Александр Пушкин — Желание: Стих.

Читать стих «Желание» Пушкина Александра Сергеевича - это как вновь окунуться во времена первой неразделенной любви, когда все чувства и эмоции на пределе, а мысли только о любимой. Оно учит читателя быть открытым к любым ощущениям, не боясь их и не избегая. Произведение посвящено Екатерине Бакуниной. Брат девушки учился в одном классе с Пушкиным, поэтому она часто навещала его в Царскосельском лицее. Девушка была очаровательна, имела таланты к танцам и живописи. Доселе неизвестно, были ли у неё с Пушкиным любовные отношения. Однако, его юношеские чувства к Екатерине описаны не в одном стихотворении автора, ставших классикой русской литературы.

Произведение повествует читателю о несчастной любви автора. Время становится мучительной пыткой для влюбленного героя. Но он точно знает, что без любви его жизнь была бы и вовсе бессмысленной. Пушкин утверждает, что лучше смерть, чем существование без любовных переживаний и искренней тоски. В своём произведении он преподает каждому урок, рассказывая о том, что страдания делают жизнь полной. Текст стихотворения Пушкина «Желание» пронизан волнительной юношеской грустью. Неразделенная любовь уже не воспринимается как нечто плохое. Читатель может увидеть томление, печальное вдохновение автора, которые дарят небывалое воодушевление и оптимизм.

Скачать это стихотворение полностью или прочитать его онлайн можно на нашем сайте.

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слезы лью; мне слезы утешенье;

Моя душа, пленённая тоской,

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! Лети, не жаль тебя,

Мне дорого любви моей мученье, -

Пускай умру, но пусть умру любя!

Это стихотворение передает только одну грань любовного чувства – печаль, уныния, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы, дороги лирическому герою. Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека – в этом смысл стихотворения.

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней Анной Керн. Ей поэт посвятил свое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (1825). Композиционно стихотворение построено как лирическая автобиография. Пушкин использует образно-символический язык романтизма. У Жуковского «гений чистой красоты» – божество или муза, у Пушкина речь идёт о реальной женщине, которая сравнивается с неземным существом. Отсюда пафос стихотворения: земная любовь – всё же чудо, сродни божественному откровению. Наивысшее чудо – возвращение любви.

Прочитав его, перед нами встает образ женщины удивительного обаяния, способной внушить чувство самое чистое и глубокое. И если даже образ этот не столько реальный, сколько идеальный, рожденный фантазией поэта, первоосновой его все же была женщина вполне реальная – Анна Петровна Керн. Любовь воспринята поэтом как светлая непередаваемая радость, подлинно возвышенное чувство. Даны самые общие контуры пленительного женского облика «голос нежный», «милые черты», «небесные черты».

Дважды повторенные сравнения «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» также усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного. Здесь любовь – уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку, предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Реализм Пушкина в том, что главная ценность состоит в самом общении, средоточие блаженства - не разлука, а живая встреча. Чудо усматривается в простом и обыденном. Рефренные слова («божество», «вдохновенье», «жизнь, и слезы, и любовь») – это своеобразный «список» главных ценностей поэта, которые взаимосвязаны. Эта связь прослеживается и в других стихотворениях.

В позднем периоде творчества в чувствах героя больше глубины, мысли, сюжеты оригинальны. Поэт интересуется внутренним миром своей возлюбленной, ибо романтическая позиция по определению эгоистична, мы много узнаем о переживаниях героя, но не героини, которая рисуется шаблонно, ее психология не становится предметом изображения. Реализм Пушкина отличается, следовательно, углублением психологического анализа и развитием гуманистического взгляда на события, в позиции героя больше понимания другого человека, мудрости, великодушия, зрелости.

«Я вас любил: любовь, ещё быть может…» (1829). Характерная черта этого стихотворения – опора на глаголы, частое повторение смыслового глагола «любить». В стихотворении присутствует также важный для Пушкина мотив воспоминания, прошлое воспринимается как особая ценность.

Когда Пушкин сделал предложение Анне Олениной, двадцатилетней красавице, которую помнил еще девочкой, то получил отказ. С его-то гордостью – получить отказ! Пушкин замкнулся, несколько месяцев ничего не писал. И как итог этой неразделенной любви – бессмертные строки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренне, так нежно,

Так дай вам бог любимой быть другим.

Это стихотворение передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной.

Для поэта любить – как дышать; утрата любимой женщины, любви равносильна утрате самой жизни (ср. со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…» ).

В декабре 1828 г. Пушкин встретил Н. Гончарову. Жажда семейного счастья владела им. 18 февраля 1831 года Пушкин и Натали были обвенчаны.

Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении «Мадонна » (1830). «Мадонна» Рафаэля – творение искусства, но здесь с этим образом связана и метафора. «Чистейшей прелести чистейший образец» – это одновременно возлюбленная лирического героя (известно, это стихотворение Пушкин адресует своей жене, Наталье Гончаровой).

«Исполнились мои желания. Творец.

Тебя мне ниспослал, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец».

тем более люблю это милое, чистое, доброе создание».

В светлом божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины. Он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба. В этом стихотворении тоже можно обнаружить целый комплекс ценностей, важных для поэта, поскольку «Мадонна» сочетает в себе сразу разные смыслы: это женственность, и святость, и красота, и вдохновенье, и материнство, «и жизнь, и слезы, и любовь».

Любовная лирика позднего Пушкина обладает большой силой воздействия. Особая музыкальность этих стихов сделала возможным появление замечательных романсов.

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства.

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Анализ стихотворения «Желание» Пушкина

Поэтический талант Пушкина раскрылся еще в годы обучения в Царскосельском лицее. Это отмечали как преподаватели, так и сверстники, которые с огромным уважением относились к первым стихотворным опытам своего товарища. Пушкин писал очень много на самые разнообразные темы. Вместе с шутливыми и, мягко говоря, нескромными творениями из под его пера выходили блестящие произведения, делающие честь молодому лицеисту. Большое место в творчестве Пушкина, естественно, занимала любовь. Будущий великий поэт очень рано начал увлекаться женщинами. По воспоминаниям самого Пушкина, первое серьезное чувство он испытал к сестре своего лицейского товарища — Е. П. Бакуниной. Девушка часто посещала Лицей, принимая участие в устраиваемых балах. Судя по всему, роман между молодыми людьми не возник, но Пушкин действительно был влюблен и посвятил Бакуниной несколько стихотворений. Среди них можно выделить «Желание» (1816 г.).

Несколько наивное произведение посвящено страданиям молодого человека от неразделенной любви. Лирический герой в слезах вспоминает свою возлюбленную. Первая настоящая любовь для каждого человека имеет огромное значение. Тем более, если она не находит отклика. Автор упивается своей тоской, видит в ней особое мрачное «наслажденье». Увлечение Пушкина романтизмом находит выражение в торжественном высокопарном заявлении: «Пуская умру, но пусть умру любя!». Поэт никому не жалуется на свое горе («не слышен ропот мой»), предпочитая преодолеть его в одиночестве.

Молодой лицеист не случайно замечает: «Мне дорого любви моей мученье». Для замкнутого и необщительного человека первая любовная неудача может обернуться серьезной душевной травмой. Но для Пушкина она становится мощным источником вдохновения, хоть и вызывает у него печальное меланхолическое настроение. В каком-то смысле это даже закаляет характер молодого человека. Впоследствии Пушкину неоднократно придется обманываться в своих любовных ожиданиях. И каждый раз тоска не сможет поглотить его душу, а выльется на бумагу в очередном произведении. Пушкин был уверен, что лучше испытывать горечь от возможных неудач, чем никогда никого не любить.

Стихотворение «Желание» занимает достойное место в раннем творчестве Пушкина.17-летний лицеист очень удачно смог передать свои страдания, что не всегда удается даже поэтам с громким именем.

Притча о плачущей женщине

Один мудрец наблюдал за женщиной, которая постоянно плакала и жаловалась то на солнце, когда оно светило, то на дождь, когда он лил. Тогда он спросил, почему её расстраивает и солнечная и дождливая погода. Женщина ответила:

У меня есть две дочери. Одна из них стирает для людей бельё и этим зарабатывает на хлеб, а вторая продаёт зонтики. Когда идет дождь, у прачки мало денег, а когда светит солнце, зонтики никто не покупает. Поэтому я и горюю о своих дочерях.

Тогда мудрец посоветовал женщине думать о прачке в хорошую погоду, а о продавщице зонтиков в плохую. С тех пор эта женщина всегда была в хорошем настроении и радовалась за своих дочерей.

"Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слезы лью; мне слезы утешенье;

Моя душа, плененная тоской,

В них горькое находит наслажденье."

Эти строчки принадлежат семнадцатилетнему Александру Пушкину..

Почему люди плачут?Зачем они это делают?

Почему катятся слезы?

Причина,наверное,в тонкой душевной организации...

Слезы - -отдушина, утешение человека, способного тонко чувствовать,

человека, ощущаещего сердцем Души других людей...

Их боль,страдания, душевные муки и сомнения..

Не мыслящего мудро, а именно чувствующего..

Мыслить можно научить даже машину...

Чувствовать и плакать,-нет..

Мы слушаем "Реквием", Lacrimosa ..

В.А.Моцарт...

Композитор писал эту музыку будучи совсем больным, уже практически недвижимым...В переводе с латинского Lacrimosa- означает "слезная"...

Моцарт записывает последние наброски и слезы градом текут по его щекам..

Он чувствует свой конец..

Луна отвечает в натальной карте за слезы и эмоции..

И в натальной карте Моцарта находится в Стрельце,в соединении с Плутоном..

"Если ваша Луна относится к подавляемым (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы), значит, вы эмоционально гибкий человек. Вы приспосабливаетесь абсолютно ко всему, можете приспосабливать свои эмоции к эмоциям другого человека, вам нетрудно поставить себя на чужое место. Ваша интуиция отличается быстротой, вы оцениваете настроение компании сразу же, как только входите в нее. Такое впечатление, что вы адаптируетесь к чужому настроению",-пишет Т.Мак Грегор в книге "Луна и интуиция".

Дальше:"Стрелец, мутабельный огонь. Вспомните девиз Нью-Хэмпшира: живи или умри. Эмоционально адаптируются, но только до некоторой степени. Интуиция направлена в будущее, в более широкий контекст. Они "просто знают".

,

Луна делает оппозицию к МС, квадратуру с Ураном,трин к Нептуну, секстиль к Юпитеру,- добавляя астрокраски в палитру карты рождения..

Это и жажды успеха и славы, изумительный талант, плата за который - внезапные непонятные болезни,унижения,лишения и неудачи., и тогда,-постоянные перемены настроения.. Сильную интуицию, переживания,предчувствия,но,в целом,-оптимизм,не смотря ни на что..

Опять,-из "Астрологии творчества" Семиры и В.Веташ:

"Светоносность созвучий подтверждает соединение Урана с Пасасимфонией и Люмен (свет).

Это качество заслонило даже мрачность Сатурна, также находившегося у Моцарта в соединении с Солнцем: так что весёлый композитор относился к музыке как к серьёзному труду (что подтверждает связка Весты и Опс: супруги Сатурна, имени которой родственны слова "опус": труд и "опера", а также Цереры с Иппокреной), отсекая все игровое и поверхностное, а также все расплывчатое и слишком глубокое как лишнее. И его глубоко философское отношение к жизни (на что указывает соединение малых планет Философия и Меланхолия (здесь же Талант) и позиция Дамокла на Солнце) проявилось в знаменитом "Реквиеме": который символизирует сочетание Психеи и Этернитас (вечность) с Гармонией и Реквиемом, а также Фама в соединении с Ностальгией вблизи Нептуна..... ,как сказал Чайковский, "Моцарт есть наивысшая кульминационная точка, которой красота достигала в сфере музыки".

У Моцарта-светлые,прозрачные слезы...

Например, у Пикассо есть картина "Плачущая женщина"...Посмотрим натальную карту Пикассо:

,

"Плачущая женщина" датируется октябрем 1937.

,

А несколько раньше, в мае, он создает свою знаменитую "Гернику", написанную под впечатлением событий гражданской войны в Испании. 26 апреля 1937 года немецкая авиация по указанию генерала Франко подвергла бомбардировке город Гернику, почти стерев его с лица земли. Фотографии разрушенной Герники сразу появились во французских газетах. Уничтожение города оказалось ни самым крупным, ни самым кровавым военным преступлением ХХ века, но еще не свыкшаяся тогда с подобными акциями международная общественность была страшно подавлена. Пикассо написал открытое письмо, направленное против режима Франко, и создал картину, лучше всего описанную в его же поэтических строках: "...плач детей, плач женщин, плач птиц, плач цветов, плач камней и балок..."

"Плачущая женщина" была своеобразным постскриптумом "Герники"...пишет

искусствовед Аркадий Ипполитов в статье "Плачущая женщина Пикассо"

Плачущая щенщина-это лицо,искаженное мукой..

По сути,это даже не лицо,а некая маска из геометрических линий...Это воплощенное страдание..Слезы,страх,ужас...

Луна у Пикассо в том же знаке Стрельца,как и у Моцарта, но в пятом доме,-доме творчества...Синтетический знак -фиксированная Вода,то есть,-Скорпион.

Поэтому художник из-за своего синтетического знака так сильно чувствует,глубоко чувствует потрясение смерти, трансформацию и новое рождение..

Луна в оппозиции к Плутону и секстиле к Венере,- страдания и возрождение,любовь и мука..

Правда,Луна делает трин к асценденту,делая эмоции контролируемыми..

Луна в Стрельце..Что это?

Это чрезмерный идеализм, философские воззрения, религиозный подтекст и известная доля оптимизма,не смотря на боль..Это маленькие лучики света,которые ведут за собой других людей..

Лунный свет на реке...Лодка,скользящая по волнам.....Светлые воспоминания и ассоциации включаются с "Лунной сонатой" Беховена...Это воспоминания о страстной и чистой любви,о любви к юной Джульетте Гвичарди,которую он мечтал назвать своей женой..К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться..

Обратимся к натальной карте Л.В. Беховена..

Стеллиум планет,включая Луну,-в Стрельце..

Из "Астрологии творчества" Семиры и В.Веташ:

"Романтика-Бетховена и продолжателя его традиций Берлиоза объединяют соединение Солнца с Меркурием и аспекты с Марсом, который и обусловил их романтизм: оппозиция у Бетховена и соединение у Берлиоза. Кроме того, Бетховена характеризует квадрат Луны-Нептуна, а у Берлиоза они находятся в соединении. Астрологически можно сказать, что Бетховен настолько хорошо "проработал" в своих произведениях романтическую дисгармонию Марса и Луны, что Берлиоз увидел в ней естественную гармонию своих планет. В гороскопе Берлиоза астероид Бетховен стоит вблизи Юпитера.

У Бетховена связки малых планет Психея-Фанатика-Поэзия, Девота (преданность)-Утопия, а также Принципия на Нептуне отражает идейную яростность творчества. Героическую и революционную тематику помимо оппозиции Солнце-Марс и квадрата Урана к Сатурну демонстрирует сочетание Имаго (образ), Виртуты (мужество) и Беллоны (война), а также связка астероидов Гибрида (насилие), Инцидентия и Ниса (вдохновение) на Палладе. Упорство и творческие муки символизирует Персеверанция-Харибда, Мартир (мученик) на Плутоне и Иксион на Солнце Бетховена. Соединение Фидес (вера) с Конкордией (согласие) и Полигимнии с Амицитией (дружба) иллюстрирует знаменитый финал 9-й симфонии: гимн "К радости" - как и позиция Гаудиум на Юпитере и связки Гиларитас (радость)-Либератрикс (свобода) на Асценденте композитора."

И опять,- мы слышим нежнейшее душевное откровение, которое Ференц Лист назвал "Цветком между двумя безднами"...

Я нашла очень красивое стихотворение о слезах..

Собственно,оно так и называется:"Слезы"

Им я и закончу свое повествование...

"Господь,зачем ты слёзы дал?

Для омовения очей:

Есть слёзы радости,когда,

Ты слышишь звук моих речей.

Есть слёзы трепета,а здесь,

Ты на коленях предо мной,

Слезами душу облегчишь

И сердце обретёт покой.

Есть слёзы горечи,когда,

Ты не простишь своих врагов.

И слёзы восхищения есть,

Когда,беседуешь со мной.

А слёз раскаяния-не счесть

И слёз сочувствия твоих,

Ведь слёзы эти,так важны,

Чтоб чувства выразились вмиг.-

Спасибо,мой Отец Святой,

Что объяснил значение слёз.

Пусть радость ручейком течёт,

Из моих глаз и твоих слов.

Все эти слёзы,так нужны,

Их назначение поняла.

Стал мир прекрасен в этот миг,

Потоком слёз бы облила. "

Литература:

Т.МакГрегор "Луна и интуиция".

Лиз Бурбо "Пять травм,которые мешают быть самим собой"

Семира.В.Веташ "Астрология творчества"

"Плачущая женщина" Пикассо - один из образов ХХ века

«Желание» Александр Пушкин

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —

Анализ стихотворения Пушкина «Желание»

Екатерина Павловна Бакунина (1795-1869) приходилась сестрой однокласснику Пушкина по Царскосельскому лицею. Вместе с матерью она часто навещала брата. Девушка подолгу жила в Царском селе, нередко блистала на лицейских балах. Согласно воспоминаниям современников, у нее было прелестное лицо и дивный стан. Кроме того, Бакунина обладала особенным очарованием, имела талант к рисованию. Екатерина Павловна покорила сердце Пушкина и некоторых других лицеистов. Юный поэт посвятил красавице ряд элегий и стихотворений, проникнутых меланхолическими настроениями. Скорей всего, романа между молодыми людьми не случилось. Велика вероятность, что их отношения ограничились несколькими мимолетными встречами. Первое свое серьезное любовное чувство Александр Сергеевич вспоминал по прошествии многих лет после окончания обучения в Лицее. В частности, строки, посвященные Екатерине Павловне, присутствуют в строфе, не вошедшей в финальную редакцию «Евгения Онегина».

Бакуниной адресовано и стихотворение «Желание». Его основная тема – неразделенная любовь. Безответное чувство – причина подавленности, безграничной тоски лирического героя. Дни влюбленного молодого человека идут медленно, каждый прошедший миг только увеличивает горести. Время не лечит, но лишь усугубляет ситуацию. Тем не менее, герой не собирается окончательно падать духом. Он никому не жалуется на свою тяжкую долю – слезы служат ему утешением. Более того – любовные страдания не делают существование юноши невыносимым. Без них ему пришлось бы еще труднее. Согласно Пушкину, даже неразделенная любовь способна подарить вдохновение, воодушевить. Благодаря ей жизнь наполняется особым смыслом. Гораздо лучше испытать хотя бы один миг настоящей любви, нежели долгие годы провести в спокойствии, так и не познав душевных волнений. В финале лирический герой приходит к закономерному выводу:
…Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!

Екатерина Павловна, не знавшая недостатка во внимании со стороны представителей сильной половины человечества, вышла замуж достаточно поздно – ей было около сорока лет. Чести стать супругом красавицы удостоился ее давний знакомый – Александр Александрович Полторацкий (1792-1855). С ним Бакунина прожила в счастливом браке порядка двадцати лет, удалившись от петербургского света в имение Рассказово Тамбовской губернии.