Анализ стихотворения константина бальмонта "великое ничто". Анализ стихотворения "фантазия" бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет XIX века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире.

В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это стихотворение тайно передавали из рук в руки, как листовку. В Женеве оно было опубликовано в сборнике «Песни борьбы». Бальмонт мастерски владел приемами обличительной сатиры, писал эпиграммы, одна из которых адресована тому же Николаю II:

Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, — час расплаты ждет. Кто начал царствовать Ходынкой, Тот кончит, встав на эшафот.

В начале творческого пути Бальмонта поддерживали В. Короленко, В. Брюсов, которые высоко ценили его талант и образованность.

Свой первый «Сборник стихотворений» Бальмонт уничтожил как слабый. Следующий сборник «Под северным небом» был более удачным. Стихи в нем приобретают изящество формы и музыкальность.

Всю жизнь Бальмонт работал очень интенсивно. В год у него выходило по несколько сборников в нескольких изданиях. Он изучил 16 языков, поглощал целые библиотеки, стремился как можно полнее понять жизнь и людей.

С 1897 года поэт путешествует по всему миру, что отразилось на тематике его стихотворений. Отречение царя от власти Бальмонт воспринял с радостью, но революцию 1917 года отверг, считая ее грубой и страшной. В 1920 году поэт-бунтарь подает прошение о выезде за границу, где и остается навсегда. В эмиграции Бальмонт тосковал по родине:

И все пройдя пути морские, И все земные царства дней, Я слова не найду нежней, Чем имя звучное: Россия.

Он слагал песни о Москве, воспевал Сибирь в книге «Голубая подкова».

Славу Бальмонту как поэту-символисту принесли сборники «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце». В 1913 году в России было издано 10 томов его произведений.

Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него — символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры. В едином взоре, Я властелин…

По музыкальности стиха Бальмонту не было равных. Он умел уловить и показать момент, миг, звук, рождающиеся и исчезающие. В своих стихах поэт использовал приемы, свойственные музыке, — ритмические повторы, множество внутренних рифм:

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. (1902)

В стихотворении «Безглагольность» Бальмонт гениально подмечает одну из «эмоциональных составляющих» действительности:

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.

Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Чередование шипящих звуков — излюбленный прием символистов, позволяющий передать шелест листьев:

Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье глухое, немое.

Лирический герой помещен на «склон косогора» между небом и рекой (водой), окутанной туманом. Возникает глубокий образ: маленький человек — и весь мир, погруженный в печаль. И в то же время душа даже одного человека, с его страданиями, — это целый космос, его эмоции сливаются с миром природы. Жизнь человека и «безмолвие» — только внешнее проявление, за которым скрывается поток чувств и эмоций, сложная жизнь души.

К шедеврам бальмонтовской лирики можно отнести стихотворения «Песня без слов», «Челн томления», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Камыши», «Океан».

Стихотворения Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом, сколько звуковой игрой. Не случайно одно из них названо «Песня без слов» (1894):

Ландыши, лютики. Ласки любовные. Ласточки трепет. Лобзанье лучей. Лес зеленеющий. Луг расцветающий. Светлый свободный журчащий ручей.

Изменяя в строфах «главный» звук (здесь — «л»), автор вызывает у слушателя чувство трогательной нежности к расцветающей природе. Картина утра сменяется картинами дня и прекрасной лунной ночи. Прожитый день завершается:

Радость безумная. Грусть непонятная. Миг неизбежного. Счастия миг.

В стихотворении «Челн томленья» (1894) есть строка «чуждый чарам черный челн». Бальмонт часто использовал однородные эпитеты и повторы:

Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог, Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог.

Настоящим шедевром стало стихотворение «Камыши», в котором читатель видит страшное ночное болото с его трясиной, сыростью, таящейся смертью:

Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет.

Сонет «Океан» посвящен Валерию Брюсову, человеку неутомимой энергии, создателю символизма. Стихотворение наполнено энергией океана, а построено как разговор лирического героя с Океаном. В нем символический смысл и философский подтекст. Поэт говорит о счастье и смысле жизни, но не получает ответа: Материал с сайта

Вдали от берегов Страны Обетованной, Храня на дне души надежды бледный свет, Я волны вопрошал, и океан туманный Угрюмо рокотал и говорил в ответ: «Забудь о светлых снах. Забудь. Надежды нет. Ты вверился мечте обманчивой и странной. Скитайся дни, года, десятки, сотни лет, — Ты не найдешь нигде Страны Обетованной».

О творческом пути художника-творца, о самосовершенствовании повествует стихотворение «В безбрежности» («Я мечтою ловил уходящие тени…»). Путь поэта представляется как некая «лестница в небо», каждая ступенька которой — это годы тяжелого труда. Но чем выше поднимается поэт, тем бо льшим смыслом наполняются его жизнь и творчество:

И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Поэт рад, что достиг высоты, узнал, «как ловить уходящие тени» образов и слов. Он не останавливается на пути самопознания, идет все выше и выше.

Даже названия стихов поэта отражают их необыкновенную музыкальность: «Аккорды», «Гармония слов», «Зовы звуков». Не случайно Бальмонта называли музыкальным живописцем, «Паганини русского стиха». На его стихи написано более 500 романсов. В плане музыкальности Бальмонт был гениальным продолжателем традиций лирики А. Фета, уделяя внимание не только звуку, но и цвету. «Вся природа — мозаика цветов», — говорил он:

Красный парус в синем море, море голубом. Белый парус в море сером спит свинцовым сном. (1905)

В поэме «Фата Моргана», например, 21 стихотворение, и каждое посвящено раскрытию какого-либо цвета или оттенка цветов.

По словам Короленко, «центрального, художественного мотива» у Бальмонта не было, он его и не искал. Его художественный метод отражал целостность мира.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • бальмонт основные темы в творчестве
  • темы стихов бальмонта
  • бальмонт стихи челн томления анализ
  • анализ стихотворения бальмонта челн томленья
  • бальмонт биография для детей краткое содержание

Урок литературы в 11 классе

Тема : «Трепет жизни» в поэзии К. Бальмонта» .

(Сонет «Август». Опыт анализа и интерпретации

поэтического текста).

Задачи урока . 1. Напомнить старшеклассникам о сложных духовных поисках литературы Серебряного века через осознание своеобразия поэтического мира К.Бальмонта. (1867-1942г.г.)

2. Дать понятие об импрессионистическом видении мира К. Бальмонта

4. Пробуждать «чувство поэзии», учить воспринимать литературу как искусство слова, формировать эмоциональную восприимчивость.

5. Повторить необходимые литературоведческие термины и понятия (актуализация литературно-теоретических знаний), способствовать обогащению и усложнению словарного запаса старшеклассников, развитию их речевой культуры

Оформление урока .

1. Портреты К. Бальмонта.

2. Репродукции картин художников- импрессионистов.

3. Музыкальное оформление: романсы на стихи К. Бальмонта, «Мимолётности» С. Прокофьева, музыка К. Дебюсси.

4.Презентация

Словарь к уроку.

Интерпретация - толкование

Импрессионизм – направление в искусстве конца XIX - начала XX века, основанное на стремлении воспроизвести впечатления, настроения и переживания художника.

Интерпретация – истолкование, разъяснение

Сонет - стих-ный лирический жанр, состоящий из двух катренов и двух терцетов с определённой системой рифмовки

Элегия – стихотворный жанр; философские раздумья о жизни, о любви, о смерти.

Эпитет – художественное определение в переносном значении.

Эпиграф – небольшой текст перед произведением, выражающий его идею или обозначающий тему.

Ренессанс – эпоха Возрождения

Предтеча – тот, кто своей деятельностью подготовил условия для деятельности других, предвестник.

Изысканность – утончённость, изящество.

Экстравагантный – необычный, слишком своеобразный, расходящийся с общепринятыми нормами.

Ямб – двусложный размер стиха, в котором ударение падает на 2, 4, 6 …слоги.

Канон – основное правило; то, что является традиционной, обязательной нормой.

Инверсия - обратный порядок слов, использованный для достижения определённой художественной цели.

Кульминация - наивысшая точка напряжения.

Эпиграфы к уроку:

Целый мир - от красоты,

от велика и до мала

А.Фет.

В каждой мимолётности вижу я миры…

К. Бальмонт

Ход урока

    Организационный момент (1 мин.)

    Актуализация (слово учителя, сообщение общей цели урока, беседа).

Сегодня мы с вами обратимся к личности одного из поэтов, без которого трудно представить русскую поэзию начала XX века - эпохи, получившей название Серебряный век.

Мы постараемся увидеть его поэтическую индивидуальность, попытаемся

понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в его ярком и своеобразном творчестве.

Итак, окунёмся мысленно в атмосферу блистательного, ренессансного русского Серебряного века. - Каким содержанием для вас наполнено понятие «Серебряный век»? Что позволяет применить к нему определение «ренессансный»?

Что отличает созвездие ярких имён, украсивших этот период? (талант, своеобразие, поиски новых форм, нестандартное видение мира…)

На творчество К.Бальмонта не было и по сей день нет устойчивой историко – литературной точки зрения. Им восторгались, ему пророчили великое будущее, о нём спорили, его низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.

Так, кто же он? Манерный, крикливый, самовлюблённый, напыщенный поэт, или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов Серебряного века? К сожалению, сегодня у нас очень мало времени. И поиски однозначного, категорического и объективного ответа на этот вопрос не есть задача нашего с вами разговора. Она несколько уже, но должна дать пищу для ваших размышлений.

3. Этап усвоения новых знаний

Взгляните на его портреты (фотография в шляпе, фото 910 г., другие).

Если бы вам понадобилось запечатлеть облик Бальмонта в словах, какие бы главные вы подобрали? (Романтический, слегка надменный, запоминающийся, видный…)

Глядя на портрет, очень легко представить, что именно этот человек заявил о себе так:

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны

Переплеск многопенный, разорвано-слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклички лесные зелёного мая –

Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблён

И в себя и в других,

Я - изысканный стих.

Как эти строки помогают вам дополнить характеристику Бальмонта? (Самоуверенность. самомнение, убеждённость в своей исключительности…)

Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из самой своей жизни. Он совершил столько экстравагантных, чудаческих, скандальных поступков, что эта «бальмонтовщина « заслонила для многих образ самого поэта.

Но, может быть, читая его стихи, мы поймём, что многочисленные бальмонтовские «я» - это не эгоизм, не кокетство, не преувеличенное самомнение, а просто восхищение богатством мира, удивление и радость открытия его красоты и изменчивости?

Ведь именно такое мировосприятие и мироощущение он сохранил до конца своей жизни, которая обернулась для него мрачной бездной, непомерным горем и одиночеством.

В 1920 году Бальмонт покинул Москву навсегда. (До этого были две вынужденные эмиграции в 1902-1905 и в 1908-1913 г.г.) Он умер в 1942 году недалеко от Парижа от воспаления лёгких. Немногие пришли сказать ему последнее «прощай». Но он ушёл, благословляя мир, о котором с искренней убеждённостью мог бы сказать словами А.Фета:

Целый мир – от красоты

От велика и до мала.

(См. 1-ый эпиграф)

М.Цветаева писала: «Изучив 16 языков, говорил и писал он на особом, 17-ом языке, на «бальмонтовском».

Почитаем его стихи, которые сам он называл песнопениями (- Чувствуете разницу?)

Они различны по жанру: элегии, послания, гимны, фантазии, сонеты и даже молитвы.

Но прежде чем мы послушаем их, вспомните, к какому литературному течению относился К. Бальмонт. (К старшим символистам)

Примечательно, что исследователи творчества Бальмонта называли его стиль (как, кстати, и стиль А.Фета) импрессионизмом в поэзии .

И, действительно, очень многое роднит лирику К. Бальмонта с удивительным явлением - направлением в мировом искусстве XIX - первой половины XX века – импрессионизмом.

Всё началось в 60-е г.г. в Париже. В Салоне (знаменитая художественная выставка) были представлены картины художников, которых И.Е. Репин назвал храбрецами, а французская пресса – «бандой сумасшедших»: Клода Моне, Эдуарда Мане. Эдгара Дега, Огюста Ренуара.

Название новому направлению (критика называла его «мазня») дала работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Всем вдруг стало понятно, что художники стремятся не копировать жизнь, а передать впечатление от неё. От французского слова «впечатление» -

«impression » и пошло название импрессионизм. Дань этому направлению отдали и русские художники Константин Коровин, Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Валентин Серов.

(Демонстрация репродукций)

А теперь вслушаемся в звучание стихов Бальмонта и попробуем уловить ту импрессию, которая сближает его поэзию с картинами этих художников.

(Звучат стихи (или фрагменты) в исполнении учителя. Тексты стихов – перед каждым учеником)

1. «Фантазия» (Из первого сборника «Под северным небом»)

2. «Камыши»

3. «Я в этот мир пришёл…»

4. «Безглагольность»

Первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и в лирике, - стремление передать жизнь во всём богатстве тонких, сложных, быстролётных видоизменений зафиксировать впечатление от мига, в котором отразился «трепет жизни».

Вторая примета – предмет изображения.

О чём рассказывают и эти картины, и стихи Бальмонта?

(О радости жизни, о красоте природы, о мимолётных состояниях души, о ветре в камышах).

Бальмонт, как и импрессионисты, богат светом. Особое пристрастие он испытывает к цветовым эпитетам:

Красный парус в синем море, в море голубом .

Белый парус в море сером спит свинцовым сном.

Вспомните, какую роль играли цветовые эпитеты у Блока и Есенина? (Они были символичны. Каждый цвет что-то обозначал: страсть, любовь, разлуку…)

Бальмонт же использует их как импрессионист: эпитеты накладываются один на другой, как цвета и оттенки цветов на палитре живописца.)

Обратите внимание на второй эпиграф (на доске). Поэзия мимолётности – вот какое определение даёт Бальмонт своей поэзии.

Мимолётность, музыкальность, сладкоголосие, упоённость речью – вот основа поэтики К. Бальмонта. Его называли магом и чародеем слова. Его называли «Паганини русского стиха». Не случайно на стихи К. Бальмонта создано около 500 романсов.

(Звучит романс на слова Бальмонта)

Старшие символисты, в число которых входил Бальмонт, стремились возродить культуру стиха, проповедовали культ красоты и свободу самовыражения. Именно русская поэзия обязана возрождением вкуса к яркой, выразительной форме стиха.

Поэтическая практика русских символистов утвердила канон сонета почти классической чистоты. Пример тому – сонет К. Бальмонта «Август» , вошедший в одну из его ранних книг «Под северным небом».

Послушаем его и на его примере попробуем выполнить одну из главных задач нашего урока – попытаться разобраться в том, что называется «тайной поэзии», понять, в чём красота этого маленького поэтического произведения и сила его воздействия на нас - чутких, думающих и достаточно опытных читателей.

Как ясен август, нежный и спокойный,

Сознавший мимолётность красоты.

Позолотив древесные листы,

Он чувства заключил в порядок стройны

В нём кажется ошибкой полдень знойный,-

С ним больше сродны грустные мечты,

Прохлада, прелесть тихой простоты

И отдыха от жизни беспокойной.

В последний раз пред остриём серпа

Красуются колосья наливные,

Взамен цветов везде плоды земные.

Отраден вид тяжёлого снопа,

А в небе – журавлей летит толпа

И криком шлёт «прости» в места родные.

Эвристическая беседа

Каким стихотворным размером написан сонет? (Пятистопным ямбом ).

Что придаёт он стихотворению? (Медлительность, плавность).

- Приём инверсии , неоднократно используемый автором, способствует тому же, придавая при этом стиху особую выразительность. - Вспомните, что называется инверсией, найдите примеры её в тексте. («Август, нежный и спокойный», «порядок стройный», «жизни беспокойной», «полдень знойный», «колосья наливные», «места родные»)

Попробуйте заменить на прямой порядок слов. Что теряет стихотворение?

Общая тональность сонета определяется двумя основными мотивами : это мотивы пощания и тихой умиротворённости, проникнутой лёгкой и светлой печалью.

Найдите приметы «прощания». («Прощание начинается уже с заглавия (а заглавие – это эпицентр художественного произведения): август – прощальный, последний месяц уходящего лета. Далее – «мимолётность красоты», последний раз красующиеся колосья, журавлиное «прости»)

А почему «кажется ошибкой полдень знойный»? (В определении «знойный» качество (горячий, жаркий) доведено почти до кульминации, а это отнюдь не гармонирует с общим настроением, пронизывающим августовский пейзаж, в котором и краски, и звуки, и эмоции приглушённы и умеренны: «нежный», «спокойный», «грустные мечты», «прохлада», «тихая простота и отдых».

Покажите олицетворённость момента природы, пограничного между жарким, щедрым летом и подступающей грустью осени. (Это ясный и немного усталый август, мудро осознавший «мимолётность красоты» и покорившийся неизбежности своего ухода, это «наливные колосья», красующиеся «последний раз пред остриём серпа», это «толпа журавлей», последний раз окликающих землю с небес…)

Как, благодаря чему приходит автор к созданию этих образов? (Благодаря тем чувствам, которые возникают у него под впечатлением картин и явлений, тронувших его душу. Он стремится передать своё настроение и настроение природы, прикоснуться к красоте и раскрыть её перед читателем)

А какие ощущения, чувства остались у вас после прочтения сонета и его анализа?

В заключение следует сказать, именно желание и умение просто и искренне радоваться жизни, ярко, небанально, изысканно и красиво рассказать об увиденном позволили В. Брюсову назвать стих Бальмонта «звонко-певучим».

В одной из своих статей Бальмонт писал: «Поэзия…заставляет читателя пройти путь от картины к душе её…». Именно это мы и попытались с вами сделать только что.

Домашнее задание - совет: учиться видеть и ценить в жизни всё, что может по-настоящему украсить её, сделать осмысленнее, ярче и духовно богаче.)

Заключительное слово . Природа и живопись, природа и поэтическое слово. Они как бы созданы друг для друга. Но есть ещё третья составляющая этого треугольника. – Какая? (Музыка ).

Музыкой французского композитора – импрессиониста Клода Дебюсси мы завершаем нашу встречу. И, может быть, именно она поможет вам полнее ощутить и душу поэтического слова, и красоту природы, и созвучие наших с ней настроений, и ту мимолётность впечатлений, которой так дорожили импрессионисты – художники, поэты, музыканты

(Звучит музыка Клода Дебюсси)

/ / / Анализ стихотворения Бальмонта «Поздно»

Любовь не жаловала К. Бальмонта. Было время, когда это чувство разрывало поэта пополам между двумя возлюбленными. Стихотворения этого периода отличаются депрессивным состоянием лирического героя и мрачным фоном. К нему относится и произведение «Поздно», созданное в 1903 году.

Тема анализируемого стиха – угасание любви. Автор показывает, как осознание невозможности любить сказывается на душевном состоянии человека. Он утверждает, что без светлого чувства мир становится мрачным.

В центре стихотворения лирический герой, вспоминающий о печальном рандеву с былой возлюбленной. Его мысли переносят читателя в полночный час. Во время печальных раздумий мужчина пребывает в доме, из которого видны дальние башни. Он замечает, что сон города страшный и таинственный.

Мрачный ночной пейзаж – лишь прелюдия к описанию душевного состояния лирического героя. Свои ощущения он лаконично характеризует необычным наречием "тягостно-обидно". Далее он признается, что все из-за того, что в начале зарождения чувства влюбленные не заметили душевного порыва, а теперь любить уже поздно, как и думать над любовью. Тем не менее, герой не углубляется, почему так вышло. Последняя строка подчеркивает сожаление мужчины и звучит как заклинание: "Было поздно, поздно, поздно".

В стихотворении «Поздно» К. Бальмонт использует художественные средства, чтобы воссоздать переживания лирического героя, его горькие раздумья над сложившейся ситуацией. В тексте встречаются метафоры: «поздно в наших думах», «пела полночь», «темный сон домов», «снов… созвучье отзвучало», «било полночь в наших думах». Они являются не только средством психологизма, но и инструментом для создания пейзажа. Дополняют картину эпитеты: дома «угрюмые», «даль небес… беззвездна», «блаженное исступление».

Также в стихотворении можно заметить ассонансы, которые еще больше угнетают изображаемые картины: «пела полночь в наших думах» (п-л-п-л), «созвучье отзвучало без блаженных исступлений» (с-з-з-з-с-с). Горькую иронию над запоздалой любовью поэт выражает при помощи парономазии: «созвучье отзвучало». В последней строфе парономазия «было-било» создает эффект молота, который тяжелыми ударами отдает в голове, когда герой доходит до пика переживания. Сложные тропы, ассонанс, игра с похожими по звучанию словами – все это признаки символизма.

Несмотря на смысловую сложность и многогранность художественного оформления, композиция произведения простая. Оно состоит из четырех катренов с перекрестной женской рифмой. Стихотворный размер – любимый Бальмонтом анапест. Раздумья лирического героя плавные, тягостные, поэтому поэт не использует восклицательных или вопросительных синтаксических конструкций.

Стихотворение К. Бальмонта «Поздно» – образец символисткой интимной лирики, однако переживания лирического героя настолько сильны и прозрачны, что не требуют дополнительной расшифровки, как большинство стихов представителей символизма.

В высшей степени неровно. Наряду со стихотворениями, которые пленительны музыкальной гибкостью своих размеров, богатством своей психологической гаммы, от самых нежных оттенков и до страстной энергии, смелостью и свежестью своего идейного содержания, – вы часто находите у него и такие строфы, которые многословны и неприятно шумливы, даже неблагозвучны, которые далеки от поэзии и обнаруживают прорывы и провалы в рассудочную, риторическую прозу. В его книгах вообще очень много лишнего, слишком большое количество слов; необходимо сделать из них отбор, внушить автору правила эстетической экономии; если бы он не был так расточителен и так гостеприимен по отношению к самому себе, это было бы гораздо лучше и для нас, и для него; сокращенный Бальмонт ярче выказал бы свои высокие достоинства.

Константин Дмитриевич Бальмонт, фото 1880-х гг.

Шаткость и нецелостность его мастерства объясняется, вероятно, тем, что, в глазах поэта, как он сам говорит в стихотворении «Извив»,

Мысли ход живой,
Как очерк тучки кочевой,
Всегда чуть-чуть неверен.
Когда грамматика пьяна
Без нарушенья меры, –
Душа как вихрем взнесена
В те призрачные сферы,
Где в пляске все размеры...

Вот у Бальмонта пьяна не только грамматика, и потому не выдержан строй его капризной лиры: автор пьян словами, охмелел от их звуковой красоты. Он упоенно заслушивается их, он их сплетает в свои любимые «напевности», нанизывает ожерелье красивых или искусственных алитераций, звенит ими, играет – то флейта слышится, то будто фортепьяно... Льются водопады и каскады, буйно и гремуче низвергаются с высоты или переходят в «ручеечек, ручеек» и медленными строками замирают в каком-нибудь тихом внутреннем Амстердаме, в элегическом покое затона, и слышишь тогда, как «незримо порывается струна от неба до земли». Или в тоске степей половецких

Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит,
Звон стеблей, ковыль поет, поет, поет,
Серп времен горит, сквозь сон горит, горит,
Слезный стон растет, растет, растет, растет.

Но так как поэзия – нечто другое, чем бальмонтовские литавры, флейты и скрипки, так как слова – не только звуки, то, нашим писателем нередко пренебрегаемые в своей логической природе, в своем идейном естестве, они и мстят за это, создавая что-то невразумительное и необязательное, какое-то случайное сцепление мыслей. Для Бальмонта как будто не важно, ему все равно, что означает слово, какое понятие облекает оно своею фонетической, своей воздушной одеждой. Поэт воздуха, небрежный к смыслу, он беспечно предоставляет содержанию выявлять себя самому, без его писательской помощи, просто из комбинации звуков, которые дадут же, образуют в своем узоре какую-нибудь тему, – не все ли равно какую? Зачарованный словами, загипнотизированный их певучей властью, он пускает поводья и отдается на волю ветра, с которым недаром так часто и восхищенно сравнивает самого себя. «Вольный ветер», он не задумывается над изречением Баратынского , что «бродячий ветер именно «неволен» и что «закон его летучему дыханью положен».

Беззаконный, больше в музыке, чем в мысли, рассеивая себя в воздушных струях ветра, Бальмонт как раз оттого превращает свои стихотворения в набор слов. И это определение надо принять не только в его дурном, в его отрицательном смысле, но и в положительном. Ибо набранные слова могут случайно прийти в прекрасные и глубокие сочетания – разве, выражаясь языком самого автора, чужды красоте «жемчуга, сорвавшиеся с нитей»? Разве, как набирают литеры, нельзя набирать и слов? В общей соединенности, в республике мира все связано друг с другом, и слова образуют именно нервную систему этого мира; их тонкие сплетения всегда будут иметь какой-нибудь смысл, какой-нибудь намек на смысл; поэтому в присоединении одного слова к другому и не надо соблюдать особенной логической щепетильности – достаточно положиться на свой инстинкт поэта и довериться мудрости самого звука. Вот почему, писатель-наборщик, нанизыватель, Бальмонт каждое свое слово не мог бы оправдать.

Поэты России ХХ век. Константин Бальмонт. Лекция Владимира Смирнова

Ему их не трудно произносить, он не взвешивает их, он за них не берет на себя ответственности. Он любит свои слова, но не уважает их. Есть у него праздность речи, и он нередко терпит неудачу в своем неосторожном обращении со словом и смыслом. Из-за опьяненности звуком становится даже сомнительной искренность исповеди, подлинность изъявлений. Бальмонту не всегда веришь, и, кажется, он этим не огорчен. А если обнаружится в его стихах что-либо непонятное, то он сошлется на то, что «мысли ход живой, как очерк тучки кочевой, всегда чуть-чуть неверен»... И потому течение своих идей он смело подчиняет внушению звуков; если он скажет «водительство», то непременно уже само собою подвернется под его перо «родительство», и если влюбленная обнявшаяся чета – это «две красы», то она же сейчас и – «две осы», и если – «великое», то рядом – «безликое»; даже на потребу и такое созвучие, как «поелику в лике»... Иной раз то, что он делает ради рифмы и напева, предательски опутывает его, но иной раз и помогает ему, способствует смыслу; счастливо и дружно слетаются, сплетаются слова, и в контексте стихотворения столь же красиво, сколько и умно звучит, что «травы – удавы»; или что утомленный, скептический, неуместный шафер, держащий венец над невестой молодою, у плеча новобрачной, «над фатой ее прозрачной», склоняется «мечтою мрачной, неуместной, неудачной»; или что, в «Вороне » Эдгара По , «завес пурпурных трепет издавал как будто лепет, трепет, лепет, наполнявший темным чувством сердце мне», и на бледном бюсте Паллады сидел, сидел «зловещий, Ворон черный, Ворон вещий».

В общем, Бальмонт не подвергает себя никакой самодисциплине. Не Автомедон своей колесницы, он, к сожалению, правду говорит, когда, в «Фейных сказках», сообщает нам, как он пишет стихи:

...........................................
Но я не размышляю над стихом.

Напрасно. Размышлением нельзя создавать стихов, но можно и должно их проверять. Отказавшись от этого, неразмышляющий поэт и обнаружил в себе роковое отсутствие художественной скупости, художественной строгости. Не сдержанный, совсем не классик, он распустил свои слова и часто выбирает и особенно соединяет их между собою – без внутренней необходимости. Его слова и их сочетания заменимы, и пристального взгляда, требовательной критики они порою не выдерживают. И дурно уже то, что их приходится объяснять и защищать, что они не говорят сами за себя. Эта расплывчатость и принципиальная неоправданность многих произведений Бальмонта находится еще в связи и с тем, что он дает пышные обещания, но исполняет меньше, чем сулит. Свой собственный герольд, он как бы предшествует самому себе и очень громко трубит в звучные фанфары своих предисловий и слов, сам характеризует себя, там и здесь возвещает свое художническое credo. Но так оно обще, что становится бессодержательным, и его поэтические формулы, слишком широкие, ни к чему не обязывают. Он вообще любит широкий размах, великолепие, роскошь, или щегольство, так что все это даже утомляет и почти граничит с дурным тоном. Поэт злоупотребляет драгоценными камнями, всяческой яркостью; между тем он мог бы обойтись и без нее – безвкусно Рейнский водопад освещать бенгальскими огнями. Драгоценности, обилие красочных пятен вторгаются у него и в такие картины, которые должны бы чаровать именно своей незатейливостью и простотой:

Прекрасней Египта наш Север.
Колодец. Ведерко звенит.
Качается сладостный клевер.
Горит в высоте хризолит.
А яркий рубин сарафана
Призывнее всех пирамид.
А речка под кровлей тумана...
О, сердце! Как сердце болит!

Разве душе этого стихотворения и сердцу, болящему сердцу поэта подобают, разве им к лицу хризолиты и рубины? Едва ли. Но Бальмонт не может от них отрешиться, потому что он уже так воспитал себя, он приучил свои глаза и уста к богатству окрасок и выражений. Почти всегда он повышает голос и в этом голосе нарочно усиливает дерзновение и отвагу. Ему сладостно произносить «кинжальные слова», бреттерствовать в литературе, посылать вызовы, хотя бы никто его и не трогал; он отчеканивает, командует в стихах, одно слово от другого, одну пару слов от другой отделяет энергичными точками; он шумит, он почти кричит, он волнуется и отрывисто восклицает. Бальмонт не то что лиричен – он нескромен и много толкует о себе. Поэт внешне увеличивающий, почитатель большой буквы, он вдохновляет себя географической и иной экзотикой, и надо считать тяжким грехом с его стороны обычные его провозглашения: «я ненавижу человечество, я от него бегу спеша» (и все-таки поспешность не удержала его от плеоназма...); «я не был никогда такой, как все»; «это – страшное проклятие, это – ужас: быть как все»: он никак не может понять, что в этом сходстве со всеми нет ничего ужасного, он не способен принять простоты, возвыситься до нее, не может подняться до обыкновенного. Фамильярный с солнцем, луной и стихиями, свой среди них и «среди стихийного бесчинства», испытывающий на себе тяготение высоты и красоты, он зато недостаточно глубоко и любовно проникает в обыденность и не освящает ее, как это приличествовало бы поэту. Испанец, идальго, кабальеро, любитель алости и пряности, певец махровых цветов, гвоздики и мака, он не только обладает темпераментом, но, к несчастью, и говорит о нем. На разные лады повторяет он свое знаменитое «хочу быть дерзким, хочу быть смелым», и эти заявления, а не проявления своеволия изобличают в нем отсутствие настоящей смелости и настоящей дерзости. Он больше хочет быть смелым, чем смел действительно. Он прославляет альбатросов, морских и других разбойников – ему самому было бы лестно слыть разбойником русской поэзии, но чувствуется, что он не так страшен, как себя рисует. Атаман теоретический, бандит стихотворений, Бальмонт не имеет спокойной и уверенной силы; он храбрится, грозит, что будет палачом, но скорее он – кроткий и с ужасом думает об опричниках, сокрушается о том, что, «едва в лесу он сделал шаг, – раздавлен муравей»; его тешат фейные сказки и разные птички, и снежинка белая, и лен, и василек во ржи, и голубое, и милая миниатюрность. Правда, все это малое и милое именно тешит его, а не то чтобы он это любил простодушно. Он всему этому точно честь делает. Он от простодушия как-то отучил себя, довольно удачно привил себе всякую необычайность, намеренно ушел из-под того северного неба, под которым пел когда-то более простые и более русские песни. Теперь уже искренни его утверждения, что он любит в мире «скрип всемирных осей»; ему действительно полюбились уроды, горбуны, «кривые кактусы, побеги белены», все пасынки, все падчерицы мачехи-природы, все то, что иррационально и безумно, все, что рождается в диком оргийном чаду, и ужасы, и вампиры, и ломаные линии, и суеверие амулетов, химеры на соборе Парижской Богоматери и химеры живой реальности; неложные хвалы воздает он тиграм, леопардам и таинственному роду кошек. У него – пламенная чувственность, все порывы сладострастия, «жаждущая хоть»; отуманенный эротикой, он видел, как «томились пьяные в тумане анемоны» и «рододендроны, как сонмы юбок фейных, призывно зыблились, горячий рот маня», – и часто для него «рты гранатно приоткрыты». Горячее, огневое вдохновляет его; по его космогонии, «родился мир из гнева», и если он слагает гимны огню, который нравится ему больше всего на свете, то в этом огнепоклонничестве нет лицемерия; и если он хочет быть как солнце, то в самом деле идет ему навстречу всеми трепетами своего существа. Есть у Бальмонта и огонь обличительный, пожар совести, огонь как упрек. В глубоко вдохновенной автобиографии, в поэтической исповеди «Лесного пожара», местами достигающего дантовской жути и пафоса, – как лесной пожар, как «завеса непроницаемо запутанного леса» рисуется именно жизнь сгорающая; и поэт оборачивается на свое прошлое, его мучат терзания совести, «просроченные сроки» – вся эта боль жизненных опозданий, роковая несвоевременность нашего раскаяния, непоправимость душевных ошибок; и по мере того как в чащу леса уносит всадника взмыленный конь – то, что когда-то светило «пламенем воздушно-голубым», теперь «превращается внезапно в черный дым».

О, сказкой ставшая, поблекнувшая быль!
О, крылья бабочки, с которых стерлась пыль!..

Такие лирические откровения, впрочем редкие у Бальмонта и чаще вытесняемые искусственностью красивых самовнушений и самообманов, тоже показывают, что изысканность не является для него прирожденной и что если он долго искал себя в разных далях, то найти себя может только на родине, там, где он увидел, что «есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали». Но и скитания его, внешние и внутренние, в общем строе его духа были если не всегда естественны и необходимы, то все-таки законны, потому что завершающая оседлость должна преодолевать инстинкты скитальчества. Недаром его поэзии так присуща идея извивов и изменчивости. Многоликое, подвижное, текучее; гераклитовское «все течет»; странничество облаков, которые, быть может, только где-нибудь «в окрестностях Одессы», над «пустыней выжженных песков» проходят «скучною толпою», скучающие, слоняющиеся бродяги вселенной, а вообще носятся по миру, неутомимые, неутолимые в своем любопытстве: все это родственно пленяет Бальмонта переливами изменений, и для него не одни «слова – хамелеоны», но и вся жизнь хороша только в радужной пляске солнечных пылинок, в игре разнообразных мгновений, в вечной смене внутренних и внешних эфемер.

Однако его легкости и ветреной подвижности мешает нередко и то, что он их слишком сознает, что он вообще не чужд интеллектуализму и не размышляет только над стихом; как бремя падает на его поэзию элемент философического рассуждения или рассудочности. Ветер Бальмонта в своих эфирных складках прячет какую-то тяжесть. Отсюда – нескладное соединение образности и отвлеченности, все эти бесчисленные слова на «ость» – всякие «пирности, тайности, жемчужности, пятикратности, взрывности, звездности» и даже – «звездомлечности»... Отсюда – пятна прозы: например, частое слово раз в смысле если, коль скоро, или «замкнуться, как в тюрьму, в одну идею», или «оделись формою иною», или «краткое мгновение может дать нам... целый небосклон», или «он уснул между гор величавых, поражающих правильной формой своей». Отсюда, как в стихотворении «Ребенок», проникновенные и сердечные строки, простой вопль отцовской жалобы и недоумения:

Но я не в силах видеть муки
Ребенка с гаснущим лицом,
Глядеть, как он сжимает руки
Пред наступающим концом...
.........................................
Глядеть, как бьется без исхода
В нем безглагольная борьба!
Нет, лучше, если б вся природа
Замкнулась в черные гроба.
................................
Нет, пытки моего ребенка
Я не хочу, я не хочу, –

эти волнующие стихи сменяются многословной и бледной тирадой будто бы небесного, вышнего ответа на человеческую скорбь – и здесь уже огорчает нас вялость скудного домысла, и риторика, и такая проза, как «последнего атома круга еще не хватало»... Бальмонт часто также сушит свои стихи кавычками и из двух слов затейливо сложенными словами, и такими оборотами речи, такими приемами, которые кое-как сводят логические концы с концами, удовлетворяют грамматике, даже рифме – но только не поэзии. Он не чувствует, например, что сказать, тяжко сказать о лилиях: «проникаясь решимостью твердою», – это значит погубить всю поэтичность и всю легкость лилии. Вообще, разве облачко рассуждает, разве соловей поет абстракции, разве Бальмонту пристала книжность?

Итак, у него нет достаточной силы для того, чтобы в любимый звук свой соответственно претворить мысль, – у него звучат не мысли, а слова или, наоборот, слышатся соображения, но тогда не звучат слова. В его поэзии нет целостного и внутренне законченного содержания, высшей органичности. Вторична, производна его изощренность, но и простота его не первоначальна; ни здесь, ни там он не естествен всецело. Лишь иногда рассыпанная храмина его изобильных слов идеально восстановляется, и видно тогда мерцание некоторой истины. Мудро и спокойно выявить скрывающуюся где-то в последних глубинах нераздельность мысли и звука, их космическое единство; так же выявить конечное единство родного и чужого, обыкновенного и изысканного, природы и культуры – этого он не сумел. Но и то, что он умеет, – большая радость для русских читателей. Бальмонт себя переоценивает, но ценностями он действительно обладает. Музыка нашей поэзии в ноты свои любовно занесет его звучное имя. Сокровищница наших сюжетов все-таки примет яркие причуды его настроений, переливы от простого к утонченному, его родину и экзотику, его искусство и даже искусственность. И часто и сладко будут заслушиваться этой певчей птицы. Ибо несомненно, что хотя он себя возбуждает, преувеличивает, извращает и точно вводит в свою душу какие-то наркозы, искусственный рай Бодлера , но и без того живет в нем душа живая, душа талантливая, и, опьяненный словами, восхищенный звуками, он их страстно роняет со своих певучих уст. Он к себе не строг, и тот ветер, которому он уподобляет свою поэзию, бесследно унесет многое и многое из его неудачных песен и незрелых дум; но именно потому, что этот ветер развеет его плевелы, навсегда останется от Бальмонта тем больше красоты.

По материалам статей Ю. И. Айхенвальда.

Константин Бальмонт - ярчайший представитель раннего символизма в России. Его произведения наполнены поиском смысла жизни, целей и вопросами без ответов. Его поэзия заставляет читателя задуматься.

Наша статья посвящена произведению «Камыши». Бальмонта «Камыши» мы будем делать по составленному нами плану, который позже можно применять и для анализа других поэтических произведений.

К. Бальмонт и символизм

Поэт родился в эпоху, названную в литературе Серебряным веком. Буйство течений и направлений не могло не увлечь молодого поэта. Изо всех направлений наиболее близким Бальмонту оказался символизм. Именно в ключе символизма создано стихотворение, анализ которого мы будем проводить.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» не будет полным без знания некоторых особенностей этого направления в литературе.

Название «символизм» происходит от французского слова. Именно во Франции и зародилось это течение. Его отличительными чертами были поиск особой формы, выражение эмоций символическими образами. Поэзия данного жанра должна была воспевать мистические душевные порывы. Не поучать, но увлекать.

Удивительные «Камыши». План анализа стихотворения

К поиску идеальной формы в поэзии стремился и Константин Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» стоит проводить с учетом этого аспекта, ведь в форме символисты видели не меньше, а то и больше смысла, чем в самом содержании.

Для более слаженной аналитической работы уместным будет краткий стихотворения:

  1. Название и автор произведения.
  2. Жанр и литературное течение.
  3. Тема.
  4. Идея и основная мысль.
  5. выразительности.

Данный план является довольно схематическим. Тем не менее разбор по его формуле получится четким и емким.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» по плану

Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.

Стихотворение принадлежит к символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.

Тема стихотворения - смысл жизни. Идея - быстротечность жизни, безысходность и бессилие перед фатумом. Благодаря образам болота, блуждающих огоньков и умирающего лика луны довольно мрачную картину создает Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» стоит дополнить исследованием выразительности. Это красочные эпитеты «блуждающий», «умирающий», «безмолвный»; олицетворение (камыши шепчут) и особый фонетический прием - аллитерация. При помощи повторения согласных шипящих звуков автор достигает эффекта «шуршания», что придает стихотворению особое звучание.

В поэзии присутствуют сравнения, месяц сравнивается с умирающим «ликом», шум камышей - «со вздохом погибшей души».

Интересным способом привлечь внимание читателя выступает прием, который называют «оксюморон». Это сочетание несочетаемого. В данном случае это фраза «бесшумно шуршат». Бесшумно то есть без звука, но если они «шуршат», это значит, что звук все-таки есть. Данный прием используется для создания мистического настроения. Камыши будто не шепчут, а думают. Мы слышим не шум, а бесплотные мысли.

Стихотворение Бальмонта «Камыши»: краткий анализ

«Камыши» написаны Бальмонтом в период его душевных метаний, поиска смысла жизни и идеальной формы поэзии. Это не могло не оставить свой отпечаток на произведениях автора. «Камыши» наполнены ощущением неумолимого рока, который, будто трясина, рано или поздно затянет одинокого странника в свой плен.

Стихотворение с обманчиво пейзажным названием только начинается описанием ночной реки и камышей, бледной луны и зрительных ночных эффектов. Суть его совсем в другом - за шуршанием камышей прячутся немые вопросы автора: «Есть ли смысл жизни? В чем он? Возможно ли достичь его? Почему так неумолимо обрывается эта жизнь?»

Именно о смысле жизни написал это удивительное произведение Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» нужно делать после того, как стихотворение несколько раз будет прочитано вслух. Необходимо это для того, чтобы услышать, как мастерски поэт применяет аллитерацию - особое сочетание звуков определенного ряда. В данном случае это шипящие «ш», «ж», «ч», «щ». Благодаря им достигается эффект искусственного шума камышей. Обратите внимание на вторую строчку. В каждом ее слове присутствует звук «ш». Это и есть применение аллитерации и поиски той самой идеальной формы, которая бы говорила за поэта, дополняя его.

В заключение

Поэзия символистов была создана с целью удивлять, заставлять задуматься. Многие не понимали и осуждали символистов, однако это не делало их произведения хуже. Под горячую руку критиков попадал и Константин Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши», его понимание были часто субъективны. На него даже пытались писать пародии, осуждали за упадочнический, декадентский дух. Однако спустя десятилетия осуждения забылись, а стихотворение до сих пор не оставляет равнодушным даже самого искушенного читателя.