Аккредитованные программы высшего образования. Государственная аккредитация образовательного учреждения

Даже если сегодня с документами у выбранного вами вуза всё в порядке, ситуация может измениться. Она меняется ежегодно. Когда вуз только открывается, он проходит процедуру первичного лицензирования и получает право вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям. Затем его ждет постлицензионный контроль (не чаще, чем один раз в 2 года). Позднее подходит срок повторного лицензирования (лицензия выдается на пять лет).

Процедура аккредитации также проходит, как правило, раз в 5 лет. Она призвана подтвердить надлежащее качество образования в этом образовательном учреждении и право выдачи дипломов государственного образца. А также по прохождении аккредитации становится понятно, что же это за учебное заведение на самом деле: университет, академия или институт. Правда, став однажды университетом, вуз не гарантирует ни себе, ни студентам, что подтвердит этот статус в дальнейшем.

Лицензию и свидетельство об аккредитации вы можете требовать непосредственно в приемной комиссии. Смотрите на дату выдачи - и подсчитывайте, до какого года действуют оба документа! В электронном виде они должны быть размещены на сайте вуза. В крайнем случае уточните информацию о вузе непосредственно в Рособрнадзоре.

У Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова подобные документы можете не проверять. У главного университета России свой особый статус, к тому же МГУ продвигает идею даже о том, чтобы выдавать собственные дипломы.

По отношению к процедуре аккредитации нет разницы, какой вуз ее проходит - государственный или нет. Качество образования в негосударственных вузах вполне способно удовлетворять аккредитационным требованиям. (Другое дело - прогнозируемое в связи с кризисом изменение платежеспособности тех, кто будет учиться на платной основе где бы то ни было.) К тому же со временем Рособрнадзор собирается разработать механизмы учета негосударственной позиции частных вузов в государственной процедуре аккредитации.

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы - это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные - скажем, новые. При выборе вуза (в крайнем случае - при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие - нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят. И главная причина отказа в аккредитации - неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут.

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, - а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) - но исковые требования оставили без удовлетворения.

Что подвергается проверке?

И вот наступает аккредитация - та самая «неожиданная» угроза вузу, в который вы, надеемся, благополучно поступите. Представитель Рособрнадзора организует проверку и приглашает примкнуть к ней специалистов, способных провести анализ качества образования по своей специальности. Перед проверкой преподаватели могут повысить требования к студентам, поскольку тех будут тестировать, чтобы вуз подтвердил свою репутацию, - это значительная часть всех инспекторских действий. Тестируют студентов выборочно, не всех. Проверочные тесты стандартизованы и называются АПИМ (аттестационно-педагогические измерительные материалы). Преподаватель на своих обычных лекциях отклонялся от стандарта? Это его вина.

Проверке подвергаются аккредитационные показатели - не только качество обучения, но и научная деятельность (кстати, эксперты из ГУ-ВШЭ утверждают, что научной работой сегодня занимаются не более 19 % из 330 000 преподавателей вузов). Во время аккредитации эксперты проверяют и лицензионные показатели - оценивают условия образовательной деятельности и подбор кадров.

Особое внимание отныне станут уделять сайтам вузов. Как оказалось, раньше там размещались в том числе и недостоверные сведения - заявляли о наличии лицензии, которая на самом деле приостановлена или отозвана, или предлагали специальности, которых нет в действующей лицензии вуза. Несмотря на то, что здесь идет речь о лицензии, требование говорить о ней правду на сайте - это не лицензионное, а аккредитационное требование. Прозрачность, доступность информации, как и ее достоверность, - всё это тоже аккредитационные требования.

На сайте должен быть представлен перечень всех специальностей и направлений подготовки студентов, указана возможность обучения по всем формам, которые только есть в вузе (по очной, вечерней или заочной), и обозначено наличие военной кафедры. Казалось бы, всё это нет нужды перечислять в аккредитационных требованиях, потому что всё это само собой разумеется. Увы, доверчивые граждане верят не только интернет-блефу, что институт - это якобы университет, но и объявлениям, которые клеил прямо на зданиях церквей недавно пойманный в Москве мошенник. Он представлялся ректором Института духовной культуры святых Кирилла и Мефодия и успел собрать со своих студентов немалые средства.

Если Рособрнадзор видит основания лишить вуз аккредитации, сначала он может сделать предупреждение, с тем чтобы вуз улучшил ситуацию.

На это дается время. Например, Воронежскому госуниверситету отвели полгода на то, чтобы привести в порядок график обучения юристов и экономистов. Справедливо? Да. Однако не всё можно улучшить за полгода. Скажем, финансирование вузов - вне зависимости от мирового кризиса - остается неизменным. И если бы критике подверглось устаревшее лабораторное оборудование, то новое так просто не купишь. А приобрести всю необходимую актуальную научную литературу, возможно, относительно легко только в Москве. Имеет ли вуз право жаловаться на тяжелое материальное положение? Это помогает выяснить камеральная проверка - когда проверяется, как вуз расходует бюджетные средства. В ходе аккредитации такой вид контроля также возможен.

Неисполнение требований ведет к приостановлению лицензии или аккредитации вуза. А если в процессе проверки вуз «остался в живых», но не подтвердил статус университета, он переходит в статус академии или института. Так произошло с Барнаульской педагогической ныне уже академией и с Петербургским архитектурно-строительным теперь просто институтом (когда-то знаменитым ЛИСИ).

Студент вуза, потерявшего аккредитацию, уже не может получить диплом государственного образца (а просто диплом этого вуза - получить вправе). Когда есть желание пройти непременно государственную итоговую аттестацию, это можно сделать в другом, аккредитованном вузе. А если итоговая аттестация еще нескоро, и вы хотите перевестись в аккредитованный вуз, чтобы учиться, то на новом месте вам придется сдать зачеты и экзамены по предметам, составляющим академическую разницу в учебном плане.

Некогда аккредитованный, вуз предоставлял отсрочку от службы в армии? Не продлив аккредитацию, он теряет право давать и отсрочку от армии.

Если вы поступите в филиал, а он не продлит аккредитацию, вы сможете пройти госаттестацию в головном вузе. Другой вопрос, поступать ли в филиал: эти подразделения вузов оказались сейчас в группе риска. Раньше просторные корпуса, замечательная библиотека и роскошный профессорско-преподавательский состав головного вуза в другом городе автоматически позволяли аттестовать по этим критериям и его филиал. Теперь все эти условия должны быть соблюдены в самом филиале, иначе тот просто ликвидируют. Так, последнее предупреждение получил филиал Московского института экономики, менеджмента и права в Воронеже, а многие филиалы вузов так и вовсе уже закрыты.

Через год после лишения статуса университета вуз может снова попытать счастья. Но он вправе и оставаться институтом, если его руководство сочтет факт разжалования справедливым. А когда проверка ставит под угрозу само существование вуза, то дожидаться ее вовсе необязательно. Так, представительства ВЗФЭИ в Калаче и Россоши, вопреки правилам проводившие образовательную деятельность (учить студентов разрешено только головным вузам и филиалам), свернули свою работу сами.

Разработка процедуры аккредитации вузов продолжается. Сие означает, что среди аккредитационных требований скорее всего возникнут новые. А для вас это значит, что при выборе вуза вам придется быть еще внимательнее.

В 2017 году Рособрнадзор лишил аккредитации и лицензии десятки университетов по всей стране. В последние месяцы сотни студентов МИТРО, Первого московского юридического института, Московской академии экономики и права и других вузов остались за бортом высшего образования, причем многие - перед защитой дипломов. Учащиеся беспокоятся о будущем своего образования, и не зря. Университет без аккредитации не имеет права выдавать дипломы государственного образца, ведь наличие аккредитации как раз означает, что качество образования соответствует федеральным стандартам. Теряются и другие привилегии: учащимся больше не гарантируют отсрочку от армии, учреждение не может использовать налоговые льготы или маткапитал при оплате обучения.

В случае потери аккредитации вуз должен в течение пяти рабочих дней сообщить об этом учащимся, а также разместить объявление в Интернете. Однако, как правило, руководство до последнего утаивает информацию, и для многих студентов новость становится неожиданностью.

Отсутствие аккредитации не лишает вуз возможности обучать студентов. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» вуз закроется, только если потеряет лицензию. Лишенный аккредитации университет может выдать собственный диплом - негосударственного образца, но такая «корочка» не имеет ценности.

«Этот документ в современных условиях никому не нужен. Как в профессиональных организациях и фирмах, так и на госслужбе диплом негосударственного образца не котируется. С ним, помимо прочего, нельзя поступить в магистратуру или получить второе высшее образование», – объясняет Григорий Шабанов, проректор по учебной работе РосНОУ.

Как перевестись в другой вуз

Если студент не желает остаться недоучкой, единственный выход - завершить обучение в другом месте. Порядок перевода из вуза, лишенного аккредитации, регулирует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем прописана специальная процедура, которая гарантирует соблюдение прав учащихся. По закону, вуз обязан обеспечить перевод студентов в другие университеты с сохранением условий обучения. Студент вправе рассчитывать на ту же специальность, форму и стоимость обучения, курс.

По словам генерального директора юридического бюро «Амелин и Копыстыринский» Александра Амелина, срок перевода не зависит от времени учебного года.

«Студент должен написать заявление о переводе на имя руководства своего вуза. За несовершеннолетних такое заявление пишет один из родителей или законный представитель. В течение 5 дней вуз обязан предоставить список учебных заведений, готовых принять студентов», – говорит юрист.

Он добавляет, что при этом специальность можно и поменять. Тогда в заявлении нужно написать о желании перевестись на другую образовательную программу.

Если студент не согласен с переводом, он может получить справку и самостоятельно переводиться в другие вузы. Однако, как считает Григорий Шабанов, в этом случае ни один серьезный вуз его не возьмет. Поэтому студенту нужно постараться выбрать лучший вариант из тех организаций, которые ему предлагает на выбор ректорат. Как только студент выбрал новый вуз, стоит обратиться в эту организацию и уточнить, действительно ли она осуществляет перевод, а также еще раз проговорить условия, которые будут сохранены.

Государственная аттестация в другом вузе

Иногда вузы, лишенные аккредитации, студентам об этом не сообщают и как ни в чем не бывало проводят выпуск. В этом случае, чтобы получить госдиплом, учащиеся имеют право пройти государственную итоговую аттестацию экстерном в вузе, который имеет аккредитацию.

«Российским новым университетом предоставляется возможность студентам других вузов пройти ГИА, но только, если они обучались на тех направлениях подготовки, которые у нас есть. Иначе пришлось бы отдельно разрабатывать огромный пакет методических и нормативных документов на каждый профиль. К тому же не все вузы добросовестно соблюдают законодательство в области образования, и их студентов мы тоже брать не можем», – рассказывает проректор РосНОУ.

По словам Шабанова, длительность процедуры зависит от того, как подготовлен студент. Все дисциплины, изученные после того, как вуз лишили аккредитации, подлежат переаттестации. Это касается и практики, поэтому университет должен найти время, чтобы провести консультации, переаттестовать человека, назначить время защиты, предоставить время для подготовки к экзамену и при этом соблюсти все установленные Министерством образования сроки. Как правило, на это уходит от трех до шести месяцев. Студент получает диплом того вуза, в котором он прошел государственную итоговую аттестацию.

В каких случаях можно получить компенсацию

Понятие "аккредитация" имеет латинские корни. В дословном переводе оно означает "оказывать доверие". В современном мире этот термин рассматривается как установленным стандартам, признание особого статуса (полномочий). Рассмотрим далее, как осуществляется аккредитация образовательных учреждений, что это такое и какими законами регулируется.

Нормативная база

В конце 2010 г. ФЗ № 293 внес ряд изменений в некоторые законодательные акты. Эта необходимость возникла в связи с совершенствованием надзорных и контрольных функций. Изменения направлены на оптимизацию предоставления услуг в сфере образования. В результате была введена специальная процедура для соответствующих учреждений. С того момента началась аккредитация и аттестация образовательных учреждений и научных организаций.

Субъекты

По принятым законодательным нормам, аккредитация и аттестация образовательных учреждений осуществляется вне зависимости от их типов и видов. Однако в этом предписании оговорено исключение. Положения закона не распространяются на ДОУ и учреждения по дополнительному образованию детей. Все прочие организации, осуществляющие учебные программы по ФГОС, федеральным требованиям и положениям закона, обязаны пройти процедуру соответствия.

Важный момент

В некоторых учреждениях присутствует которое реализует программу по Возникает вопрос: распространяется ли на них предписание о прохождении обязательной процедуры подтверждения соответствия? В данном случае государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляется без включения указанных программ в проверку. Для реализации их, однако, необходимо иметь разрешение. В качестве него выступает лицензия, которая, собственно, позволяет учреждению осуществлять деятельность в соответствии с программами дошкольного образования. Кроме этого, в новых правилах оговаривается ситуация с организациями, предоставляющими дополнительные услуги в рассматриваемой сфере. В частности, речь идет о дворцах юношеского/детского творчества, ДШИ, ДЮСШ и пр. Аккредитация образовательных учреждений такого типа не проводится.

Оплата

В соответствии с ФЗ № 293 была введена госпошлина за аккредитацию образовательного учреждения. Она заменяет оплату процедур, в том числе по договорам со специализированными организациями по оказанию информационно-методических услуг. Размер платежа устанавливается ст. 333.33 НК. Таким образом, формально в юридическом плане государственная аккредитация образовательного учреждения стала бесплатной, так как относится к услугам, осуществляемым за счет бюджетных средств.

Размер платежа

Законодательство устанавливает следующие суммы:

  • Для высших профессиональных заведений - 130 тыс. руб. Дополнительно необходимо будет уплатить по 70 тыс. за каждую расширенную группу направлений в самой организации и ее филиалах, включенную в свидетельство об аккредитации образовательного учреждения.
  • Заведениям, реализующим дополнительные профпрограммы - 120 тыс. руб.
  • Учреждениям среднего пофобразования - 50 тыс. руб.
  • Заведениям начального профессионального обучения - 40 тыс. руб.

Аккредитация прочих типов - 10 тыс. руб. При смене статуса и переоформление св-ва необходимо уплатить от 3 до 70 тысяч рублей. В случае аккредитации образовательных программ, расширенных групп направления по специальностям за замену свидетельства установлены суммы от 7 до 70 тыс. руб. В других случаях, в том числе за выдачу временного св-ва, нужно уплатить 2 тыс. руб. Следует сказать, что замена оплаты фиксированным бюджетным платежом не означает, что заведение лишается права на самостоятельное заключение договоров с организациями, которыми выполняется подготовка к аккредитации образовательного учреждения.

Новые правила

Учитывая требования к аккредитации образовательного учреждения, особое внимание следует уделять учебным программам. В первую очередь это относится к начальным, средним и высшим профессиональным заведениям. Таким учреждениям свидетельство выдается не на отдельные программы, а на расширенные, укрупненные категории направлений, которые определяются аккредитационным органом. Это позволяет изменять или дополнять конкретные проекты без предоставления их в уполномоченную структуру. То есть, корректировки делаются на основании лицензии.

Дополнительно

Согласно ст. 33.2 Закона "Об образовании", правом на госаккредитацию программы обладают ОУ, в которых есть обучающиеся или завершающие обучение по ней в текущем году. Как и ранее предусматривается возможность поэтапного (в соответствии со ступенями) проведения процедуры. То есть выполняется аккредитация образовательных учреждений в отношении определенных программ начального, основного и среднего общего (полного) обучения.

Процедура самообследования

Аккредитация образовательных учреждений включает в себя самооценку заведениями своей деятельности. Ранее процедура самообследования была предусмотрена преимущественно для вузов. Правила, по которым проводится самооценка, формулируются и утверждаются исполнительным федеральным органом, в полномочия которого входит выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование сферы образования.

Экспертиза

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагают выполнение определенных процедур, подтверждающих соответствие качества и содержания усвоенных обучающимися и выпускниками программ по ФГОС. Кроме этого, выполняется экспертиза показателей работы учебного заведения. Они необходимы при определении вида и типа.

Показатели работы

Их перечень вводится на федеральном уровне. показателей, по которым определяется вид и тип образовательного учреждения, должны устанавливаться аккредитационным органом. К примеру, относительно школ такой структурой выступает региональный департамент, министерство или иной институт управления. Разумеется, они должны быть задействованы в сфере образования. Установленный перечень показателей должен согласовываться с Минобрнауки. Порядок определения их критериев утверждается Правительством.

Документы для аккредитации образовательного учреждения

В соответствии с положением, процедура предполагает несколько этапов. В первую очередь руководитель учебного заведения выполняет анализ его деятельности. По результатам составляется отчет самообследования. После этого в управление (подразделение) уполномоченного органа направляется заявление и документы для аккредитации образовательного учреждения по соответствующим программам:

  • устава;
  • планов по всем утвержденным программам, заявленным к аккредитации;
  • основной профпрограммы послевузовского обучения (если она присутствует в ОУ);
  • положения о филиале заведения (при наличии такого подразделения).

2. Отчет о результатах самооценки.

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагает выдачу соответствующих бумаг. При направлении программ на проверку соответствия ОУ предоставляет также копии разрешения и св-ва. Неотъемлемым документом также является опись направленных бумаг. Копии устава, положения о филиале, разрешения и св-ва следует заверить у нотариуса. Экземпляры остальных бумаг заверяются в ОУ. Кроме того, следует приложить квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Способ отправки

Указанные выше документы можно направить на бумажном носителе. При этом допускается предъявление их лично или с помощью почтового отправления (заказным письмом). Также документы могут подаваться и в электронном виде. В этом случае следует воспользоваться единым порталом услуг. Если бумаги направляются этим способом, они должны заверяться электронной подписью.

Заявление

Аккредитация образовательных учреждений осуществляется по соответствующему обращению. В заявлении следует указать:

  1. Полное название, организационно-правовую форму и местонахождение заведения согласно уставу.
  2. Наименование и адрес расположения филиалов (при необходимости).
  3. Регистрационный госномер записи о формировании юрлица и сведения документа, которым подтверждается факт внесения информации о созданной организации в ЕГРЮЛ.
  4. ИНН и данные о постановке на учет в налоговой службе.
  5. Реквизиты имеющегося свидетельства об аккредитации.
  6. Госстатус (вид и тип) ОУ.
  7. Список программ, заявленных для аккредитации.

Решение

В течение 7 дней аккредитационный орган отправляет образовательному учреждению либо вручает его представителю уведомление о том, что документы приняты к рассмотрению. В случае если бумаги предоставлены не в полном объеме либо какие-то из них заполнены неверно, уполномоченная инстанция присылает извещение с соответствующим перечнем. На исправление ошибок и предоставление недостающих экземпляров ОУ дается 2 месяца.

Общественная аккредитация образовательных учреждений

Эта процедура также предусмотрена на законодательном уровне. Право на ее проведение было предоставлено еще в 1992 году. В настоящее время специалисты отмечают расширение предмета нормативного регулирования в сфере общественной аккредитации. В законодательстве зафиксировано не только само право, но и подробно разъяснено понятие процедуры, установлены обязанности организаций, уполномоченных на ее проведение. Ключевой задачей таких структур считается обеспечение доступности и открытости информации.

Специфика

Общественная аккредитация образовательных учреждений выполняется по инициативе самих заведений. В законодательстве особое внимание акцентируется на добровольности проведения процедуры. Это означает, что на нормативном уровне запрещено принуждение ОУ к получению такой аккредитации со стороны госорганов, местных структур и уполномоченных на ее выполнение юрлиц. В законе также не установлена необходимость согласования с учредителем проведение указанной процедуры.

Уполномоченные субъекты

Право на выполнение общественной аккредитации признается за разными организациями. Так, согласно законодательству, ее могут проводить как отечественные, так и международные и зарубежные субъекты. Вместе с этим, в качестве уполномоченных лиц в нормах указываются только общественные организации. Однако это ограничение не согласуется с определением самой процедуры в законе. Здесь следует отметить, что ФЗ "Об образовании" утверждает только основы общественной аккредитации. Более подробно все отношения, которые возникают в данной сфере, регламентируются актами, принимаемыми непосредственно самими уполномоченными структурами.

Порядок проведения

Процедура реализуется в форме следующих мероприятий:

  1. Экспертной оценки в учреждении.
  2. Обсуждения полученных результатов.
  3. Принятия решения о прохождении либо продлении или об отказе в общественной аккредитации ОУ.
  4. Включение заведения в соответствующий реестр (прошедших процедуру).
  5. Предоставление учреждению свидетельства установленной формы.
  6. Письменное извещение исполнительного федерального органа по надзору и контролю об итогах проведенной процедуры.

Критерии и показатели

Они устанавливаются непосредственно той организацией, которая выполняет аккредитацию. При оценке качества организации и обеспечения учебного процесса оценивается:

  • Соответствие планов по реализуемым программам.
  • Наличие нормативного обеспечения.
  • Соответствие организационной системы ОУ.
  • Качество образовательного процесса.
  • Соответствие рабочих программ содержанию планов обучения.
  • Уровень обеспеченности методическими материалами.
  • Мнения сотрудников, выпускников, обучающихся, работодателей о качестве процесса обучения и так далее.

Кадровая обеспеченность

По этому критерию проверяется соответствие профессионального уровня педагогического коллектива преподаваемым дисциплинам. Устанавливается также доля штатных специалистов, в том числе имеющих степень, занятых в процессе обучения. Немаловажным критерием является соответствие количества педагогов числу дисциплин, которые преподаются в ОУ.

Материально-техническая обеспеченность

По этому критерию аккредитационная организация устанавливает соответствие числа помещений для проведения установленных видов занятий количеству обучающихся. Немаловажное значение имеет проверка технической оснащенности и общего состояния кабинетов. В ОУ должна быть достаточная инфраструктура для обеспечения реализации образовательных программ.

Формы аккредитации по уровню стандартов связаны с регионом действия стандартов и соответственно регионом аккредитации. Стандарты могут действовать на международном, национальном, региональном или местном уровнях. Также, стандарты могут иметь принадлежность к определенным объединениям (например, стандарты СРО) или организациям (например, стандарты JCI).


В соответствии с принадлежностью стандартов выделяют формы аккредитации:

  • международная аккредитация. Данная форма аккредитации проводится на соответствие международным стандартам. Результаты аккредитации признаются участниками экономической деятельности из различных стран мира. При такой форме аккредитации важным условием является не только соответствие международному стандарту, но и признание результатов аккредитации в различных странах. Если такого признания нет, то аккредитация не может считаться международной;
  • национальная аккредитация. Такая аккредитация осуществляется на уровне отдельных государств. Практически во всех странах мира существуют свои национальные системы аккредитации. В качестве стандартов аккредитации могут выступать как национальные, так и международные стандарты. Результаты аккредитации в национальной системе аккредитации имеют признание только в пределах данного государства. Однако если существует соглашение о взаимном признании результатов аккредитации между национальными системами аккредитации разных стран, то аккредитация в национальной системе «автоматически» получает статус международной аккредитации;
  • региональная аккредитация. В данном случае аккредитация проводится на соответствие региональным стандартам. Как правило, такая аккредитация связана с деятельностью предприятий и организаций, находящихся в пределах одного региона. Результаты аккредитации признаются участниками экономической деятельности именно этого региона. Следует отметить, что понятие «регион» довольно широкое. Оно может ограничиваться отдельным городом или областью (например, региональная аккредитация оценщиков Москвы), а может несколькими странами (например, система аккредитации высшего образования стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Однако, в большей степени, данная форма аккредитации относится к «малым» географическим размерам;
  • отраслевая аккредитация. Во многих отраслях экономической деятельности существует своя собственная аккредитация. Она связана со спецификой работы именно в этой отрасли (например, аккредитация образовательных учреждений, аккредитация аудиторов и пр.). Эта форма аккредитации подразумевает наличие отраслевых стандартов деятельности. Признание результатов аккредитации может существовать на разных уровнях: международном, национальном или региональном. Это зависит от наличия соглашений между участниками экономической деятельности в той или иной отрасли;
  • корпоративная аккредитация. Во многих странах законодательство позволяет создавать системы аккредитации отдельным предприятиям или даже физическим лицам. В этом случае возможна такая форма аккредитации, как корпоративная. Виды деятельности, по которым возможно создание корпоративной аккредитации, могут быть ограничены законодательно. В качестве стандартов аккредитации применяются как собственные стандарты (стандарты предприятия), так и национальные или международные стандарты. Применение собственных стандартов широко развито в автомобилестроении. Известные автоконцерны разрабатывают свои собственные стандарты и проводят аккредитацию поставщиков по этим стандартам.

Помимо «чистых» форм аккредитации, может существовать и смешанная. Например, отраслевая аккредитация будет носить международный характер, если участниками системы аккредитации являются компании (лица) из различных стран мира и между ними существует договоренность о взаимном признании аккредитации.


Формы аккредитации по объектам аккредитации связаны с правовым статусом заявителей (организаций или лиц, желающих получить аккредитацию).

Основных форм аккредитации по этому признаку две:

  • аккредитация организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
  • аккредитация физических лиц (эксперты, специалисты и пр.).

Юридические и физические лица могут быть аккредитованы в различных системах аккредитации, связанных с принадлежностью стандартов (например, юридические лица могут иметь международную, национальную и пр. аккредитацию). Однако на аккредитацию юридических и физических лиц еще влияет вид осуществляемой деятельности.

В Российской Федерации основным документом, регламентирующим вопросы аккредитации, является Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». В соответствии с этим законом национальную аккредитацию могут получить только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Физические лица могут выступать экспертами национальной системы аккредитации.

Еще одним вариантом аккредитации, который может быть отнесен к этой форме аккредитации, является аккредитация вида деятельности . Под видом деятельности понимается какая-либо услуга или вид работ. Примерами могут являться образовательные программы, медицинские услуги, программы для информационных систем. В этом случае аккредитацию получает не юридическое или физическое лицо, а некий комплекс организационно-методических мероприятий.


Формы аккредитации по статусу применения имеют два варианта:

  • обязательная аккредитация;
  • добровольная аккредитация.

Обязательная аккредитация регулируется и осуществляется государственными органами. Эта форма аккредитации напрямую связана с вопросами здоровья и безопасности граждан и государства в целом. Например, в Российской Федерации обязательная форма аккредитации применяется к вооружению и военной технике, работам в сфере атомной энергетики, работам, связанным с воздушными, морскими и речными перевозками, обеспечением санитарно-гигиенического благополучия граждан и др.

Добровольная форма аккредитации применяется там, где нет прямой угрозы безопасности и здоровью граждан и государству. Регулирование этой сферы со стороны государства существует, но оно ограничивается уровнем законов, установлением правил, норм и принципов проведения аккредитации. Однако в Российском законодательстве необходимо обращать внимание на указание формы аккредитации в законах, которые регулируют конкретный вид деятельности.

Различие между добровольной и обязательной формами аккредитации может быть выражено следующим образом:

  • при добровольной форме аккредитации организация (или физическое лицо) самостоятельно принимает решение об аккредитации. Организация (или физическое лицо) может заниматься выбранным видом деятельности вне зависимости от наличия аккредитации;
  • при обязательной форме аккредитации организация (или физическое лицо) не может заниматься выбранным видом деятельности без наличия аккредитации. Если организация (физическое лицо) занимается выбранным видом деятельности без аккредитации, то такая деятельность будет считаться незаконной и преследоваться в рамках уголовного или административного права.

Формы аккредитации могут различаться по срокам. В зависимости от правил, установленных в системе аккредитации, она может быть бессрочной или иметь ограниченный срок действия. Наличие бессрочной аккредитации вовсе не означает, что после ее получения за организацией (лицом) не будет осуществляться контроль. Как правило, после получения аккредитации (как срочной, так и бессрочной) проводится периодическая проверка на соответствие критериям аккредитации. Если организация или лицо нарушит требования и критерии аккредитации, то аккредитация будет аннулирована.

Система аккредитации

Система аккредитации представляет собой набор организационных, документационных и технических элементов, осуществляющих взаимодействие между собой для повышения взаимного доверия к работам и услугам участников системы и достижения целей аккредитации.

Из данного определения следует, что у любой системы аккредитации существуют:

  • цель, ради которой создается система аккредитации;
  • организационные, документационные и технические элементы, обеспечивающие работу системы аккредитации;
  • участники системы, которые взаимодействуют между собой и с элементами системы аккредитации;
  • работы и услуги, которые выполняют либо сами участники системы, либо выполняются для участников системы аккредитации.

Начало учебного года 2013/2014 ознаменовалось вступлением в силу нового Закона об образовании. Теперь Правительство РФ обновляет нормативную базу, основываясь на положениях этого Закона. Так, Правительство РФ Постановлением от 18.11.2013 N 1039 утвердило Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности (далее - Положение N 1039), вступившее в силу 30 ноября 2013 г.

Аккредитация образовательной деятельности

Напомним, что с 1 сентября 2013 г. в России действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). С этой же даты ранее действовавший Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" утратил силу.
Как правило, реализация любого закона неизбежно сопровождается принятием целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. Не стал исключением и Закон N 273-ФЗ, в соответствии с ч. 28 ст. 92 которого именно Правительство РФ должно было утвердить положение о государственной аккредитации. Благодаря этой норме и появилось Положение N 1039.
Отметим, что уже в названии ст. 92 Закона N 273-ФЗ, посвященной аккредитации, прослеживается отличие от аналогичной ст. 33.2 Закона N 3266-1. В новом Законе об образовании речь идет о государственной аккредитации образовательной деятельности, а в прежнем - о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Между тем, по сути, во всех случаях государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых тем или иным учреждением.
Согласно ст. 92 Закона N 273-ФЗ государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по следующим программам:
- основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования;
- основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Положение N 1039 уточняет, что в данном случае речь идет об образовательных программах, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, которые утверждают самостоятельно:
- федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и "Санкт-Петербургский государственный университет";
- образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет";
- федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ. В настоящее время такой Перечень утвержден Указом Президента РФ от 09.09.2008 N 1332.
Таким образом, теперь установлена единая процедура аккредитации, в том числе и для образовательных организаций, устанавливающих образовательные стандарты самостоятельно.
В связи с этим 30 ноября 2013 г. утратили силу следующие Постановления Правительства РФ:
- от 18.05.2009 N 414, которым утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
- от 16.02.2011 N 87, которым были утверждены Положения о лицензировании образовательной деятельности и о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет";
- от 21.03.2011 N 184, которым утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;
- от 27.09.2011 N 800, которым утверждено Положение о государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.
Напомним, что в настоящее время в России установлены следующие федеральные государственные образовательные стандарты:
- общего образования;
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров.

Кто и как проводит аккредитацию?

В Положении N 1039 определены органы, осуществляющие государственную аккредитацию (далее - аккредитационные органы). Это:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);
- органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.
Рособрнадзор проводит государственную аккредитацию образовательной деятельности (ст. 6 Закона N 273-ФЗ):
- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
- федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждает Правительство РФ;
- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории РФ.
Что же касается органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, то они проводят государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, кроме организаций, государственную аккредитацию которых проводит Рособрнадзор.
Например, аккредитацию образовательных программ, реализуемых в общеобразовательной школе, проводит орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится данная школа, а аккредитацию образовательных программ, реализуемых в высшем учебном заведении, находящемся на территории данного субъекта РФ, будет проводить Рособрнадзор.
Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализует образовательные программы в своем филиале, расположенном на территории другого субъекта РФ, то государственную аккредитацию в отношении этих программ также будет проводить орган исполнительной власти субъекта РФ, к компетенции которого отнесена государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, но при этом во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен филиал.
Напомним, что в соответствии с ч. 9 ст. 108 Закона N 273-ФЗ ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации должны быть переоформлены до 1 января 2016 г.
В связи с данной нормой Положение N 1039 предписывает аккредитационным органам до 1 января 2016 г. переоформить организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о государственной аккредитации, выданные им до 1 сентября 2013 г. в отношении реализуемых ими основных образовательных программ. Свидетельства должны быть переоформлены на срок действия имеющегося свидетельства с указанием в приложении к переоформленному свидетельству уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.
Для того чтобы переоформить свидетельство об аккредитации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обратиться в аккредитационный орган с заявлением. Напомним, что форма заявления о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации приведена в Приложении N 3 к Приказу Минобрнауки России от 18.09.2012 N 729 (далее - Приказ N 729).
Если организации, осуществляющей образовательную деятельность, до 1 сентября 2013 г. было выдано временное свидетельство в связи с изменением ее наименования для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации, то свидетельство должно быть выдано на основании двух документов:
- заявления организации;
- решения о государственной аккредитации, ранее принятого аккредитационным органом.
В приложении к свидетельству указываются уровни образования, укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.
Напомним, что формы свидетельства о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также Технические требования к указанным документам утверждены Приказом Минобрнауки России от 10.01.2012 N 1.
Для переоформления (выдачи) свидетельств аккредитационным органам установлен срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановление N 1039 устанавливает еще один важный момент. Речь идет об основных профессиональных образовательных программах высшего образования (программах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программах ординатуры, программах ассистентуры-стажировки). Установлено, что эти программы считаются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию до 31 декабря 2014 г., если:
- срок действия свидетельства по этим программам истекает после 1 сентября 2013 г., но не позднее вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения указанных программ;
- имеются обучающиеся, завершающие обучение по таким программам в период с 1 сентября 2013 г. до вступления в силу указанных федеральных образовательных стандартов.
После вступления в силу указанных федеральных государственных образовательных стандартов организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны пройти государственную аккредитацию в отношении этих образовательных программ в установленном порядке.
Обращаем внимание на то, что Закон N 273-ФЗ не предусматривает проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с ч. 8 ст. 108 Закона N 273-ФЗ с 1 сентября 2013 г. свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций.

Требования к заявлению о государственной аккредитации

Как мы уже отмечали, для проведения государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, или организация, осуществляющая обучение (далее - организация), должна обратиться в аккредитационный орган с заявлением о государственной аккредитации, а также приложить к нему необходимые документы.
В заявлении организация должна указать следующие сведения:
- полное и сокращенное (при наличии) наименования, место нахождения, номер контактного телефона и адрес электронной почты, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН в ЕГРЮЛ);
- полное и сокращенное (при наличии) наименования филиала (филиалов), место нахождения (при проведении государственной аккредитации по основным образовательным программам, реализуемым в филиале (филиалах));
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП);
- перечень заявляемых для государственной аккредитации образовательных программ с указанием уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, форм обучения, сведения об использовании сетевой формы реализации образовательной программы, а также о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- сведения о необходимости (об отсутствии необходимости) направления в адрес организации в электронной форме информации о ходе процедуры государственной аккредитации.
К заявлению организация должна приложить:
- копию документа о государственной регистрации организации;
- доверенность или иной документ, подтверждающие право уполномоченного лица организации, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени организации;
- сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утверждаемым Минобрнауки России;
- копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии со ст. 15 Закона N 273-ФЗ (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);
- копию договора с научной организацией и иной организацией, осуществляющей научную (научно-исследовательскую) деятельность, о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (в случае заключения такого договора). Если копия договора нотариально не заверена, предъявляется также его оригинал;
- копию договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научной организации и иной организации, осуществляющей научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (в случае заключения такого договора). Если копия договора нотариально не заверена, то также предъявляется его оригинал;
- копию договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (в случае заключения такого договора) (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
- сведения о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;
- опись представленных документов.
Что же касается образовательных организаций, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты, то к заявлению о государственной аккредитации в отношении образовательных программ высшего образования, реализуемых в соответствии с такими стандартами, помимо перечисленных документов и сведений они должны приложить копии своих распорядительных актов об установлении образовательных стандартов и соответствующие образовательные стандарты.
Если организация осуществляет образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, то в заявлении она должна указать сведения о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности. При этом заявление и прилагаемые документы, представляемые в аккредитационный орган, не должны содержать сведения, составляющие государственную тайну.
Заявление и прилагаемые документы можно представить в аккредитационный орган одним из следующих способов:
- на бумажном носителе - уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сеть Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Заявление и прилагаемые документы должны быть зарегистрированы аккредитационным органом в течение одного рабочего дня со дня их поступления.
Аккредитационному органу дается 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов для того, чтобы проверить (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия), что организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также заявление и прилагаемые документы соответствуют следующим требованиям:
- государственная аккредитация отнесена к компетенции аккредитационного органа;
- у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для государственной аккредитации;
- со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или со дня лишения ее государственной аккредитации истек 1 год;
- заявление и прилагаемые документы оформлены и заполнены правильно, документы представлены в полном объеме.
Если все в порядке, то заявление и прилагаемые документы в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации принимаются к рассмотрению по существу. Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соответствующее уведомление.
Если окажется, что заявление и прилагаемые документы неправильно оформлены (заполнены) или приложены не все документы, то аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов должен направить в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручить ее уполномоченному представителю уведомление о несоответствии.
В уведомлении о несоответствии должны содержаться:
- сведения о том, что заявление и прилагаемые документы не могут быть приняты к рассмотрению по существу в связи с их несоответствием установленным требованиям (с указанием несоответствий);
- информация о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.
Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представит правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы, то аккредитационный орган осуществит их прием и регистрацию.
Если заявление и прилагаемые документы оформлены правильно и представлены в полном объеме, то они принимаются к рассмотрению по существу в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных на основании уведомления.
Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соответствующее уведомление.
Аккредитационный орган откажет организации, осуществляющей образовательную деятельность, в принятии заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу и возвратит заявление и прилагаемые документы организации в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность:
- не будет соответствовать какому-либо из перечисленных требований;
- не представит в течение 2 месяцев со дня направления уведомления о несоответствии правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.
Заявление и документы будут также возвращены в случае, если документы, представленные на основании уведомления, не будут соответствовать заполненному заявлению.
Заявление и документы должны быть возвращены в течение 10 рабочих дней соответственно со дня регистрации заявления и прилагаемых документов (со дня регистрации документов, представленных на основании уведомления) либо со дня истечения двухмесячного срока. Указанные документы могут быть возвращены посредством направления в адрес организации (почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если эти документы были представлены таким способом) или посредством вручения уполномоченному представителю. Факт вручения заявления и прилагаемых документов уполномоченному представителю заверяется его подписью.
Аккредитационный орган после принятия заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу составляет аккредитационное дело организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое подлежит хранению в аккредитационном органе. Аккредитационное дело включает в себя:
- заявление и прилагаемые документы;
- распорядительный акт аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы;
- заключение по результатам аккредитационной экспертизы, отчеты об аккредитационной экспертизе;
- распорядительные акты аккредитационного органа о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства об аккредитации, о предоставлении дубликата свидетельства об аккредитации, о приостановлении, возобновлении, прекращении, лишении государственной аккредитации;
- копию свидетельства об аккредитации (временного свидетельства, дубликата свидетельства) с приложениями.
Если взаимодействие аккредитационного органа и организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществлялось с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", то и аккредитационное дело аккредитационный орган формирует в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Таким образом, если свидетельство о государственной аккредитации будет утрачено или испорчено, то организация может обратиться в аккредитационный орган с просьбой о выдаче дубликата свидетельства.
Еще раз отметим, что если организации, осуществляющей образовательную деятельность, будет отказано в государственной аккредитации или она будет лишена государственной аккредитации, то подать заявление об аккредитации организация вправе не ранее чем через один год.
Согласно п. 60 Положения N 1039 аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной регистрации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в срок, установленный п. 18 ст. 92 Закона N 273-ФЗ. Он не должен превышать ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов при условии соответствия этих заявления и документов установленным требованиям.
При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган выдает свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
- шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
- двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Свидетельство без приложения недействительно.
Установлен запрет на продление срока действия свидетельства (временного свидетельства).
Между тем свидетельство может быть переоформлено на период до окончания срока его действия в случае, если:
- организация, осуществляющая образовательную деятельность, будет реорганизована в форме преобразования, будет изменено место ее нахождения или ее наименование;
- государственная аккредитация необходима в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с прекращением реализации отдельных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- организация лишена государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки либо образовательных программ.