Архетип – что это? Богиня в реальной жизни.

Что такое архетип и его роль в жизни женщины. Какими бывают женские архетипы: по Юнгу, по Джине Болен, по знакам зодиака и степени личностного роста. Их положительные и отрицательные стороны.

Содержание статьи:

Архетип женщины - это заложенная в ней «программа», которая определяет ее жизнь, а именно восприятие мира, жизненную позицию, основные приоритеты. Уходит корнями не только глубоко в подсознание, но и в прошлое человека. Именно поэтому психологи предлагают несколько вариантов основных архетипов, связанных с божественными мифическими персонажами, астрологическими аспектами, личностными «корнями» и т.д.

Понятие архетипа женщин


Психологи определяют понятие «архетип» (от греческого arche - начало, typos - образ) как модель поведения, «режим», заложенный в нас природой. То есть это бессознательный компонент, который формирует наше сознательное отношение к миру и ко всему, что в нем происходит.

Отцом этого понятия считается корифей глубинной психологии Карл Юнг, который предположил, что в каждом из нас есть частичка от накопленного и пережитого нашими предками, некий первобытный образ. То есть образ, сформированный из коллективного бессознательного, которое веками «складировалось» в мифы, сказки и легенды. Именно поэтому архетипы женщин по Юнгу имеют сказочную, мифическую основу (Принцесса, Муза, Ведьма, Амазонка).

По мнению Юнга, каждый из нас уже рождается с полным набором архетипов, которые «включаются» при определенных ситуациях или обстоятельствах. Очень часто они всплывают в наших снах, подсказывая наиболее правильный выход из проблемной ситуации. Таким образом, архетипы могут существенно облегчать нашу жизнь, если уметь ими пользоваться, то есть использовать их осознанно.

Архетипическую основу женского поведения сегодня применяют и другие психологи, выделяя свои архетипы, а также астрологи, которые используют их для характеристики знаков зодиака.

Как определить архетип женщины

Архетип представительницы слабого пола можно назвать ее внутренним началом, интуицией. Считается, что женщина, которая умеет слушать себя, способна добиться в жизни именно того, что нужно ей, и не идти за чужим мнением или навязанными стереотипами. Женские архетипы имеют свои плюсы и минусы, и их необходимо знать, чтобы обратить их силу в продуктивное русло.

Архетипы женщин по Карлу Юнгу

Карл Юнг выделил 4 архетипа женщины, которые дополнительно подразделил на светлую и темную стороны. Каждый из этих сценариев поведения может давать массу бонусов или значительно усложнять жизнь.

1-й архетип (светлая сторона) - Принцесса


Представительница прекрасного пола с таким архетипом обычно ассоциируется с понятием отличницы, Джульетты, девочки, маленькой леди, нежного создания. Она любима родителями, во многом зависит от их мнения и мнения других людей. Лишена самостоятельности, поэтому предпочитает решать свои проблемы «чужими руками».

Зачастую это девочки, которые хорошо учатся в школе, институте и ставят перед собой высокие цели. У них идеалистическое восприятие мира и стойкие семейные ценности. Предпочитают чисто женскую атрибутику (розовые цвета, милые аксессуары, каблучки и т.д.) и красивые ухаживания. Мечтают о принце на белом коне.

Принцесса эмоциональна, чувствительна, мечтательна. Любит все прекрасное, животных и мир растений. Она придерживается этических и эстетических норм, предпочитает мелодрамы и комедии с «хэппи-эндом», легко становится фанаткой медиа-персон.

Утонченность и чувствительность Принцесс делает их капризными из-за необходимости постоянно получать внимание к себе и в то же время наивными и доверчивыми.

Принцесса - милашка, которая умеет подавать себя и принимать внимание. Это ее сильная сторона.

1-й архетип (темная сторона) - Дрянная девчонка


Обратная сторона Принцессы может иметь два поведенческих варианта: полненькая пампушка, которая живет в мечтах о принце, или оторва, которая берет от жизни все. При этом есть у них и нечто общее - все та же мечтательность, романтичность, зависимость от чужого мнения (хоть и тщательно скрываемая) и отсутствие авторитета родителей, взрослых, старших.

Эмоциональность здесь приобретает выраженный характер и переходит в истеричность, плаксивость, частую смену настроений, суицидальные наклонности. Капризность превращается в стервозность и убеждение, что ей все должны.

Личные отношения все так же идеализируются, но с уклоном к несчастной любви. Поэтому в качестве объектов страсти выбираются «проблемные» варианты - женатые мужчины, мужчины с большой разницей в возрасте или в статусе, кумиры. При этом вполне приемлемо находиться в постоянном поиске, не считая партнеров и не ограничиваясь моральными принципами и платоническими отношениями.

Отрицание иерархического восприятия отношений проявляется в эпатажном поведении и манере одеваться. При этом Дрянная девчонка очень старается быть похожей на известную личность - актрису, топ-модель, поп-звезду и т.д. Может впадать в крайности и пускаться «во все тяжкие».

Дрянная девчонка - это девушка-вызов, притягивающая на себя внимание. Это самый главный ее бонус.

2-й архетип (светлая сторона) - Муза, Жрица


Женщину с таким архетипом часто называют роковой. Она пробуждает в мужчине все самое чистое и благородное, вдохновляя на подвиги и созидание. Ей пишут стихи и посвящают песни. Мужчины помнят такую девушку всю жизнь, даже после кратковременной встречи. Они интуитивно стараются стать лучше, поэтому ее партнер быстро делает успехи на любом поприще.

Жрица сочетает в себе все самые лучшие женские качества - чувственность, интуицию, обаяние, мудрость. Она может обладать навыками целительства и буквально преображать пространство вокруг себя. Ее любят все, на нее невозможно обидеться, ей невозможно не дарить подарки и не уделять внимание. При этом она умеет оставаться незаметной и ненавязчивой, привлекая к себе внимание тактично и тогда, когда ей нужно.

Муза - это женщина-загадка, которая выбирает себе партнера по только ей одной известному принципу. Она не обязательно привлекательна внешне - ее красота глубинна, необъяснима, магнетична. Ее мир - ее мужчина, но она никогда не станет его рабыней и не будет принадлежать ему полностью.

Жрица - женщина, которая в совершенстве владеет искусством любить и быть любимой на уровне подсознания. В этом преимущество архетипа.

2-й архетип (темная сторона) - Ведьма


Образ этого архетипа - Холодная стерва, Снежная королева, Женщина-вамп. Обладает магической властью над мужчинами, но не созидательной. Ведьма использует их для достижения своих корыстных целей - материальной выгоды, удовлетворения физиологических потребностей или психологических прихотей (мести, интриг, повышения самооценки и т.д.). Без каких-либо сожалений и угрызений совести.

Ведьма считает себя центром Вселенной, где мужчина - всего лишь инструмент для достижения цели. Она умна и хитра, обаятельна, откровенна, сексуальна и в то же время может быть холодной и расчетливой. Она меняет образы согласно поставленным перед собой целям. Полярность ее чувств способна сводить мужчин с ума. Рядом с Ведьмой они теряют голову и способны совершать самые безумные поступки - убийства, самоубийства, интриги, скандалы и даже войны.

Ведьма - особа, которая четко знает, чего хочет и как этого добиться от мужчины. В этом ее сила.

3-й архетип (светлая сторона) - Охотница


Женщина-охотница - представительница прекрасного пола с активной позицией по жизни. Она успешна сама по себе и не рассчитывает на мужчин. Более того, Охотница нередко вступает в соревнование с ними, поскольку не считает себя слабым полом и не разделяет дела на чисто мужские и чисто женские.

Свободолюбие и независимость Охотницы часто толкает ее на одиночество или перестановку приоритетов в пользу карьеры. Именно поэтому они предпочитают в личных отношениях роль боевой подруги или любовницы. Подсознательно выбирают слабых мужчин, неудачников. Из-за постоянной занятости Охотницы ее дети рано ставятся самостоятельными.

Женщины такого архетипа активны, решительны, рациональны, зачастую успешны. Они держат свои чувства и эмоции при себе. Идут по жизни с девизом «Я сама!».

Охотница - женщина, которая способна сделать себя сама и самостоятельно решить любую задачу. Это ее козырь.

3-й архетип (темная сторона) - Амазонка


Обратная, теневая сторона Охотницы, которая не просто соревнуется с мужчиной - она стремится его подавить, унизить, уничтожить. Чаще всего под описание Амазонки подходят такие «персонажи», как Строгая начальница, Бизнес-леди, Феминистка, Женщина-политик, Разведенка, которая добилась всего сама. Она отрицает любые эмоции, поскольку считает их слабостью. Сдержана, скрытна.

В абсолютном приоритете у Амазонки карьера, поэтому и выглядит она соответственно, предпочитая строгий, деловой стиль в одежде.

В личной жизни такой женщины если и бывают мужчины, то ненадолго, или те, которые согласны полностью и беспрекословно ей подчиняться. Она считает всех представителей мужского пола слабыми и недостойными даже внимания. Не то что любви и заботы.

Амазонка - сильная женщина, которая ставит перед собой высокие цели и достигает их. Без чьей-либо помощи. Это ее сильная сторона и принцип жизни.

4-й архетип (светлая сторона) - Хозяйка


В приоритете Хозяйки - семья и все, что с ней связано. Она обеспечивает уют, домашнее тепло, любовь и заботу.

Хозяйка радушная, любопытная, общительная. Хорошо готовит, занимается рукоделием. Любит животных, детей, цветы. Имеет свою территорию, на которой устанавливает свои правила.

Терпелива, аккуратна, склонна к бескорыстной жертвенности. Верна, заботлива, воспринимает мужчину как опору, поддержку, поэтому быстро выходит замуж.

Хозяйка - женщина, у которой хватит любви и заботы на всех. Этим она притягательна.

4-й архетип (темная сторона) - Ужасная мать


Другая сторона Хозяйки может выражаться двумя образами: Гипермамой, которая просто удушает своей опекой, или Холодной королевой, которая вообще игнорирует своих детей и не упускает шанса обвинить их в абсолютной неблагодарности.

Такое же двойственное может быть и отношение к себе, к дому и к окружающим. Она может тщательно следить за собой и вести бесконечную борьбу с микробами в доме, с показушным радушием приглашать гостей, чтобы продемонстрировать свой перфекционизм. А может вообще не зацикливаться на подобных «пустяках», быть скупой и вести замкнутый образ жизни.

Ужасная мать часто живет воспоминаниями и любит поучить жизни, склонна к манипуляциям. Часто придерживается консервативных взглядов на жизнь и обижается, если ее не слушают или критикуют. Склонна к сверхконтролю.

В своем мужчине видит маленького ребенка, поэтому относится к нему как мама.

Ужасная мать - женщина, которая умеет удерживать власть и манипулировать людьми.

Архетипы женщин по Джине Шинода Болен


Многие из нас еще с детства представляли себя одной из мифологических красавиц, пытаясь подражать ей и во взрослом возрасте. Поэтому психолог Джина Болен разделила архетипы женщин по «божественному» принципу.

Основные женские архетипы богинь:

  • Афродита . Чувственная, сексуальная, романтическая, притягательная женщина. Часто влюбляется и живет чувствами, не заглядывая вперед. Любит детей и растит их в любви и комфорте. Тяготит к творчеству и к «сложным» мужчинам, которые имеют непростой характер или ставят в приоритет карьеру. Спонтанна и общительна. Этот архетип проявляется чаще в период влюбленности, но может и преобладать изначально. Чтобы достичь полной гармонии, Афродите нужно научиться говорить «нет» и не принимать скоропалительных решений в сложных ситуациях.
  • Персефона . Это женщина, которая предпочитает пассивность и чужое мнение. Ей важно получать одобрение матери. Умеет хорошо подстраиваться под обстоятельства. Предпочитает рутинную работу, которая не требует управления и инициативности. В личной жизни застенчива, невинна. Замуж часто выходит, уступая натиску мужчины или родителей. Не любит принимать решений. Советы для Персефоны заключаются в следующем: повзрослеть, научиться не бояться обязательств и слышать свои чувства.
  • Артемида . Сильная, целеустремленная, независимая, свободная духом женщина. Любит активность - спорт, путешествия, соперничество и споры. Принципиальна, иногда даже в ущерб своим чувствам. Нуждается в общении, отношениях, но из-за нехватки эмоциональности и восприимчивости часто выстраивает границы. С противоположным полом не приемлет игр «в любовь», кокетства - она воспринимает его в качестве партнера. Поэтому избегает брачных союзов и отдает предпочтение мужчинам с совместными интересами. Пути развития Артемиды - почувствовать в себе женское начало и не подавлять его.
  • Гера . Женщина, которая не представляет себя вне семьи. Она хранительница домашнего очага, жена. Причем законный статус последней для нее особенно важен. Именно он дает ей чувство престижности, реализованности. Гера преданна и верна, способна идти за своим мужем «и в огонь, и в воду». Она боготворит своего мужчину, но при этом может быть вздорной и страшной в гневе с другими. Предпочитает отдых с семьей, поэтому не имеет подруг, тем более незамужних. Ревнива, очень боится разрыва отношений. С детьми эмоционально холодна. Советы Гере: выйти за пределы роли жены, заняться саморазвитием, не бояться разрушения неудачного брака.
  • Деметра . Это женщина, которая наделена сильным инстинктом материнства. Она успешно реализует свою потребность в опеке, воспитании в семье или на профессиональном поприще педагогики, медицины, психологии, адвокатуры. Она надежная, внимательная, заботливая, практичная. С болью принимает взросление детей. Бывает упрямой, с большим трудом принимает необходимость кого-то отчитать. В отношениях с мужчиной выбор не делает, а чаще принимает внимание партнера и подчиняется. Фронт работы над собой для Деметры: уделять внимание себе, научиться спокойно отпускать детей во взрослую жизнь.
  • Афина . Умная, практичная, знающая себе цену женщина. Склонна анализировать свою жизнь и улучшать ее (и себя в том числе). Стремится быть лучшей, обладает тонкой интуицией. Не принимает мечтания - у нее в приоритете здравый смысл, интеллект и четкие цели. Поэтому выбирает в партнеры мужчин с такими же качествами - сильных, целеустремленных, честолюбивых. Дружба с женщинами у Афины не ладится, поскольку она далека от традиционно женских тем и взглядов. Проблемные «зоны» Афины, которые нужно развивать: женственность, материнский инстинкт, способность заботиться.
  • Геста . Целостная, самодостаточная женщина с очень развитой способностью чувствовать людей. Это классическая домохозяйка. Ее богатый внутренний мир заменяет ей общение с другими людьми, поэтому ей по-настоящему комфортно в одиночестве или в очень узком кругу людей. Она не вмешивается в дела своего мужчины и не любит, когда он вмешивается в ее домашние дела. Часто религиозна, духовно развита. Пути совершенствования Гесты: развитие социальных навыков, выход за пределы внутреннего мира, использование своих эмпатических способностей на благо (психология, медицина, целительство).
  • Геба . Вечно юная, беззаботная женщина. Она не принимает факт старения, поэтому всю жизнь борется с ним - с помощью омолаживающих процедур, имиджа, стиля в одежде, спорта, диет. Она требует внимания к себе и подтверждения своей красоты. Окружает себя подругами с таким же архетипом. С представителями противоположного пола Геба спокойна, не испытывает бурных страстей, как и к детям и их наличию. Замуж выходит либо по выгоде, либо по настроению. Не любит ограничений и личной ответственности. Фронт работы для Гебы: умение спокойно принимать свой возраст, чувствовать других и нести ответственность.
  • Тихе . Это женщина, которая стремится контролировать все и всех. Ее настроения и решения спонтанны и не продуманы, иногда полностью лишены логики. Может маскировать свою тягу к власти и контролю под легкостью и веселым характером. Она живет только эмоциями, которые становятся для нее главным критерием выбора окружения и принятия решений. Часто сама не может обосновать свой выбор или свое поведение. С мужчинами может вести себя холодно и цинично или, наоборот, часто и эмоционально влюбляться. Отличный манипулятор, может быть завистливой и стервозной. Над чем нужно поработать Тихе: научиться жить своей жизнью, а жизнь других оставить в покое, уважать чужое мнение.
  • Немезида . Принципиальная, иногда жестокая женщина, которая живет «по правилам» и старается наказать всех, кто их нарушает. Часто глубоко религиозна или консервативна, прямолинейна в суждениях, очень ответственна. Постоянно находится в поиске идеала мужчины, при этом видит в них одни недостатки. Недоверчива, не склонна к дружеским отношениям. Сдержана в отношении эмоций и чувств. Перечень сфер, над которыми нужно поработать Немезиде: гибкость мышления, женственность, мягкость, умение слушать себя и принимать реальность такой, какая она есть.
В каждой женщине есть сразу несколько богинь, каждая из которых может проявляться в определенной жизненной ситуации. Поэтому важно знать все плюсы и минусы каждой из них и умело их использовать, чтобы сделать свою жизнь более полноценной и комфортной.

Архетипы женщин по астрологическому гороскопу


Астрологи также отмечают некую общность поведенческих сценариев у разных знаков зодиака. Поэтому в систему, как определить архетип женщины по астрологическому принципу, вложены особенности каждого из них.

Основные женские архетипы по знакам зодиака:

  1. Овен - Амазонка . Это активная, необузданная, независимая, страстная. Предпочитает яркие цвета, активное времяпрепровождение, спорт, необычные формы и любые эксперименты. Может быть спонтанной, прямолинейной, открытой и при этом раздражительной, нетерпеливой, бесцеремонной. Не боится конфликтов и борьбы.
  2. Телец - Мать-земля . Красивая, чувственная, добрая, доверчивая, спокойная, преданная. Любит все натуральное, антиквариат и роскошь. Может быть завистливой, упрямой, ленивой, эгоистичной. В отношениях ревнива. Имеет много предрассудков.
  3. Близнецы - Писательница . Интеллектуальная, мудрая, всесторонне развитая. Любит простор и легкие тона. Открытая, общительная, гибкая, сообразительная, дружелюбная. Может быть поверхностной, непостоянной, занудной, холодной, стервозной. Хороший собеседник. В отношениях игрива, любит флиртовать.
  4. Рак - Мать . Романтичная, заботливая, талантливая, чувствительная, гибкая. Она любит все женское - каблучки, рюши, кружева и романтический стиль. Умеет чувствовать людей, имеет развитую интуицию, ценить семью. Может быть обидчивой, угрюмой, мстительной, ленивой, жалеющей себя. В отношениях нежная, уютная, преданная.
  5. Лев - Королева . Уверенная в себе, сердечная, сильная, влиятельная, оптимистичная. Любит роскошь, украшения, дорогую обстановку. Обладает харизмой, щедростью, дружелюбием, умением оказать поддержку. Из слабых сторон архетипа отмечается гордыня, высокомерие, показушность, расточительность, невежество, эгоизм. В отношениях - соблазнительная, динамичная, игривая.
  6. Дева - Искусница . Заботливая, хозяйственная, надежная, практичная, скромная. Она любит все практичное, простое и функциональное. Ей можно доверять, она обладает хорошими организаторскими способностями. Обычно спокойна и дисциплинирована, но может быть суетливой, критичной. Очень ценит чистоту и комфорт. В отношениях спокойна и сдержана, но иногда позволяет себе легкомысленные поступки.
  7. Весы - Танцовщица . Привлекательная, чувственная, открытая, честная. Предпочитает эстетику и гармонию во всем, любит элегантность и дизайнерское искусство. Сильные стороны - доброта, терпение, теплота, спокойствие; слабые - холодность, нерешительность, достижение гармонии любой ценой. Может жить в мире иллюзий, но хорошо адаптируется к окружающему. В отношениях кокетлива, легка и соблазнительна.
  8. Скорпион - Шаманка . Страстная, мистическая, преданная. Любит контрасты и не любит запреты. Умеет увлекать за собой и оставаться невозмутимой даже в случае бури внутри. При этом склонна к чрезмерному контролю и манипуляциям, зависти и расчетливости, различным зависимостям. Ревнива, эмоционально непредсказуема. В отношениях страстная и соблазнительная.
  9. Стрелец - Верховная . Уверенная в себе, либеральная, жизнелюбивая. Любит путешествия, комфорт и благородство. Доверчивая, оптимистичная, благоразумная, может обладать даром предвидения и оказывать поддержку. При этом ей не чужды тщеславие, заносчивость, высокомерие и расчетливость. В отношениях активна, любит эксперименты.
  10. Козерог - Мудрая . Ответственная, трудолюбивая, честная, объективная. Предпочитает классику и элегантность. Добросовестная, простая, способна выслушать и дать совет. Может создавать прочные и долговечные отношения. Минусы Мудрой - высокомерность, неприветливость, нетерпимость, холодность, строгость. Держит свои эмоции при себе, не любит сентиментальности. В том числе в личных отношениях, где проявляет себя глубоко чувственной натурой и предпочитает безопасность.
  11. Водолей - Философ . Остроумная, независимая, индивидуалистка. Любит все оригинальное, необычное, уникальное. Имеет развитое воображение и чувство юмора, оптимистична и либеральна. Слабое «звено» Философа - взбалмошность, холодность, легкомыслие, дерзость. В отношениях открыта, игрива, но не слишком страстна.
  12. Рыбы - Фея . Преданная, чуткая, жертвенная, бескорыстная, переменчивая. Любит размытые и струящиеся формы, символизм и совершенство. Может вдохновлять, сопереживать, чувствовать, очаровывать. Слабые стороны Феи - зависимость, беспомощность, наивность, впечатлительность, склонность к пагубным пристрастиям и идеализации. В отношениях соблазнительная, чувственная.

Архетипы по степени развития женского начала


В эту классификацию женских архетипов положена степень личностного роста женщины, то есть каждый из них представляет собой ступеньку, уровень ее зрелости. При этом перейти на следующий, более высокий, можно лишь тогда, когда от предыдущего усвоены только положительные качества. Поэтому здесь очень важно соблюдать последовательность.

Лестница архетипов по степени зрелости личности:

Как определить архетип женщины - смотрите на видео:


Женские архетипы могут быть разными и сочетаются в женщине по-разному. Все зависит от того, захочет ли она взять их на вооружение, взять правильно и с созидательной целью. Только в таком случае у нее есть все шансы насладиться полноценной жизнью и узнать, что такое женское счастье.

Наверняка многие из Вас слышали о женской энергии и ее силе.. испокон веков Женщина была символом любви, нежности, страсти, домашнего очага, материнства, вдохновения..

Сила женщины заключена в ее многообразии, в ее искусстве быть всегда разной, неуловимой, интересной..

Но часто бывает так, что Она забывает об этом и становится лишь Домработницей, заботясь обо всех вокруг, забывая при этом себя, или она может только Любовницей, которую мужчины расценивают лишь на одну ночь.. Бывает и так, что женщина уходит в карьеру, теряя при этом способность любить и рожать детей. Крайностей бывает много..

И все они случаются, когда Женщина останавливается лишь в одном-двух состояниях, теряя при этом свою многогранность!

Давайте рассмотрим женщину, как проявленный на 100% потенциал в 8 Женских Архетипах.. Ведь именно тогда, когда она раскрывает в себе все свои грани, она становится женщиной «На вес золота»..

Проведём небольшой тест. Читая о каждом архетипе отмечайте по 10 бальной шкале, на сколько он в Вас раскрыт..

Итак, начнём..

Хозяйка. У неё все на своих местах, любит чистоту и порядок, стабильна, умеет управлять домашним бюджетом, отличный отношения с матерью и родственниками, обожает готовить, заботиться о близких, находится в состоянии служения своей семье.

Любовница. Обожает себя, своё тело, любит ходить по магазинам, баловать себя, любимому мужчине устраивает романтические вечера, очень сексуальна и притягательна, притягивает взгляды, яркая, легкая, сексуальная.

Амазонка. Идейный вдохновитель, трудоголик, занимается благотворительностью, социальной активностью, очень занята, знает что такое деньги и как сделать так, чтобы они всегда были.

Мать. Женщина-Любовь. Именно она рожает и любит детей, помогает матерям, заботиться и молиться за других детей, она в когда обнимет, пожалеет, погладит и сразу все горести проходят..

Муза. Женщина-Вдохновение. К ней

Мужчина приходит за вдохновением, поддержкой, мудрым словом. Именно она получает самые дорогие подарки. Она сама благодарность, обладает магнетизмом и внутренней красотой. Любит творчество и уединение. Это Женщина всегда вызывает чувство восхищения.

Королева. Женщина, умеющая управлять и делегировать, планировать. Та, что вышла на уровень роскоши и она этого достойна! Сама справедливость, щедрость, изобилие и доброта!

Жрица. Это Женщина- Целительница, она умна, мудра, знает ответы на все вопросы, может исцелят прикосновением, словом, ей могут снится вещие сны, она пунктуальна, встаёт на рассвете, чтобы сделать свои ритуалы. Глубока и чиста. Мужчина приходит в ней за исцелением и мудростью, также обменяться опытом.

Богиня. Именно она является безусловной любовью женщины. На этом уровне она может встретить своё «Близнецовое пламя», мужчину с которым будет осуществлять большую миссию на земле. Уровень просветления, святости, всепринятия.

Наш тест подошёл к концу, посмотрите на итоги, какого архетипа в Вас больше, а какого меньше?

Женщина, которую можно смело назвать женщиной с Большой Буквы развивает в себе все грани Совершенства! Она и чудесная хозяйка и страстная любовница, у неё есть своё увлечение или дело и она знает как управлять финансами, она счастливая мать, вдохновительница, которая одним прикосновением руки может снять головную боль.. и главное она умеет безусловно любить!

Хотите узнать как развить все Грани женской целостности? Тогда проходите по ссылочке и регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тест практикум вот тут

В этой статье я опишу тебе 8 основных Архетипов, используемых в современной психологии. Их конечно же много больше, но это основные. Названия архетипов могут менять, но суть их остается та же.

Вкратце напомню что такое архетип и в чем его суть.

* Архетип — суть, форма и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение.

Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания. Проще говоря — всеобщие, безусловные, психические и поведенческие программы.

Если он не получает нужного и должного внимания, то это отражается на том, как ты себя чувствуешь, каково твое настроение, на твои эмоции в текущем моменте. Очень часто не понимая этого ты можешь принимать мысли того или иного Божества из глубин своего подсознания, которые ты ловишь из коллективного бессознательного нашей планеты за свои собственные мысли!

Итак, вот они 8 архетипов. Здесь они приведены для мужчин. Женщины — просто представьте себе женщину, которая стоит рядом с каждым из мужских Архетипов , и вы сразу поймете в чем суть женской стороны каждого из архетипов.


Архетип Шут: связан с творческим началом. Любит играть с Реальностью. Нестабильность действий, гибкость в поведении, непредсказуемость в поступках и решениях. Любит привлекать внимание и быть в центре.


Архетип Слуга: исполнительность и точность — это его девиз. Нуждается в инструкциях и точных указаниях. Необходим контроль, чтобы все было исполнено вовремя и правильно.


Архетип Крестьянин: все про стабильность и дисциплинированность. Готов много работать для достижения своей цели. Прижимист, шаг за шагом улучшает свое материальное положение.


Архетип Воин: все время в борьбе с собой и окружающим миром. Отвоевывает свое место под солнцем. Напористость и активность в действиях. Воин все время ищет возможности вступить в бой и победить.

Архетип Купец: постоянно ищет выгоду. Для этого ищет пути для возможностей и сотрудничает со своим окружением, избегая конфликтов. Настроен на то, чтобы договариваться с людьми и заводить как можно больше социальных связей.


Архетип Король: все про ответственность и готовность брать ее на себя. Организует контроль над деятельностью и координирует работу других людей. Нацелен на общее благо.


Архетип Учитель: все про знания, их поиск и передачу. Умеет и любит учиться и передавать знания и опыт людям, помогает ученикам найти верный путь. Умеет найти подход к ученику, чтобы донести ему знание.


Архетип Монах: стремится к познанию и уединению. Ему свойственны духовные практики, подкрепленные аскетичностью. Видит и чувствует незримое, владеет мощной интуицией.

В китайской метафизике на два Архетипа больше — есть еще Ремесленник и Славный Малый.


Архетип Ремесленник : это все про созидательное творчество. Ремесленник любит учиться и сразу применять свои знания на практике, создавая что-то своими руками. Смекалистый и трудолюбивый.


Архетип Славный Малый : это про поддержание хорошего настроения в компании. Он не очень любит работать, но очень любит поболтать и потусить. С ним просто отлично провести время — он и посмешит и поддержит. Но сильно расчитывать на него не стоит.

Если вы знакомы с искусством Бацзы, то можете узнать в каждом из архетипов определенный Ментальные тип или Божество. Можете даже написать в комментариях — какие божества вы узнали.

Почему занимаясь Китайской Метафизикой, я обратил свое внимание на тему Архетипов?
Множество моих знакомых психологов очень удивились, когда узнали о моем интересе.

Суть в том, что искусство Бацзы в отличие от психологии может сразу:
типировать доминирующие Архетипы , внутренние, спящие Архетипы и отсутствующие Архетипы по вашей карте,
-определять какие Архетипы конфликтуют в вашей карте Бацзы (а значит и в жизни) и давать сразу рецепты, как снять напряжение ,
-увидеть, какие Архетипы “пришли” к вам на рост и развитие в текущем времени , чтобы направить на них силы и ресурсы,
-понять какие архетипы вы используете как ведущие в отношениях, работе, воспитании детей, общении в социуме и дать рекомендации по коррекции существующих проблем в той или иной сфере,
-дать рекомендации по общей гармонизации Архетипов в карте для достижения внутреннего состояния счастья и удовлетворенности жизнью.

Вам интересно?

Хотели бы вы узнать свои ведущие архетипы и их особенности?
О том как их развивать и выводить себя на качественно новый уровень жизни?
Понять и убрать внутренние напряжения или внешние конфликты в жизни?
Быть может вам интересно с точки зрения помощи и консультации другим людям понять и узнать, как работать с архетипами через искусство Бацзы?

Пишите в комментариях ниже, если будет много интереса и желающих я могу провести вебинаров по этой теме. Могу даже пригласить специалистов, которые трудятся в теме архетипов, чтобы рассказать вам о классических архетипах Юнга и о том, как использовать эти знания, чтобы стать богаче, успешнее, счастливее в отношениях и в жизни в целом.

Попробуйте сразу же определить свой доминирующий Архетип и 2 дополнительных, которые вы чаще всего используете в жизни и в работе. В чем вы чувствует их плюсы и минусы? Пишите в комментариях ваши наблюдения.

Я уже написала про основные модели героев, которые встречаются в кино и книгах. Настало время написать про героинь. Тем более, что разнообразия женских персонажей в произведениях начинающих писателей и сценаристов не хватает. Возможно этот небольшой список поможет структурировать мысли и создать нечто интересное.

Афродита: Соблазнительная Муза

Обворожительная женщина. Находит простые решения проблем, которые другие люди не замечают. Изобретательна и сообразительная, но слишком сильно отождествляется с сексуальностью, поэтому этот архетип получил негативную окраску.

Злодейская версия - Роковая женщина

Холодная, апатичная женщина, которая использует секс, чтобы эксплуатировать мужчин.

Примеры:

Саулон номер 6 из «Звездный крейсер «Галактика» 2003 г. и Дафна Блейк из Скуби-Ду.

Артемида: Амазонка

Могущественная, независимая женщина, любит конкуренцию, ассоциирует себя с природой и женственностью.

Злодейская версия - Горгона

Мстительная женщина, впадает в ярость, когда ей угрожает опасность.

Примеры:

Амазонка - Зена: Королева войнов и Баффи истребительница вампиров

Горгона - Хела Marvel Comics и Эйрахни́да из «Трансформеры: Прайм»

Афина: Дочь своего отца

Привлекательная и умная женщина, которая делает карьеру, конкурируя с сильными мужчинами и пытаясь доказать, что она ничем не хуже них.

Злодейская версия - Предательница

Эта женщина сделает бы все, чтобы попасть на вершину, даже если это разрушит жизни или карьеры других людей.

Примеры:

Дочь своего отца - Гермиона Грейнджер и Вельма Динкли из Скуби-Ду

Предательница - Леди Макбет из Макбет и Королева Регина из Однажды в сказке

Деметра: Воспитатель

Добрая и сочувствующая женщина, которая многим жертвует ради помощи другим - особенно детям или тем, кого она считает важным. Вся ее личность связана с заботой о других.

Злодейская версия - Мать диктатор

Женщина, которая контролирует жизнь своих детей и это доходит до крайности. Она даже может причинить детям/близким зло, если они попытаются оставить ее.

Примеры:

Воспитатель - Уиллоу из «Баффи Истребительница вампиров» и Белоснежка из «Однажды в сказке»

Мать диктатор - Мисс Полевая Мышь из «Дюймовочка» и Акито Сома из «Корзинка фруктов»

Гера: Матриарх

Сильная, шефствующая, идеальная женщина. Она держится за свою семью, несмотря ни на что, но не позволяет сомневаться в ней. Она - плечо, на которое все могут опереться, при этом она держит всех под контролем.

Злодейская версия - Презираемая женщина

Она ненавидит предательства и от всех требует уважения. Если она узнает об измене близкого, то сделает его жизнь кошмаром, заодно отомстив его любимым.

Примеры:

Матриарх - Джина Грей из «Люди Икс» и Королева Элинор из «Храбрая сердцем»

Презираемая женщина - Зира из «Король Лев 2» и Юно Гасай из «Дневника будущего»

Гестия: Мистик

Спокойная, нежная женщина. Любит одиночество. Не стесняется заниматься домашними обязанностями. Не интересуется карьерой. Нуждается в творчестве и свободе. Хочет делать что-то для себя, а не для кого-то другого.

Злодейская версия - Обманщица

Скрывается под невинной застенчивой маской. На самом деле она манипулирует людьми ради собственной выгоды.

Примеры:

Мистик - Королева Эльза из «Холодное сердце» и Рей Хино из «Сейлор Мун»

Обманщица - Фиона лисица из комиксов «Sonic the Hedgehog» и Бланш Дюбуа из «Трамвай «Желание»

Исида: Мессия женщина

Бескорыстная женщина, которая никогда не откажется от цели своей жизни. Она наблюдает за всем со стороны, но всегда отстаивает свои собственные убеждения.

Злодейская версия - Разрушительница

Непоколебимая женщина, которая никогда не отступает от миссии. Она видит вещи в черно-белом цвете и твердо верит в принцип «цель оправдывает средства».

Примеры:

Мессия женщина - Жанна д’Арк и Мулан

Разрушительница - Кара из «Легенды Искателя» и Демона из «Гаргульи»

Персефона: Дева

Беззаботная, женщина-ребенок, которая предпочитает, чтобы другие справлялись с неудачами жизни, а ей не нужно беспокоиться об этом. Она легко открывается и сближается с людьми, которых другие могут избегать, хотя иногда это может навредить ей.

Злодейская версия - Проблемный подросток

Эгоистичная девушка, которая любит баловать себя вечеринками, наркотиками и/или сексом. Если она окажется в затруднительном положении, она ожидает, что ее семья или друзья выручат ее и решат все проблемы.

Примеры:

Дева - Тай Ли из «Аватар: Легенда об Аанге» и Белла из «Сумерки»

Проблемный подросток - Бэла Талбот из «Сверхъестественное» и Миртл из «Великий Гэтсби»

Мария Луиза Фон Франц

Число и Время

Глава 8

Архетипы и числа как "области" проявляющихся ритмических последовательностей

В современной теории чисел принято рассматривать целые числа как поля. В частности, в исследованиях распределения простых чисел, с давних времён предпринимались попытки выстроить их в виде различных матриц или областей, начиная со знаменитого "решета Эрастофена" (см. рис.), где вычеркиваются все составные числа.

Решето Эрастофена [Источник: Martin Gardner, “Mathematical Games,” Scientific American (March, 1964), p. 120, copyright © 1964 by Scientific American, Inc. All rights reserved.]

[Фотографии любезно предоставлены Научной лабораторией Лос-Аламос, Калифорнийский Университет]

Как показано выше, числа выстроены в форме спиральной решетки и рассчитаны с помощью компьютера от 1 до 10.000 и от 1 до 65.000 (точки - это простые числа). Они выстроены в следующем порядке:

Использование подобных матриц на Западе началось только со времен Эвариста Галуа, в то время как на Востоке они применялись испокон веков. В настоящее время, концепция числового поля преобладает в западной теории чисел. В геометрии так же были приняты аналогичные понятия. К примеру, сегодня пространством называется "совокупность с определяемыми смежными отношениями".

В других областях науки идея поля или структуры имеет различные нюансы. Тот же Ланселот Л. Уит определяет идею структуры как "эффективные модели взаимоотношений в любой ситуации". По отношению к частицам, например, это означает, что они "склонны к систематическому и упорядоченному расположению в пространстве". Можно добавить, что в пространстве элементарных частиц, их свойства когерентности согласуются для большей эффективности.

Данную идею, на мой взгляд, можно рассматривать в иной форме - как свойство качественной однородности. Упомянутые китайские матрицы понимаются как качественные "поля", а не как матрицы в западном смысле слова. Они предствляют собой, так сказать, всеобъемлющий архетипический порядок unus mundus и всё его мыслимое содержимое.

Такие же построения присутствуют и в древней западной теории чисел. Пифагорейцы, Платон в последние годы жизни, так же как и большинство мифологических и качественных теорий чисел на Западе - все они отмечали сходство между архетипическими образами (идеями) и числами, стремясь выстроить их в иерархическом порядке. В своих работах по синхронии, Юнг писал о подобных исторических попытках. Он упоминает Dialogus inter naturam et filium philosophiae (Беседы между природой и сыном философии) Эгидиуса де Вадиса, где автор соотносит с числами ряд религиозных и алхимических значений. Аналогичные попытки рассмотреть соответствия или идентичности архетипических образов и чисел также были предприняты Агриппой фон Неттесгеймом и предшествующими ему нумерологами. Ещё одной попыткой создания подобной модели было стремление Платона иерархически упорядочить "идеи" в форме пирамиды, высшей точкой которой являлась идея о благе. Я не буду подробно останавливаться на аналогичных идеях, которые плодились как кролики в "Театре" 17 века. В большинстве своём, они состояли из статичных структур, где числа приравнивались к "идеям" или "областям космоса", основываясь на мистических аналогиях. Переводя на язык психологии, это значит, что они стремились обозначить универсальный порядок коллективного бессознательного (как суммы архетипов).

Эти концепции четко определяли определённый порядок бытия. Более того, числа в этих концепциях просто приравнивались друг к другу, без попыток более детально обозначить сходства. Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению данного вопроса, нужно ответить на ещё один: Каким образом мы можем разделить натуральные числа и архетипические символы, такие как солнечный диск, древо жизни и т.д.? Несмотря на то, что числа всегда считались аналогами данных образов, они содержат в себе более абстрактный компонент. Юнг определял натуральное число как архетип порядка, ставший сознательным . Это означало бы, что наша идея порядка содержит предсознательую часть или, другими словами, она основана на врожденной бессознательной предрасположенности человеческой психики. Как следствие, эта врождённая предрасположенность лежит в основе знания и рационального формулирования порядка, который мы имеем в сознании.

Как противоположность числовым и некоторым геометрическим символам, приносящим в сознание идею "строгого порядка", другие известные людям символы - это образы того "гештальта", который частично получен из опыта переживания окружающего мира. Вот лишь некоторые из них - "древо жизни", "тотемное животное", "живая вода", "подземный мир" и "огненный дух". "Строгой упорядоченности" гораздо больше в числовом символизме, чем в вышеупомянутых образах. Тем не менее, мифологические образы всегда связывались с числами. "В действительности", Юнг как-то отметил, что

лишь впоследствии возникает взаимоотношение числа к мифологическому постулированию, хотя, несомненно, сама суть числа связана с ним априори, это становится понятным только проявляясь в сознании.(Она не учитывается.) В этом смысле, число является подлинным символом не только в силу своей арифметической природы, но и по своей сути.

Связь чисел и образов наглядно представлена в религии Майя. Там отдельные боги прямо идентичны числам. Хунабку - трансцедентный верховный бог, главенствующий над всеми созданиями, зовётся "Единственный" (от хун , "один"). Великие герои зовутся "Первым охотником", "Седьмым охотником" и так далее. В то же время, эти числа считаются "временными", поскольку определённый день в календаре Майя отводится соответствующему богу. Только силы подземного мира, родоначальники хаоса и бессмысленности, лишены этой привилегии. Им принадлежат пять "безымянных" дней в конце года.

Аналогично и в древнем Вавилоне все числа от одного до шестнадцати отведены определённым божествам - существовал бог "Восьми", бог "Трёх" и т.д. Эти боги чисел таким же образом связывались со временем, когда им назначались определённые календарные даты.

Идея архетипического поля или коллективного бессознательного, на которую обратил внимание Вильям Джеймс, зиждется на том факте, что архетипы существуют в условиях взаимной контаминации - они пересекаются по смыслу.

Мы можем проиллюстрировать этот феномен на примере архетипа "Великой Матери". Этот образ играет существенную роль в мифологии и религии почти всех наций и культур. Он находит своё отражение в Средиземноморье, в таких фигурах как Хатор, Нут, Исида, Кибела, Астарта и Анат. В христианстве мы видим Деву Марию, в Индии - Шакти, в Северной Америке - так называемую Женщину-паук, а в среде эскимосов - Седна, хозяйка морских животных, и это лишь некоторые примеры.

Ещё одно выражение данного образа принимает форму "пожирающей матери" (B). Она персонифицирована, помимо прочих, в образе полинезийской Хине-нуи-те-по, Бабы Яги из русских сказок, индийской Кали Дурги и немецкой Хель.

Очередная форма проявления Великой Матери предстаёт в форме материнского древа (C). Эта форма - сущность мифического древа, листья которого служат местом обитания душ нерождённых детей, а также суть всех мифов о рождении из дерева. Пример - дерево в могиле Сети I, от груди которого и был вскормлен фараон.

В свою очередь, дерево тесно связано с символом солнца (L). И в самом деле, согласно многим мифам, солнце было рождено из древа или предстаёт как фрукт с дерева света (D).

Как образ гроба, дерево также связано со смертью (E). В разных частях света люди хоронились в деревьях. А сама по себе смерть (F) подобным образом персонифицирована матерью, темной женской фигурой (mors , жен.!).

Образ дракона (G), наделенного связью со смертью - ещё одна форма проявления пожирающей матери. В подтверждение этому имеется ряд средневековых представлений о Лимбо, где царство мертвых располагается в утробе дракона.

Смерть явно контрастирует с древом жизни (H), которое играет существенную роль в большинстве религий. Этот же мотив в роли "фамильного древа" приобретает отцовское значение и соотносится с символом фаллоса (K). В свою очередь, отцовский мотив связан с символом солнца и другими, а фаллический элемент отсылает нас обратно к "Великой Матери", которая часто характеризуется гигантским носом, метлой или какими-либо ещё фаллическими атрибутами.

Проявления и смыслы архетипических образов могут взаимодействовать как угодного. Но вышеприведённых примеров достаточно, чтобы продемонстрировать сеть переплетающихся символических образов куда, при ближайшем рассмотрении, встраиваются архетипы. Другими словами, они находятся в области внутренних качественных нюансов. Эта область может быть обозначена как многообразие содержимого психики, где соотношения разделяются по значению.

Как и некоторые структуры материального мира, группы объектов архетипического измерения, становясь неполноценными, спонтанно принимают новые формы. Наличие данных структур способствует формированию сходных или взаимодополняющих представлений. Также легко демонстрируется тот факт, что комплексные структуры отображают тенденцию к избирательному взаимовлиянию.

"Ядра" архетипического поля (в нашем случае, произвольно выбранный архетип Великой Матери) - самый неуловимый элемент. Тем не менее, их наличие можно рассматривать как объекты, на которые опираются все остальные образы. Внимательно изучая нашу иллюстрацию, мы также можем поместить архетип "солнца" в центр наблюдаемой области и пересмотреть с этой точки зрения паутину амплификаций. Таким образом, каждый архетип образует потенциальный центр поля репрезентативного содержания строго определяемый относительно условий, область пересечения с другими архетипами. Данная структура характера и для натуральных чисел, взятых в своём качественном аспекте. В результате исследования данного феномена, китайцы объединили числа в матрицы, представленные как ритмически организованные "совокупности", темпорально-обусловленные образы свойств космосического целого. В этом смысле, модель Ло-шу может рассматриваться как качественная область единицы, пяти и десяти. Другими словами, она отображает эволюцию изначальной единицы в Дао (10+1=11).

Вероятно, знаменитая пифагорейская лямбдома (система музыкальных интервалов) также изначально являлась расположением областей в форме круга (мандалы). Гертруда Дегенринг недавно вновь переоткрыла это через видение (!), где она была показана круговом узоре, который является важнейшей упорядоченной структурой. Профессор Рудольф Хесс обнаружил и доказал, что это было круговое расположение пифагорейской лямбдомы, которая идентична необъяснимому рисунку Пифагора на мозайке, датируемой вторым веком нашей эры.

Пифагорейская лямбдома [Источник: Drawing by Gertrude Degenring for Rudolf Haase, “Eine unbekannte pythagoraische Tafel,” Antaios , XII, no. 4 (1970), 358, reproduced by permission of Ernst Klett Verlag and Professor Rudolf Haase.]

В. Хартнер (который, помимо прочего, выдвинул теорию подсознательного математического инстинкта в человеке) обратил внимание на любопытную деталь. В культурах неолита и бронзового века присутствуют две разновидности математически стилизованного орнамента. В одном случае, орнамент характеризуется повторяющимся расположением одинаковых элементов и может подвергаться математическому анализу. В другом - орнамент подчиняется более "высокой" последовательности и состоит из элментов, чередование которых можно сравнить с искривленными полями дифференциальных уравнений (см. иллюстрацию ниже).

[Источник: W. Hartner, "Zahlen and Zahlensysteme bei Primitiv- und Hochkulturvölkern," Paideuma , nos. 6-7 (1940-44), 270.]

Здесь арифметический узор первой разновидности противопоставлен более плавному узору второй. Данный феномен указывает на математический образ мышления, а орнамент второго типа - на математическое чувство . Эти поля, образованные колебательными движениями кривых и "возбужденных точек" (глазоподобные элементы на нашей диаграмме), иллюстрируют идею однородности и числовых полей так, как я пытаюсь её передать. Упоминание Хартнера о том, что этот математический феномен в большей степени связан с функцией чувства (кривые производят музыкальный эффект), поражает меня своей значительностью. Вопсприятие числового "поля" в большей степени происходит через функцию чувства. Позже я рассмотрю этот вопрос более подробно.

Перед нами встаёт вопрос - являются ли все ядра (см. иллюстрацию) одинаковыми по своему значению или подчиняются более высокому порядку, который стоит над ними всеми, то есть над архетипами? В течении своей жизни Юнг пытался продемонстрировать вероятность существования этого высшего принципа, который он называл Самостью. Самость проявляется в форме мандалы - сферического или кругового образа. Структура мандалы обычно разделяется на четыре части и всегда имеет прямое отношение ко времени. По словам Юнга, "Своей центральной точкой, мандала символизирует предельное единство всех архетипов так же, как и всё многообразие мира феноменов. Следовательно, она эмпирически эквивалентная метафизической идее unus mundus ."

Возвращаясь к нашей иллюстрации, я также должна упомянуть, что отдельные части конфигурации архетипа не проявляются [произвольно] во времени, но подчинены закономерной последовательности . Сравнительная мифология имеет дело не только с типичными образами, но и с типичными элементами повествования. Соответственно, отдельные мотивы имеют тенденцию образовывать повторяющиеся временные фазы. Человеческий разум, возможно, предполагал это ещё на ранних стадиях: немецкое слово erzahlen , "рассказывать", содержит идею счёта (zahlen ), так же как и французкое raconter относится к compter и английское "recount" к "count". В Китае, слово "подсчитывать" состоит из элементов suan , "считать или подсчитывать", начала, chi , того, что произойдет, lai .

Подобные психологические явления заставили исследователя А. Зеиденберга предположить, что акт подсчёта возник из обрядов, основанных на мифах о творении. По его словам, "Индексирование - это обряд "подсчёта" мифа". И он допускает, что, возможно, подсчёт начался с внимания, которое уделяемого длительным процессиям.. Я не совсем согласна с данным выводом, хотя он и кажется правдоподобным, всё же процессии состоят из раскрытия или "развёртывания" арехтипических символов во времени. Тем не менее, мне кажется, что темпоральные отношения между числом и архетипическим символом должны иметь более глубокие корни, а не только распределение фигур в процессии.

Интерпретируя мифологические сюжеты, уместно будет подсчитать количество действующих лиц. Давайте возьмём для примера русскую сказку "Царь-девица". Царь для трёх своих сыновей устроил соревнование, где они должны были "срывать его цветы и искать его следы". Один за другим они отправляются в приключение и выходят к перекрёстку, где стоит знак, гласящий: "Направо пойдешь - еды найдешь, но коня голодным оставишь. Налево пойдешь - коня накормишь, но сам изголодаешься. А прямо пойдешь - смерть свою встретишь." Два старших брата поехали налево и направо и потерялись, а младший Иван-дурак поехал прямо к смерти. Там он встретил три Бабы-Яги, которые помогли ему получить "Марью-красу с золотыми волосами" в "царстве под солнцем". Она родила ему близнецов. Два его брата вернулись к царю, а Иван остался в "царстве под солнцем" и правил там до конца своей жизни.

В начале ситуация представляет из себя кватерион из четырёх мужских фигур: царя и трёх сыновей. Затем, следующий кватерион из женских фигур: три ведьмы и Марья-краса. В конце истории образуется "обновлённый" кватерион из трёх мужчин и одной женщины. Следовательно, последовательность архетипических образов проявляет взаимодействие чисел , что можно проиллюстрировать следующим образом:

Результат группировки

Аналогичным образом большинство мифологических сюжетов могут быть описаны через [временно-числовые последовательности]. (Насколько я знаю, триады и кватерионы играют основную роль в этих интерпретациях.) В основе данного феномена, на мой взгляд, заложен изоморфизм между архетипами и числами, как качественными конфигурациями. Лейбниц в своей ранней работе О принципе индивидуации (1663) описывал именно это наблюдение, говоря о том, что сущность вещей "поступает" как число. Глагол "поступать" здесь указывает на динамический асект "сущности" (так Лейбниц называл архетипы) проявляя её темпоральные свойства. В современной психологии глубин мы можем продемонстрировать вероятность проявления архетипов в бессознательном в форме последовательностей символических образов. Вероятно, как однажды заметил Паули, этим можно объяснить феномен предвидения: бессознательное внутри нас знает каким образом могут развиваться события, при наличии определённых конфигураций.

Есть вероятность, что изучение лингвистических структур может пролить свет на распределение архетипических конструкций во времени. Г.Б. Мильн уже положил этому начало, показав, что пословицы и традиционные выражения различных наций и рас имеют четырёчастную структуру.

По утверждению Питера Хофстаттера, наука о человеке, его чувствах и особенностях не имеет ничего общего с универсальной химической классификацией. Если б и было возможно создать такую систему, она открыла бы доступ к конкретным преобразующим уравнениям. Я считаю, что та область чисел и архетипов, которую я пытаюсь описать в этой работе, относится к данной системе. Основная трудность заключается в том, что эта система лежит в основе той деятельности, которую человек предпринимает для более осознанного понимания. И, как результат, она представляет собой и объективную, и субъективную реальность. Всякий процесс постижения, вместе с его сознательными и подсознательными интенциями, движется через скрытые структуры данной области. В то же время, этот процесс содержит в себе эти структуры и отражает их.

Скорее всего, именно по этой причине число имеет отношение к поведению архетипических проявлений . Архетипы проявляют себя в "упорядоченной последовательности", где числа образуют что-то вроде примитивных выражений. Вероятно, психическая энергия является тем элементом, что соединяет последовательность архетипических образов и ряд натуральных чисел. В следующей главе мы изучим данный феномен более подробно.