Скачать карточки задания по русскому языку. Подробнее о составлении и использовании в словарной работе каждого типа карточек

Карточки по русскому языку для 3 класса.

Карточка №1

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Грамотно обозначь орфограммы.

Девоч…ка А(л)ла читала книгу извес…ного учёного астронома Кири…а Ил…ича Ч…йкина. Она рассказывает о звёз…ном небе массу интерес…ного. Звёзды на н…бесном своде разделены на гру…ы- созвездия. Истории полны радос…ных и сч…стливых, грус…ных и опас…ных приключений. В древности их рассказывали ус…но. Позднее они были записаны. Звёзды бывают гиган…скими и карликами. Сейчас доблес…ные з…мляне в к…смических аппаратах дол…тают до самых д…лёких звёз…

Выполни фонетический анализ слова СОЛНЦЕ

Карточка №2

Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Спишите. Выделите орфограммы.

(В)л...су ч...дно пели свои прекрас...ные песни с...лов...и. Р...бята (по)бежали (по)у...кой доро...ке купаться в реч...ке (с,С)еребрянке. К...рилл х...р...шо (по)думал и реш...л задач... (по)геометрии. Капельки р...сы (с)текали (с)веточ...ки м...л...дой б...рё...ки. (На)пеньке с...дела прелес...ная белоч...ка, (по)глядывала (по)сторонам и ела сла...кие...го...ки.

Над словами пятого предложения напиши какими частями речи они являются.

______________________________________________________________________

Карточка №3

Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы одной чертой.

Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.

Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка!

______________________________________________________________

Карточка №4

Определи границы предложений. Спиши. Выдели орфограммы.

Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму.

В 1, 3, 5 предложениях подчеркнуть главные члены.

Карточка №5

1.Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить текст. Написать, вставляя пропущенные буквы.

Воскрес...ным, Ваня,утром, лесом, любовался, прекрас...ным,
дерев...я, праз...ничные, ст...яли
соком,чудес...ная, нал...лась, алым, з...мляника
были, яго...ки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, прелес...ную,собирать, земл..нику, стал
угостил,Анну, яг...дами, он, сла...кими, бабушку, св..ю

________________________________________________________________________

Карточка №6

Какое из слов в каждой строчке проверочное, а какие проверяемые? Запиши сначала проверочное, а потом проверяемые. Выдели корень и обозначь орфограмму.

Светло, светлый, светлячок, светлеет.

Лиса, лисичка, лисонька.

Коса, косичка, косы.

Зелёный, зелёнка, зелень.

Земля, земляной, земли, землица.

Добро, добродетель, добренький.

Солонка, посолить, недосол.

Карточка №7

Собери текст. Озаглавь. Запиши, вставляя пропущенные буквы или раскрой скобки.

А куропатки корм ищ...т и не ч...вствуют опас...ности.

К ним ползёт л...са.

Ярос...но затрещала с...рока.

Л...сич...ка ре...ко прыгнула, но куропатки разл...телись.

Чудес...ное раннее утро.

Заметила ужас...ную хищ...ницу.

Тут прил...тела с...рока, осм...трела окрес...ности.

На л...сной п...лянке груп(п)а куропаток.

___________________________________________________________________

Карточка №8

    Прочитай текст. Озаглавь.

    Вставь пропущенные буквы Спиши текст.

    Обозначь орфограммы !!!

На дв…ре в…сна. Ярко светит со…нце. Вес…ло журчат руч…и. Кругом м…л…даятра…ка. Д…ревья надели з…леные плат…я. У б…рё…киз…лотыесерё…ки. Всюду слышны радос…ныептич…и г…лоса. В…сной у птиц много работы. Они в…ют гнёзда на липовой ал(л)ее. Скоро в каждом гн..здезапищ…т пт..нцы. В нашей мес…ности громко жуж(ж)ат шмели. Ч…дес…но в…сной!

____________________________________________________________________________Карточка №9

Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ и Ь. Спишите.

Выделите орфограммы.

Зина терпеливо принялась обяснять задачу.

Вера посмотрела на мальчишек. Они стояли смирные, сёжившиеся

На аэродроме уже обявили посадку в самолёт.

Я смотрю, как из подезда выходит смешной, неуклюжий, долговязый человек.

Некогда в русских деревнях крестяне собирали позднею осеню тронутые

морозом гроздя красной рябины. (Соколов-Микитов И.)

Заячими, лисими, птичими следами расписана белая скатерть снегов.

_______________________________________________________________________

Карточка №10

Спиши, исправляя мои ошибки. Не забудь выделить орфограммы.

В окресностях нашего сила растёт група прелесных Ёлочек. Керил лавров любит слушат интерестные скаски про жывотных. На пироне стаяли посожыры и ждали, когда обявят их поезт. Мы с сабачькой жучькой быстро пробижали по леснице.

Выполни фонетический разбор слова АЛЛЕЯ

__________________________________________________________________

Карточка №11

Определи границы предложений. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выдели орфограммы.

Ст...ит прекрас...ный зимний денёк со...нце осв...щ...ет всю окрес...ность радос...ные солнеч...ные лучики скач...т по ств...лам д...рев...ев на б...рё...ку опустилась стайка прелес...ных птичек это синич...ки их много ж...вёт в нашей мес...ности у синичек праз...дничный вид на г...ловке ч...дес...ная шапочка как х...рош... эти пташки!

_____________________________________________________________________

Карточка №12

Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

Собака - друг человека, а волк -... .Железо тяжёлое, а пух.... Река широкая, а ручей.... Чеснок горький, а яблоко.... Ки­сель густой, а суп... . Камень тяжёлый, а известняк... .Дом высокий, а сарай.... Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром....

Карточки по русскому языку

2-3 класс.

Учитель начальных классов ГБОУ «Школа №2089» г.Москвы.

Данный дидактический материал (карточки с индивидуальными заданиями) предназначен для работы по темам: «Парные согласные в середине и на конце слова», «Безударные гласные в корне слова», « Непроизносимые согласные», «Разделительный твёрдый и мягкий знаки», «Предложение. Текст.». .Карточки можно использовать в различных моделях урока при закреплении учебного материала (самоконтроль, так и взаимный контроль учащимися) . Данный дидактический материал позволяет развивать самостоятельность, познавательную деятельность, грамотность, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Карточка №1

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Грамотно обозначь орфограммы.

Девоч…ка А(л)ла читала книгу извес…ного учёного астронома Кири…а Ил…ича Ч…йкина. Она рассказывает о звёз…ном небе массу интнрес…ного. Звёзды на н…бесном своде разделены на гру…ы- созвездия. Истории полны радос…ных и …астливых, грус…ных и опас…ных приключений. В древности их рассказывали ус…но. Позднее они были записаны. Звёзды бывают гиган…скими и карликами. Сейчас доблес…ные з…мляне в к…смических аппаратах дол…тают до самых д…лёкихзвёз…

Выполни фонетический анализ слова СОЛНЦЕ

Карточка №2

Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Спишите. Выделите орфограммы.

(В)л...су ч...дно пели свои прекрас...ные песни с...лов...и. Р...бята (по)бежали (по)у...кой доро...ке купаться в реч...ке (с,С)еребрянке.

К...рилл х...р...шо (по)думал и реш...л задач... (по)геометрии. Капельки р...сы (с)текали (с)веточ...ки м...л...дой б...рё...ки. (На)пеньке с...дела прелес...ная белоч...ка, (по)глядывала (по)сторонам и ела сла...кие...го...ки.

Над словами пятого предложения напиши какими частями речи они являются.

Карточка №3

Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы.

Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.

Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка!

Карточка №4

Определи границы предложений. Спиши. Выдели орфограммы.

Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму.

В 1, 3, 5 предложениях подчеркнуть главные члены.

Карточка №5

1. Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить текст. Написать, вставляя пропущенные буквы.

Воскрес...ным, Ваня,утром, лесом, любовался, прекрас...ным,
дерев...я, праз...ничные, ст...яли
соком,чудес...ная, нал...лась, алым, з...мляника
были, яго...ки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, прелес...ную,собирать, земл..нику, стал
угостил,Анну, яг...дами, он, сла...кими, бабушку, св..ю

Карточка №6

Какое из слов в каждой строчке проверочное, а какие проверяемые? Запиши сначала проверочное, а потом проверяемые. Выдели корень и обозначь орфограмму.

Светло, светлый, светлячок, светлеет.

Лиса, лисичка, лисонька.

Коса, косичка, косы.

Зелёный, зелёнка, зелень.

Земля, земляной, земли, землица.

Добро, добродетель, добренький.

Солонка, посолить, недосол.

Карточка №7

Собери текст. Озаглавь. Запиши, вставляя пропущенные буквы или раскрой скобки.

А куропатки корм ищ...т и не ч...вствуют опас...ности.

К ним ползёт л...са.

Ярос...но затрещала с...рока.

Л...сич...ка ре...ко прыгнула, но куропатки разл...телись.

Чудес...ное раннее утро.

Заметила ужас...ную хищ...ницу.

Тут прил...тела с...рока, осм...трела окрес...ности.

На л...сной п...лянке груп(п)а куропаток.

Карточка №8

    Прочитай текст. Озаглавь.

    Вставь пропущенные буквы Спиши текст.

    Обозначь орфограммы !!!

На дв…ре в…сна. Ярко светит со…нце. Вес…ло журчат руч…и. Кругом м…л…даятра…ка. Д…ревья надели з…леные плат…я. У б…рё…киз…лотыесерё…ки. Всюду слышны радос…ныептич…и г…лоса. В…сной у птиц много работы. Они в…ют гнёзда на липовой ал(л)ее. Скоро в каждом гн..здезапищ…т пт..нцы. В нашей мес…ности громко жуж(ж)ат шмели. Ч…дес…но в…сной!

Карточка №9

Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ и Ь. Спишите.

Выделите орфограммы.

Зина терпеливо принялась обяснять задачу.

Вера посмотрела на мальчишек. Они стояли смирные, сёжившиеся

На аэродроме уже обявили посадку в самолёт.

Я смотрю, как из подезда выходит смешной, неуклюжий, долговязый человек.

Некогда в русских деревнях крестяне собирали позднею осеню тронутые

морозом гроздя красной рябины. (Соколов-Микитов И.)

Заячими, лисими, птичими следами расписана белая скатерть снегов.

Карточка №10

Спиши, исправляя мои ошибки. Не забудь выделить орфограммы.

В окресностях нашего сила растёт група прелесных Ёлочек. Керил лавров любит слушат интерестные скаски про жывотных. На пироне стаяли посожыры и ждали, когда обявят их поезт. Мы с сабачькой жучькой быстро пробижали по леснице.

Выполни фонетический разбор слова АЛЛЕЯ

Карточка №11

Определи границы предложений. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выдели орфограммы.

Ст...ит прекрас...ный зимний денёк со...нце осв...щ...ет всю окрес...ность радос...ные солнеч...ные лучики скач...т по ств...лам д...рев...ев на б...рё...ку опустилась стайка прелес...ных птичек это синич...ки их много ж...вёт в нашей мес...ности у синичек праз...дничный вид на г...ловке ч...дес...ная шапочка как х...рош... эти пташки!

Карточка №12

Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

Напиши проверочные слова. Подчеркни парные соглас ные.

Собака - друг человека, а волк -... .Железо тяжёлое, а пух.... Река широкая, а ручей.... Чеснок горький, а яблоко.... Ки сель густой, а суп... . Камень тяжёлый, а известняк... .Дом высокий, а сарай.... Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром....

Разноуровневые карточки по русскому языку. 4 класс

Глагол.

Уровень1.

    От глаголов и прилагательных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

Шью - …, белый - …, нес - …, пишу - …, черный - …, помог - …

    Спиши глаголы. Рядом напиши эти же глаголы во 2-м лице ед. ч. В настоящем, прошедшем и будущем времени. От этих же глаголов с помощью приставок образуй новые. Запиши их.

лететь - …

нарядить - …

шептать - …

    Спиши текст. Допиши окончания. Укажи время и спряжение глаголов.

В поле все интересно. Жнейки стрекоч…, как большие кузнечики. На току гуд… веялка. Вдали плывет комбайн. Он приближается к току, высыпа… зерно и снова идет обмолачивать хлеб.

Люди работа… весело. Бригадир дядя Вася бега… от одной группы колхозников к другой, совет…, помога… .

    II спряжения и глаголы-исключения.

Уровень 2.

Зелень - …, крик - …, поливка - …, свет - …, погрузка - …, корм - …

    Спиши глаголы. Рядом запиши эти же глаголы во 2-м лице ед. ч. В настоящем, прошедшем и будущем времени. От этих же глаголов с помощью приставок образуй новые глаголы. Запиши.

стоять - …

блестеть - …

    Спиши текст, дописывая окончания. Укажи время и спряжение глаголов.

Утро. Зеленый луг ярко блестит на солнце. Пахн… цветами и свежей травой. В синем небе трепещ…, дрож…, медленно поднимается в вышину золотая звездочка. Это жаворонок взлета… над лугом.

    Запиши личные окончания глаголов I спряжения и глаголы-исключения II спряжения.

Уровень 3.

    От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

Бег - …, сад - …, смотр - …, корм - …, пение - …, посадка - …

    Спиши. Укажи спряжение и время выделенных глаголов.

Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.

    С помощью приставок образуй глаголы будущего времени. Запиши. Выдели окончания.

учу – выучу, выучишь, выучит, выучат

строю - …

    Запиши глаголы-исключения II спряжения.

Имя прилагательное.

Уровень 1.

    Запиши окончания творительного и предложного падежей имен прилагательных мужского и среднего рода. Приведи примеры.

    Спиши, дописывая окончания. В скобках пиши вопросы, укажи падеж прилагательных.

Мы жили (…?) в красивом больш… город… . Ребята читали (…?) о смел… бесстрашн… танкист… .

    Просклоняй слова золотой (колос), веселые (песни).

    Спиши. Укажи падеж имен прилагательных множественного числа.

Последние дни нашего похода были грозовыми. Ближние горы стали неясными, туманными. С запада доносились раскаты грома. Сверкали сильные яркие молнии. Горное эхо разносило громовые удары.

    Разбери как часть речи.

(с) высокого (дерева)

Имя прилагательное.

Уровень 2.

    Просклоняй слова добрый (человек), синие (карандаши).

    Образуй имена прилагательные мужского и среднего рода:

родная (страна) - …., …

лесная (поляна) - …, …

    Спиши, дописывая падежные окончания имен прилагательных. Укажи падеж прилагательных.

В колхоз… началось строительство детск… сада. С ранн… утра до поздн… вечера кипит работа. Из соседн… города на стройку приехали студенты. Они привезли саженцы для фруктов… сада.

    Запиши имена прилагательные, образуя их от имен существительных. Рядом запиши имена прилагательные противоположного значения во множественном числе.

радость - … - …

холод - … - …

    Спиши, дописывая окончания. В скобках пиши вопросы. укажи падеж прилагательных.

Деревья стоят (…?) в пышн… снежн… убор… . Зимн… утром туристы выехали из города.

    Разбери как часть речи.

(по) красивому (озеру)

Имя прилагательное.

Уровень 3.

    Спиши. Укажи падеж прилагательных.

Водяная крыса хорошо плавала. Под водой она отыскивала свежие корни водяных лилий, крошечных ракушек, вкусных личинок.

    Просклоняй слова красивая (ваза), густые (деревья).

    Спиши. Ставь имена прилагательные в нужном падеже. В скобках напиши вопросы. Укажи падеж имен прилагательных.

Подошли к (…?) (густая, березовая) роща.

Плыли по (…?) (красивая, широкая) реке.

Напились (…?) (чистая, холодная) воды.

    Спиши. Укажи падеж выделенных имен прилагательных.

На востоке высилась снеговая гора. У ее подножья толпились невысокие холмы. Они заросли дремучими мрачными лесами. Кое-где в вершинах деревьев еще держались длинные полосы бледного тумана, но края их уже таяли в прозрачном воздухе.

    Разбери как часть речи.

(по) широкой (реке)

Имя существительное

Уровень 1.

    Запиши ответы на вопросы. Укажи падеж и склонение имен существительных.

Где появились гусеницы? (Яблоня, слива)

Чем засадили огород? (Капуста)

    Спиши, дописывая окончания. Определи падеж и склонение имен существительных.

Ехать в трамва…, заботиться о товарищ…, видишь в зеркал…, быть в музе…, записать в тетрад…, скакать по площад…

    Приведи примеры имен существительных трех склонений в предложном падеже.

    Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными во множественном числе. Определи их падеж.

Зима. Сне… л…жит на (тр…пинка), на (скамейка и крыша). На (ёлка) з…леная хвоя п…крыта инеем.

    Просклоняй слова работа, поля.

Зима, весна, ночь, тетрадь, перо, карандаш, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, сеялка.

    Разбери как часть речи.

(по) озеру

Уровень 2.

    Запиши окончания дательного падежа имен существительных трех склонений. Приведи примеры.

    Спиши предложения, дописывая падежные окончания. Укажи склонение и падеж имен существительных.

Стадо подошло к речк… . Мы шли по узкой тропинк… к опушк… леса. Отец вернулся из поездк… по Волг… . Машина ехала по дорог… к деревн… . Дорожка привела нас к озер… .

    Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными во множественном числе. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж.

В (поле) гудит в…юга. На (речка и озеро) от (мороз) тр…щит лед.

4. Спиши. Обозначь цифрой склонение.

Метель, квартира, болото, планета, заглавие, ладонь, календарь, Вася, морковь, морковка, осень, час, минута, год, день, сосулька, гордость.

5. Просклоняй слова снегирь, задачи.

6. Разбери как часть речи.

(к) яблоне

Уровень 3.

    Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных.

Капли дождя барабанили по крыш… . Завтра мы пойдем в гости к тет… и дяд… . Дети написали письмо отц… . Мальчик подошел к окн… . По деревн… проехала машина. К кроват… ребенка подошла мать.

    Спиши. Обозначь цифрой склонение.

Пол, рожь, сев, осинка, железо, площадь, улица, поле, сеялка, тетрадь, яблоня, дорога, капуста, огурец, тополь, береза, тетрадка.

    Просклоняй слова береза, девочки.

    Данные слова запиши в дательном и творительном падежах.

Дичь – к дичи, дичью

Лампа - …, …

Пирог - …, …

Тетрадь - …, …

    Выпиши имена существительные множественного числа. Определи падеж.

С веток яблонь часто свешиваются чьи-то домики. Жители этих домиков – гусеницы. Гусеницы – злейшие враги деревьев.

6. Разбери как часть речи.

(с) дерева

Местоимение.

Уровень 1.

    Запиши личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

    Просклоняй местоимение мы.

    Спиши. Укажи лицо и число местоимений.

Мы любим рассказы Аркадия Гайдара. Я очень люблю сосну. А у нас в деревне сосны растут. Как вы проводите выходной день? Ребята решили взять шефство над старушкой. Она жила в конце нашей улицы.

    Спиши. Вставь пропущенные местоимения, определи их число и лицо.

Ранней весной … отправились к знакомому леснику. … жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. … вела прямо к избушке лесника.

Местоимение.

Уровень 2.

    Запиши личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица во множественном числе.

    Просклоняй местоимение ты.

    Спиши. Вместо выделенных слов напиши подходящие по смыслу местоимения. Определи их число и лицо.

Мама – самый светлый, самый дорогой для меня человек. Мама учит меня добру. У школы растут красивые березы. Березы широко раскинули свои ветви.

    Спиши. Определи лицо и число местоимений.

Моя мама работает на фабрике. Она ветеран труда. Ее на фабрике все уважают и ценят. К ней многие работники обращаются за советом.

Местоимение.

Уровень 3.

    Запиши личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного числа.

    Просклоняй местоимение я.

    Спиши, подчеркивая местоимения. Определи их лицо и число.

Подумав немного, он написал адрес. Мы с Таней учимся в одном классе. Они часто пробирались в сарай к незнакомцу. Ребята, вы пойдете в кино? Я очень люблю стихотворения.

    Спиши. Вместо выделенных слов пиши подходящие по смыслу местоимения.

Ученик вошел в класс. Ученик поздоровался с товарищами. Девочка ходила в магазин. Девочка купила молоко. У дороги росли липы. Липы были старые, ветвистые.

Предлоги и приставки

Уровень 1.

    Спиши, правильно употребляя предлоги и приставки.

(До) води дело (до) конца. Цветы (под) резали (под) корень. Тропинка (с) пускалась (с) горы. Ленту (в) плели (в) косу. Лодка (от) плыла (от) берега. Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился (по) дорожке, (до) катился (до) леса.

Ш…ёт, п…ют, в…ёт, л…ют, б…ют, с…ел, под…ём, обез…яна, об…явление, об…ятие, вороб…и, от…езжать, счаст…е, ненаст…е, весел…е, пред…явить, об…единение, раз…яснение.

Уровень 2.

    Напиши словосочетания по образцу.

нагрудный значок – значок на груди

нарукавная повязка - …

настенный календарь - …

заработная плата - …

заречная сторона - …

подземный переход - …

довоенные годы - …

подводные камни - …

загородная поездка - …

    Спиши, вставляя попущенные буквы.

Весной птицы в…ют гнезда, а осен…ю покидают родные края. Кошке очень хотелось с…есть вороб…я. Вороб…и летали низко, да схватить их было трудно. На мосту бревна раз…ехались, и машины пошли в об…езд.

Уровень 3.

    Спиши. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

Уехали отец с матерью в город. Машенька посадила брата на травку и побежала на улицу играть с подружками. Прилетели гуси-лебеди, схватили брата и унесли.

Прибежала Машенька домой, а брата нет. Побежала она в чистое поле. Увидела Машенька, как над полем пролетели гуси-лебеди.

    Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Медвежат я принесла,

Посадила у стола,

Предложила угощен…е –

Мед на блюдце и варен…е.

Мишки скучные сидят –

И не п…ют и не едят,

А медку они бы с…ели,

Если б рот открыть сумели.

Тема: Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных.

(программа развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).

1 уровень

    Просклоняйте (измените по падежам) данные существительные. Выделите окончания.

роща, горизонт, метель.

    Выпишите существительные 1-го склонения, поставив их в Родительный падеж.

м. рковь, тр. пинка, оз. ро, ин. й, ос. нь, п. ртфель, т. традь,

сн. жинка, р. бина, ок. ан, д. ревня, с. рень, дядя, мыш. , сер. це

    Спишите, поставив существительные в скобках в нужном падеже.

Выделите окончания существительных, укажите склонение и падеж.

Прол. тел над (поле), гулять в (парк), с. ехать с (горка),

дружит с (пр. рода), зв. нит (Серёжа), всп. минать о (мол. дость)

2уровень

В первый – с окончанием е, во второй – с окончанием и.


в магазин. , в т.трад. , к проруб. , в книг. , в зерк. л. ,на площ. д. ,

на станц. , из б. бл. . тек. , на пас.бищ. , к тёт. .

2. Спишите, объясняя правописание окончаний существительных .

К. чался на паутин. , бр. дил с с. бак. й, спускаться по лес. ниц. ,

прох. дила вдоль изгород. , ст. яла на косогор. , на ветк. черёмух. ,др. жит в мор. , от с. рен.

к с. рен. , от ёлк. к ёлк. , в учебник. по истори.

3. Запишите, заменяя звуковую запись буквенной. Объясните правописание окончаний существительных.

[ в маскв‘э на парад‘и]

[ п‘итно на скат’ирт’и]

[ ат коч‘к’и к коч’к’и]

[ най‘т’и ф пр’эдлажэн’ий’и]

[ с‘т‘их’и а жыз’н’и]

3 уровень

Бабушка по ложила тане на блюдци румяный сладкей пиражок.

2. Из данных слов составьте и запишите предложение. Выделите окончания существительных, укажите склонение и падеж.

в. да, щ. ка, р. дилась, . кринка, мал. нькая, под, из

3. Составьте и запишите текст, используя опорные слова. Выделите окончания существительных, укажите склонение и падеж.

Зимн. . утро.

Кружились в воздух. , ложились на крыши домо. , озябш. ю землю, покрылись чист. й бел. й скатертью, побежали к горк.

Тема: Правописание безударных окончаний прилагательных.

1 уровень.

  1. Просклоняйте словосочетания. Выделите окончания существительных и прилагательных.

поздн. . вечер, высок. . сугробы

    Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Выделите окончания, обозначьте род.

Дружн. . пионерск. . отряд, дружн. . пионерск. . звено,

дружн. . пионерск. . работа, холодн. . ветер, холодн. . погода,

холодн. . утро, ясн. . зимн. . погода, ясн. . зимн. . день,

ясн. . зимн. . солнышко, кисл. . квас, кисл. . капуста, кисл. . молоко.

3. Спишите, вставляя и выделяя окончания прилагательных. Укажите падеж.

В дальн путь, под летн д. ждём, в классн комн. те, у оперн

п . вца, под палящ лучами солнца, по летн обл. ку,

в .черн зарёй, у шипящ змеи, на высохш б. лоте, на последн электричку, плывут лёгк обл. ка.

2 уровень.

    Подберите к данным существительным по 3 – 5 прилагательных. Выделите окончания, укажите род.

Бассейн. . . , лиса… , поле….

    Из данных имён существительных и прилагательных составьте и напишите словосочетания.

Выделите окончания прилагательных, укажите род.

а) густой, дремучий (лес, туман)

б) горячий, знойный (лето, вода)

в) смуглый, тёмный (небо, лицо)

г) старый, пожилой (книга, человек)

д) свежий, прохладный (газета, ветер)

е) вороной, чёрный (конь, пятно)

3. Допишите в каждой группе по 2 – 3 прилагательных.

а) Цвет: красный, . . .

б) Форма: круглый, . . .

в) Размер: большой, . . .

г) Вкус: кислый, . . .

д) Материал: деревянный, . . .

е) Качество: храбрый, . . .

3 уровень.

1. Исправьте ошибки, объясняя орфограммы.

Надне глубокава ущелъя тихо журчял ручиёк.

2. Замените в скобках именами прилагательными с разными суффиксами. Запишите полученные словосочетания.

а) черви (дождь), дни (дождь);

б) приставка (игра), машинка (игра);

в) телевизоры (цвет), лепестки (цвет);

г) отмели (песок), торты (песок);

д) ложка (серебро), иней (серебро);

е) платье (шёлк), трава (шёлк).

3. Составьте и запишите словосочетания

мужского рода в Родительном падеже,

женского рода в Предложном падеже,

среднего рода в Дательном падеже,

множественного числа в Винительном падеже .

Выделите окончания имён прилагательных .

а) хороший (люди, настроение, подарок, песня);

б) синий (колокольчик, река, озёра, небо);

в) ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы);

г) широкий (пояс, река, поле, доски).

Тема: Повторение пройденного во 2 классе.

1 уровень

1. Спиши. Выдели в словах приставки.

Подбежал, вход, унёс, переезд, сделать, загадка, вылез, подарок, обошёл, отплыть, напечатать, осмотрелся, надпись, рассказ, согрелись, взойти, прогулка.

    Запиши слова в транскрипции.

лев, ягодка, пушистые.

    Спиши. Подчеркни главные члены предложения.

Выпиши словосочетания.

Р. бята нашего кла. а см. ст. рили к. рму. ки (для) птиц.

2 уровень

    Спиши. Разбери слова по составу.

Подорожник, заманчивые, орешек, накомарник, баянист, переход, выстирать, подполз, укол, расчёска, разноцветные, конфетница, написал.

2. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

Якорь, песня, скворец, листья, ель, ёжик, юг, олень.

3. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания.

Бабушка (на)бросила (на)плечи платок.

Мальчик (по)ш. л (по)с. довой д. рожке.

С. молёт (под)нялся выс. ко (под) . бл. ка.

Р. бочие (со)драли (со)ст. ны старые обои.

3 уровень

1. Подбери слова к схемам.

А)     (сущ. /)

Б)     (прил. ///)

В)      (гл. //)

2. Произведи фонетический (звуко-буквенный) анализ слова.

3. Дополни предложение. Разбери по членам предложения. Выпиши словосочетания.

а) (Над)высок. й ел. ю …

б) Бабушка (с)в. зала …

в) Дует …

Тема: Род, число и падеж имён существительных.

1 уровень.

    Выпиши слова, называющие предметы женского рода. Выдели окончания.

лошадь, морковь, облако, одеяло, молодёжь, пейзаж, мороженое, песня, бабочка, телефон, пастбище, дедушка, Россия, кольца, стихи, земля, крылья, книги, яблоко, ягоды, читала, весёлая.

    Выпиши слова, называющие предметы единственного числа. Выдели окончания.

болото, берёза, куклы, муравьи, стулья, фамилия, бревно, смешные, молодой, играет, заяц, медведи, солдат, картина, стрекозы, дельфин, сердце, вишня, ученики.

    Просклоняй (измени по падежам). Выдели окончания.

земля песня

2 уровень.

    Распредели слова по родам. Дополни по 2 примера в каждый столбик. Выдели окончания.

Лень, р. бина, зерк. ло, зм. я, со. нце, обез. яны, числа, пираты,

к. ртоф. ль, к. рабль, мыш. , ст. кло.

    Измени слова, называющие предметы по числу. Выдели окончания.

п. сьмо, ов. щ, к. л. ндарь, см. тана, в. сна, в. р. бей, м. л. ко, птица, крыло.

    Замени звуковую запись словосочетаний буквенной. Определи падеж слов, называющих предметы.

[б’ижыт па дарошк’и], [пай’мал л’ищ’а],

[выл’ис ис б’ирлог’и], [с’ид’иш пат д’эр’ивам],

[п‘и’у ч’ай’ с сахарам], [л‘ич’у в аблаках]

3 уровень.

    Дополни словосочетания подходящими по смыслу словами, называющие предмет. Определи род, выдели окончания.

т. ж. лый _________________ , м. л. дой ________________ ,

в. сёлая __________________ , г. лубое _________________ ,

лё . кая ___________________ , длинные _________________ .

    Выпиши слова, называющие предметы, имеющие только форму множественного числа.

к. ньки, шахм. ты, м. л. ко, к. фир, санки, др. зды, сум. рки, х. л. да,

ножн. цы, вал. нки, клещи, брюки, дж. нсы, к. никулы.

    Из слов каждой строчки составь предложение. Напиши текст. Определи падеж слов, называющих предметы.


Жарко (в) воде.

пр. грело, воду, со. нце, речке, в

воде, . грают, в, зайч. ки, солнеч. ные

дне, сверкают, на, раковины

в. де, на, кувш. нок, лист. я, л. жат

рыбёшки, лист. ями, под, ст. ят

от, они, со. нца, спрятались

жарко, им.

Тест по русскому языку в 3 классе

Карточки по русскому языку

2-3 класс.

«Парные согласные в середине и на конце слова»,

«Безударные гласные в корне слова»,

« Непроизносимые согласные»,

«Разделительный твёрдый и мягкий знаки»,

«Предложение. Текст».

Карточка №1

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Грамотно обозначь орфограммы.

Девоч…ка А(л)ла читала книгу извес…ного учёного астронома Кири…а Ил…ича Ч…йкина. Она рассказывает о звёз…ном небе массу интнрес…ного. Звёзды на н…бесном своде разделены на гру…ы- созвездия. Истории полны радос…ных и …астливых, грус…ных и опас…ных приключений. В древности их рассказывали ус…но. Позднее они были записаны. Звёзды бывают гиган…скими и карликами. Сейчас доблес…ные з…мляне в к…смических аппаратах дол…тают до самых д…лёкихзвёз…

Выполни фонетический анализ слова СОЛНЦЕ

Карточка №2

Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Спишите. Выделите орфограммы.

(В)л...су ч...дно пели свои прекрас...ные песни с...лов...и. Р...бята (по)бежали (по)у...кой доро...ке купаться в реч...ке (с,С)еребрянке.

К...рилл х...р...шо (по)думал и реш...л задач... (по)геометрии. Капельки р...сы (с)текали (с)веточ...ки м...л...дой б...рё...ки. (На)пеньке с...дела прелес...ная белоч...ка, (по)глядывала (по)сторонам и ела сла...кие...го...ки.

Над словами пятого предложения напиши какими частями речи они являются.

Карточка №3

Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы.

Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.

Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка!

Карточка №4

Определи границы предложений. Спиши. Выдели орфограммы.

Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму.

В 1, 3, 5 предложениях подчеркнуть главные члены.

Карточка №5

1.Из слов каждой строчки составить предложение Озаглавить текст. Написать, вставляя пропущенные буквы.

Воскрес...ным, Ваня,утром, лесом, любовался, прекрас...ным,
дерев...я, праз...ничные, ст...яли
соком,чудес...ная, нал...лась, алым, з...мляника
были, яго...ки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, прелес...ную,собирать, земл..нику, стал
угостил,Анну, яг...дами, он, сла...кими, бабушку, св..ю

Карточка №6

Какое из слов в каждой строчке проверочное, а какие проверяемые? Запиши сначала проверочное, а потом проверяемые. Выдели корень и обозначь орфограмму.

Светло, светлый, светлячок, светлеет.

Лиса, лисичка, лисонька.

Коса, косичка, косы.

Зелёный, зелёнка, зелень.

Земля, земляной, земли, землица.

Добро, добродетель, добренький.

Солонка, посолить, недосол.

Карточка №7

Собери текст. Озаглавь. Запиши, вставляя пропущенные буквы или раскрой скобки.

А куропатки корм ищ...т и не ч...вствуют опас...ности.

К ним ползёт л...са.

Ярос...но затрещала с...рока.

Л...сич...ка ре...ко прыгнула, но куропатки разл...телись.

Чудес...ное раннее утро.

Заметила ужас...ную хищ...ницу.

Тут прил...тела с...рока, осм...трела окрес...ности.

На л...сной п...лянке груп(п)а куропаток.

Карточка №8

    Прочитай текст. Озаглавь.

    Вставь пропущенные буквы Спиши текст.

    Обозначь орфограммы !!!

На дв…ре в…сна. Ярко светит со…нце. Вес…ло журчат руч…и. Кругом м…л…даятра…ка. Д…ревья надели з…леные плат…я. У б…рё…киз…лотыесерё…ки. Всюду слышны радос…ныептич…и г…лоса. В…сной у птиц много работы. Они в…ют гнёзда на липовой ал(л)ее. Скоро в каждом гн..здезапищ…т пт..нцы. В нашей мес…ности громко жуж(ж)ат шмели. Ч…дес…но в…сной!

Карточка №9

Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ и Ь. Спишите.

Выделите орфограммы.

Зина терпеливо принялась обяснять задачу.

Вера посмотрела на мальчишек. Они стояли смирные, сёжившиеся

На аэродроме уже обявили посадку в самолёт.

Я смотрю, как из подезда выходит смешной, неуклюжий, долговязый человек.

Некогда в русских деревнях крестяне собирали позднею осеню тронутые

морозом гроздя красной рябины. (Соколов-Микитов И.)

Заячими, лисими, птичими следами расписана белая скатерть снегов.

Карточка №10

Спиши, исправляя мои ошибки. Не забудь выделить орфограммы.

В окресностях нашего сила растёт група прелесных Ёлочек. Керил лавров любит слушат интерестные скаски про жывотных. На пироне стаяли посожыры и ждали, когда обявят их поезт. Мы с сабачькой жучькой быстро пробижали по леснице.

Выполни фонетический разбор слова АЛЛЕЯ

Карточка №11

Определи границы предложений. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выдели орфограммы.

Ст...ит прекрас...ный зимний денёк со...нце осв...щ...ет всю окрес...ность радос...ные солнеч...ные лучики скач...т по ств...лам д...рев...ев на б...рё...ку опустилась стайка прелес...ных птичек это синич...ки их много ж...вёт в нашей мес...ности у синичек праз...дничный вид на г...ловке ч...дес...ная шапочка как х...рош... эти пташки!

Карточка №12

Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

Собака - друг человека, а волк -... .Железо тяжёлое, а пух.... Река широкая, а ручей.... Чеснок горький, а яблоко.... Ки­сель густой, а суп... . Камень тяжёлый, а известняк... .Дом высокий, а сарай.... Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром....

Карточка №13

Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

Карточка № 14

Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

Найди сам(а) пословицы, в которых в глаголах есть б/гл, проверяемая ударением .

Карточка№ 15

Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать. Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.