельной книжкой - Воронеж, 1875) и "Предания о местных святых" ("Древняя и Новая Россия", 1875, № 6). Из рецензий отметим: о книге Владимирского-Буданова: "Государство и народное образование в России" (ibidem, № 9) и о книге Загоровского: "Исторический очерк займа по русскому праву" (ibidem, № 5). В 1875 году он был избран в деканы историко-филологического факультета в том же университете, но тогда же получил приглашение во вновь учрежденный Нежинский историко-филологический институт князя Безбородко и занял здесь должность инспектора и кафедру ординарного профессора русской истории. В Нежине Аристов оставался до самой смерти. Этот период жизни Николая Яковлевича можно было бы назвать самым счастливым: пользуясь всеобщим уважением, он составлял центр кружка молодых профессоров, заброшенных в маленький грязный провинциальный городок Малороссии; с другой стороны, и студенты любили и уважали его больше, чем всех других своих наставников. Но в то же время семья Аристова (он женился в 1868 году) разрослась к этому времени до значительных размеров (он оставил 8 человек детей) и требовала больших денежных средств. Жалованья не хватало, и Аристову пришлось опять взяться за журнальную работу. В Нежине им написаны следующие труды: "Повесть о Фоме и Ереме" ("Древняя и Новая Россия", 1876, № 3), "О симбирских раскольниках" ("Православный Собеседник", 1877, № 1), "О земле Половецкой" ("Известия историко-филологического института князя Безбородко", 1877, № 1), "Состояние образования России в царствование Александра I" (ibidem, III), "Русские народные предания об исторических лицах и событиях" ("Труды третьего археологического съезда", 1878, т. I), "Заметки о поучениях епископа Серапиона" (ibidem, том II), "Невольное и неохотное пострижение в монашество у наших предков" ("Древняя и Новая Россия", 1878, №№ 5-6), "Александр Григорьевич Ильинский" (ibidem, № 5), "Название и герб города Ряжска" (ibidem, 1879, № 6), "Разработка русской истории в последние двадцать пять лет" ("Исторический Вестник", 1880, № 4), "Предания об исторических лицах и событиях" (ibidem, № 9), "Симбирские юродивые" (ibidem, № 11), "К характеристике Иоанна, бывшего епископа смоленского (ibidem), "О церковной живописи" ("Церковно-Общественный Вестник", 1881, №№ 43-45), "Гоголь, как националист" ("Век", 1882, №№ 2-4), "Историческое значение сочинений Гоголя" ("Исторический Вестник", 1883, № 9; обе эти статьи о Гоголе вышли в 1883 году отдельной книжкой под заглавием: "Сочинения Н. В. Гоголя со стороны отечественной науки"), "Афанасий Прокофьевич Щапов" ("Исторический Вестник", 1882, т. X. Есть и отдельное издание: СПб. 1882, к которому приложены ненапечатанные в журнале письма Щапова и отрывки из его неизданных трудов). Кроме того, Аристов поместил несколько заметок в "Еженедельном Новом Времени" за 1879 год и целый ряд корреспонденций в газете "Новое Время" за 1879-1881 года и заметку "О славянских минеральных водах" в "Неделе" за 1881 год, № 22. Участие в периодической печати мешало Аристову заняться более серьезными работами. Так, он предполагал сделать нечто цельное из своих отдельных однородных статей и собрал много материалов для русского историко-географического словаря, но обе работы не были окончены: Аристов заболел в 1881 году чахоткой, от которой и умер в следующем году. Погребен он был 28-го августа в Нежине. На следующий год его товарищи и ученики поставили над его прахом памятник. Аристов не принадлежал к числу ученых, пролагающих новые пути в науке, но он был усердным собирателем материала и тщательным исследователем. Ввиду этого наибольшее значение из всех его трудов имеет магистерская диссертация, представляющая весьма полный свод данных из летописей и других источников по истории русской промышленности до ХVвека. Ценным пособием при изучении древней русской истории (в юридическом и бытовом значении) является и его "Хрестоматия", заключающая в себе отрывки как из древних источников, так и из новейших исследований. Затем в целом ряде своих статей Аристов трудился над разработкой внутренней, бытовой истории и над развитием народной культуры в сфере религиозной, юридической, экономической и литературной. Особенно важны его исследования о разбойничьих песнях и вообще по народной литературе. Но в общем у Аристова нет цельного, строго выдержанного воззрения на русскую историю - оно заменяется у него симпатиями и антипатиями, воспитанными окружающей средой и обстоятельствами его жизни и определившимися под влиянием Щапова. Симпатии Аристова сосредоточены на низшем духовенстве и, главным образом, на народной массе, - антипатичны ему все факторы, мешающие свободному развитию и материальному благосостоянию этих двух классов народонаселения. Наиболее ненавистно Аристову иноземное влияние, как явление, оторвавшее на долгое время высшие классы от низших, поселившее между ними обоюдное непонимание и вражду. У русского народа есть свои собственные идеалы, которые он и стремится осуществить в своей истории, а подражание заморским порядкам сбивает русских с правильного исторического пути и приводит к страшным бедствиям. Поэтому и на петровскую реформу Аристов смотрит совершенно отрицательно. Вся его докторская диссертация посвящена именно доказательству той мысли, что Софья хотела удержать Россию на надлежащей дороге, а деятельность Петра вышибла русскую жизнь из правильной колеи. Для проведения этой односторонней мысли Аристову пришлось прибегать к натяжкам и грешить против правил исторической критики: всех писателей и исследователей, сочувствовавших Петру, Аристов объявляет недостоверными и приписывает беспристрастие только сторонникам Софии. Сочувственно относится Аристов и к расколу старообрядчества, видя в нем, вслед за Щаповым, движение не столько религиозное, сколько политическое, и опять-таки направленное к тому, чтобы отстоять свое, исконное русское от всяких покушений на реформу, которые могут привести к уничтожению национальных особенностей русского народа. Яснее всего высказаны воззрения Аристова на иноземное влияние в его статьях о Гоголе, которого он причисляет к своему лагерю, а никак не к лагерю западников. Последний по времени труд Аристова - биография Щапова, надо считать одним из удачнейших. В нем, помимо прекрасной биографии и характеристики оригинального и талантливого историка, находится много материала для истории Казанской духовной академии и Казанского университета, хорошо очерчен быт тогдашних студентов, и есть много данных для более близкого знакомства с жизнью самого Аристова и постепенного роста его миросозерцания.

Некрологи Аристова помещены: в "Московских Ведомостях", 1882, № 245 (И. M. Белоруссова), в "Историческом Вестнике", № 10 в "Веке", №№ 11 и 12 (М. Филиппова). в "Церковно-Общественном Вестнике", № 115, в "Новом Времени", № 2.333, в "Киевлянине № 196, в "Журнале Министерства Народного Просвещения", № 10 и в "Известиях Историко-Филологического Института князя Безбородко", 1883, том VII. Затем укажем "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", выпуск II, Д. Д. Языкова. "Библиографию сочинений профессора Н. Я. Аристова" В. К. Симанского. "Опыт историографии" Иконникова. О трудах Аристова есть следующие рецензии: О "Промышленности древней Руси": в "Вестнике Европы", 1866, № 4, в "Отечественных Записках", 1869, № 1; о "Хрестоматии": в "Русской Старине", 1870, № 12, в "Голосе", 1871, № 213, в "Педагогическом Сборнике", 1871, № 8, в "Филологических Записках", 1870, выпуск 6; О "московских смутах": в "Отечественных Записках", 1871, № 7, в "Вестнике Европы", 1871, № 7 и 8, в "Деле", 1871, № 8, в "Сыне Отечества", 1871, № 130. Затем см. "Словарь" Венгерова. О памятнике Аристову: "Московские Ведомости", 1883, № 257 (И. М. Белоруссова). Портрет его помещен в "Веке", 1882, № 11. Кроме того, мы пользовались сведениями, полученными от вдовы Николая Яковлевича, Ольги Петровны, затем его письмами и письмами О. А. Аристовой.

С. Адрианов.

{Половцов}

Аристов, Николай Яковлевич

Историк, заслуженный профессор и инспектор Нежинского историко-филологического института, был 21 год профессором в университетах казанском, варшавском и харьковском; родился в 1834 году, † 26 августа 1882 года в Нежине Черниговской губ. Воспитывался в Тамбовской духовной семинарии и Казанской академии, изучал русскую историю, богословские науки и славянские народности, слушал лекции проф-в А. П. Щапова, И. М. Добротворского и В. И. Григоровича. Преподавал в Симбирской семинарии сначала математику, затем русскую словесность, в 1861 оставил службу и уехал в Петербург, где защитил в 1866 году диссертацию на степень магистра русской истории: "Промышленность древней Руси". Сотрудник газеты "Якорь" (1864-1865), журналов "Заря", "Век", "Время", "Библиотека для чтения", "Отечеств. записки", где помещал рецензии и монографии по русской истории. С 1867 - доцент по кафедре рус. истории в Казанском, а с 1869 - профессор в Варшав. университете. Деятельный сотрудник и член Московского археологического общества. С 1868-1882 напечатал более 30 монографий, из них важнейшие: "Первые времена христианства по церковно-историческому содержанию русских летописей" (СПб., 1888 г., изд. В. Симанского); "Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменности, литературы от начала письменности до XVI в." (Варшава, 1870, 800 стр.); "Московские смуты во время царевны Софьи Алексеевны" (Варшава, 1871); "Об историческом значении русских разбойничьих песен" (Воронеж, 1875); "А. П. Щапов, его жизнь и сочинения" (СПб., 1882 г., изд. Симанского); "Сочинения Н. В. Гоголя, со стороны отечественной науки" (СПб., 1888 г., изд. В. Симанского).

{Брокгауз}

Аристов, Николай Яковлевич

профессор истории Варшавск. унив. и Нежинск. филолог. инст., † 48 лет 26 авг. 1882 г., писатель.

{Половцов}

Аристов, Николай Яковлевич

(1824-1882) - русский историк, ученик А. П. Щапова по Казанской Духовной Академии; несколько лет жил журнальной работой, потом был профессором в Казанском (1866-68), Варшавском (1869-73) и Харьковском ун-тах, а с 1875 - в Нежинском Историко-филологическом Институте. Главные работы: "Промышленность Древней Руси" (СПб, 1866); "Московские смуты в правление царевны Софии" (Варш., 1871); "Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменности и литературы" (Варш., 1870), "А. П. Щапов, его жизнь и сочинения" (СПб, 1882).

Лит.: Русский Биографический Словарь, т. 2.

  • - Абрамович, Николай Яковлевич, писатель. Родился в 1881 году. С 1898 года помещал критические фельетоны в "Донской Речи", "Приазовском Крае" и других изданиях. Стихотворения печатал в "Жизни" и "Журнале для всех"...

    Биографический словарь

  • - критик, примыкавший к модернистам 1900-х годов; писал о рус. и иностранных авторах, сотрудничал в журн. "Образование", "Современный Мир", "Русская Мысль"...
  • - Председатель Правления КБ "Интурбанк" с 1996 г.; родился 7 мая 1950 г. в Белгородской обл.; окончил Самарский авиационный институт по специальности "инженер", Академию общественный наук по специальности "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - провинциальный журналист и библиограф; род. в 1842 г. Литературную деятельность начал с 1863 г. Сотрудничал в "Справочном листке г. Казани" профессора Шпилевского и в "Казанском биржевом листке"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в 1888, ум. 1932, русский поэт, певец уходящей России. Опубликовал несколько книг для детей. В 1921-23 в эмиграции в Берлине...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - р. 1746 г., из первых воспитанник. И. А. X.; был рисовальщик и учитель рисования при чертежной Межев. д-та, при Павле I, и рисов. портрет этого государя в профиль...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. в 1794 г. В Академии художеств получил две серебряные медали за свои архитектурные композиции и выпущен с аттестатом 1-й степ. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - профессор русской истории, род. в Тамбовской губ., в 1834 году, ум. в Нежине, Черниговской губ. 26-го августа 1882 г. Сын сельского священника, Аристов начал свое образование в духовном училище, откуда затем,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - виртуоз, скрипач и композитор; род. в 1821 г. в Тобольске; музыкальное образование получил под руководством своего отца. В 1838 г. поступил в московский театр, заняв место первого скрипача...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. в статье Агафоновы...

    Биографический словарь

  • - Афанасьев, Николай Яковлевич, скрипач-виртуоз и композитор. Родился 24 декабря 1821 года. Умер 23 мая 1898 года в С.-Петербурге...