Анализ стихотворения Бунина “Как в апреле по ночам в аллее. «Огонь, качаемый волной…»

Classics Press publishes nonfiction and literature in modern, accessible editions at reasonable prices.

The Collection - Seven Classics

The is a new edition of seven classic works of political and military science . Each of the included classical works are available individually as well as together in the collection.

All of these classics are already available in English editions, but nearly always a format that is difficult to read and understand. Most of these are in English translations that are very old, or miss out on the fundamental insights. Many include a lot of excess commentary which is mostly unnecessary and unhelpful.

Our editing process reduces the repetition and unnecessary commentary and cruft, and clarify what is essential and insightful in the works using modern English prose. This process is an abridgement:

[C]ondensing or reduction of a book or other creative work into a shorter form while maintaining the unity of the source.

The goal of this project is to produce a collection of works with clear and modern English that showcases the timeless insights which these classics have within them. We also want to provide several different formats for these works, including:

  • Ebook
  • Paperback
  • Audiobook

The Collection - Individual Titles

Volume Title Status
Vol. 1 The Art of War by Sun Tzu published
Vol. 2 The Analects by Confucius published
Vol. 3 The Arthashastra by Chanakya (Kautilya) published
Vol. 4 The Meditations by Marcus Aurelius published
Vol. 5 The Prince by Niccolo Machiavelli April 2019
Vol. 6 The Book of Five Rings by Miyamoto Musashi April 2019
Vol. 7 The Hagakure by Yamamoto Tsunetomo April 2019

This is an international collection, with two books from China, one from India, two from Europe, and two from Japan. The books also span over 2,000 years of history. Some of these books are focused on war and military science (Art of War, Book of Five Rings, Hagakure), others are more self-reflective and develop an ethical philosophy (Analects, Meditations), and others still are focused more on politics and ruling (Arthashastra, The Prince).

Each of these works provides a unique and historical perspective regarding these topics, and they complement each other in tracing deep insight into the nature of leadership, war, and politics.

Affordable Pricing

Classics Press is committed to making classic works more accessible, and that includes reasonable pricing. Individual works are priced at $ 2.99 USD for ebooks and $ 7.99 USD for print books (which includes the same work as a free Kindle ebook). The entire collection Seven Classics on War and Politics is priced at $ 9.99 USD for the ebook and $ 24.99 USD for the paperback book (which includes a free kindle ebook). The price is inclusive of VAT.

Об Иване Алексеевиче Бунине многие знают благодаря его выдающимся цикле рассказов «Темные аллеи» и романе «Жизнь Арсеньева», эти произведения покорили сердца многих читателей и получили наивысшие оценки критиков.

Но немногие осведомлены о том, что Бунин был и талантливейшим поэтом, и считал себя, прежде всего, поэтом, а только потом – прозаиком.

Поэтический склад ума и восприятие действительности прослеживается у этого писателя даже в его повестях и рассказах. Даже сложная, и в чем-то трагическая судьба самого Бунина говорит о том, что этот человек всегда желал оставаться верным самом себе, своему взгляду на мир и на жизнь. Несмотря на то что он был вынужден покинуть свою любимую родину после разрушительной Октябрьской революции, Бунин оставался преданным и верным России всю свою жизнь, его творчество напрямую связано с менталитетом его страны и пропитаны безграничной любовью к родине.

Лирический герой Бунина: кто он?

Ключевым состоянием лирического героя Ивана Алексеевича в его стихотворениях можно назвать одиночество и эмоциональный кризис. Он обыгрывает эту тему в самых различных направлениях, и довольно контрастно преподносит читателям душевное состояние своих героев. Порой одиночество – это благодать и наслаждение для человеческой души, а порой – это мрачная темница, заточение в которой – проклятье для его лирической души.

Стихотворение «Запустение » показывает удручающее и отчаянное состояние лирического героя Бунина, но и одновременное – его пылкое желание обрести душевный покой, жить в ладу со собственным внутренним и порой жестоким внешним миром. В поэзии Бунина в большей степени акцентирована природа, через нее поэт и писатель пытается показать внутренний мир и тонкие, лирические переживания своего героя. Именно через природу Бунин желает обрести гармонию в жизни и спокойствие на душе.

Связь героя с природой

Такое общение с природой раскрыто в стихотворении «Как в апреле по ночам в аллее », поэт показывает любимое время суток героя – ночь и его любимое место для размышлений. Чувствуется, что через природу лирический герой Бунина хочет стать ближе к Богу, лучше понять и ощутить самого себя. Символизм, который использует Бунин, говорит о том, что его герой не случайно приходит на одно и тоже место ночью, сравнение этой поры с апрелем указывает но то, что лирический герой ищет обновления и возрождения, котором символизирует такое время года, как весна.

Через слова автор о природе мы можем понять настроение и мысли героя, мы поможем ощутить те переживания, которые на душе у героя, а значит – и у самого Бунина. И герой, и автор грустят о тех силах и молодости, которые уже пережиты, пытаются принять прошлое и заглянуть в будущее.

Лаконичность Бунина, которая воплощена в этом небольшом стихотворении, является тем неоспоримым достоинством, при помощи которого наиболее глубоко раскрывается небольшая история состояния души лирического героя. В стихотворении описана грусть и печаль человека, но мастерство лирики Бунина делает его легким и светлым, ночь и темнота, которая показана там, не страшит и не вызывает темных мыслей. Бунин наделяет своего героя отчасти безмятежным настроением и рассказывает о его впечатлениях красочными и незабываемыми словами.

1. Творчество И. А. Бунина.
2. Мотивы одиночества в лирике.
3. Одиночество лирического героя
4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова.
5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма.

И. А. Бунин — человек со сложной, трагической судьбой. Он представитель уважаемого дворянского рода, способный к тонкому чувствованию и пониманию окружающего мира, мира природы и мира человеческих отношений. После Октябрьской революции он был вынужден покинуть Россию, однако остался навсегда предан ей. Бунин создавал свои легкие, потрясающие произведения как в стихах, так и в прозе. Поэтический мир Бунина схож с миром Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, так как читатель может найти в нем такое же обожествление природы родного края, восхищение русскими пейзажами.

Современники прозаика и поэта так отзывались о нем: «Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России» (Б. К. Зайцев), «...один из последних лучей какого-то чудного русского дня» (Г. В. Адамович). Сам он относился к своему творчеству иначе, чем окружающие и стоял особняком в рамках русской литературы: «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам», — писал он Н. Д. Телешову в 1900 году... — Как ни кинь, все тяжко одиночество...».

Одиночество — состояние, характерное для многих стихотворений Бунина. При этом это состояние по-разному может им оцениваться — от драгоценного подарка судьбы, до страшного проклятья его лирического героя и самого автора:

И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, все чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
...и веет на вершине
Дыханьем смерти, холодом пустыни.
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мертв в полночной тишине...

Название стихотворения «Запустение» этого же года говорит само за себя:

Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге...
Пора свести последние итоги.
Я изнемог, и мертвый стук часов
В молчании осенней долгой ночи
Мне самому внимать нет больше мочи!

Состояние лирического героя не просто удручающее, оно близко к кризису. Но проступает отчетливое желание избавиться от кризиса, вновь обрести нормальное душевное настроение. Это спокойствие и гармонию автор может обрести только при общении с природой, часто ночью, когда на землю приходит тишина. Именно в такие моменты герой может постигать Бога и беседовать с ним. Именно об этом и рассказывает стихотворение «Как в апреле по ночам в аллее».

Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.

Первая строка переносит читателя к месту действия произведения, к месту нынешнего существования героя. Можно понять, что здесь он проводит много времени, раз может сравнивать настроение и состояние природы, да и само слово «по ночам» говорит о том, что это место любимо героем. Сравнение ночной поры с апрелем необычно и тонко, оно передает настроение свежего, хрустально-чистого воздуха. Кроме того, апрель как весенний месяц, пора обновлений и оживающей природы, является символом того, ради чего приходит сюда лирический герой почти каждую ночь. Можно понять теперь, чего герой и автор ищут здесь, что мечтают вновь обрести.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть — все то же, что весной.

В этих строках Бунин близок М. Ю. Лермонтову с его ставшим классическим стихотворением:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...

И так же, как и герою Лермонтова, оказавшегося в одиночестве под огромным, захватывающим дух небом, герой писателя испытывает грусть и тоску, такую же, какую испытывал до этого. Но если лирический герой Лермонтова ищет забытья и его не волнует, не радует его прошлое:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть, —

то герой Бунина совершенно иной. В прошлом он находит силы, молодость и легкость, о которой грустил:

Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами
И опять, опять чего-то жду.

Таким образом, герой произведения одинок. Его печалит одиночество, он ищет иной себе судьбы. Но при он этом не отказывается от прошлого, а наоборот, принимает его. И прошлое приносит с собой молодость и легкость, утоляет тоску, помогает погрузиться в минувшее герою природу, волшебное для поэта сочетание ночи и темной аллеи.

Стихотворение удивительно лаконично — всего три четверостишья из коротких строк. При этом в небольшом объеме — маленькая история душевного состояния героя. Произведение перекликается с известным стихотворением Лермонтова, однако это переплетение художественных образов только сильнее разводит два текста между собой. Если лермонтовский герой стремится избежать событий прошлого, да и воспоминаний об этих событиях, то Бунин находит в прошлом силу. При этом тема возвращающегося прошлого и его значения для героя частотна в творчестве автора. Она встречается не только в его стихотворениях, но и в прозаических текстах.

Легкое настроение стихотворения не омрачает даже описание грусти и печали лирического героя, а темнота ночных аллей не пугает и не отталкивает. В этом поэтическом творении Бунин выступает как продолжатель традиций символистов, так и как яркий их отрицатель.

В стихотворении характерны для символизма изображение ночи, жизненной неустроенности поэта, неба и чистого горизонта. Велико значение символов. Уже названный горизонт является не просто элементом пейзажа, но и будущим, о котором думает лирический герой. Весна и осень, противопоставленные в стихотворении, как вечная борьба жизни и смерти, уродства и красоты с победой весны, жизни, того самого, свежего и легкого апреля, который был дорог герою в прошлом. И в этом — отрицание наследия символистов, уход от трагичных и темных предчувствий, характерных для них.

Бунин много внимания уделял природе, понимал и бесконечно любил ее. Позднее так скажет о нем А. А. Блок: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто! умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».

И. Бунин.

Тесты к произведениям:

«Как в апреле по ночам в аллее»…, «Старик сидел, покорно и уныло…», «Все море – как жемчужное зерцало…», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Тест.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.


***

Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.
Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть - все то же, что весной.
Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами -
И опять, опять чего-то жду.

И. А. Бунин


B8

Традиции какого литературного направления развивал в своем творчестве Бунин?

B9

Как в литературоведении называются художественные определения: «побледневший небосклон», «молодые, легкие шаги»?

В10

Укажите название средства иносказательной выразительности: «сучьев дым».

B11

Определите размер, которым написано стихотворение.

B12

Определите характер рифмовки в стихотворении.

B8

реализм

0

B9

эпитеты

0

B10

метафора

0

B11

хорей

0

B12

перекрёстная

С3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

С4. В чем своеобразие бунинского пейзажа и традиции кого из предшествующих поэтов он воплощает в своей лирике?

Тест.

Старик сидел, покорно и уныло

Поднявши брови, в кресле у окна.

На столике, где чашка чаю стыла,

Сигара нагоревшая струила

Полоски голубого волокна.

Был зимний день, и на лицо худое,

Сквозь этот легкий и душистый дым,

Смотрело солнце вечно молодое,

Но уж его сиянье золотое

На запад шло по комнатам пустым.

Часы в углу своею четкой мерой

Отмеривали время... На закат

Смотрел старик с беспомощною верой...

Рос на сигаре пепел серый,

Струился сладкий аромат.

23.07.1905

И. Бунин

B8

B9 Все строки этого стихотворения содержат одинаковое количество стоп

– кроме двух, расположенных рядом в одной строфе. Найдите эти

строки и укажите арабской цифрой, сколько в каждой из них стоп.

B10 О дыме сигары в стихотворении сказано так: «полоски голубого

волокна ». Как называется художественный прием, примененный здесь

B11 Стихотворение построено на противопоставлении «молодого» солнца и

старика (заметим, они оба «смотрят» друг на друга). Выпишите союз,

который помогает оформить такое противопоставление.

B12 В строчках «Часы в углу своею четкой мерой // Отмеривали время ...»

повторяются определенные фонетически близкие звуки, имитирующие

ход часов. Как называется такой прием?

C3 В чем роль предметных деталей в этом стихотворении (сигара, часы,

окно – на выбор )?

C4 Можно ли назвать это стихотворение философским? Какие

произведения русской литературы приходят вам на память при чтении

этого стихотворения (в ответе кратко объясните возникшие

ассоциации)?

Вопросы сформулированы намеренно свободно, чтобы дать ученикам

возможность выбрать свой путь в это стихотворение Бунина. Думается, будет

достаточным для высокой отметки, если ученики скажут (в той или иной форме) об основных мотивах стихотворения – мотивах одиночества, старости, уходящей жизни (отсюда и символический образ догорающей сигары, мерно идущих часов – здесь возможна перекличка с державинским «На смерть князя Мещерского»), размышлений о ней. Вечный круговорот природы (солнце названо «вечно молодым») и меняющийся человек на фоне этого круговорота вызывает в памяти пушкинские строки из стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Была пора», «Вновь я посетил», из «Евгения Онегина». Можно вспомнить и прозу, например, тургеневскую: размышления Николая Петровича Кирсанова после спора Базарова и Павла Петровича, или слова самого Тургенева о вечно катящейся вокруг нас широкой жизненной волне, или финал романа «Отцы и дети». Интересной точкой, куда соберутся смыслы этого стихотворения, может стать

образ окна. Окно – граница между двумя мирами: миром человека и миром

природы, миром времени и миром вечности, куда человек глядит с

«беспомощною верой». Здесь интересны переклички с поэзией Пастернака

(«Когда разгуляется», «Снег идет»).

Часть 3

C5.1 Почему одним из самых неоднозначных персонажей комедии «Горе

от ума» критики называют Софью?

C5.2 Как сопоставление Обломова и Штольца помогает читателю

понимать проблематику романа И.А. Гончарова «Обломов»?

C5.3 Как раскрывается тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?

Тест.
Все море – как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым.

В дожде закатном радуга сияла.

Теперь душист над саклей тонкий дым.

Вон чайка села в бухточке скалистой, –

Как поплавок. Взлетает иногда,

И видно, как струею серебристой

Сбегает с лапок розовых вода.

У берегов в воде застыли скалы,

Под ними светит жидкий изумруд,

А там, вдали – и жемчуг, и опалы

По золотистым яхонтам текут.

И. Бунин

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания B8 – B12; C3, C4.

При выполнении заданий B8 – B12 укажите ответ в отведённом

для него поле.

B8 К какому роду литературы относится это произведение?

B9 Определите размер этого стихотворения, указав количество стоп.

B10 Как называется изображение природы в литературном произведении?

B11 Выпишите из первой строчки стихотворения эпитет.

B12 Какой художественный прием, позволяющий сблизить, сопоставить

различные предметы и явления, употреблен в словах «Вон чайка села в бухточке скалистой, – Как поплавок» ?

При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.

C3 В этом стихотворении больше признаков, цветов и оттенков, чем

конкретных предметов. Тем интереснее подумать о роли предметных

деталей, например, лапок чайки . Как бы вы определили эту роль?

C4 Почему в этом стихотворении так много «драгоценного»? Какие

литературные произведения с подобным же свойством приходят вам

на память при чтении стихотворения Бунина (свои ассоциации

поясните)?

Учителю важно понимать, что здесь нет и не может быть «правильных» и

«неправильных» ответов. Интересно, какую интерпретацию стихотворения

дадут в своих мини-сочинениях ученики – стоит поощрить их наблюдательность и оригинальность.

В этом стихотворении действительно много «драгоценного». Посчитаем

слова, так или иначе связанные с этой сферой: жемчужное, золотой,

серебристой, изумруд, жемчуг, опалы, золотистым, яхонтам. Добавим сюда

другие «цветовые» и «световые» слова: зерцало, сирень, отлив, млечный,

радуга, сияла, струею, розовых, светит. Эта избыточность сверканий и струений грозила бы превратить картину в набор отвлеченностей, если бы не несколько четких и точных предметных деталей, среди которых особенно выделяются «поставленные» («подвешенные»?) в центр (фокус) всей композиции «лапки чайки», с которых сбегает вода. Они позволяют вдруг увидеть крупно и четко, как в бинокль, весь пейзаж – и ощутить, как прозрачен воздух, как далеко видно вокруг, как крупнозерниста сама основа бытия. Собственно, все стихотворение Бунина – гимн этому бытию, прекрасному и драгоценному в каждой своей подробности. Так видели мир (хотя бы иногда) многие поэты – от Державина («Алмазна сыплется гора // С высот четыремя скалами, // Жемчугу бездна и сребра») и Пушкина («Под голубыми небесами, // Великолепными коврами, // Блестя на солнце, снег лежит») до Пастернака («Стихает ветер, даль расчистив. // Разлито солнце по земле. // Просвечивает зелень листьев, // Как живопись в цветном стекле») и Кушнера («Смотри: речной валун как бы в сплошном дыму, // Белесом, голубом, слоеном, золотистом – // То тени мелких волн проходят по нему, // Как будто на него набросив бахрому, // Так чудно отразясь на сумрачном, зернистом»).
Часть 3

C5.1 Какую роль играет мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые

C5.2 Согласны ли вы с таким определением Бориса – «образованный

Тихон»? (по драме А.Н. Островского «Гроза»?)

C5.3 Как взаимодействуют мир природы и мир человека в поэзии

С.А. Есенина?

Материалы моих презентаций для написания сочинений.

Основные идеи, темы, мотивы, нашедшие отражение в лирике: Россия, её природа, её судьба, русский национальный характер, загадка русской души, любовь, человек и мирозданье, тайны бытия и «вечные» проблемы жизни и смерти.

Бунин проявил себя как наследник и продолжатель поэтических традиций русской классики от Пушкина до Фета.

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из вечной тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Иван Алексеевич Бунин завещает нам беречь “наш дар бессмертный - речь”. В чём сила убеждения Бунина?

Во-первых, в истине: прошло девять веков, а мы читаем «Слово о полку Игореве», узнавая о жизни в XII веке, о людях того времени, культуре, быте, социальном устройстве, духовном развитии..

Убедительность стиха слышится и в повторе ограничительной частицы лишь во второй и четвёртой строках первой строфы. Мягкость его совета достигается употреблением модальной частицы же и использованием составного глагольного сказуемого вместо простого сказуемого в форме повелительного наклонения (сравните: умейте же беречь - берегите). Мягкость и ненавязчивость совета Бунина достигается и использованием придаточного предложения уступки: “хоть в меру сил...”. Она достигается использованием безличного предложения со сказуемым, выраженным отрицательным словом нет , употреблением антонимов : молчат–звучат, жизнь–погост...

Наполовину вырубленный лес,
Высокие дрожащие осины
И розовая облачность небес:
Ночной порой из сумрачной лощины
Въезжаю на отлогий косогор
И вижу заалевшие вершины,
С таинственною нежностью, в упор
Далёким озарённые пожаром.
Остановясь, оглядываюсь: да,
Пожар! Но где? Опять у нас, - недаром
Вчера был сход! И крепко повода
Натягиваю, слушая неясный,
На дождь похожий, лепет в вышине,
Такой дремотно-сладкий и бесстрастный
К тому, что там и что так страшно мне.

Что это? Пейзажная лирика? Только на первый, поверхностный взгляд. Сочетание ночного сумрака с “розовой облачностью небес”, с заалевшими от далёкого пожара вершинами деревьев создают тревожащий душу зрительный образ. Лес - “наполовину вырубленный” (уничтоженный, умерщвлённый), осины - “дрожащие”. Возникает предчувствие беды, катастрофы.

Интересен язык пространственных символов стихотворения .

Лирический герой - путник, остановившийся на “отлогом косогоре”, видит впереди себя ночную лощину и тёмный лес с далёким пожаром, грозящим бедой. В его сознании это лежащее перед ним пространство соединяется с пространством, им покинутым, - тем, откуда он выехал:

Остановясь, оглядываюсь: да,

Пожар! Но где?

Опять у нас, - недаром

Вчера был сход!”

Так почему-то причина пожара “там”, впереди, объясняется вчерашним (позади оставленным) народным сходом. И надо всем этим, над суетой и смутой человеческой, - природа, прекрасная, вечная и непостижимая: “На дождь похожий лепет в вышине, // Такой дремотно-сладкий и бесстрастный //

К тому, что там и что так страшно мне”.

Перед нами картина, в которой определены причинно-следственная связь событий, место высших сил, вечной Природы и человека.

Это стихотворение, написанное незадолго до октябрьских событий , показывает Бунина как художника, остро воспринимающего современность и имеющего свою, определённую позицию.




И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

Счастье, по Бунину, в общении с природой, в гармонии с ней, в наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву, золотые колосья ...

Счастье - это просто шагать по полевым тропинкам “меж колосьев и трав”.

Многосоюзие передаёт половодье чувств лирического героя. Кажется, он без остановки, взахлёб будет перечислять всё, что приносит радость, даёт наслаждение, душевный покой, дарит счастье.

Стихотворение пронизывает чувство прекрасного, чувство счастья, чувство благодарности Творцу.

Когда в жизни человека много проблем, страданий, когда нет ни покоя, ни богатства, ни взаимной любви, когда ты одинок и тебе кажется, что ты самый несчастный человек на земле, ты начинаешь роптать или ещё хуже - проклинать эту трудную земную жизнь... Вспомни, что у тебя есть бесценные богатства - воздух, земля, вода, небо, леса, озёра, море, степь, поле, речка... Вспомни, какой душевный покой и умиротворение приносят шум морского прибоя, птичье пение, свет земляничной поляны, шелест золотых колосьев.

Человек, любящий природу, понимающий её красоту, - счастливый человек.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(14.08.09)

Всё в человеке: доброта и злоба, любовь и открытия, рай и ад. “Всё во мне” поистине говорит само за себя. Какая бездна мудрости заключена в этой фразе! Объёмность и глубина смысла роднит с библейской мудростью: “Царство Божие внутри вас”.

Уже первые критики стихов Бунина назвали его «поэтом русского пейзажа», «великолепным пейзажистом». Некоторые даже упрекали его в равнодушии к человеку и общественным проблемам.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Природа у Бунина существует как бы в двух измерениях: это реальный предметный мир (черные бугры, лужи, облака – их легко представить), и это нечто живое, озаренное присутствием человека . Природа и воспринимающий ее человек оказываются неразделимыми. Присутствие поэта ощущается с первых же строчек, в самых, казалось бы, привычных картинах. Если полая вода может бушевать и сама по себе, то шумит «глухо и протяжно» она уже для человека.

Всю жизнь Бунин углублял и утончал в себе чувство органической причастности к миру природы, понимаемому в широком, вселенском или, как ныне чаще говорят, космическом смысле. Он был убеждён: “Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной судьбы ”. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой под открытым небом.

В творчестве Бунина прослеживается тема одиночества . Лирический герой любовных стихов грустит: кто-то разлюбил его, кто-то покинул, не от кого ждать вестей.

«Улыбнись мне», обмани меня – просит он уходящую женщину. Она, может быть, даст ему «ласку прощанья» и все-таки уйдет, и он останется один.

Отчаяния не будет – только осень сделается еще пустыннее:

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо...

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Эти стихи, пронизанные чувством одиночества, бездомности и тоски по России, написаны Буниным в эмиграции, начавшейся для него в 1921 году.
Тема одиночества, бездомности, чужбины и тоски по родине. А ещё воспоминания о родном доме, отцовском дворе, и окружает героя всё чужое: чужая страна, чужие люди, чужой дом, чужой монастырь...

Как Бунин создаёт ощущение безысходности лирического героя? Эпитетами “горько”, “горестно”, “ветхою”. Сравнением человека с птицей и зверем, у которых есть гнездо и нора. В октаве чередуются длинные и короткие строки. Что достигается этим?

В длинных строках констатируются факты: “у птицы есть гнездо...”, “я уходил с отцовского двора...”, “у зверя есть нора...”, “вхожу, крестясь, в чужой наёмный дом...”. А в коротких строках - чувства, вырывающиеся из глубины души: “как горько...”, “прости...”, “как бьётся сердце горестно и громко...”.

Оторванность от родины заставляет человека страдать, наполняет его душу горечью, болью, одиночеством.

Две строфы - это начало и конец “сюжета”, между которыми - целая жизнь скитаний. “Ветхая котомка” ветха не только от времени. Это принадлежность прошлого, изношенность воспоминаний.

Любовная лирика

Своеобразие Бунина раскрывается в его любовной лирике. Принадлежащая своим эмоциональным строем ХХ веку, она трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира. Красота порождает любовь – страсть, совершающую прорыв в одиночестве. В конечном счете любовь не спасает от одиночества. Исчерпав «земные» возможности, любовь ввергает героя в состояние спокойного отчаяния. Этим настроением сдержанного трагизма проникнуто стихотворение Бунина

«Одиночество».

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой...

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Хорошо бы собаку купить.
1903

О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё.

Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.
Стихотворение состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит ритмично-однообразно:

И ветер, и дождик, и мгла...

И сразу представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю заунывность. Как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию (и..., и..., и...) и точно выбранному размеру – амфибрахию.

Огромную роль играют здесь и ключевые слова “ветер”, “дождь”, “мгла”, создающие настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:

Здесь жизнь до весны умерла...

“Жизнь умерла” – оксюморон. Но есть временной предел этой смерти: “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.

Изобразительное начало уступает место медитативному:

Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно (“темно”, “дует”). Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не спасает.

Таким образом, определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение). Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)

В последующих строках мы легко находим ответ:

Вчера ты была у меня...

Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?

И опять возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся (воскресшей) природы.

А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)... Образ “сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:

Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой...

И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:

Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.

Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:

Тотальные тьма и холод! – и внутри, и снаружи...

Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”

“Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”... “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.

Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Давайте подумаем: затоплю камин... Чтобы стало теплей и светлей? А может, затоплю – заодно с этим вселенским наводнением? Да ведь герой один в этом холодном доме посреди пустынного океана. Он не видит земли! Он видит тьму, мглу и... воду...

А дом, усадьба – остров? Или тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая связь с прошлым (не случайно это ощущение родства), и память о ней окажутся спасительными в юдоли земной?..

Проза.

Особенности поэтики.

1. Синтез эпического и лирического начал (сочетание лиризма и описательности).

2. Сосредоточенность на прекрасном и трагическом в индивидуальном человеческом существовании, на «вечных темах» бытия. Индивидуальная человеческая жизнь для него шире и глубже каких-либо общественно- идеологических целей, потому что никакие социально-исторические перемены не отменяют в жизни человека испытания любовью и смертью, осознания радости и трагичности бытия. Бунин пишет о загадке человеческого существования.

3.Он наделяет многих своих героев способностью к переживанию предельной полноты жизни, умением относиться к природе как к вечной и незыблемой ценности.

4. Предметная детализация описаний («предметная изобразительность».

5. Особая ритмическая и звуковая организация повествования.

Использование системы образных, лексических и звуковых повторов.

6.Часто встречающиеся приёмы поэтической речи – анафора, инверсия, градация, синтаксический параллелизм.

7. Использование образов-символов.

«Господин из Сан-Франциско».

Тонкий лирик и психолог, Иван Алексеевич Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» как будто отступает от законов реализма, приближается к романтикам -символистам. Правдивый рассказ о реальной жизни приобретает черты обобщенного взгляда на жизнь. Это своего рода притча, созданная по всем законам жанра.

Через образ корабля «Атлантида» писатель пытается передать символическое устройство человеческого общества. «Знаменитая "Атлантида"- был похож на грандиозный отель со всеми удобствами - с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой - и жизнь.на нем протекала весьма размеренно». «Атлантида» предназначена услаждать путешествующих из Нового Света в Старый и обратно. Здесь все предусмотрено для благополучия и комфорта богатых пассажиров. Тысячи обслуживающих суетятся и трудятся, чтобы благополучная публика получила от путешествия максимум удовольствия. Кругом царит роскошь, уют, спокойствие. Котлы и машины упрятаны глубоко в трюмы, чтобы не нарушать царящей гармонии и красоты. Звучащую в тумане сирену заглушает прекрасный струнный оркестр.

Да и сама благополучная публика старается не обращать внимания на досадные «пустяки», нарушающие комфорт. Эти люди свято верят в надежность корабля, умение капитана. Им недосуг задуматься о той бездонной пучине, над которой они проплывают так беззаботно и весело. Но писатель предостерегает: не все так благополучно и хорошо, как хотелось бы. Недаром пароход назван «Атлантида». Некогда одноименный прекрасный и благодатный остров ушел в пучину океана, а что уж говорить о корабле - бесконечно малой песчинке в огромном бурном океане.

Рассказ наполнен сложным философским смыслом, полон тревожных предчувствий, новых катастроф

Действительно, близость катастрофы предрекается уже эпиграфом к первому изданию: Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (из Апокалипсиса). В дальнейшем этот эпиграф автор убирает, но ощущение неизбежности страшных катаклизмов остаётся.

Рассказ называется «Господин из Сан-Франциско». Что вы можете сказать о заголовке? Слово господин в этом словосочетании является главным. Оно многозначное. Почему вместо имени - опосредованное определение?

1. При фамилии или звании - формула вежливого упоминания или обращения (к лицу из господствующих классов; на письме обычно обозначалось сокращенно “г.” или “г-н”; дореволюц.). Господин. профессор. Передайте это г-ну Петрову. 2. Человек, по внешнему виду принадлежащий к привилегированному сословию (дореволюц.). 3. Владыка, повелитель, властитель. (Рабы повиновались своему господину.) В каком значении употреблено это слово в названии, затем во всём тексте?

“Господин из Сан-Франциско” - хозяин положения, хозяин жизни. Один смысл, первый, перерастает в другой. Перерастание происходит по мере развития сюжета.

Что служит сюжетом рассказа? История увеселительного круиза пожилого американца, уставшего от трудов по увеличению благосостояния и отправившегося с женой и дочерью на отдых в Старый свет. Составленный на два года маршрут был грандиозен и включал многие страны Европы и Азии. Но герой успел осуществить только лишь малую его часть: пересёк океан на комфортабельном судне «Атлантида», с месяц прожил в Неаполе и, спасаясь от непогоды, переехал на остров Капри, где был застигнут внезапной смертью.

Три реализованных пункта плана и составили три части сюжетного содержания.

Определите составляющие сюжетной линии.

Экспозиция – план и маршрут путешествия.

Завязка – нарушение ожиданий миллионера и его растущее недовольство.

Приём предвосхищения развязки – « В день отъезда даже и с утра не было солнца».

Кульминационная сцена = развязка – внезапная и «нелогичная» смерть героя.

Повествование после смерти героя продолжается, и выясняется, что поведанная история – лишь часть общей картины. Появляются сюжетно не мотивированные элементы: панорама Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка, колоритные образы лодочника Лоренцо, двух горцев, обобщающая лирическая характеристика «радостной, прекрасной, солнечной страны». Этим автор подчёркивает неостановимость потока жизни.

Финальная сцена – описание знаменитого лайнера «Атлантида», в трюме которого возвращается господин. Она указывает на кольцевую композицию рассказа, что в свою очередь является доказательством цикличности бытия.

Бытовые детали пронизывают сюжет, традиционно имеют окраску классического реализма: подробное описание роскошной жизни «обитателей верхних палуб» резко контрастирует со скупыми картинками «непосильного напряжения» кочегаров. Бытовые реалии создают зримое представление о жизни рабов и господ.

Анализ образов – символов.

Атлантида (воспоминание о давно погибших цивилизациях, вестник катастрофы). Прекрасная «Атлантида» - наглядная модель человеческого общества, где одни легкомысленно блаженны за счёт других, задавленных тяжестью труда, где и тем и другим недосуг думать о смерти, которая рядом, а значит, и о жизни, проходящей бесследно.

Океан (образ Вселенной и Вечности, где человек лишь песчинка и мгновение)

Дьявол, громаден, как утёс (часть Вечности, подстерегающая опасность)

(Всё это указывает на бессмысленную спираль господской жизни, призрачность власти человека перед Вселенной)

”... Этот рассказ о трагической хрупкости человеческого бытия. О бессмысленной трате бесценного дара - жизни. О “тупиковости «материального» человеческого существования, о жизни человека как пути в смерть” (А.Архангельский). Обо “всех страждущих в этом злом и прекрасном мире”. О том, что никто не знает, какая судьба ему уготована, как неведома участь мощного корабля, “тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу”…

Традиционные и новаторские черты рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Традиции Л.Н. Толстого – обобщения, зоркость взгляда на жизнь, точные бытовые реалии, глубокие раздумья о современности, синестетическое описание.

Новаторство – символика, условность, некоторый мистицизм.

Тест.

По вечерам этажи "Атлантиды" зияли во мраке как бы огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах. Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире, с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев; на баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену - ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно игравшего в мраморной двусветной зале, устланной бархатными коврами, празднично залитой огнями, переполненной декольтированными дамами и мужчинами во фраках и смокингах, стройными лакеями и почтительными метрдотелями, среди которых один, тот, что принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на шее, как какой-нибудь лорд-мэр.

Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, расчищенный до глянца и в меру оживленный, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой янтарного иоганисберга, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова.

Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная; сложно, но легко и прозрачно, с невинной откровенностью - дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных...

мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго - и музыка настойчиво, в какой-то сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же... напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго - и музыка настойчиво, в какой-то сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...

2.1.К какому из перечисленных эпических жанров принадлежит произведение Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

2) рассказ

3) повесть

2.2. Приведённый выше эпизод

1) представляет кульминацию сюжета

2) является вставным эпизодом

3) завершает повествование

4) предваряет основные события
2.3. За авторским описанием быта пассажиров «Атлантиды кроется

1) уважение к сильным мира сего

2) равнодушие к человеку и человечеству

3) неприятие ценностей буржуазного мира

4) шутливая ирония над светской суетой

2.4. Назовите средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор в первой фразе фрагмента, описывая гигантский корабль «Атлантида».

2.5. Назовите средство характеристики героя, строящееся на описании его внешнего облика («Нечто монгольское было в его желтоватом лице»…).

С-1. Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто ещё из писателей 20 века обращался к теме «сытых»?

С-2. Почему И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» не изобразил внутренний мир главного героя и не дал ему имя?

С-3. Почему, расставшись с умершим персонажем, Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о римском тиране Тиберии?

С-4. Какое значение имеют в рассказе символические образы?

Ответы:

2.4. – метафора

2.5. - портрет

С-2 В рассказе нигде не упоминается имя главного героя и не изображается его внутренний мир. Почему? Видимо, отсутствие имени героя – один из приёмов, выражающих авторское отношение к персонажу, «который до этой поры не жил, а лишь существовал». Всю свою жизнь господин посвятил обогащению материальному, внутренний же мир его пуст. Он такой же, как все люди его круга, один из многих. Он лишён индивидуальности, а значит, и имени. При этом автор наделяет именами эпизодических героев (коридорный Луиджи, старик Лоренцо). Именно эти люди живут полной жизнью, видят и ценят её красоту, они олицетворяют естественность и радость бытия.

С-4. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока "он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …". А после внезапной "смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет." Корабль "Атлантида" плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, "но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм". А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь. Пароход выступает как символ цивилизации. Корабль воплощает собой общество со своей иерархической структурой, праздная аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля, работающим в поте лица у "исполинской" топки, которую автор называет девятым кругом ада. Сам господин – символ буржуазного благополучия, общества где люди вкусного едят, красиво одеваются и развлекаются, их не интересует окружающий мир. Этим людям ничто не может доставить удовольствия, это мир кукол и механизмов. Герой рассказа умирает, этим автор показывает бессмысленность существования таких людей. Они и живут как в футляре. Корабль символизирует эту оболочку, океан - весь остальной мир бушующий, изменяющийся, но ни как не касающийся нашего героя. Океан – символ реальной, действительной жизни.

Символичен и даже вызывает удивление изображенный писателем реалистом образ дьявола, огромного, как утес, наблюдающего за кораблем, который является как бы символом надвигающейся катастрофы, своеобразного предупреждения человечеству.
И.А. Бунина, часто использующего символы в своем творчестве, тем не менее нельзя считать писателем – символистом – он писатель реалистического направления, а символы для него – лишь одно из средств художественной выразительности, расширяющие содержание и придающие его произведениям особую окраску. Придавая всему изображаемому символическое начало, Бунин лишь углубляет свою мысль.

Тест (2 вариант).



Тест (3 вариант)