Алексис токвиль цитаты. «Демократия в Америке»

Французский мыслитель Алексис де Токвиль родился 29 июля 1805 года в Париже в знатной семье. Его прадед был видным монархистом, защищавшим перед Конвентом и погибшим во время Великой революции. Семья сделала все для того, чтобы Алексис получил качественное гуманитарное образование. В молодости имея в Версале судебную должность, он недолго занимался юридической практикой. Однако гораздо больше Токвиля интересовала общественно-политическая сфера, куда он и подался при первой возникшей возможности.

Взгляды мыслителя

В отличие от деда и отца, Алексис де Токвиль, биография которого представляет собой пример человека, всю жизнь уверенно отставившего демократические идеалы, был далеко не монархистом. Его понятие об идеальном государстве сложилось благодаря близкому знакомству с тогда мало понятными для европейцев США.

В Америке Токвиль оказался в 1831 году. За океан он отправился в рамках командировки, в которой должен был изучить Соединенных Штатов. Также Алексис де Токвиль, эпоха которого в Европе сложилась бы иначе, если бы не пример светолюбивых американцев, хотел поближе познакомиться с истинной демократией бывших английских колоний.

Поездка в США

В Америку француз отправился вместе со своим другом Гюставом де Бомоном. За океаном они провели девять месяцев. Все это время товарищи путешествовали по самым разным городам, общались с местной интеллигенцией, набирались впечатлений о быте и устройстве незнакомого общества.

В тот 1831 год президентом США был демократ Эндрю Джексон. Токвилю повезло - он попал в страну, переживавшую важные для себя системные перемены. К федеральному союзу тринадцати штатов присоединились еще одиннадцать. Два из них (Миссури и Луизиана) располагались уже за великой рекой Миссисипи. Французский гость смог воочию увидеть массовую колонизацию западных земель, куда стремились искатели приключений и новой родины.

В 1831 году население США составляло 13 миллионов и продолжало быстро расти. Все больше людей покидало восточные штаты и перебиралось в западные. Причиной тому послужило развитие капитализма. Восточные промышленные районы отличались плохими условиями труда на заводах, частой безработицей и проблемами жильем. Больше всего времени Алексис де Токвиль провел в Новой Англии. Также он посетил Великие озера, заглянул в Канаду, Теннесси, Огайо, Француз побывал в Вашингтоне, где смог подробно ознакомиться с принципами работы федерального правительства.

Токвиль встретился и познакомился со многими влиятельными и известными американцами: Эндрю Джексоном, Альбертом Галлатеном, Джоном Куинси Адамсом, Джеридом Спарксом и Фрэнсисом Либером. Короткие же разговоры у путешественника были с представителями всех слоев населения. Токвиль и Бомон задавали американцам бесчисленное число вопросов. Их письма друзьям и родственникам свидетельствуют о тщательной подготовке этих бесед.

«Демократия в Америке»

Путешествие Токвиля в США принесло свои плоды - книгу «Демократия в Америке». Сочинение имело успех не только во Франции, но и во всей Европе. Вскоре его перевели на дюжину иностранных языков. Главными выдающимися чертами книги стали беспристрастное отношение автора к своему предмету, его проницательность и глубина знания темы, а также обилие собранного уникального материала. Алексис де Токвиль, «Демократия в Америке» которого не потеряла своей актуальности и сегодня, благодаря ей был заслуженно причислен к сонму лучших политических теоретиков XIX столетия.

В своей книге писатель сопоставил политическую систему США и Франции. Как общественный деятель и будущий член парламента он хотел перенести в свою родную страну все самое лучшее из американского опыта. Основу демократии Токвиль видел в традициях пуритан, стоявших у истоков колоний в Новом Свете. Главным преимуществом американского общества он считал равенство возможностей для всех жителей страны.

Понятие об идеальном государстве

Исследователь противопоставлял французскую чрезмерную централизацию заокеанской децентрализации (являясь последовательным сторонником последней). Именно благодаря ей, считал мыслитель, в Соединенных Штатах не возникло огромных городов, чрезмерных состояний и бросающейся в глаза нищеты. Равные возможности сглаживали социальные конфликты и помогали избежать революции. Интересно, что Токвиль противопоставлял Америке не только Францию, но и Россию, которую он считал оплотом пагубного единовластия.

Федерализм был еще одним признаком идеального государства, считал Алексис де Токвиль. «Демократия в Америке», однако, не только хвалила демократию, но и подчеркивала ее недостатки. Именно Токвиль стал автором знаменитого высказывания «тирания большинства». Этой фразой автор определял порядок, при котором обладавшие властью массы могли неэффективно ею воспользоваться или вовсе делегировать свои полномочия тирану.

Французский мыслитель пришел к выводу, что залогом всех свобод является свобода выбора, а конституционный строй необходим в первую очередь для ограничения и сдерживания государства. Были у него и противоречивые высказывания. Так, Токвиль считал, что в обществе победившего равенства нет места искусству. "Демократию в Америке" читал Александр Пушкин. Русский поэт был ею глубоко впечатлен, о чем он сказал в одном из своих писем Чаадаеву.

Начало политической карьеры

После издания «Демократии в Америке» Алексис де Токвиль отправился в Англию, где его книга пользовалась особенной популярностью. Писателя ждал самый теплый прием читающей публики. В 1841 году мыслитель стал членом Французской академии наук. Также он был избран депутатом, хотя его положение в палате не отличалось чем-то выдающимся.

Не став вопреки своему редкому политическому уму парламентским лидером, Алексис де Токвиль почти не выходил на трибуну, а в основном работал в разных комиссиях. Он не принадлежал к какой-либо партии, хотя в основном голосовал с левых позиций и часто выступал против консервативного премьер-министра Франсуа Гизо.

Алексис де Токвиль регулярно критиковал правительство за свою политику, не учитывавшую интересов всех слоев общества. В своих редких выступлениях политик говорил о неизбежности революции. Она действительно произошла в 1848 году. Хотя Токвиль был сторонником конституционной монархии, он признал новую республику, считая ее в сложившихся обстоятельствах единственным способом сохранить гражданские свободы.

Министр иностранных дел Франции

После революции 1848 года Алексис де Токвиль был избран в Учредительное собрание. В нем он примкнул к правым и начал бороться с социалистами. Особенно упорно мыслитель защищал право собственности. Нападки на него социалистов, считал Токвиль, могли привести к посягательству на свободы жителей страны и чрезмерному расширению государственных функций. Опасаясь деспотизма, он выступал за ограничение президентской власти, учреждение двухпалатного парламента и т. д. Ни одно из этих предложений не было реализовано на практике.

В 1849 году Алексис де Токвиль, биография которого, как политика, отличалась скоротечностью, был назначен министром иностранных дел в правительстве Одилона Барро. Главной своей задачей руководитель дипломатического ведомства видел в сохранении французского влияния в соседней Италии. Как раз тогда на Апениннском полуострове заканчивался длительный процесс создания единого государства. В связи с этим разгорелся конфликт между католической церковью и светскими властями новой Италии.

Алексис де Токвиль, основные идеи которого заключались в сохранении независимой власти папы римского, старался добиться плавных внутренних реформ в Папской области. Достичь этого ему не удалось, так как всего через несколько месяцев после начала работы министра иностранных дел весь кабинет Барро подал в отставку из-за очередного политического скандала, связанного с письмом президента к Нею.

Прекращение общественной деятельности

2 декабря 1851 года во Франции произошел очередной государственный переворот. Президент Луи Наполеон распустил парламент и получил почти монархические полномочия. Через год республика была отменена, а вместо нее было объявлено о создании Второй империи. Алексис де Токвиль, доклады и публикации которого как раз предупреждали об опасности подобного поворота событий, оказался в рядах последних сопротивлявшихся новому государственному строю. За неподчинение властям он был посажен Венсенскую тюрьму. Уже скоро Токвиля выпустили на свободу, однако его окончательно оторвали от политической деятельности.

Писатель воспользовался свалившимся на него свободным временем и занялся историческим исследованием событий великой революции конца XVIII столетия. Переворот 2 декабря напоминал ему переворот 18 брюмера, в результате которого когда-то неограниченную власть получил Наполеон. В сложившейся ситуации мыслитель винил неправильную политическую систему, при которой непривыкший пользоваться политическими свободами народ получал равные права, в том числе и избирательные.

«Старый порядок и революция»

После нескольких лет работы в 1856 году Токвиль издал первый том книги «Старый порядок и революция», ставшей в итоге вторым по важности его трудом (после «Демократии в Америке»). Книга должна была состоять из трех частей, однако смерть остановила писателя во время его работы над второй из них.

Главным объектом исследования Токвиля была свобода личности. Он считал спасительным и правильным принцип невмешательства государства в экономику. Мыслитель не видел народной свободы без векового просвещения и воспитания людей. Без него никакие конституционные учреждения не сработают, считал автор. Он наглядно для читателя проследил действительность этого принципа на примере той самой Великой конца XVIII столетия.

Алексис де Токвиль, умные фразы которого и сейчас используются в публицистике, журналистике или учебниках, считал основой демократии свободу и равенство. При этом народы больше стремятся ко второму, чем к первому. Многие люди, отмечал Токвиль, готовы даже жертвовать свободой ради равенства. При таких настроениях возникают условия для установления деспотии. Равенство может обособить людей, развить в них эгоизм и партикуляризм. Все это отмечал в своей книге Алексис де Токвиль.

Труд «Старый порядок и революция» также включал в себя соображения о страсти общества к наживе. Привыкшие потреблять люди готовы предоставлять правительству все новые полномочия только ради того, чтобы оно сохраняло их спокойствие, порядок и привычный образ жизни. Так власть государства все глубже проникает в общественную жизнь, делая личность менее самостоятельной. Средством этому служит административная централизация, которая искореняет местное самоуправление.

Тирания масс

В тезисах «Старого порядка и революции» была развита уже начатая в первой книге автора теория о демократии. Алексис де Токвиль кратко, но емко излагал идеи, многие из которых легли в основу современной политологической науки. В новом труде писатель продолжил исследование феномена тирании народного большинства. Она становится все отчетливее в том случае, если государству приходится вести войну.

В периоды длительного кровопролития возникает опасность появления полководца, решившего взять власть в стране в свои руки. Таким, к примеру, был Наполеон. При этом уставший от войны народ с радостью отдаст кандидату на статус национального лидера все свои свободы в обмен на обещание стабильности и будущего всеобщего обогащения. Поэтому популистские лозунги всегда пользовались популярностью, даже несмотря на свою объективную несбыточность.

Единственный способ предотвратить деспотизм - это сама свобода. Именно она сближает людей, ослабляя эгоизм и отрывая от материальных интересов. Одного лишь конституционного демократического устройства здесь недостаточно. Идеальное государство должно основываться на широкой децентрализации власти. Поэтому для большой страны наилучшим способом организации является федерация. Так считал Алексис де Токвиль. Понятие об идеальном государстве он выводил исходя из тех исторических ошибок, которые допустила в том числе и его родная Франция, и многие другие страны со всего мира.

Польза децентрализации

Только местное самоуправление способно избавить людей от бюрократической опеки и заставить их заняться собственным политическим воспитанием. Идеальное государство не может обойтись без полностью независимых судов и подсудности администрации в случае ее злоупотреблений. Именно этот институт должен получить право отвергать законы, противоречащие конституции и правам граждан.

Алексис де Токвиль, цитаты которого быстро разбрелись по книгам современников и потомков, также ратовал за полную свободу ассоциаций и печати. При этом гарантией того что государство не покусится на них являются не институты, а нравы и привычки людей. Если у населения будет запрос на свободу, она сохранится. В случае добровольного отказа граждан от своих прав им не поможет ни одна конституция. При этом не стоит забывать, что данная закономерность имеет и обратный конец. Институты влияют на постепенное формирование обычаев и нравов.

Важность творчества Токвиля

Пытаясь понять, как написать книгу и как сделать доклад, Алексис де Токвиль пришел к следующему решению. В произведении об Америке он подробно описал как за океаном стала возможной демократия и что тому поспособствовало. В труде о Франции исследователь остановился на причинах провала попыток установить и упрочить гражданскую свободу.

Старым порядком Алексис де Токвиль фотографически назвал ту систему, которая сложилась в его стране в XVIII веке при слиянии сословного феодального общества и королевского абсолютизма. Правительство сохраняло разделение общества на классы, видя в нем залог собственной сохранности. Население было разграничено на страты, члены которых, как правило, старательно обосабливались от других прослоек. Крестьянин никак не походил на горожанина, а купец на дворянина-помещика. Постепенная демократизация и экономический рост положили этому конец. Революция разрушила старый порядок, основав новый - построенный на равенстве людей между собой.

Интересно, что труд Токвиля был признан современниками первой нейтральной книгой о событиях конца XVIII века во Франции. До него историки издавали исследования, защищавшие ту или иную сторону революционного конфликта.

Именно в силу этой разницы произведение Алексиса де Токвиля, да и вообще все его публикации заслужили признание потомков и сохранились в исторической памяти. Он не пытался оправдать действия монархистов или сторонников республики - он хотел найти истину, опирающуюся на факты. Токвиль скончался 16 апреля 1859 года в Каннах. Его заслуги перед наукой и обществом были оценены изданием полного собрания сочинений, множество раз выдержавшего дополнительные переиздания.

Алексис де Токвиль

фр. Alexis-Charles-Henri Clérel de Tocqueville

французский политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел Франции (1849); более всего известен как автор историко-политического трактата «Демократия в Америке» (2 тома, 1835, 1840), который называют «одновременно лучшей книгой о демократии и лучшей книгой об Америке»

аристократия

Во главе всех народов, оказывавших сильное влияние на мир, тех, которые создавали, развивали и воплощали великие замыслы, начиная от римлян и кончая англичанами, стояли аристократы.

власть

Склонность к абсолютистскому правлению состоит в прямой зависимости от презрения к своей стране.

Основная цель хорошего правительства состоит в том, чтобы добиться благосостояния народа, а вовсе не в том, чтобы установить некий порядок среди нищих людей.

Самый опасный момент для плохого режима - когда он начинает реформироваться.

демократия

Демократия - это господство посредственности.

Понятия демократии и свободы - противоположны.

В демократических странах каждое новое поколение - новый народ.

женщины

Если бы меня попросили назвать единственную вещь, которой народ обязан своим процветанием и развитием, я ответил бы: «Превосходство женщин».

жизнь

Жизнь - не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца.

зло

Зло, которое долго терпели как неизбежное, становится непереносимым от одной только мысли, что его можно избежать.

мораль

Страшно не то, что великие люди аморальны, а то, что аморальность ведёт к величию.

мужество

Входить в жизнь надо с мужеством.

народы

Благодаря своим нравам народ может извлечь пользу даже из самых неблагоприятных климатических условий и самых скверных законов. Никакую конституцию не обеспечишь, если нравы населения этому сопротивляются.

право

Суд присяжных, который, казалось бы, ограничивает права судейских чиновников, на самом деле является основой их господства. Наибольшим могуществом судьи располагают в тех странах, где часть их прав принадлежит народу.

равнодушие

Равнодушие - тяжкая болезнь души.

свобода

Тот, кто ищет в свободе что-либо иное, кроме неё самой, создан для рабства.

США

Ни в одной стране цивилизованного мира не уделяется так мало внимания философии, как в Соединенных Штатах.

ТОКВИЛЬ Алексис де

Если бы кто-нибудь показал мне промежуточную позицию между полной независимостью мысли и полным ее порабощением, где я мог бы надеяться удержаться, я бы, возможно, там разместился; но кто откроет эту промежуточную позицию? - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Если бы меня попросили назвать единственную вещь, которой народ обязан своим процветанием и развитием, я ответил бы: «Превосходство женщин». - Алексис де Токвиль

Если государственные деятели аристократического правительства иногда готовы подкупить других, то руководители демократического правительства сами оказываются подкупленными. В первом случае наносится прямой удар нравственности общества; во втором случае воздействие на общественное сознание происходит косвенно, и это еще опаснее. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Если когда-либо Америка потеряет свободу, то винить за это надо будет всевластие большинства. Это может произойти в том случае, если большинство доведет меньшинство до отчаяния и толкнет его к применению грубой силы. Тогда может наступить анархия, но наступит она как последствие деспотизма. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Если меня спросят, что я считаю главной причиной необычайного процветания и растущей мощи американского народа, я бы ответил, что вижу ее в чрезвычайно высоком положении американских женщин. - Алексис де Токвиль

Если у демократии больше шансов ошибиться, чем у короля или дворянского сословия, у нее также больше шансов оказаться правой, когда ее вдруг озарит. Дело в том, что в самой демократической системе отсутствуют, как правило, интересы, противоположные интересам большинства и противоречащие здравому смыслу. Однако только жизненный опыт способен подтвердить правоту демократии, и многие народы погибнут, так и не увидев результатов когда-то совершенных ими ошибок. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Еще в начале своего пребывания в Америке я сделал поразившее меня открытие: как много достойных людей среди тех, кем управляют, и как мало их среди тех, кто управляет. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Желания демократии изменчивы, ее представители грубы, законы несовершенны. Однако, если на самом деле вскоре не будет существовать никакой середины между господством демократии и игом одного человека, разве не должны мы всеми силами стремиться к первой, вместо того чтобы добровольно подчиниться второму? И если в конце концов мы придем к полному равенству, разве не лучше быть уравненными свободой, чем деспотизмом. - Алексис де Токвиль

Жизнь - не наслаждение и не страдание, но серьезное дело, которое возложено на нас и которое необходимо завершить с честью. - Алексис де Токвиль

Жизнь - не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести до конца. - Алексис де Токвиль

Зачастую европеец видит в государственном чиновнике лишь силу; американец же видит в нем право. Таким образом, можно утверждать, что в Америке человек никогда не подчиняется другому человеку, а повинуется лишь правосудию или закону. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Зло, которое долго терпели как неизбежное, становится непереносимым от одной только мысли, что его можно избежать. - Алексис де Токвиль

Знаете ли вы, в чем главная причина того, что частные нравы меняются к худшему? Да именно в том, что портятся общественные нравы. Мораль отошла на задний план, о ней не вспоминают в жизненной суете. Корысть в общественной жизни заменила бескорыстные побуждения, она же правит бал и в частной жизни. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Иногда и демократическое правительство хочет навести экономию в своих средствах, однако оно не может этого сделать, потому что не владеет искусством экономии. Так как демократия часто меняет свои намерения и еще чаще меняет своих субъектов действия, случается, что задуманные дела ведутся плохо, а то и вовсе остаются незавершенными. В первом случае государство вовлекается в расходы, непропорциональные величине поставленной цели, во втором - оно делает непроизводительные расходы. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Как бы мы ни старались, мы никогда не найдем по-настоящему сильного общества, не опирающегося на свободное волеизъявление людей. В мире не существует ничего иного, кроме патриотизма или религии, что могло бы заставить самых различных граждан в течение долгого времени сообща стремиться к общей цели. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Как противиться тирании в стране, где каждый слаб, а люди в целом не объединены никакими общими интересами? - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Когда верховная власть в стране находится в руках аристократии, люди, непосредственно занимающиеся государственными делами в силу своего происхождения, не испытывают ни в чем нужды, и, довольные своей судьбой, они стремятся главным образом сделать страну мощной и принести ей славу. Поставленные над темной толпой сограждан, они не всегда ясно понимают, каким образом всеобщее благосостояние должно способствовать их собственному величию. Дело вовсе не в том, что они безжалостны и равнодушно взирают на страдания народа, просто они. не в состоянии почувствовать бедственность его положения так, как если бы они пережили это сами. Лишь бы казалось, что народ доволен своей судьбой, и они будут чувствовать себя удовлетворенными и убежденными в том, что ничего другого и не требуется от государственного управления. Аристократия больше думает о поддержании, сохранении существующего, чем о его совершенствовании, улучшении.

Когда же, напротив, государственная власть находится в руках народа, ее высший орган стремится повсюду внести усовершенствования, иначе ему не по себе. Дух усовершенствования распространяется на тысячу разных вещей; он охватывает бесчисленные мелочи, становится неуемным, особенно если речь идет о таких усовершенствованиях, которые повлекут за собой деньги.

Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Когда стране угрожает серьезная опасность, народ, как часто свидетельствует история, с радостью выбирает на верховные посты тех граждан, которые наиболее способны его спасти. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Когда, глубоко изучив историю Америки, начинаешь внимательно анализировать ее политический и общественный строй, убеждаешься в достоверности следующей истины: не существует ни одного принципа, ни одной привычки, ни одного закона - я бы даже сказал: ни одного события, - которые нельзя было бы без труда объяснить, зная начальную стадию становления этого общества. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Кто ищет в свободе что-либо другое, а не ее саму, тот создан для рабства. - Алексис де Токвиль

Мысль о том, что в области управления обществом большинство народа имеет неограниченные права, кажется мне кощунственной и отвратительной. В то же время я считаю, что источником любой власти должна быть воля большинства. Значит ли это, что я противоречу сам себе? - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Народ в целом гораздо грубее в странах, где сильна аристократия, нежели в любых других, а в богатых городах - грубее, чем в деревне. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Народ, окруженный льстецами, с трудом справляется сам с собой. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Народное благо требует от правителей добродетелей и талантов. Но еще в большей степени оно требует общности интересов граждан и правителей. В противном случае добродетели могут стать бесполезными, а таланты - опасными. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Не следует забывать о том, что в демократических государствах чиновники, выполняющие свои обязанности хуже, чем чиновники других государств. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Нет власти более жесткой, чем власть тираническая, распоряжающаяся от имени народа, потому что, будучи наделена моральной силой, опирающейся на волю большинства, она действует с решительностью, быстротой и упорством, свойственными одному человеку. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Ни в одной стране цивилизованного мира не уделяется так мало внимания философии, как в Соединенных Штатах. - Алексис де Токвиль

Никто не способен больше меня оценить все преимущества системы федеративного устройства государства. Я вижу в ней самый верный залог процветания и свободы человечества. - Алексис де Токвиль

Нужно признаться, что демократические институты способствуют развитию в высокой степени чувства зависти в сердце человека. И это не потому, что они предлагают каждому равные возможности, потому, что этих возможностей недостает тем, кто ими пользуется. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Обучать людей демократии, возрождать, насколько это возможно, демократические идеалы, очищать нравы, регулировать демократические движения, постепенно приобщать граждан к делам управления государством, избавляя их от неопытности в этих вопросах и вытесняя их слепые инстинкты осознанием своих подлинных интересов; изменять систему правления сообразно времени и месту, приводя ее в соответствие с обстоятельствами и реальными людьми, - таковы важнейшие из обязанностей, налагаемые в наши дни на тех, кто управляет обществом. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Основная цель хорошего правительства состоит в том, чтобы добиться благосостояния народа, а вовсе не в том, чтобы установить некий порядок среди нищих людей. - Алексис де Токвиль

Патриотизм чаще всего является проекцией индивидуального эгоизма на внешний мир. - Алексис де Токвиль

Понятия демократии и свободы - противоположны. - Алексис де Токвиль

Поскольку в странах с аристократическим правлением желающие занять государственный пост владеют большим состоянием, а число тех, кто может им в этом содействовать, невелико, власть там как бы продается с аукциона. В демократических же странах все иначе: те, кто стремится к власти, как правило, небогаты, а число тех, кто может способствовать этому, достаточно велико. Возможно, в этих странах и не меньше продажных людей, да очень мало находится покупателей, к тому же надо одновременно купить слишком многих, чтобы добиться намеченной цели. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Президент - это очень высокая должность, которую можно получить лишь в преклонном возрасте; других значимых правительственных постов достигают либо по воле случая, либо уже после того, как человек прославился на каком-либо другом поприще. Добиться этих должностей, руководствуясь лишь неуемным честолюбием, невозможно. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

При абсолютной власти одного человека деспотизм, желая поразить душу, жестоко истязал тело, но душа ускользала от этих мучений и торжествовала над телом. Тирания демократических республик действует совершенно иначе. Ее не интересует тело, она обращается прямо к душе. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

При полновластии демократии произвол блюстителей закона еще больший, чем в деспотических государствах. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Признаюсь, я не испытываю к свободе печати той полной любви, любви с первого взгляда, которую испытываешь к вещам, добротным по своей природе и вне зависимости от чего бы то ни было. Я люблю ее гораздо больше за то, что она мешает злу осуществляться, нежели за те блага, которые она приносит. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

Природа демократии такова, что она заставляет народные массы не подпускать выдающихся людей к власти, а эти последние, движимые не менее сильным природным чувством, бегут от политической карьеры, где трудно оставаться самим собой и идти по жизни не оскверняясь. - Алексис де Токвиль "Демократия в Америке"

- Alexis De Tocqueville
12 September 1848, "Discours prononcé à l"assemblée constituante le 12 Septembre 1848 sur la question du droit au travail", Oeuvres complètes, vol. IX, p. 546 https://fr.wikisource.org/wiki/Page:Tocqueville_-_%C5%92uvres_compl%C3%A8tes,_%C3%A9dition_1866,_volume_9.djvu/564; Translation (from Hayek, The Road to Serfdom): Original text: La démocratie étend la sphère de l"indépendance individuelle, le socialisme la resserre. La démocratie donne toute sa valeur possible à chaque homme, le socialisme fait de chaque homme un agent, un instrument, un chiffre. La démocratie et le socialisme ne se tiennent que par un mot, l"égalité ; mais remarquez la différence: la démocratie veut l"égalité dans la liberté, et le socialisme veut l"égalité dans la gêne et dans la servitude.

- Alexis De Tocqueville
This is a variant expression of a sentiment which is often attributed to Tocqueville or Alexander Fraser Tytler, but the earliest known occurrence is as an unsourced attribution to Tytler in "This is the Hard Core of Freedom" by Elmer T. Peterson in The Daily Oklahoman (9 December 1951): "A democracy cannot exist as a permanent form of government. It can only exist until the majority discovers it can vote itself largess out of the public treasury. After that, the majority always votes for the candidate promising the most benefits with the result the democracy collapses because of the loose fiscal policy ensuing, always to be followed by a dictatorship, then a monarchy." Variant: The American Republic will endure, until politicians realize they can bribe the people with their own money.

- Alexis De Tocqueville
Context: Americans of all ages, all stations of life, and all types of disposition are forever forming associations... In democratic countries knowledge of how to combine is the mother of all other forms of knowledge; on its progress depends that of all the others. Book Two, Chapter V.

- Alexis De Tocqueville
Context: I studied the Koran a great deal. I came away from that study with the conviction there have been few religions in the world as deadly to men as that of Muhammad. So far as I can see, it is the principal cause of the decadence so visible today in the Muslim world and, though less absurd than the polytheism of old, its social and political tendencies are in my opinion to be feared, and I therefore regard it as a form of decadence rather than a form of progress in relation to paganism itself. Letter to Arthur de Gobineau, 22 October 1843, Tocqueville Reader, p. 229 http://books.google.com/books?id=JhEVK0UMgFMC&pg=PA229&vq=studied+the+koran&dq=%22few+religions+in+the+world+as+deadly+to+men+as+that+of+Muhammad%22+-tocqueville&source=gbs_search_s&cad=0 Original text: J’ai beaucoup étudié le Koran à cause surtout de notre position vis-à-vis des populations musulmanes en Algérie et dans tout l’Orient. Je vous avoue que je suis sorti de cette étude avec la conviction qu’il y avait eu dans le monde, à tout prendre, peu de religions aussi funestes aux hommes que celle de Mahomet. [...] Elle est, à mon sens, la principale cause de la décadence aujourd’hui si visible du monde musulman, et quoique moins absurde que le polythéisme antique, ses tendances sociales et politiques étant, à mon avis, infiniment plus à redouter, je la regarde relativement au paganisme lui-même comme une décadence plutôt que comme un progrès (Wikisource)

- Alexis De Tocqueville
Context: Despotism may govern without faith, but liberty cannot. How is it possible that society should escape destruction if the moral tie is not strengthened in proportion as the political tie is relaxed? And what can be done with a people who are their own masters if they are not submissive to the Deity? Chapter XVII.

- Alexis De Tocqueville

- Alexis De Tocqueville
Context: In democratic ages men rarely sacrifice themselves for another, but they show a general compassion for all the human race. One never sees them inflict pointless suffering, and the y are glad to relieve the sorrows of others when they can do so without much trouble to themselves. They are not disinterested, but they are gentle. Book Three, Chapter I.

- Alexis De Tocqueville
Context: The last thing abandoned by a party is its phraseology, because among political parties, as elsewhere, the vulgar make the language, and the vulgar abandon more easily the ideas that have been instilled into it than the words that it has learnt. France Before The Consulate, Chapter I: "How the Republic was ready to accept a master", in Memoir, Letters, and Remains, Vol I (1862), p. 266 http://books.google.com/books?id=ilm0jHyQQM0C&pg=PA266&vq=%22last+thing+abandoned%22&source=gbs_search_r&cad=1_1 Variant translation: The last thing a political party gives up is its vocabulary. This is because, in party politics as in other matters, it is the crowd who dictates the language, and the crowd relinquishes the ideas it has been given more readily than the words it has learned. As quoted in The Viking book of Aphorisms: A Personal Selection (1962) by W. H. Auden, and Louis Kronenberger, p. 306. Variant translation: The last thing that a party abandons is its language.

Никогда воображение человека не могло замкнуться в ограниченных рамках его шестидесятилетней жизни, никогда его душе не могло хватить несовершенных радостей этого мира. Среди всех живых существ только человек испытывает естественное отвращение к жизни и в то же время страстно хочет жить, он и презирает жизнь, и страшится небытия. Под влиянием этих различных чувств его душа стремится к созерцанию другого мира, и путь в этот мир ему указывает религия. Таким образом, религия представляет собой особую форму надежды, она так же присуща человеку, как и обычная надежда. И если люди и отдаляются от веры, то лишь в силу заблуждений ума и вследствие нравственного насилия над своей природой. Их склонность к религии непреодолима. Неверие — это исключение из правила, естественным состоянием человечества является вера.

Алексис де Токвиль

Нужно признаться, что демократические институты способствуют развитию в высокой степени чувства зависти в сердце человека И это не потому, что они предлагают каждому равные возможности,а потому, что этих возможностей недостает тем, кто ими пользуется. Демократические институты пробуждают страстное желание равенства, потворствуют этому желанию, никогда не имея возможности его полностью удовлетворить.

«Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Обычно сознанием людей овладевают лишь самые доступные идеи. Ложная, но ясно и точно выраженная идея всегда больше завладеет миром, нежели идея верная, но сложная. […] Правительства, опирающиеся на одну-единственную идею или на одно, легко поддающееся определению чувство, может быть, и не самые лучшие, однако, несомненно, самые сильные и самые долговременные.

«Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Партии - вот зло, присущее свободным правлениям.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Происхождение всегда накладывает отпечаток на народы. Обстоятельства, в которых рождаются нации и которые служат их становлению, оказывают воздействие на все их будущее развитие.

«Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Рабское положение, отупляя раба, ведет в то же время к деградации хозяина.

«Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Размышляя теперь о человеке, взятом в отдельности, я нахожу, что догматические суждения необходимы ему не только для того, чтобы он мог действовать заодно с себе подобными, но и для его собственной жизни. Если бы человек был вынужден доказать самому себе все те истины, которыми он пользуется ежедневно, он никогда не пришел бы к окончательному результату; он бы изнемог, доказывая предварительные положения и не продвигаясь вперед. Поскольку жизнь слишком коротка для подобного предприятия, а способности нашего разума слишком ограниченны, человеку не остается ничего иного, как признать достоверность массы фактов и мнений, на самостоятельную проверку которых у него нет ни свободного времени, ни сил, — причем фактов, открытых умными людьми или принятых толпой. На этом фундаменте он строит здание из своих собственных мыслей. И поступает он подобным образом отнюдь не по своей воле; его вынуждает так поступать непреложный закон человеческого существования. Самые великие философы на свете вынуждены принимать на веру миллион чужих положений и признавать значительно больше истин, чем они сумели лично установить. Это не только необходимо, но и желательно. Человек, предпринявший попытку самолично во всем удостовериться, не сможет уделить много внимания и времени каждой из проблем; это занятие вызовет в нем постоянное возбуждение, которое будет мешать ему глубоко постигать всякую истину и приходить к твердым убеждениям по поводу чего бы то ни было. Его интеллект одновременно будет независимым и слабым. Таким образом, из множества человеческих суждений и мнений ему необходимо сделать собственный выбор и принять их большей частью без раздумий, чтобы можно было лучше изучить то незначительное число проблем, которые были оставлены им для рассмотрения. Верно, что любой человек, принимающий на веру всякое мнение с чужих слов, отдает свой разум в рабство, но это рабство благотворно, так как оно заставляет ценить свободу и учит пользоваться ею.

«Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Самый опасный момент для плохого правительства наступает тогда, когда оно начинает меняться, когда оно начинает реформироваться.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Склонность к абсолютистскому правлению состоит в прямой зависимости от презрения к своей стране.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Сторонники централизации в Европе утверждают, что правительство способно лучше управлять общинами, нежели они могли бы делать это сами; это, может быть, и верно, когда представители центральной власти являются людьми просвещенными, а жители общин — необразованны; когда центральная власть деятельна, а граждане — инертны; когда правительство привыкло повелевать, а народ — повиноваться.

«Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Страшно не то, что великие люди аморальны, а то, что аморальность ведет к величию.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Стремление познать самих себя приходит к народам лишь по мере их старения.

«Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

…существует некое настойчивое и закономерное стремление человека к такому равенству, которое пробуждает в людях желание стать сильными и уважаемыми в обществе. Это страстное желание служит тому, что незначительные люди поднимаются до уровня великих. Однако в человеческих душах живет иногда и некое извращенное отношение к равенству, когда слабые желают низвести сильных до собственного уровня, и люди скорее готовы согласиться на равенство в рабстве, чем на неравенство в свободе.

«Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

«…существует своего рода порочная свобода, которой пользуются как животные, так и люди и которая состоит в том, чтобы поступать сообразно собственным желаниям. Такая свобода враждебна любой власти; ее трудно подчинить каким-либо правилам; при ней мы опускаемся все ниже и ниже; она—враг истины и мира; даже Господь счел необходимым воспротивиться ей! Но одновременно существует свобода гражданская и нравственная; сила, воплощающаяся в единении всех; сила, которую самой власти предназначено охранять: эта свобода заключается в том, чтобы без страха совершать доброе и справедливое. Эту святую свободу мы обязаны защищать от любых случайностей и в случае необходимости жертвовать за нее собственной жизнью»

«Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат. Уинтроп Джон (1588-1649)

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2

Театр одной эпохи никогда не пригодится людям следующей эпохи, если они разделены революционным переворотом, изменившим нравы и законы. Произведения великих писателей, творивших в другом веке, продолжают читать. Но никто не будет смотреть пьесы, написанные для другой аудитории. Драматурги минувших времен живут только в книгах. Традиционность вкуса отдельных людей, тщеславие, мода, талант актера могут на некоторое время сохранить или же восстановить аристократический театр в недрах демократии, однако он вскоре развалится сам по себе. Его не разрушают, в него просто не ходят.

«Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат. «Демократия в Америке» (фр. De la démocratie en Amérique) - историко-политический трактат.

Алексис де Токвиль

/quotes/person/Aleksis-de-Tokvil/2