Аграрная символика в поэме у. ленгленда «видение о петре пахаре

Видение о Петре Пахаре

(The vision of
Piers Plownan) - Поэма (ок. 1362)
Уильям Ленгленд (Willam Langland) ок. 1330 - ок. 1400
Английская литература

Е. В. Морозова

В прологе рассказывается, как автор «надел
грубую одежду, как будто был пастухом», и пошел бродить по
«широкому свету, чтобы послушать о его чудесах». Притомившись, он лег отдохнуть
на Мальвернских холмах, возле ручья, и вскоре заснул. И приснился ему чудный
сон. Он взглянул на восток и увидел на возвышении башню, а под ней долину, на
которой стояла тюрьма. Между ними прекрасное поле, полное народа.

Здесь были люди всякого сорта: одни выполняли тяжелую
работу, ходя за плугом, другие «прожорливо истребляли ими произведенное», были
здесь те, кто предавался молитве и покаянию, и те, кто лелеял свою гордыню.
Были торговцы, менестрели, шуты, нищие, попрошайки. Особенное негодование
автора вызывали паломники и нищенствующие монахи, обманом, ложным толкованием
Евангелия дурачащие своих сограждан и опустошающие их кошельки. С сарказмом
описывает он продавца индульгенций, который, показывая буллу с печатями
епископа, отпускал все грехи, а доверчивые люди отдавали ему кольца, золото,
брошки. Пришел туда король, которого «власть общин поставила на
царство», и вслед за ним его советчик - Здравый смысл. Вдруг появилось полчище
крыс и мышей. После дискуссии о том, как обезвредить кота, они прислушались к
совету мудрой мыши оставить эту затею, ведь если бы крысы имели полную волю,
они не могли бы управлять собою.

Появляется прекрасная женщина. Она дает пояснение
автору обо всем, им увиденном. Башня на возвышении - обитель Правды. Тюрьма в
долине - замок Заботы, в нем живет Зло, отец Лжи. Прекрасная дама поучает
автора, советует ему «не верить телу», не пить, не служить злату. Прослушав все
полезные советы, автор интересуется: кто же эта дама? И она отвечает; «Святая
Церковь я». Тогда он упал на колени и стал просить научить его, как спасти
душу. Ответ был лаконичен: служить Правде. Ибо Правда «есть сокровище, самое
испытанное на земле». Правда, Совесть и Любовь.

Автор со вниманием выслушал поучения Святой Церкви. И
стал молить ее о милости - научить его распознавать Ложь. Леди ответила:
«Взгляни в левую сторону и посмотри, где стоят Ложь, Лесть и их многие
товарищи». И увидел он роскошно и богато одетую женщину по имени Мид
(«Вознаграждение, мзда, но также взятка, подкуп, мздоимство» в переводе с
английского). Мид готовится к свадьбе с «порождением врага рода человеческого».
Ее жених - Ложь. Свита ее состоит из судебных заседателей и приставов, шерифов,
судебных курьеров и маклеров, адвокатов и прочего продажного люда.

Лесть жалует жениху и невесте право быть принцами по
гордости и презирать бедность, «клеветать и хвастать, лжесвидетельствовать, издеваться,
браниться и т. д.». Графство жадности - лихоимство и скупость. И все в таком же
роде. За эти дары они отдадут в конце года свои души сатане.

Однако вознегодовала Теология против этого брака. И
настояла, чтобы Мид отправилась в Лондон удостовериться, «захочет ли закон
присудить жить им вместе». Ложь, Лесть и Коварство спешат впереди всех, чтобы в
Лондоне представить дело в ложном свете. Однако Правда их обогнал и сообщил об
этом деле Совести. А Совесть доложила королю.

Король разгневан, он клянется, что приказал бы
повесить этих негодяев, но «пусть право, как укажет закон, падет на них всех».
Страх подслушал этот разговор и предупредил Ложь, и тот бежал к странствующим
монахам. Коварству дали убежище купцы, а Лжец нашел пристанище у торговцев индульгенциями.
А дева Мид была приведена к королю. Король приказал предоставить ей всякие
удобства, присовокупив, что сам будет разбирать ее дело. «И если она поступит
согласно моему приговору, я прощу ей эту вину».

К ней на поклон пришли все, кто жил в Вестминстере:
шуты, менестрели, клерки и исповедник, одетый нищенствующим монахом. Все
обещали ей способствовать в ее деле - выйти замуж за того, за кого она хочет,
вопреки «уловкам Совести». И всех Мид богато одарила.

Король объявил, что прощает Мид, и предложил вместо
Лжи другого жениха - Совесть. Но Совесть отказывается от такой невесты,
перечисляя ее грехи: распутство, ложь, вероломство... Мид начала плакать и
просила короля дать ей слово для оправдания. Она горячо защищалась, доказывая,
что нужна всем. Король благосклонно выслушал лукавую обманщицу. Но Совесть не
обманута сладкими речами. Он объясняет разницу между вознаграждением за честный
труд и взяткой, стяжательством, приводит библейскую историю про Сеула, который
позарился на взятку, за что на него и его потомков пал гнев Божий.

Король просит Совесть привести Разум, чтобы он правил
царством. Совесть отправляется в путь. Разум, узнав о приглашении, стал быстро
собираться в дорогу. Он позвал Катона, своего слугу, и Тома и велел им: «Положи
мое седло на Терпи, пока не придет мое время, / И подтяни его хорошенько
подпругами из умных слов, / И надень на него тяжелую узду, чтобы он низко
держал свою голову, / Ибо он дважды заржет, прежде чем будет там».

Разум с Совестью отправились к королю. Он встретил их
ласково, посадил между собою и своим сыном, и они долго вели мудрые речи.

Пришел Мир и принес билль о насилии, разврате и разбое
Неправды. Неправда убоялся обвинений и стал просить Мудрость за большие деньги
устроить ему мир с Миром. Но король клянется Христом и своей короной, что
Неправда тяжко поплатится за свои деяния. Неправду заковывают в железо, чтоб он
семь лет не видел своих ног. Однако Мудрость и Умный просят короля простить
Неправду: «Лучше, чтоб возмещение уничтожило ущерб...» Король непреклонен, пока
Разум не сжалится над Неправдой, а Покорность не поручится за него, Неправда
будет сидеть в колодках. Все приветствовали это решение, признали Мид великой
грешницей, а Кротость - имеющей право на господство. Король же твердо решил:
«Пока продолжится наша жизнь, / будем жить вместе» с Разумом и Совестью.

Автор тем временем проснулся, тихонько уселся на землю
и стал читать молитвы. И снова мирно заснул под свое бормотание. И снова он
увидел сон. Разум говорит проповедь перед всем королевством. Он объясняет, что
«моровые язвы были посланы исключительно за грехи, / А юго-западный ветер,
видимо, за Гордость». И смертный грех в день суда погубит всех.

Горячими искренними словами он увлекал своих
слушателей. Он призвал людей честно и добросовестно делать свое дело и искать
Святую Правду. И Гордость обещала предаться смирению. Невоздержанность
поклялась «пить только с уткой воду, а обедать только один раз», Гнев
чистосердечно рассказал, что из злых слов приготовлял пищу. И Покаяние сказало
ему: а теперь покайся. Жадность, Леность, Объедало - все покаялись в великих
грехах своих и обещали встать на путь исправления. Сила речи Разума была так
велика, что тысячи людей пожелали искать Правду. «Они взывали ко Христу и его
Пречистой Матери, чтобы получить милость идти с ними искать Правду».

Но среди них не было человека, который бы знал дорогу
к Правде. И они блуждали, как дикие звери. И встретили они пилигрима, что шел
из Синая от Гроба Господня. И во многих местах он побывал в Вифлееме и
Вавилоне.

И спросили его люди: «А знаешь ли ты святого мужа,
которого люди называют Правдой?» И ответил пилигрим: «Нет, да поможет мне Бог!»

И тут выступил Петр Пахарь и сказал: «Я знаю его так
же близко, как ученый знает свои книги. Совесть и Здравый смысл проводили меня
к его жилищу».

И все стали просить Петра быть их проводником.

Пахарь согласился, но сначала, сказал он, мне нужно
вспахать и засеять полакра земли у большой дороги. «А что же мы будем делать
все это время?» - спросила леди под вуалью. И Петр Пахарь всем нашел дело. Леди
- зашивать мешок, женам и вдовам прясть шерсть и лен и учить этому ремеслу
своих дочерей, а всем остальным - заботиться о нуждающихся и нагих. «Помогайте
деятельно в работе тому, кто добывает вам пропитание», - заключил Петр.

Рыцарь горячо сочувствовал словам Петра. Петр обещал
всю жизнь трудиться, а Рыцарь охранять его и Святую Церковь от всякого рода
злых людей. Многие помогали Петру Пахарю в работе, но были и бездельники,
которые пили пиво и распевали песни. Петр Пахарь пожаловался Рыцарю. Но они не
послушали предостережения Рыцаря и все не унимались. Тогда Петр призвал Голод.
Через некоторое время бездельники стали бросаться на работу «как ястребы». Но
лишь только по просьбе Пахаря Голод ушел, и наступило изобилие. Бездельники и
расточители вновь стали отлынивать от работы.

Правда поспешила на помощь Петру Пахарю, она купила
для него и для всех, кто ему помогал пахать и сеять, индульгенцию на вечные
времена. А в индульгенции было написано: «И те, кто творил добро, пойдут в
жизнь вечную. А кто зло - в огонь вечный».

Священник, прочитав индульгенцию, не захотел ее
признать. Священник и Петр стали ожесточенно спорить. И автор проснулся от их
крика и стал размышлять над своим сном, и решил, что «Делай добро превосходит
индульгенцию / И что Делай добро в день суда будет принято с почетом...».

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.
Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и
Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.:
«Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997

“Видение о Петре Пахаре” (Piers Plowman) — самая большая аллегорическая поэма на среднеанглийском языке, написанная аллитерационным стихом. Сохранилось около 50 рукописей, представляющих три различных варианта поэмы, известных, как А, В, и С-тексты. А-текст, состоящий максимально из 2567 строк, создан в 1367-1370; В-текст (7277 строк) представляет собой значительно расширенный А-текст, написан приблизительно в 1377—1379; С-текст — существенно переработанный В-текст, практически равный ему по величине — датируется приблизительно 1385—1386.
Теперь принято считать, что все три варианта принадлежат Лэнгленду. Первоначально поэму делили на две части: “Видение” (Visio) и “Жизнь” (Vita). "Видение” в В-тексте состоит из Пролога и первых семи Песен (Passus). Разделение на “Видение” и "Жизнь” некоторые критики считали доказательством того, что их следует рассматривать как два отдельных произведения, но подобное разделение отсутствует в В-тексте. Далее приводится краткое содержание В-текста, состоящего из восьми видений.

Видение первое

Блуждая по Мальвернским холмам, рассказчик (которого, как выяснится позже, зовут Уилл) засыпает, и ему является видение Башни, где пребывает Правда, и глубокой подземной Темницы, а между ними — красивое поле, заполненное людьми всех сословий и состояний, и каждый занят своим делом. Леди Святая Церковь вступает в беседу с поэтом.

Видение второе

Рассказчик наблюдает за показанной Дж. Л. Барроу последовательностью событий: Проповедь разума; Исповедь семи смертных грехов; Паломничество и отпущение грехов. Конфликт со священником пробуждает спящего рассказчика. На этом заканчивается Видение.

Видение третье

Уилл обращается к источникам знаний, поскольку теперь каждый самостоятельно ищет Правду. Уилл последовательно обращается за советом к Мысли, Уму, Науке, Духовенству, Священному Писанию, Фантазии и Смыслу.

Видения четвертое и пятое

Их тема — Божественная милость. Вновь появляется, но уже в преображенном образе, Петр Пахарь, и его поступки напоминают деятельность Христа.

Видение шестое

Страсти Христа даны как высшая степень его деяний; с большой выразительностью описана смерть Христа, а после его смерти — мучения грешников в Аду.

Видения седьмое и восьмое

Продолжают литургический цикл, начинающийся в Великий пост, и показывают, как на практике осуществить уроки, преподанные искупительной миссией Христа. Попыткам усовершенствовать Церковь постоянно мешают действия грешников, таких, каким был и Петр Пахарь до того, как он отправился в свое первое паломничество. Поэма заканчивается тем, что Совесть отправляется на поиски Петра, чтобы вместе с ним указать людям верный путь к спасению.
Сила поэмы “Видение о Петре Пахаре”, краткое содержание которой было приведено выше, заключена не в ее структуре или идее, то и другое достаточно запутанно и сомнительно, а в той огромной силе воображения, с которой написаны отдельные фрагменты, не имеющие себе равных среди произведений других средневековых английских авторов.

«Видение о Петре – Пахаре». (14 в.) Ленгленд.
Вильям Ленгленд 14 в.) автор аллегорической поэмы «Видение о Петре – Пахаре», был выходцем из крестьянской семьи. Ленгленд получил образование в монастырской школе. Клириком он не стал, но перебрался в Лондон, где разделил участь столичных бедняков. К богатым и знатным особам он относился с презрением – по его словам, он был «слишком длинен, чтобы низко нагибаться».
Ленгленд явился одним из выразителей народного протеста против несправедливости. Его произведение представляет собой широкую картину общественной жизни Англии второй половины 14 в. Поэт глубоко сочувствует угнетенным массам и негодует на высокомерие и пороки богатого и знатного сословия. Ленгленд горячо протестует против алчности, тунеядства эгоизма католического клира. Поэма поражает читателя большой социальной остротой, несмотря на то, что автором использован здесь характерный для клерикальной литературы жанр «видений». Наиболее яркая и важная в идейном отношении та картина, будто бы представившаяся автору во сне, где показаны поиски правды людьми различных сословий. На пьедестал ставится простой крестьянин Петр, которому одному оказывается ведом путь к правде, потому что он служил ей всю жизнь. В поэме обличаются все, кто живет трудами рук других.
Ленгленд в поэме стремится создать широкую картину мира. Аллегорический характер произведения позволяет ему говорить об отвлеченных понятиях, обращаясь к конретным образам, воплощать свои представления о правде, справедливости, совести, о мудрости и зле в образах живых людей, наделенных такими характерными особенностями, которые свойственны определенным социальным слоям общества.
Поэма состоит из двух частей и включает одиннадцать «видений», которым предпослан пролог, где автор рассказывает о привидевшемся ему однажды сне. Майским днем, облачившись в грубую одежду пустынника, он «пошел бродить по широкому свету, чтобы послушать о его чудесах». Устав от хотьбы, он прилег отдохнуть на склоне одного из Мальвернских холмов и увидел сон: «прекрасное поле, полное народа». Здесь были люди бедные и богатые, работающие и странствующие. Нарисованная картина – аллегория жизни. «Поле, полное народа» - человечество; возвышающаяся над полем башня – обитель Правды, мрачная тюрьма – обиталище зла. На поле собрались люди, представляющие все слои общества: пахари, купцы, рыцари, священники, паломники. Говоря о каждом из них, поэт находит яркие и точные слова.

«…Я слышал тех, кто у святынь бывали!
Что ни рассказ, то лжи нагроможденье,
И с ложью, видно, свыкся их язык!
Шли в Уоленнгем на поклоненье Деве
Паломники, а с ними – девки их,
Работать лень болванам долговязым;
Куда вольготней, в рясы нарядившись,
Бездельников блаженных жизнью жить!
Всех орденов бродячие монахи
Народу там Писанье толковали:
И вкривь и вкось евангельскую правду
Они вертели, только бы щедрей
Им заплатил доверчивый мирянин»…
В первой части поэмы рассказывается о паломничестве людей в поисках Правды, во второй выступают аллегорические персонажи, каждый из которых повествует о своей жизни.
В первом «видении» поэт говорит о прекрасной женщине, одетой в простые полотняные одежды. Это – Святая церковь; она вступает в беседу с поэтом и говорит ему о том, что самым ценным сокровищем на земле является Правда.
«…Правда есть сокровище самое испытанное на земле»…
Помощники Правды – Любовь и Совесть. Соперниками и врагами их выступают в поэме Ложь, Лесть, Коварство и Мзда.
В произведении показано описание свадьбы Мзды и Обмана, на которую собралось множество людей: судебные заседатели и приставы, торговые маклеры и шерифы, адвокаты, закупщики провианта, продавцы съестных припасов. Новобрачным пожалована дарственная грамота, по которой они имеют право презирать бедность, клеветать, хвастать, лжесвидетельствовать, злословить, браниться и нарушать десять заповедей.
Однако их свадьба была расстроена – король предлагает Мзде выйти замуж за рыцаря Совесть, который решительно возражает протии этого. В поэме появляется еще целый ряд аллегорических фигур: Мир, Мудрость, Разум, Неправда.
Поэтическое мастерство автора с особой силой проявилось в сцене исповеди смертных грехов: Гордости, Невоздержанности, Зависти, Гнева, жадности, Чревоугодия и Лености.
Объединяющим элементом поэмы является момент, посвященный поискам Правды. Совесть и Здравый смысл открыли землепашцу Петру-Пахарю дорогу к жилищу Правды.
Ленгленд раскрыл мудрую мысль в этой поэме – лишь тот, кто трудится, знает верный путь в жизни.

Литература.
1. И. И. Гливенко. Хрестоматия по античной и средневековой литературам. Киев. 1950.

Драфт: молодая наука

К.А. ВЕЛЬЧЕВА

(Днепропетровскийуниверситет имени Альфреда Нобеля, г. Днепропетровск, Украина)

УДК 821.111 (Ленгленд У.)

ББК Ш5(Вел)

АГРАРНАЯ СИМВОЛИКА В ПОЭМЕ У. ЛЕНГЛЕНДА «ВИДЕНИЕ О ПЕТРЕ ПАХАРЕ»

Аннотация: В статье исследуется аллегорическая образность поэмы У. Ленгленда «Видение о Петре Пахаре». Автор статьи рассматривает аграрные мотивы пахоты, сева и жатвы, являющиеся частью композиции этого произведения. Они отражают современный поэту крестьянский быт, но также наполнены символикой, берущей начало из Библии. Библейская аграрная символика, на основе которой строится аллегорическое действие «Видения о Петре Пахаре», играет важнейшую роль в образе Петра Пахаря и в идейном комплексе поэмы.

Ключевые слова: аллегория, символика, аграрные мотивы, библейская аллюзия.

Аллегорическая поэма «Видение о Петре Пахаре» была написана в век расцвета английской средневековой литературы. Помимо предполагаемого автора «Видения» Уильяма Ленгленда, XIV век дал Англии таких ярких поэтов, как Джеффри Чосер и Джон Г ауэр. В это же время появляются поэмы «Жемчужина» и «Сэр Г авейн и Зеленый рыцарь», имена создателей которых неизвестны. В целом, в поэзии происходит поиск «самобытных форм для освоения национально значимого содержания»1.

За рубежом «Видение о Петре Пахаре» подвергалось рассмотрению в огромном количестве монографий и статей. Тем не менее, они не исчерпывают всех проблем, перед которыми ставит исследователя богатое идейное содержание поэмы и ее пестрая образность. В российском литературоведении «Видение о Петре Пахаре» изучено мало. Первые семь глав поэмы были переведены и прокомментированы академиком Д.М. Петрушевским2, которого как историка прежде всего интересовало отображение в произведении реалий жизни Англии XIV века. С литературоведческой точки зрения «Видение» впервые

1 Никола М.И. Английская литература XIV века: становление поэзии и прозы, истоки традиций. Автореф. дисс... док. филол. наук. - М., 1995. С. 20.

2 Петрушевский Д.М. Видения Ленгленда и современная ему английская действительность // Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. -Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. - 276 с.

Драфт: молодая наука

рассмотрел академик М.П. Алексеев3. Позднее «Видение» стало объектом анализа в ряде работ М.И. Николы4. Некоторые аспекты аллегорической образности поэмы были также затронуты М. К. Поповой5. Но проблема символики аграрных образов в «Видении о Петре Пахаре» отдельно не ставилась.

В поэме Ленгленда гораздо отчетливее, чем в любом другом английском аллегорическом видении XIV века, проступают реалии бытовой жизни третьего сословия - 1аЪога1оге8. Однако аграрная образность поэмы, отражающая современный поэту повседневный труд крестьян, восходит к Библии. Новый Завет насыщен аграрными образами, свидетельствующими о быте современников Христа. В тексте Библии большое значение имеют мотивы виноградника, виноградной лозы, сбора винограда, которые частично вовлекаются Ленглендом в повествование. Однако они не порождают такой обширной аллегорической картины и не играют такой значительной роли в композиции «Видения», как библейские мотивы пахоты, сева и жатвы. В поэме Ленгленда символика аграрной образности сосредоточена вокруг фигуры Петра Пахаря.

«Видение» представляет собой изложение от первого лица сно-видческого опыта некоего Уилла, который «пошел бродить по этому широкому свету, чтобы послушать о его чудесах»6. Уснув в теплый майский день на берегу ручья, рассказчик видит во сне аллегорический пейзаж: башню на холме и темницу в долине, между которыми находится «прекрасное поле, полное народа»7. В свойственной средневековому мышлению дуалистической манере автор противопоставляет башню и темницу как эмблемы рая и ада. Взгляд сновидца приближается к полю, заполненному пестрой и оживленной толпой. В этой вертикальной схеме организации вселенной поле обозначает человечест-

3 Алексеев М.П. Видение о Петре Пахаре // Алексеев М. Из истории английской литературы. Этюды, очерки, исследования. - М.-Л.: Гослитиздат, 1960. С. 7-39.

4 Никола М.И. «Видение о Петре Пахаре» У. Ленгленда как явление английского Предвозрождения // Художественное произведение в литературном процессе /на материале Англии/. - М., 1985. С. 13-29; Никола М.И. «Видение о Петре Пахаре» У. Ленгленда. Своеобразие жанра // Метод и жанр в зарубежной литературе. - Вып.4. -М., 1979. - С. 38-48; Никола М.И. Сюжетно-композиционные особенности средневековых видений // Проблемы литературных жанров. Материалы четвертой научной межвузовской конференции. - Томск: Изд-во Томского университета, 1983. С. 8-9; Никола М.И. Эволюция средневековых видений и «Видение о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда. Автореф. дисс... канд. филол. наук. - М., 1980. - 16 с.

5 Попова М.К. Аллегория в английской литературе Средних веков. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. - 152 с.

6 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. - Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. С. 43.

7 Там же. С. 45.

Драфт: молодая наука

во. Избрав образ поля в качестве эмблемы человечества, Ленгленд опирался на сформировавшуюся в средневековой экзегезе традицию. Начало такой трактовки было положено словами Христа «Поле есть мир» (Мф. 13:38), поясняющими Его притчу о добром семени и плевелах. Мотив поля как мира использовался в трудах нескольких поколений западных экзегетов: у Амвросия Медиоланского, Проспера Аквитанского, Рабана Мавра и других8.

Ленгленд разворачивает длинный каталог родов и занятий людей, снующих на поле. Первыми сновидец упоминает пахарей, чей труд приносит обществу большую пользу и тем самым заслуживает большого одобрения поэтом:

Одни ходили за плугом, редко предаваясь веселью;

Насаждая и сея, они несли очень тяжелую работу

И добывали то, что расточители прожорливо истребляли9.

На протяжении поэмы Ленгленд неоднократно подчеркивает важность труда человека для обретения им праведности. Он настаивает, что работать должны все сословия в рамках предписываемой им деятельности: труд может быть физическим и духовным.

Если в прологе поле с шумной толпой людей выступает эмблемой всего человечества, то в шестой главе поле является фрагментом мира, частью пространства, по которому держат путь паломники. После исповеди в грехах они решили искать святого по имени Истина. С этим полем связан образ Петра Пахаря. Когда толпа кающихся блуждает «как звери, по берегам и холмам»10 в поисках Истины, только Петр Пахарь вызывается помочь им. М.П. Алексеев видел в этом главную идею поэмы: «простой деревенский пахарь ставится выше всех людей, как единственный человек, который может показать путь к правде всем заблудившимся. Ему одному известен этот святой - рачительный хозяин и работодатель, о котором никогда не слыхали ни паломники, ни рыцари, ни монахи, - никто из тех, кто не трудится в поте лица сво-его»11. По мнению М.И. Николы, поэт «осмелился высказать идею нравственного превосходства простого сельского пахаря и его мораль-

8 Зайцев Е.А. Монастырская геометрия и библейская экзегеза. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/fm/zaitsev.html.

9 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. - Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. С. 45.

10 Там же. С. 205.

11 Алексеев М.П. Видение о Петре Пахаре // Алексеев М. Из истории английской литературы. Этюды, очерки, исследования. - М.-Л.: Гослитиздат, 1960. С. 24.

Драфт: молодая наука

ного права на лидерство»12. Сходным образом восприняли этот образ и многие западные литературоведы. Розмари Вульф отмечает, что они видели в нем на данном этапе повествования только простого добродетельного христианина, практически не замечая аллегорического значения. Аллегоризм образа рассматривался только в дальнейших эпизодах «Видения», где он действительно имеет сложную семантику13. Однако Розмари Вульф обходит молчанием статью Г. У. Тройера, который ранее высказал мнение об узости истолкования образа Петра как простого пахаря даже в этой первой сцене с его участием14. Не отрицая близости образности данной сцены к реальной жизни Англии XIV века, Розмари Вульф тем не менее считает ее буквальным уровнем аллегории и доказывает, что под внешней оболочкой простого труженика в образе Петра Пахаря проглядывают несвойственные крестьянину достоинство и полномочия. Исследовательница подчеркивает, что в свете следующих частей поэмы становятся более заметными практически неощутимые намеки на божественную силу Петра Пахаря15. Согласно интерпретации Тройера, Петр Пахарь - многоаспектный символ, объемлющий ряд возникающих на протяжении поэмы значений, которые имеют в своей основе нечто общее. Он обозначает род человеческий, воплощая разных его представителей, в том числе простого труженика, лорда, короля, Адама, Св. Петра, папу, а также Христа в его человеческой сущности16.

Хотелось бы согласиться с мнением этих исследователей и в этой связи выделить некоторые аграрные мотивы поэмы, которые имеют иносказательное значение.

В пятой и шестой главе поэмы Ленгленд характеризует Петра Пахаря как трудолюбивого, честного и послушного Богу работника. При первом появлении Петр произносит речь, где рассказывает о своем служении Истине (в переводе Д.М. Петрушевского - Правде), а в одном из значений в поэме аллегорический персонаж Истина обозначает

12 Никола М.И. «Видение о Петре Пахаре» У. Ленгленда как явление английского Предвозрождения // Художественное произведение в литературном процессе /на материале Англии/. - М., 1985. С. 27.

13 Woolf R. Tearing of the Pardon // Piers Plowman: Critical Approaches. Edited by

5.5. Hussey. - London: Methuen, 1969. Р. 70.

14 Troyer H.W. Who is Piers Plowman? // Style and Symbolism in Piers Plowman: a Modern Critical Anthology. - Knoxville: University of Tennessee Press, 1969. Р. 163.

15 Woolf R. Tearing of the Pardon // Piers Plowman: Critical Approaches. Edited by

5.5. Hussey. - London: Methuen, 1969. P. 70-72.

16 Troyer H.W. Who is Piers Plowman? // Style and Symbolism in Piers Plowman: a Modern Critical Anthology. - Knoxville: University of Tennessee Press, 1969. Р. 163.

Драфт: молодая наука

Бога («он - отец веры, который создал нас всех»17). Вот что Петр сообщает о себе:

Я сеял его зерно и ходил за его скотом,

Дома и вне дома я заботился о его прибытке.

Я рою и копаю землю, я делаю, что велит мне Правда.

Иногда я сею, иногда молочу,

Занимаюсь ремеслом портного и ремеслом медника, если Правда мне укажет,

Я тку и пряду, и делаю, что велит Правда18.

Фразу Петра Пахаря «я буду служить ему вечно / и сеять и сажать, пока я могу трудиться»19 Тройер рассматривает как аллюзию на библейскую сцену изгнания из рая, когда Бог говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие, 3, 19). По мнению исследователя, в этом эпизоде Петр Пахарь обозначает человечество в целом20. Действительно, некоторые виды деятельности, перечисленные Петром, выходят за пределы обязанностей пахаря, давая возможность более широкого понимания его образа. Автор ведет речь исключительно о работе простых тружеников, которые добывали хлеб в поте лица, и, апеллируя к опыту читательской аудитории XIV века, буквально отражает обращенные к Адаму слова.

Нам представляется, что готовность Петра Пахаря указать паломникам путь к Истине, то есть принять на себя роль духовного лидера, также расширяет значение образа за пределы буквального понимания. Тройер полагал, что в этом случае Петр Пахарь обозначает Христа, который, в своем человеческом воплощении будучи таким же выходцем из среды простых людей, ведет их к Богу21.

Путь к Истине, о котором говорит Петр, состоит из библейских заповедей. Заповеди при этом материализованы - они превращены в элементы географической местности (ручей «Будьте скромны в своей речи», два пня «Не укради» и «Не убий» и т.д.). Наставляя толпу на путь истинный, Петр Пахарь ведет себя как проповедник. Его монолог многословен и красноречив, и слушатели - даже рыцарь - не подвергают сомнению авторитет Петра. С проповеднической деятельностью

17 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. - Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. С. 65.

18 Там же. С. 207.

20 Troyer H.W. Who is Piers Plowman? // Style and Symbolism in Piers Plowman: a Modern Critical Anthology. - Knoxville: University of Tennessee Press, 1969. Р. 163.

Драфт: молодая наука

символически связан сам мотив пахоты. Слова Христа «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62) породили в экзегетике традицию понимания пахоты как проповедования. Такое истолкование можно обнаружить у Иеронима, Беды Досточтимого, Рабана Мавра, Петра Ломбардского22. Сама форма плуга роднит его с крестом. Когда один из первых христианских философов Иустин (II в.), оправдывая поклонение кресту и обосновывая его символическое значение, перечисляет, в основе каких важных предметов лежит эта форма, он называет и плуг: «земли нельзя орать без формы крестообразной»23. Помимо формы, одинаковы материалы, из которых сделаны крест и плуг - это дерево и железо24. В переносном смысле крест, подобно плугу, искореняет грехи-сорняки, готовя душу, как почву, для доброго семени (евангельского слова)25.

Прежде, чем отправиться в путь с паломниками, Петр Пахарь собирается вспахать и засеять пол-акра у большой дороги. Петр обещает, что люди, которые помогут ему, будут собирать колосья во время жатвы и при этом испытывать радость. Для работы в поле находится множество помощников: они помогают пахать, делают межи, выпалывают сорняки. Затем Петр останавливает плуг, чтобы наблюдать за работниками, ведь «кто лучше всех работал, / тот должен получить соответствующую плату, когда придет время жатвы»26. Хотелось бы отметить, что, помимо буквального, действия Петра имеют аллегорическое значение, которое создается при помощи библейских аллюзий.

Одной из аллюзий является упоминание веселья, радости во время жатвы. В книге Исаии содержится пророчество о днях, когда придет мессия: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи» (Ис. 9:2 - 3). Этот мотив находим и в словах «Сеявшие со слезами будут пожинать с ра-

22 Robertson D.W., Huppe B.F. Piers Plowman and Scriptural Tradition. - N.Y.: Octagon Books, 1969. Р. 17-19.

23 Св. Иустин, философ и мученик. Творения. - М.: «Паломник» - «Благовест», 1995. C. 31-105. - Режим доступа: http://mystudies.narod.rU/library/j/justin/apology1.htm.

24 Hill Ordelle G. The Manor, the Plowman, and the Shepherd: Agrarian Themes and Imagery in Late Medieval and Early Renaissance English Literature. - London: Associated University Presses, 1993. Р. 46.

26 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. - Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. С. 227.

Драфт: молодая наука

достью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Пс. 125:5 - 6, англ. Пс. 126:5 - 6).

Мотив полевого труда занимает важное место в Новом Завете. Сев иносказательно обозначает распространение учения, а мотив жатвы имеет эсхатологическую семантику. Христос рассказывает притчу о сеятеле, который сеет слово (Мк. 4:3 - 20). Также полевым работам уподобляется апостольский труд: насаждающий и поливающий - «соработники у Бога», а паства - «Божия нива» (1 Кор. 3:7 -9). Апостолы - делатели жатвы Господней (Мф. 9:38), Христос говорит апостолам: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4:38), «жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную (Ин. 4:36). Жнецом явлен Христос в откровении Иоанна Богослова: Сын Человеческий сидит на облаке с острым серпом в руке, а затем, когда «жатва на земле созрела», Он пускает его в дело (Откр. 14:14 - 16). Жатва упоминается и в притче о поле, где среди пшеницы выросли плевелы (Мф. 13:24 - 30). Иоанн Креститель уподобляет Христа веятелю, который соберет Свою пшеницу в житницу, а солому сожжет (Мф. 3:12). Семя или зерно горчичное - образы, помогающие Христу объяснить, что такое Царствие Небесное. Пшеничному зерну Христос уподобляет Себя, когда объясняет Свою миссию на земле: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).

Посредством библейских аллюзий автор сближает Петра Пахаря с апостолами и Христом. Он проповедует и руководит паствой; призывая себе помощников в труде и обещая награду после жатвы, он поступает как Христос. Само имя персонажа свидетельствует о его связи с апостолом Петром. Петр Пахарь является посредником между Богом и людьми, как апостол Петр владеет ключами от Царства Небесного. Он находится в особых отношениях с Истиной: «А я его старый слуга, и мне велено сообщать ему, / кто были на этом свете те, которые обижают его работников»27. Эта роль Петра Пахаря приобретает новое звучание в девятнадцатой главе, где он занят постройкой Церкви для хранения зерен добродетели.

В этой главе аллегоричность образа выходит на передний план. Здесь Петр выполняет те же виды деятельности - он пашет с помощью своей упряжки и сеет - но сельскохозяйственная терминология становится средством материализации абстрактного.

27 Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре [пер. Д.М. Петрушевского]. - Л.: Издат. Акад. Наук СССР, 1941. С. 229.

2012__________УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК____________________№ 4

Драфт: молодая наука

Божья Милость назначает Петра своим представителем на земле: своим поверенным, управляющим, казначеем, поставщиком и пахарем. Кроме того, от Божьей Милости Петр Пахарь получает упряжку из четырех быков, «чтобы возделывать истину»: это четыре евангелиста Лука, Марк, Матфей и Иоанн. То, что вспахали быки, должны бороновать с помощью Ветхого и Нового Заветов четыре вола - отцы церкви Августин, Амвросий, Григорий и Иероним.

Эти четверо, чтобы учить вере, следовали за упряжкой Петра,

И разбороновали вскоре все Святое Писание

Двумя боронами, что у них были, старой и новой,

Id est, Vetus Testament et Novum28.

После этого Петр Пахарь должен засеять человеческие души зернами кардинальных добродетелей. Зерна добродетелей носят названия Spiritus Prudencie (дух благоразумия), Spiritus Temperancie (дух умеренности), Spiritus Fortitudinis (дух мужества), Spiritus Iusticie (дух справедливости). Посеяв добродетели, Петр бороновал их Ветхим и Новым Заветом, «чтобы любовь могла произрасти / среди этих четырех добродетелей и уничтожить пороки»29. Поэт объясняет с помощью зримых привычных предметов неосязаемые понятия и сопоставляет свою аллегорическую картину со сценой деревенского быта: «Ибо часто в сельской местности сорняки / заглушают плоды в поле, где они вместе растут; / и так же поступают пороки с добродетелями»30.

Для хранения зерен Петру требуется амбар, и по его просьбе Божья Милость дает древесину - крест с терновым венцом. Строительным раствором служит кровь Христова, стены и забор сделаны из страданий Христовых, крыша - из Святого Писания. Божья Милость называет «этот дом Единство - по-английски Святая Церковь»31. Так в аллегорической форме автор отражает начало церковной истории. В данном эпизоде Петр Пахарь как наместник Бога на земле, стоящий у истоков основания церкви, обозначает апостола Петра.

Петр получает телегу Христианство и лошадей Раскаяние и Исповедь, а охранником сена назначается Духовенство. Но на семена кардинальных добродетелей и амбар Единство покушается Гордыня. Ленгленд распространяет аграрные мотивы на финальную стадию

William Langland"s The Vision of Piers Plowman [перевод осуществлен автором статьи]. - Режим доступа: http://quod.lib.umich.edu/cgi/t/text/text-idx?c=cme;idno=PPlLan.

Драфт: молодая наука

истории человечества: Антихрист, появляющийся в последней двадцатой главе, стремится уничтожить урожай истины и насадить ложь. Таким образом, мотивы пахоты, сева и жатвы позволяют автору связать прошлое, настоящее и будущее, организовать время и пространство поэмы.

Образ заглавного героя Петра Пахаря не получил единогласной трактовки исследователей. При первом появлении в поэме он с одной стороны выступает как честный крестьянин в дырявом плаще, кормящий своим трудом все общество, а с другой - как проповедник принципов праведной жизни, обеспечивающий духовную пищу. В этой части произведения он временами приобретает черты Христа и апостолов. В девятнадцатой главе в образе преобладают черты апостола Петра. В самом имени персонажа взаимодействуют его буквальное и аллегорическое значения. Сосредоточенные вокруг образа Петра Пахаря библейские аграрные мотивы придают образу особую смысловую наполненность.