А5. Верны ли суждения о группах


Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Краткая биография Д. Н. Бахраха.


Полный текст документа:

Бахрах Демьян Николаевич – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор. Родился 30 октября 1932 г. в городе Перми.

В июне 1955 г. он окончил юридический факультет Пермского госуниверситета. С 1958 по 1962 г. обучался заочно в аспирантуре Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ) в г. Москва. Под руководством профессора Я.Н. Уманского подготовил и защитил в 1963 г. в Ленинградском госуниверситете (на юридическом факультете) кандидатскую диссертацию на тему «Право запроса депутата местного совета в СССР».

В 1972 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства (ВНИИСЗ) в г. Москве защитил докторскую диссертацию «Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития». Ученое звание профессора Д.Н. Бахраху присвоено 20 июля 1974 г., а почетное звание «Заслуженного деятеля науки РФ» 3 марта 1999 г.

С 1962 г. по 1979 г. Д.Н.Бахрах работал на юридическом факультете Пермского госуниверситета. С 1979 г. по настоящее время работает в Свердловском юридическом институте (ныне Уральская государственная юридическая академия): с 1979 по 2000 г. зав. кафедрой административного права, а с 2000 г. – профессором этой кафедры.

В 1992 г. стал одним из учредителей негосударственного вуза – Уральского института экономики управления и права (УИЭУиП). С 1993 до 2000 г. был ректором института, а в настоящее время проректор этого института по научной работе. УИЭУиП был аккредитован в 1998 г. и в 2004 г.

Административное право. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.

3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816с.

В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права. В третьем издании авторы учли серьезные изменения, произошедшие в последние годы в системе государственного управления, в сфере административного законодательства. Рассматриваются понятие административно-правовых отношений, вопросы государственного управления и исполнительной власти, административно-правовые режимы и др.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

Формат: pdf / zip (Сама книга, 2008, 3-е изд., 816с .)

Размер: 41 ,2 Мб

RGhost

Формат: doc / zip ( Фактически это просто формат txt , сохраненный в doc ) 3-е изд ., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007 . - 816с.

Размер: 648 Кб

/ Download файл

Формат: pdf / zip 2-е изд ., изм. и доп. - М.: Норма, 2005 . - 800 с.

Размер: 2 ,6 8 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 15
Раздел I. Государственное управление, исполнительная власть, административное право
Глава 1. Государственное управление 19
§ 1. Понятие, содержание и виды управления 19
§ 2. Социальное управление 22
§ 3. Теория управления и теория административного права...26
§ 4. Понятие государственного управления 29
§ 5. Признаки государственного управления 33
§ 6. Виды государственного управления 35
§ 7. Функции государственного управления 38
§ 8. Исполнительная власть и государственное управление...43
Глава 2. Исполнительная власть 44
§ 1. Основные подходы к изучению административно-правовой теории 44
§ 2. Принцип разделения властей 46
§ 3. Признаки исполнительной власти 50
§ 4. Функции исполнительной власти 53
§ 5. Субъекты исполнительной власти 54
Глава 3. Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права 56
§ 1. Публичное право и административное право 56
§ 2. Административное право и частное право 58
§ 3. Предмет административного права 63
§ 4. Метод административно-правового регулирования 67
§ 5. Система административного права 70
§ 6. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права 73
Глава 4. Наука административного права 78
§ 1. Наука об управлении 78
§ 2. Административное право как наука 79
§ 3. Административно-правовая политика 81
§ 4. История развития административно-правовой науки 82
Глава 5. Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права 101
§ 1. Система административно-правового регулирования 101
§ 2. Нормы административного права 103
§ 3. Структура административно-правовых норм 107
§ 4. Реализация и действие административно-правовых норм 108
§ 5. Административно-правовые отношения 109
§ 6. Источники административного права 120
Раздел II. Субъекты административного права
Глава 6. Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права 124
§ 1. Понятие субъекта административного права 124
§ 2. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права 127
Глава 7. Индивидуальные субъекты административного права 131
§ 1. Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов 131
§ 2. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации 136
§ 3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 143
§ 4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов 151
§ 5. Паспортный режим в Российской Федерации 155
§ 6. Способы защиты прав граждан 160
§ 7. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления 163
§ 8. Право гражданина на административную жалобу 164
§ 9. Производство по административным жалобам граждан...169
§ 10. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц 172
§ 11. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления 176
Глава 8. Государственная администрация 178
§ 1. Понятие и содержание деятельности государственной администрации 178
§ 2. Линейная и функциональная власть 181
§ 3. Организационная структура государственной администрации 182
§ 4. Административное ведомство 184
Глава 9. Органы исполнительной власти 187
§ 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти 187
§ 2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть 194
§ 3. Виды органов исполнительной власти 203
§ 4. Правительство Российской Федерации 207
§ 5. Федеральные органы исполнительной власти 215
§ 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 229
§ 7. Территориальные органы исполнительной власти 243
§ 8. Органы местного самоуправления в системе публичной власти 248
Глава 10. Государственная служба и государственные служащие 253
§ 1. Государственная должность: понятие и основные черты 253
§ 2. Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы 256
§ 3. Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники 260
§ 4. Муниципальная служба и муниципальная должность....266
§ 5. Система (виды) государственной службы 269
§ 6. Виды государственной гражданской службы 273
§ 7. Управление государственной службой 275
§ 8. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды 276
§ 9. Государственный служащий: основы правового положения 291
§ 10. Классификация государственных служащих 310
§ 11. Прохождение государственной службы 312
Глава 11. Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права 331
§ 1. Понятие и виды организаций 331
§ 2. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений 334
§ 3. Понятие и виды общественных объединений 343
§ 4. Основы административно-правового статуса общественных объединений 348
§ 5. Особенности административно-правового положения профессиональных союзов 354
§ 6. Основы административно-правового положения религиозных объединений 357
Раздел III. Формы управленческих действий
Глава 12. Понятие и виды управленческих действий 361
§ 1. Понятие формы управленческих действий 361
§ 2. Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере 364
§ 3. Виды форм управленческих действий 366
Глава 13. Правовые акты управления 375
§ 1. Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления 375
§ 2. Функции правового акта управления 381
§ 3. Действие правовых актов управления 383
§ 4. Виды правовых актов управления 391
§ 5. Правовые акты Президента Российской Федерации 400
§ 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации 402
§ 7. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти 405
§ 8. Правовые акты управления субъектов Российской Федерации 411
§ 9. Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления) 416
Глава 14. Административный договор 422
§ 1. Понятие и публично-правовая природа административного договора 422
§ 2. Признаки административного договора 426
Раздел IV. Методы управленческих действий
Глава 15. Понятие и виды методов управленческих действий 433
§ 1. Понятие и особенности метода осуществления управленческих действий 433
§ 2. Виды методов осуществления управленческих действий 438
§ 3. Методы прямого и косвенного административного воздействия 444
§ 4. Убеждение как метод осуществления управленческих действий 446
§ 5. Поощрение в системе методов управленческих действий 448
Глава 16. Разрешительная система в Российской Федерации 451
§ 1. Понятие и особенности разрешительной системы 451
§ 2. Правовая основа разрешительной системы 453
§ 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела 454
§ 4. Принятие и исполнение решения 455
§ 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности 457
§ 6. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии 459
Глава 17. Административный надзор 460
§ 1. Понятие и субъекты административного надзора 460
§ 2. Содержание административного надзора 463
§ 3. Правовые основы надзорного производства 466
§ 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 468
§ 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения 472
§ 6. Государственный пожарный надзор 475
Глава 18. Административно-правовые режимы 477
§ 1. Основные начала теории правовых режимов 477
§ 2. Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов 482
§ 3. Виды специальных административно-правовых режимов 487
§ 4. Режим чрезвычайного положения 489
§ 5. Режим особого положения 496
§ 6. Режим военного положения 498
§ 7. Режим закрытого административно-территориального образования 503
§ 8. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации 505
Раздел V. Административное принуждение, административное правонарушение и административная ответственность
Глава 19. Административно-правовое принуждение 512
§ 1. Правовое принуждение 512
§ 2. Понятие и особенности административно-правового принуждения 515
§ 3. Виды мер административно-правового принуждения....518
§ 4. Административно-предупредительные меры 522
§ 5. Меры административного пресечения 526
§ 6. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 529
§ 7. Принудительное лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями 531
§ 8. Применение и использование огнестрельного оружия...534
§ 9. Административно-восстановительные меры 537
Глава 20. Административная ответственность 538
§ 1. Понятие административной ответственности 538
§ 2. Нормативное основание административной ответственности 540
§ 3. Административное правонарушение как основание административной ответственности 545
§ 4. Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления 548
§ 5. Состав административного правонарушения 552
Глава 21. Административное наказание 561
§ 1. Цели административного наказания 561
§ 2. Виды административных наказаний 563
§ 3. Назначение административного наказания 578
Глава 22. Дисциплинарно-правовое принуждение и материальная ответственность по административному праву 585
§ 1. Понятие и признаки дисциплинарно-правового принуждения 585
§ 2. Дисциплинарная ответственность по административному праву 588
§ 3. Дисциплинарное производство по административному праву 590
§ 4. Материальная ответственность по административному праву 594
Раздел VI. Административно-процессуальное право. Производство по делам об административных правонарушениях
Глава 23. Административный процесс и административно-процессуальное право 596
§ 1. Понятие и виды юридического процесса 596
§ 2. Административные процессы 599
§ 3. Административно-процессуальное право и административно-процессуальные нормы 603
§ 4. Общие стадии административных процессов 606
Глава 24. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях. Субъекты административной юрисдикции 610
§ 1. Задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях 610
§ 2. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 617
Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях 623
§ 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 623
§ 2. Потерпевший 628
§ 3. Законные представители 633
§ 4. Защитник и представитель 637
§ 5. Свидетель. Понятой 641
§ 6. Специалист. Эксперт. Переводчик 648
§ 7. Прокурор 657
§ 8. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении 658
Глава 26. Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях 660
§ 1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении 660
§ 2. Доказательства 663
§ 3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей 667
§ 4. Экспертиза 669
§ 5. Вещественные доказательства и документы 679
§ 6. Показания специальных технических средств 683
§ 7. Оценка доказательств 686
Глава 27. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 688
§ 1. Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 688
§ 2. Доставление. Административное задержание. Привод 692
§ 3. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Досмотр транспортного средства 704
§ 4. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов 710
§ 5. Изъятие вещей и документов. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей 713
§ 6. Отстранение от управления транспортным средством. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Задержание транспортного средства. Запрещение эксплуатации транспортного средства. Временный запрет деятельности 722
Глава 28. Стадии производства по делам об административных правонарушениях 729
§ 1. Возбуждение дела об административном правонарушении 729
§ 2. Рассмотрение дела об административном правонарушении 734
§ 3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях 741
§ 4. Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний 745
§ 5. Приведение постановлений о назначении административных наказаний в исполнение 747
§ 6. Срок давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний 748
§ 7. Окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний 749
§ 8. Исполнение постановлений о назначении административного штрафа 750
§ 9. Исполнение постановлений о лишении специального права 751
§ 10. Исполнение постановлений об административном аресте 753
Раздел VII. Обеспечение законности в государственном управлении
Глава 29. Обеспечение режима законности в государственном управлении (в сфере публичного управления) 755
§ 1. Содержание и значение законности 755
§ 2. Особенности и способы обеспечения режима законности 758
§ 3. Понятие, содержание и виды контроля 761
§ 4. Президентский контроль 762
§ 5. Парламентский контроль 767
§ 6. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 769
§ 7. Контроль органов исполнительной власти 772
§ 8. Судебный контроль 774
§ 9. Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора 786
Глава 30. Административная юстиция как способ обеспечения законности в сфере публичного управления 790
§ 1. Юридическая характеристика административной юстиции 790
§ 2. Административное судопроизводство в системе судебной деятельности 793
§ 3. Административные суды в России: результаты и проблемы законопроектной деятельности 799
§ 4. Кодекс административного судопроизводства - процессуальная основа деятельности административных судов 803
Нормативные акты 807


Учёная степень: доктор юридических наук

Ученое звание: профессор

участника энциклопедии "Известные Ученые"

Бахрах Демьян Николаевич – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Уральской государственной юридической академии. Родился 30 октября 1932 г. в городе Перми. В июне 1955 г. он окончил юридический факультет Пермского госуниверситета. С 1958 по 1962 г. обучался заочно в аспирантуре Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ) в г. Москва. Под руководством профессора Я.Н. Уманского подготовил и защитил в 1963 г. в Ленинградском госуниверситете (на юридическом факультете) кандидатскую диссертацию на тему «Право запроса депутата местного совета в СССР». В 1972 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства (ВНИИСЗ) в г. Москве защитил докторскую диссертацию «Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития». Ученое звание профессора Д.Н. Бахраху присвоено 20 июля 1974 г., а почетное звание «Заслуженного деятеля науки РФ» 3 марта 1999 г. С 1962 г. по 1979 г. Д.Н.Бахрах работал на юридическом факультете Пермского госуниверситета. С 1979 г. по настоящее время работает в Свердловском юридическом институте (ныне Уральская государственная юридическая академия): с 1979 по 2000 г. зав. кафедрой административного права, а с 2000 г. – профессором этой кафедры. В 1992 г. стал одним из учредителей негосударственного вуза – Уральского института экономики управления и права (УИЭУиП). С 1993 до 2000 г. был ректором института, а в настоящее время проректор этого института по научной работе. УИЭУиП был аккредитован в 1998 г. и в 2004 г. Основная сфера научной деятельности профессора Д.Н.Бахраха – вопросы теории административного права. Наиболее весомый вклад им внесен в разработку проблем предмета и источников административного права, системы субъектов административного права РФ, административно-правовых статусов граждан и государственных служащих, форм и методов деятельности государственной администрации, принуждения по административному праву, административно-процессуальной деятельности и административного судопроизводства. Д.Н.Бахрах уделил большое внимание таким вопросам общей теории права как действие правовых норм во времени, понятие и виды юридического процесса, юридического договора, правового принуждения. В работах, посвященных административно-правовому статусу граждан, обосновано существование общего и специальных административно-правовых статусов граждан, права на общую и специальные административные жалобы, соотношение административной юстиции и административного судопроизводства в РФ, пути их дальнейшего развития. Д.Н.Бахрах выявил обосновал единство и особые признаки трех видов государственной службы: гражданской, военной и военизированной (правоохранительной). В работах Д.Н.Бахраха раскрываются понятие и виды специализированных административно-правовых режимов, содержание разрешительной системы. Весомый вклад ученый внес в разработку проблем административно-правового принуждения, оснований административной ответственности, производства по делам об административных правонарушениях. Под руководством профессора Бахраха Д.Н. были подготовлены и защищены 31 кандидатская диссертация, четверо из его аспирантов защитили докторскую диссертацию.

Научные публикации:

«Советское законодательство об административной ответственности (Пермь 1969 г.),

«Основные понятия теории социального управления» (Пермь 1978 г.),

«Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях» (в соавторстве – М.2003 г.),

«Административное право» (М.2000 г.),

«Право запроса депутатов» (М.1962 г.),

«Производство по делам об административных правонарушениях» (в соавторстве – М.1989 г.).

9. Кукушин, В.М. Твоя профессиональная этика / В.М. Кукушкин. – М.: Изд-во МП «Кодекс». Объединенная редакция МВД России, 1994.

Тема 8. Государственная охрана и защита служащих государственной муниципальной службы в Российской Федерации: положение и перспективы совершенствования

Социальная и правовая защита служащих государственной и муниципальной службы Российской Федерации. Соотношение терминов «охрана», «защита», «государственная охрана», «государственная защита». Внешний и внутренний аспекты правовой защиты служащих. Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Меры безопасности, применяемые для служащих и других лиц. Поводы и основания для их применения. Обязанности защищаемого лица. Государственное страхование и меры социальной защиты в случае гибели служащего, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с его служебной деятельностью. Денежная компенсация служащему за причинение морального вреда. Льготы, гарантии и компенсации общего и специального характера, установленные для служащих государственной и муниципальной службы Российской Федерации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социальной и правовой защиты служащих.

2. Соотношение терминов «охрана», «защита», «государственная охрана», «государственная защита».

3. Поводы и основания применения мер безопасности.

4. Меры социальной защиты служащего.

5. Понятие и виды компенсаций в системе государственной службы.

Темы для докладов:

1. Правовое регулирование охраны и защиты государственных служащих.

2. Самозащита государственного служащего.

3. Страхование в системе государственной службы.

4. Льготы, гарантии и компенсации, установленные для служащих.

Литература:

2. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: фед. закон от 20 апреля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1455; Российская газета. – 1995. – 26 апреля.

3. О Порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите: постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 831 (с изм. и доп. от 6 февраля 2004 г.) // Российская газета. – 1996. – 6 августа; Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 31. – Ст. 3723; 2004. – № 8. – Ст. 683.

4. Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей: указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 306 // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 7. – Ст. 795; 2002. – № 26. – Ст. 2568.

5. О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 30 мая 2005 г. № 224-28 (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 11 мая 2005 года) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. – 2005. – № 7-8. – Стр. 15.

Тема 9. Прекращение государственной и муниципальной службы в Российской Федерации

Основные положения прекращения государственной и муниципальной службы в Российской Федерации. Основания прекращения службы. Основания и порядок увольнения служащего. Выплаты и льготы при увольнении. Судебная защита служащих при увольнении. Восстановление в должности служащего государственной и муниципальной службы Российской Федерации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основания прекращения государственной службы.

2. Основания и порядок увольнения служащего.

3. Выплаты при увольнении.

4. Льготы и гарантии при увольнении.

5. Восстановление на службе.

Темы для докладов:

1. Условия прекращения государственной службы.

2. Увольнение по сокращению штатов, должности.

3. Гарантии при увольнении.

Литература:

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: фед. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215; 2006. – № 6. – Ст. 636.

2. О гражданстве Российской Федерации: фед. от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002 . – № 22. – Ст. 2031.

Тема 10. Пенсионное обеспечение государственных и муниципальных служащих Российской Федерации

Правовые основы пенсионного обеспечения служащих государственной и муниципальной службы. Виды пенсий. Пенсия за выслугу лет. Пенсия по инвалидности. Пенсия по случаю потери кормильца. Порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий. Пенсионный документ. Приостановление выплаты пенсий. Правовое регулирование признания служащего государственной и муниципальной службы инвалидами.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

Самостоятельное повторение пройденного материала по конспектам лекций;

Изучение учебной и учебно-методической литературы;

Самостоятельное ознакомление с нормативными правовыми актами, на которые опираются теоретические материалы;

Написание докладов;

Написание курсовой работы;

Подготовку к экзамену.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Понятие государственной службы и ее виды.

2. Законодательство о государственной службе.

3. Административно-правовой статус государственных служащих.

4. Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

5. Классные чины государственных служащих.

6. Прохождение государственной службы.

7. Аттестация государственных служащих.

8. Расходы на государственную службу. Особенности финансирования.

9. Гарантии государственного служащего.

10. Пенсионное обеспечение государственного служащего, его особенности.

11. Ответственность государственных служащих.

12. Уголовная ответственность государственных служащих.

13. Поступление на государственную службу.

14. Квалификационные требования к государственным служащим.

15. Государственная служба как комплексный правовой институт.

16. Право государственных служащих на создание профсоюзной организации.

17. Законодательство о государственной службе.

18. Государственная должность: понятие и правовые компоненты.

19. Государственный служащий.

20. Принципы государственной службы.

21. Классификация государственных должностей и классные чины государственных служащих.

22. Права и обязанности государственного служащего.

23. Ограничения, связанные с государственной службой.

24. Гарантии государственного служащего.

25. Денежное содержание, отпуск и пенсионное обеспечение государственного служащего.

26. Формы поощрения государственных служащих.

27. Правовое положение государственных служащих при ликвидации и реорганизации государственного органа.

28. Основания прекращения государственной службы.

29. Управление государственной службой.

30. Особенности организации государственной службы субъекта Федерации.

31. Формирование кадрового резерва государственной службы.

32. Проблемы реформирования государственной службы.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Знаний

1. Текущий контроль:

Опрос на семинарских занятиях;

Защита курсовой работы;

Рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:

Экзамен проводится в устной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и система государственной службы в РФ.

2. Соотношение понятий «служба», «государственная служба», «муниципальная служба».

3. Законодательство о государственной и муниципальной службе в РФ.

4. Задачи государственной и муниципальной службы РФ.

5. Классификация задач государственной и муниципальной службы РФ.

6. Функции государственной службы.

7. Функции муниципальной службы.

8. Принципы государственной и муниципальной службы в РФ.

9. Конституционные основы государственной службы.

10. Федеральное и региональное законодательство о государственной службе.

11. Развитие института государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.

12. Соотношение общих и специальных задач в государственной и муниципальной службе Российской Федерации.

13. Правовой статус государственного служащего в РФ.

14. Правовой статус муниципального служащего в РФ.

15. Общие и специально-индивидуальные права и обязанности служащего.

16. Условия приема кандидатов на государственную или муниципальную службу.

17. Понятие должности: сущность и правовые основы.

18. Учреждение, замещение (назначение, конкурс, зачисление, выборность), функционирование, ликвидация должности.

19. Классификация должностей.

20. Служебный контракт: понятие и содержание.

21. Испытательный срок и порядок его прохождения.

22. Классные чины и условия их присвоения.

23. Перемещение сотрудника по службе.

24. Порядок временного отстранения от должности.

25. Условия освобождения от занимаемой должности.

26. Прохождение службы прикомандированными сотрудниками.

27. Дифференциация должностей государственной службы.

28. Требования к служебному поведению гражданского служащего.

29. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.

30. Гарантии государственного служащего.

31. Резерв кадров в государственной службе России.

32. Внутренний распорядок и общие положения по нормированию продолжительности рабочего времени государственного и муниципального служащего.

33. Денежное содержание служащего.

34. Порядок освобождения сотрудников от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности.

35. Виды отпусков (очередной ежегодный, по болезни, каникулярный, дополнительные, социальный, творческий и др.) для государственных и муниципальных служащих.

36. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации служащих.

37. Служебное время и время отдыха.

38. Совместительство в государственной службе.

39. Правовое регулирование аттестации служащих государственной и муниципальной службы РФ.

40. Задачи и виды аттестации служащих государственной и муниципальной службы.

41. Организация и проведение аттестации служащих.

42. Аттестационное производство: понятие, цели, функции.

43. Принципы аттестационного производства.

44. Стадии аттестационного производства.

45. Институт поощрения в государственной и муниципальной службе.

46. Поощрительные нормы: понятие и структура.

47. Стадии поощрительного производства.

48. Виды поощрений.

49. Поощрительный поступок: понятие и признаки.

50. Цели и принципы поощрительного производства.

51. Функции поощрительного производства.

52. Понятие и виды стимулов в государственной службе. Их влияние на деятельность служащего.

53. Понятие, принципы и содержание законности как основы деятельности государственной и муниципальной службы в РФ.

54. Служебная дисциплина.

55. Основания и особенности привлечения государственных служащих к гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности.

56. Дисциплинарная ответственность государственных служащих. Виды дисциплинарных взысканий.

57. Основные направления, формы и методы работы по укреплению законности и дисциплины среди служащих.

58. Профессиональная этика служащих государственной и муниципальной службы.

59. Структура, задачи и формы работы профсоюзов служащих государственной и муниципальной службы.

60. Понятие социальной и правовой защиты служащих.

61. Меры безопасности, применяемые для служащих и других лиц.

62. Льготы, гарантии и компенсации общего и специального характера, установленные для служащих государственной и муниципальной службы Российской Федерации.

63. Основания прекращения службы.

64. Основания и порядок увольнения служащего.

65. Восстановление в должности служащего государственной и муниципальной службы Российской Федерации.

66. Правовые основы пенсионного обеспечения служащих государственной и муниципальной службы. Виды пенсий.

67. Порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий.

68. Правовое регулирование признания служащего государственной и муниципальной службы инвалидами.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215; 2006. – № 6. – Ст. 636.

4. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: фед. закон от 20 апреля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1455; Российская газета. – 1995. – 26 апреля.

5. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063; № 46 (часть 1). – Ст. 4437.

6. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: федер. закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 224; 1999. – № 16. – Ст. 1933; 2002. – № 16. – Ст. 1499; 2002. – № 30. – Ст. 3029.

7. О федеральной программе реформирования государственной службы Российской Федерации на 2003-2005 годы: указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 // Российская газета. – 2002. – 24 ноября. О награждении государственными наградами Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 октября 2002 г. № 1149 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 41. – Ст. 3980.

8. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 33. – Ст. 3196.

9. Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы: указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 604 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №18. – Ст.2115.

10. Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего: указ Президента РФ от 9 марта 1996 г № 353 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 11. – Ст.1036.

11. О Порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите: постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 831 (с изм. и доп. от 6 февраля 2004 г.) // Российская газета. – 1996. – 6 августа; Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 31. – Ст. 3723; 2004. – № 8. – Ст. 683.

Основная:

5. Акопов, Л. В. Административное право: учебник / Л. В. Акопов, М. Б. Смоленский. – М.: Дашков и К; Ростов н/ Д.: Наука-Пресс, 2007.

6. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – 3-е изд-е, пересм. и доп. – М.: НОРМА, 2007.

7. Хапаев, А. О. Административное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / А. О. Хапаев, Е. С. Мирошниченко. – М.: Флинта, 2007.

Дополнительная:

2. Габричидзе, Б. Н. Административное право: учебник / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. – 2-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2007.

3. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс: полный курс: учебник / Ю. А. Тихомиров. – 2-е изд-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во Тихомирова М. Ю., 2008.

4. Четвериков, В. С. Административное право: учеб. пособие / В. С. Четвериков. – 5-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

Составитель: к.ю.н., доцент кафедры «Государственное право» Корзун Н.И.

Рецензент: к.ю.н., доцент кафедры «Государственное право» Кузьмин А.В.

АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные цели дисциплины – сформировать у студентов представление об актах управления в Российской Федерации.

Задачи дисциплины:

Обогащение студентов знаниями об основных принципах, понятиях, категориях и положениях отрасли административно-процессуального права, о достигнутом уровне ее развития;

Обучение студентов правильному ориентированию в действующем административно-процессуальном законодательстве, привитие им навыков и умений правильно толковать и применять на практике административно-процессуальные нормы;

Ознакомление студентов с системой, формами и методами административного управления, с административно-процессуальным регулированием отношений в различных сферах, с участием субъектов, представляющих исполнительную и судебную ветви власти.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Акты управления» студент должен:

Цели, задачи, принципы и пределы действия актов управления в Российской Федерации;

Основы административно-процессуальной правосубъектности граждан Российской Федерации и иностранных граждан, органов исполнительной власти, государственных и муниципальных служащих, исполнительных органов местного самоуправления, предприятий и учреждений различных форм собственности, общественных объединений;

Основные процессуальные правила рассмотрения административных дел в органах исполнительной власти;

Правовую характеристику, виды и механизм реализации административных процедур;

Правильно анализировать совершаемые органами исполнительной власти, местного самоуправления и должностными лицами юридические действия административно-правового характера, являющиеся основанием возникновения, изменения и прекращения административно-процессуальных отношений;

Грамотно составлять и оформлять процессуальные документы, предусмотренные производством по делам об административных правонарушениях и иными видами административных производств;

· получить навыки:

Свободного и правильного ориентирования в действующем законодательстве и научной литературе, а также в составлении юридических документов при возникновении правоотношений.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб.раб. пр. зан. сем. зан. итого
Административно-процессуальные нормы и отношения - -
Субъекты административно-процессуального права - -
Процедуры принятия нормативных актов органов исполнительной власти, регистрации учета и отчетности. - -
Процедуры, обусловленные прохождением государственной службы - -
Процедуры введения и осуществления специальных правовых режимов - -
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. - -
Стадии производства по делам об административных правонарушениях - -
Производство по рассмотрению обращений граждан - -
Дисциплинарное производство - -
Всего: - -
Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
Всего: - -
Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
Семестры: - - -

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1 . Административно-процессуальные нормы и отношения

Понятие и характеристика административно-процессуальных норм. Содержание и виды административно-процессуальных норм. Особенности административно-процессуальных норм. Понятие административно-процессуальных правоотношений. Структура (элементы) административно-процессуальных правоотношений: субъекты, содержание, объекты. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-процессуальных отношений.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Структура административно-процессуальных норм.

2. Разграничение материальных и процессуальных административно-правовых норм.

3. Классификация административно-процессуальных правоотношений

Литература:

1. Агапов, А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – М.: Дашков и К, 2004.

Тема 2 . Субъекты административно-процессуального права

Понятие субъекта административно-процессуального права. Административно-процессуальная правоспособность. Административно-процессуальная дееспособность.. Административно-процессуальная правосубъектность граждан России. Административно-процессуальная правосубъектность иностранных граждан. Административно-процессуальная правосубъектность лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством. Административно-процессуальная правосубъектность органов исполнительной власти. Административно-процессуальная правосубъектность государственных служащих. Административно-процессуальная правосубъектность предприятий и учреждений.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Виды субъектов административно-процессуального права.

2. Виды административно-процессуальной правосубъектности.

3. Административно-процессуальная правосубъектность общественных объединений.

Литература:

1. Агапов, А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – М.: Дашков и К, 2004.

2. Административное право Российской Федерации: учебник / ред. А. Д. Хаманов. – М.: Юристъ, 2004.

3. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник / Д. Н. Бахрах. – М.: НОРМА-Инфра, 2002.

4. Четвериков, В. С. Административное право: учебник / В. С. Четвериков. – М.: Инфра-М, 2005.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Гарантии административно-процессуальной правосубъектности.

2. Административно-процессуальная правосубъектность лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.

3. Административно-процессуальная правосубъектность органов исполнительной власти.

Литература:

1. Агапов, А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – М.: Дашков и К, 2004.

2. Административное право Российской Федерации: учебник / ред. А. Д. Хаманов. – М.: Юристъ, 2004.

3. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник / Д. Н. Бахрах. – М.: НОРМА-Инфра, 2002.

4. Четвериков, В. С. Административное право: учебник / В. С. Четвериков. – М.: Инфра-М, 2005.

Тема 3. Процедуры принятия нормативных актов органов исполнительной власти, регистрации, учета и отчетности

Понятие процедуры регистрации, учета и отчетности. Стадии процедуры регистрации, учета и отчетности. Права и обязанности сторон и иных участников процедуры. Процедурные сроки. Гарантии реализации прав и обязанностей процедуры регистрации, учета и отчетности. Доказательства и доказывание в процедуре регистрации, учета и отчетности. Обязанность доказывания. Относимость доказательств.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Правовая основа процедуры регистрации, учета и отчетности.

2. Субъекты процедуры регистрации, учета и отчетности.

3. Понятие и виды доказательств.

Литература:

1. Агапов, А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – М.: Дашков и К, 2004.

2. Административное право Российской Федерации: учебник / ред. А. Д. Хаманов. – М.: Юристъ, 2004.

3. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник / Д. Н. Бахрах. – М.: НОРМА-Инфра, 2002.

4. Четвериков, В. С. Административное право: учебник / В. С. Четвериков. – М.: Инфра-М, 2005.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Истребование доказательств.

2. Допустимость доказательств.

3. Исследование и оценка доказательств

Литература:

1. Агапов, А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – М.: Дашков и К, 2004.

2. Административное право Российской Федерации: учебник / ред. А. Д. Хаманов. – М.: Юристъ, 2004.

3. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник / Д. Н. Бахрах. – М.: НОРМА-Инфра, 2002.

4. Четвериков, В. С. Административное право: учебник / В. С. Четвериков. – М.: Инфра-М, 2005.

Тема 4. Процедуры, обусловленные прохождением государственной службы

Понятие процедуры, обусловленной прохождением государственной службы. Стадии процедур, обусловленной прохождением государственной службы. Процедурные сроки. Субъекты процедур, обусловленной прохождением государственной службы, и их административно-правовой статус. Обязанность доказывания. Истребование доказательств. Допустимость доказательств.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Правовая основа процедур, обусловленной прохождением государственной службы.

2. Доказательства и доказывание в процедурах, обусловленной прохождением государственной службы.

3. Виды процедур, обусловленной прохождением государственной службы.

Литература:

1. Агапов, А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – М.: Дашков и К, 2004.

2. Административное право Российской Федерации: учебник / ред. А. Д. Хаманов. – М.: Юристъ, 2004.

3. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник / Д. Н. Бахрах. – М.: НОРМА-Инфра, 2002.

4. Четвериков, В. С. Административное право: учебник / В. С. Четвериков. – М.: Инфра-М, 2005.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды доказательств.

2. Исследование и оценка доказательств.

3. Гарантии реализации прав и исполнения обязанностей субъектов и иных участников процедур, обусловленной прохождением государственной службы.

Литература:

1. Агапов, А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – М.: Дашков и К, 2004.

2. Административное право Российской Федерации: учебник / ред. А. Д. Хаманов. – М.: Юристъ, 2004.

3. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник / Д. Н. Бахрах. – М.: НОРМА-Инфра, 2002.

4. Четвериков, В. С. Административное право: учебник / В. С. Четвериков. – М.: Инфра-М, 2005.

Тема 5. Процедуры введения и осуществления специальных правовых режимов

Понятие процедуры введения и осуществления специальных административно-правовых режимов (военного положения, секретности, государственной границы, паспортного, закрытого административно-территориального образования, допуска). Правовая основа специальных административно-правовых режимов. Стадии процедуры специальных административно-правовых режимов. Субъекты процедуры введения и осуществления специальных административно-правовых режимов. Права и обязанности и иных участников процедуры введения и осуществления специальных административно-правовых режимов. Процедурные сроки. Гарантии реализации прав и исполнения обязанностей участников процедуры введения и осуществления специальных административно-правовых режимов. Виды принимаемых решений. Понятие и виды доказательств. Обязанность доказывания. Истребование доказательств. Относимость доказательств. Допустимость доказательств. Исследование и оценка доказательств.

  1. Публичное право и административное право
  2. Административное право и частное право
  3. Предмет административного права
  4. Метод административно-правового регулирования
  5. Система административного права
  6. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права

Публичное право и административное право

Правовое регулирование современных общественных отношений обеспечивается нормами публичного права, в предмет кᴏᴛᴏᴩого входят: основы государственного устройства; функционирование государства и его институтов; институты гражданского общества; система и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения.

Публичное право направлено на обеспечение и охрану общих интересов государства (всего общества); частное право охраняет интересы отдельных лиц. В число отраслей, составляющих систему частного права, входят гражданское, семейное, трудовое, торговое право и некᴏᴛᴏᴩые другие отрасли. Административное право как отрасль публичного права определяется прежде всего ϲʙᴏим предметом, т. е. системой государственно-управленческих отношений.

Современные политические и социально-экономические процессы значительно повышают роль государства в решении общественных задач, обеспечении прав и ϲʙᴏбод граждан. В течение последних 10 лет получила существенное развитие правовая система РФ, реформируются ее традиционные правовые образования, побудут новые отрасли права и публично-правовые институты. В 1995 г. в стране был опубликован первый учебник публичного права.

Публичное право включает отрасли, в разной степени связанные с правовым механизмом организации и функционирования самого государства и его органов: конституционное (государственное) право, административное право, уголовное право, финансовое право, процессуальное право, судоустройство, международное публичное право. Отметим, что каждая отрасль имеет специфический объект и методы правового регулирования, а также особую структуру нормативного материала, изучаемого в рамках ϶ᴛᴏй отрасли права.

Публичное право также распространяет ϲʙᴏе действие на сферу организации и функционирования негосударственных учреждений - органов местного самоуправления, кᴏᴛᴏᴩые не входят в систему органов государственной власти. Отметим тот факт - что в современных региональных законодательствах содержатся обширные правовые образования, связанные с публичным правом. Субъекты РФ обладают правом принятия региональных законодательных актов, что устанавливается Конституцией РФ и уставами субъектов РФ.

Важно заметить, что одной из самых объемных отраслей публичного права будет административное право, кᴏᴛᴏᴩое регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти. Наряду с регулирующими административному праву присущи и «полицейские» (административно-юрисдикционные) методы воздействия на конкретных участников правоотношений. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, также применяют в ϲʙᴏей деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пределах административно-властные принудительные полномочия.

Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, кᴏᴛᴏᴩые регулируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность и само управление характерны практически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с полным основанием характеризовать как центральную отрасль в правовой системе, кᴏᴛᴏᴩая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей; словом, в ϶ᴛᴏй отрасли права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей права (например, конституционного, уголовного, финансового, бюджетного, налогового, банковского права)

Принципиально важный характер ϶ᴛᴏй отрасли права подчеркивает и главный метод (или, точнее говоря, один из методов) правового регулирования - императивный метод, метод властных предписаний. По϶ᴛᴏму административное право считается одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой - обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и ϲʙᴏбод как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов.