Мягкий знак после шипящих в именах собственных. Урок с презентацией «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Раздел: Преподавание в начальной школе.Класс: 3 классОборудование: Компьютерный программно – методический комплекс “Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 3 класс. Учебный раздел “Правописание окончаний существительных”. Учебный элемент: “Найдите существительные с мягким знаком на конце”. Тест: “Найдите существительные с Ь на конце. Т – 1 (11)”. Режим тестирования – произвольный самоконтроль.
Карточки с заданиями для исследовательской работы в группах.
Опорные карточки со словами “дочь”, “глушь”.
Опорная таблица с алгоритмом.
Индивидуальные карточки с алгоритмом.Цели:
    Познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных”. Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся. Составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных; развивать память, мышление, речь. Воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.

Ход урока.

Организационный момент (готовность, посадка, создание мотивации на предстоящую деятельность). Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем работать в группах и самостоятельно. За самостоятельную работу по новой теме вы сами поставите себе отметку. Запишите число.Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке). Прочитайте слова (запись на доске).Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы и объясните их написание.

Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, роял…, лист…я.

По какому признаку можно разделить слова на две группы? (В словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй группы – разделительный мягкий знак).Эти слова з апишем на доске и в тетради в два столбика. В ыделите орфограммы.

Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.На доске написано слово ДОЧЬ .К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе).Куда определим данное слово? (Слово ДОЧЬ отнесем в третью группу).Аналогичная работы со словом ГЛУШЬ. (Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе).Возникает проблемная ситуация. Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”.Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах ДОЧЬ и ГЛУШЬ после шипящих пишется мягкий знак).Фиксация проблемной ситуации на доске Давайте попробуем сформулируйть цель урока. (Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).Открытие детьми нового знания. Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.Работа в группах . (Предлагаются карточки для исследовательской работы).Карточка 1.1. Прочитайте слова.
2. Определите, какие это части речи.
3. Какие звуки слышатся на конце слов?
4. Определите род.
5. Разделите слова по родовому признаку.
6. Запишите слова в два столбика.
7. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.
8. Сделайте вывод.Слова: Душ, ночь, тишь, плащ, вещь, ключ. (Каждая группа оформляет выводы на листах формата А4).Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода).Формулирование темы урока детьми, запись в тетрадь. Возвращение к обозначенной проблеме. Почему же в словах ДОЧЬ и ГЛУШЬ на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается).Какова роль мягкого знака? (Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце).Введение орфограммы, ее обозначение. С какой новой орфограммой познакомились? Научимся ее обозначать (ДОЧЬ , ГЛУШЬ ).Почему букву шипящего звука подчеркивают двумя линиями? (Остановись, задумайся, писать или не писать мягкий знак).Работа с учебником (правило). Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).Составление алгоритма. А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм).(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака.Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями. Запись на доске:красивая брош (?)
золотая рож (?)
серебристый ландыш (?)
новая вещ (?)Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически. (Комментированное письмо с проговариванием “шагов” алгоритма).Физминутка Самостоятельная работа на компьютере (выполнение теста с последующей самооценкой).Поработайте теперь над новой орфограммой на компьютере, используя алгоритм. Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом).(Тем, кто справится с заданием быстро и правильно, предлагается составить и записать в тетради предложение с одним из слов на новую орфограмму).Момент контроля. Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?Самооценка. Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? (На полях в тетради ученики ставят отметку).Проверка работы по самостоятельному составлению предложений. (Зачитываются предложения, объясняется написание слов с новой орфограммой).Итог урока. Какое открытие вы сегодня сделали?Чему учились?Что было трудным (интересным, легким)?Домашнее задание. Выучить алгоритм.Творческое задание – используя слова с новой орфограммой, составить диктант – пародию или “чепушинку”.Приложение. Если нет возможности провести урок с компьютерной поддержкой, тестовые задания для компьютера можно заменить работой с перфокартами.Предлагаемые слова для работы:Ноч…, нож…, товарищ…, молодеж…, малыш…, врач…, борщ…, ерш…, печ…, ключ…, скрипач…, калач…, помощ…, глуш…, лещ…Время работы для выполнения тестов на компьютере и с перфокартами – одинаковое.Спасибо, ребята, вы хорошо поработали. А сейчас можете отдохнуть. Спасибо за урок.

Бутенко Анна Андреевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№2» г. Мегиона


Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих. Цель: формировать знания о мягком знаке, как показателе женского рода имён существительных с шипящими на конце;-формировать умение в правописании имён существительных с шипящими на конце;-развивать интеллектуальные умения (внимание, память, умение анализировать, делать выводы, орфографическую зоркость, речь, познавательный интерес), общеучебные навыки (умение работать с книгой, доской);-формировать коммуникативные навыки.Оборудование: атрибуты к сказке(маски ежа, мыши, кокошник с мягким знаком, дидактический материал (карточки с заданием),

Ход урока

I. Организация учащихся Побудительная мотивация.Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзную работу.Итог урока во многом зависит от вашей работы.Покажите сигнальным знаком, какое у вас сейчас настроение? (дети показывают карточку с сигнальным знаком)Сегодня у нас на уроке гость. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание.II. Актуализация Повторение о ь – разделительном и ь –показателе мягкости согласных.-Отгадайте загадки, отгадки напишите.А) Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капелью и пахнет весной. (сосулька)Б) Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь)В) Рассыпала Лукерья серебряные перья, Закрутила, замела, стала улица бела.(метель, вьюга)Г) В голубеньких рубашках Бегут по дну овражка. (ручьи)
-Чем похожи эти слова? (во всех словах пишется мягкий знак)Какую роль играет мягкий знак в написанных словах?(В словах сосулька, снегирь, метель – ь указывает на мягкость предыдущего согласного, а в словах вьюга, ручьи он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.)-Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (в корне слова, перед гласными -е, -ё, -ю, -я, -и).Итак, кто же наш гость на уроке? (мягкий знак)(Вывешивается карточка с мягким знаком)А что вы ещё знаете о мягком знаке? (звука не обозначает)III. Сообщение цели. А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке?- Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль (работу) выполняет Ь. Будем развивать внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради, культуру общения и поведения на уроке.IV. Постановка и решение учебной задачи. 1. А сейчас мы узнаем, какую ещё работу может выполнять ь.Прочитайте слова:Рожь, меч, нож, ночь, мышь, плащ, дочь.-Чем похожи эти слова? (это имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук)Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?Можете дать ответ? (дети сомневаются).Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.На какие группы вы разбили бы данные слова, используя какие-то закономерности, свойственные этим группам? (одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака)Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов.- Я предлагаю вам выписать в один столбик имена существительные мужского рода, а в другой –женского рода.-Сравните написание существительных каждого столбика.-Когда имена существительные с шипящим на конце пишутся с мягким знаком?(если они женского рода)-Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака? (он указывает, что это существительные женского рода)Что нужно уметь, чтобы правильно написать имена существительные с шипящими на конце? (уметь определять род имён существительных)2.Чтение правила по учебнику на странице 41-42V. Физминутка. Мы задание выполнялиИ немножечко устали.А теперь пришла пораОтдохнуть нам всем, друзья.Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?V. Осознание и осмысление Хотите узнать почему мягкий знак пишется только на конце имён существительных женского рода? Тогда слушайте сказку «Мягкий знак ищет слова»

Инсценирование сказки «Мягкий знак ищет слова.»

Как-то в волшебной стране АзБукоВедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха. Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам женского рода.Идёт и думает: «Женщины добрые, они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.Захотелось как-то Мягкому знаку найти себе друга. Пошёл он по тропинке и встретил ежа.-Давай дружить! - предложил Мягкий Знак. Но ёж ничего не ответил и свернулся в колючий клубок. Обиделся Мягкий Знак и ушёл от ежа. Идёт он и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить.Мягкий Знак так был ей благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящие.-Почему существительные нож, плащ, шалаш не пустили Мягкий Знак?-А почему существительные рожь и мышь оставили его у себя?-А почему Ёж не захотел дружить с Мягким Знаком?VI .Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации. .Упражнение в правописании имён существительных с шипящими на конце.1.Работа с учебником. Упр.453 с комментированием по цепочке.2. Зрительный диктант.-Что развиваем? (память, орфографическую зоркость)Последний луч солнца осветил верхушки берёз.Грач – птица весенняя.В лодке была течь.-Назовите существительные с шипящими на конце.-Почему в слове течь написали мягкий знак?-В первом предложении найдите главные члены предложения.-Определите части речи.3. Работа по карточке в парах. -Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце
Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ)Часть суток от вечера до утра (ночь)Маленький ребёнок (малыш)Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)Каменное сооружение для отопления помещений (печь)Суп со свёклой и другими овощами (борщ)Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)Самопроверка. Прочитайте существительные с мягким знаком на конце.Почему написали мягкий знак?Что нужно уметь, чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце?(уметь определять род имён существительных)С одним из существительных составьте предложение и напишите его.Чьё предложение вам понравилось?Групповая работа К каждому имени существительному из левого столбика подбери близкие по значению существительные из правого столбика. У существительных с шипящим на конце определи род.Трепет экипаж…Старики товарищ…Сила клич…Команда дрож…Призыв мощ…Друг молодёж…Взаимопроверка 4. Выявление уровня усвоения новых знаний. (самостоятельная работа)Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3.1уровень Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род.Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи.2 уровень Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце. Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий …3 уровень Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова:Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь.Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка.VII Итог урока. Рефлексия. Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних имён существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет?О какой новой функции(работе) мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?(Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода)Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящими на конце?(уметь определять род имён существительных)Кому было легко?Кто испытывал затруднения? В чём? Где пригодятся знания, которые вы сегодня получили на уроке?Ваше настроение изменилось? Покажите сигнальными знаками.Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.VIII Инструктаж по выполнению домашнего задания Дома вы будете выполнять упражнение на 455 на странице 42.Желающие могут составить 5 предложений с образованными словами._Урок окончен, спасибо всем!
Использованная литература: издательство «Знание», В.Волина «Весёлая грамматика», грамматическая сказка «Мягкий знак ищет слова», стр.70;Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку», стр.128;И.В.Иванова «Поурочные разработки по русскому языку» 3 класс стр.348 к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» (М.Дрофа);Л.И.Тикунова, В.П.Канакина «Сборник диктантов и творческих работ» Москва «Просвещение»;А.К.Аксёнова,Э.В.Якубовская «Дидактические игры». Загадки;Олимпиадные задания.Математика. Русский язык. Окружающий мир.3-4 классы. Выпуск 2. Автор-составитель Н.В. Лободина.

Ход урока:

I. Орг. момент. Настрой на работу.

Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

- Прочитайте пословицу на доске.

Знания собираются по капле.

Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.

Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?

II .Словарная работа Картинный диктант :

Слово Президент 1 Декабря –День Первого президента

III .Минутка чистописания.

Дружба, дружный, дружить

Отгадайте букву, которую будем писать на минутке чистописания. Эта буква в корне имени существительного обозначает согласный, твёрдый, звонкий, парный. шипящий звук. Буква Ж

Какие согласные называются шипящими? При их произношении воздух выходит с шипением.

Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].

Что вы знаете об этих звуках?

-[Ч,], [Щ,]-всегда мягкие

-[Ш] ,[Ж]-всегда твёрдые, они парные

Какие буквы будем писать на минутке чистописания? Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся строчные буквы же,ша,ща,че.

Придумайте и напишите цепочку из этих букв.

Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.

Молодцы! Аккуратно написали

И нисколько не устали.

IV .Орфографическая разминка

Без терпен…я нет умен…я

Бол…ше думай, мен…ше говори.

Какая буква пропущена? Какова роль мягкого знака в словах?

Когда пишется раздел. ь знак?

Когда пишется мягкий знак, обозн. мягкость?

V . Учебно-познавательная деятельность

1.Постановка проблемы. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

Анаграммы : деньки, стулья, морковь, ульи, речь. Я предлагаю вам составить слова

Что объединяет эти слова? - В каждом слове есть Ь

Какую роль выполняет Ь в русском языке? - Служит показателем мягкости согласных звуков.

Разделите слова в два столбика.
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «мелочь»).
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке .

2.Определите тему урока.

Какую цель ставите перед собой? . (Научиться писать существительные с шипящими на конце,)

3. Открытие детьми нового знания.

На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, вещь, лещ, молодежь, кулич, ночь. уж, мышь,

Я предлагаю вам исследовать слова.

-Какой частью речи являются данные слова?

Распределите имена сущ. в 2 столбика по родам.

-Какой звук слышится в конце слова?

-Почему в одних случаях на конце после шипящих пишется ь знак, а в других нет?

Какой вывод можно сделать?

Сформулируйте правило написания мягкого знака в словах

(мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Какова же роль мягкого знака в эти словах? (грамматическая , он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

Мягкий знак после шипящих

Просит знаний настоящих .

Составьте алгоритм действий. Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных.

VI . Интеллектуальные преобразования

1.Применение новых знаний

Замени одним словом :

Она бывает устной и письменной Он бывает тупой и острый (на кухне)

Верный преданный друг Правда лучше, чем

Вкусный, свекольный, наваристый Чёрная птица, вестник наступающей весны

Предмет, на котором ездил Емеля Маленький ребёнок

Добыча охотника. Середина ночи.

Горчица оставляет во рту …. Морской, речной бывает он

2. Закрепление

а) Работа в паре.

Сейчас в паре я предлагаю вам выполнить задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой.

Слова в скобках напиши в форме единственного числа

Горячая(печи) Дорогая(вещи)

Круглый (обручи) Верный(товарищи)

Яркий(лучи) Большой(гаражи)

Летучая(мыши) Красивый(плащи)

Острый(мечи) Высокий(камыши)

Зимняя(ночи) Зимняя(ночи)

Проверка самостоятельной работы.

Как выполняли работу?

(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)

Момент контроля.

Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?

б). Работа в группах

О каких правилах надо помнить, работая в группе?

- будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

- до конца выслушивайте мнение каждого члена группы;

- помогайте друг другу в работе;

- отстаивайте свою точку зрения.

1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.

Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…

овощной-…, дрожать-…,плакать-… ,чертить-….

2.Вставь подходящие имена существительные с шипящими на конце.

1) … за товарища в огонь бросается. 2) Здоровому и …. не нужен.3)Хорошую … хорошо и слушать. 4) Каждая …хороша на своём месте. 5) Как ни долга …, а рассвет будет.

Слова для справок: товарищ(?), врач(?), ноч(?), реч(?),вещ(?)

3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Проверка

3).Физкультминутка

Мы заданья выполняли и немножечко устали

Я буду называть слова. Если услышите им. сущ. с шипящим на конце и оно будет ж.р., то хлопайте в ладоши

Ёж, лещ, вещь, печь, гараж, грач, рожь, скрипач, молодёжь, товарищ, чиж, ночь.

4.Контроль знаний. Тест (самостоятельная работа)
А сейчас предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит вам обобщить свои знания.

1. Мягкий знак может выполнять:

м) 3 роли;

) 2 роли;

) 1 роль.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

о) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

) пишется только на конце слова;

) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется…

) между двумя согласными;

л) между согласной и гласной в корне слова;

) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

о) всегда пишется мягкий знак;

) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

д) не пишется мягкий знак;

) пишется мягкий знак.

6.В каком слове нужно дописать ь знак?

) скрипач

) циркач

е) полноч

7. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

ц) на род существительных;

) на число;

Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали? Какое слово у вас получилось? МУИНЧАК-УМНИЧКА

Сегодня на уроке вы все были умнички! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны.

VII. Оценки за урок

VIII. Рефлексия.

Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

Открываем глазки .

Закончи предложения

-Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Мне показалось трудным…

Я могу использовать эти знания….

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите каплю синего цвета.

Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, вам не очень понравилась работа на уроке.

Жёлтую ,- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.

IХ. Домашнее задание(дифференцированное)

Кто выбрал синюю капельку – ваша карточка синего цвета.

Исправь ошибки в тексте

Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш. Потом луч заглянул в лисной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша речь.

Кто выбрал зелёную капельку– ваша карточка зелёного цвета. Подбери подходящие по смыслу слова с шипящим согласным на конце. Напиши.

Устная …., мой весёлый звонкий…, летучая …, найти в лесу душистый …, вставить в замок …,чёрный …, тёмная …, ночной …,скорая … .

Кто выбрал жёлтую капельку – ваша карточка жёлтого цвета. Запиши текст, вставь где нужно ь на конце существительных.

В полноч(?) на манеж(?) вышел циркач(?) и его доч(?). На нем был плащ(?). У девочки на платье блестела красивая брош(?). Скрипач(?) играл марш(?). Вот морж(?) поймал мяч(?). В зале стояла тиш(?).

Урок закончен. Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

Русский язык. 4 класс УМК Перспективная начальная школа. (учебник русский язык 3 часть М.Л Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова стр 155-157)

Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце слов имен существительных"

Тип урока: комбинированный

Цель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию правописания мягкого знака после шипящих в словах женского рода, ед. числа, вывести алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, продолжить работу над словами с непроверяемой орфограммой;

Развивающие: способствовать развитию универсальных учебных действий: развития умений сравнивать, анализировать, умение обобщать, делать выводы; развитие умений регулировать свою деятельность:

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культуру интеллектуального труда, чувство сопереживания.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, воспитание уважительного отношения к родному языку.

Метапредметные:

Формирование регулятивных УУД : развития умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности, развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных УУД : развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, понимать обращенную речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

Формирование познавательных УУД : развитие умение находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, обобщать.

Предметные: знакомство учащихся с существительными с основой на шипящий в форме Р.п. мн. Ч. , развитие умения правильного написания ь знака на конце шипящих существительных, развитие каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности развитие навыка работы с учебным текстом.

Основные образовательные ресурсы : мультимедиа-проектор, ноутбук, карточки с шипящими согласными буквами: ж, ш, ч, щ, презентация.

Тип урока : урок изучения нового учебного материала.

Ход урока

    Организация начала урока

1.Приветствие.

Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Виктория Александровна.

2.Проверка готовности к уроку.

Проверка порядка на рабочих местах, наличия необходимых учебных пособий и принадлежностей.

3.Мотивация к обучению и познанию.

    Ребята, повернитесь к другу и внимательно рассмотрите у соседа по парте глаза. Какого они цвета?

    Для чего нужны глаза человеку? (всё замечать, запоминать, наблюдать...)

    А теперь мне покажите свои глаза?

Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные. Искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи. Сегодня на уроке русского языка мне нужна ваша помощь. Вы должны быть активными, внимательными, дружными, чтобы открыть для себя новые знания.

Ребята, вы готовы? Тогда в путь за знаниями!

II. Актуализация умений и знаний.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1. Разгадывание ребуса

Я предлагаю вам отгадать ребус. ( слайд 2)

Исследователь.

Кого называют исследователем? (Человека, который стремится к новому, увлечённый исканиями; человека, который наблюдает, добывает что- то новое интересное).

Сегодня на уроке вы выступите в роли исследователей. Начинаем наше исследование.

Запишите данное слово, подчеркните орфограммы (один ученик работает у доски). Исследователь (орфограмма удвоенная согласная на стыке приставки и корня, орфограмма безударные гласные о, а, е).

Расскажите все, что вы знаете об этом слове?

Имя существительное, так как отвечает на вопрос кто?, обозначает предмет, м.р., 2 скл., одуш., нариц., ед.ч., И.п.

Продолжаем разгадывать ребусы и зашифрованные слова.

2. Словарная работа

Разгадать ребусы и зашифрованные слова . ( слайд 3, 4)

Картофель, корабль, учитель, ладонь, январь.

Что общего в написании данных слов?

Это имена существительные с мягким знаком.

Какой вопрос зададите себе?

Что я знаю о правописании мягкого знака.

Какую роль играет мягкий знак в написании данных слов?

    Ь знак служит для обозначения мягкости согласных букв;

А еще, какую роль может играть мягкий знак в словах?

    Может быть разделительным.

Приведите примеры

    Выполнение грамматической функции.

Продолжаем наше исследование

3.Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе.

III . Открытие новой темы. Целеполагание.

Прочитайте слова:

    беречь

    стеречь

    испечь

    На что указывает мягкий знак в этих словах?

На неопределённую форму глагола.

    А что общего в написании слов: мяч, морж, речь, вещь?

Это имена существительные с шипящим на конце звуком.

    Назовите шипящие звуки.

    [ш], [щ], [ж], [ч].

    Какой вопрос возникает у вас, глядя на эти слова?

Почему в одних именах существительных после шипящих пишется ь знак, а в других не пишется?

Как вы думаете, что может служить причиной разного написания?

IV Открытие новых умений, знаний.

1.Каллиграфическая минутка

2.Решение орфографической задачи,

Обозначь имена сущ. с мягким знаком на конце после шипящих.

Полноч(ь)

Камыш (ь)

стаж(ь)

борщ(ь)

Береч (ь)

пишеш(ь)

дрож(ь)

вещ(ь)

Грач (ь)

туш (ь)

багаж(ь)

плащ(ь)

Мелоч(ь)

рисуеш(ь)

молодеж(ь)

помощ(ь)

Калач(ь)

роскош(ь)

рубеж(ь)

лещ(ь)

Проверка ( 6)

V. Физминутка

(Дети из данного класса выступают в роли героев).

В класс заходит Буратино, садится за парту. Следом входит Мальвина.

Б . -Мальвина, я выполнил упражнение.

М. - Ну, хорошо, мы проверим вместе с ребятами.

М - Ребята, давайте поиграем. Если вы услышите имя существительное ж. р., в котором должен писаться ь после шипящих, хлопните в ладоши. Если не пишется ь, то присядьте.

Мальвина читает слова: мышь, малыш, рожь, нож, врач, вещь, дочь, ландыш.

М. . - Молодцы, ребята вы справились с заданием, а вот вы Буратино очень много делаете ошибок. Вы опять не учили правило?

Буратино опустил голову, задумался.

Б. - Ну что же мне делать? Ура! Я догадался, как можно проверить слова и исправить ошибки. Сейчас я мигом исправлю все ошибки.

Как? -спрашивает Мальвина.

У меня же есть волшебный ключик вот он мне и поможет. Ключ весит на доске с записью «Что же мне делать с ….? Буратино берет ключ и показывает детям.

Б. Что же мне делать с этой мышью? В слове пишется разделительный мягкий знак, значит, в начальной форме мышь пишем мягкий знакь. Что же мне делать с этим малышом? В слове малыш мягкий знак не пишется, значит, мягкий знак в начальной форме после шипящего не пишем.

М . Ну, молодец, Буратино!

    Ребята, а каком новом способе проверки написания мягкого знака имени существительного после шипящих на конце вы узнали? Исправьте ошибки данным способом.

Ребята исправляют, проговаривая устно вслух.

VI . Открытие новых умений, знаний(продолжение)

1.Знакомство.

Сформулируйте тему урока и цель урока. Какова цель урока?

Чему вы должны научиться на уроке?

Узнать когда пишется ь после шипящих, познакомиться с алгоритмом написания мягкого знака после шипящих на конце слова.

Посмотрите, ещё раз на эти слова и попробуйте сформулировать правило, когда пишется ь? (Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать правило).

Подтвердились ли ваши предположения?

2 . Беседа по вопросам .

С какой новой орфограммой вы сейчас познакомились?

Как же обнаружить в слове место этой орфограммы?

Если в слове слышится шипящие звуки [ ч ], [ж], [ ш ], [ щ ] или на конце существительного написана буква ж, ш, щ, ж. значит после неё орфограмма.

Что является главным в выборе написания? (род имени существительного)

3.Работа с учебником.

Сравнение темы урока и правила по учебнику. 155-158 Прочитайте правило.

VII . Закрепление открытых умений, знаний

Продолжаем наше исследование по учебнику.с 155-158

Выполнение упр 161 с155 (по 1 ученику у доски, по очереди.)

    Проверка

    Составление алгоритма.

Ребята, как вы думаете каков порядок написания мягкого знака после шипящих? Учащиеся предлагают алгоритм написания мягкого знака после шипящих. ( слад 5)

Проверьте по этому алгоритму, пишется ли ь в именах существительных меч, горечь, нет туч.

4. Самостоятельное выполнение упр.3 с.83

(В это время индивид, работа у доски 4 ученика)

VI I . Итог урока. Рефлексия

Самостоятельная работа.

Тест «Выбор правильного ответа по данной теме». Ученики, выбравшие буквы с правильным ответом записывают в строчку.

1. В слове пальто ь служит:

м) для обозначения мягкости согласного звука.

б) является разделительным.

2. Слово увлечь:

а) имя сущ. ж.р, поэтому ь знак пишется;

о) глагол неопр. формы, поэтому ь знак пишем;

3. В слове дичь

л) пишем ь, т.к. сущ. ж.р.

б) пишем ь, т.к. сущ м. р.

4. Слово шалаш

а) сущ ж.р. ь не пишем конце слова после шипящего;

о) сущ. м.р. ь не пишем на конце слова после шипящего;

5. После шипящих на конце слова у имен существительных;

д) ж.р. пишется ь

б) м.р. пишется ь

6. Слово пейзаж - имя существительное

а) 3 скл., ж.р., значит ь пишется;

ц ) 2 скл. м. р., значит ь не пишется;

7. Что является главным в выборе написания ь имён сущ. после шипящих на конце слова:

ы) род имени существительных;

в) склонение имени существительных.

Если вы правильно ответили на вопросы, соединив буквы, у вас получится слово. Какое, прочитайте . Молодцы! Вы настоящие исследователи !

Что удалось? Какие открытия сделали?

Какое значение имеют полученные знания?

IX . Домашнее задание. Страница 158 упражнение 163 . Выучить правило