Архитектор баженов биография и работы. Загадочный русский архитектор василий баженов

Баженов Василий Иванович (1 (12) марта 1738 – 2 (13) августа 1799 гг.) – художник, архитектор, педагог, основатель русской псевдоготики, ярчайший представитель классицизма, масон, а также с 1784 года член Российской академии, действительный статский советник, вице-президент Академии художеств.

Ранние годы

Василий Иванович родился в семье дьячка придворной кремлевской церкви Ивана Федоровича Баженова. Художественные способности, обнаруженные им в раннем детстве, обратили на маленького Баженова внимание архитектора Д.В. Ухтомского, который в 1754 году был главным архитектором в Московском университете. Именно по его рекомендации Василий Иванович в 1754 году был зачислен в художественный класс гимназии Московского университета.

По итогам обучения в 1756 году, Баженов попал в девятку лучших выпускников класса и был переведен в Санкт-Петербургскую гимназию, а после того, как в 1758 году открылась Академия художеств, был зачислен и в нее.

Очень быстро талант будущего знаменитого архитектора раскрылся в такой мере, что преподаватель С. И. Чевакинский привлек Баженова к работе над постройкой Никольского морского собора, а в сентябре 1760 года, вместе с А. П. Лосенко Василий Иванович был отправлен в Париж для совершенствования своих талантов.

Реализованные проекты

Во Франции под руководством профессора Шарля Девайи, Баженов учился гравированию, а также изготавливал из пробки и дерева копии таких известных сооружений как Луврская галерея и собор Святого Петра.

Возвратившись в Москву, Баженов стал одним из лучших строителей-практиков. Его работы отличались изяществом форм и искусной планировкой. Так называемый французский вкус ярко выразился его в сооружении под названием Пашков дом.

Рисунок 2. Пашков дом. копии известных сооружений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Так и не дождавшись от Императрицы Екатерины должности «профессора комплекса увеселительных сооружений», Баженов покинул академическую службу. Вскоре князь Г. Г Орлов определяет Баженова в Артиллерийское ведомство и и дарует ему чин капитана. Именно в то время и был выстроен дом Пашкова в Москве, а в ее окрестностях – Царицынский дворцовый комплекс. Там же, в усадьбе Царицыно Баженов строит изящный мост через овраг.

Баженов пытается организовать свою академию и набрать в нее учеников, но к сожалению, как говорил сам Василий Иванович: «препятствиев к моему намерению весьма есть много».

Масон, член ложи «Латона», а также член ложи «Девкалион» остался без средств к существованию, но все же начал заниматься частными постройками.

В 1792 году Василия Ивановича вновь принимают на службу в адмиралтейство в Петербург.

Замечание 1

После того, как на престол взошел Павел I, Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств. Занимая пост, Баженов, по поручению императора, готовил собрание чертежей российских зданий для дальнейшего исследования архитектуры Отечества.

Нереализованные проекты

Грандиозный проект планировал реализовать Василий Иванович на месте крепостных стен Московского Кремля со стороны Москва-реки. Комплекс имел название Большой Кремлевский дворец на Боровицком холме или «Форум великой империи». Он должен был быть выполнен в виде общественного центра с площадью, к которой должны были стягиваться все улицы Кремля. Также в сооружении присутствовал грандиозный театр. Возможно проект был бы реализован если бы при разборке стен Кремля на стенах древних храмов не появились трещины. Строительство отложилось, а затем, в 1775 году было остановлено насовсем.

Та же участь постигла и архитектурный ансамбль в Царицыно, который представлял собой соединение готического декора западной Европы и нарышкинское барокко конца XVII века. Данное сочетание опробовалось Баженовым не в первый раз: он применял его еще в 1775 году, сотрудничая с М.Ф. Казаковым над увеселительными павильонами на Ходынском поле, по случаю заключения мира с турками.

Вероятнее всего Баженов не имеет никакого отношения к приписываемому ему и утраченному памятнику в Санкт-Петербурге - Старому Арсеналу на улице Литейной. Дворец на Каменном острове (Каменноостровский дворец) и Гатчинский дворец, также бездоказательно причисляют к работам Василия Ивановича. Документами было подтверждено участие Василия Ивановича в проектировании Михайловского замка. Проект несколько раз редактировался различными архитекторами, построена же была последняя версия под редакцией В. Бренна.

Замечание 2

Василий Иванович Баженов скончался и был похоронен в Санкт-Петербурге, но в 1800 году его останки были перенесены на родину, в село Глазово, в Тульской области.

Самые известные творения архитектора

Проекты В. И. Баженова:

  • Михайловский замок – 1792 год, с дальнейшей переработкой В. Бренна;
  • Ходынское поле – 1775 год, оформление к празднику в честь мира в Русско-Турецкой войне;
  • Несколько не снесенных Екатериной II построек в Ансамбле Царицыно – 1776-1786 годы;
  • Дом Пашкова – 1784-1786, спорно с архитектором Леграну;
  • Дом Юшкова – 1780-е годы – возможно работа Баженова;
  • Каменносстровской дворец – предположительно, строительство велось под руководством Кваренги и Фельтена;
  • Здание Арсенала (Санкт-Петербург) – маловероятно авторство Баженова;
  • Дом Долгова Л.И.;
  • Усадьба Ермолова – село Красное -1780 год – возможное авторство Баженова;
  • Усадьба Тутоломина-Ярошенко – 1788-1901 года – совместно с Казаковым;
  • Работы в Павловском и Гатчинском дворцах – 1793-1796 года – не подтверждаются;
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке – 1783-1791 года – выстроена Бове;
  • Усадьба Румянцева – 1782 год – совместно с Казаковым;
  • Усадьба Гендрикова И.С. – 1775 год, совместно с Леграном;
  • Церковь Владимирской Божьей Матери - 1789 год

Родился в Малоярославском уезде Калужской губернии. Сын дьячка дворцовой церкви.

Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской Академии в Москве. Посещал архитектурную школу Д. Ухтомского, который записал его в гимназию при Московском университете. Продолжил образование в гимназии при Академии наук в Петербурге, затем в архитектурном классе Академии художеств, став одним из первых учеников только образованной Академии и одним из первых пенсионеров, посланных за границу. В 1760-1762 годах обучался в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Совершенствовал мастерство в Италии. С солидным образованием и известностью, будучи членом парижской и нескольких итальянских академий, в 1765 году вернулся в Петербург. Работал главным архитектором в артиллерийском ведомстве.

С 1767 года работал в Москве в Экспедиции Кремлевских строений. Автор двух грандиозных, но незавершенных проектов. Первый – проект Кремлевского дворца, работать над которым Баженов начал в 1767 году по приказу Екатерины II. По замыслу зодчего перестройке и реконструкции должны были подвергнуться весь Кремль и Красная площадь: стены и башни снесены, новый торжественный дворец долженствовал стать центром Кремля, а на площади перед ним должны были сойтись все основные радиальные улицы. За несколько лет архитектор создал модель нового дворца, был произведен снос некоторых строений, башен и стен, совершена торжественная закладка дворца. Но Екатерина II остановила, а затем запретила все работы в Кремле.

Второй проект постигла та же участь. В 1775 году Баженов получил заказ от Екатерины II на сооружение дворца в Царицыне под Москвой. Баженов с семьей переселился в сырые места Царицына и несколько лет посвятил работе над дворцом. Им были выполнены Большой дворец и еще более десяти построек, входивших в ансамбль, заложен пейзажный парк, построены живописные мосты. В 1785 году Екатерина II прекратила и эту стройку, приказав сломать уже построенный дворец. Баженов, оставшись без средств, вернулся в Москву и открыл Архитектурную школу.

Для императрицы не осталась незамеченной связь Баженова с масонами и близость его к великому князю Павлу Петровичу, что во многом объясняет ее недовольство архитектором.

В 1792 году Баженову пришлось перебраться в Петербург, где он занял скромную должность архитектора при Адмиралтействе. Строил он теперь, главным образом, в Кронштадте.

С восшествием на престол Павла – покровителя Баженова, его жизнь резко изменилась. В 1799 году он был назначен первым вице-президентом Академии художеств. Но этот год оказался последним в его жизни.

Архитектором В.И. Баженовым построены дворец в Павловске, крепость в Гатчине, дом Пашкова в Москве, Петровский дворец и др. Не меньшую ценность, чем его осуществленные постройки, имеют его чертежи и рисунки, где воплотились идеи и проекты архитектора.

Учеником, помощником и достойным продолжателем замыслов Баженова был архитектор М. Казаков.

Женат на дочери московского купца Аграфене Лукиничне Долговой. Имел детей: Ольгу, Надежду, Веру, Константина, Владимира, Всеволода. Один из сыновей умер в Царицыне.

Архитектор умер в Санкт-Петербурге от паралича. Погребен в селе Глазово.

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца - 2 августа 1799, Санкт-Петербург) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, масон. Член Российской академии 1784 год Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Собора Св. Петра, учился гравированию. По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) и Петровский путевой дворец, построенный Казаковым Матвеем Фёдоровичем, - его помощником. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768-1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён. В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много.» До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917 г, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса Шпекле, Карл Иоганн. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. "Большой мост через овраг в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также сношениями с кружком Николая Ивановича Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора Виолье, Анри Франсуа Габриэль, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен Бренном Винченцо и он был осуществлен.

По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.


Василий Иванович Баженов (01.03.1737 - 2.08.1799)

Василий Иванович Баженов (01.03.1737 - 2.08.1799), бесспорно, является одним из ярчайших русских архитекторов, чьи работы до сих пор поражают своей смелостью и красотой. Талантливый самобытный архитектор времен императрицы Екатерины, создатель грандиозного проекта реконструкции Кремля, автор дома Пашкова, оставил после себя несколько знаменательных исторических памятников, которые представляют собой огромную ценность и являются прекрасным отражением величия той эпохи. За одухотворенность, свободомыслие и презрение стереотипов Баженова окрестили поэтом в архитектуре.

Он родился в селе Дольском близ Малоярославца Калужской губернии в семье дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711—1774). В возрасте трех месяцев был перевезен родителями в Москву. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу вольным слушателем и частенько помогавшего бедствующему в то время Баженову подработкой. Из школы Ухтомского Баженов перешел в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова, где поразил преподавательский состав своим талантом. Один из преподавателей Баженова, С. И. Чевакинский, сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года подающий надежды Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, а затем в Рим, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

По прибытии в Париж, поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Собора св. Петра, учился он также гравированию, при этом известно, что многие его соученики часто воровали его работы - настолько он был талантлив.

По возвращении в Россию в 1765, проживая в Москве, Баженов принял участие в первом издании труда Витрувия (перевод Каржавина). В это время на архитектора впервые обратила внимание императрица, заказав ему проект Института благородных девиц при Смольном монастыре, который он выполнил с блеском и размахом, заслужив высочайшую похвалу - однако, проект этот осуществлен не был.
Василий Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал сразу при своем возвращении на родину. Он являлся одним из проводников французского стиля в русской архитектуре (ярким памятником которого является Пашков дом). Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины - впрочем, ожидаемой должности, равно как и жалования, не получил (хотя в академики его произвели). Разочарованный таким положением дел, Баженов взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В 1767 году архитектор возвратился в родную Москву, где вскоре после приезда женился на Аграфене Лукиничне Красухиной, дочери каширского дворянина, рано умершего.


Мост авторства Баженова, усадьба Царицыно, Москва

Тем временем Екатерина «заболела» архитектурой. Этим решил воспользоваться Орлов, который тогда как раз делал попытки усилить свое влияние при дворе. Именно Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес. Этим проектом стал проект реконструкции Московского Кремля, в котором основной идеей Баженова было огромное здание, собиравшее под своими сводами все имеющиеся кремлевские здания и соборы. Грандиознейший проект был создан, одобрен императрицей, даже выполнен в виде деревянной модели, но не осуществлен из-за нехватки средств на его исполнение - тридцати миллионов рублей. Однако, по другой версии, Екатерина II и не думала осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768—1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятков миллионов на грандиозный дворец, и созданная архитектором деревянная модель произвела надлежащий эффект - а сооружение самого проекта, уже ненужного императрице, оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова, на строительство которого у архитектора ушло десять лет - причем каждую весну он вместе с семьей переселялся на место проведения работ, для собственноручного их контроля - однако Екатерина летом 1785 года посетила Царицыно, и, найдя его мрачным и чересчур тесным, повелела перестроить уже готовые здания. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время Баженов построил в Москве дом Пашкова, при строительстве которого архитектор сумел реализовать свои градостроительные идеи, возникшие, но не реализованные при проектировании перестройки Московского Кремля. Баженов переработал традиционную схему застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, и связанные с ним флигели, что придало застройке городской облик. Вместо парадного двора создан сад (который впоследствии был уничтожен).


Дом Пашковых

Баженов попал в немилость к царице, что объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также отношениями с кружком Н. И. Новикова, поручившего архитектору доложить цесаревичу Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. Екатерина подозревала политические цели в этих отношениях с цесаревичем, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург. Баженов претерпевает трудный для себя период - чтобы не оказаться в бедности, он берет частные заказы. Нужно добавить, что после эпизода с масонами у царицы до самой ее смерти не нашлось более работы для Баженова.

Однако ему суждено было вновь ощутить на себе благосклонность коронованной особы: по вступлении на престол, Павел I назначил зодчего вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его деятельность. Зодчего похоронили в собственном селе Глазово под Москвой. Последней крупной работой Баженова (с 1792 г.) был проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге, утвержденный в 1796 году.

К сожалению, до сих пор исторически не вполне прояснена ситуация с доказанным авторством архитектора некоторых зданий. Большой мост через овраг в Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.
Он создал архитектурную команду и школу при Экспедиции кремлевского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров. Сохранились многочисленные графические работы Баженова, среди них — панорама Царицына (тушь, гуашь, перо, кисть, 1776, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева)
Василий Иванович Баженов был первым русским архитектором, создававшим свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. Его творчество фактически ознаменовало новую эру русской архитектуры.

Баженов Василий Иванович (1737 или 1738-1799), архитектор.

Родился 12 марта 1737 или 1738 г. в селе Дольском близ Малоярославца (Калужская губерния); по другим данным, в Москве.

Детство и юность Баженова прошли среди древних построек Московского Кремля, где его отец служил дьячком одной из церквей. Первоначальное образование он получил в «архитектурной команде» Д. В. Ухтомского. Затем следовало поступление в гимназию при Московском университете.

В 1758 г. Баженов блестяще выдержал вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге. По окончании учёбы в 1760 г. как лучший ученик он был направлен на академические средства в Италию.

Вернувшись в Москву в 1765 г., архитектор получил звание академика за проект «увеселительного дома в Екатерингофе», а спустя два года приступил к созданию грандиозного проекта Кремлёвского дворца в Москве (1767-1775 гг.). В комплекс входили императорская резиденция, здания Коллегий, Арсенал, театр, главная площадь с амфитеатром для зрителей, а древние соборы Кремля оказывались как бы в обрамлении новейших построек.

Проект требовал громадных затрат, чего страна не могла себе позволить, - шла русско-турецкая война 1767- 1774 гг. Кроме того, начавшаяся разборка кремлёвской стены (на чём настаивал Баженов) вызвала резкий протест духовенства. Очень скоро Екатерина II сослалась на конструктивные просчёты и запретила дальнейшее строительство.

Разочарование не помешало талантливому зодчему продолжить воплощение новых творческих замыслов, среди которых особое место занимает дворцово- парковый ансамбль в Царицыне под Москвой (1775-1785 гг.). Царицынские постройки совмещали в себе элементы готики и древнерусского зодчества. Участь усадьбы в Царицыне также была печальной. Несмотря на красоту и своеобразие архитектурного решения, Екатерина, приехавшая на смотр своей подмосковной резиденции, повелела снести ряд корпусов ансамбля, а возведение центрального дворца поручила М. Ф. Казакову, сказав, что сооружение Баженова походит скорее на тюрьму, чем на дворец.

После очередной неудачи зодчий погрузился в работу над следующим проектом - домом Пашкова (1784-1786 гг.; ныне старое здание Российской государственной библиотеки). По чертежам Баженова были построены дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770 г.), ныне проспекте Мира, колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой улице (все 80-е гг. XVIII в.). Кроме этого, архитектор разработал проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге (1792-1796 гг.); он был сооружён в 1797-1800 гг. архитекторами В. Ф. Бренной и Е. Т. Соколовым.

В 1799 г. Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств, но не успел осуществить свои замыслы - он умер 13 августа того же года в Петербурге.

В истории искусства с именем этого архитектора связано становление и утверждение русского классицизма.