Военно-воздушные силы Германии. Авиация Германии

В случае необходимости ТАК ВВС и транспортное авиационное командование могут быть усилены двумя эскадрильями самолётов G.91, эскадрильями (по одной) самолётов F-104G, С-160 и вертолётов UH-1D лётных училищ ВВС ФРГ, а также двумя эскадрильями самолётов F-104G из учебного командования ВВС ФРГ в США.

Связь ВВС ФРГ с военными органами НАТО

Деятельность ВВС ФРГ, как и ВВС США в Европе, тесно связана с НАТО. По данным иностранной печати, командующий ТАК не является членом какого-либо руководящего органа НАТО, но представляет свои ВВС в штабе верховного главнокомандующего объединёнными вооруженными силами блока в Европе по тем вопросам, которые не входят в компетенцию министра обороны страны. Штаб ТАК в рамках блока участвует в выработке единых взглядов на боевое применение авиации и разработке в связи с этим соответствующих наставлений и инструкций, а также занимается обработкой и оценкой разведывательной информации, разработкой требований и нормативов по боевой подготовке личного состава.

Штабу ТАК дано право вступать в контакт со штабами объединённых ВВС НАТО по вопросам стандартизации, боевой подготовки частей и соединений, проведения учений и обучения личного состава.

Основные силы ТАК, выделенные в распоряжение командования НАТО, входят в состав 2 ОТАК и , которые размещены на .

2 ОТАК включает 3-ю дивизию авиационной поддержки, а 4 ОТАК - 1-ю дивизию авиационной поддержки ВВС ФРГ.

В распоряжении ВВС объединённого командования в зоне Балтийских проливов находятся разведывательная и легкая боевая авиационные эскадры.

Силы и средства ПВО ФРГ являются неотъемлемой частью объединённой системы ПВО НАТО в Европе. Территория страны включена в Центральною зону, которая разделена на район ПВО 2 ОТАК (оперативный центр в Маастрих, ) и район ПВО 4 ОТАК (Киндсбах, ФРГ). От ВВС ФРГ для ПВО Центральной зоны выделено шесть дивизионов ЗУР «Найк-Геркулес», девять дивизионов ЗУР «Хок» и четыре истребительные авиационные эскадрильи ПВО (всего 432 ПУ ЗУР и 60 истребителей ПВО).

Боевая подготовка авиационных частей и подразделений ВВС ФРГ проводится с целью поддержания их в постоянной боевой готовности. В зарубежной печати сообщалось, что подготовка организуется национальным командованием в соответствии с требованиями оперативных планов НАТО. Проходит она в форме индивидуальной тренировки экипажей, соревнований и учений. Кроме того, часто устраиваются всевозможные инспекционные проверки. Значительное место в программе подготовки экипажей занимают:

  • борьба с низколетящими целями;
  • бомбометание по малоразмерным объектам;
  • перехват воздушных целей на малых и больших высотах.
Согласно планам боевой подготовки командование ВВС ФРГ ежегодно организует учебные пуски ракет «Першинг» 1А на полигоне США Уайт-Сэндз, штат Нью-Мексико. Тренировки личного состава подразделений ЗУР проходят на ракетном полигоне НАТО «Намфи» (о. Крит).

В совместных учениях с сухопутными силами авиация отрабатывает задачи непосредственной авиационной поддержки. Например, в учениях ФРГ «Шнеллер вексель» (сентябрь 1974 года) принимали участие 1-я дивизия авиационной поддержки и 2-я авиационная дивизия ПВО. В ходе учений проверялось взаимодействие авиации с сухопутными войсками в сложной, быстро меняющейся обстановке. самолёты ПВО вели борьбу с низколетящими воздушными целями. Ежедневно совершалось около 500 самолёто-вылетов.

Особенно большое значение для повышения боеготовности экипажей имеют . Практически в каждом из них в той или иной степени участвуют силы и средства ТАК ВВС ФРГ.

В 1974 году проходили наиболее крупные учения НАТО (с участием 2 и 4 ОТАК) под условным наименованием . В них особое внимание уделялось действиям истребительно-бомбардировочной авиации с передовых аэродромов. С этой целью несколько эскадрилий самолётов G.91 ВВС ФРГ и самолётов других стран блока были перебазированы на полевые аэродромы. Во время учений авиация оказывала непосредственною авиационную поддержку сухопутным войскам.

Задачи противовоздушной обороны решались на учениях «Крэк форс» и .

Часть сил истребительной авиации ПВО и подразделений ЗУР несёт круглосуточное боевое дежурство.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том что авиационные подразделения ФРГ постоянно совершенствуют свою боевую готовность, используя для этого различные формы и методы.

Развитие ВВС ФРГ

Перспективными планами строительства ВВС предусматривается перевооружить боевые подразделения новой авиационной техникой к началу 80-х годов. Одновременно будет продолжено совершенствование материальной части наземных средств ПВО, а в последующем боевые и вспомогательные средства ВВС будут поддерживаться в боеготовом состоянии за счёт выполнения программы модернизации.

Согласно этим планам в 1975 году истребительные авиационные эскадры полностью перевооружены самолётами F-4F «Фантом» 2 американского производства. С 1976 по 1979 год самолёты G.91, предназначенные для непосредственной авиационной поддержки и ведения разведки, предполагается заменить самолётами (производство ФРГ и Франции), которые проходят в настоящее время летные испытания. В 1978 - 82 годах вместо истребителей-бомбардировшиков F-104G планируется получить самолёты (производство ФРГ, Великобритании и Италии), которые также находятся в стадии испытании. После выполнения программы перевооружения в составе ВВС будут находиться две эскадры разведчиков RF-4E (60 единиц), две эскадры истребителей F-4F (60), две эскадры штурмовиков «Альфа Джет» (72), две эскадры истребителей-бомбардировщиков F-4F (60) и предположительно четыре эскадры истребителей-бомбардировщиков «Панавиа-200» (120).

Новые самолёты планируется оснастить более совершенным оружием. Для самолётов «Панавиа-200» и «Альфа Джет» фирма «Маузер» разрабатывает 27-мм пушку с безгильзовыми боеприпасами. Помимо этого, создаются УР класса «воздух - земля» и кассета BD-1, снаряженная бомбами.

По заданию ВВС фирма «Мессершмитт-Бёльков-Блом» работает над созданием тяжелой УР класса «воздух-земля». За основу взята УР «Юмбо» с телевизионной командной системой наведения. Её вес 1100 кг. Носителями таких ракет будут самолёты «Панавиа-200». Предполагается иметь на вооружении и более легкую УР. В качестве варианта рассматриваются американские УР «Буллдог» и с лазерными и телевизионными системами наведения.

Кассета BD-1, известная также под наименованием «Штребо», разрабатывается фирмой «Мессершмитт-Бёльков-Блом» для использования против бронетанковой техники на марше или в районах сосредоточения. Кассета будет состоять из четырех секций (в трех секциях разместятся бомбы, а в одной - стандартный заряд, обеспечивающий их разброс). Кассеты приспосабливают для подвески на самолёты «Панавиа-200» и F-4F. Рассматриваются варианты кассет для применения с других самолётов.

Из новых УР класса «воздух-воздух», по данным иностранной прессы, командование ВВС ФРГ намеревается получить УР AIM-9L «Супер Сайдвиндер» американского производства. Ожидается, что другая УР AIM-7F будет принята на вооружение в качестве противорадиолокационного оружия.

Что касается средств ПВО, то ракеты «Найк-Геркулес» после модернизации электронных систем останутся в частях до середины 80-х годов, а «Хок» в 1975-1976 годах планируется заменить усовершенствованными образцами.

В настоящее время командование ВВС рассматривает вопрос о приобретении ЗУР SAM-D американского производства Намечается также усовершенствовать радиолокационную сеть системы ПВО.

Таким образом, судя по сообщениям зарубежной печати, ВВС ФРГ оснащены современной авиационной техникой и оружием. Части и подразделения, которые входят в состав объединённых ВВС НАТО, поддерживаются в высокой боевой готовности и являются одной из главных тактических ударных сил блока на Центрально-Европейском ТВД.

В условиях изменившейся политической обстановки в мире военно-полити­ческое руководство (ВПР) Германии переосмысливает роль и задачи своих вооружен­ных сил. При этом особое значение приобретают военно-воздушные силы как наиболее эффективный и высокотехнологичный компонент ВС.

Масштабная военная реформа в Германии, проводимая с начала 2000-х го­дов до 2012-го, принципиально не изменила структуру национальных ВВС. С четырех до трех сократилось количество авиационных дивизий, расформиро­вано транспортное авиационное командование, незначительно уменьшилось количество боевых и вспомогательных эскадрилий. Кроме того, начался про­цесс реального перехода на новые образцы военной техники, который активно продолжается и в настоящее время. ВВС ФРГ быстро освободились от совет­ских тактических истребителей МиГ-29, за символический 1 евро передав их Польше, а заодно уволив большинство не самых плохих летчиков из состава военной авиации ГДР.

До 2012 года структура ВВС продолжала оставаться типичной для любого вида вооруженных сил Германии. Во главе их находился инспектор (командующий), рабочим органом которого являлся главный штаб ВВС, входивший в централь­ный аппарат министерства обороны Германии.

В организационно-штатную структуру ВВС входили два основных блока -оперативное командование (ОК) ВВС и центральное управление (ЦУ) ВВС (оба расположены в г. Кёльн-Ван). При этом в составе ОК находились все ави­ационные дивизии и командование оперативного управления. Центральное управление включало учебные и обеспечивающие формирования.

Поворотным пунктом в процессе германской военной реформы стало при­нятие в 2011 году новой военной доктрины, получившей название «Основные направления политики ФРГ в области обороны». Документ по-новому трактует задачи вооруженных сил и каждого отдельного вида ВС.

Так, главной целью планируемых в ВВС Германии преобразований декларируется по­вышение боевых возможностей авиации и сил ПВО при одновременном сокра­щении количества входящих в их состав соединений и частей. Основное вни­мание при этом предполагается уделить совершенствованию системы боевого управления, реорганизации разведывательной авиации, а также оснащению соединений и частей современными образцами авиатехники.

На базе «Основных положений политики ФРГ в области обороны» спектр ключевых задач ВВС Германии предполагается сместить от завоевания господства в воздухе и борьбы с авиацией противника к непосредственной авиационной поддержке войск, ведению наблюдения и воздушной разведки. Вместе с тем планируется сохранить необходимый потенциал для проведения стратеги­ческих воздушных опе­раций, предусмотренных национальными или коа­лиционным планами.

Согласно планам ре­формы высшим органом военно-воздушых сил Германии становится главное командование (ГК) ВВС, возглавляемое ин­спектором (главнокомандующим). Местом дислокации ГК выбран гарнизон Берлин-Гатов (10 км южнее г. Берлин). Оно будет заниматься разработкой об­щих и перспективных планов строительства, боевой подготовки и оперативно­го использования ВВС, а также определять дислокацию (базирование) входя­щих в их состав соединений и частей.

Принципиальным моментом является тот факт, что главное командование ВВС, как и ГК других видов ВС, выводится из структуры центрального аппара­та министерства обороны. Не случайно выбрано и место дислокации главного командования ВВС - Берлин-Гатов. Таким образом, ГК планирует восстано­вить войсковые традиции гарнизона, на территории которого сейчас находится крупнейший в Германии музей воздушного флота.

Перспективная структура органов управления ВВС Германии разделена на три основ­ные сферы деятельности - оперативное руководство, боевое управление и обеспечение. При этом из системы управления ВВС полностью исключается дивизионный уровень, а штабы дивизий подлежат сокращению.

Задачу оперативного руководства намечается возложить на командование оперативных сил (КОС) ВВС (г. Кёльн-Ван). Оно должно нести непосредствен­ную ответственность за организацию боевой подготовки, разработку планов боевого применения частей и соединений, технического оснащения и тылового обеспечения. Непосредственно КОС будут подчинены два компонента - воз­душный и наземный.

Воздушный компонент объединит в себе боевую и транспортную авиацию. В состав боевой авиации войдут три (в перспективе, возможно, четыре) авиаци­онные эскадры тактических истребителей (АвБ Виттмунд, Нервених, Нойбург и Лааге), а также истребительно-бомбардировочная (АвБ Бюхель) и разведыва­тельные (АвБ Ягель) авиационные эскадры.

Транспортная авиация будет представлена транспортной авиационной (АвБ Вунсдорф) и транспортной вертолетной (АвБ Хольцдорф) эскадрами и авиа­группой специальных пе­ревозок (Берлин/Кёльн-Ван).

Основу наземного ком­понента составят: эскадра ЗУР (Хузум), два полка управления и связи (Шёневальде и Эрндтенбрюк), полк охраны объектов ВВС (Шортенс) и полк информационно-техниче­ского обеспечения. В со­став компонента войдут еще учебные центры ВВС ФРГ в США и Италии (АвБ Холломан и Дечи-моманну), а также центр РЭБ (Кляйнантинген).

В перспективной струк­туре ВВС Германии особое место отводится 51-й разведывательной авиацион­ной эскадре (АвБ Ягель). В ее составе предполага­ется иметь 511-ю разве­дывательную эскадрилью (раэ) и 512-ю эскадрилью разведывательных беспилотных летательных ап­паратов. При этом 511 раэ будет оснащена разведывательными самолетами «Торнадо» RECCE и са­молетами РЭБ «Торна­до» ECR.

Расширение разведы­вательных возможностей авиации командование ВВС связывает с приня­тием на вооружение раз­ведывательных БЛА стра­тегического и оперативного назначения. В этой связи до 2014 года ожидается включение в состав 512-й эскадрильи разведывательного БЛА «Еврохок». В период до 2015 года возможно принятие на вооружение еще четырех анало­гичных аппаратов, а до 2017-го - такого же количества БЛА «Глобал Хок», предназначенных для развертывания системы воздушной разведки наземных целей «АГС».

В настоящее время германское ВПР находится на стадии принятия решения о начале реализации программы оснащения национальных ВВС средневысотными ударными БЛА оперативно-тактического назначения. В соответствии с планами до 2020 года на вооружении ВВС ФРГ в составе 512-й разведыватель­ной эскадрильи должно быть 16 таких БЛА.

Программу закупки средневысотных БЛА планируется осуществить в два этапа. На первом этапе возможно приобретение партии из пяти единиц, кото­рые бундесвер будет использовать в качестве «переходной модели» на период с 2015 по 2020 год. При этом изучаются образцы израильской («Израэль аэроспейс индастриз») и американской («Дженерал атомикс аэронотикэл системз») фирм.

На втором этапе планируется создание «европейского» ударного беспилот­ного летательного аппарата. Работы в данном направлении активно проводит концерн ЕАДС.

Задачи боевого управления ВВС Германии будут возложены на главный оперативный центр (ГОЦ) ВВС (Калькар). Центр должен обеспечить германское участие в работе органов оперативного планирования и управления силами и средствами многонациональной группировки ВВС в ходе подготовки и проведения опера­ций под общим руководством НАТО и ЕС.

ГОЦ планируется подчинить следующие структуры: германский штабной компонент в ОВВС НАТО (АвБ Рамштайн); германский компонент в штабе Европейского транспортного авиационного командования (Эйндховен, Нидер­ланды); германский компонент командования ДРЛО и управления авиацией «Авакс-НАТО» (Гайленкирхен); германский компонент «АГС» (АвБ Сигонел-ла, Италия); германские компоненты в структурах НАТО и ЕС; центр опера­тивного управления ВВС (Калькар); национальный центр защиты воздушного пространства (Юдем); центр контроля космического пространства (Юдем); группа информационно-технического обеспечения (Калькар).

Командование сил обеспечения (КСО) ВВС (Кёльн-Ван) будет отвечать за организацию комплектования и подготовку кадров для ВВС ФРГ, а также за материально-техническое и медицинское обеспечение их деятельности. В его состав войдут: немецкий компонент центра программ НАТО, центр подготовки технических специалистов (Фасберг), офицерская (Рот) и унтер-офицерская (Аппен) школы ВВС, учебный батальон кандидатов в офицеры и унтер-офице­ры (Гермерсхайм), группа информационно-технического обеспечения, а также ведомство управления воздушным движением бундесвера (Франфуркт-на-Майне), управление медицинской службы ВВС (Кёльн-Ван) и два центра вооруже­ния ВВС (Шёневальде и Манхинг).

Утвержденные коман­дованием бундесвера пла­ны реформирования пре­дусматривают вывод из состава сухопутных войск подразделений средних транспортных вертолетов СН-53 и передачу их в вертолетную транспорт­ную эскадру ВВС (АвБ Лаупхайм и Хольцдорф). Все легкие транспортные вертолеты NH-90 и верто­леты огневой поддержки «Тигр», напротив, будут сосредоточены в составе дивизии быстрого реаги­рования СВ ФРГ.

В рамках программы перевооружения бундесвера в ВВС планируется в тече­ние пяти лет осуществить полную замену устаревших вооружения и военной техники новыми и модернизированными образцами. Так, в составе люфтваффе предполагается иметь до 225 самолетов боевой авиации (из них «Тайфун» - 140, «Торнадо» - 85), около 100 транспортных самолетов («Трансалл» - 60, А.400М - 40), 64 вертолета СН-53, девять стратегических и 16 оперативно-так­тических БЛА, 112 ПУ ЗУР «Пэтриот».

Оценивая тактико-технические характеристики новой авиационной техни­ки ВВС Германии, следует отметить, что тактический истребитель «Тайфун» является конкурентоспособной машиной на мировом рынке и соответствует поколению «4+». Вместе с тем его трудно отнести к «прорыву» в мире авиации. Еще сложнее дело обстоит с принятием на вооружение транспортного самоле­та А.400М. Производитель в лице консорциума «Эрбас милитэри» постоянно откладывает сроки поставок. При этом ТТХ машины претерпели существен­ные изменения в сторону ухудшения, что вызывает крайнее недовольство со стороны командования ВВС.

При анализе перспектив развития ВВС ФРГ обращает на себя внимание и морально-психологический аспект реформирования. Так, данный вид воору­женных сил более, чем какой-либо другой, сохраняет боевые традиции герман­ской авиации. Например, названия эскадр (71 иаэск - «Рихтхофен», 51 раэск -«Иммельман», 31 абаэск - «Бельке») даны им в честь пилотов времен Первой мировой войны. В специальных изданиях постоянно публикуется большое количество биографий и описаний боевых подвигов германских асов в ходе Второй мировой войны. Не вызывает удивления появление в воздухе характерного силуэта Me 109 - в Германии существует большое количество клубов и обществ, где тщательно сохраняют и реставрируют боевые машины, тем са­мым поддерживая интерес молодежи к авиации.

Еще одним признаком ВВС Германии является крайняя «американизированность» военных летчиков. Объясняется это тем обстоятельством, что становление пи­лотов происходит в США с использованием американских методик и авиаци­онной техники. Одновременно подразделения национальных ВВС участвуют в большом количестве масштабных мероприятий боевой подготовки на террито­рии США совместно с американскими коллегами.

Таким образом, проводимая руководством ФРГ военная реформа призвана обеспечить дальнейшее приоритетное развитие военно-воздушных сил. При этом совершенствуется система управления ВВС и, несмотря на эко­номические трудности, предпринимаются активные шаги по техническо­му переоснащению данного вида вооруженных сил.

(Полковник А. Лопухов, «Зарубежное военное обозрение»)

Во второй мировой войне у немцев были следующие самолеты, вот их список с фотографиями:

1. Арадо Ar 95 — немецкий двухместный гидроплан торпедоносец-разведчик

2. Арадо Ar 196 — немецкий военный гидросамолёт-разведчик

3. Арадо Ar 231 — немецкий лёгкий одномоторный военный гидросамолёт

4. Арадо Ar 232 — немецкий военно-транспортный самолёт

5. Арадо Ar 234 Блитц — немецкий реактивный бомбардировщик


6. Бломм Фосс Bv.141 — прототип немецкого разведывательного самолёта

7. Гота Go 244 — немецкий средний военно-транспортный самолёт


8. Дорнье Do.17 — немецкий двухмоторный средний бомбардировщик


9. Дорнье Do.217 — немецкий многоцелевой бомбардировщик

10. Мессершмитт Bf.108 Тайфун — немецкий цельнометаллический одномоторный моноплан


11. Мессершмитт Bf.109 — немецкий одномоторный поршневой истребитель-низкоплан


12. Мессершмитт Bf.110 — немецкий двухмоторный тяжелый истребитель


13. Мессершмитт Me.163 — немецкий ракетный истребитель-перехватчик


14. Мессершмитт Me.210 — немецкий тяжелый истребитель


15. Мессершмитт Me.262 — немецкий турбореактивный истребитель, бомбардировщик и самолёт-разведчик

16. Мессершмитт Me.323 Гигант — немецкий тяжёлый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью до 23 тонн, самый тяжёлый сухопутный самолёт


17. Мессершмитт Me.410 — немецкий тяжелый истребитель-бомбардировщик


18. Фокке-Вульф Fw.189 — двухмоторный двухбалочный трёхместный тактический разведывательный самолёт


19. Фокке-Вульф Fw.190 — немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан


20. Focke-Wulf Ta 152 — немецкий высотный перехватчик


21. Focke-Wulf Fw 200 Condor — немецкий 4-моторный дальний многоцелевой самолёт


22. Хейнкель He-111 — немецкий средний бомбардировщик


23. Хейнкель He-162 — немецкий одномоторный реактивный истребитель


24. Хейнкель He-177 — немецкий тяжелый бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан


25. Хейнкель He-219 Uhu — двухмоторный поршневой ночной истребитель, оснащенный катапультируемыми креслами


26. Хеншель Hs.129 — немецкий одноместный двухмоторный специализированный штурмовик


27. Физелер Fi-156 Шторх — малый немецкий самолёт


28. Юнкерс Ju-52 — немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт


29. Юнкерс Ju-87 — немецкий двухместный пикирующий бомбардировщик и штурмовик


30. Юнкерс Ju-88 — немецкий многоцелевой самолёт


31. Юнкерс Ju-290 — немецкий дальний морской разведчик (по прозвищу «Летающий шкаф»)

Подполковник Ю. Блинков,
майор О. Кутинов

Федеративная Республика Германия имеет мощные и динамично развивающиеся военно-воздушные силы ("люфтваффе"), которые являются самостоятельным видом вооруженных сил. Спектр задач, возлагаемых командованием бундесвера на национальные ВВС, в последние годы значительно расширился. В условиях мирного времени в рамках объединенной системы ПВО НАТО в Европе ВВС Германии решают задачи ПВО (несут боевое дежурство), выполняют воздушные переброски войск и грузов в районы проведения коалиционных миротворческих операций, осуществляют воздушную разведку (в том числе с целью контроля за выполнением международных соглашений), оказывают помощь в случае стихийных бедствий, участвуют в операциях по спасению и эвакуации и т. д.

Основными задачами боевой авиации в условиях военного времени будут: завоевание и удержание господства в воздухе; противовоздушная оборона страны, важных объектов и группировок войск (сил); изоляция района боевых действий; уничтожение ключевых объектов противника; осуществление авиационной поддержки своих и коалиционных войск (сил), в том числе военно-морских группировок и кораблей; ведение воздушной разведки и другие. Для вспомогательной авиации такими задачами могут быть: выполнение транспортных перебросок войск и ВВТ, проведение поисково-спасательных операций, осуществление информационно-разведывательных действий, высадка десантов и др.

Организационная структура ВВС Германии
Аэродромная сеть ВВС Германии

Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с другими видами вооруженных сил способна сыграть решающую роль в разгроме противостоящего противника. В состав военно-воздушных сил входят также все силы и средства ПВО, включающие истребительную авиацию, зенитные ракетные комплексы, зенитную артиллерию и радиотехнические средства. Задачи обеспечения боевых действий всех видов ВС призвана решать вспомогательная авиация.

Органы управления. Руководство этим видом ВС возложено на инспектора ВВС (командующего), который подчиняется генеральному инспектору бундесвера. Последний руководит строительством и боевой деятельностью всех соединений, частей и учреждений военно-воздушных сил через главный штаб и подчиненные ему оперативное командование и центральное управление ВВС.

Организационно военно-воздушные силы ФРГ состоят из главного штаба, оперативного командования и центрального управления ВВС.

Главный штаб ВВС (г. Бонн) - орган оперативного управления. Он занимается разработкой планов строительства, боевой подготовки и оперативного использования этого вида ВС, а также определяет дислокацию соединений, частей и подразделений ВВС.

Оперативное командование ВВС (г. Кёльн-Ван) является высшим оперативным объединением военно-воздушных сил. Оно предназначено для управления силами и средствами ВВС как в мирное, так и в военное время. В его состав входят командование оперативного управления, транспортное авиационное командование, три авиационные дивизии, другие части и учреждения.

Три авиационные дивизии включают все части и подразделения боевой авиации, силы и средства ПВО. Они способны самостоятельно готовиться к ведению боевых действий и участвовать в них.

В транспортном авиационном командовании (ТАК) сосредоточена вся вспомогательная авиация, которая обеспечивает переброску войск и грузов по воздуху, специальные перевозки и поисково-спасательные действия.

Центральное управление ВВС отвечает за организацию комплектования и подготовку кадров для военно-воздушных сил, материально-техническое, медицинское, геофизическое обеспечение, а также за планирование и контроль хода учебно-боевой подготовки частей ВВС.

Численность, боевой состав и вооружение. В настоящее время численность личного состава ВВС 45 тыс. человек. В их боевом составе насчитывается 14 эскадрилий самолетов боевой авиации, шесть зенитных ракетных групп, шесть эскадрилий самолетов вспомогательной авиации, шесть вертолетных эскадрилий и одна транспортная вертолетная группа.

Всего на вооружении военно-воздушных сил находятся 460 самолетов боевой авиации (в том числе 72 самолета - носителя ядерного оружия и 63 самолета резерва), 97 самолетов вспомогательной авиации, 84 вертолета, 534 пусковые установки ЗУР и 232 орудия зенитной артиллерии.

В боевой состав 1-й авиационной дивизии входят 45 тактических истребителей "Торнадо", 44 истребителя ПВО F-4F и четыре - "Тайфун-F. 1", 64 ПУ ЗУР "Патриот". Эти силы и средства сведены в 32-ю истребительно-бомбардировочную авиационную эскадру, 74-ю истребительную авиационную эскадру, 5-ю эскадру ЗУР и 1-й полк управления и связи.

Во 2-й авиадивизии насчитывается 109 тактических истребителей "Торнадо", 14 "Тайфун-F. 1" и 64 ПУ ЗУР "Пэтриот". Эти силы и средства сведены в 31-ю и 33-ю истребительно-бомбардировочные, а также 73-ю истребительную авиационные эскадры, 2-ю эскадру ЗУР и 3-й полк управления и связи.

В 4-й авиационной дивизии имеется 5 7 тактических истребителей "Торнадо", 44 истребителя ПВО F-4F и 64 ПУ ЗУР "Пэтриот". Эти силы и средства сведены в 51-ю разведывательную и 71-ю истребительную авиационные эскадры, 1-ю эскадру ЗУР, а также 2-й и 4-й полки управления и связи.

В распоряжении ТАК находятся 84 тактических военно-транспортных самолета С160 "Трансалл", шесть CL-601, четыре A310MRTT, три A310, а также 81 транспортно-десантный вертолет UH-1D и три AS-532. Все эти силы и средства сведены в три транспортные авиационные эскадры и авиагруппу специальных перевозок МО.

Авиационная дивизия является высшим оперативно-тактическим соединением ВВС. Она включает две-три авиационные и одну-две зенитные ракетные эскадры.

Авиационная эскадра - основная тактическая часть. В мирное время в ее составе насчитывается две-три эскадрильи. На вооружении ВВС ФРГ имеются следующие типы авиационных эскадр:
- истребительная (иаэск);
- истребительно-бомбардировочная (ибаэск);
- разведывательная (раэск);
- транспортная (таэск).

В авиационной эскадре насчитывается до 2 000 человек личного состава. При мобилизационном развертывании ее численность возрастает до 4 ООО -4 500 человек за счет пополнения резервистами. Эскадра транспортной авиации включает од ну-две авиационные и до трех вертолетных эскадрилий.

Эскадра ЗУР является тактической частью и решает задачи объектовой ПВО. Организационно в эскадрах имеется по две зенитные ракетные группы ЗУР "Пэтриот", которые в перспективе должны быть заменены модернизированными ЗРК "Пэтриот" РАС-3.

В настоящее время военно-воздушные силы ФРГ переводятся на новую структуру которая будет включать силы оперативного задействования, силы стабилизации и силы поддержки.

В состав сил оперативного задействования предполагается включить четыре-пять эскадрилий самолетов и вертолетов боевой и вспомогательной авиации, зенитную ракетную группу силы и средства поисково-спасательной службы ВВС - всего около 30 боевых самолетов и до 6 000 человек.

Силы стабилизации объединят в своем составе основную часть боеготовых авиационных формирований и будут насчитывать около 200 боевых самолетов и 11 000 человек. Самолеты - носители ядерного оружия, входящие в них, могут привлекаться к решению задач НАТО.

В силы поддержки войдут части обеспечения, учебные центры и подразделения, резерв ВВС (всего около 18 000 человек).

При мобилизационном развертывании численность личного состава ВВС планируется увеличить до 80 тыс. человек, а количество эскадрилий боевой авиации - с 14 до 17.

Аэродромная сеть. В Германии создана хорошо развитая аэродромная инфраструктура, включающая более 600 аэродромов различного класса и вертолетных площадок, а также аэродромных участков дорог. Свыше 110 аэродромов считаются хорошо подготовленными и пригодными для базирования всех типов боевой и вспомогательной авиации. Их взлетно-посадочные полосы длиной 1 800 м и более имеют капитальное покрытие. На автомагистралях для рассредоточения боевой авиации подготовлено около 30 аэродромных участков. На аэродромах базирования боевой авиации построены арочные укрытия усиленного типа, для которых оборудованы специальные подземные хранилища бункерного типа для хранения авиационных ядерных боеприпасов. На территории Германии такие хранилища имеются на пяти авиабазах. По оценке зарубежных специалистов, аэродромная сеть позволит командованию НАТО сосредоточить на территории Германии мощную группировку тактической, а также транспортной и транспортно-заправочной авиации.

Перспективы развития ВВС ФРГ. Военно-политическое руководство Германии уделяет неослабное внимание повышению возможностей бундесвера в целом и совершенствованию его воздушной составляющей в частности. Это обусловлено прежде всего особой ролью и местом ФРГ в коалиционных структурах НАТО и Евросоюза, меняющимися подходами руководства к проблеме применения вооруженных сил за пределами национальной территории, а также стремлением Германии закрепиться на ведущих позициях в Европе и мире.

По мнению специалистов НАТО, в условиях новых вызовов и угроз безопасности альянса на военно-воздушные силы будет возлагаться широкий спектр задач как гуманитарного, так и боевого характера.

В рамках принятых ФРГ обязательств, взятых на Пражском саммите НАТО (ноябрь 2002 года), в этой стране проводятся мероприятия по повышению возможностей национальных ВВС.

Основной целью этих мероприятий является создание меньших по численности и боевому составу, но обладающих большими боевыми возможностями авиационных формирований, способных самостоятельно или во взаимодействии с частями и соединениями сухопутных сил и ВМС решать широкий круг задач на любом ТВД преимущественно в составе многонациональных группировок НАТО и ЕС.

В рамках проводимого реформирования осуществляется оптимизация организационно-штатной структуры и системы управления национальными ВВС, усиление боевой мощи этого вида ВС путем модернизации имеющейся техники, перехода на современные типы авиационной техники и оснащения военно-воздушных сил высокоточным оружием с большой дальностью действия.

С целью сокращения лишних звеньев управления на базе командования материально-технического обеспечения и отдела вооружений центрального управления ВВС было сформировано командование систем вооружения центрального управления ВВС. Предполагается, что осуществление единого руководства процессами разработки систем вооружений, оснащения ими войск и их дальнейшей эксплуатации будет способствовать более быстрому внедрению новых образцов в войска.

Для повышения эффективности управления авиационными экспедиционными формированиями на удаленных ТВД в 2008 году намечается создать мобильные центры управления авиацией (МЦУА). Основными задачами таких центров будут контроль воздушного пространства, управление авиацией и силами ПВО, организация взаимодействия с пунктами управления ОВВС НАТО и гражданской системой управления воздушным движением. Массогабаритные параметры МЦУА позволят осуществлять их переброску в любые районы, что, по мнению западных специалистов, обеспечит более эффективное использование воздушного компонента бундесвера в составе сил первоочередного задействования ОВС альянса или боевых тактических групп сил реагирования ЕС.

Опыт применения авиационных формирований ФРГ в районах кризисов (Босния, Косово, Дарфур, Афганистан) подсказал руководству бундесвера идею создания системы обеспечения базирования частей и соединений ВВС на удаленных ТВД. Основными задачами такой системы будут ремонт и восстановление аэродромной инфраструктуры, а также ее охрана и оборона.

К 2009 году намечается расформировать ТАК с передачей задач по воздушным переброскам войск и грузов создаваемому европейскому транспортному командованию. При этом транспортные эскадры данного командования предусматривается передать в состав авиационных дивизий.

Окончательно сформировать перспективную организационно-штатную структуру ВВС, оптимизированную для действий в новой военно-стратегической обстановке и главным образом в составе коалиционных сил НАТО, планируется к 2010 году. По оценкам зарубежных специалистов, при условии сохранения тенденций в расстановке сил в мире такая структура ВВС может сохраниться до 2020-2025 годов.

В настоящее время основой боевого состава ВВС являются истребители ПВО, истребители-бомбардировщики, тактические разведчики и самолеты РЭБ.

На вооружение истребительной авиации на смену устаревшим F-4F поступают самолеты "Тайфун-F. 1". Этот самолет в процессе разработки в течение 90-х годов перешел из категории истребителя с ограниченными ударными возможностями в категорию многофункционального боевого самолета. Первая партия таких машин (44 единицы) предназначена для перевооружения истребительных авиационных эскадр. Вторая и третья партии (по 68 единиц) с улучшенными ударными возможностями поступят на вооружение истребитель-но-бомбардировочных эскадрилий в период с 2008 по 2012 год на смену самолетам "Торнадо". "Тайфун" будет иметь увеличенный радиус действия и оснащаться РЛС с фазированной антенной решеткой и лазерным целеуказателем.

Возможности истребительно-бомбардировочной авиации планируется повышать также за счет модернизации истребителей-бомбардировщиков "Торнадо". Предусматривается, в частности, усовершенствовать систему отображения информации кабины, оснастить самолеты высокоточным оружием и обеспечить более эффективное преодоление системы ПВО. Реализация данной программы позволит продлить срок эксплуатации "Торнадо" до 2020-2025 годов, по истечении которого они будут заменяться модернизированными самолетами "Тайфун-F. 1" или одной из модификаций истребителя F-35.

Оснащение ударной авиации перспективными высокоточными средствами поражения средней и большой дальности с более эффективными боевыми частями позволит наносить удары по стационарным и даже мобильным целям без захода в зону действия ПВО, поражая одновременно несколько целей, сократить количество расходуемых боеприпасов и состав ударных групп.

Увеличить оперативную досягаемость тактической авиации ВВС ФРГ планируется за счет применения средств дозаправки в воздухе. В связи с этим предусматривается дальнейшее развитие собственной заправочной авиации и формирование в ней отдельной эскадрильи.

Значительное развитие получит боевая беспилотная авиация. Ожидается, что принятие на вооружение различных БЛА существенно повысит боевые возможности ВВС.

Ощутимый прирост возможностей военно-транспортной авиации следует ожидать после 2010 года с началом массового поступления новой техники в войска. Самолет А400М будет иметь максимальную взлетную массу около ПО т, грузоподъемность 37 т, дальность полета с грузом 20 т более 5 600 км, грузовой отсек размером, достаточным для перевозки любых видов военной техники, кроме тяжелых танков. Его намечается оборудовать системой дозаправки в воздухе, что позволит существенно расширить масштабы применения вооруженных сил Германии, в том числе решать задачи перебросок на стратегическом уровне.

Принятие на вооружение нового многоцелевого вертолета NH-90 (совместно разработанного компаниями Германии, Франции, Италии и Нидерландов) значительно улучшит качество воздушных перебросок войск и грузов на небольшие расстояния и повысит результативность поисковых работ.

В соответствии с требованиями коалиционной военной стратегии НАТО командование бундесвера продолжает проводить мероприятия по реорганизации системы ПВО с целью перехода к единому централизованному управлению силами и средствами ПВО и ВВС. Предусматривается оптимизация структуры органов управления и оповещения ВВС и ПВО, а также обеспечение оперативной совместимости систем связи и средств автоматизации для дальнейшего их включения в автоматизированную систему управления ОВВС и ПВО НАТО ACCS (Air Command and Control System).

Этапы реорганизации национальной системы ПВО согласованы со сроками реализации программы развертывания к 2015 году этой АСУ. Руководство бундесвера продолжает проводить работу по интеграции автоматизированных систем управления (объединение двух самостоятельных систем) - ПВО ФРГ GADGE (Germany Air Defense Ground Environment) и ВВС "Эйфель" в ACCS. Эта программа предусматривает полное сопряжение их систем связи с АСУ, а также создание единых органов управления, которые развертываются на базе органов управления новой системой ПВО и органов управления тактической авиацией НАТО с использованием их инфраструктуры.

По оценке руководства НАТО, развертывание АСУ ACCS позволит обеспечить своевременное доведение оперативной информации о воздушной обстановке, команд управления и докладов, свободный обмен данными между всеми органами управления ВВС и ПВО в реальном масштабе времени, улучшить взаимодействие между национальными и коалиционными силами и средствами тактической авиации.

Существенные изменения ожидаются также в боевом составе наземных сил ПВО. Устаревшие ЗРК "Усовершенствованный Хок" и "Роланд-3" (всего 294 ПУ), выведенные в резерв, будут сняты с вооружения. В боевом составе останутся ЗРК "Пэтриот", которые в перспективе планируется заменить модернизированными ЗРК "Пэтриот" РАС-3 и пусковыми установками перспективного комплекса MEADS (Medium Extended Air Defense System), поступление на вооружение которого ожидается не ранее 2012 года. Новый аэротранспортабельный ЗРК будет способен обстреливать одновременно до 10 целей, обеспечивать перехват тактических и оперативно-тактических ракет на дальности до 35-40 км и высоте около 30 км.

Выполнение программ по модернизации ЗРК "Пэтриот" и принятие на вооружение новых ЗРК MEADS средней дальности позволят существенно повысить огневые возможности и эффективность системы ПВО ФРГ в целом.

Повысить возможности воздушной разведки планируется осуществить за счет модернизации бортового и контейнерного оборудования разведывательных самолетов и принятия на вооружение разведывательных БЛА нового поколения. По мере сокращения сил тактической разведывательной авиации ее задачи будут решаться самолетами боевой авиации, которые намечается оснастить подвесными контейнерами с разведывательным оборудованием.

Совершенствование органов управления силами и средствами разведки проходит прежде всего за счет интеграции систем управления, связи, разведки и РЭБ для обеспечения их оперативного и технического взаимодействия (сопряжения), а также стандартизации и унификации параметров технических средств в рамках НАТО.

В целом по завершении реорганизационных мероприятий (к 2015 году) в боевом составе ВВС Германии будут три (вместо четырех) авиационные дивизии, включающие десять эскадр боевой и вспомогательной авиации. (Всего планируется иметь более 350 боевых самолетов, в том числе 180 многоцелевых "Тайфун".)

Авиационная промышленность является второй по величине отраслью машиностроения после автомобильного производства. Основными задачами авиапрома есть разработка, производство, обслуживание и ремонт авиатехники. Основные отличия авиационной промышленности от других сфер машиностроения:

  • Высокий уровень научных разработок.
  • Процесс выпуска, согласовывается только крупным фирмам или транснациональным корпорациям.
  • Большое разнообразие отраслей: самолётостроение, вертолётостроение, производство авионики, ракетостроение, разработка и производство космических летальных аппаратов.
  • Сложные технологии, задействованные в производстве, требуют высокой квалификации сотрудников и качественную материально-техническую базу.

Все эти особенности удалось учесть в ФРГ. Хотя авиационная промышленность Германии не имеет ведущих ролей в экономической структуре, но её стратегическую важность сложно переоценить.

История Германского авиапрома

После завершения Первой мировой войны Версальский договор запретил Германии производить военные летательные аппараты. Кроме того, запрет касался также и производства любых авиа запчастей и их продажа на период 6 месяцев. В 1922 году запрет был снят, но установлен ряд ограничений в производстве, которые должны были воспрепятствовать развитию военной авиации. В дальнейшем все ограничения были сняты. Это позволило Гитлеру по приходу к власти существенно повысить количество производимых самолётов, и на начало войны иметь в своём подчинении более 150 заводов по производству летательной техники и моторов к ним. По окончании войны авиапром Германии пришёл в упадок, по понятным причинам.

Далее с течением времени эта отрасль постепенно возрождалась. Начало 90-х годов ознаменовалось спадом авиационной промышленности, однако, после него резкое движение вверх остановить было невозможно. Так, в 2002 году оборот авиапрома составил порядка 15 млрд евро, количество рабочих мест, созданных этой отраслью, составляло чуть меньше 70 тысяч человек.

Структура авиапрома Германии:

  • Гражданское авиастроение около 68%.
  • Военное производство составляет приблизительно 23%.
  • Космическая промышленность – 9%.

Авиация Германии сегодня

Авиационная промышленность Германии сейчас находится на пике своего развития. Имеются успешные примеры международного сотрудничества в сфере авиапрома.

Германия экспортирует более 70% произведённых самолётов. Самыми известными среди них есть AirBus и EADS. Значительным достижением AirBus за последние годы это увеличение количества изготовленных аппаратов по сравнению со своим вечным конкурентом Боинг. Это подкрепляется внушительными показателями в 15000 самолётов в год, а внедрение новейших разработок только сопутствует этому. AirBus является самым большим производителем гражданской авиации в мире.

Центром авиационной промышленности страны спокойно можно назвать Гамбург. В этом городе и его пригородах сосредоточены все стадии производства, технического обслуживания и эксплуатации летательных аппаратов. Именно тут размещены такие компании: Airbus, Lufthansa, а кроме них около 300 других авиационных предприятий среднего и малого типа. Все они в связке с научно-техническими организациями дают возможность создавать и развивать новейшие технологии в авиастроении. Компания Lufthansa занимает ведущие позиции в сфере технического обслуживания, мелкого и капитального ремонта самолётов.

Главные факторы развития авиационной промышленности и яркие представители отрасли

Большая часть авиационного производства в стране сосредоточена в частных руках, они создали объединение Федеральный союз германской авиационно-космической промышленности или BDLI. На сегодня в этом объединении находится больше 160 предприятий в основном малого и среднего бизнеса.

Все компании выделяют не менее 15% средств на проведение исследований и разработку современных технологий. Государство также принимает активное участие в поддержке авиапрома. Для поддержки AirBus государство намерено рассмотреть введение гарантий по кредитам при экспортировании продукции, во избежание отказов от ранее заключённых сделок.

Фирма АЕДС разрабатывает и производит космические аппараты разнообразного назначения, а также оказывает услуги в сфере космических технологий. Активное участие принимает компания в создании и модернизации ракетоносителей.

Разработкой и производством радиоэлектронных систем и авионики занимается компания «Кассидиан». Авиационные двигатели на своих заводах производят «МТУ Аэро Энерджис» и «Ролс-Ройс» немецкая филия.

На сегодня авиационная промышленность ФРГ имеет мощнейший научно-технический потенциал и высокий уровень развития базы производства летательных аппаратов. Это позволяет в полной мере отвечать внутренним потребностям и в больших объёмах экспортировать продукцию.